Экспертная оценка бизнес идеи
Идея без реализации ничего не стоит. Но как понять, насколько перспективна эта идея? Можно ли вкладывать ресурсы в её развитие и воплощение, или лучше искать дальше?
Мы собрали десять простых способов проверить свою идею на прочность.
1. Посмотрите на конкурентов
Если вы не создаёте с нуля новый рынок, у вашей идеи уже есть конкуренты. Чтобы понять её жизнеспособность, можно посмотреть на существующие решения.
Есть несколько способов анализировать конкурентов:
- Посмотрите, как давно работает их сайт. Это покажет Domain Age Checker.
- Изучите, какой трафик попадает на их сайты и откуда. Используйте SEMRush и Similar Web или Alexa — этот сайт также покажет рейтинг конкурентов в сети.
- Загляните в социальные сети конкурентов.
- Изучите упоминания бренда конкурентов в сети: обсуждения на форумах, отзывы в соцсетях. В этом помогут сервисы вроде YouScan или Brand Analytics.
Задача — понять нишу, в которой находится продукт. Хорошо иметь крупных и развитых конкурентов (значит, рынок воспитан и он большой), а также слабых конкурентов на потенциально большом рынке.
2. Посмотрите на тренды
Простой инструмент Google Trends показывает развитие интереса к заданным ключевым словам. Вы вводите слово (например, автозапчасти), а Google Trends показывает динамику поисковой активности, связанные ключевые слова и много другой полезной информации.
Очевидно, что не стоит выпускать продукт на стагнирующем рынке. Например, за последние пять лет запросы по слову «флешка» начали падать — скорее всего, людям уже не так нужны флешки.
Читайте также: 19 трендовых товаров, которые легко начать продавать
3. Заполните таблицу Experiment Board
Experiment Board — это таблица для тестирования своей идеи. Инструмент для тех, кто только выбирает свою нишу, еще не знает своих конкурентов, не чувствует клиентов и свои сильные стороны.
Таблица предлагает устроить мозговой штурм всей командой. На листочках каждый выписывает слабые и сильные стороны, описывает типичных пользователей, предполагает проблемы. Затем листочки располагают в пустых квадратах и переходят к обсуждению.
Можно обойтись и без таблицы, но с ней легче следить за регламентом: важно не только критиковать, но и предлагать тоже.
4. Попробуйте краудфандинг
Краудфандинг используют для сбора денег. Однако его также можно использовать для проверки своей идеи «в бою».
Смысл сервиса — предложить людям профинансировать еще не существующий продукт в обмен на первые экземпляры. Если нужная сумма не собирается, то средства возвращаются обратно каждому жертвователю. В таком случае продукт очевидно не нужен.
Потратьте немного времени и создайте хороший краудфандинговый проект на Планете или Бумстартере. Вам потребуются фотографии, рисунки и подробное описание продукта.
Будьте осторожны и не заявляйте слишком оптимистичных целей. Если средства соберутся, вам придётся выполнить все обещания перед дарителями. В США многие стартапы неожиданно для себя собирают миллионы долларов инвестиций от пользователей Кикстартера, и закрываются, будучи не в силах изготовить десятки тысяч экземпляров товара.
5. Создайте тестовую площадку
Простой лэндинг с полем для сбора электронной почты или магазин на Эквиде помогут протестировать идею лучше любых исследований.
Рассказывает Анна Городецкая из Trusbox:
«Первый месяц проект существовал как тестовая площадка. Хотели проверить, будет ли спрос. Пользователи заходили, читали блог и оставляли e-mail. Через 3 недели в листе ожидания набралось 500 потенциальных клиентов. Продажи открыли через месяц после старта и получили конверсию 50%. Для товара, который никто не видел, это отличный результат.»
Дайте будущим пользователям проголосовать за вашу идею — рублём или личной почтой.
Постарайтесь не тратить много сил на посадочную страницу или тестовый магазин. Сделайте их буквально на коленке. Главное, чтобы у вас было короткое и понятное описание продукта, его фото, CTA-кнопки «Подписаться» или «Зарегистрироваться», контакты. Если не хотите «светить» свою торговую марку — придумайте специальный бренд для теста.
После создания лэндинговой страницы и начала сбора электронных адресов займитесь трафиком. Поделитесь ссылкой на лэндинг во всех своих соцсетях, а также тематических группах. Не забывайте и про другие популярные площадки вроде Medium, The Question, Quora.
Создайте аккаунт Google Аналитики, чтобы отслеживать результаты. Проведите рекламные компании с помощью Google AdWords и Facebook Ads, чтобы получить больше трафика на сайт. Затем отследите конверсию — стремитесь к показателям более 5%.
6. Изучите спрос на AliExpress и Amazon
Выберите несколько товаров из вашей ниши и посмотрите на объем заказов на AliExpress. Конечно, чем больше заказов, тем выше конкуренция, но все же лучше выбирать товар, который пользуется спросом.
Вы также можете задать в поиске категорию, например, «бег», и отсортировать результаты по заказам — вы увидите самые популярные товары в этой нише. Если несколько разных товаров одной ниши уже получили тысячи заказов, это неплохой вариант: конкуренция есть, но и спрос высокий.
Также ознакомьтесь с бестселлерами на Amazon. При просмотре категории товара вы найдете ссылку на бестселлера этой ниши. В бестселлерах увидите самые продаваемые продукты в данный момент.
Читайте также: Как начать продавать свой товар на Amazon и eBay
7. Проведите опрос
Начать можно с простого опроса потенциальных клиентов, созданного в Google Формах. Его можно разослать знакомым и друзьям. Помните, что близкие не всегда могут быть максимально объективны, поэтому попросите их отвечать на вопросы честно, даже если им что-то не нравится.
Можно проводить опросы в соцсетях — делясь ссылкой на анкету из Google Форм или используя инструменты самой платформы. Размещайте опросы не только на своей страничке, но и в группах и пабликах, в которых обитает ваша аудитория.
Для получения более точного фидбека можно воспользоваться сервисом SurveyMonkey. Платформа помогает составлять опросы для изучения рынка. Здесь вы также можете протестировать рекламные компании, узнаваемость бренда и нейминг.
8. Устройте розыгрыш
Если у вас уже есть товар или его «черновая» версия, попробуйте устроить розыгрыш в соцсетях, например, в тематических группах. Тут все просто — оценивайте количество участников. Если желающих бесплатно получить ваш товар мало, то скорее всего, тех, кто готов отдать за продукт деньги, тоже будет немного.
Читайте также: Продвижение интернет-магазина с помощью конкурсов (21 проверенная идея)
9. Воспользуйтесь сервисом IdeaCheck
IdeaCheck — сервис для оценки бизнес-идей. Вы сообщаете суть вашей идеи, исходя из нее составляется анкета для тестировщиков, которых подбирают из вашей целевой аудитории. Респонденты заполняют анкету, оставляют свои отзывы и рекомендации. Полученные результаты сервис анализирует и предоставляет вам в виде отчета.
Стартовый пакет стоит $49, отчет предоставляется через 24-48 часов. Сервис подходит для предпринимателей, стартаперов, инвесторов. Интерфейс на английском.
10. Посоветуйтесь с экспертами
Как правило, люди на нишевых сайтах более отзывчивы, поэтому стоит напрямую обратиться к экспертам на LinkedIn, Quora, The Question или начать обсуждение на специализированных форумах или тредах Reddit.
Старайтесь быть кратким и писать по делу — никто не любит расплывчатые сообщения. Опишите идею и попросите высказать замечания и предложения. Возможно, обсуждение поможет вам взглянуть на свою идею с другой стороны и увидеть пробелы, которые незаметны новичкам.
Самое главное — не старайтесь доказать успешность своей идеи. Стремитесь утопить её на любом из этапов. Если ваша идея выдержит стресс-тест на этапе проверки, то воплотить её в жизнь будет проще.
Экспертная комиссия
Предлагать услуги частной независимой экспертизы или пользоваться ими в нашей стране вполне законно. Благодаря этой возможности популярным является и бизнес по предоставлению услуг независимой экспертизы. В чем заключается эта деятельность, и как открыть компанию, в которой можно зарабатывать на осуществлении работ по независимой экспертизе, подробнее в этой статье.
Разновидности
- Строительно-техническая экспертиза. Это направление оказывает услуги по определению цены объекта и проектных работ, уровня его готовности к эксплуатации, а также по определению последовательности пользования землей либо жилым объектом.
- Бухгалтерская экспертиза. Она заключается в обнаружении ошибок и погрешностей в бухгалтерском учёте. Этот вид экспертизы дает возможность определить соответствие данных, которые прописаны в первичных документах актов хозопераций.
- Товароведческая экспертиза определяет соответствие товара предприятия классификационным категориям, его реальной стоимости, технологии производства товара, его упаковки, транспортировки, а также соответствие условиям хранения и срокам реализации.
- Психологическая экспертиза позволяет установить особенности психической деятельности конкретного лица. Как правило, это деятельность, которая имеет определенное юридическое значение и в результате вызывает правовые последствия.
- Пожарно-техническая экспертиза выявляет причины возникновения чрезвычайных ситуаций по пожарной части, определяет время и пути распространения пожара, а также соответствие нужного уровня технического состояния здания установленным противопожарным правилам.
- Интеллектуальная экспертиза определяет индивидуальные критерии и свойства объектов интеллектуальной собственности; анализ сферы и определение стоимости, формирование списка потенциальных рисков и расчет убытков вследствие нарушения прав.
- Почерковедческая экспертиза дает возможность решить задачи идентификационного и ситуационного характера, позволяет установить принадлежность почерка и непосредственно подписи конкретному человеку.
- Автоэкспертиза нужна для восстановления алгоритма и механизма ДТП, всех его подробностей и причин. Она позволяет определить уровень соответствия действий водителя автомобиля ПДД.
- Генетическая экспертиза устанавливает отцовство на основе результата анализов слюны. Такая экспертиза ДНК осуществляется в течение 3 дней, иногда 5 дней после сдачи образцов.
- Земельно-техническая экспертиза оценивает соответствие документов на земельные участки, а также назначение земельных участков на основании норм законодательства.
Основные этапы открытия
Организации-эксперты имеют право предоставлять разнообразные виды услуг, в том числе экспертизу давности документа, экспертизу ДТП и даже экспертизу почерка.
- Ассортимент услуг. Прежде чем открывать компанию в этом направлении, следует определиться с ассортиментом предоставляемых услуг. Все вышеперечисленные направления экспертиз можно использовать для работы, однако наиболее популярными является экспертиза дорожно-транспортных происшествий, земельно-техническая экспертиза, экспертиза учетной документации. Одна компания совершенно законно имеет право предоставлять услуги одновременно в нескольких направлениях. Главное — иметь квалифицированных специалистов в разных направлениях.
- Регистрация ИП или юрлица. Как только выбрано направление деятельности (или же несколько направлений), потенциальный собственник должен пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или открыть юрлицо на свое имя. Для этого необходимо зарегистрировать ЧП или открыть юридическое лицо на свое имя.
- Подготовка документов. В зависимости от выбранной услуги по экспертизе собственник должен подготовить определенный пакет документов, поэтому необходимо проконсультироваться со специалистом. По стандарту это страховой полис, ОГРН, свидетельство о составе в СРО и ИНН.
- Подбор персонала. При открытии практически любого бизнеса необходимо набрать стартовый штат работников. В данном случае нужны специалисты по экспертной оценке объекта. Важно подбирать персонал по определенным требованиям: профильное образование, опыт успешной работы от 1 года на руководящей должности. В том случае, если сам создатель экспертной организации желает проводить экспертизу, ему необходимо получить соответствующий диплом. При регистрации юридического лица для деятельности экспертной организации оценщиков нужны минимум два специалиста, при ИП достаточно одного профильного эксперта.
- Вступление в саморегулирующуюся организацию (СРО). Далее следует вступить в какую-либо саморегулирующуюся организацию, так как именно они уполномочены контролировать деятельность независимых экспертов. Для регистрации в СРО необходимо предоставить учредительные документы организации, дипломы о профильной квалификации персонала. После одобрения кандидатуры необходимо внести оплату вступительного взноса.
Подробнее о вступлении в СРО
1 этап. Кандидат передает бумаги в офис представительства СРО либо с курьером в соответствии со списком документов (свидетельство о присвоении ОГРН, свидетельство ИНН, устав юрлица, учредительный договор, выписка из единого реестра юрлиц и другие документы. Рассмотрение документов осуществляется в течение 1-2 дней.
2 этап. Саморегулирующая организация обязана подготовить следующие виды договоров:
- СРОС.
- СРОИ.
- СРОП.
- Страховой договор.
- Дело кандидата, который вступает в члены СРО.
- Документацию для подписания кандидата и оплаты взносов.
Срок этого этапа не определен точно, но он редко составляет менее 1-2 дней.
3 этап. Потенциальный член СРО (кандидат) проводит оплату платежей и подписывает заявления, договоры и прочие документы. Саморегулирующая компания принимает официальное решение о вступлении кандидата в свои члены. Срок завершающего этапа колеблется от 1 до 3 рабочих дней с момента подачи заявления и всех документов.
Налогообложение профильной экспертной организации упрощенное, а при регистрации индивидуального предпринимателя затраты при старте будут минимальными, в отличие от оформления документов юридического лица. Для работы понадобится специальный софт. Например, если вы занимаетесь автоэкспертизой, это ПС: комплекс, позволяющий произвести оценку ущерба автомобилю. Стоит он достаточно дорого, будьте к этому готовы.
В итоге
Несмотря на денежные и временные затраты на реализацию проекта по экспертной организации у предпринимателя есть отличный шанс быстро вернуть вложенные деньги и хорошо зарабатывать уже менее чем через полгода после старта бизнеса.