Идеи для бизнеса с керамикой

Идеи для бизнеса с керамикой thumbnail
Фото из личного архива Натальи Бердниковой

На аккаунт в Instagram мастера по керамике Натальи Бердниковой подписаны почти 26 тысяч человек. Их с мужем семейное дело – изготовление керамических изделий, выросло из хобби. Как увлечение переросло в бизнес, который окупился уже через 5 месяцев, Наталья рассказала нам.

Как увлечение переросло в бизнес

Я училась керамике с 6 лет – при художественной школе Бреста. Очень любила лепить с самого детства, это было настоящим хобби.

Когда поступила на геофак БГУ, уехала в Минск и на 3 года забросила увлечение. Но лепить все равно хотелось постоянно. Тогда я нашла в Минске студию, где можно было иногда приходить и заниматься для себя. Там же я встретила своего будущего мужа Витю. Мы поженились и решили связать свою жизнь с керамикой – хотелось заниматься тем, что нас сблизило и что очень нравится обоим.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Было понимание, что хороших керамистов у нас немного – мы можем легко занять эту нишу. Поэтому решили рискнуть. Первое, что сделали: купили печь для обжига, гончарный круг и сняли небольшую студию. И начали работать.

С того момента, когда мы начали вкладывать в свое увлечение деньги, оно стало для нас бизнесом.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

С какими сложностями мы столкнулись

1. Аренда. Одной из главных сложностей было снять студию. В 5 или 6 местах нам отказали в аренде по технике пожарной безопасности – из-за нашей печи. И вообще все боялись слова керамика… Но потом нам очень повезло: нас приняли в здание Института физики НАН. Там мы и начали свою работу. Это была наша первая студия.

Нужно было получить кучу разрешений это, наверное, было самым сложным!

2. Оборудование. Мы для себя определились сразу – пусть оно будет дорогим, но качественным, т.к. от это зависит и качество наших работ. Прочитав множество отзывов, я остановились на немецком оборудовании. Но с его доставкой пришлось понервничать…

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Главный наш «инструмент», немецкую печь, нам доставляли через Финский залив сразу несколькими транспортными службами. Вес ее около 100 кг. Без проблем не обошлось. Когда везли уже через Россию, печь немного повредили. Мы долго разбирались со страховкой, но деньги по итогу нам так и не выплатили – не смогли выяснить, какая из транспортных служб была виновата. 

Было неприятно и обидно, что долгожданная печь пришла в таком побитом виде… На качество работы это не повлияло, но эстетически было не очень красиво. Первая печь обошлась нам в $2 500 плюс $500 доставка до Минска.

Сейчас их у нас уже три. Но каждую доставляли с проблемами.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

3. Юридическое оформление. Муж оформлен как ИП – для проведения мастер-классов и работы магазина. А я работаю как ремесленник – чтобы было проще участвовать во всех выставках. Но для нас первое время было большой сложностью правильно оформиться. В налоговой нормальной информации не давали, пришлось прибегнуть к консультации юриста. Они помогли оформить все правильно. Поэтому теперь мы с уверенностью советуем всем: если сомневаетесь в своих силах, лучше сразу обращаться к юридической помощи.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Наши затраты

Главным пунктом затрат стало именно оборудование. Кроме печи, которая обошлась по итогу в $3 000, нужно было:

  • Купить множество материалов и глазурей
  • Сделать ремонт в студии
  • Учесть другие мелкие расходы

В общем для старта нам потребовалось около $10 000. Это тот минимум, который позволил довольно быстро и качественно начать работу.Окупаться мы начали примерно через полгода, в плюс вышли через год. Мы даже не ожидали, что это будет так быстро. Это, конечно, радовало и позволяло развиваться быстрее. 

Наша команда

Начинали работу мы вдвоем с мужем. Затем в нашей команде появился еще один человек – продавец. Он отвечает за работу нашего магазина. Сейчас наняли еще работника в студию, пока он проходит обучение.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Продвижение

Основной наш покупатель – девушки и женщины. Совершенно разных возрастов. Есть и мужчины, но их, конечно, меньше. В процентном соотношении это примерно 80/20.

1. Соцсети. Мы работаем под брендом Moonceramic. И в соцсетях это имя уже довольно известно. Поэтому и продвигаемся там наиболее активно. И основные заказы идут оттуда.

Иногда мы даем рекламу ВКонтакте, но она не очень эффективна. Сейчас нацелены на развитие страниц в Instagram – там наша основная аудитория. На страницу Moonceramic подписано более 5 тыс. человек, на мою страницу – почти 26 тысяч.

Группы в соцсетях стараемся развивать самостоятельно. Поэтому учитываем правила этих каналов. Например, для Instagram стараемся делать хорошие и качественные фото, красивые композиции. Для раскрутки в этой сети это очень важно. Планируем также давать платную рекламу там.

Скриншот со страницы Натальи Бердниковой в Instagram

2. Сарафанное радио. Этот канал всегда отлично работает. Люди, которые приходят к нам на занятия или покупают у нас посуду, очень часто делают фото и выкладывают их потом у себя на страницах, дают на нас ссылки. Именно так менее чем за два года у нас «накопилась» 31 тысяча подписчиков в Instagram, больше 17 тысяч ВКонтакте в группе керамики и больше 15 тысяч в группе нашего магазина.3. Выставки. Мы участвуем почти во всех крупных профильных выставках Беларуси, ездим с нашей посудой по разным городам. У нас есть свой стиль, и люди уже хорошо узнают именно нашу посуду. 

4. Магазин посуды. Он расположен в Минске в ТЦ «Силуэт». Визитки магазина мы всегда раздаем на выставках, привлекая тем самым покупателей.

5. Сайт. Пока он не готов. Но в скором времени мы планируем его запустить. Надеемся, сайт станет еще одним каналом продвижения и возможностью для развития.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Как формируется наша цена

У нас есть посуда разных категорий и рассчитана она на совершенно разного покупателя. Себестоимость у керамики не очень большая. Основная составляющая цены – это ручной труд и время. Производство керамической посуды – длительный процесс. Иногда на роспись одно чайника уходит от 3 до 5 часов.Цена также зависит от вида глины: белорусская дешевле, полуфарфор или белая глина – дороже, т.к. эти материалы везем из-за границы и покупаем за валюту.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Но мы всегда в первую очередь ориентируемся на спрос и делаем посуду, которую лучше всего покупают и ждут. Кроме того, работаем под заказ – по индивидуальным эскизам. И нам это очень интересно.

Средние цены на наши чашки колеблются от 180 до 300 тыс. рублей – в зависимости от размера и сложности. Тарелки – 100-400 тыс., блюда и подносы – 400-500 тыс., чайники – 400-450 тыс. Средний чек – подарок или комплект посуды на одного человека – около 450-500 тыс.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Конкуренция

В тех техниках и стилистике лепки, в которых работаем мы, в Минске мы никого не знаем. Керамисты, конечно, есть, но у каждого свой стиль. Поэтому о конкуренции говорить сложно.

Мы очень много работаем с глазурью и росписью, а эти техники сложные – нужен не один год, чтобы их освоить. В этом, наверное, наше преимущество.Работаем мы в основном под заказ. Но всегда стремимся к новому, придумываем новую посуду, разрабатываем новые цвета и формы, дизайн. Не останавливаемся и постоянно совершенствуем свое мастерство. И это тоже считаем своим преимуществом.

Как мы развиваем направление обучения

Об обучении мы начали задумываться давно. Мы очень хотели учить людей лепке из глины, показывать этот волшебный, на наш взгляд, и податливый материал. И это стало вторым направлением нашего развития.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

С момента открытия первой студии, 2 года назад, мы начали проводить мастер-классы по лепке и росписи. Мы даже не думали, что в Минске будет столько желающих научиться лепить и просто проводить время с глиной в руках. Первое время бывали даже очереди – люди ждали неделями, чтобы попасть к нам на мастер-класс.Старая студия вмещала только 4-5 человек, сейчас мы проводим занятия для 10 человек одновременно. За 2 года мы научили лепке из глины около 300 человек.

Мы обучаем принципам росписи и обжигов. При желании после наших мастер-классов люди могут сами осваивать дальше это ремесло.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Наши планы

Совсем недавно мы переехали в новую студию – из 17 м2 в 50 м2! Это очень большой шаг для нас. Мы давно поняли, что выросли из старой студии.

Купили уже третью печь и два хороших гончарных круга. Сейчас обучаем помощника. Хотим делать еще больше красивой посуды и пробовать продавать ее в Россию и Европу.В направлении обучения тоже есть планы – хотим делать детские мастер-классы.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Мы очень любим свое дело, поэтому стараемся вложить в каждую свою работу эту любовь. Наверное, поэтому наши покупатели отмечают, что наша посуда – это посуда с душой и индивидуальностью.

Читайте также: Из тестировщика – в кондитеры. Эта девушка уволилась из ИТ-компании и запустила с мужем онлайн-школу

Источник

Вячеслав Смородин – о том, что нужно для запуска собственной мастерской

IT-инструменты, которые использует Вячеслав Смородин

  • Diafan.cms
  • Instagram
  • LinkedIn

В питерской студии «Кукла-Арт» клиент может заказать художественную керамику для декора интерьера, коллекции или подарка. Заказчику предложат несколько эскизов будущего изделия и изготовят черновой вариант из глины. Каждый этап работы фотографируется и отправляется клиенту. А он может вносить изменения до тех пор, пока не начнётся обжиг изделия. О том, какой эффект приносит такая тесная работа с заказчиками, порталу Biz360.ru рассказал основатель студии керамики «Кукла-Арт» Вячеслав Смородин.

Досье

Вячеслав Смородин, 36 лет, по образованию фотограф. Почти сразу после окончания училища стал трудиться в сфере энергетики из-за невозможности найти работу по специальности. Имеет неоконченное высшее техническое образование. До осени 2015 года работал на одном из предприятий начальником строительно-монтажного управления. В начале 2015 года вместе с супругой Ольгой Мыльцевой открыл керамическую мастерскую 
«Кукла-Арт»
 в Санкт-Петербурге. Вложения в проект составили около 200 тысяч рублей.

Из найма – в собственное дело
 

У Вячеслава Смородина и его супруги Ольги Мыльцевой нет профильного художественного образования. Так получилось, что оба они увлеклись керамикой, будучи занятыми в других сферах, — у Ольги был небольшой салон красоты, а Вячеслав работал на предприятии малой энергетики. 

Вячеслав с детства увлекался дизайном, а Ольга рисовала. Несколько лет назад она зарегистрировалась на сайте «Ярмарка мастеров», где творческие люди выставляют для продажи собственные изделия. Ольга предлагала на этой площадке свои картины, которые  рисовала в свободное время ради удовольствия. 

Вскоре там же появились вещи, предназначенные для декора. Их Ольга делала из самозатвердевающей глины. Такое изделие лепят из глины, а потом раскрашивают красками. Никакого обжига данный материал не требует. 

К вещам из самозатвердевающей глины появился интерес со стороны друзей и знакомых, потом возникли сторонние клиенты, а чуть позже — даже корпоративные заказы; например, подмосковная фабрика колбасных изделий заказала 200 забавных поросят. Выполнение этого заказа растянулось на два месяца. 

Тогда-то у супругов и возникла мысль сделать своё хобби основным источником дохода. К воплощению этой идеи они подошли очень тщательно. Решили делать керамические изделия, соблюдая все нюансы технологического процесса. Чтобы проверить, будет ли спрос на них, выставили на «Ярмарке мастеров» первые изделия из керамики. Покупатели и заказчики на них нашлись довольно быстро.

 

В начале 2015 года Ольга прекратила работу в салоне красоты и полностью посвятила себя собственному проекту – студии керамики «Кукла-Арт». Требовалось время, чтобы научиться понимать материал, отработать технологию. Вячеслав в это время продолжал работать в качестве начальника СМУ — зарабатывал деньги на первое время жизни в качестве предпринимателей. В августе 2015 года он тоже оставил место работы, и теперь всё своё время посвящает собственному бизнесу. 

Индивидуальный подход

Перед запуском собственной студии керамики Вячеслав изучал предложения конкурентов. Оказалось, что керамических мастерских, которые предлагают оригинальные изделия, очень мало. На рынке превалируют китайская керамика низкого качества. 

Можно найти небольшие студии и отдельных мастеров, которые работают без официального оформления. Но из-за их неофициального статуса с ними не хотят сотрудничать корпоративные клиенты. Также на рынке представлены официальные гончарные мастерские, предлагающие посуду. Но мастерских, которые берутся за миниатюрную пластику, единицы. 

С самого начала Вячеслав и Ольга сделали ставку на индивидуальный подход. Для клиента могут разработать эскиз и предложить несколько вариантов на выбор; заказчик имеет возможность вносить корректировки до тех пор, пока не появится наиболее устраивающий его вариант. Бывает, что приходится менять эскиз до пяти раз. 

После утверждения эскиза его запускают в производство, взяв 100% предоплаты. Ольга и Вячеслав изготавливают из глины изделие, фотографируют его и снова отправляют заказчику. Если у него будут еще какие-то изменения на этом этапе, их вносят. Только после этого изделие отправляют в печь на обжиг. 

«Каждый этап изготовления фотографируется и отправляется заказчику, таким образом мы позволяем клиенту контролировать процесс и познакомиться с технологией изготовления керамики», — замечает Вячеслав Смородин.

 

В студии керамики «Кукла-Арт» можно купить также и готовые изделия. Если клиент захочет внести изменения в выставленную вещь, то для него изготовят новую с учётом его пожеланий – например, изменят роспись, цвет, позу персонажа, добавят надпись и тому подобное. Такие покупки составляют около 20% от общего числа. Остальные 80% приходятся на изделия, которые выполняются на заказ с составлением эскизов. 

Технологический процесс

На изготовление одного керамического изделия уходит порядка двух недель. Именно столько времени требуется для соблюдения технологического процесса. 

Сначала из подготовленной глины формируется изделие. Затем оно отправляется на сушку в специальную камеру, где постепенно сохнет до определенного уровня влажности. Нарушение этого процесса приводит к трещинам, деформации и порче изделия. Процесс сушки в среднем занимает 4-7 дней. 

После этого работу ставят в печь на обжиг. В печи температура увеличивается постепенно. Нарушать процесс нельзя, иначе изделие может лопнуть или покоробиться. Обжиг занимает порядка 8 часов. 

Затем требуется время на плавное остывание – ещё порядка 8 часов. После этого вещи покрывается ангобами – цветными  глинами или цветными глазурями, которые используется в качестве красок. Затем, в зависимости от художественной задумки, для придания блеска и водонепроницаемости изделие покрывается прозрачной глазурью. И снова ставится в печь для обжига.

 

Не все клиенты студии «Кукла-Арт» знают о том, как создаются керамические изделия. Поэтому они не всегда понимают, почему им приходится ждать свой заказ в течение двух недель. Ольга и Вячеслав рассказывают о технологических нюансах и объясняют, почему нельзя сократить время на производство заказа.

Заниматься изготовлением керамики Вячеславу и Ольге приходится методом проб и ошибок. «Советской школы керамики больше нет. И сейчас практически не существует площадок, где люди могут перенимать  знания и опыт», — констатирует Вячеслав Смородин. 

Приходится много экспериментировать с материалами. Часть времени уходит на поиск технологии и сочетаемости компонентов. Большинство производителей находится за рубежом и далеко не все предоставляют информацию о полном составе сырья. Например, испанская глина дорогая, а более дешевая из ближнего зарубежья не стабильно хорошего качества. 

Помещение и оборудование 

Для керамической мастерской годится не каждое помещение. Обычный офис тут не подойдёт. Для работы с глиной необходим свой подвод воды и сантехника. Печи для обжига и гончарный круг требуют больших энергетических затрат, чем электроснабжение офиса. Производственные же помещения сдаются только большими площадями (часто  от 300 квадратных метров). Поэтому поиск помещения для мастерской «Кукла-Арт» растянулся на два месяца. Но за это время удалось найти подходящий вариант. 

Самое необходимое оборудование в работе керамиста — печь для обжига. В студии «Кукла-Арт» есть две печи: одна небольшая, объёмом 60 литров, а другая – почти втрое больше (160 литров). Одну печь супруги купили, а другую взяли в аренду. Сэкономить на оборудовании помог и  предыдущий опыт работы Вячеслава: так как он работал инженером, то смог самостоятельно изготовить камеры для просушки. 

Начальные вложения в собственное дело составили около 200 тысяч рублей. Это были полностью собственные средства супругов. Часть денег получили от корпоративных заказов, что-то добавили из накоплений. «И мы решили: сейчас или никогда. Это был конец 2014 года, начало очередного кризиса. Но сколько времени ждать, пока кризис закончится?»

Первоначальные инвестиции были потрачены на аренду помещения, приобретение оборудования и материалов. Супружеская пара понимала, что от того, как будут выглядеть их изделия на фотографиях, зависит количество возможных заказов. Поэтому решили вложиться и в оборудование для съёмки – камеру, вспышки, софиты. «Без качественных фотографий нашей продукции никак», — считает Вячеслав. 

Друзья и знакомые Вячеслава и Ольги поддержали их желание заняться собственным делом. Хотя некоторые, включая родственников, пытались отговаривать. Они не понимали, зачем менять стабильность в виде имеющегося рабочего места с понятным доходом на предпринимательские риски. Недопонимание, по словам Вячеслава Смородина, сохраняется и сейчас. 

Кто заказывает авторскую керамику 

Первых клиентов студии «Кукла-Арт» удалось привлечь посредством социальных сетей и контекстной рекламы в «Яндексе». Затем стало срабатывать «сарафанное радио». Новые клиенты появляются часто именно благодаря ему — увидят у кого-то изделие студии, спросят, кто это сделал, и возьмут контакты. Потом связываются с мастерской и просят сделать что-то для себя 

Особым спросом пользуются портретные статуэтки. «Если это подарок коллеге, надо подчеркнуть не только характер человека, но и суть его работы, должности, настроение. Всё это надо учесть и придать законченный художественный вид изделию», — раскрывает профессиональные секреты Вячеслав. Для создания портретной статуэтки Вячеслав и Ольга запрашивают фотографии человека, спрашивают о его характере, увлечениях и образе жизни. 

Корпоративные клиенты заказывают в студии «Кукла-Арт», как  правило, эксклюзивные подарки клиентам. «Мы оказываем помощь в разработке подобной продукции. Прошлый опыт работы в маркетинге помогает лучше понять назначение сувенира, создать портрет потребителя компании и изготовить наиболее целевой продукт», — признаётся Вячеслав Смородин.

В студию довольно часто поступают просьбы выполнить копии работ известных мастеров. «Нам это не интересно. И мы считаем, что заниматься плагиатом нехорошо. В таких случаях мы предлагаем что-то из понравившейся тематики, но своё собственное», — рассказывает Вячеслав. 

 

Часть клиентов студии «Кукла-Арт» — коллекционеры. Они собирают оригинальные изделия определённой тематики – например, колокольчики, собак, котов, кукол и т.д. Они объясняют Вячеславу и Ольге, что им надо, затем утверждают эскиз и получают нужную им вещь. 

Работа с одним из коллекционеров растянулась на несколько месяцев. Он в течение 1,5 месяцев утверждал эскиз. Начиная с черного варианта, просил то что-то убрать, то что-то добавить. В готовом варианте пришлось менять цвета и покрытие. Переделывать работу пришлось пятнадцать раз на всех этапах. «В какой-то момент мы практически отказали в выполнении заказа, но вскоре нашли общий язык  и работа была выполнена. Заказчик остался доволен и хорошо заплатил. Наше терпение было вознаграждено и ряды постоянных клиентов пополнились», — рассказывает  Вячеслав. 

Сегодня у студии «Кукла-Арт» есть и клиенты из-за рубежа. Чаще всего ими оказываются российские эмигранты, которые живут в Израиле, Италии, Германии, Канаде. Сначала они заказывали готовые изделия, которые были выставлены на «Ярмарке мастеров», а потом перешли на заказы через сайт.

Студия также работает с дизайнерами, которые оформляют квартиры, офисы и магазины. Ольга и Вячеслав помогают им подготовить комплексное решение для дома, офиса, оформления витрин (например, декоративные вазы или статуэтки, посуду на кухню, тарелки для стен, светильники). «Это не одна-две работы, а целая коллекция, гармонично вписывающаяся в интерьер. Дизайнеры часто хотят что-то новое, и мы предлагаем им свои идеи, подготавливаем эскизы и образцы, таким образом строится сотрудничество», — говорит Вячеслав Смородин. 

Часть клиентов «Кукла-Арт» находит на выставках-продажах, в которых активно участвует и где продвигает свою продукцию. 

Ценообразование 

Стоимость изделий студии «Кукла-Арт» сильно зависит от характера работы с клиентом. Если он заказывает типовое изделие по образцам, выставленным на сайте студии, и не вносит в него корректировок, то платит установленную цену. Например, авторская сахарница или кружка с блюдцем могут стоить 1200 рублей, керамическая статуэтка — 2 500 рублей. 

Если выполняется оригинальный заказ, то его цена складывается из того, как долго согласовывается эскиз и черновой вариант в глине. На конечную стоимость влияет размер изделия и количество израсходованного материала.   

«Бывает, что спрашивают, почему такая высокая цена. Но это случайные люди, как правило. Не припомню случая, когда кто-то торговался с нами из-за цены», — говорит Вячеслав Смородин.

 

Есть корпоративные заказы, которые выполняются небольшими партиями. В этом случае устанавливается определенная предоплата и только после выполнения работы оплачивается полная стоимость заказа. «Корпоративные клиенты ценой, как правило, довольны. И говорят, что цены у нас невысокие», — признаёт Вячеслав. Тем более, что постоянным клиентам предоставляются скидки. 

Российских  производителей нужного студии сырья практически нет, поэтому глина  закупается испанская или украинская, а ангобы и глазури – немецкие или китайские. Поэтому цена изделий зависит и от курса валют. 

На данный момент проект «Кукла-Арт» вышел на самоокупаемость. «Заработок на данный момент конечно не постоянный, но в определенные периоды мы зарабатывали не меньше, чем работая наёмными сотрудниками», — признаётся Вячеслав Смородин. 

Что дальше 

В этом году супруги хотят активнее продвигаться за границей. Там керамические изделия ручной работы стоят гораздо дороже, чем в России. Более привлекательная цена может сделать эти планы реальными. Для продвижения за границей Вячеслав и Ольга хотят осенью этого года поучаствовать в Миланской выставке. 

Сейчас Вячеслав и Ольга разрабатывают несколько проектов развития студии. Один из них — производство качественной и экологически чистой посуды, которую будут поставлять в рестораны, кафе, офисы. Супруги хотят предлагать своим клиентам керамическую посуду, разработанную с учетом характерных особенностей конкретного заведения. Это позволит делать бренд более узнаваемым и привлекательным. 

Так же для студии интересен образовательный проект в формате коворкинга. «Мы хотим показывать  процесс производства предметов быта, вовлекать людей в их разработку и создание, приобщать к бережному потреблению. На подобной площадке люди могли бы создавать что-то для себя, получая консультации и необходимое оборудование, — рассказывает Вячеслав. — Сейчас мы ищем партнёров, которые захотят сотрудничать с нами в этих проектах. Возможности для монетизации есть».

Читайте также:

Как заработать на производстве дверей авторского дизайна.
Как заработать на производстве бескаркасных кресел и диванов.
Как заработать на предметах интерьера авторского дизайна.

12 мая 2016

Источник

Adblock
detector