Идеи для ландшафтного бизнеса
* В расчетах используются средние данные по России
Ландшафтный бизнес характеризуется неплохой рентабельностью на уровне 15-20%, быстрой окупаемостью и растущим спросом. Ведь все больше и больше домовладельцев мечтают об ухоженном садике или красивом газоне в загородном доме. Эксперты утверждают, что на рынке ландшафтного проектирования и строительства всегда есть место для маленьких фирм и вход на рынок открыт для всех желающих
Специализация в этом бизнесе идет и по областям деятельности: кто-то привозит в Москву растения из-за рубежа или из других регионов страны, кто-то производит материалы, необходимые для ландшафтных работ, кто-то занимается уходом за насаждениями. Но самым перспективным и прибыльным направлением является комплексное благоустройство территории. Эта услуга в силу ее универсальности остается и наиболее востребованной. Она включает в себя такие работы, как создание газонов и цветников, посадка зеленых насаждений, дренаж, установка инженерных систем, автоматических систем полива. Клиент чаще предпочитает получить в одной компании весь комплекс услуг.
Ландшафтный бизнес: Рентабельность
Ландшафтный дизайн – рентабельный бизнес, рентабельность от 15% до 20%. Доходность во многом зависит от умения продавать свои услуги.
Процветание фирмы зависит не только от количества, но и от объема заказов. Поэтому для начинающей фирмы важно сначала определиться с тем, какие работы они смогут выполнять и какой объем «потянут» и на каком сегменте они будут работать.
Опыт предпринимателей в этом бизнесе показывает, что объем первоначальных инвестиций может быть небольшим. Для начала достаточно купить грузовой автомобиль, технику и инструменты: пилу-«болгарку», газонокосилки, бетономешалки. Ну и, конечно, необходимо снять небольшой офис, чтобы принимать заказчиков. Для этого достаточно 10 тыс. долларов. По мнению экспертов, успех в этом бизнесе не зависит от количества оборудования и инструментов. Определяющим фактором является профессионализм и умение делать работу качественно и красиво. При правильном подходе начинающая фирма может подняться очень быстро и уже свой первый год закончить с прибылью.
Ландшафтный бизнес: Клиенты
На нашем рынке сложилось очень четкое деление на городской, корпоративный и частный секторы. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, которые надо учитывать, выбирая поле деятельности.
Преимущества заказов по обустройству городских территорий заключаются в их масштабности, удобстве организации ( ведь управлять одной большой бригадой легче, чем несколькими маленькими). Для получения такого заказа необходимо принять участие в муниципальном тендере, результаты которого объявляются обычно осенью. Это тоже большой плюс, позволяющий заранее спланировать на предстоящую весну и лето определенный объем работ. Но есть и серьезный недостаток: городские власти часто задерживают оплату по уже выполненным договорам.
Клиентов из частного сектора найти гораздо проще, чем победить в городском тендере. Но, в отличие от муниципальных объектов, на частных участках надо кропотливо и тщательно работать над каждым клочком земли. Кроме того, работа на маленьких участках сопряжена с некоторыми неудобствами – там не ве
зде проходит специальная техника. Еще одним минусом является краткосрочность заказов.
Самым оптимальным решением для компании, оказывающей комплексные услуги по благоустройству территорий, является работа и с частными , и с муниципальными заказчиками. Работа на частных участках дает возможность для полета дизайнерской мысли и наращивания опыта по созданию красивых объектов. В городе этот «полет» ограничивает смета.
Ландшафтный бизнес: Технология
Основным каналом продвижения и привлечения новых клиентов для ландшафтных компаний является «сарафанное радио», когда информация о компании передается из уст в уста. Неплохую отдачу также дают специализированные журналы, например «Идеи для вашего дома» и свой интернет-сайт.
Работа с заказчиком начинается с переговоров, где выясняются вкусы и интересы заказчика, его предпочтения и желания. Зачастую заказчик не может четко сформулировать задачу для дизайнера, и тогда задача дизайнера выяснить потребности заказчика, его вкусы и мысли и соединить их со своим видением и оценив возможности участка, добиться чтобы все было сделано красиво и качественно.
Как только некоторые контуры будущего сада проясняются, наступает черед проектирования. Затем проект утверждается, и начинается следующий этап согласования сметы. На этом этапе возможны некоторые изменения проекта, например, если заказчик хочет на чем-то сэкономить. Его пожелания учитываются, смета корректируется заново. Ну и заключительный этап — предоплата на приобретение материалов, составление календарного графика работ.
При формировании прейскуранта и сметы можно ориентироваться на расценки других компаний, которые всегда можно посмотреть на их сайтах в интернете. Стоимость работ также зависит от рисков, сопровождающих их выполнение. Например, деревья и цветы – это живые организмы, поэтому всегда существует опасность, что они не приживутся на участке заказчика. Чем выше этот риск, тем выше процент прибыли, который закладывается в смету при планировании этой услуги.
При разработке и реализации проекта никогда не стоит до конца идти на поводу у заказчика и делать на участке все, что он пожелает. Всег
да стоит учитывать все особенности участка и образа жизни хозяев. Например, клиент хочет газон, но на участке сосны и собака. Разбить красивый газон в такой ситуации невозможно. Или клиент мечтает устроить пруд. В этой ситуации его необходимо предупредить о том, что следить за искусственным водоемом непросто. Или же при желании разбить сад — если хозяева бывают на даче редко и не могут обеспечить регулярный уход за садом, надо подбирать неприхотливые растения, а если же владельцы заинтересованы в серьезном уходе и собираются нанимать садовника, то растения подбираются совершенно другие.
Основное правило, которое следует усвоить молодой компании: с каждым заказчиком придется «возиться». И эта работа требует колоссальной энергии.
Основная доля заказов ландшафтной фирмы приходится на комплексное обустройство территории. Как правило, на выполнение комплексного заказа на одном участке в несколько соток уходит от 40 дней до трех месяцев. Основная работа проводится в марте-апреле, а некоторые виды работ перенося
тся на осень. Однако послепроектный надзор продолжается в течение года. Постоянно требуется какая-то доработка: подстричь газон, высадить определенные растения.
Ландшафтный бизнес: Кадры
Главный капитал любой компании, работающей в сфере услуг, – персонал. Без профессионалов достичь успеха невозможно. Постоянный штат любой ландшафтной компании обычно состоит из дизайнера, инженера, строителей, прораба, дендролога. Главные специалисты – это дизайнер, дендролог (как правило, ботаник по образованию) и прораб. В функции дизайнера входит работа над проектами, создание ярких творческих и креативных идей для заказчиков. Стихия дендролога – растения и все, что с ними связано: подбор, высадка, уход, лечение. Прораб руководит рабочими, он должен владеть технологиями ландшафтного строительства, знать стандарты и правила, принятые в данной конкретной фирме.
Хороших специалистов на рынке ландшафтного проектирования мало. Поэтому настоящих профессионалов надо удерживать любой ценой. Существует масса инструментов, позволяющих удержать свой «золотой резерв». Например, дифференцированная система оплаты, дополнительная мотивация. Невозможно удержать опытных специалистов, если не платить им в межсезонье – зим
ой. Нельзя ни в коем случае увольняйть своих «добытчиков» в «не сезон», так можно потерять очень ценных людей, набрать которых весной будет весьма затруднительно. Только постоянные усилия по поиску и удержанию кадров гарантируют успех.
Ландшафтный бизнес: Поставщики
Сегодня на рынке нет никаких проблем с поставками растений или материалов для ландшафтных проектов. На рынке появились западные игроки – польские и немецкие концерны. Можно сказать, в Москве есть все или почти все, что нужно для благоустройства земли.
Впрочем, чрезмерная насыщенность рынка тоже грозит новичку определенными проблемами. В материалах для благоустройства, инженерных системах, вариантах грунта и растений нужно уметь разбираться. Например, земля, приобретенная для газона, может оказаться некачественной, неплодородной, хотя визуально эти дефекты вы не заметите. Та же ситуация с растениями: всегда есть риск приобрести больные и слабые саженцы, с 50-процентным «отпадом».
Поэтому на старте надо быть очень тщательно относиться к выбору поставщиков. Отношения стоит заводить только с проверенными поставщиками качественных материалов. Со временем нужно будет налаживать контакты с заграничными поставщиками, которые способны поставить редкие экземпляры растений, а также с питомниками и логистическими оп
ераторами.
Еще одна трудность, которая угрожает новичкам, – это сезонный спад. Он начинается примерно в ноябре и заканчивается в марте. Фактор сезонности бизнеса стоит учитывать при планировании и распределении затрат, стараться растянуть летнюю прибыль на зиму, интенсивно работая в сезон. Кстати зимой не обязательно сидеть сложа руки. Можно убирать в городе снег, заниматься какой-нибудь смежной деятельностью, готовить новые дизайн-проекты, ремонтировать технику.
По материалам журнала Свой бизнес
*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные
01.01.1970
Все материалы по тегу: ландшафтные работы
4453 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 285182 раз.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Другие статьи по вашей теме:
Актуальность бизнес-идеи
Сегодня в столице и областных центрах России много говорят о благоустройстве городской среды. Это обсуждается даже на государственном уровне. Жители городов хотят жить в красивых, ухоженных местах, а значит, услуги ландшафтных дизайнеров востребованы все больше. Раньше сад около дома был прерогативой богатых людей, сейчас это скорее необходимость, и заказы от людей со средним уровнем достатка не стоит сбрасывать со счетов.
Многие люди хотят жить в красивом месте, но не знают, как сделать его таким
Затраты и прибыль
Запуск проекта обойдется в сумму около 300 тысяч рублей без аренды помещения под студию. Ежемесячная прибыль после 6-9 месяцев работы — около 500’000 рублей после вычета минимальных расходов. Срок окупаемости — 5-6 месяцев.
Затраты на старте: примерный расчет для Москвы
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Регистрация бизнеса | 10’000 |
Оборудование | 120’000 |
Разработка логотипа и печать визиток | 70’000 |
Рекламная кампания | 80’000 |
Прочие расходы/td> | 20’000 |
Итого | 300’000 |
Ежемесячные затраты
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Заработная плата сотрудникам | 150’000 |
Реклама и продвижение | 50’000 |
ГСМ, телефония, интернет | 10’000 |
Курсы повышения квалификации для сотрудников | 10’000 |
Итого | 220’000 |
Разрешения и документы
Регистрация бизнеса
Для этого бизнеса советуем зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью: в работе с организациями ООО предпочтительнее. Система налогообложения упрощенная, код ОКВЭД 81: Деятельность по обслуживанию зданий и территорий.
Перечень основных документов для ООО
- Заявление по форме Р11001 — 1 экземпляр
- Решение единственного учредителя или протокол общего собрания учредителей — 1 экземпляр
- Квитанция об оплате госпошлины — 1 экземпляр
- Устав ООО — 2 экземпляра
- Документы о наличии юридического адреса – 1 экземпляр
Выбор помещения
Мы рассматриваем самое начало деятельности, где вполне можно обойтись без офиса. Первое рабочее место ландшафтного дизайнера — его рабочий стол и компьютер или ноутбук, где он создает дизайн-макеты будущих зеленых участков. Второе рабочее место — непосредственно объект, где он контролирует проведение работ, которые должны воплотить его задумку.
Отдельное помещение арендовать довольно дорого: рекомендуем делать это, когда объем заказов станет велик, а приток клиентов постоянным.
Оборудование
Для студии без помещения понадобится минимум оснащения. Если арендуете офис, то прибавьте к этому его обстановку — столы, стулья, оргтехнику и так далее:
Оборудование | Стоимость, ₽ |
Ноутбук или компьютер | 50’000 |
Широкоформатный принтер для печати | 45’000 |
Бумага и расходные материалы | 10’000 |
Лицензионное ПО для дизайна | 15’000 |
Итого | 120’000 |
Кроме того, если вы планируете выполнять не только проект, но и часть работ, нужно приобрести садовый инвентарь. Технику лучше найти б/у для сокращения расходов.
Как найти клиентов
Без собственной клиентской базы стартовать трудно. Поэтому задумайтесь о покупке таковой. Также вашими клиентами станут знакомые и друзья друзей: расскажите всем, чем теперь занимаетесь. Вот увидите, появятся люди по сарафанному радио, которым понадобятся ваши услуги.
Задействуйте объявления в газетах, на сайтах и форумах, а также обратитесь в строительные компании, которые могут рекомендовать вас при выполнении заказов по возведению загородных домов. Придумайте систему, в которой клиенты будут оставлять о вас отзывы — так о вас узнает еще больше людей.
Делайте качественные фото своих работ, чтобы будущие заказчики могли посмотреть портфолио и принять решение
Персонал
Чтобы заниматься делом серьезно, необходимо образование или как минимум сертифицированные курсы. Без знаний и навыков по специальности предприниматель может пойти двумя путями:
- Пройти соответствующие курсы обучения
- Работать в паре с дизайнером ландшафта или нанять несколько специалистов, если позволяет стартовый капитал. Коммерсант находит заказчиков, занимается организационными вопросами, а творец создает креативные пространства путем озеленения
Рассмотрим план студии, где работает один дизайнер ландшафта, а собственник выполняет роль управляющего директора:
- Ландшафтный дизайнер — 100’000 ₽
- Главный бухгалтер (по совместительству) — 20’000 ₽
- Итого с отчислениями— 150’000 ₽
Как рекламировать бизнес
Любому бизнесу нужна реклама, ландшафтный дизайн — не исключение. Рекламную стратегию постройте в нескольких направлениях:
- С ориентацией на клиента: социальные сети, реклама у популярных блогеров, по радио и ТВ
- С ориентацией на бизнес: дворики и площади на территориях, прилегающих к торговым и офисным центрам, ресторанам и тому подобное
- Госзаказы
С последним нужно быть осторожнее: с одной стороны, госзаказ — всегда интересно, прибыльно и почетно. С другой стороны, много сложностей с согласованием плана, деталей, бумажной отчетностью — просто будьте к этому готовы.
В целом направление ландшафтного дизайна интересное и актуальное. Развивайтесь постоянно, расширяйте студию за счет новых кадров и вкладывайте часть прибыли в маркетинг. Комплексная работа по всем фронтам обеспечит стабильный поток заказов, а ваши дизайнеры не будут сидеть без дела.