Идеи для передвижного бизнеса
Колесить по фестивалям и не думать об аренде помещения — так представляют передвижной бизнес начинающие предприниматели. Но где парковаться? Везде ли можно это сделать? Как оборудовать фургон? Владельцы мобильных кафе и салонов рассказали редакции «Своего дела» о том, почему они решили работать в фургонах
Обогнать «Чайхону»
Передвижные закусочные появились в начале ХХ века в Техасе — для сезонных рабочих на фермах и перегонщиков скота. Прообразом современных фуд-траков считается фургон Уолтера Скотта. В 1872 году он парковался перед офисом местной газеты в Провиденсе: журналисты часто работали по ночам и регулярно выходили за закусками. Одним из самых знаменитых в США вагончиков стал Kogi Korean BBQ. С 2008 года там продаётся корейская и мексиканская еда.
В России мобильные закусочные стали популярны только в начале 2010-х. В 2013 году в Москве появился фургон Durum-Durum, в котором продавали шаурму. Его запустили бывшие банковские работники Денис Пугач, Александр Грабко и Карен Исаджанян. Партнёры думали открыть обычное кафе, но предположили, что на это потребуется много денег. Решили начать с фуд-трака, чтобы понять, будет ли спрос на продукт.
На eBay предприниматели купили за 10 тысяч долларов (330 тысяч рублей по курсу 2013 года) фургон американской марки Airstream. На растаможивание и транспортировку они дополнительно потратили пять тысяч долларов (165 тысяч рублей по курсу 2013 года). Трак доставили в порт, дальше переправили на кораблях в Германию и оттуда — в Санкт-Петербург. После машину перегнали в Москву.
На покупку оборудования (гриль для шаурмы, газовый баллон, два холодильника, рукомойник и насос) предприниматели потратили 225 тысяч рублей. Запуск обошёлся им примерно в 720 тысяч рублей.
Читайте также
Взвесить шансы: как написать бизнес-план
Ещё до того, как начал работать первый фуд-трак, основатели Durum-Durum дополнительно приобрели три фургона — каждый из них обошёлся примерно в 700 тысяч рублей. По словам Пугача, предприниматели просто загорелись идеей. Но решение о покупке было опрометчивым. Через полгода работы партнёры поняли, что стабильного заработка у них не будет. Выручка зависит от сезона и погоды.
«Ты делаешь ставку на лето — все будние дни солнечно, но люди на работе, а в выходные — дождь. Зимой аудитория проходят мимо и пытаются скорее добраться до помещения»,
— объясняет Пугач
Бизнесмены работали втроём, готовить учились самостоятельно. На фестивали нанимали дополнительных поваров. В одном фуд-траке находилось четыре человека, считая самих предпринимателей.
Весной 2013 года вагоны появились в парках им. Баумана и им. Горького — предпринимателей привлекло то, что эти места находятся в центре столицы. Ещё один фуд-трак разместили на парковке делового центра «Москва-Сити» — туда основателей пригласила администрация, узнавшая о Durum-Durum через знакомых. Также владельцы передвижного кафе получили приглашение от организаторов фестиваля «Белая дача». Но основатели Durum-Durum решили там остаться на постоянной основе — им предложили работать на центральной площади с высокой проходимостью.
По словам Дениса Пугача, весной и осенью на фестивалях и маркетах (например, «Местная еда», «Пикник „Афиши“») мог быть постоянный поток посетителей, но из-за плохой погоды клиентов не было. Два сезона подряд предприниматели работали в минус. Сумму убытков Денис не раскрывает. В лучшем случае выручка с одного маркета в хорошую погоду и с большим количеством посетителей составляла 100 тысяч рублей. Аренда места обходилась в 25 тысяч, зарплата трёх-четырёх работников — около шести-восьми тысяч рублей, 30 тысяч рублей уходило на продукты, ещё пять тысяч рублей — на транспортировку: предприниматели арендовали грузовой автомобиль. Заработок с одного мероприятия — 32 тысячи рублей.
700 000–720 000 ₽
покупка и оборудование одного фуд-трака
100 000 ₽
максимальная выручка за день фестиваля
В парках больше всего клиентов появлялось в декабре и январе (из-за новогодних праздников) и в мае — благодаря отпускам и каникулам. На территории «Москва-Сити» были прибыльны будни, однако там возникли сложности с парковкой. «Нас оштрафовали за стоянку, несмотря на то что у нас было разрешение. Законодательно нестационарная торговля до сих пор не регламентирована, и неизвестно, на что ориентироваться», — рассказывает предприниматель. Другой проблемой стал выход крупных игроков на рынок. В 2015 году появился мобильный ресторан с узбекской кухней, который входит в сеть «Чайхона № 1». Он тоже начал появляться на фестивалях.
Пять лет назад владельцы Durum-Durum решили вернуться к первоначальной идее. Они продали фуд-траки и открыли кафе на Бауманской улице. По словам Дениса Пугача, запуск обычной точки оказался не дороже открытия фуд-трака. «Нужно не только купить сам фургон, но и оплатить участие в мероприятиях. Стоимость может достигать и 50 тысяч рублей в день. То есть, всего за 10 дней в месяц придётся потратить полмиллиона рублей, что может равняться стоимости аренды помещения. Лучшая функция ресторана на колёсах — это реклама основного проекта», — резюмирует Пугач.
С ним согласен и Павел Тряпичкин, основатель и шеф-повар санкт-петербургского передвижного кафе с мексиканской кухней «Белки и углеводы». «Бизнес на колёсах подходит тем, кто готов к нестабильному заработку: всё зависит от мероприятий, которые вы посетите, и погоды», — комментирует предприниматель. Павел, как и основатели Durum-Durum, решил открыть стационарное кафе в дополнение к мобильному бизнесу.
Фуд-трак «Белки и углеводы» продолжает работать, но только на мероприятиях. Основные расходы — это аренда места. Например, на фестивале «О, да! Еда!» она обойдётся в 70–80 тысяч рублей за два дня (данные за 2019 год). Выручка составит 100–150 тысяч рублей, а прибыль — 60 тысяч.
Угнаться за красотой
Передвижным может быть и бизнес в сфере услуг. Например, салон красоты или барбершоп. Такой появился в 2018 году в Севастополе, его основал парикмахер Дмитрий Богданов.
Предприниматель купил за 200 тысяч рублей подержанный грузовик Mercedes, забрендировал его за 12 тысяч, ещё около 200 тысяч рублей ушло на покупку оборудования и мебели. Проект окупился через восемь месяцев. У Дмитрия уже была база клиентов с предыдущего места работы в обычном салоне красоты. Через месяц после запуска количество заказов увеличилось в два раза благодаря тому, что BarberMobile, разъезжая по городу, рекламировал сам себя. Кроме того, сработало сарафанное радио. Сейчас парикмахер ежедневно обслуживает минимум пять человек, ежемесячно — 150–180 клиентов. Основной пункт расходов — оплата бензина: около 10 тысяч рублей в месяц. Иногда Дмитрий обновляет рабочие инструменты, но за два с лишним года он потратил на это всего 12 тысяч рублей.
Похожая идея возникла у предпринимателей из Архангельска. Весной 2019 года Степан Нимец и Ольга Пономарёва увидели в интернете объявление о всероссийском конкурсе на лучшие предложения для мобильного бизнеса GAZidea. Партнёров заинтересовал необычный формат, и они решили проверить свои силы.
Ольга и Степан предложили открыть первый в стране передвижной маникюрный салон и в итоге выиграли конкурс. Они получили сертификат на годовую эксплуатацию автомобиля «ГАЗель NEXT» и 2000 литров бензина. На тот момент у партнёров уже был салон Berrynails в одном из торговых центров Архангельска. Ежемесячная выручка составляла 550 тысяч рублей, прибыль — 165 тысяч.
Мобильная студия маникюра начала работать в ноябре 2019 года. Около 200 тысяч рублей ушло на оборудование и расходные материалы. В «газели» расположены три маникюрных столика, мойка, вытяжка, телевизор для клиентов, печь для стерилизации.
550 000 000 ₽
выручка стационарного салона за месяц
30 000 ₽
выручка мобильного салона в месяц
Первые клиенты появились благодаря контекстной и наружной рекламе и объявлениям в соцсетях. Для привлечения аудитории владельцы запустили акции — например, предлагали дизайн ногтей в подарок. В основном услугами мобильного Berrynails пользовались постоянные посетители салона в торговом центре.
Для того чтобы увеличить поток клиентов, предприниматели начали ездить по районам. «Сначала мы приезжали в пригороды Архангельска, но оказалось, что местным привычнее стационарный формат: сомнения касались гигиены и комфорта. Сейчас выезжаем на центральные улицы, где выше трафик», — говорит Степан Нимец. Сложности возникли с поиском сотрудников: не все соглашались работать «на перекладных» в маленьком помещении. Предпринимателям пришлось повысить ставку на 20 %.
Сейчас мобильная студия выезжает на центральные улицы два раза в неделю и обслуживает около 40 человек в месяц. Выручка — 30 тысяч рублей, прибыль — 10 тысяч. Предпринимателей эти суммы не устраивают. Но Степан и Ольга надеются, что с увеличением количества клиентов и выездов ежемесячная выручка будет составлять не менее 130 тысяч рублей, а прибыль — 30–40 тысяч.
Согласно условиям конкурса GAZidea, через год предприниматели должны вернуть фургон. Если захотят продолжить своё дело, будут пользоваться машиной на условиях лизинга — оформят долгосрочную аренду автомобиля с последующей покупкой.
Как запустить бизнес на колёсах
Шаг 1. Поставить фургон на учёт в ГИБДД
Для вождения микроавтобуса, например Volkswagen Crafter, или легкового автомобиля требуются права категории В. Если же это грузовая машина или автобус, нужна категория С, если есть прицеп, — категория BE или CE.
Шаг 2. Получить разрешение на торговлю
Получить разрешение на торговлю у администрации — самое сложное для владельца передвижного бизнеса, считает юрист по вопросам интеллектуальной собственности, автор телеграм-канала для предпринимателей «Бизнес-юрист» Алексей Башук. Его может дать только администрация города. Она утверждает территориальный план, где указывается, как будут размещены нестационарные торговые объекты. За соблюдением правил торговли вне помещений также следят Роспотребнадзор (СЭС) и полиция. Сотрудники этих учреждений наказывают бизнесменов за нарушение правил уличной торговли. За незаконную предпринимательскую деятельность штрафует налоговая.
Следующая проблема — отсутствие законодательной базы. В 2018 году Минпромторг разработал новый законопроект, но его пока не обсуждали даже на первом чтении. Документ решит вопрос об условиях аренды земли — как и где размещать фургон. Авторы законопроекта предлагают предоставлять место на срок от пяти до семи лет. Это поможет минимизировать риск того, что владелец за несколько дней лишится места для торговли. Выданные разрешения предлагают фиксировать в реестре мобильных торговых объектов, чтобы избежать постоянных проверок.
Читайте также
Шесть шагов: как выбрать нишу для своего бизнеса
Для получения разрешения нужны:
- план размещения (или карта) мобильного объекта;
- копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица;
- копия свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;
- копия устава (для юридических лиц);
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
- справка из налоговой об отсутствии задолженности перед бюджетом по налоговым платежам.
«Если поставить трак без разрешения, его могут увезти на штрафстоянку. Сотрудники ГИБДД не имеют права эвакуировать автомобиль, если владелец появился до того, как эвакуатор начал движение в направлении штрафстоянки», — рассказывает Башук.
Шаг 3. Арендовать землю
Владелец бизнеса на колёсах должен заключить договор аренды с владельцем земли. Например, для работы на территории парка или на площади надо договориться с администрацией города, она на своё усмотрение может позволить разместить фургон бесплатно. Чтобы работать на парковке у торгового центра, придётся заключить договор аренды с его управляющей компанией (даже если речь идёт о часовой стоянке).
Шаг 4. Оформить документы в соответствии с типом бизнеса
Помимо разрешения на парковку, требуются документы, соответствующие типу бизнеса. Например, владелец фуд-трака должен соблюдать санитарные нормы и не нарушать права потребителей. Поэтому предприниматели должны оборудовать уголок потребителя и напечатать меню, подготовить медкнижки сотрудников и свои документы — свидетельство ОГРН или ОГРНИП, ИНН. Также всем вне зависимости от типа бизнеса, необходимо написать в Роспотребнадзор письмо — уведомление о начале деятельности.
Шаг 5. Запатентовать бренд и дизайн
Есливы хотите работать в фуд-траке, вам следует зарегистрировать бренд как товарный знак, запатентовать дизайн. Например, Виолетта Летта, основательница первой одесской сети фуд-траков «Тракттория», запатентовала дизайн вагонов. Благодаря этому ей удалось получить компенсацию, когда конкуренты скопировали оформление и опубликовали фото своих фургонов в Инстаграме. За каждую незаконно созданную копию они выплатили по тысяче долларов.
Шаг 6. Оборудовать вагон
За подключение к водопроводу и канализации отвечают сами владельцы фуд-траков. Поэтому перед запуском бизнеса нужно проверить, есть ли такая возможность в выбранном месте. Электроснабжение может быть автономным или внешним. В первом случае нужен генератор, во втором следует подключиться к внешней сети электропитания.
Необходимо приобрести дифференциальный автоматический выключатель — он защищает электрическую сеть от коротких замыканий и перегрузок. Фуд-тракам также потребуется вытяжной зонт для вентиляции. Чётких правил или схем расположения оборудования нет — владелец фургона планирует это самостоятельно. Также можно обратиться в российские компании, которые занимаются созданием фуд-траков под ключ. Например, приобрести такой фургон можно за 2 175 000 рублей (с учётом оснащения, разработки меню, брендирования). Срок изготовления — 45 календарных дней.
Торговля на колесах – идея, пришедшая к нам из США. Именно там в 1872 году появилась первая подобная точка. В моду это направление вошло в Лос-Анджелесе, в 2008 году.
Автор статьи:
Евгений Маляр
Особенности и преимущества ведения бизнеса на колесах
Магазин на колесах как бизнес-идея
Мобильное кафе
Party-Bus: паб на колесах
Передвижной шиномонтаж
Баня на колесах
Мобильный квест-клуб
Ветеринарная клиника: ветмобиль
Кинотеатр 5D
Детский развлекательный центр
Цветочный магазин
Неупомянутые идеи
Одним из важнейших средств достижения успеха в бизнесе является максимальное приближение коммерческого продукта к потребителю. Чем легче купить товар или получить услугу, тем выше будет сумма реализации. Эта концепция находит отражение в различных приемах торговли, и среди них достойное место занимает мобильный бизнес на колесах.
Идея не нова. Десятилетиями существует выездная торговля. На автомобилях привозили кинозалы в отдаленные районы страны. Даже в военные годы действовали автолавки, снабжавшие войска бытовыми товарами по линии Военторга.
Сегодня появились новые оригинальные идеи для бизнеса на колесах, с которыми полезно будет ознакомиться читателю. Кто знает, может быть, они вдохновят кого-то из желающих начать собственное дело?
Особенности и преимущества ведения бизнеса на колесах
Кроме уже упомянутого стремления приблизиться к потребителю, предпринимателем, решившим построить бизнес на собственных колесах, движут и другие достоинства этого способа продаж:
- Приобретение или аренда помещения необязательны.
- Относительная дешевизна организационной фазы.
- Простота оформления документов.
- Возможность перемещаться в поисках массового скопления потребителей.
- Экономия средств на рекламе.
- Гибкость в смене профиля торговли или услуги.
- Высокая ликвидность основного средства.
Справедливости ради, следует обратить внимание и на некоторые недостатки. К ним относятся:
- Лимитированные возможности интенсивного развития. Если проще: одно оборудованное для бизнеса, – транспортное средство, может обслужить ограниченное число клиентов. Чтобы нарастить оборот, нужно увеличить количество машин.
- Участие автомобиля в дорожном движении. Из этого вытекают определенные риски, связанные с опасностью ДТП и финансовыми потерями при нарушениях ПДД
- Расходы на ГСМ и эксплуатацию транспорта. Чем интенсивней машина ездит, тем быстрее происходит износ. Амортизация ложится на себестоимость товаров и услуг.
- Пробелы в действующем законодательстве, регламентирующем порядок реализации продовольственных товаров в мобильном режиме. На автофургоны распространяются правила и санитарные нормы, введенные для стационарного общепита и торговли, а соблюдать их непросто.
Несмотря на отдельные трудности, передвижные продажи быстро развиваются во многих странах, и Россия исключения не составляет. На это есть много причин, в числе которых:
- недостаточный охват некоторыми услугами отдаленных районов, особенно сельских;
- высокая потребность в «быстрых» блюдах, кофе, чае и коктейлях, которые можно быстро употребить;
- желание покупателей сэкономить силы, требующиеся для доставки продуктов домой.
Эти позитивные факторы не означают гарантированной успешности бизнеса. Его организацию всегда, как и в стационарном варианте, необходимо начинать с маркетинга. Верное позиционирование, перспективная идея, грамотные экономические расчеты – все это придаст уверенности предпринимателю.
Рассмотрим десять перспективных и востребованных идей заработка на торговле с транспорта.
Магазин на колесах как бизнес-идея
Для начала желательно определиться с профилем торговли. Как бизнес-идея, магазин на колесах может развиваться в продовольственном или промтоварном направлении. Чем можно привлечь покупателей?
Дорогие предметы быта, домашнюю технику, обувь и одежду вряд ли станут приобретать на улице. Дешевые вещи, в том числе бывшие в пользовании, можно предлагать только специфической потребительской аудитории, характеризуемой низким достатком. В районах, где живут не очень состоятельные люди, как правило, уже сформировалось предложение таких товаров, и конкурировать со стационарными точками будет проблематично.
Тем не менее, ряд промтоварных позиций продавать с колес можно и нужно. Важно их выявить.
Мобильное кафе
Более перспективным считаются передвижные продовольственные фургоны, называемые на иностранный манер фуд-траками. Часто они представлены прицепами-тонарами, имеющими усиленную раму и витрину по всей длине кузова.
Следует отметить, что при организации работы передвижного магазина, в особенности продовольственного, практически теряется одно из преимуществ выездной торговли, а именно относительно низкая «цена входа». Инвестировать в этот бизнес придется не менее 1,7 млн руб., и это только для начала. Приблизительные суммы стартовых затрат приведены в таблице:
Статья расходов | Сумма, тыс. руб. |
Транспортное средство и его адаптация под торговую точку | 800 |
Технологическое пищевое оборудование | 500 |
Оснащение выносного наружного пространства | 200 |
Зарплата персонала (2 смены) | 60 |
Текущее обслуживание техники | 50 |
Постоянные издержки (бензин, разовая посуда и пр.) | 90 |
Итого: | 1 млн 700 тыс |
Теперь пояснения. Под техникой понимается стандартный набор для торговли продуктами и готовой едой:
- холодильники (2 шт.) и морозильные камеры (1 или 2 шт.);
- микроволновая печь;
- кофе-машина;
- слайсер (аппарат для нарезки);
- электроплита;
- поварской комплект;
- рабочий стол;
- водонагреватель;
- полки;
- спецодежда.
Для обеспечения нормальных условий труда понадобится: летом – кондиционер, зимой – электрический обогреватель, и в любое время года – биотуалет. Кроме этого возможна покупка аудиосистемы и ЖК-телевизора. Последние предметы устанавливать необязательно, но они привлекают покупателей.
Автомобиль заслуживает отдельных слов. Оборудовать его под продтоварную торговую точку самостоятельно запрещено. Этим занимаются специализированные фирмы, имеющие лицензию.
Самому предприятию также нужны разрешения органов, выдающих справки и сертификаты, в том числе местные и Роспотребнадзора.
Реализуемые товары также декларируются и сертифицируются.
Чтобы окупить фуд-трак в течение года, необходим ежемесячный доход в сумме не менее 140 тыс. руб. В принципе, это возможно, но придется постараться.
Party-Bus: паб на колесах
Очень интересная идея нового формата развлекательного бизнеса. Трейлер, оборудованный для веселого времяпровождения, сочетает преимущества небольшого стационарного бара с дискотекой и обычного автомобиля, доставляющего компанию на природу. Это транспортное средство получило название Party-Bus. Требования к нему высоки: пользователями услуги чаще становятся представители состоятельной молодежи, привыкшей к комфорту.
Внутри салона нужно смонтировать:
- мощную многоканальную аудиосистему;
- плазменный экран;
- барное оборудование;
- удобную мебель и стол.
Желательно, чтобы было место для танцев или возможность организовать его снаружи с выносной акустикой и световыми эффектами. Этот передвижной аттракцион обойдется в копеечку – до двух миллионов. В текущие расходы войдут рекламные затраты.
Спектр использования «пати-буса» может быть расширен: в таких салонах нередко доставляют состоятельных туристов к местным достопримечательностям. Само собой, в них организуют немноголюдные свадьбы, и тогда они обходятся дешевле, чем в ресторане. А еще мальчишники, девичники…
Передвижной шиномонтаж
Реализация этой идеи для большей экономической отдачи должна включать предоставление нескольких наиболее востребованных услуг по ремонту транспортных средств. Правильнее ее было бы назвать «мобильной мини-СТО» или «скорой автопомощью на колесах».
Как и медицинский аналог, этот сервис ставит целью не полное излечение, а срочную реанимацию. Самым распространенным «недугом» у машин бывает прокол шины. Нужно ехать дальше, и, конечно же, водитель вызовет службу, которая прибудет и поможет на месте. Но случаются и другие неприятности, исключающие движение: не заводится двигатель, тормоза отказали или другие проблемы.
Автомобильная мастерская на колесах должна иметь шиномонтажный комплект и набор запчастей, соответствующий описанным проблемам. Нужно и буксировочное устройство (желательно жесткую сцепку) на случай, если на месте неисправность устранить не получается. Владельцу такой «скорой помощи» необходима профессиональная квалификация авторемонтника.
Особое внимание следует уделить рекламе. В идеале, визитки «скорой автомобильной помощи» лежат в бардачке каждой машины (их можно раздавать на АЗС), а информация о ней доступна в навигаторе.
Баня на колесах
О передвижной парилке мало кто задумывается. Дело затратное. Мобильной бане нужен мощный носитель-грузовик. Эксплуатация энергоемкая, оформление требует большого количества разрешительных документов. Но при всех недостатках бизнес характеризуется достоинствами:
- Количество холостых пробегов минимально – выезд в указанное клиентом место осуществляется по заявке и предоплате.
- Пользуются услугой люди, имеющие средства для ее оплаты.
- Низкий уровень конкуренции, обусловленный трудностями организации этого вида предпринимательства.
Таким образом, недостатки плавно переходят в преимущества. Стоимость организации бизнеса назвать трудно: она зависит от наличия подходящего транспорта и местных особенностей. В крупных городах мобильная баня на 4–6 клиентов простаивает редко.
Мобильный квест-клуб
Квесты сами по себе являются новым словом в развлекательной индустрии. Организация игры с заданиями в передвижном варианте придает затее дополнительную привлекательность. Опыт компании Exitmobiil (Эстония) демонстрирует высокую востребованность услуги.
От обычного салона автобуса или фургона передвижной квест-клуб отличается более высоким комфортом и наличием специального оборудования. Транспорт доставляет игроков на место, что дает организатору конкурентное преимущество по сравнению со стационарным аналогом.
Ветеринарная клиника: ветмобиль
Скорая ветеринарная помощь – изобретение американское. Оно применимо и у нас, но с учетом российской специфики. Работает ветмобиль по вызову, а на спонтанную клиентуру можно не рассчитывать. Вызов обычного «Айболита» на дом обойдется значительно дешевле. Кадровый вопрос стоит довольно остро. Самые востребованные услуги – стерилизация и вакцинация животных.
Если оснастить транспортное средство ветеринарным оборудованием и совместить основной профиль с дополнительными направлениями деятельности (продажами сопутствующих товаров и кормов), бизнес может стать очень прибыльным.
Кинотеатр 5D
Этот бизнес актуален для небольших населенных пунктов, где обычных кинотеатров с объемным изображением и звуком пока нет. В салон мобильного иллюзиона обычно помещается до восьми зрителей. В расходах значительную долю занимает оплата топлива. Если в поселке или деревне до сих пор никто не организовал хотя бы небольшой 5D кинотеатр, возникают сомнения в наличии спроса на этот вид развлечений.
И все же идея заслуживает внимания. Перед тем как организовать подобный бизнес, нужно провести маркетинговые исследования. Может, просто никто пока не додумался?
Детский развлекательный центр
Пользователями услуги являются малыши, но не меньше их заинтересованы в ней и взрослые. Мобильные аттракционы выезжают на места пикников и развлекают детвору, пока родители проводят собственный досуг. Транспорт необходимо оснастить как можно более разнообразным оборудованием, обеспечивающим ребятишкам увлекательный отдых. Стандартного набора не существует – его ассортимент зависит от фантазии организатора. Часто используются сборные лабиринты, надувные бассейны, игровые площадки, компьютеры, мобильные кинотеатры и прочие средства развлечения. В экипаже присутствует опытный детский аниматор.
Цветочный магазин
По своей сути цветочная торговля и так почти всегда мобильна. Почему не организовать процесс продажи более гибко и комфортно? Направляя фургон в места наибольшей покупательской активности, можно добиться увеличения оборота.
Неупомянутые идеи
Приведенный выше топ-список не претендует на полный охват всех удачных идей передвижного бизнеса. Из него умышленно исключены варианты кофе-мобилей, и мороженого на колесах по причине широкого распространения подобных видов предпринимательства.
Другие позиции не были упомянуты, потому что их эффективность вызывает обоснованные сомнения. Вот их примеры:
- Книжный магазин. К великому сожалению, читательская активность в целом сегодня невысока, а электронные издания заполняют остатки печатного рынка, вытесняя полиграфию. Рассчитывать на окупаемость весьма трудно.
- Обувная мастерская. Во-первых, очередь стоять вряд ли будет. Во-вторых, каждый, кто ходил к сапожнику, чтобы починить ботинки или туфли, знает, что заказы обычно выдаются на следующий день. В-третьих, большинство клиентов вполне удовлетворяются уже работающими стационарными точками, где знакомый специалист поставит новую набойку намного дешевле. Ему за бензин не платить.
- Бутик на колесах. Да, в США торговля брендовыми вещами с колес распространена. Американские покупатели рады заплатить за престижную вещь на 100-200 долларов дешевле. У нас дорогой одежде придается статусное значение. Ее в фургоне состоятельные люди покупать не будут. А гражданам обычного достатка она все равно покажутся слишком дорогой.
- Медицинский центр на колесах. Идея, возможно, и заслуживает внимания, но сейчас она кажется преждевременной. Сколько в фургоне поместится врачей-специалистов? Какое оборудование в нем монтировать? Большие затраты, обязательное лицензирование, наличие государственных клиник и другие обстоятельства говорят не в пользу мобильных клиник.
В общем, не все виды подвижной коммерческой деятельности в равной мере привлекательны.
#
Бизнес-идеи
#
Бизнес-идеи