Идеи для бизнеса в сфере кино

Идеи для бизнеса в сфере кино thumbnail

1. Фильм «Человек, который изменил все»

Идеи для бизнеса в сфере кино

Александр Мартынов, сооснователь и генеральный директор

ICEBERG Sports Analytics

Окончив в России среднюю школу, я переехал в Канаду — самую «хоккейную» страну мира. Разработать автоматизированную систему спортивной аналитики я задумал еще на первом курсе университета после фильма Moneyball («Человек, который изменил все»).

Это кино о молодом математике, благодаря которому самый бедный клуб в стране вырвался на лидирующие позиции чемпионата, а в бейсболе произошла революция.

В то время я уже работал в сфере хоккея.

Чтобы лучше понимать, чем живут хоккейные команды, я устроился аналитиком в New York Islanders — там окончательно решил разработать полностью автоматизированную систему аналитики. Из фильма взял глобальную концепцию: использовать данные в спорте, чтобы повысить эффективность экономики клубов и улучшить результаты.

Все остальное мы придумывали сами: как собирать данные, что и как анализировать и так далее.

За семейным ужином поделился с отцом своей идеей, и он ее сразу поддержал. На одной конференции мы познакомились с реальным прототипом главного героя и потом два часа обсуждали, далек ли фильм от реальности (оказалось, что нет). «Математиком» оказался Пол Деподеста — главный директор по стратегии клуба «Кливленд Браунс» НФЛ.

Самое сложное при запуске проекта — подбор сильной команды разработчиков, плотная работа с будущими клиентами по смене парадигмы (из олдскула в XXI век) и технологические ограничения.

В России самые сильные программисты, поэтому команду собирали здесь. В ноябре 2016 года альфа-версия нашей системы вышла на рынок. Ее уже внедрили более 20 хоккейных клубов, среди них: российские «Ак Барс» и «Сочи», New York Islanders из НХЛ, шведский Växjö Lakers, швейцарский HC Fribourg-Gottéron и австрийский Red Bull Salzburg.

2. Фильмы «Мулен Руж» и сериал «Отжиг»

Идеи для бизнеса в сфере кино

Сергей Тонков, основатель бренда St.Friday Socks

Однажды я искал идею для бизнеса, которая была бы и про творчество, и про деньги. Есть несколько фильмов, из которых я всегда черпал вдохновение. Один из них — «Мулен Руж» База Лурмана. Его-то я и посмотрел накануне идеи, которая меня полностью увлекла.

Идея пришла на следующее утро: ретаргетинг выдал трейлер к сериалу База Лурмана «Отжиг» про зарождение хип-хопа в Южном Бронксе. Действие происходило в 1970-х, и половина героев — и мальчики, и девочки — носили высокие носки.

Этим же утром я надевал носки, и меня осенило: их носят все, и они могут быть не только украшением или приятным сувениром, но и частью образа!

Творчество Лурмана стало тогда катализатором. Гольфы на героях трейлера еще будущего сериала стали той деталью, которая привела меня к вопросу: можно ли создать новый взгляд на базовый продукт? Можно ли дать ему новую жизнь?

Одурманенный картинками и саундтреками «Отжига» и «Мулен Руж», я стал изучать рынок. Стало сразу понятно, что этот рынок есть только в США, Европе и Азии, а в России он совершенно отсутствует.

Сложнее всего было решиться на авантюру: стоит ли начинать проект, когда продукт является лишь нишевым? Ушло несколько месяцев на исследования, поиск фокус-групп, прежде чем я решился на это занятие.

Многие аналитики сходятся в том, что именно высокие белые носки с цветными полосками в 70-е стали первой ласточкой, обратившей внимание индустрии на носки в принципе.

Хотя это и не совсем так, но в США в 70-е появилось множество фабрик и брендов, которые выпускали эти гольфы многомиллионными тиражами. А когда хайп вокруг полосок прошел, многие стали придумывать и изобретать тот самый «новый взгляд на базовый продукт».

3. Фильм «Generation П»

Идеи для бизнеса в сфере кино

Мария Кондратюк, коммуникационное бюро «Кстати»

В апреле 2011 года в прокат вышла экранизация романа Виктора Пелевина «Generation П», а в августе того же года я открыла коммуникационное бюро «Кстати».

Послевкусие от фильма привело меня к тому, что людей можно разделить на два типа: предпринимателей (рисковых, смелых и независимых генераторов идей) и тех, кто предпочитает стабильность, кому комфортнее работать в найме на зарплате.

Фильм, конечно же, не инструкция, как открыть рекламное агентство, стать креатором и создавать слоганы для брендов. Но открыть свое дело — это большой шаг, для этого нужно обладать смелостью, амбициями и готовностью нести ответственность за команду и работу, которую выполняешь.

При запуске бюро сложнее всего было обеспечить более-менее постоянную загрузку проектами.

Я осознанно снизила планку своих амбиций и, исследовав рынок малого и среднего бизнеса, мы начали работать с компаниями, чьи маркетинговые бюджеты составляют до 1 млн рублей.

По прошествии 6 лет пересматриваешь «Generation П» и понимаешь, что все в точку, как говорил его главный герой: «Выходишь летним утром на улицу, видишь перед собой огромный, прекрасный, спешащий куда-то мир, и вдруг мелькает в душе пронзительное чувство, что вот лежит перед тобой жизнь, и можно пойти по ней вперед без оглядки, поставить на карту самого себя и выиграть, и промчаться на белом катере по ее морям, и пролететь на белом Мерседесе по ее дорогам. И никто не посмеет назвать тебя американским словом loser».

4. Фильм «Showgirls»

Идеи для бизнеса в сфере кино

Лаки Ли, шоумен и владелец стриптиз-клуба GoldenGirls

В конце 90-х я, успешный банкир, не мог предположить, что моя жизнь разделится ровно на «до и после» просмотра голливудского фильма «Showgirls». Тогда я понял, что мое призвание — это не банк, а сфера развлечений и клубного бизнеса.

Воодушевленный стриптизом, я объездил все ведущие клубы России и Европы. Стриптиз-клубы были лишены душевности: денежные отношения вытеснили атмосферу флирта между гостями и девушками. Артистки жанра не любили профессию, а гости не относились к стриптизу как к искусству.

У меня появилась мечта: открыть лучший стриптиз-клуб в мире, который будет работать по совершенно другим принципам. Я продал свою трехкомнатную квартиру, назанимал денег у друзей и в 2005-м открыл свой первый стриптиз-клуб.

Никто из моих друзей-бизнесменов не верил, что кореец-тусовщик сможет перетрансформироваться в успешного продюсера клубной жизни. Также сложность возникла с подбором артисток в новый клуб. Я понимал, что к нам не придут артистки стриптиза из других заведений, поскольку просто не доверяют нам.

Я решил пойти другим путем и начал привлекать людей из смежных творческих профессий: цирковые училища, танцевальные школы. Мы смогли привлечь абсолютно новое поколение артистов: у них горели глаза, они были заинтересованы в создании творческого продукта.

5. Сериал «Секс в большом городе»

Идеи для бизнеса в сфере кино

Лев Кассиль, «Трапеция Yota»

О существовании трапеции мне рассказала сестра после просмотра очередной серии «Секса в большом городе». В одном из эпизодов Керри Бредшоу совершала головокружительные полеты в небе на набережной в Манхеттене, а ее подруги восторженно аплодировали, наблюдая с земли.

Позже фото-отчеты о полетах на трапеции стали появляться в Facebook Эми Уайнхаус, Пинк, Иванки Трамп, Хлои Кардашьян, Тома Круза и других звезд.

Вживую я впервые увидел трапецию во Флориде и там же совершил первый полет. Главное, что ощутил — это невероятное чувство полета, которое нельзя сравнить с чем-то еще. Плюс ко всему это оказалось хорошей физической и тренировкой на координацию и выносливость.

Совершив первый полет, уже сложно остановиться, хочется летать еще и еще, изучая новые элементы и совершенствуя технику. Полет на трапеции — это также сильнейший анти-стресс — во время тренировки забываешь о проблемах и сосредоточен только на полете.

Изучив рынок я понял, что подобные школы воздушной гимнастики активно открываются в США, Европе, а также в латинской Америке. Особенно в регионах с теплым климатом, так как трапеция — это outdoor-активность.

В России ничего подобного не было до тех пор, пока мы в мае 2016 года открыли первую школу в Лужниках. Первый сезон оказался очень удачным. В 2017 мы открыли новую школу в Парке Горького, а также совершили тур по стране последовательно открыв трапеции в Pop Up формате в Санкт-Петербурге, Казани и Ростове-на-Дону.

На самом начальном этапе в проект поверили партнеры. К нам присоединились Yota, Puma и французская сеть отелей Club Med.

Проект получил название «Трапеция Yota — школа и шоу». Концепция предполагает, что в конце каждого месяца каждый студент имеет возможность принять участие в театрализованном шоу совместно с профессиональными артистами и тренерам.

Оборудование закупали США и Франции. Команду отправляли на стажировку в Израиль. На позицию главного тренера был приглашен опытный эксперт из Club Med.

Сейчас активно готовимся к сезону следующего года и формируем пул партнеров — в планах открытие школы в Парке Горького и туры по новым городам.

Материалы по теме:

Как придумать успешную бизнес-идею

«Самое правильное решение в жизни!» — 7 предпринимателей, которые кардинально сменили профессию

«Свой бизнес по сравнению с работой в найме – сущий ад»: 7 историй от предпринимателей

Поколение «Uber for X» или идеальная модель для бизнеса

Я давно решил, что в жизни нет понятия «провал проекта» – это поможет и вам

Фото на обложке: Depositphotos

Источник

Кассовые сборы российских кинокартин бьют рекорды. По данным Фонда кино, в 2018 году они составили 13,8 млрд рублей. В 2019 году, как ожидают производители, сборы вырастут еще минимум на 10–20%. Еще никогда в новейшей истории России наше кино не было так успешно. Могут ли инвесторы на этом заработать?

Еще три года назад идея инвестировать в российское кино вызывала у опытных инвесторов только улыбку. Статистика показывала: из десяти фильмов только один выходил в плюс. Еще два едва-едва возвращали потраченный на съемки бюджет. Остальные уверенно проваливались в прокате. Громкие имена актеров, именитые режиссеры не гарантировали успеха. Кино было уделом энтузиастов, но не большого бизнеса. Единственным упорным и принципиальным инвестором в кино все эти годы оставалось государство. Около 6 млрд рублей ежегодно вливались в киноиндустрию через Министерство культуры и Фонд кино.

Однако за последние два года сборы выросли более чем на 60%. Прямо на наших глазах российское кино превращается во взрослую индустрию с серьезным бизнес-потенциалом. Если верить старой пословице, согласно которой «пересчитывание денег — лучшее лекарство», то российское кино — настоящая панацея. И, возможно, именно сейчас наступил правильный момент, когда инвесторы могут присоединиться к этому успеху.

Сегодня, на волне успеха, кино снова становится бизнесом, в который хочется инвестировать. Продюсеры, инвесторы, режиссеры — все киносообщество ищет варианты развития и пытается переизобрести себя. Прямо сейчас идет подготовка как минимум трех принципиально новых проектов, которые могут задать новые правила на этом рынке, а также позволить рядовым инвесторам поучаствовать в создании фильмов и в распределении их прибыли.

Микроинвестиции от фанатов

Идея построить площадку для микроинвестиций в кино объединила Илью Зибарева (бывшего предправления банка «Русский стандарт») и Константина Хабенского, актера, режиссера, продюсера. Проект Cinematix, по словам основателей, находится на финишной прямой. В описании звучат современные и технологичные термины. Данные будут храниться с помощью технологии блокчейн, инвестировать можно будет, например, через механизм ICO, покупая токены понравившихся проектов. Потом эти токены можно будет дарить, менять, продавать. Экспертная группа, которую создает Cinematix, оценит реалистичность кинопроекта и сметы перед публикацией проекта на своей площадке. После релиза картины в кинотеатрах Cinematix получит оговоренную в контракте долю дохода с проката и распределит ее среди держателей монет в соответствии с условиями инвестиционного контракта, размещенного на электронной площадке.

По словам генерального директора компании Cinematix Ильи Зибарева, кино сейчас повторяет путь эволюции банковского бизнеса. Там тоже в какой-то момент родилось осознание, что именно розница — огромный и очень устойчивый сегмент. Все банки наперегонки ринулись туда. Кино сейчас только встает на этот путь. И это правильный момент для входа. «Мы предлагаем обратиться к аудитории обычных любителей кино, которые готовы инвестировать 10 000 рублей. Таких людей миллионы. Сегодня они просто не имеют возможности вложить свои средства в производство фильма, потому что у них нет нескольких миллионов рублей», — говорит он.

Площадка Cinematix — это, по сути, маркетплейс, который почти всем даст возможность выставить свой проект на продажу инвесторам. В случае успеха в прокате создатели площадки прогнозируют доход в 25–30% годовых, как в лучших ПИФах. Но окончательные условия разделения прибыли у каждого фильма будут разные.

Кино для всех

По статистике Фонда кино, в 2016 году было продано 191,9 млн билетов, в 2017-м — уже 213,4 млн. В 2018 году в кинотеатры пришли 200,3 млн, но почти каждый третий выбрал для просмотра российскую кинокартину.

По исследованию агентства Romir, за год в кино побывали не менее 24% россиян. То есть в России есть армия из 37 млн любителей кино, каждый из которых ходит в кино примерно раз в 2 месяца. Министерство культуры также будет способствовать росту этих показателей. «У нас есть программа развития кинотеатров в малых городах, где население меньше 250 000 человек. Мы в этом году, до конца года, откроем 800 залов в регионах», — говорит директор департамента кинематографии Министерства культуры Ольга Любимова.

Сегодня бывший замминистра энергетики Михаил Курбатов вместе с Федором Бондарчуком, актером, режиссером и одним из самых успешных продюсеров российского кино, запускают проект BeProducer и приглашают зрителей «попасть в закрытый мир киноиндустрии, театра и телевидения». Идеология проекта схожа с Cinematix: данные тоже хранятся с помощью блокчейна. Однако, по словам CEO BeProducer, они уже вырвались вперед. Команда проекта отбирает первые 10 фильмов и готовится к началу привлечения средств. Первая картина проекта, которая появится на экранах уже в следующем году, — «Притяжение 2».

Первый фильм «Притяжение» собрал кассу свыше миллиарда и привлек к экранам свыше 4 млн зрителей. Вторая картина с высокой вероятностью соберет еще больше. Стартовать громче, наверное, невозможно. BeProducer, как и Cinematix, опирается на экспертизу своей группы специалистов для оценки качества и достоверности поданных заявок, проводит оценку расходов на производство. Но в отличие от Cinematix, условия разделения будущей прибыли устанавливают не продюсеры фильмов, которые будут представлены на площадке, а сама площадка. «Инвесторы предлагают свои средства для финансирования каждого конкретного фильма, представленного на площадке. Информация хранится с помощью технологии блокчейн. Сначала большая часть денег идет на возврат инвестиций микроинвесторов. Потом после получения ими доходности 10-15% годовых оставшиеся деньги уходят к продюсерам картины. Как вознаграждение за талант, который обеспечил сверхприбыль», — рассказывает СЕО BeProducer Михаил Курбатов. При этом важно, что инвесторы получают деньги сразу же, как только фильм вышел в прокат. Они получают большую долю до того, как фильм окупился, и меньшую долю после того, как фильм вышел в плюс. «Это нам кажется достаточно справедливым, потому что мы — некий посредник между зрителями, которые хотят стать продюсерами, и кинокомпаниями», — уточняет Михаил Курбатов.

Доходность таких инвестиций может быть существенно выше других инструментов. «Мы посчитали, что если бы «Притяжение 1» финансировался по новому механизму, люди получили бы 23% годовых. Если бы это был фильм «Движение вверх» — инвестиционный доход составил бы 30%. Но таких фильмов будет всего один-два за ближайшие года. В среднем мы думаем, что люди смогу получить доход около 10%», — говорит говорит CEO BeProducer Михаил Курбатов.

Понятно, что это инструмент с достаточно высоким уровнем риска. Актеры, режиссер, продюсер становятся после запуска картины людьми незаменимыми. Болезнь, травма — любая задержка производства по любой причине может принести убытки во много миллионов рублей. Ведь съемочная группа даже в режиме ожидания нуждается в зарплате. Аренда студий и декораций, съемочной техники — это ежедневные траты. Средняя стоимость одного дня простоя для картины не очень большого размаха — миллион рублей в день. А значит, бюджета для съемок вдруг может оказаться недостаточно.

Отличие этого проекта от схемы, используемой Cinematix, в формуле выплаты доходов инвесторам. В Cinematix она разная для каждого проекта и формируется самостоятельно продюсером кинопроекта на электронной площадке. В BeProducer она единая для всех и формируется площадкой. Получается, что BeProducer больше подойдет для консервативных инвесторов, которые готовы к умеренной доходности, но при этом главное для них — обеспечение возврата средств. За этим будет следить экспертная группа BeProducer.

Новая жизнь product placement

Третий проект для инвестиций в отрасль построен не столько на любви к кино, сколько на постоянной потребности крупного бизнеса. Коммуникационное агентство PLAN запустило новую модель взаимодействия рекламодателей с киноиндустрией «Как в кино». Идея в том, чтобы сформировать бюджет на производство и продвижение фильма за счет коллективных рекламных вложений брендов, где рекламодатели становятся соинвесторами. Это поможет выстроить четкие и понятные правила размещения рекламы в кино.

«Мы видим статистику, что с каждым годом характер потребление рекламы становится все более фрагментарным. Больше половины телезрителей в момент рекламных блоков переключаются на другой канал, кликабельность баннеров в интернете на уровне 0,1% уже никого не удивляет», — говорит СЕО Коммуникационного агентства PLAN Ирина Ларцева. По оценке агентства АКАР, в 2017 году рекламодатели потратили на продвижение рекламы товаров и услуг в интернете и на телевидении около 417 млрд рублей. Если представить себе, что совсем небольшая часть крупных рекламодателей согласится на эксперимент с рекламой в кино, российские зрители смогут увидеть десятки новых фильмов.

Раньше, по словам основателей проекта «Как в кино», каких-то четких правил размещения рекламы в российском кино не существовало. Рынок был хаотичен, рекламодатели часто сталкивались с рисками, договоренности не всегда выполнялись. Проект «Как в кино» стремится сформировать прозрачные условия ценообразования, обосновывает медиаэффективность по сравнению со стандартными каналами рекламы. По словам Ирины Ларцевой, никто не собирается снимать «рекламный ролик длиной в 1,5 часа». Самое важное — чтобы кино в итоге полюбилось зрителям. «Мы нацелены на коммерчески успешные фильмы с потенциалом в кинопрокате от одного миллиона зрителей. Скажем так: это наша точка безубыточности, при достижении которой рекламодатель уже получит 50%-ный возврат инвестиций. Но шкала прогрессивная: чем больше собирает фильм, тем больше получают наши инвесторы. Например, если наложить нашу модель на фильм «Лед» (6,35 млн зрителей), то это обеспечило бы возврат уже 275%. В таком случае реклама бренда и ее последующий вклад в продажи стали бы «комплиментом» за инвестицию», — говорит Ирина Ларцева.

Источник

Adblock
detector