Идея бизнеса фото с ростовыми куклами
* В расчетах используются средние данные по России
Мы все не раз сталкивались, прогуливаясь по улицам или торговому центру, с ожившими персонажами мультфильмов, гуманоидными животными или даже с каким-нибудь предметом. Виной этому не диэтиламид лизергиновой кислоты, случайно употреблённый незадолго до встречи с таким чудом, а безудержная фантазия рекламщиков, которые решили материализовать популярного персонажа. Проходя мимо, невольно задумываешься, где покупают костюмы для таких промоутеров, ведь ни в одном магазине одежды не продают шкуру кота Матроскина. На самом деле, чтобы Матроскин мог предлагать людям новую сметану и раздавать листовки, ему предварительно костюм заказывают, который правильно называется не костюм или шкура, а ростовая кукла.
Ростовая кукла имеет две особенности – она делается только на заказ, и в неё должен помещаться человек. Подобные изделия шьют не только для рекламных кампаний, но и для многих других целей, вплоть для личного пользования. Так как работа будет ручная, то и труд оплачивается соответственно, что делает бизнес на ростовых куклах достаточно прибыльным. Но главное условие – уметь самостоятельно заниматься подобным делом, то есть если предприниматель воспринимает швейную машинку как младенец автомобиль, то заниматься таким делом он не сможет. Можно быть вовлечённым в подобный бизнес, но только как инвестор. Однако рентабельным он будет именно тогда, когда ты самостоятельно изготавливаешь ростовые куклы или хотя бы их часть. Опытные портные занимаются производством такой продукции полностью самостоятельно, без привлечения сторонней силы, и зачастую они могут предложить хороший и качественный товар. Но существует один существенный недостаток – скорость выполнения заказа. Поэтому изначально стоит задуматься о подборе команды.
Итак, чтобы начать свой бизнес, нужно стать официально предпринимателем. Можно остаться предпринимателем индивидуальным, а можно зарегистрировать юридическое лицо. Ответственности у ИП гораздо меньше, регистрация более простая и особенно хорошо подходит в случаях, когда натурально планируется заниматься делом в одиночку. Код деятельности лучше всего подходит (ОКПД 2) 13.99 Изделия текстильные прочие, не включенные в другие группировки, потому что к одежде ростовая кукла не имеет отношения. От предпринимателя потребуется порядка 20 тысяч рублей на решение всех бюрократических вопросов и оплату государственной пошлины и около месяца по времени. Если планируется заниматься какой-либо сопутствующей деятельностью, например, пошив настоящей одежды на заказ или её ремонт, то нужно указать дополнительные кодировки, благо по закону одно предприятие или индивидуальный предприниматель имеет право на занятие несколькими видами бизнеса (даже не смежными). На данном этапе не должно возникнуть каких-то ограничений и препятствий со стороны государственных органов, ибо такое занятие, по понятным причинам, не требует лицензирования или сертификации. Но вот иметь в распоряжении соответствующее образование (то есть мастера швейного дела) или хотя бы сертификат с курсов дополнительного обучения желательно, потому что клиента гораздо быстрее пойдут в ателье, в котором работает специалист, подтвердивший свою квалификацию.
Что замечательно в таком деле – это отсутствие необходимости в аренде помещения. Так, многие ателье работают с клиентами на дому, и ничто не мешает принимать заказы, сидя не в офисе, а у себя дома или даже в квартире. Но нужно учитывать, что под такое занятие придётся выделить целую комнату, а в случае большого количества заказов нужно ещё и иметь место, куда убираются готовые и создаваемые куклы, то есть что-то похожее на небольшой склад.
Само рабочее пространство также должно быть просторным и удобным, мастер не сможет работать в тесном помещении, особенно, когда речь идёт о достаточно больших изделиях. Ведь кукла должна быть выше человека примерно на 20-25 сантиметров. Ростовая кукла Мики-Мауса отличается от костюма этого же персонажа именно тем, что стремится воссоздать вымышленного героя, а не просто эксплуатировать его образ. Ввиду того, что внутри куклы размещается человек, она должна быть значительного размера не только в высоту, но и в ширину и длину. Ведь находящемуся внутри актёру должно быть комфортно и не слишком душно; а в некоторых случаях предполагается даже особая функциональность куклы, например, виляние хвостиком или моргание глазами. В этом случае актёр должен не просто управлять своим телом, которое облачено в громоздкий наряд, но и осуществлять некоторые дополнительные манипуляции. Отсюда и очень большой размер любой ростовой куклы; изредка такой продукт размером с человека. Понятно, что работать с таким габаритным нарядом, особенно на завершающих этапах производства, когда изделие становится цельным и габаритным, относительно трудно. Если мастер не имеет возможности развернуться, изделие закончить он не сможет.
Но в некоторых случаях придётся помещение арендовать. Здесь опять всё зависит от того, как планирует работать предприниматель. Если он не нуждается в помощниках, то он может арендовать около 30 м2, на которых сможет расположиться и заниматься своим делом. Чтобы сэкономить, лучше искать подвальные помещения (но с хорошим микроклиматом), но уезжать на окраину не стоит, потому что из двух компаний по производству ростовых кукол клиент выберет ту, которая ближе. Даже если расположенная на окраине немного лучше. Просто потому, что куклу нужно транспортировать. В относительно крупных городах нормальное подвальное помещение не в деловом квартале можно найти за примерно 20 тысяч рублей в месяц, но это слишком усреднённая цифра, так как всё зависит не только от месторасположения, но и от самого города и ещё от множества факторов.
В том случае, когда планируется привлечь дополнительную рабочую силу, арендуемое помещение должно быть значительно больше. Работать на дому у организатора бизнеса работники смогут только в случае, если предприниматель живёт в большом доме с несколькими не занимаемыми комнатами. Размер помещения рассчитывается исходя из количества людей, при этом привлекаются сотрудники не для создания одновременно нескольких кукол, а для изготовления одной, но по частям. То есть в таком производстве не нанимаются универсальные ткачи, но люди, которые ответственны за определённые части куклы.
Так, самыми сложными элементами являются руки, ноги и иные конечности. Более трудна в изготовлении в большинстве случаев только голова. Хотя и здесь имеется два варианта. Голова может быть частью всего наряда (и тогда актёр смотрит на мир сквозь рот или глаза персонажа) либо же являться съёмным элементом. Мы все, пожалуй, рискуем увидеть, как добрая Белоснежка отходит в сторону и снимает свою голову, которая тут же сменяется небритой головой сорокалетнего мужика и начинает бесстыдно курить, на корню разрушая все мечты и сказку. Это второй тип костюма, когда голова персонажа, по сути – всего лишь декорация, огромная сферическая деталь (или не сферическая, тут уж как повезёт с героем), крепящаяся на сам наряд (это касается не только костюмов Белоснежек).
В этом случае она изготавливается из крепких материалов, так как не имеет полостей. Такой тип наряда даже предпочтительней, потому что позволяет создать более естественную куклу. Но и стоит дороже. Кстати, отошедший покурить (или просто передохнуть) актёр – норма и даже необходимость, потому что постоянно находиться в костюме не рекомендуется; это связано не только с отсутствием нужного количества воздуха, но и с плотным поролоном, который может привести к тепловому удару в случае долгой работы на солнце. Об этом следует сообщать клиенту.
Часть работ по созданию куклы можно отдать на, с позволения сказать, швейный аутсорсинг. Чтобы ускорить выполнение заказов, лучше договориться со сторонними портными, которые могут перенять на себя самые простые задачи. Например, прострочить и подготовить ткань, сшить простые элементы и тому подобное. То есть непосредственно эскиз, создание сложных деталей, набивание куклы поролоном, изготовление отделяемой головы и прочие сложные моменты должен выполнять сам мастер и его помощники, но вот общие работы по пошиву лучше отдать на выполнение сторонним предприятиям. Их услуги придётся оплатить как услуги обычного ателье по пошиву одежды, а если будет налажено постоянное сотрудничество, то можно рассчитывать на более выгодные условия.
В редких случаях удастся отдавать на аутсорсинг более пятой части всего заказа, потому что ростовая кукла очень непохожа на обычную одежду в процессе своего создания. Доверять непрофессионалам (а даже опытная швея, которая никогда при этом не занималась ростовой куклой, – непрофессионал) что-то сложное нельзя, потому что в случае, если они согласятся, то выполнят свою работу некачественно и через большой промежуток времени. Предпринимателю, если он понимает, что самостоятельно не в состоянии выполнять заказы, стоит нанять сотрудников в свою фирму и обучить их искусству пошива ростовых кукол.
Нетрудно догадаться, что для пошива ростовых кукол нужно швейное оборудование, сопутствующие инструменты, опыт, знания и прямые руки. Лучше всего начать не с выполнения коммерческого заказа, а создания своей фантазии. Подобному искусству никто не обучает, и даже опытный швец поначалу не в состоянии изготовить ростовую куклу. Либо он затянет это изготовление на многие месяцы. Зато обучиться этому искусству относительно несложно, и терпеливый человек относительно быстро может им овладеть. Вот ещё одна идея для бизнеса: обучение изготовлению ростовых кукол; только заниматься этим стоит, если было решено выйти из бизнеса по самостоятельному их созданию. Иначе зачем создавать себе конкурентов?
В принципе, создавать куклы может научиться и простая домохозяйка, главное, чтобы было желание и терпение. Конечно, без швейной машинки не создать куклу, поэтому стоит задуматься о покупке именно хорошего аппарата, который может работать даже с очень плотной тканью, обеспечивает высокое качество шва и тому подобные вещи. Профессиональное швейное оборудование (производственное) стоит около 50 тысяч рублей, и это только сама машинка. Просто хороший агрегат можно приобрести примерно за 10 тысяч рублей.
Однако в этом лучше разберётся именно профессионал, а не журналист с экономическим образованием. Но нужно отметить, что помимо швейной машинки и прочего инвентаря (ножницы, линейки, рулетки, иголки) рекомендуется приобрести аэрографическое оборудование. Это позволит создавать более качественные и дешёвые изделия, потому что иногда хорошо нанесённый рисунок значительно улучшает внешний вид куклы. Или же позволяет создать элемент, который иначе пришлось бы шить (к примеру, тигриные полоски проще нарисовать, чем вырезать из разной ткани или нашивать дополнительно). Для аэрографа потребуется небольшой компрессор, который вполне реально купить за сумму до 10 тысяч рублей. Сам аэрограф (или попросту пульверизатор) стоит порядка 2 тысяч рублей, причём в эту сумму входит и недорогой шланг.
Если не брать в расчёт возможный фонд оплаты труда, то самыми большими тратами станут расходные материалы. Наиболее ценен поролон – он стоит порядка тысячи рублей за лист в два квадратных метра. Он будет применяться практически в каждой кукле в отличие от других материалов, которые могут быть различными. Ведь изделие создаётся по требованию заказчика, и исполнитель учитывает и пожелания в материальном вопросе. Стоимость работы остаётся фактически всегда неизменной, но расходники могут стоить по-разному. Себестоимость конечного продукта в итоге составляет всего лишь половину его цены, всё остальное – вознаграждение мастерам.
Данный бизнес хорош тем, что наёмные работники также будут получать процент от вырученной суммы, а не постоянный оклад, и чтобы удержать сотрудников, не стоит ограничиваться на выполнении заказов только по ростовым куклам. Чтобы люди не сидели без дела можно хотя бы принимать одежду на ремонт. Что касается стоимости кукол, то она может быть совершенно различной – от 3 тысяч рублей за простой квадратный костюм до 30 тысяч за какого-нибудь краба (этот пример наиболее нагляден – членистоногое имеет много конечностей, а значит, и много изготавливаемых элементов).
Уровень конкуренции в данном бизнесе относительно невысок, так как этот труд сложный, специфический и даже творческий. Несмотря на то, что заказчик в большинстве своём имеет определённые и обычно достаточно чёткие пожелания, некоторая свобода всё же остаётся у изготовителя. Однако ценятся именно куклы, максимально приближенные к прототипу и выполненные в кратчайшие сроки. Редкий клиент решает позаботиться об изготовлении куклы за несколько месяцев, ошибочно считая, что их шьют буквально на коленке в перерывах между ремонтом одежды.
Скорость выполнения заказов иногда может стать даже предпочтительней, чем качество, так как в случае промо-акции не столь важен хорошо исполненный герой, сколько соблюдение сроков этой акции. Однако ростовые куклы применяются не только в маркетинге и коммерции, но и в частных развлечениях. В последнее время стало популярно либо заказывать всё тех же персонажей мультфильмов детям на утренники, дни рождения и прочие праздники; или же нанимать аниматоров на те или иные вечеринки.
Создатель ростовых кукол имеет эскиз и опыт работы с уже завершённым заказом, поэтому в дальнейшем может повторно создавать то или иное изделие. Особо популярных героев можно изготовить для проката, после чего либо самостоятельно заняться прокатом своих изделий, либо начать сотрудничество с event-агентствами.
Второй тип работы даст возможность применять свою продукцию постоянно, не тратясь на изготовление, то есть после какого-то определённого периода работы и при наработанном портфолио можно рассчитывать на пассивный доход. Некоторые компании, которые начинали с простого создания ростовых кукол, добавляют свою собственную деятельность по предоставлению услуг на корпоративах и праздниках. При этом имеются определённые герои и их образы, которые становятся полноценными персонажами, отлично играющими свои роли на многих вечеринках. Но для такого бизнеса придётся привлекать постоянно (или даже иметь в штате) актёров, которые смогут играть эти роли, и данное начинание можно уже рассматривать как отдельный вид бизнеса.
Подводя итог, можно сказать, что изготовление ростовых кукол – прекрасный бизнес, но который сопряжён с необходимостью изучения и обучения искусству создания подобных продуктов. При этом для того, чтобы получать наибольшую прибыль, придётся постоянно работать, что для многих вообще не считается бизнесом (даже если работать «на себя»). Через какое-то время получится возможность зарабатывать на уже изготовленных куклах, сдавая их на прокат, но для этого нужно заработать имя и наработать портфолио. Порою для этого должно пройти немало времени, но если заботиться о качестве своих изделий и постоянно совершенствоваться (сокращая, в первую очередь, время создания куклы), то можно привлечь очень большое количество клиентов. В данной работе также не помешает создать свой собственный сайт при первой возможности и необходимости, потому что рано или поздно наступит тот момент, когда даже люди из других городов будут готовы заказывать изготовление ростовой куклы, видя их великолепное качество.
Матиас Лауданум
23.02.2015
Все материалы по тегу: изготовление карнавальных костюмов
1906 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 75343 раз.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Другие статьи по вашей теме:
«Клиент готов платить на
30-100% больше, если успеть к мероприятию»
IT-инструменты, которые используются в проекте Промокостюм
- AmoCRM
- RedConnect
- Trello
Кризис может быть как причиной закрытия бизнеса, так и началом новых возможностей. Падение курса рубля в 2014 году сильно сократило корпоративные рекламные бюджеты. Поэтому многим компаниям, работавшим в сфере рекламы и продвижения, пришлось искать дополнительные источники дохода или менять бизнес-модель. О том, как перенастроить свой бизнес с проведения рекламных акций на изготовление ростовых кукол, порталу Biz360.ru рассказал основатель компании «Промокостюм» Максим Милованов.
Досье
Максим Милованов, 27 лет, предприниматель из Москвы, основатель компании «Промокостюм». Закончил аспирантуру Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (квалификация «преподаватель-исследователь»). Владел бизнесом по продаже сувенирной продукции и проведению промо-акций. В 2014 году основал ателье ростовых кукол «Промокостюм», производство находится в его родном городе – Пензе.
Как всё начиналось
Свою первую ростовую куклу Максим Милованов сделал, как он сам признаётся, «от безысходности». В 2012 году у него был бизнес в сфере сувенирной продукции и проведения промо-акций – компания «Презент». Один из клиентов — самарское отделение Procter&Gamble — заказал у него для своей рекламной кампании ростовую куклу. По сути, костюм, в котором передвигался промоутер.
Где её брать, Максим не знал. Но отказывать клиенту он не хотел, так как в этом случае рисковал потерять весь заказ. Крупным компаниям обычно требуется подрядчик, готовый «закрыть» всю подготовку и проведение акции.
«Компаний и частных мастеров, занимавшихся ростовыми куклами, было не так много. Нам пришлось найти дизайнера и швей-надомниц, которые худо-бедно могли создать такую куклу. Под контролем, криво, с большим количеством исправлений и переделок, но тем не менее. Это было, можно сказать, сделано «на коленке». Но мы тогда выполнили заказ и даже заработали на нём», — вспоминает Максим Милованов.
В кризисном 2014 году заказов на сувенирную продукцию стало ощутимо меньше. По мнению Максима, причина была в том, что рекламные бюджеты большинства компаний сильно «порезали». Его бизнес становился нерентабельным, и возник вопрос, чем заниматься дальше.
Здесь, по словам предпринимателя, помог случай. Его компания получила заказ от МЧС на изготовление ростовой куклы-огнетушителя. К тому времени Максим Милованов накопил небольшой опыт в их производстве. За 2 года ему поступало ещё несколько заказов на ростовые куклы. Изготавливали их с помощью тех же надомниц.
До 2014 года предприниматель не собирался делать ставку на ростовых кукол. Как и в первый раз, за выполнение таких заказов брались, чтобы обеспечить клиенту полный комплекс услуг. Но после сотрудничества с МЧС Максим увидел, что маржинальность ростовых кукол довольно высокая. Так возникла идея сделать это направление основным бизнесом.
Он зарегистрировал в Москве ООО «Промокостюм». Больших вложений новый проект не потребовал — он развивался на средства, заработанные на выполнении заказов. «У нас не было каких-то инвестиций или заёмного капитала. Мы развивались самостоятельно. При таких условиях важно зарабатывать каждый день. У нас не какой-то стартап, в который вложили миллионы, а результат ожидается только через несколько лет. Мы каждый день могли закрыться, и нам было важно зарабатывать каждый день», — говорит Максим Милованов.
Собственное предприятие
Количество заказов росло, и довольно быстро возникла потребность в собственном производстве. Но Максим несколько лет не хотел его создавать. Раньше он, по сути, занимался продажами услуг и опасался идти в новую для себя сферу. Открыть свой цех заставила всё та же «безысходность». Объёмы увеличивались, и управлять производством, состоящим из сети надомниц, становилось всё сложнее.
«Творческие люди, в частности, швеи, часто запивали, срывали сроки. Об этом в учебниках по бизнесу не пишут, но оказалось, это не какой-то разовый случай. Это большая проблема, мы очень часто с ней сталкивались. Приходилось постоянно искать мастеров, менять, обучать контролировать их», — рассказывает Максим.
В начале 2018 года Максим всё-таки открыл собственное ателье по производству ростовых кукол. Оно находится в Пензе – родном городе предпринимателя. Для этого он закупил швейное оборудование и раскроечные столы, набрал персонал. Сейчас на производстве установлено шесть швейных машинок. Продукцию ежедневно доставляет на склад в Москву собственная «Газель» компании.
«Даже с расходами на доставку производить в Пензе получается выгоднее, чем в Москве. В таких небольших городах, как Пенза, почти нет собственного рынка сбыта. Там сложно что-то продавать, но выгодно производить «на Россию» или «за рубеж», — констатирует Максим.
По словам предпринимателя, открытие собственного ателье и набор персонала оправдали себя за несколько месяцев. С начала 2018 года производство ростовых кукол увеличилось в три раза. Ещё один важный плюс – рост качества продукции. Здесь Максим отмечает не столько сам факт запуска производства, сколько грамотный подбор людей и постоянные эксперименты с материалами.
«Большинство коллег работают с поролоном. Мы используем изолон и пенолон, это более современные материалы. Они легче и лучше держат форму. Поролон со временем теряет свои свойства – становится мягче. Чтобы зафиксировать куклу из поролона, нужно вставлять проволоку в конструкцию, а это небезопасно. У человека внутри куклы плохая видимость, и если он споткнётся, может выколоть глаза. Наши материалы не деформируется от использования. А главное – с ними не нужна проволока для изготовления каркаса, его можно просто склеивать», — замечает Максим.
Особенности российского производства
Для внешнего оформления куклы обычно используются флис или искусственный мех. Материалы компания «Промокостюм» приобретает под каждый конкретный заказ. Это обходится дороже, чем оптовые закупки. Но при этом «лишний» материал не лежит на складе в виде замороженных средств. Закупки оптом делают только при больших заказах – например, на изготовление десяти или более изделий.
Отдельная проблема – дефицит нужных материалов в России. Если материал, который хочет заказчик, невозможно найти, сотрудники компании объясняют ему ситуацию и предлагают альтернативные варианты.
Цветовой выбор материала, по словам предпринимателя, тоже очень ограничен. На каждый цвет предлагается не более одного-двух вариантов по оттенкам. Поэтому когда заказчик указывает в техзадании «фирменный» цвет своей компании, ему объясняют, что точное попадание в этот цвет не всегда возможно.
«Когда мы выполняли заказ для посольства Южной Кореи, они прислали нам образец меха. Мы проверили 15 поставщиков, но так и не смогли подобрать нужный цвет. Корейцы не поверили, что мы на самом деле занимались поиском, и сами заказали мех в интернете. И им пришел точно такой же белорусский мех, который мы им предлагали», — приводит пример Максим Милованов.
Работа с заказчиком
Перед началом работы клиенту присылают бриф (форму техзадания), который тот заполняет самостоятельно. Затем представители компании «Промокостюм» рассчитывают итоговую стоимость куклы и точные сроки её изготовления. После согласования оплаты дизайнеры рисуют эскиз и отправляют его заказчику. На основе утверждённого эскиза разрабатывается финальный макет, который передаётся в производство.
Разработка эскиза и макета куклы входит в стоимость заказа. «Корпоративный» дизайн внешнего вида изделий (логотипы, надписи, изображения и т.д.) заказчик предоставляет в готовом виде. Если клиенту требуется создание такого дизайна, оно оплачивается дополнительно.
До 2019 года компания выполняла эскиз без каких-либо оплат. Но с начала этого года ввели предоплату за эскиз в размере 1500 рублей. Это позволило отсечь «халявщиков», которые приходили за бесплатным эскизом и пропадали после его получения.
Иногда в процессе обсуждения заказа выясняется, что клиенту нужен не просто эскиз куклы, а «корпоративный маскот», которого у заказчика ещё нет. В этом Максим Милованов обнаружил ещё одну рыночную нишу — дизайн персонажей «с нуля».
«Разработка персонажа требует гораздо больших усилий от дизайнера, чем создание эскиза куклы. Здесь нужна концепция: какую эмоцию, какой посыл должен нести этот персонаж. Нужно понять, в каком виде он будет воплощён: человек, животное, вымышленный персонаж», — объясняет Максим.
Производство заказов
Контроль производства проходит на двух этапах: после сборки каркаса и после изготовления «итоговой» куклы со всеми аксессуарами. Все изделия Максим Милованов с коллегами проверяют на себе. Они меряют костюм, смотрят, насколько удобно в нём двигаться. В костюме даже прыгают, чтобы понять, не «слетит» ли у него голова. Внутри куклы для удобства промоутера можно даже установить вентилятор, это стоит 1500 рублей. Правда, заказчик далеко не всегда готов за это платить.
Ростовая кукла обычно рассчитана на человека 170-180 см и размером одежды 52-54. Но при этом пожелания клиента также учитываются. Итоговый внешний вид изделия может несколько отличаться от эскиза. Об этом Максим предупреждает каждого клиента заранее, этот пункт также прописан в договорах.
«Примерно на 15% идёт адаптация изделия под человека. Не потому, что дизайнеры непрофессиональные. Но некоторые моменты на этапе дизайна нельзя учесть физически. Например, расположение выреза для рук или сеточки для глаз. Не всегда с самого начала можно определить, где что будет находиться. Когда каркас готов, мы смотрим, как сделать куклу удобнее и лучше, от этого и возможны некоторые несоответствия с дизайном. Это техническая особенность ростовых кукол», — говорит Максим.
В некоторых случаях результат не совсем совпадает с ожиданиями клиента. Как правило, в таких ситуациях достаточно просто объяснить заказчику, почему сделано именно так, а не по-другому. Если находятся объективные несоответствия с проектом, изделие дорабатывают. Если же заказчик настаивает на доработках, которых не было в техзадании, их выполняют только за дополнительную плату.
Цена вопроса
Стоимость изготовления одной куклы – от 19 000 до 50 000 рублей. Такой уровень цен Максим Милованов считает средним по рынку. «Около 70% работ по изготовлению куклы – ручной труд. Этим и обуславливается стоимость изделия. К тому же у нас индивидуальный пошив, а не массовое производство. Каждое изделие – по сути, новое, и на каждое приходится тратить очень много времени», — уверяет предприниматель.
Большинство заказов состоят из одного изделия. Но нередко бывает, что единичный заказ влечёт повторные обращения от того же клиента. Особенно актуально это при работе с торговыми сетями. Иногда после первого заказа им требуется новая ростовая кукла для проведения акции в другом регионе.
«Высокий сезон» в производстве ростовых кукол начинается в сентябре и продолжается до конца года. В декабре компания настолько перегружена заказами, что уже не может взять новые – они переносятся на январь.
«Наше производство и в несезон полностью загружено. Просто в сезон нам приходится работать эффективнее и дополнительно привлекать людей. Сезон для нас – это не единственный шанс заработать, а возможность заработать больше», — добавляет Максим.
Срочность стоит денег
Стандартные сроки изготовления заказа – 7-14 дней, в зависимости от сложности изделия. Но при общении с заказчиками иногда выясняется, что им нужна ростовая кукла уже «на этой неделе». Как оказалось, такие вопросы в больших компаниях нередко утверждаются в самый последний момент. Так Максим обнаружил потребность рынка в срочном производстве.
«Клиент готов платить на 30-100% больше, если сделать заказ быстро и успеть к мероприятию. У нас такая возможность есть. Уже было несколько случаев, когда мы слышали от клиентов: «Все в Москве отказались выполнить заказ к нужной нам дате, согласились только вы». Мы работаем на результат, и в этом ещё одно наше важное преимущество», — подчёркивает Максим Милованов.
Если клиенту нужна оперативность, дизайнер создаёт эскиз не за один-два дня, а за два-три часа. Время изготовления куклы при срочных заказах – 3-5 дней. Их выполняют, как правило, в вечернее и ночное время, а также в выходные дни. Иногда для таких работ привлекается дополнительный персонал. Это нужно для того, чтобы не сдвигался общий график производства, и все «обычные» заказчики получали свои изделия в срок.
«Мы объясняем клиенту, что в таких случаях не нужно затягивать с оплатой. Как правило, все понимают: они же сами в этом заинтересованы. Даже крупные, тяжёлые на подъём компании порой платят аванс без миллиона подписей, которые требуются в обычных условиях», — говорит Максим.
Клиенты большие и маленькие
Среди заказчиков «Промокостюма» много крупных известных компаний – таких, как «Додо Пицца», Unisender, «Дом.ru» и др. Для Cisco изготовили куклу в виде wifi-роутера – она «работала» на отраслевой выставке. За ростовыми куклами нередко обращается и малый бизнес. Например, отдельно стоящая кофейня для привлечения посетителей заказала куклу в виде стакана кофе.
К наиболее запомнившимся заказам Максим относит проект для компании «Абрау-Дюрсо». Для горнолыжного праздника в Сочи она заказала ростовые куклы в виде бутылок шампанского. Промоутеры в этих костюмах рассекали по склону вместе с остальными лыжниками.
«Также хотелось бы отметить заказ для Олимпийского комитета России. Недавно студия Артемия Лебедева сделала им новый дизайн маскотов: синий мишка-неваляшка и шапка-кот. И мы должны были чётко адаптировать этот дизайн под ростовую куклу. Поскольку форма для такого изделия нестандартная, нам приходилось многое придумывать. Чтобы материал полностью совпал по фактуре и цвету с уже выпущенными мягкими игрушками, его специально заказывали в Китае», — рассказывает Максим.
Проект получает новых клиентов в основном с помощью продвижения сайта и рекомендаций. В последние два года стало больше клиентов, обращающихся повторно, начали появляться постоянные заказчики.
«Я считаю, что рекомендации и повторные обращения – это «премия» за нашу качественную работу. Не буду нас идеализировать – раньше мы, честно говоря, много косячили. Но со временем сотрудники очень выросли в профессиональном плане, я своей командой горжусь. Мы постоянно придумываем что-то новое, чтобы сделать костюм ещё легче и лучше», — рассказывает Максим Милованов.
Персонал отобранный и проверенный
Основной проблемой в развитии своей компании Максим Милованов считает подбор персонала. По его признанию, работа надомниц требовала постоянного контроля и далеко не всегда устраивала его по качеству. При открытии производства в 2018 году предприниматель решил расстаться со всем «надомным» персоналом и набрать новую команду.
«Производственники – обычно люди зрелого возраста, и бесполезно менять у них привычки, подходы, взгляды. Не нужно тратить время на людей, которые не подходят. Надо просто находить правильных людей. На осознание этого у меня ушло несколько лет. Примерно год назад на одной из конференций основатель AmoCRM Михаил Токовинин сказал: «В Москве живут 15 миллионов человек, а вам нужно всего от 10 до 200 сотрудников. Значит, вы должны просеять рынок труда и найти нужных». Эта фраза во мне резонировала», — вспоминает Максим.
Сейчас на пензенском производстве работают 12 человек: 7 швей и 5 специалистов по изготовлению каркасов. Это примерно 5-7% от общего количества тех, кто прошёл через собеседование. При подборе ориентировались на порядочность кандидатов, их нацеленность на результат и способность работать самостоятельно.
На просмотр потратили много времени, но, по мнению Максима, результат того стоил. Набранный персонал стал работать гораздо более эффективно, чем надомницы. Прекратились проблемы с воровством и другими серьёзными нарушениями дисциплины.
«Раньше мы нередко сталкивались с воровством. Это тоже одна из общих проблем российских производств. Люди даже не понимают, что делают что-то плохое, они «просто берут», для них это норма. И, конечно, мы искали неконфликтных людей. Мы устали от сотрудников, у которых «всегда проблемы», в том числе с алкоголем. Если человек себя плохо повёл, на второй раз мы прощаемся. Но теперь текучка стала меньше, увольнять приходится намного реже», — анализирует Максим Милованов.
Офисная часть компании «Промокостюм» состоит всего из трёх человек. Это дизайнер, бухгалтер и специалист по продвижению. Помимо штатных сотрудников в высокий сезон к работе над заказами привлекают специалистов на аутсорсе. Внешние подрядчики также занимаются бухгалтерией, интернет-продвижением и другими вопросами.
Что дальше
В ближайшие месяцы основатель «Промокостюма» планирует выйти на новую рыночную нишу – персонажи виртуальной и дополненной реальности. С подобными вопросами к нему уже начинают обращаться крупные заказчики.
«Мы не хотим ограничиваться только куклами. Конкуренция растёт быстро, производители плодятся как грибы после дождя. Ещё пару лет – и рынок насытится. Но ростовая кукла – это лишь одна из форм персонажа-маскота. Мы хотим также предлагать и виртуальные формы. Для разработки будем привлекать аутсорс, свою команду под это создавать нецелесообразно», — делится планами Максим.
Как заработать на производстве костюмов для косплеев.
Монстры на заказ: как заработать на реквизите для квестов.
Поставить всё на карту: как заработать на настенных паззлах.
12 августа 2019