Идея для бизнеса автокино
Кажется, давно следовало бы скопировать опыт американских автокинотеатров под открытым небом, да только климат наш не располагает к быстрой окупаемости таких проектов. Впрочем, сроки выхода «в плюс» можно сократить, рынок свободен, а крупные города требуют новых развлечений.
Автокинотеатр как бизнес
Первый автокинотеатр появился в Америке в 1933 году — патент на это изобретение получил Ричард Холлингсхед. Плата за просмотр складывалась из двух частей: зрители платили 25 центов за вход и еще 25 — за парковку. Правда, в задних рядах трудно было что либо услышать — колонки тогда ставили возле экрана.
В начале 40-х по США прокатился бум автокинотеатров, однако все испортила война. Зато после нее предприниматели Нового Света восполнили пробел: к 1948 году в Америке насчитывалось уже более 800 открытых киноплощадок, в том числе и с дополнительными развлечениями для детей, ведь многие приезжали целыми семьями. Пик популярности автокинотеатров пришелся на конец 50-х, к этому времени их было около пяти тысяч. А самый большой кинотеатр за всю историю американских drive-ins вмещал 2 500 машин и еще 1 200 зрителей на сидячих местах.
Все знают, что такое автокинотеатр, потому что все смотрят голливудские фильмы. С таким солидным багажом знаний об этом бизнесе мы и отправились в единственный нижегородский автокинотеатр. Так, чтобы уж сразу с места в карьер.
Серые строения по периметру. Несколько засыпанных снегом автомобилей. Гора запчастей, размокшая земля и экран. Так выглядела площадка днем. «Неужели это он, кинотеатр?» — смущенно интересуемся у Андрея Балуева, заместителя гендиректора компании «Автомир». Оказалось, он самый.
— Честно признаться, мы пока не занимались кинотеатром. Других забот хватает. Вот сейчас нужно решить проблему с отоплением на территории, — поясняет Андрей. — Но когда мы взяли эту площадку, здесь вообще были одни бараки.
Собственно, автокинотеатром Андрей «рулит» пока в одиночку — таскает туда-сюда оборудование (проектор и транслятор хранятся в помещении магазина, принадлежащего компании, — здесь же, «на территории»), ездит за фильмами, запускает кино и «обилечивает» водителей. Но все это временно — уверен Балуев. К весне автокинотеатр приобретет надлежащий вид: площадку заасфальтируют, заработает собственное кафе, которое будет круглосуточно обслуживать не только кинотеатр, но и автомойку с сервисом. В общем, все как в кино: поморгал «аварийками» — подошел официант. Решено заасфальтировать и осветить дорогу, ведущую к площадке от ближайшей улицы. «А здесь, — показывает Андрей на стены мойки и сервиса, — мы планируем размещать рекламные баннеры».
Затраты на оборудование и оформление документов (без учета лицензии на прокат фильмов) составили в общей сложности около 300 тысяч рублей, но Балуев уверен, что вложения окупятся в течение года. Вот только «считать» предприниматель предпочитает начиная с весны. Так надежнее.
Автокинотеатр как бизнес: Один другого кормит
В отсутствие надлежащего сервиса решено было снизить стоимость билетов. Сначала собирались брать по 200 рублей с машины за сеанс, но теперь просят всего 150. Сеансов два — в 21.00 и в 23.00. Технически можно крутить кино и днем, но неудобно. Выезд с мойки расположен как раз за экраном, так что чистенькие автомобили должны будут «пробираться» к воротам через «зрителей». Зато вечером таких помех нет, а свободная площадка способна вместить 15 автомобилей. Основной наплыв зрителей наблюдается в выходные — в будние дни машин не так много, а реклама кинотеатра планируется лишь в перспективе, скорее всего, на радио. В общем, заполняемость площадки пока на среднем уровне, а лучший результат — 12 автомобилей в «зрительном зале».
Днем во все это верится с трудом, однако вечером автокинотеатр и правда преображается. В темноте изъянов площадки не видно, да и атмосфера вполне «киношная». Приезжаем, ставим машину. Андрей «по блату» показывает нам наиболее выгодное место и напоминает: нужно включить FM-приемник и методом «научного тыка» выбрать нужную волну, чтобы пошел звук. Сегодня сюрприз — Андрей демонстрирует «Даже не думай-2». Впрочем, как такового расписания фильмов пока тоже нет, оно появится в декабре. Фильмы легальные, на лицензионных дисках от «Союза», поэтому самых свежих новинок проката в кинотеатре не бывает. Да они особенно и не нужны. Важно не столько кино, сколько атмосфера и необычный для города вид досуга. Ощущения? Нам — понравилось. А на второй сеанс заявились преимущественно влюбленные парочки — этим, кажется, вообще не до фильмов.
Поначалу нижегородский автокинотеатр располагался в менее привилегированной, «нижней» части города, на Московском шоссе. Сплетники утверждали, что место оказалось неудачным, поэтому пришлось «переселить» экран поближе к центру. Однако Андрей уверяет, что на самом деле все было совсем не так: за неполный год работы автокинотеатр на Московском шоссе успел себя окупить. Перевезли же его потому, что компания «Автомир» приобрела площадку под автомойку и автосервис в другом районе, где и было решено открыть кинотеатр заново.
Наличие автомойки и сервиса позволяет продвигать киноуслуги: часть клиентов, узнав об автокинотеатре, приезжают сюда уже вечером — отдохнуть. Начинает работать и «сарафанное радио». Кроме того, скоро кинотеатр начнет выступать в роли дополнительной услуги для клиентов сервиса и автомойки: начиная с трех часов дня, Андрей планирует показывать на экране клипы, чтобы скрасить для этих клиентов ожидание в очереди на мойку. Собственно, только для этого уже имело смысл установить экран.
Для нового кинотеатра купили и новый экран. Перевозить старый оказалось дорого и трудно — его оставили на прежнем месте и начали сдавать в качестве рекламного щита.
Выручка от автокинотеатра на 15 машин при полной заполняемости и цене билета в 200 рублей может составлять 3 тысячи рублей в день. Андрей уверяет, что кино вполне можно «крутить» и в непогоду. Главное, чтобы у всех автомобилей были исправны «дворники». Почему не построить навес? Балуев говорит, что не хочет портить идею кино под открытым небом.
По всем прогнозам вложенные в оборудование деньги действительно можно вернуть за год. Однако рентабельность проекта до сих пор не рассчитана — нет времени. Да и заработать на полную мощность кинотеатр должен только весной — тогда и появятся точные цифры. Для единственного бизнеса ситуация странная. А вот для дополнительного — вполне.
Автокинотеатр как бизнес: Автокинотеатр изнутри
Экран и площадка . Расстояние между машинами в одном ряду должно быть не менее 4 метров — чтобы в случае эвакуации двери свободно открывались. При проектировании «зрительного зала» нужно учитывать два проезда слева и справа шириной не менее 7 метров . Ширина экрана — 25- 30 метров , высота конструкции — 19 метров . Размер экранного полотна — 30 х 12,5 м . Нижняя кромка экрана должна размещаться на высоте примерно 5- 6 метров , наклон — 3-5 градусов. В целях безопасности рекомендуется также удалить первый ряд на 25 метров от экрана — на случай, если порывы ветра «положат» конструкцию. Расчетное число автомобилей зависит от формы выбранной площадки. Максимальная вместимость достигается на прямоугольной площади при соотношении ширины и глубины 1:2.
Дренаж . На случай дождя площадка должна быть заасфальтирована или хорошо дренирована. 1 сантиметр осадков, выпадающий на площади, которую занимает автокинотеатр на 600 автомобилей, дает в итоге 70 тонн воды.
Рампы. Для удобства зрителей (независимо от ряда, из любого автомобиля должно быть видно экран целиком) места парковки могут быть оборудованы рампами, приподнимающими переднюю часть машины на 10- 15 см .
Въезд-выезд . Въезд и выезд на автомагистраль должны быть достаточно широкими, без крутых поворотов, разворотов, крутых подъемов и спусков, создающих возможность самопроизвольного движения автомобиля. Недопустимо движение автомобилей задним ходом. Въезд и выезд с парковок даже в ночное время должен быть комфортным даже с минимальным внешним освещением. Разметку площадки автокинотеатра следует наносить с использованием светоотражающих элементов.
Кассы . Кассовые терминалы должны быть установлены таким образом, чтобы автомобили съезжали с автомагистрали, не создавая очередей и пробок.
Дополнительный сервис . Дополнительные платные услуги в автокинотеатре могут составлять от 60% до 300% от стоимости входного билета.
Источник: «Кино Проект Инжиниринг»
Автокинотеатр в деталях
Вложения. От 500 тысяч евро.
Окупаемость. Реалистический анализ дает унылые 15 лет — при условии, что на каждый сеанс удастся собирать 90 зрителей. Вернуть инвестиции можно быстрее, превратив автокинотеатр в дополнительный бизнес, минимизировав затраты и повысив эффективность.
Особенности. В средней полосе России автокинотеатр может работать 100-120 дней в году.
Выручка. Зависит от качества проектирования, месторасположения, стоимости билета, количества сеансов (при «двойном» использовании площадки возможны только вечерние сеансы) и наличия дополнительных сервисов.
Документы. Из специальных — лицензия на прокат фильмов.
Автокинотеатр как бизнес: сезонность
Американские фильмы, в которых фигурируют кинотеатры под открытым небом, смотрели не только в Нижнем — автокинотеатры открываются и в других городах. В Москве фильмы «автомобилям» показывали на Осташковском шоссе, но этот кинотеатр, по оценкам гендиректора «Кино Проект Инжиниринг» Игоря Киселева, трудно назвать успешным — проект был выстроен по «бюджетному» принципу: недорогой комплект оборудования, все слишком простенько. «В Москве, на фоне выставок «шоу миллионеров», делать «бюджетный» автокинотеатр, куда ездили бы состоятельные люди, бессмысленно, — уверен Игорь Киселев. — Это должен быть достаточно дорогой проект, где клиент может потратить свои девять евро и получить определенный уровень сервиса: комфортный заезд, хороший звук, обслуживание, питание, большой экран…»
Киселев уверен, что это хороший бизнес. Вот только не для малых предприятий: объем инвестиций в открытие полноценного автокинотеатра составляет в столице от 500 тысяч евро, а сроки окупаемости из-за климатических особенностей довольно велики.
Чтобы представить себе экономику автокинотеатра, его можно сравнить с кинотеатром обычным. «Кино Проект Инжиниринг» проектирует и монтирует мультиплексы и однозальные кинотеатры, преимущественно с залами на 150 мест. Один зал обходится заказчику в среднем в 100-120 тысяч евро. Средняя цена билета — 150 рублей, или примерно 4,5 евро. И вот здесь начинается самое интересное. «Коэффициент консервативной заполняемости — 30%, — поясняет Игорь Киселев. — Это значит, что на одном сеансе присутствует 45 человек. При семи сеансах в день и работе зала 360 дней в году (пять дней на профилактику) за год кинотеатр посетит 113,4 тысячи человек. Умножив эту цифру на стоимость билета, получим выручку в размере 510,3 тысячи евро. Теперь эту сумму нужно разделить пополам — 50% от выручки уходят прокатчику. В итоге «гросс» составит 255,15 тысячи евро. За вычетом налогов, расходов на коммуналку и зарплаты останется примерно 130 тысяч евро. Таким образом, срок окупаемости составляет один год».
С автокинотеатрами все гораздо сложнее, ведь такое «кино» не будешь крутить круглый год. В холода зрителям придется включать двигатель, а это вряд ли совместимо с комфортом. Но тогда как окупить вложенные полмиллиона евро?
Первым делом следует решить, брать ли плату на американский манер — с машины, или «обилечивать» каждого пассажира. «Допустим, в каждом автомобиле находится два человека. Если на сеансе будет 45 автомобилей, или 90 человек, то окупаемость может составить пять лет — при условии, что автокинотеатр работает 360 дней в году, — подсчитывает Игорь Киселев. — Однако, учитывая наши климатические особенности, количество рабочих дней нужно разделить как минимум на три, то есть в средней полосе России кинотеатр в лучшем случае сможет полноценно функционировать в течение 100-120 дней. Значит, срок окупаемости при той же посещаемости увеличивается до 15 лет».
Получив такую цифру, на эксперименты не пойдешь. Однако Киселев уверен, что этот срок можно сократить. Вариантов несколько. Во-первых — увеличить емкость автокинотеатра. Оптимальным размером является площадка, рассчитанная не менее, чем на 250 автомобилей. Затем — «двойное» использование площадки. Днем — в качестве, например, авторынка, вечером — в роли кинотеатра. Во-вторых, можно сделать упор на сверхприбыльную торговлю и сервисные услуги — продавать зрителям сувениры, компакт-диски, организовать для них возможность перекусить, наладив сотрудничество с одной из сетей фаст-фуда (как вариант — купить франшизу на точку). Наконец, можно открыть автокинотеатр на площадке крупного торгового центра, «привязав» его к автостоянке в качестве дополнительного бизнеса.
— Вместо экрана можно использовать стену торгового центра, — предлагает Игорь Киселев. — Эффективность такого варианта намного выше, ведь затраты получаются очень низкими: стена уже есть, площадка есть, ворота есть, а вместо парковочного билета вполне можно выдавать билет на просмотр фильма. Кроме того, в торговом центре уже есть фуд-корты, что позволяет без труда организовать выносную торговлю: четыре мальчика и четыре девочки на велосипедах развозят хот-доги, кофе. Остается только выставить десяток биотуалетов — и все! Единственное ограничение — экран не должен быть виден с трассы, чтобы не возникало аварий на дороге и чтобы люди не останавливались на обочине, бесплатно настраивая свои приемники на волну кинотеатра. Да, не забыть о согласовании плана эвакуации с ГАИ. Но и это сделать не сложно: для торгового центра подобные планы обычно согласовываются заранее.
Игорь Киселев не зря демонстрирует «погружение в тему» — сегодня его компания уже рассматривает «кандидатуры» нескольких торговых центров в стране с прицелом на организацию автокинотеатров, а первый проект скорее всего, будет запущен в Липецке.
Воспроизвести американскую мечту в России не просто — и дороги не те, и люди другие, и климат какой-то нечеловеческий. Не просто, но можно. Главное — желание. В конце концов, есть разные способы выгодно вложить полмиллиона евро. Можно сделать это скучно, зато с гарантией. А можно — без гарантий, зато с драйвом.
Памяти «Фары»
О судьбе автокинотеатра «Фара» корреспонденту «Санкт-Петербургского Бизнес-журнала» рассказал основатель проекта, генеральный директор сети «Кронверк-синема» Эдуард Пичугин.
— Эдуард, вы, наверное, первопроходец в этом сегменте российского рынка?
— Да, мы первыми в Петербурге открыли автокинотеатр. Назывался он «Фара». Это случилось 1 января 2000 года. Дата не случайная. Если помните, тогда была поднята шумиха по поводу наступления миллениума, и мы с другом решили: нужно сделать что-нибудь эдакое, чтобы войти в новое тысячелетие не с пустыми руками. Попасть в историю. В общем, это была наша «фишка».
Вообще говоря, в наших широтах нет подобных явлений. Нигде — ни в Северной Америке, ни на севере Европы вы не найдете автокинотеатров. Это исключительно американский аттракцион, но — для южных штатов. А мы открыли «Фару» вопреки всему. И получилось, что это самый северный автокинотеатр в мире.
Автокинотеатр — нетипичная услуга кинопоказа. Его можно рассматривать как ночной молодежный аттракцион. Кроме того, это удобно: не нужно парковать машину и выходить из нее. Наконец, автокинотеатр совмещает две несовместимые в обычном кинотеатре вещи — можно смотреть фильм и общаться.
— Какие проблемы на старте оказались самыми сложными?
— Я бы, скорее, говорил о множестве проблем. Летом в Питере белые ночи. А когда ночи нормальные, черные — много осадков. И холодно. Тем временем в южных штатах Америки ночью темно и тепло, так что кино смотрят в кабриолетах. Проблему с холодом мы решили: звук передавался через передатчик FM-диапазона и обычный приемник в авто, настроенный на ту же волну. Вот только сначала весь город слушал наше кино, так что вскоре заявились люди из Связьнадзора. Проблему решили, поставив специальный прибор, который урезал зону покрытия сигнала до нужного нам радиуса.
А еще для организации автокинотеатра требуется земельный участок — собственный или арендованный у города. Необходимо решить вопрос с парусностью экрана — к примеру, у нас в Питере вообще сильный ветер. В итоге мы сделали экран из ветроустойчивого материала.
— И все-таки вы закрыли проект. Этот бизнес в России не может существовать самостоятельно?
— Думаю, все зависит от бизнесмена. А «Фару», между прочим, мы очень долго не могли закрыть — из-за большого спроса на каждый сеанс к нам съезжалось по 70 машин. Закрыли же площадку из-за износа касс, экрана. Все-таки кинотеатр работал на открытом воздухе почти шесть лет. Нужно было либо сворачивать дела, либо вкладывать средства в обновление, а у нас к тому моменту уже изменились планы.
Юлия Калинина, Наталья Санина
*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные
Идея показа фильмов на открытой площадке зародилась за океаном и достаточно быстро перекочевала в Европу. В Советском Союзе таких площадок было не счесть, но со временем жажда комфорта пересилила, и кинолюбители перекочевали в хорошо оснащённые кинотеатры, где наслаждаться продукцией мирового кинематографа можно было круглогодично.
Сегодня кинотеатр на открытом воздухе обретает новую жизнь и, следуя современным трендам, становится мобильным. Молодёжи эта идея нравится, поэтому автокинотеатр как вид бизнеса имеет неплохие перспективы независимо от масштаба населённого пункта, в котором он будет развёрнут. И мобильность в этом аспекте – серьёзное преимущество.
Что требуется для открытия собственного автокинотеатра
Если вы до этого никогда не занимались предпринимательской деятельностью, то это как раз отличный повод исправить ситуацию. Лучше всего зарегистрироваться в качестве ИП, поскольку это делается максимально быстро и просто, а ваши расходы будут минимальными.
Из документов потребуется только заявление установленного образца (форма Р21001), паспорт, ИНН и квитанция, подтверждающая факт оплаты госпошлины (800 рублей). Декларирование уставного капитала для индивидуальных предпринимателей не требуется, юридический адрес указывать тоже не нужно, уровень налогообложения – минимальный.
Единственным серьёзным недостатком ИП является высокий уровень ответственности – если бизнес обанкротится, предприниматель в самом неблагоприятном варианте может лишиться своего имущества. В случае регистрации как ООО такой проблемы не будет, при этом основателем общества может быть и физлицо. Расходы будут, естественно, выше, отчётность – сложнее.
Впрочем, в сфере кинопроката к компаниям не предъявляется каких-либо особенных требований в плане отчётности, сертификации и лицензирования. В принципе вы можете показывать кинофильмы даже без обладания правами на демонстрацию, но если вас на этом поймают (а недоброжелатели всегда найдутся), то вам грозят серьёзные санкции за нарушение авторских прав, которые могут достигать серьёзных величин – вплоть до 100 тысяч рублей.
Учитывая, что для не премьерных фильмов стоимость лицензии на одноразовый показ невелика (порядка 1000 рублей), поэтому риск здесь неоправдан. Что касается премьер, то обычно отчисления правообладателю происходят по схеме процентов от прибыли (чаще всего 50%), и в нашем случае это вряд ли будет выгодно, с учётом того, что нужно будет иметь специальную киноаппаратуру, умеющую распознавать лицензионные коды.
Впрочем, особых требований по тематике демонстрируемых фильмов в данной сфере не предъявляется, поскольку главной «фишкой» кинотеатра на машине под открытым небом считается возможность открытого общения и особой атмосферы. Возможности демонстрации бестселлеров будет достаточно: если среднестатистический зритель захочет посмотреть премьеру, он пойдёт в кинотеатр.
Организация пространства для кинотеатра на колёсах
Вторым важным этапом открытия собственного бизнеса является выбор места для показа. Сразу предупреждаем, что делать упор на мобильность здесь не стоит, особенно если бизнес развёрнут в крупном городе: вам потребуется постоянная площадка, о которой будут знать и которая должна быть расположена в привлекательном с точки зрения отдыха месте.
Найти его нелегко, учитывая дефицит и дороговизну свободных мест в современном мегаполисе. Поэтому наиболее доступными будут два варианта:
- земельный участок за городом (аренда или выкуп);
- аренда площадки непосредственно в городе (например, наземного паркинга возле ТРК или стадиона).
Если говорить о первом варианте, то он, скорее сего, финансово окажется самым доступным. Среди его преимуществ – возможность показа фильмов на природе, в удалении от каменных джунглей, что для горожан часто воспринимается как некое романтическое приключение, стоящее потраченного времени. Главное – чтобы эта локация была удалена от города не более чем на 5-10 километров. Что касается размеров, то нужно ориентироваться на 150-200 автомобилей, при этом площадь одного машиноместа должна быть порядка 10-15 квадратных метров. Необходимо также предусмотреть расстояние между экраном и первым рядом автомобилей на уровне 25 метров – ради большего комфорта просмотра и с точки зрения техники безопасности.
Стоимость аренды может сильно различаться в зависимости от региона. В Подмосковье, например, это порядка 500-1500 рублей за кв. метр/год. Не следует забывать и о сезонности бизнеса – если земельный участок выкуплен, зимой его можно сдавать в аренду (автошколы охотно воспользуются вашим предложением, если стоимость будет разумной).
Подъездные дороги к площадке должны быть хорошего качества – иначе даже заядлые киноманы второй раз к вам не поедут.
Чем хороша аренда паркинга возле крупных ТРК – вы сможете снизить расходы на маркетинговые мероприятия, а также на приобретение шлагбаумов. К тому же такая площадка потребует минимальных вложений в её обустройство. Но есть и минусы при организации такого кинотеатра на улице с просмотром в машине: далеко не всегда руководство ТРК пойдёт вам на встречу, поскольку могут возникнуть неприятные ситуации, связанные со слишком громким звуком во время вечерних киносеансов: жители близлежащих жилых многоэтажек вряд ли будут от этого в восторге. К тому же наверняка ваши фильмы будет просматривать немалое количество «зайцев», и вы не сможете это предотвратить.
Гораздо предпочтительнее в этом плане аренда площадки достаточной вместительности где-нибудь в городском парке или возле муниципального стадиона – такие участки являются городской собственностью, поэтому договор аренды будет заключить проще – например, на условиях открытого аукциона. Но и здесь могут возникнуть сложности – в парковой зоне вам могут не разрешить развёртывание кинотеатра на колёсах.
Оборудование и аппаратура
Большего всего придётся потратиться отнюдь не на проектор, как многие думают, а на экран для автокинотеатра. Благодаря техническому прогрессу здесь есть множество вариантов реализации, от бюджетных до крайне передовых и технологичных и, разумеется, очень дорогих:
- проекционный экран можно назвать самым распространённым и доступным решением. Выпускается в различных комплектациях и исполнениях, конструктивно может развёртываться на стене или на любой открытой площадке. Способ возведения – нагнетание воздуха, стоимость может составлять порядка 200 тысяч рублей. Начинающим автокиномеханикам можно посоветовать именно этот вариант, который со временем можно будем сменить на что-либо более современное. Мобильный проекционный экран в исходном состоянии не требует много места для транспортировки. Его вместе со всем необходимым оборудованием можно поместить в практически любой фургон или микроавтобус. Такая мобильность может пригодиться для разворачивания деятельности на основе бродячего цирка: сегодня здесь, завтра там;
- ещё более простой вариант, практически не требующий никаких вложений, кроме проектора – это стена здания при условии наличия однотонного матового покрытия. Достоинства такого способа очевидны – можно договориться об аренде площадки не на месячной (а тем более – годовой) основе, а посеансно, что избавит вас от лишних расходов. Если у вас проблемы со стартовым капиталом, то это единственный способ, позволяющий «раскрутиться» с нуля. Но качество предоставляемых услуг будет, конечно, намного ниже. И главная проблема – найти такую стену, и чтобы перед ней была площадка требуемого размера, и чтобы имелась возможность договориться об её использовании;
- для тех, что не испытывает финансовых затруднений и ищет способы инвестирования свободных средств, можно посоветовать светодиодный экран. Это инновационное решение нельзя назвать доступным по стоимости – вместе с сопутствующей аппаратурой, оборудованием и монтажно-наладочными работами оно обойдётся примерно в 15 миллионов рублей. Возможно, в продаже найти LED-экран нужных размеров не удастся, тогда придётся его заказывать, что увеличит итоговый ценник.
Так что проектор в большинстве случаев будет не самой ощутимой статьёй расходов. Но и это ведь не всё: оборудование для автокинотеатра должно включать и звукотранслирующую аппаратуру, и здесь тоже выбор огромный.
Подобрав колонки с требуемыми характеристиками, нужно будет решить проблему их расстановки. Вариант с монтажом непосредственно возле экрана – не самый подходящий: в силу больших расстояний тем автомобилям, которые расположены на задних рядах, будет плохо слышно. Если просто усилить мощность звучания – плохо будет первым рядам и жителям близлежащих домов.
Гораздо предпочтительнее расположить динамики по периметру площадки, но это и более затратный способ. В последнее время популярностью пользуется интересное решение – трансляция звука в выделенном диапазоне на FM-приёмники – нужно будет просто настроить их на нужную частоту. При отсутствии радио в автомобиле такие бюджетные приёмники можно предлагать в прокат прямо на входе в автокинотеатр. Такая аппаратура (коротковолновой передатчик вместе с антенно-фидерными устройствами) стоит порядка 60 тысяч рублей.
Наконец, вам потребуется шлагбаум, возможно – ограждения для площадки, а также кассовый аппарат.
Персонал
В простейшем случае вам понадобится 3 сотрудника, если вы сумеете организовать работу в две смены – пять человек. Кроме бухгалтера, вам нужно нанять 1-2 киномехаников, которые по совместительству будут кассирами, следить за соблюдением правил и порядка, заниматься уборкой территории после киносеанса и даже обслуживать небольшой снек-бар. Наконец, вам не обойтись без 1-2 ночных охранников, особенно если экран будет установлен стационарно. У бухгалтера работы будет немного, поэтому можно рассчитывать на вариант с частичной занятостью.
Расходы на зарплату персонала можно рассчитать предварительно, итоговая смета может варьироваться в довольно широких пределах, в зависимости от вашей щедрости как предпринимателя.
Во сколько обойдётся открытие автокинотеатра
Ну вот и пришла пора подсчитать, а сколько же придётся потратить, чтобы начать бизнес. Финансовый раздел бизнес-плана обычно включает две составляющие: разовые и ежемесячные расходы. Но если первая стать целиком и полностью включается в капитальные затраты, то с месячными расходами ситуация несколько иная. Скажем, зарплату работникам можно выплачивать в конце месяца, используя для этих целей часть доходов.
Приобретение оборудования для показа фильмов потребует примерно 65% средств от совокупного объёма инвестиций. Ещё 30% -пойдёт на обустройство площадки (приобретение и установка шлагбаума, кассы, обустройство территории, подсветка). На закупку оборудования для открытого автомобильного кинотеатра и монтажно-наладочные работы уйдёт 1-2 месяца.
Отметим, что вместо надувного экрана можно использовать материал, из которого изготавливают баннеры. Если минимальная стоимость первого составляет 120-150 тысяч рублей, то изготовление баннера размером 8х15 метров обойдётся вам в 50 тысяч.
Примерный перечень разовых расходов:
Статья расходов | Сумма, тысяч рублей |
Оборудование | |
Проектор Panasonic РТ-AE08000EA | 180 |
FM-передатчик с дальностью до 700 метров | 6 |
Генератор СПЕЦ ИГ-02000 | 25 |
Ноутбук | 30 |
Экран вместе с монтажом (баннерный вариант) | 50 |
Шнуры, розетки, переходники | 5 |
Обустройство площадки | |
Шлагбаум | 15 |
Будка-касса | 40 |
Прочие расходы | 10 |
Итого | 361 |
Месячные расходы:
Статья расходов | Сумма, тысяч рублей |
Аренда земучастка площадью 3000 кв.м. | 98 |
Зарплата сотрудников | 73 |
Амортизация оборудования | 7 |
Реклама, маркетинговые мероприятия | 5 |
Прокатные лицензии | 170 |
Прочие расходы | 10 |
Итого | 363 |
Желательно предусмотреть в арендном договоре тот факт, что зимой автокинотеатр работать не будет.
Рентабельность автокинотеатра как бизнеса
Как показывает практика, средний срок окупаемости такого стартапа составляет 7-12 месяцев с учётом сезонности бизнеса. Выход на плановые показатели посещаемости достигается в июле-августе, независимо от месяца, в котором стартовал показ кинофильмов.
Разумеется, многое зависит от сопутствующих факторов: удачного побора локации, эффективности рекламной кампании, функциональности автокинотеатра и т. д.
Нельзя не рассказать и о возможных рисках, присущих для этой ниши:
- мы неоднократно упоминали такой фактор, как сезонность. В действительности величина прибыли зависит не только от поры года, но и от погодных условий, которые и в высокий сезон могут быть неблагоприятными. Считается, что для открытых кинотеатров этот тип рисков является самым значимым. Но если предотвратить непогоду невозможно, то снизить влияние погодного фактора можно – например, посредством диверсификации бизнеса (использование альтернативной локации) или обустройства тентовой крыши;
- ошибки с подбором фильмов. Особенно высока вероятность такого сценария у начинающих бизнесменов, которые часто пребывают в уверенности, что те фильмы, которые нравятся лично им, будут интересны и остальным. Обычно их ожидает серьёзное разочарование. Но проблему можно решить, если уделить достаточно внимания аналитике, а её в сети с избытком;
- не стоит полагать, что вам удастся избежать простоя оборудования. Причины могут быть разными – например, банальный невыход на работу сотрудников, проблемы с оборудованием и пр.;
- может статься и так, что данный вид услуги, несмотря на все ваши старания, так и не станет востребованным. Поэтому настоятельно рекомендуется предварительно изучить потенциальный спрос, благо возможности интернет сегодня к этому располагают: можно организовать опрос в социальных сетях, на городских форумах и других ресурсах с высокой посещаемостью;
- не стоит забывать и о конкуренции со стороны классических кинотеатров, предоставляющих гораздо более высокий уровень комфорта. Нивелировать влияние этого фактора тоже можно, выбрав район с минимальной концентрацией обычных кинотеатров или проведя агрессивную рекламную кампанию.