Экономическое заключение на бизнес план
Бизнес-планирование позволяет проанализировать весь комплекс будущих операций бизнеса. Именно на основе планирования начальной деятельности предприятия или дальнейшего его развития, появляется реальная возможность минимизировать внутренние и часть внешних рисков, сохранить гибкость управления производством. Бизнес-план помогает просчитать все стороны будущей деятельности, непосредственно, за долго до начала самой деятельности. Он позволяет обнаружить проблемы до того, как они возникли. Без бизнес-плана невозможно привлечение инвестиций. Бизнес-план является стандартным документом ознакомления с предприятием в условиях цивилизованного рынка. Бизнес-план — это инструмент контроля и управления. Бизнес-план имеет определенную структуру, включающую в себя в обязательном порядке следующие вопросы:
- — общий раздел (резюме);
- — описание предприятия и предлагаемого проекта, описание отрасли, описание продукции (работ, услуг), анализ рынка сбыта, описание производства, управление и организация производства, финансовый план, прогноз финансовых коэффициентов и показателей эффективности, анализ риской проекта.
Данные разделы не являются стандартными, но в любом случае в бизнес — плане должно быть чётко указано:
- — чем занимается компания, в чем состоит ее бизнес;
- — каковы цели предприятия;
- — каковы стратегия и тактика, с помощью которой компания собирается достичь поставленных целей;
- — сколько финансовых и других ресурсов потребуется компании, в течение какого периода и как эти ресурсы будут использованы;
- — когда и как будут возвращены средства инвесторам. В процессе бизнес-планирования необходимо рассматривать перспективы.
Главная цель предприятия при бизнес-планировании заключается в выборе стратегической альтернативы, которая позволит ему осуществлять свою дельность в рамках долгосрочной программы и приведет к его процветанию. Затем происходит детализация общих целей. Перед тем, как приступать к бизнес-планированию, необходимо определить те факторы, которые могут оказать влияние на деятельность предприятия. Эти факторы могут быть как внутренними (контролируются предприятием), так и внешними (не зависят от волеизъявления предприятия). Внутренними факторами необходимо управлять, а к внешним факторам подстраиваться. К внутренним факторам, которые оказывают свое влияние на успех финансово-хозяйственной деятельности предприятия, можно отнести такие факторы, как компетентность сотрудников организации, грамотность управленческого состава, уровень организации производства, используемые ресурсы и их уровень, и многие другие. Среди внешних факторов можно выделить:
- — экономические факторы;
- — политические факторы;
- — рыночные факторы;
- — технологические факторы;
- — факторы конкуренции;
- — международные факторы;
- — факторы социального поведения.
Для того чтобы установить, какие факторы в конечном итоге могут повлиять на деятельность предприятия, необходимо провести исследование внутренней и внешней среды. Результаты исследования в дальнейшем учитываются при бизнес-планировании.
В курсовой работе разработан бизнес-план по предприятию, действующему в сфере услуг. Бизнес-план составлен с учётом всех требований к его форме и содержанию. Цель представленного бизнес-плана заключается в теоретическом изучении написания бизнес-плана и применение его на практике.
Настоящий Бизнес-план предусматривает создание ателье «Пуговка», способного эффективно работать на открытом для всех, в том числе и для конкурентов, поле деятельности. Окупаемость проекта 3 месяца, рентабельность производственной деятельности ателье за 3 месяца составит — 29,02%, на основе этого можно сделать вывод о том, что данный проект может быть привлекательным для инвестирования и может быть реализован с высокой эффективностью. предпринимательский сбыт конкурентный
Актуальность индивидуального пошива объясняется тем, что многие люди трепетно относятся к качеству каждого шва на одежде. Также играет роль желание выделиться, плюс у большинства людей — нестандартные фигуры. Более того, в случае пошива «под себя» человек также не рискует оказаться с кем-то в одинаковой одежде.
Особенно это касается женщин. Так же у многих потребителей возникает необходимость подогнать под фигуру готовую вещь или выполнить мелкий ремонт одежды. Мелкий ремонт и реставрация одежды сейчас, в условиях кризиса, становится все более актуально.
Бизнес довольно интересен и очень перспективен. Со временем при ателье можно открыть курсы кройки и шитья или развить в сеть.
Проводимые в России экономические преобразования дали мощный толчок развитию предпринимательства, создали для этого соответствующие условия. В поисках своих возможностей освоения новых рыночных сегментов предприниматели с первых шагов столкнулись с необходимостью тщательного расчета и умения правильно предвидеть свое будущее.
В целом, в условиях перехода к экономике рыночного типа необходима реализация новой концепции финансовой деятельности коммерческих структур. Такая концепция должна опираться на формировании оптимальной программы производства продукции и услуг, постоянном обновлении номенклатуры продукции в соответствии с изменяющейся конъюнктурой рынка, эффективности текущих и перспективных инвестиций, а в целом ориентированная на рост конечных финансовых результатов путем наиболее полного удовлетворения рыночных потребностей. Важнейшим целевым параметром в конкурентной рыночной среде становится обеспечение финансовой устойчивости предприятий на основе использования имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Каждый производитель оказывается перед выбором: что, как и для кого производить, кто и какую работу должен выполнить. Последнее связано с организацией управления деятельностью компании. На любом предприятии стремятся так организовать взаимодействие между различными подразделениями, производственный процесс, чтобы каждый работник мог выполнять свою работу с наибольшей эффективностью. При этом в своей деятельности предприятие сталкивается с массой проблем: ограниченность ресурсов, недостатки в производстве и реализации продукции и услуг и т.п. Вследствие этого с большой остротой встал вопрос о необходимости формирования рыночного механизма управления деятельностью предприятия, освоения соответствующего инструмента внутрифирменного планирования.
Мировой опыт подсказывает, что в качестве универсального инструмента внутрифирменного планирования целесообразно использовать такой новый для управленческой системы России документ, как бизнес-план. В отличие от технико-экономического обоснования бизнес-план, как показал первый опыт его применения в менеджменте российских компаний, охватывает практически все проблемы, с которыми хозяйствующий субъект сталкивается на рынке, помогает менеджерам в разработке и выборе оптимальных вариантов управленческих решений.
Роль бизнес-плана во внутрифирменном планировании заключается в том, что он:
- — используется для разработки концепции и стратегии деятельности компании, оценивая ее различные аспекты: маркетинг, финансы, производство;
- — предоставляет менеджерам возможность оценить фактические результаты деятельности компании за определенный период, выявить и проанализировать отклонения от плана, определить перспективные направления ее развития;
- — является главным документом для потенциальных инвесторов и кредиторов, средством привлечения или изыскания дополнительных финансовых ресурсов. Как уже подчеркивалось большинство инвесторов и кредиторов не станет вкладывать деньги в проекты, не познакомившись с бизнес-планом предприятия.
В связи с этим важное значение имеет структура бизнес-плана, которая должна логически связать все элементы внутрифирменного планирования, охватить все аспекты деятельности хозяйствующего субъекта, охарактеризовать состояние и перспективы развития компании, дать наглядное представление о финансовых результатах ее деятельности на ближайшее будущее и на более отдаленную перспективу.
Естественно, что состав разделов и структура бизнес-плана могут корректироваться в зависимости от поставленных задач, изменения внутренней и внешней среды деятельности предприятия.
Переход отечественных предприятий на бизнес-планирование позволяет даже неопытным предпринимателям достичь высокой эффективности деятельности, а также выработанная на базе отечественных и зарубежных рекомендаций с учетом специфики российской переходной экономики концепцию самого бизнес-плана.
Подобное планирование, учитывающее отечественный и зарубежный опыт, оказывает стабилизирующее влияние не только на деятельность фирмы, но и на общественное развитие, способствует сокращению самого переходного периода к рыночной экономике.
Практика разработки бизнес-плана в России еще не получила необходимого распространения. Это связано с сохранением целого ряда проблем.
Во-первых, как отмечалось выше, далеко не все предприниматели прониклись пониманием значения этого документа для эффективного функционирования компании. Во многих из них менеджеры все еще предпочитают полагаться на свою интуицию, свой опыт, в лучшем случае предлагая в качестве альтернативы краткое технико-экономическое обоснование. Такая позиция сегодня не способствует привлечению инвестиций под конкретные проекты.
Во-вторых, трудность заключается в получении необходимой информации, ее ненадежности, отсутствии у предприятий опыта в самостоятельном проведении рыночных исследований.
В-третьих, отсутствуют навыки планирования деятельности предприятий в условиях переходной экономики. К этому следует добавить, что и рыночные отношения в России пока еще находятся на раннем этапе своего развития.
В-четвертых, российское законодательство не предусматривает обязательности для предпринимателей разработки бизнес-плана, что не стимулирует их к использованию этого, нового для большинства российских компаний документа в своей практической деятельности.
В-пятых, сложившийся в России инвестиционный климат существенно усложняет процедуры разработки бизнес-планов. Экономическая, да и политическая нестабильность в российском обществе затрудняет прогнозирование факторов, оказывающих воздействие на достижение хозяйствующими субъектами планируемых результатов.
Решать вопросы планирования в переходной экономике действительно довольно сложно: вследствие общей экономической нестабильности, невозможности полноценного использования некоторых методов управления, реализуемых в рыночных условиях и необходимости поиска нетиповых для данной парадигмы решений. Неизмеримо возрастает и риск предпринимательской деятельности, в том числе из-за того, что новые механизмы управления не всегда удачно адаптируются к условиям переходной экономики.
Определяя свое отношение к бизнес-плану, далеко не все российские предприниматели принимают во внимание конкуренцию со стороны иностранных компаний. Последние имеют в ряде случаев преимущества в привлечении потребителей доступными ценами, более броской упаковкой, дизайном товара, репутацией самой фирмы и т.д. Эти рыночные субъекты действуют на российском рынке весьма жестко, преследуя, естественно, свои интересы, подчиняясь собственным стратегическим целям. В бизнес-плане же заложен мощный потенциал, использование которого может способствовать конкурентоспособности отечественных производителей на наших рынках.
Есть все основания утверждать, что по мере развития рыночных реформ будет расти потребность в совершенствовании внутрифирменного планирования, в грамотной подготовке бизнес-планов, начнут формироваться необходимые для этого условия и накапливаться соответствующий опыт.
Успехи развития рыночной экономики во многом зависят от того, как быстро все российские производители смогут понять логику ее развития и перейти на новые формы хозяйствования, научатся управлять по-рыночному.
Приложение 3
к муниципальному
правовому акту
города Владивостока
от 01.01.2001
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № ___
НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ (БИЗНЕС-ПЛАН)
_______________________________________________________________________
(наименование проекта)
г. Владивосток «___» ____________ 200_ г.
Заключение составлено на основании Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике Российской Федерации от 01.01.2001 № ВК 477.
На основании представленных _____________________________материалов.
(наименование организации)
1. СВЕДЕНИЯ О ЗАЯВИТЕЛЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
(БИЗНЕС-ПЛАНА)
1.1. Общие сведения:
Наименование |
Адрес |
Руководитель |
Телефон |
Факс |
Е-mail |
Контактное лицо |
Телефон |
Факс |
1.2. Финансово-экономическая характеристика предприятия без учета заявленного инвестиционного проекта (бизнес-плана):
Наименование показателя | Предыдущий год (факт) | Текущий год (оценка) | Следующий год (план) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов и других обязательных платежей), тыс. рублей | |||
Общие затраты на оказание, реализацию услуг, производство и сбыт продукции, тыс. рублей | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Нераспределенная прибыль отчетного периода, тыс. рублей | |||
Текущие платежи в бюджет, тыс. рублей | |||
в том числе в бюджет Владивостокского городского округа | |||
Задолженность по платежам в бюджет, тыс. рублей | |||
в том числе задолженность по платежам в бюджет Владивостокского городского округа | |||
Среднесписочная численность работников, человек | |||
Среднемесячная заработная плата работников, человек | |||
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. рублей | |||
Износ основных фондов, проценты | |||
Кредиторская задолженность, тыс. рублей | |||
Дебиторская задолженность, тыс. рублей | |||
Чистые активы, тыс. рублей |
1.3. Вид деятельности:
_______________________________________________________________________
2. СВЕДЕНИЯ ОБ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРОЕКТЕ (БИЗНЕС-ПЛАНЕ)
2.1. Краткое описание инвестиционного проекта (сущность, направленность проекта) _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2.2. Соответствие характеристик инвестиционного проекта установленным требованиям:
Характеристика | По данным заявителя | По расчетам эксперта |
1 | 2 | 3 |
Объем инвестируемых средств | ||
в том числе собственные средства | ||
в том числе заемные средства | ||
Направления использования инвестиций | ||
Степень готовности проекта | ||
Степень реализации инвестиционного проекта | ||
Наличие документов (лицензии и т. д.), необходимых для реализации инвестиционного проекта | ||
Максимальная мощность проекта | ||
Календарные сроки выхода на проектную мощность | ||
Горизонт планирования | ||
1 | 2 | 3 |
Объем продаж по проекту (без косвенных налогов) | ||
Чистая прибыль от реализации проекта | ||
Рентабельность продаж по проекту | ||
Длительность фазы инвестирования проекта | ||
Срок окупаемости проекта | ||
Чистый дисконтированный доход (NPV) | ||
Внутренняя норма доходности (IRR) | ||
Рентабельность инвестиций (PI): | ||
статическая | ||
динамическая | ||
Социальный эффект | ||
в том числе сохранение и создание рабочих мест | ||
в том числе средняя заработная плата | ||
Оценка реализуемости проекта | ||
в том числе: имеющийся опыт хозяйствования обеспеченность сбыта продукции наличие заключенных договоров участие третьих лиц в реализации проекта проведенные маркетинговые исследования обеспеченность ресурсами иное | ||
Виды риска по проекту и способы управления ими | ||
Особые условия проекта |
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.1. Выводы: _______________________________________________________
_______________________________________________________________________
3.2. Экспертное заключение по инвестиционному проекту: ________________
_______________________________________________________________________
На основании представленных материалов и проведенной экспертизы специализированная организация: __________________________________________
(наименование специализированной организации)
считает целесообразным (нецелесообразным) предоставление финансовой поддержки инвестиционному проекту в виде получения субсидии из бюджета Владивостокского городского округа на срок окупаемости проекта в рамках действующего законодательства.
К экспертному заключению прилагаются:
справка о расчете экономических показателей по инвестиционному проекту;
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
______________ _________________ _________________
(подпись) (Ф. И.О) (должность)
«___» ___________ 200__ г.
М. П.
Справка о расчете экономических показателей на 200_ — 200_ годы
по инвестиционному проекту ______________________________________________
(наименование инвестиционного проекта)
Наименование показателя | Годы реализации проекта | Итого | |
200_ г. | 200_ г. | 200_ г. | 200_ г. |
Инвестиции по проекту, тыс. рублей | |||
Поступления (чистая прибыль плюс амортизация), тыс. рублей | |||
Сальдо, тыс. рублей | |||
Коэффициент дисконтирования, проценты | |||
Дисконтированное сальдо, тыс. рублей | |||
Накопительное дисконтированное сальдо, тыс. рублей |
1. Чистая дисконтированная стоимость (NPV) _______________________________
2. Внутренняя норма доходности (IRR) _____________________________________
3. Период окупаемости проекта ___________________________________________
4. Срок окупаемости проекта _____________________________________________
_______________________________ _________________
(подпись руководителя организации) (фамилия, инициалы)
«___» ___________ 200__ г. М. П.
- Приложение N 1. Форма бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности
- 2. Вводная часть (резюме проекта)
- 11. Приложение
- Приложение N 2. Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (утратило силу)
- Приложение N 3. Форма бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности
- Приложение N 4. Критерии оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам (утратило силу)
Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 марта 2006 г. N 75
«Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам»
С изменениями и дополнениями от:
2 ноября 2012 г., 5 апреля 2018 г.
Во исполнение пунктов 4 и 5 части 2 статьи 13 и части 7 статьи 23 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127) в целях проведения экспертной оценки бизнес-планов, представляемых лицами, намеревающимися получить статус резидента особой экономической зоны, либо резидентами особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, приказываю:
Утвердить:
1. Форму бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (приложение N 1).
2. Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (приложение N 2).
3. Форму бизнес-плана, предоставляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности (приложение N 3).
4. Критерии оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам (приложение N 4).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 2006 г.
Регистрационный N 7671
Для обеспечения проведения экспертной оценки бизнес-планов, которые представляются лицами, намеревающимися получить в Российской Федерации статус резидента особой экономической зоны, либо резидентами особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, утверждаются формы бизнес-планов для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
Утверждаются также Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. Критерии включают следующие квалификационные требования к банкам: наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления банковских операций, выданное в соответствии с законодательством РФ или иностранного государства, на территории которого кредитная организация зарегистрирована; наличие положительного аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за предыдущий год и отчетности по международным стандартам; размер собственного капитала не ниже 3 млрд. рублей (для иностранных банков — не ниже суммы в национальной валюте, эквивалентной 3 млрд. рублей по курсу ЦБ РФ на 1 января текущего года); продолжительность деятельности кредитной организации не менее 5 лет; наличие международного кредитного рейтинга; положительные финансовые результаты деятельности за предыдущий отчетный год; отсутствие просроченных задолженностей по налогам и сборам в бюджеты всех уровней.
Наконец, Приказом утверждены Критерии оценки бизнес-планов для Экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам. Оценка осуществляется по ряду направлений, в том числе: на предмет соответствия предложенного проекта направлениям технико-внедренческой деятельности и ресурсам особой экономической зоны; по характеристикам создаваемых продуктов; по характеристикам самого заявителя (деловая репутация, наличие соответствующего опыта, наличие кадров и т.п.); по степени исследованности рынка; по финансовому обеспечению проекта.
Установлено, что экспертная оценка по критериям, характеризующим каждое направление оценки, осуществляется членами Экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам отдельно по балльной системе. Совокупная оценка по каждому направлению исчисляется путем умножения весового коэффициента направления на сумму баллов, полученных по каждому из критериев направления. Итоговая оценка бизнес-плана исчисляется путем сложения совокупных оценок по каждому направлению. Бизнес-план признается соответствующим критериям, установленным Министерством экономического развития и торговли РФ, если его итоговая оценка равняется не менее 150 баллов.
Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 марта 2006 г. N 75 «Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 2006 г.
Регистрационный N 7671
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 14 апреля 2006 г. N 78, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 апреля 2006 г. N 16
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2018 г. N 159
Изменения вступают в силу с 9 мая 2018 г.
Приказ Минэкономразвития России от 2 ноября 2012 г. N 712
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа