Экспертное заключение по бизнес плану

Экспертное заключение по бизнес плану thumbnail

Бизнес-план существовал как направление
диверсификации крупного предприятия.
Был арендован цех, закуплено и налажено
оборудование, осуществлялся выпуск
продукции — древесностружечной плиты,
ламинированной пленкой — предназначенной
для использования в изготовлении мебели.

Бизнес-план существовал и на бумаге:
были расчитаны затраты, сроки окупаемости,
объем сбыта и планируемая прибыль.

Причиной приглашения консультанта
явилось значительное расхождение
реального сбыта с планируемым, в
результате чего проект не только не
приносил прибыли, но требовал постоянных
дотаций, и тенденций изменения к лучшему
не прослеживалось.

Первоначальной формулировкой задания
на консультирование являлась оптимизация
организационной структуры предприятия,
от которой заказчик ожидал вывод проекта
на самоокупаемость. В результате
обсуждения с консультантом задача была
переформулирована как экспертиза
бизнес-плана.

Предварительное изучение бизнес-проекта,
лежащего в основе, выявило следующие
существенные факты:
— Проект расчитывался
под производство. Из 20-ти страниц текста
и расчетов сбыту была посвящена одна
фраза: “Реализовывать готовую продукцию
можно по цене 70 тыс.руб. за кв.м.”; далее
шел расчет прибыли на основании указанной
цены и планируемой себестоимости.
— В
себестоимость с самого начала не
включались расходы на сбыт, управление,
бухгалтерское обслуживание, аренду
офиса.
— Себестоимость расчитывалась
для планируемого объема выпуска, который
не был достигнут.

На текущий месяц планировался реальный
(от достигнутого) объем сбыта, и сумма
дотаций от головного предприятия. Объем
выпуска продукции ограничивался
возможностями сбыта.

Поскольку сбыт продукции производился,
и производство обеспечивало его нужды,
первоначальным направлением исследований
явилось определение реального
экономического положения проекта,
расчет точки безубыточности. Для этого,
с помощью экономиста предприятия, были
учтены и привязаны к месту возникновения
действительные затраты проекта, включая
сбыт, управление, и т.д. Расчет показал
величину убытков, большую, чем считалось
ранее. Точка безубыточности, согласно
расчетам, существовала “в пределах
досягаемости” — т.е. могла быть достигнута,
при увеличении сбыта в пределах
производительности оборудования, и
использовании существующих цен (62
тыс.руб за кв.м.).

Следующим этапом стало исследование
сбытовых технологий. Анализ отчетов
сбыта показал неожиданную картину, не
выявленную при работе с экономистом:
предприятие поставляло готовую продукцию
розничным магазинам для реализации
населению на условиях товарного кредита;
реальная возвратность средств составляла
около 70% отпускных цен — т.е. отгружалось
100% продукции, а оплачивалось только 70%
— остальные “повисали” в нарастающей
просроченной дебиторской задолженности.
Экономистом же учитывались затраты на
реализованную продукцию, потерь не
существовало.

Новый расчет точки безубыточности, с
учетом стоимости финансирования и
потерь от невозврата средств, показал,
что ее не существует в пределах
производительности оборудования. Т.е.,
необходимо было корректировать методику
продаж, отказываясь от ненадежных
магазинов, задерживающих или не
возвращающих оплату. Таких оказалось
80%.

Поскольку это лишь уменьшало сбыт,
следовало изучить альтернативные
возможности, попытки задействовать
которые, для предприятия оказались
неудачными.

Для выяснения положения с проработкой
рынка консультант изучил отчеты и провел
интервью с маркетологом проекта —
специалистом с высшим образованием,
пишущим диссертацию по маркетингу.
Несмотря на анкетные данные, результат
оказался удручающим — маркетолог не
имел и не хотел иметь представления о
том, кто может являться покупателем
предприятия. Единственные его функции
состояли в оформлении выставок и
подготовке отчетов.

Интервью с руководителем и менеджерами
сбыта также не прояснило ситуацию: на
вопросы, в какой степени проработаны
мебельные фабрики, и почему самая крупная
из них, заключив контракт на закупку,
скоро разорвала его, было получено
несколько противоречивых ответов. В
качестве конкурентов были названы два
предприятия с аналогичным оборудованием,
которое, по словам руководителя сбыта,
не используется. По качеству продукции
сбыт и производство однозначно утверждали,
что качество превосходное.

Поскольку необходимой информации
получить на предприятии не удалось,
консультантом были определены возможные
источники ее получения — эксперты в
области разработки технологий мебельного
производства и опытные потенциальные
покупатели. Были сформулированы следующие
ключевые вопросы:
— Каково поле
конкуренции?
— Каково воспринимаемое
потребителями качество продукции
предприятия?
— Где еще может использоваться
продукция?
— Какая цена обеспечит сбыт
максимальных объемов производства
оптовым покупателям?

Эксперты были найдены в Институте
мебели. Интервью с одним из них проводилось
с уклоном на поиск областей применения
ламинированной ДСП и анализ возможных
конкурентных преимуществ продукции.
Со вторым велось детальное обсуждение
качества продукции и всех ее аналогов,
удовлетворяющих те же потребности
потребителей.

Из интервью была получена следующая
существенная информация:
— Конкурентной
продукцией являются плиты, облицованные
шпоном, и плиты, ламинированные бумагой.

— Ламинированная пленкой плита могла,
теоретически, применяться для отделочных
работ в строительстве, уступая по
качеству натуральному шпону и
ламинированной бумагой плите. Последняя
была, к тому же, дешевле.

— “Производственное” качество
ламинированной пленкой плиты лежало
где-то между натуральным шпоном и
бумажным ламинатом, причем шпон и бумагу
можно было использовать для горизонтальных
поверхностей, а пленку нельзя.

— По “производственному” качеству,
цена ламинированной пленкой плиты
должна быть на 10-15% выше, чем ламинированной
бумагой, т.е. находится посередине между
бумагой и шпоном.

— Для потребителя пленка и бумага являются
искусственными покрытиями, относятся
к низшему классу качества, а шпон —
натуральным покрытием, и относится к
среднему классу.

— Крупные мебельные предприятия используют
для изготовления мебели бумажный
ламинат, т.к. он дешевле, и, соответственно,
более пригоден для массового производства;
небольшие предприятия, изготавливающие
мебель по заказу, используют натуральный
шпон, т.к. само изготовление слишком
дорого, чтобы использовать низкокачественный
материал.

— Основная масса крупных предприятий
организовывает у себя собственное
изготовление полуфабрикатов, получая
экономию на торговой наценке, которую
раньше приходилось платить поставщику,
и дополнительную прибыль от реализации
части полуфабрикатов более мелким
предприятиям.

Предварительные выводы, сделанные по
результатам интервью, были следующие:

— Воспринимаемое потребителями качество
продукции предприятия ниже ее
“производственного” качества.

— Других типов потенциальных потребителей,
кроме уже выявленных, не существует.

Проведенное интервью с руководителем
отдела закупки крупной мебельной фабрики
добавило следующую информацию:

— Применение плиты, ламинированной
пленкой, увеличивает себестоимость
готовой продукции, до уровня, не
позволяющего ее реализовать. Предприятием
производилась пробная партия мебели,
ламинированной пленкой, которая была
реализована только после уценки почти
до себестоимости.

— Качество пленки, действительно, лучше,
чем бумаги; вопрос о закупке оптовых
партий ламинированной пленкой плиты
может быть положительно решен при
снижении цен до уровня цены бумажного
ламината.

— Цена, по которой мебельная фабрика
покупает бумажный ламинат, составляет
36 тыс.руб за кв.м. (подтверждено счетами
и накладными поставщика).

Анализ прайс-листов производителей
бумажного ламината показал, что розничные
цены на изделия составляют 42 тыс.руб.
за кв.м.

На основании вновь полученных данных
был проведен очередной расчет точки
безубыточности. Она достигалась
единственным образом: полной ликвидацией
затрат на сбыт (увольнением всех
сотрудников и осуществлением продаж
одному покупателю непосредственно с
производства), выпуском максимальных
объемов продукции, которые могли быть
освоены на имеющемся оборудовании, и
продажей их по себестоимости. Расходы
на материалы, которые не могли быть
уменьшены, делали нерентабельной
производственную деятельность.

Окончательными выводами отчета стали:

1. Существующая рыночная ситуация не
позволяет достичь самоокупаемости
проекта без изменения стратегий.

2. Возможными стратегиями (на уровне
гипотез) могут являться:

— реализация ламинированных пленкой
плит небольшим мебельным предприятиям
вместе с широким ассортиментом прочих
мебельных полуфабрикатов;

— производство корпусной мебели на тех
же производственных площадях, и
последующая ее реализация.

В обоих случаях производство должно
функционировать на полную мощность,
реализуя “излишек” продукции — ее
большую часть — оптовому покупателю по
себестоимости. Прибыль будет извлекаться
из “побочного” вида деятельности.

3. Выявленные в процессе экспертизы
значительные упущения в организационной
структуре проекта вызывают сомнение в
целесообразности применения в проекте
любой стратегии, предусматривающей
получение пониженной нормы прибыли, в
том числе, и стратегий, предложенных в
пункте 2.

Работа консультанта по экспертизе
бизнес-плана заняла 3 недели оплачиваемого
времени.

По результатам экспертизы заказчиком
было принято решение об отказе от
дальнейшей реализации проекта и продаже
налаженного производства предприятию
— изготовителю корпусной мебели.

Источник

Приложение

к Положению

о порядке проведения экспертизы

инвестиционных проектов

(бизнес-планов), претендующих

на государственную поддержку

(с изменениями от 1 ноября 2006 г.)

Экспертное заключение N ___
на инвестиционный проект (бизнес-план)
_________________________________________________________________________
(наименование проекта)

г. Тамбов от «___» ____________ 200__ г.

Заключение осуществлено на основании Закона Тамбовской области от
30.11.2004 N 269-З «О государственной поддержке инвестиционной
деятельности на территории Тамбовской области», в соответствии с
Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных
проектов, утвержденными Минэкономразвития России, Минфином России,
Госстроем России от 21.06.1999 N ВК 477.
На основании представленных материалов
_________________________________________________________________________
(наименование организации)

1. Сведения об инициаторе инвестиционного проекта
(бизнес-плана)

1.1. Общие сведения
Наименование: ___________________________________________________________
(полное наименование организации)
Адрес: __________________________________________________________________

Руководитель: ___________________________________________________________
должность, Ф.И.О. (полностью)

Телефон: _______________ Факс: ________________ Е-mаil: _________________

Контактное лицо: ________________________________________________________
должность, Ф.И.О. (полностью)

Телефон: _______________ Факс: ________________ Е-mаil: _________________

1.2. Финансово-экономическая характеристика предприятия без учета
заявленного инвестиционного проекта (бизнес-плана):

тыс. руб.

Наименование показателяПредыдущий
год (факт)
Текущий год
(оценка)
Следующий
год (план)
1234
Выручка (нетто) от реализации
товаров, продукции, работ,
услуг (за вычетом НДС, акцизов
и аналогичных обязательных
платежей)
   
Общие затраты на производство
и сбыт продукции (услуг)
   
Нераспределенная прибыль
отчетного периода
   
Текущие платежи в бюджет
— всего
в том числе:
в федеральный бюджет
в областной бюджет
в бюджет муниципального
образования
   
Текущие платежи по единому
социальному налогу
   
Бюджетная задолженность —
всего
в том числе:
задолженность перед
федеральным бюджетом
задолженность перед областным
бюджетом
задолженность перед бюджетом
муниципального образования
   
Задолженность по единому
социальному налогу
   
Среднесписочная численность
работников, человек
   
Среднемесячная зарплата
работников, руб.
   
Среднегодовая стоимость
основных производственных
фондов
   
Использование производственных
мощностей, %
   
Износ основных фондов, %   
Кредиторская задолженность   
Дебиторская задолженность   
Чистые активы   

1.3. Вид деятельности:

2. Сведения об инвестиционном проекте (бизнес-плане)

2.1. Краткое описание инвестиционного проекта (суть проекта,
характер проекта)

2.2. Соответствие характеристик инвестиционного проекта
установленным требованиям:

ХарактеристикаПо данным
заявителя
По расчетам
эксперта
123
Объем инвестируемых средств
— всего:
в том числе:
собственные средства
заемные средства
  
Форма государственной поддержки
инвестиционного проекта
  
Расшифровка формы государственной
поддержки
  
Обязательства, под которые
запрашивается государственная
поддержка (гарантия)
  
Направления использования
инвестиций
  
Степень готовности проекта  
Степень реализации
инвестиционного проекта
  
Наличие необходимых для
реализации проекта документов
(лицензии и т.д.)
  
Максимальная мощность проекта  
Календарные сроки выхода
производства на проектную
мощность
  
Горизонт планирования  
Объем продаж по проекту (без
косвенных налогов)
  
Чистая прибыль от реализации
проекта
  
Рентабельность продаж по проекту  
Длительность фазы инвестирования
проекта
  
Срок окупаемости проекта  
Чистый дисконтированный доход
(NРV)
  
Внутренняя норма доходности (IRR)  
Рентабельность инвестиций (РI)
статическая
динамическая
  
Бюджетный эффект
в том числе бюджетный эффект по
областному бюджету
  
Социальный эффект, в том числе
создание рабочих мест
средняя заработная плата
  
Оценка реализуемости проекта,
в том числе:
имеющийся опыт хозяйствования
обеспеченность сбыта продукции
наличие заключенных договоров
участие третьих лиц в реализации
проекта
проведенные маркетинговые
исследования
экспортабельность проекта
мнение государственных органов
обеспеченность ресурсами
иные
  
Виды риска по проекту и способы
управления ими
  
Особые условия проекта  
3. Заключение

3.1. Выводы:

3.2. Экспертное заключение по инвестиционному проекту
«______________________________________________________________________»:
На основании представленных материалов и проведенной экспертизы
уполномоченная организация
_________________________________________________________________________
(наименование уполномоченной организации)
считает целесообразным (нецелесообразным) предоставление государственной
поддержки инвестиционному проекту в виде
_________________________________________________________________________
(форма государственной поддержки)
на срок окупаемости проекта в рамках действующего законодательства.
Справка о расчете объема налоговых льгот на 200_ — 2000_ гг. по
инвестиционному проекту _________________________________________________
(наименование проекта)
_____________________________________________________________ прилагается
(Оформляется для государственной поддержки в форме налоговых льгот)
Справка о расчете экономической эффективности на 200_ — 200_ гг. и
Справка о расчете бюджетного эффекта на 200__ — 200__ гг. по
инвестиционному проекту _________________________________________________
____________________________________________________________ прилагаются.
(наименование проекта)

___________________________ _______________________________
___________________________ _______________________________
(подписи экспертов (расшифровка подписей)
уполномоченной организации)
_________________________________________________________________________
(подпись и расшифровка подписи руководителя уполномоченной организации)

«___»________________ 200__ г. М.П.

Справка о расчете объема налоговых льгот на 200_ — 200_ гг.
по инвестиционному проекту «______________________________»
на 1.01.200__ года

Наименова-
ние налога
200__ год200__ год… гг.Всего
в том числеВсегов том числеВсегов том числеВсегов том числеВсего
объем
льгот
по
област-
ному
бюджету
сумма
налога,
подле-
жащая
уплате
объем
льгот
по
област-
ному
бюджету
сумма
налога,
подле-
жащая
уплате
объем
льгот
по
област-
ному
бюджету
сумма
налога,
подле-
жащая
уплате
объем
льгот
по
област-
ному
бюджету
сумма
налога,
подле-
жащая
уплате
Налог на
прибыль
организаций
            
Налог на
имущество
организаций
            
Итого            

_________________________________________________________________________
(Подпись и расшифровка подписи руководителя уполномоченной организации)

«___»________________ 200__ г. М.П.

Справка о расчете экономической эффективности на 200_ — 200_ гг.
по инвестиционному проекту ______________________________________________
(наименование инвестиционного проекта)

Наименование показателяГода реализации проектаИтого
200_ г.200_ г.200_ г.200_ г.200_ г.200_ г.200_ г.
Инвестиции по проекту        
Поступления (чистая
прибыль плюс
амортизация)
        
Сальдо        
Коэффициент
дисконтирования (____%)
        
Дисконтированное сальдо        
Накопительное
дисконтированное сальдо
        

1. Чистая дисконтированная стоимость (NPV) —
2. Внутренняя норма доходности (IRR) —
3. Период окупаемости проекта — Срок окупаемости проекта —

_________________________________________________________________________
(Подпись и расшифровка подписи руководителя уполномоченной организации)

«___» ___________ 200__ г.
М.П.

Справка о расчете бюджетного эффекта на 200_ — 200_ гг.
по инвестиционному проекту ______________________________________________
(наименование инвестиционного проекта)

Наименование показателяГоды реализации проекта
200_ г.200_ г.200_ г.200_ г.200_ г.200_ г.200_ г.
Объем поддержки по проекту
(налоговые льготы)
       
Объем налоговых поступлений       
Сальдо потока       
Коэффициент дисконтирования <*>       
Чистый дисконтированный доход
государства
       
Чистый дисконтированный доход
государства нарастающим итогом
       
Коэффициент дисконтирования
с учетом риска <**>
       
Чистый дисконтированный доход
государства с учетом риска
       
Чистый дисконтированный доход
государства с учетом риска
нарастающим итогом
       

<*> коэффициент дисконтирования основан на отношении ставки рефинансирования, установленной
ЦБ РФ, и темпа инфляции текущего года
<**> коэффициент среднего уровня риска в соответствии с постановлением Правительства РФ
от 22.11.1997 N 1470 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной
основе за счет Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности
инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных
ресурсов Бюджета развития Российской Федерации#

_____________________________________________ «__» ______________ 200_ г. М.П.
(Подпись и расшифровка подписи руководителя
уполномоченной организации)

Источник

Adblock
detector