Идеи в издательском бизнесе
Содержание
- 1 С чего начать организацию бизнеса на издательском деле
- 2 Издание книг
- 3 Издание периодической печати
- 4 Издание электронных книг
- 5 Издание мини-игр
- 6 Сколько денег нужно для старта бизнеса
- 7 Сколько можно заработать
- 8 Какое оборудование выбрать для издательского бизнеса
- 9 Какой ОКВЭД необходимо указать при регистрации издательского бизнеса
- 10 Какие документы нужны для открытия издательства
- 11 Какую систему налогообложения выбрать для регистрации издательского бизнеса
- 12 Нужно ли разрешения для открытия издательского бизнеса
- 13 Новичку в издательском бизнесе
Многие десятилетия наша страна была самой читающей в мире.
Годы перестройки внесли свой неблагоприятный вклад в этот процесс, но в настоящее время хорошая книга имеет большое количество почитателей.
Издательский бизнес может быть вполне успешной и прибыльной бизнес-идеей.
Особенность бизнеса заключается в том, что он является интеллектуальным, выполняет просветительские и даже социальные функции.
Человек, решивший начать этот бизнес, будет преуспевать в своей деятельности, если он не только умеет считать деньги, но и хорошо ориентируется в бескрайнем море разнообразной литературы, знаком с издательским рынком, имеет связи с хорошими авторами.
С чего начать организацию бизнеса на издательском деле
Каждый предприниматель должен выбрать свою сферу, особенно если речь идет о некрупном издательстве.
Только большое предприятие может позволить себе роскошь быть универсальным. Важно не ошибиться в выборе своей ниши.
Это может быть специальная, учебная, остросюжетная, детская литература, трудовые книжки или другие спец-бланки как в этой компании.
Самое главное — издатель должен хорошо ориентироваться в выбранном направлении, его материале, знать аудиторию, ее возможности, вкусы и интересы.
Очень важно хорошо знать и законодательство по этому вопросу, особенно авторское право.
Издание книг
Книгоиздание — это очень важное и интересное, но сложное дело. Оно предполагает деятельность по приобретению авторских прав, поиску новых имен.
Возможно привлечение именитых и раскрученных писателей, но их гонорары по карману далеко не каждому издательству.
Выбирая автора, нужно обратить внимание на его читательскую аудиторию, насколько она широка. Чем больше круг потенциальных покупателей, тем больше может быть прибыль.
Участие в работе хорошего профессионального редактора — это залог успеха, так как он сможет отфильтровать слабые произведения, вычислить перспективного писателя.
Если многообещающий автор найден, есть смысл попытаться с ним заключить эксклюзивный договор либо подписать контракт на перспективу.
Это касается не только художественной литературы, но и любой другой. Трендовые авторы есть и в отраслевой литературе.
Работая с авторами, заключая с ними контракты, издательства могут покупать авторские права на издание какого-либо произведения, а затем перепродавать их более крупной издательской компании.
Крупные издательства редко занимаются поиском и продвижением новых талантов, они издают произведения раскрученных авторов.
Начинающие же компании вынуждены этим заниматься, а найдя перспективного писателя, продают его крупной издательской фирме.
Прибыль от продажи автора может быть выше, чем от реализации его книг за год.
Занимаясь издательским бизнесом, нужно разбираться и в работе типографии, но совсем не обязательно иметь свою.
Можно работать с одним или несколькими предприятиями, занимающимися оказанием типографских услуг.
Издание периодической печати
Издание книги достаточно длительный процесс, но она и существует долго.
Совсем другое дело — выпуск периодической печати: газет, разного рода журналов.
Если учитывать специфику печатных периодических изданий, то этот процесс кратковременный, но не менее сложный.
Информация должна быть актуальной и представлена в очень короткий временной период.
Есть огромная масса людей, которые привыкли начинать свой день с чтения газеты, журнала, поэтому тираж имеет значение. Но основную часть прибыли издательства получают за счет размещения рекламы.
Лишь немногие периодические издания могли бы обойтись без нее только благодаря тиражам, но они не упускают свой шанс и так же размещают рекламу.
Рекламодатели предпочитают глянцевые журналы. Эти издания очень популярны.
Если изданием глянцевого журнала занимается профессиональная команда, состоящая из умного редактора, талантливого фотографа, успешного дизайнера и других профессионалов, то высокие прибыли предсказуемы.
Издание электронных книг
Электронная книга — эквивалент бумажного издания. Она читается с использованием гаджетов и представляет собой файл.
Их продажа осуществляется издателями или через интернет.
При организации этого бизнеса не нужно работать с типографиями, книжными магазинами.
Издание мини-игр
Мини-игры — это новый и сравнительно молодой сегмент издательской деятельности.
Все издательские фирмы, занимающиеся их подготовкой, действуют по одному алгоритму: придумывается сюжетная линия, создаются герои, пейзажи, затем к работе подключаются программисты, которые завершают работу.
Игры для гаджетов публикуются в интернет-магазинах и каталогах. Продукция для социальных сетей и сайтов продается игровым порталам, которые в свою очередь выставляют ее на продажу либо дают возможность скачивать бесплатно.
Изданием игр чаще всего занимаются молодые и продвинутые программисты, которые хорошо знают данный сегмент рынка, его интересы и возможности.
Этот вид издательского бизнеса постоянно развивается, имеет хорошие перспективы и достаточно успешен.
Начиная издательский бизнес, необходимо четко сформулировать его концепцию и придерживаться ее.
Сколько денег нужно для старта бизнеса
Решив заняться издательским делом надо учитывать, что книгоиздательство не кредитуется банками, и поэтому нужно будет рассчитывать либо на собственные средства, либо на инвестиции. К тому же, издательская деятельность – бизнес с высокими рисками. В чем они заключаются? В первую очередь не всегда востребованы бывают книги, выпущенные издательством. Также авторы, которым, как правило, выплачивается аванс не всегда выполняют свои обязательства. Легче всего начинать с выпуска кроссвордов, календарей и т.п. Такой бизнес не принесет большой прибыли, но окупиться гораздо быстрее.
Если вы решили открыть небольшое издательство вам будет достаточно 650-700 тыс. рублей. Выпуск электронных и аудиокниг обойдется дешевле.
Сколько можно заработать
Наилучший вариант на сегодняшний день – выпуск небольшого журнала плюс электронные книги. Преимущество в том, что журнал может, кроме всего прочего, получать доходы от рекламы. В среднем же, на книге тиражом 5 000 экз. как правило, можно заработать до 80 000 рублей. Есть еще одна интересная вещь — Print-on-Demand- издание по требованию. Она предполагает издание книги только в том случае, если заказ уже поступил, то есть у издателя не существует никаких рисков, что книга не будет реализована. Система широко используется на Западе, но в России к ней прибегают немногие издательства.
Какое оборудование выбрать для издательского бизнеса
Если вы будете работать с типографией или крупными издательствами, для бизнеса подойдет то же оборудование, что и для обычного офиса: компьютеры, оргтехника, телефоны, столы, стулья.
Какой ОКВЭД необходимо указать при регистрации издательского бизнеса
Код ОКВЭД нужно будет указывать в зависимости от того, какой конкретно деятельностью вы будете заниматься. Подойдут следующие ОКВЭД:
22.1 — Издательская деятельность;
22.13 — Издание журналов и периодических публикаций;
74.40 — Рекламная деятельность;
22.15 — Прочие виды издательской деятельности.
Какие документы нужны для открытия издательства
В первую очередь нужно будет зарегистрировать деятельность, выбирая ИП или ООО. Также потребуется пакет документов, связанный с арендой помещения. Еще нужно будет заполнить заявление о регистрации средств массовой информации (если будет выпускаться журнал или другое периодическое издание) в Роскомнадзоре. В этом случае нужно ознакомиться с законодательными документами в области СМИ.
Какую систему налогообложения выбрать для регистрации издательского бизнеса
Оптимальный вариант для бизнеса УСНО. То есть вам придется выплачивать 15 процентов с налогооблагаемой базы «доходы», или 15% с базы «доходы минус расходы».
Нужно ли разрешения для открытия издательского бизнеса
Поскольку издательский бизнес относится к высокорискованным, большой конкуренции в нем не наблюдается. К тому же, с 2002 года отменено лицензирование издательской и полиграфической деятельности. Никаких специальных разрешений для ведения бизнеса не нужно, и рынок практически не контролируется государством.
Новичку в издательском бизнесе
Загрузка…
Бумажную прессу давно и стабильно клонит в вечный сон, до посадки деревьев под бумагу генная инженерия, похоже, пока не дотянулась, и люди всё больше переходят на цифру. Поэтому нацеленность исключительно на электронный формат представляется мне разумной идеей. И да, нужно издать несколько книг, но об этом позже.
Сегодня помимо книжных интернет-магазинов, где можно купить электронные версии книг, некоторые прогрессивные издательства предоставляют такую возможность прямо у себя на сайте, чем и радуют. Например, МИФ — у которых, кстати, практически отсутствует офис (пример иконических «37 signals»). Моя идея в том, чтобы создать нишевое мини-издательство, которое будет издавать книги только в виртуальном — не физическом — формате.
Только в электронном, то есть для реализации принципа print-on-demand должно произойти нечто исключительное, а именно этот самый demand через форму на целевой странице книги (или день рождения/смерти большого мыслителя, или ряд людей, специально заказавших бумажную версию, так как читать с экрана у них глаза болят, а цифровую бумагу они ещё не освоили). Причём печататься книги могут только на переработанной бумаге.
Тут нужно сразу оговориться:
• целью является выпуск трудов значимых иноязычных (а то и русскоязычных) авторов на русском языке, а не собственно создание издательства;
• на случай непредвиденных, но тем не менее вероятных обстоятельств имеет смысл всё же делать резервное копирование книг в физическом их варианте, то есть выпускать некий мини-тираж.
Думаю, всем понятно, насколько (не в цифрах, а в принципе) с этой схемой удешевляется процесс издания. Не говоря уже о маленьком, но всё же бонусе для экологии (скорее даже реверансе в её сторону).
Итак, думаем о процессе.
Итерации
1. Определиться с целями
— Почему мы решили делать издательство?
— Потому что имеется ряд ценных книг, которые либо издали, раскупили и не найдёшь, либо они до сих пор не переведены на русский. Либо ещё не издали.
— Почему нужно непременно своё издательство?
— Проще сделать самому, чем кого-то в чём-то убеждать, да и просто интересно.
1,5. Составить список книг, которые хотим перевести/издать/переиздать.
2. Продумать бренд
• Понять, какой продукт выпускает издательство. В нашем случае это интеллектуальная (и, быть может, авангардная, а в нынешних реалиях — и маргинальная, ну да это опустим) литература.
• Назвать проект — имя требуется уже на стадии регистрации юрлица.
• Логотип, стиль, позиционирование и прочие атрибуты бренда пока к делу не относятся, но их уже можно смаковать и набрасывать — чтобы лучше понять, что собой представляет проект (далее в нумерации создание стиля опускаю — и так ясно, что он создаётся).
3. Расписать бизнес-план (доходы и расходы, сроки выхода книг и каркас процессов).
Проверить, как встроить проект в государство (чтобы лишний раз не платить внезапные штрафы).
Проблемы аудитории состоят в том, что спрос на подобные книги низкий, [ибо] интеллектуальная культура примерно на том же уровне, и «приличных», нишевых издательств не хватает. Хотя они, конечно, есть и горячо посему любимы.
4. Найти финансирование через краудфандинг или традиционными методами.
Расходы, от которых не скрыться:
• регистрации: юрлица, домена, ISBN, УДК, ББК;
• хостинг;
• права на перевод;
• оплата труда переводчика и редактора;
• дистрибьюция;
• реклама;
• услуги нотариуса и бухгалтерского сервиса.
5. Зарегистрировать юрлицо,
чтобы получить ISBN книги. По идее, им можно пренебречь, если решить делать не издательство, а литературный альманах (об особенностях создания журнала довольно подробно рассказано тут, наиболее актуальной мне показалась информация о регистрации, остальное — больше дело вкуса и стратегии).
При регистрации стоит сразу подать заявление в налоговый орган о переходе на УСН (6% с доходов). Оформить пакет документов на регистрацию юрлица можно через сервис «Моё дело», и он же обеспечивает бухгалтерское сопровождение (возможно, есть другие подобные сервисы, но сарафанное радио напело мне только про этот).
6. Найти специалистов:
• Дизайнеры (веб-, графический, верстальщик, если надо — иллюстратор);
• Переводчик;
• Редактор;
• Корректор;
• Пиар-менеджер.
Тут нужно понимать, что я перечисляю функции, а не количество людей. Главные, кто обеспечивает качество — это переводчик, редактор и корректор. Потому что дизайн всегда можно исправить, а перевод живёт десятилетия и века. Важность дизайна ни в коем случае не умаляется, просто текст в приоритете.
К пиару я условно отношу и дистрибуцию, и SMM, и полилог с медиа (просто потому, что всем этим занимаюсь я, хотя что-то можно делегировать).
С трекерами политика следующая: я пользуюсь ими, знаю, что некоторые правообладатели тоже ведут диалог и даже сотрудничают, и вообще все знают, что с пиратами бороться бесполезно. Наоборот, трекеры — удобная база поиска нужных документов и распространения знаний. Поэтому есть идея выложить книги в трекер, предложив благодарить пожертвованиями (нужно понять, насколько это согласуется с авторским правом).
7. Создать сайт.
Зарегистрировать домен и нарисовать сайт с целевыми страницами (вопрос дизайна и вёрстки [частично] решается с помощью сайтовых конструкторов, которые порой заодно предоставляют и хостинг).
Сайт нужен для тех, кто не сидит в социальных сетях, приходит из поисковых систем, + там удобно оставлять заявки на бумажную версию, продавать электронную и так далее. Архитектура на первое время простая: страница «О нас», «Контакты» (можно объединить), блог и страницы книг. Пока речь идёт о книге, которая ещё в работе, на её странице можно прочесть аннотацию, подписаться на релиз и оставить заявку на бумажную версию.
8. Выкупить права на перевод.
Не факт, что правообладатели захотят иметь дело со столь юным издательством, но соглашение зависит от конкретных переговоров: например, на этот момент у нас будет зарекомендовавший себя переводчик, что увеличит шансы на успех.
9. Заключить со специалистами договора оферты.
10. После бала, то есть окончания работы над собственно книгой нужно (как уже было сказано) обратиться в Российскую книжную палату для регистрации индексов УДК/ББК. И начать дистрибьюторские и пиар-мероприятия, разумеется.
И самое главное
Желательно встроить в процесс реализации идеи открытую лицензию (благо есть прецеденты). Но в этом вопросе мне пока предстоит разобраться.
Дополнительные источники информации по теме: раз, два, три.
Всё вышесказанное изложено в порядке идеи.
Комментарии, замечания и советы высказывайте, пожалуйста, в комментариях.
P.S.
Я знаю, что нет ничего нового под Солнцем, что бизнес-план не обязателен и что на дизайнеров и корректоров тоже нужны деньги. Их функции могу выполнять самостоятельно, вопрос делегирования зависит от плана (сроков и финансов).
* В расчетах используются средние данные по России
Создание своей книжной типографии – это очень сложное начинание, которое требует от предпринимателя немало денежных вложений и сил. Однако и перспективы у такого бизнеса имеются, и хотя в настоящее время существует немалое количество изданий, которые будут выступать серьёзными конкурентами начинающему предпринимателю, это не значит, что нет шанса занять какую-то долю рынка.
Первым делом необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, тут можно, теоретически, оформиться как индивидуальный предприниматель, но всё же лучше выбрать форму общества с ограниченной ответственностью, в которой допускается, как и в случае с индивидуальным предпринимательством, использование упрощённой системы налогообложения, которая предполагает перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли в качестве налогов. Процесс регистрации нельзя назвать сложным, величина государственной пошлины составляет 4 тысячи рублей. Если в типографии не предполагается печатать свою собственную продукцию, а издавать исключительно книги по заказу от сторонних компаний, то не нужно получать дополнительные разрешения и лицензии. В ином случае придётся регистрировать своё средство массовой информации. При этом нужно отметить, что в данной статье рассматривается открытие именно типографии, и, хотя она зачастую существует на базе уже работающего издательства или плотно сотрудничает с несколькими книжными издательствами, всё же книжная типография и книжное издательство – это разные виды бизнеса, и о последнем подробно написано в этой статье.
После того, как урегулированы все формальности, можно приступать к открытию типографии. Вообще начинающие предприниматели редко открывают большой офис, потому что на первых этапах следует экономить на многом, но так, чтобы это не сказывалось на качестве материала, работы. Лучше, если открывают такой бизнес единомышленники, потому что у предпринимателя в этом случае почти наверняка будут люди, которые будут вместе с ним заниматься работой. Иногда за счёт энтузиазма нескольких людей не требуется нанимать сотрудников со стороны, поэтому представительство типографии может быть очень небольшим. Причём не обязательно открывать издательство в центре города, можно найти помещение где-нибудь на окраине, так, чтобы меньше платить за аренду. Достаточно будет офиса размером в 30-40 квадратных метров, но это только размер самого издательства, если предполагается содержать собственную типографию, то для неё помещение нужно искать отдельно.
Для непосредственно самой типографии и склада потребуется иметь в распоряжении помещение размером минимум 100 м2, конечно, точный размер рассчитывается в зависимости от индивидуальных параметров, но оборудование занимает несколько десятков квадратных метров, расходные материалы нужно хранить в отдельном помещении (крупная типография нередко имеет в запасе сотни упаковок типографской бумаги всевозможных типов, хотя лишние запасы – это изъятые из оборота средства), а для готовой продукции нужен свой склад. Там должны учитываться температура и влажность, в ином случае книги могут начать портиться, особенно если их долго хранить. Стоимость аренды может отличаться в разных городах, конечно, в провинции арендовать офис значительно дешевле, в мегаполисах даже за небольшое помещение придётся платить немалые деньги, но в среднем нужно рассчитывать примерно на 20 тысяч рублей в месяц за площадь около 25-30 м2 – это только на представительство. 100 м2 на склад и производственное помещение придётся оплачивать дополнительно – 80-100 тысяч рублей, если не в центре города. Оборудовать офис нужно простой мебелью и техникой, расчёт идёт в 50-60 тысяч рублей за одно рабочее место в среднем. Количество человек может быть различным (об этом чуть ниже), поэтому точную цифру назвать невозможно.
Таким образом, можно снять небольшое помещение, обустроить его за малую сумму и при необходимости провести ремонт, после чего можно будет запускать работу представительства. Однако дополнительно средства нужно выделить для программистов, верстальщиков и дизайнеров, они работают обычно в очень дорогих программах, графических редакторах, к примеру, поэтому их рабочее место обходится в разы дороже. Например, стоимость только полного пакета Adobe Photoshop составит 18 тысяч рублей на одно рабочее место в год, а нередко люди работают с пакетами от десятка поставщиков программного обеспечения, и иногда цены на продукты значительно выше. Точную цифру назвать достаточно сложно, потому что иногда можно найти бесплатные альтернативы платным программам, но не всегда его можно использовать – зависит от формата работы издательства. К примеру, если издавать книги с немалым количеством иллюстраций, то простых графических программ будет не хватать – нужны будут профессиональные пакеты.
Теперь несколько подробней о работе самой производственной линии. В зависимости от планируемого объёма работы выбирается и размер помещения, но всё же для начала достаточно небольшой типографии, оборудование в которой не отличается высокой производительностью. Но нельзя забывать и месте для хранения отпечатанной продукции, то есть размеры помещения нередко превышают даже указанные 100 м2. Однако для печати хотя бы книг в мягком переплёте требуются нормальные агрегаты, а также дополнительные устройства, что сказывается на сумме закупки оборудования. Сюда входит полноценная печатная система, резаки плоттеры, листоподборочные устройства, буклетмейкеры, ламинаторы. Хотя на нормальной типографии используется очень большое количество устройств. Сюда относится цифровая печатная машина, которая обладает производительностью от 100 копий в минуту; обычно приобретается чёрно-белый аппарат, потому что для цветной печати используется другое устройство, то есть более дорогая, но менее производительная цифровая печатная машина с красочностью CMYK. Далее стоит купить широкоформатный плоттер, который поддерживает сложную технологию нанесения цвета, то есть может обладать способностью двенадцатицветной печати. Тогда может быть обеспечено превосходное качество изображения и точность печати. Цифровая монохромная печатная машина даёт возможность выполнять широкий спектр работ, то есть печатает на любых материалах и на заготовках разного размера. Для массовой печати нужна также офсетная двухкрасочная листовая печатная машина, она ориентирована на печать полноцветного изображения для мелких книг в мягком переплёте. Одноножевая бумагорезательная машина — объяснять её предназначение, думается, не стоит. Чтобы готовить книги, нужен ещё и тигельный пресс для высечки и горячего конгревного и блинтового тиснения художественных изображений, торговых знаков, тиснения на переплетных крышках и других видах высококачественной отделочной и печатной продукции. С его помощью можно работать также на плотном картоне или ином подобном материале. Термографическая машина, который используют только в самых современных типография. Нужен он для обеспечения отсутствия задержек времени при смене режимов работы. Как можно понять, нужен он только в случае больших объёмов тиража. Необходимо установить и листоподборочно-брошюровочную линию модульного типа с листоподборочными устройствами. В некоторых случаях может понадобиться брошюровочный агрегат, который выполняет операции перфорации и переплета. Рулонный ламинатор — его предназначение, думается, тоже объяснять не стоит — всё понятно из названия. Бумагосверлильный станок нужен для сверления отверстий в стопе листового материала. Очень пригодится при печати книг и автономный нумератор, который нумерует, перфорирует, бигует, режет и рицует (надрезает) лист, делая все это за один прогон в любом месте бумажного полотна вдоль его движения.
Что касается стоимости оборудования, то предпринимателю доступно огромное количество вариантов. Самый дешёвый – это покупка бывшего в употреблении оборудования, здесь можно ограничиться нескольким сотнями тысяч рублей за относительно неплохие машины, но сколько они прослужат – неизвестно. Можно оборудовать непрофессиональную типографию, которая может печатать малые тиражи – пригодно для издательств, работающих на малой территории и ориентированных на заработок на рекламе. Но всё же оптимально располагать мощностями, которые позволяют производить продукцию хотя бы не хуже основных конкурентов (тут имеется в виду, конечно, качество печати журнала, а не его наполнение).
За сумму примерно в 2 миллиона можно оборудовать маленькую типографию со средним оборудованием, но это годится только на первое время, впоследствии придётся вложить немало средств на развитие. К примеру, покупка типографской линии Ricoh обойдётся в сумму около 3,5 миллионов рублей. Оснащение профессиональной типографии обходится уже в сумму около 10 миллионов рублей, но это с расчётом закупки иностранных машин, а именно европейских или американских.
Кстати, типографское оборудование отличается по способу печати (офсетная, трафаретная и тому подобное), в зависимости от того, на каких клиентов ориентируется типография, может меняться состав оснащения. Дополнительно необходимо найти поставщика расходных материалов, обычно бумагу, краски, материал для ламинирования, переплёты, картон и все остальные расходники может поставлять одна компания, в любом крупном городе можно найти не одного поставщика, который будет готов привозить всё необходимое, если предложить ему оптовые закупки. В маленьких городах, возможно, придётся сотрудничать с компаниями из ближайших крупных городов, но в любом случае предложения такого рода есть, и проблем с поставщиком быть не должно.
Стоимость бумаги составляет примерно 2 рубля за один лист – и это только средний показатель за относительно хороший продукт. Книга может быть отпечатана на мелованной бумаге (её стоимость и указана в качестве примера), а может быть использована дешёвая некачественная бумага (немногим лучше газетной для второсортной литературы), которая стоит в 2-3 раза дешевле. Покупать бумагу лучше оптом, причём большим, при приобретении нескольких тысяч листов есть возможность договориться с поставщиком о хотя бы небольших скидках. Краска обходится на лист дешевле, но тут несколько сложнее, потому что есть несколько факторов, которые значительно увеличивают себестоимость распечатки. Это, например, цветная печать, печать на специальной бумаге, нанесение полноцветных изображений. Также потребление краски может существенно отличаться в разных машинах, и в итоге предпринимателю нужно подобрать оборудование, которое уже проверено пользователями и имеет хорошие отзывы, отличается эффективностью потребления расходных материалов. В целом, стоимость расходников включается в стоимость готовой продукции, и эти расчёты будут указаны ниже.
Важный момент – поиск специалистов для своей типографии. Главное в этом направлении – это люди, которые занимаются работой за аппаратурой, то есть искать нужно тех специалистов, которые имеют опыт работы в типографии или хотя бы в центре полиграфии, потому что неподготовленный человек не в состоянии быстро освоить новую машину. Некоторые типографии предлагают своим клиентам возможность редактуры книг, то есть имеется хотя бы небольшая редакция, которая если и не исправляет серьёзные недочёты в самом содержании книги, то хотя бы занимается её оформление и техническим редактированием. В редакцию может входить разное количество человек, но хватит, скорее всего, 5 сотрудников, каждый из которых занимается только своим делом. Руководителем может стать и сам предприниматель, потому что чаще всего типографию открывают те, кто прекрасно разбирается в этом направлении. Если оказывать дополнительные услуги по оформлению книг или же просто редактировать заказанные книги для технического исполнения заказа, то нужно нанять нескольких редакторов и программистов. Вся остальная работа проходит в издательстве, которое и занимается подготовкой материала – типография просто исправляет возможные недочёты, которые могут повлиять на качество отпечатки или итоговый вид продукта (то есть проверяют предварительно как будет выглядеть книга, как разместятся изображения, нужный ли шрифт подобран). Поначалу, конечно, учредители (если их несколько) могут выполнять большой объём работы, занимаясь разными направлениями, но всё же впоследствии придётся находить уже специалистов с образованием. В относительно крупных типографиях штат может составлять несколько десятков человек, потому что обслуживать несколько линий по производству книг пара человек не сможет.
Величина заработной платы сотрудников типографии (имеются в виду специалисты, которые работают за оборудованием) меняется от региона к региону, а также в зависимости от того, на каком оборудовании именно приходится людям работать и какие обязанности на них возложены. Там, где процесс предельно автоматизирован, не нужно нанимать мастеров, а вот при работе на машинах, где нужен ручной труд и настройка каждого элемента производственной линии, уже лучше искать опытных операторов. В целом, уровень заработной платы начинается от 20 тысяч рублей в регионах, может быть в несколько раз выше для профессионала. В зависимости от количества человек рассчитывается и фонд заработной платы – помимо непосредственно самой зарплаты придётся передавать средства в пенсионные фонд и производить прочие социальные отчисления. При этом все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли организацией, стоит передать на аутсорсинг, сюда относится ведение бухгалтерии, например. Стоимость аутсорсинговых услуг в месяц редко превышает 10 тысяч рублей даже для средней фирмы.
Продвижение своих услуг на рынке – процесс достаточно сложный и длительный, потому что в любом относительно крупном городе имеется не одна фирма, предлагающая подобные услуги, при этом уровень спроса нередко значительно ниже уровня предложения. Отчего следует, что предпринимателя ждёт жестокая конкурентная борьба, и браться приходится за любые заказы. Обычно клиентами книжной типографии становятся небольшие издательства, которые занимаются выпуском дешёвой литературы, начинающие предприниматели, желающие зарабатывать на выпуске учебной, научной и прочей специализированной литературы, и, значительно реже, свободные авторы, решившиеся выпустить свою книгу. Типографии выгодней найти клиента, который будет периодически заказывать тираж, чем ориентироваться на того, кто всего лишь раз закажет пусть и крупный тираж. И клиенту, и типографии выгодно заниматься крупным тиражом, то есть тиражом в несколько тысяч экземпляров (получить заказ на больше чем 10 тысяч экземпляров для начинающей фирмы – очень хороший старт), однако в первое время почти наверняка придётся заниматься мелкими задачами – распечатать пару сотен какого-нибудь не слишком популярного учебника (например, по регионоведению), помочь какому-нибудь писателю потешить своё самолюбие, выпустив для него 2-3 десятка его книг в твёрдом переплёте, издать сотню недоработанных книг, которые представляют собой перевыпуск какого-нибудь художественного произведения. Речь идёт о типографии, которая начала работать отдельно от какого-то издательства, и первой её задачей станет именно поиск партнёров, желательно постоянных и со стабильными заказами.
При этом нужно понимать, что себестоимость одной книги для типографии не слишком высока, начинается она примерно с 15 рублей за совсем уж простую книжицу в несколько десятков страниц на бумаге плохого качества и, конечно, в мягкой обложке. Серьёзное издание в твёрдом переплёте стоит уже не меньше ста рублей за один экземпляр (имеется в виду тираж в 3-5 тысяч) – это те деньги, которые уходят на краску, бумагу и прочие расходные материалы, причём это относительно небольшая цена, качественная книга стоит значительно дороже, но сюда не включаются косвенные издержки – то есть электроэнергия, оплата зарплаты и тому подобные отчисления. При этом наценка на печатные издания обычно бывает очень высокой, потому что иначе предприниматель не сможет покрывать как раз эти прочие издержки, которые существуют на предприятии вне зависимости от того, сколько заказов выполнило оно. Нередко наценка достигает 80%, однако для заказчика предусмотрены скидки, если объём его заказа превышает определённое количество экземпляров (например, один уровень цен при тираже до 1 тысячи экземпляров, друг