Инновационный малый и средний бизнес план
Что вам первым делом приходит в голову при словах «малый бизнес»? Скорее всего, вы представляете себе небольшой киоск по продаже всякой полезной и не очень мелочи, недорогую парикмахерскую без всяких изысков или, на худой конец, дизайнера-фрилансера. А вот с чём малый бизнес никак не вяжется, так это с наукоёмкими производствами и инновационными проектами.
В самом деле, разве может крохотная фирма с десятком профессионалов в штате продвигать инновации в стране? Они же требуют серьёзных вложений, как финансовых, так и интеллектуальных. Инновации — это нечто масштабное, всеобъемлющее…Кстати, а что вообще кроется за таким «модным» сегодня термином? Услышать его можно едва ли не из каждого утюга, а вот дать ему чёткое определение не может почти никто.
Некоторые эксперты даже считают, что сами термины «инновация» или «инновационный» сегодня необходимо употреблять с большой осторожностью. У многих потребителей, да и у представителей бизнеса, уже сформировался определенный иммунитет ко всему якобы инновационному. Многие связывают с этими словами банальное бахвальство так называемых стартаперов и плохую маркетинговую стратегию, но никак не наукоемкие технологии. Поэтому не торопитесь называть инновационной любую разработку, хоть как-то связанную со сферой IT. Следует видеть разницу между инновационными разработками или производством и просто технологизированным бизнесом.
Главные черты инноваций — новизна и прямое отношение к науке
Однозначно ответить на вопрос, может ли малый бизнес быть инновационным, сложно, поскольку сами критерии инновационности сильно размыты и субъективны. Однако многие соглашаются, что малый бизнес сегодня вполне может стать как «проводником» инновационности, активно осваивая новые технологии, так и непосредственным создателем инновационных продуктов. Последний тезис доказывает опыт западных стран, где малый бизнес вполне успешно работает с инновациями.
Инновации и малый бизнес у них и у нас
Словосочетание «инновационный малый бизнес» в западных, а также в некоторых азиатских странах, уже давно не кажется оксюмороном. Так, в Европе «проводником» инноваций чаще является именно малый бизнес, а не крупные предприятия.
Например, в Германии работают сотни тысяч небольших и средних инжиниринговых компаний, которые действуют совместно с гигантами: производят отдельные детали для машин Daimler, BMW и Volkswagen или электронику для Siemens. Эти же компании единолично выводят на рынок проекты в сферах IT, биотехнологий и т.д. и нередко имеют серьёзный вес в той или иной отрасли.
Похожая картина наблюдается и в других европейских странах. Ещё десять лет назад небольшие фирмы в Финляндии, Дании и Ирландии гораздо чаще продвигали в жизнь инновации, чем их коллеги — средние и крупные предприятия
Причина проста: в Европе ещё с 1970-х гг. ведётся активная работа по поддержке инновационной предпринимательской деятельности.
В той же Германии, а также в Британии, предпринимательству обучают ещё со школьной скамьи, а новичков, нацелившихся на инновации, активно бесплатно консультируют.
Не меньших успехов в деле развития инновационного малого бизнеса смогли достичь и в Японии. Здесь особую ставку сделали на так называемую культуру предпринимательства, которую продвигают путём создания факультативных «кружков качества» на предприятиях. В рамках этих кружков сотрудники выявляют проблемы, связанные с эффективностью производства и качеством продукции, и ищут пути решения этих прболем.
В последнее десятилетие большое внимание инновациям уделяется и в Китае, где с 2003 года работают сразу две долгосрочные программы по развитию предпринимательства. За 13 лет В совокупности они увеличили долю малого бизнеса в экономике страны до 60% и сделали его основными двигателем инноваций.
В России же пока наблюдается совсем другая ситуация: более 60% предприятий нашего малого бизнеса заняты в торговле, а если говорить ещё точнее, в перепродаже импортного товара. А вот в деле инноваций российский малый бизнес существенно отстаёт от своих зарубежных коллег, свидетельствуют данные Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). Причём чаще всего российским предприятиям внедрять инновации у себя и вести инновационную деятельность самим мешает недостаток финансирования, низкая квалификация персонала и узкий рынок сбыта продукции.
Правда, российское правительство всё-таки призадумалось о том, как решить хотя бы часть указанных проблем и стимулировать малый бизнес работать в инновационной нише. С 1 января 2016 года в силу вступило сразу несколько документов, касающихся МСП:
— закон о ежегодном увеличении на 5% расходов госкомпаний на закупку инноваций,
— перечень компаний, которые обязаны совершать закупки инноваций у малого бизнеса,
— документ, обязывающий включать в план закупок инновационную и высокотехнологичную продукцию, произведённую в том числе и малым бизнесом,
— положение о закупке инноваций, которым компании будут регламентировать свою закупочную деятельность
Сергей Фахретдинов
Руководитель Комитета «Деловая Россия» по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний
Несомненно, данные меры поддержки производственного малого и среднего бизнеса «развяжут руки» и откроют новые возможности предпринимателям. Сейчас наша задача заключается в том, чтобы все предусмотренные меры были реализованы не только на бумаге, но и на деле.
По оценкам Минэкономразвития, в 2015 году госкомпании закупили примерно 1-2% инноваций. Госкомпаниям, где закупка инноваций в разы выше, например, ОАО «РЖД», ПАО «Ростелеком», потребуются дополнительные усилия в приглашении к работе МСБ.
Способствовать закупочной процедуре инноваций и высокотехнологичной продукции может четкая стратегия действий, к выработке и дальнейшей реализации которой готово подключиться деловое сообщество.
Однако на практике с закупками инноваций у малого бизнеса могут возникнуть проблемы. Часть госкорпораций закупает такие продукты, которые малый бизнес вообще не изготавливает.
К тому же, к участникам тендеров, через которые госкомпании делают закупки, предъявляются достаточно жёсткие требования: ненулевая ежеквартальная отчётность, срок работы — не менее трёх лет и т.д. Не каждый технологичный стартап может похвастаться соответствием таким критериям. Да и экономическая подоплёка в этом деле сильна: участник тендера должен перечислить заказчику 5% от суммы заказа, а в случае победы — ещё 30% в качестве гарантии выполнения всех условий соглашения. По этим причинам малый бизнес не так уж активно стремиться продавать инновации госкомпаниям. Кстати, последние также не рвутся закупать инновационные продукты у кого бы то ни было.
Владимир Княжицкий
Генеральный директор ГК «Фаст Лейн» в России и СНГ
Крупный, да и средний бизнес, не так активно внедряет у себя инновации, поскольку зачастую для него это просто не выгодно. Чтобы не быть голословным, приведу пример. Возьмем такой инновационный продукт как облачная бухгалтерия.
Среднему и крупному бизнесу эта разработка, по сути, не нужна. Для них объём услуг не велик, но велика сложность перевода на новый продукт. К тому же зачастую отсутствует доверие к этому самому продукту. Крупным компаниям сложнее изменить накатанные процессы, а риски сбоев в момент ввода решения у них всегда огромные.
Нужны ли малому бизнесу инновации?
А вот в малом бизнесе ситуация диаметрально противоположная: ему вводить новые инновационные решения и легче, и выгоднее. Но нужны ли малому бизнесу инновации на самом деле?
Николай Калмыков
РАНХиГС
Как показали опросы 2014-2015 года в Москве, в которых приняло участие более 10 тыс. руководителей предприятий, именно в сложный момент многие руководители заявляли, что планируют наряду с оптимизацией деятельности присмотреться к новым технологиям и заняться технологическим перевооружением. Это касается в первую очередь тех, чей бизнес связан с производством.
Отсюда видно, что инновации, как минимум востребованы в кризис, а как максимум — закладывают фундамент для будущего экономического развития страны, позволяют заниматься бизнесом более эффективно, снижают затраты и усилия, обеспечивая необходимый уровень сервиса и коммуникаций с клиентами.
При этом инновации должны решать конкретные проблемы. Например, упрощать постановку на учёт в налоговой инспекции и организацию кассового, контролировать работу сотрудников с клиентами и т.д. Это как раз те вещи, без которых бизнес сегодня вести гораздо сложнее.
Итак, инновационные разработки гораздо сильнее нужны маленькими предприятиям, а не крупным концернам. Последние слишком неповоротливы, чтобы внедрять у себя новинки, да и зачастую мало заинтересованы в этом.
А производить большинство инновационных продуктов для малого бизнеса опять же может другой малый бизнес. Главное — выявить потребность коллег по цеху и предложить им проект, который чаще всего требует не столь больших инвестиций на старте.
Неоспоримый факт: инновации инновациям рознь. Не все передовые технологии востребованы малым или крупным бизнесом или частными клиентами, не вокруг каждой из них можно создать собственное предприятие. К примеру, в списке перспективных технологий уже не первый год значится 3D-печать, но напечатанные таким образом изделия пока распространены не так уж широко.
Стоит отметить, что разные эксперты и авторитетные источники называют перспективными разные рыночные ниши, так или иначе связанные с инновациями. К примеру, издание «Генеральный директор», опираясь на данные исследований международных консалтинговых компаний и аналитического центра при правительстве РФ, включил в число самых перспективных следующие отрасли:
— Мобильные платежи
— Интернет вещей
— Big Data
— Массовые онлайн-курсы
— Носимая электроника («умные» часы, фитнес-браслеты и т.д.)
— 3D-печать
— Роботы
— «Умные» материалы
А вот авторитетный американский бизнес-портал Inc.com в число самых перспективный направлений включил производство дронов, искусственный интеллект, всё, что связано с виртуальной реальностью, инновационное производство и анализ пищевых продуктов, создание экологически чистых стройматериалов и т.д.
Британский же источник Startups.co.uk предлагает сосредоточиться на разработке устройств для фитнеса, образовательных приложений, платформ для бронирования площадок под мероприятия и различных недорогих систем типа «умный дом». Но в чём же перспективу видят российские предприниматели?
Александр Нинбург
Генеральный директор «Нимбл»
Блокчейн, VR и видеоигры — это трендовые направления в IT-бизнесе на ближайшие 5 лет. Не стоит бояться громких названий. Сегодня на рынке становится все больше небольших стартапов, которые делают новые проекты в этих отраслях. Достаточно заглянуть на kickstarter или indiegogo, чтобы понять, что будущее за молодыми талантливыми стартапами.
Владимир Княжицкий
Генеральный директор ГК «Фаст Лейн» в России и СНГ
Если говорить о технологиях для внедрения в малый бизнес, то я бы выделил следующие:
1. Качественный сайт, где главный критерий его качества — умение продавать. Мне часто приходится делать аудит внешне красивых сайтов, которые оригинально оформлены, но совершенно не способствуют продаже услуги.
2. Создание и правильное продвижение мобильных приложений.
3. Продвижение в социальных сетях.
4. Услуги облачной бухгалтерии.
5. Услуги корпоративного облачного документооборота.
6. Эффективная телефония с облачным номером и облачной АТС.
Одним словом, если вами движет желание во что бы то ни стало начать инновационный бизнес, вы можете присмотреться к одной из обозначенных выше сфер. При этом разрабатывать стоит именно такой продукт, который был бы востребован у других компаний-малышей. Это, в данном случае, едва ли не самая благодарная аудитория. А вот проекты, ориентированные на госкомпании или частных лиц стоит запускать с осторожностью, поскольку у этой целевой аудитории очень многое не востребовано. Конечно, забавное изобретение вроде робота-собутыльника вызовет восторг, но вот покупать его в ближайшие 20 лет мало кто захочет.
На ближайшие шесть лет развитие российского малого и среднего бизнеса станет для российского правительства одним из приоритетов. Меры его поддержки будут осуществляться в рамках национального проекта, благодаря которому предприниматели получат доступ к финансовым, информационным и материальным ресурсам. Глава Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) Александр Браверман рассказал «Ъ», как государство будет помогать малому и среднему бизнесу, а он, в свою очередь,— развитию экономики страны.
Родился 1 мая 1954 года в Харькове (Украина). В 1981 году окончил Харьковский инженерно-экономический институт, затем аспирантуру Московского института тонкой химической технологии. В 1995-1997 годах — президент Российской ассоциации маркетинга. В 1997-1999 годах — первый заместителем министра государственного имущества РФ. В 2000-2004 годах — первый заместитель министра имущественных отношений Российской Федерации, статс-секретарь. В 2006 году возглавил комиссию по развитию рынка доступного жилья при Совете при президенте по реализации приоритетных национальных проектов. В августе 2008 года назначен гендиректором Фонда РЖС. С октября 2015 года — глава Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.
Доктор экономических наук, профессор, автор научных работ по маркетингу. Награжден орденами Почета и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
— Какие перспективы открывает перед российским малым и средним бизнесом новый указ президента Владимира Путина? Как теперь будет выглядеть траектория развития МСП?
— Субъекты МСП являются одним из фокусов внимания президента, и поэтому в указе их перспективам отведено достаточно большое внимание. Теперь государство будет поддерживать МСП в рамках национального проекта, который задаст цели и определит для российского правительства средства их достижения. Какие это цели? В первую очередь интегральный показатель в 25 млн человек, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства. Сейчас в этом секторе экономики работают около 19 млн человек. Дополнительное вовлечение 6 млн человек, на наш взгляд, возможно из трех основных источников. Прежде всего самозанятые — это огромный ресурс, которому должен быть придан должный правовой статус и они должны быть заинтересованы в работе в легальном поле. Второй источник — это высвобождающиеся кадры на крупных предприятиях как государственного, так и негосударственного сектора, которые заинтересованы в открытии собственного бизнеса. Третье — это стимулирование развития сельхозкооперации. Сегодня более 2,3 млн личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств производят товарную продукцию, то есть не только для личного потребления, но и для продажи. Но им сложно, а порой и невозможно попасть со своей продукцией на полки сетевых магазинов. Сложен доступ к финансовым ресурсам, к лизингу в силу в значительной части случаев недостаточной финансовой и юридической грамотности. Объединение в сельхозкооперативы позволит вовлечь их в вышеупомянутый сектор экономики.
В послании президента Федеральному собранию сформулирована задача приближения к 40% доли малого и среднего бизнеса в ВВП. Задача, так же, как и по численности занятых в секторе, амбициозная, требующая консолидированных усилий бизнеса и власти.
Одним из ключей к решению этих задач, по мнению корпорации, является матричная диверсификация экономики. Что мы под этим понимаем. Давайте представим себе матрицу, по горизонтали которой расположены различные отрасли, начиная от сырьевых и заканчивая самыми высокотехнологичными, а по вертикали — предприятия различного размера. В горизонтальной диверсификации правительство под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева достигло впечатляющих результатов: доля несырьевых доходов составляет сегодня 60% поступлений в бюджет, а в вертикальной диверсификации такого прорыва пока нет. В каждой из клеточек указанной матрицы должно быть оптимальное соотношение, с одной стороны, крупного, а с другой стороны, малого и среднего бизнеса.
Совершенно очевидно, что в клеточке нефтяной отрасли радикально доминирующее положение будут занимать крупные компании, но вместе с тем уже имеющейся опыт передачи дебетовых скважин МСП показал свою эффективность, что же касается биотехнологии, робототехники, информационных технологий, то, на наш взгляд, доминирующее положение в этих клеточках матрицы должны занимать малые и средние компании.
— Давайте поговорим подробнее о мерах поддержки МСП. Как они будут трансформироваться в перспективе с учетом указа президента?
— Одна из приоритетных мер поддержки МСП сейчас — это расширение доступа к кредитным ресурсам. Объем финансирования субъектов МСП, полученный с участием гарантийной поддержки национальной гарантийной системы, включающей корпорацию, МСП Банк, региональные гарантийные организации во всех субъектах РФ (НГС), в 2016 году составил более 172 млрд руб., в 2017 году — 233,8 млрд руб., в этом году, думаю, мы подойдем к цифре 260-280 млрд руб. Общая цифра за три года будет составлять 660-670 млрд руб.— согласитесь, это огромная сумма. Кредиты предоставляются на проекты в различных отраслях, наибольший объем приходится на промышленное производство и сельское хозяйство, сервисный сектор. При этом конечная ставка кредитования для малого и среднего бизнеса на 3 процентных пункта ниже рыночной.
Второе важное направление поддержки — это наличие рынка сбыта своей продукции. В этой части в 2017 году малому и среднему бизнесу была предоставлена возможность поставки крупным компаниям 2,098 трлн руб., а в текущем году президентом поставлена задача достичь 3 трлн руб. При этом количество номенклатурных позиций составило более 100 тыс. в 2017 году, и в текущем году мы ожидаем более 200 тыс. позиций. Правительство отдает под наш мониторинг все большее и большее количество предприятий с государственным участием: если вначале их было 225, то теперь чуть менее 1,5 тыс. Поэтому все основания для того, чтобы этот показатель был выполнен с точки зрения объема и количества позиций, есть.
Третье — это информационно-маркетинговая поддержка, основой которой является бизнес-навигатор Корпорации МСП, активными пользователями 115 сервисов которого являются около 600 тыс. МСП.
Таким образом, для малого и среднего бизнеса создается экосистема, объединяющая рынки сбыта, возможность поставки продукции на эти рынки сбыта с помощью кредитования и информирования о всех мерах поддержки.
— А что можно сказать о качестве закупок крупными компаниями у МСП?
— Говоря о качестве закупок, мы анализируем два основных аспекта. Первое — это расширение номенклатуры, и увеличение количества позиций с 8,4 тыс. в 2015 году до 160 тыс. позиций на сегодня свидетельствует о том, что крупный бизнес переходит от поставок простых товаров — карандашей, бутилированной воды, бумаги — к выполнению сложных контрактов, связанных с высокотехнологичной продукцией. И этот процесс не остановить, так как невозможно 200 тыс. позиций заместить исключительно простыми работами, так же, как невозможно раздать такие объемы заказов по своим аффилированным компаниям.
Второй аспект — это чистота и прозрачность закупок. Международная группа «Интерфакс» проводит ежеквартальный мониторинг всех закупок по открытым данным с учетом 11 параметров. Этот список включает, например, аффилированность менеджмента и собственников всех уровней с победителями тендеров, совпадение юридических адресов и телефонов поставщиков и участников, объем закупок у единственного поставщика, уровень конкуренции, экономию и так далее.
Анализ показал, что в прошлом году в 0,9% случаев наблюдалась аффилированность, и, хотя эта цифра в относительном значении небольшая, в абсолютном значении эта цифра исчисляется практически 2 млрд руб., а значит, есть большие резервы. Что касается конкуренции, снижения цен, то мы видим, что малый и средний бизнес здесь эффективен. Так, среднее количество поданных МСП заявок на участие в закупках составило 1,83 штук, что в 1,1 раза выше, чем общая практика по Закону о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (N223-ФЗ; 1,7 штук), что свидетельствует о более высокой конкуренции; экономия средств при закупках у субъектов МСП составила 11,13%, что в 2,1 раза выше по сравнению с общей практикой по закону N223-ФЗ (5,3%); объем закупок у единственного поставщика составил 25,68%, что на 25,92% ниже, чем общая практика по закону N223-ФЗ (51,6%).
Таким образом, создана улица с двухсторонним движением. С одной стороны, крупные компании почувствовали экономическую выгоду от поставок им продукции малым и средним бизнесом по цене, качеству, срокам, с другой стороны, малый и средний бизнес понял, что можно открыто и понятно участвовать в тендерах на поставку продукции крупным копаниям. И тем не менее совершенствовать этот процесс нужно и далее.
— Каким образом?
— Во-первых, мы будем еще более жестко вместе с ФАС подходить к контролю, если мы говорим о прозрачности закупок.
Мы, безусловно, должны добиться улучшений в ситуации с оплатой услуг и товаров малому и среднему бизнеса, потому что, несмотря на установленный законодательством срок в 30 дней, заказчики не всегда в него укладываются, и, несмотря на наши усилия совместно с активно контролирующей этот процесс Генпрокуратурой и уполномоченными по правам предпринимателей, пока над этой проблемой еще надо работать. Речь идет в том числе о внедрении экономических механизмов, таких как факторинг, например. Когда при неоплате заказчиком субъект МСП может переуступать право денежного требования к заказчику за поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы банкам либо специализированным факторинговым компаниям. Ранее такое ограничение существовало, но законодатели сочли возможным внести изменения в Гражданский кодекс. Это очень важное сочетание административного и экономического механизмов.
— В каком состоянии сейчас находится такой инструмент поддержки МСП, как лизинг? Какие у него есть перспективы с учетом указа президента?
— С 2017 года корпорация осуществляет мероприятия по расширению лизинговый поддержки высокотехнологичных производств через сеть дочерних региональных лизинговых компаний (РЛК). Главный принцип — создать равный доступ к предмету лизинга для субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных на территории любого субъекта Российской Федерации. В 2017 году были учреждены две РЛК (в Татарстане и Башкирии). Во втором квартале 2018 года будут созданы еще две РЛК — в Ярославской области и Республике Саха (Якутия). В настоящий момент на рассмотрении в РЛК находится 44 потенциальных лизинговых проекта на сумму 1,6 млрд руб. Общий объем лизинговой поддержки через сеть РЛК по итогам нынешнего года, по нашим прогнозам, должен составить не менее 2,8 млрд руб.
Мы предполагаем, что в результате деятельности РЛК сформируется новая ниша лизингового рынка, а именно получение в лизинг субъектами МСП высокотехнологичного и инновационного промышленного оборудования по льготным ставкам — 6% годовых для оборудования отечественного производства и 8% годовых для оборудования зарубежного производства.
— Какую программу корпорация реализует в отношении стартапов?
— В 2017 году мы приступили к активному развитию направления кредитно-гарантийной поддержки высокотехнологичных и инновационных стартап-проектов, реализуемых малыми и средними компаниями в приоритетных отраслях экономики. На текущий момент в рамках направления поддержки стартап-проектов корпорация предоставила гарантий на общую сумму 2,250 млрд руб., что позволило малым и средним компаниям привлечь 4,164 млрд руб. кредитных средств. Каждый из этих проектов реализуется с применением инновационных технологий и предполагает создание уникального продукта. Например, мы обеспечили финансовую поддержку стартапа, который будет производить уникальный состав для аэрозолей, используемых в промышленном производстве. Также профинансирован стартап, который будет производить свежие ягоды и фрукты с применением технологии инновационной заморозки. В следующем году стартапы станут одним из ключевых приоритетов при выдаче гарантийной поддержки.
— Планируете ли вы предложить стартапам какие-то дополнительные меры поддержки?
— В качестве дополнительной меры поддержки мы разработали специальный гарантийный продукт для стартапов. Речь идет о предоставлении Корпорацией МСП независимой гарантии с покрытием до 70% от суммы основного долга. При реализации небольших проектов гарантийное покрытие может достигать 100% от суммы кредита, при этом сумма гарантии составляет не более 50 млн руб. Данное условие действует для стартапов, реализуемых в области информационных технологий, биотехнологии, робототехники, фармацевтики, здравоохранения с использованием высокотехнологичного медицинского оборудования, экологии (сбор, обработка и утилизация отходов, обработка вторичного сырья), а также машиностроения, приборостроения, авиастроения, автомобилестроения, станкостроения.
— А что происходит с бизнес-навигатором МСП? Станет ли он основой для той цифровой платформы, которую в своем указе упомянул президент?
— Мы рассматриваем портал бизнес-навигатора МСП как часть цифровой платформы. Это «одно окно», где предприниматель бесплатно в онлайновом режиме может получить информацию о том, какая продукция , в каком объеме и с какими качественными характеристиками востребована тем или иным сегментом рынка, кто его конкуренты, где и на каких условиях получить финансовую, имущественную, правовую поддержку, как удостовериться в надежности партнеров, как в легальном поле взаимодействовать с основными государственными контрагентами — Федеральной налоговой службой, Роспотребнадзором, МЧС и др.; у пользователя есть возможность мониторить планы закупок крупнейших компаний, разместить информацию о своей продукции и услугах.
Предприниматель также может рассчитать бизнес-план, формат которого акцептован как крупнейшими банками с госучастием, так и региональным опорными банками. Это крайне важно, поскольку малое или среднее предприятие пойдет в банк за кредитом. Представители банковского сообщества, так же, как и представители деловых объединений — «Опоры России», «Деловой России», ТПП, РСПП и одного из лидирующих инновационных институтов развитии, АСИ,— принимают на постоянной основе участие в деятельности рабочей группы по созданию и наполнению бизнес-навигатора МСП.
Назвал сейчас лишь основные сервисы бизнес-навигатора, который является живым организмом и продолжает совершенствоваться. С его помощью создается принципиально новый, квалифицированный, «зрячий» бизнес, у которого вероятность неудачи кратно меньше, чем у бизнеса интуитивного. Это означает, что предприниматель, вложив в создаваемый бизнес собственные средства, собрав их у родственников, у друзей, у знакомых, может с помощью портала избежать ошибок на начальных этапах развития, создать успешную компанию, развиваться.
— Насколько портал востребован у предпринимателей?
— В 2017 году по статистике у него было 2 млн просмотров, более 445 тыс. предпринимателей воспользовались ресурсом бизнес-навигатора для открытия или расширения собственного бизнеса. По предварительным аналитическим данным, более 160 тыс. из них увеличили свою выручку или численность занятых. Мы прогнозируем, что по итогам 2018 года число пользователей приблизится к 1 млн предпринимателей, а число субъектов МСП, увеличивших выручку или численность занятых, приблизится к 500 тыс. Дальнейшее ступенчатое увеличение числа пользователей бизнес-навигатора, ставших успешными предпринимателями, даст весомый вклад в исполнение показателей, поставленных президентом в указе и послании.
Платформа бизнес-навигатора востребована зарубежными предпринимателями. Так, Белоруссия, Казахстан и Армения запросили алгоритм и методологию создания бизнес-навигатора. В целях расширения общего экономического пространства правительством было принято решение безвозмездно передать эти материалы. Подписана «дорожная карта» с нашими коллегами из Азербайджана, одним из ключевого момента которой является бизнес-навигация. Запрос на доступ к бизнес-навигатору поступил от Итальянской ассоциации предпринимателей (GIM-UNIMPRESA).
— Что происходит с поддержкой сельскохозяйственной кооперации?
— Здесь у корпорации есть три поручения президента по созданию консолидированной поддержки сельхозкооператоров. Что мы понимаем под консолидированной поддержкой? Сегодня Министерство сельского хозяйства, Россельхозбанк, «Росагролизинг» предоставляют определенный инструментарий для фермера и сельхозкооператива. Эта поддержка несколько месяцев назад носила разрозненный характер и по ряду причин не всегда доходила до крестьянских (фермерских) хозяйств или личных подсобных хозяйств. После того как мы объединили усилия всех сторон, присоединив возможности корпорации, МСП Банка и, что самое главное, регионов, ситуация начинает меняться. Создан комплексный продукт, включающий финансовые, имущественные, юридические меры поддержки. В 36 регионах в соответствии с поручением президента определены центры компетенций, в 32 регионах начали работать программы развития сельхозкооперации.
Центры компетенций в разных регионах разные: где-то это региональные министерства сельского хозяйства, где-то — сельскохозяйственные кооперативы второго уровня, где-то — корпорации развития. То есть это не обязательно чиновники — важно, чтобы центр компетенций до каждого фермера в регионе довел информацию о комплексном продукте по поддержке в приемлемом виде, для того чтобы создать стимулы для объединения в сельхозкооперативы.
Мы считаем, что сфера сельхозкооперации — это огромный резерв как с точки зрения численности и вклада в ВВП, так и с точки зрения создания конкуренции, потому что, несмотря на совершенно очевидные успехи в сельском хозяйстве, тем не менее конкуренцию за счет сектора МСБ можно усилить.
Интервью взяла Анастасия Мануйлова
Корпорация МСП
Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (АО «Корпорация МСП») создана в соответствии с указом президента РФ «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» от 5 июня 2015 года.
Акционерами Корпорации МСП являются Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
Уставный капитал корпорации — 92,8 млрд руб. Среди основных направлений деятельности — оказание малому и среднему бизнесу кредитно-гарантийной, имущественной, правовой, информационно-маркетинговой поддержки, расширение доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших компаний с государственным участием. С апреля 2016 года корпорации принадлежат 100% АО «МСП Банк».