Идеи для бизнеса музыка
Может ли любовь к музыке превратиться в успешный бизнес? Да, если у тебя есть отличная идея, команда и желание много работать, считает Василиса Сычева, глава отдела маркетинга Barnsly Sound Org. Вот пять историй о музыкантах и меломанах, которые сделали из увлечения всей жизни дело, приносящее доход.
Дитер Бурместер
Основатель компании Burmester
Формула успеха: Делай как для себя, постоянно следи за качеством, не масштабируйся в ущерб качеству.
Дитер Бурместер с 15 лет играл на бас-гитаре в группе, параллельно изучал электронику, но и не думал, что когда-нибудь откроет свою компанию. Однажды его собственный гитарный усилитель сломался. Не найдя ничего подходящего в магазинах, Бурместер решил использовать свои знания и сделать усилитель сам. Результат настолько понравился его друзьям, что все просили одолжить усилитель на пару недель, а потом уговаривали сделать им такой же. Так появилась, ставшая легендарной, 777-я модель, которая вскоре начала продаваться по всему миру.
Совместив свои главные увлечения, музыку и электронику, Бурместер создал компанию, ставшую одним из лучших производителей звуковой аппаратуры в мире. Бурместер с самого начала поставил перед собой цель — делать оборудование, которое бы максимально близко передавало звучание оригинальных инструментов. За 40 с лишним лет Dieter Burmester остался верен себе. Это по-прежнему небольшая фирма, которая делать штучную продукцию высокого качества, без оглядки на массовый рынок цифровых устройств.
Пол Толлетт
Создатель музыкального фестиваля Coachella
Формула успеха: Начиная с самых низов, изучи бизнес на всех этапах, найди «больные места» конкурентов и сделай лучше.
В юности Пол Толлетт учился на химика в Калифорнии и организовывал концерты местных гаражных групп. Он самостоятельно придумывал афиши, раздавал флаеры и проверял билеты на входе. Толлетту не очень нравились современные фестивали, на которых артистов выбирали в соответствии с их местом в музыкальных чартах. Тогда он пообещал себе сделать собственный фестиваль, концепция которого будет основана на искусстве музыки, а не ее популярности. Толлетт сразу решил, что раскруткой и организацией займется сам, он лично ездил по всей стране и раздавал брошюры артистам и их менеджерам. В свою команду он взял проверенных и близких людей, старшего брата и друзей по колледжу.
Идея собрать хороших музыкантов, не обязательно успешных, пришлась по душе публике. На первый фестиваль Coachella 1999 года пришли 37 тысяч зрителей. Сейчас билеты на Coachella раскупают за 40 минут, а выручка составляет около 100 миллионов долларов. Одна из главных особенностей Coachella — мирная обстановка. Толлетту удалось организовать огромный фестиваль и не разругаться ни с фанатами, ни с музыкантами, ни с местными жителями. Сам он объясняет это так: «Знать всех людей и ладить с ними очень важно. Когда вы делаете добро, оно возвращается к вам. Не игнорируйте людей. Познакомьтесь с ними и выслушайте их».
Рикки Фарр
Основатель компании Riva Audio
Формула успеха: Стань профессионалом в своем хобби. Иди в ногу с технологиями.
Рикки Фарр связан с музыкой уже почти 50 лет, еще с конца 60-х годов он организовывал и записал около 5 тысяч выступлений. Именно Фарр отвечал за звучание всех инструментов на концертах Led Zeppelin, The Who, Джимми Хендрикса и других легенд рок-музыки. В наши дни, отошедший от работы Фарр, как-то услышал, как звучит песня Imagine Джона Леннона на Bluetooth-колонке внука. Тут он понял, что в индустрии беспроводного звукового оборудования все очень плохо и пришла пора что-то менять.
Фарр поставил перед собой задачу создать беспроводные аудиосистемы, которые давали бы слушателю ощущения присутствия на настоящем выступлении. Так появился его бренд Riva Audio. «Сегодня люди скачивают музыку через телефоны, потоковые сервисы, хотят слушать ее в любом месте, путешествовать с ней. Без лишних проводов, без сложностей, — рассказывает Фарр. — Я хочу делать звук такого уровня, чтобы вы ощутили себя на концерте или в студии звукозаписи».
Алекс Льюнг и Эрик Вальфорс
Создатели сервиса SoundCloud
Формула успеха: Если твоих компетенций недостаточно, возьми себе в партнеры того, кто будет тебя дополнять, чтобы вы вместе были непобедимы. Найди нишу с низкой конкуренцией.
Будущих бизнесменов Льюнга и Вальфорса объединяла страсть к музыке. Алекс работал звукорежиссёром, а Эрик писал собственные композиции. У них появилась общая идея — создать сервис, где музыканты могли бы загружать треки и обсуждать свою музыку. Создатели сразу решили, что сделают ставку на неизвестных независимых исполнителей и эта тактика себя оправдала — за 10 лет работы SoundCloud открыл миру тысячи музыкантов, привлек около 200 миллионов пользователей и даже сформировал собственный музыкальный жанр, клауд-рэп.
Труднее было монетизировать проект, Льюнг и Вальфорс пытались договориться с крупными рекорд-лейблами, но сервису это пошло только во вред и компания чуть не потеряла своих преданных поклонников. В 2017 году у проекта появились серьезные проблемы, которые чуть не привели к закрытию. Сейчас SoundCloud нашел инвестиции, вернулся к своей первоначальной идее и снова делает ставку на молодых перспективных музыкантов.
Сергей Маричев
Основатель фирмы АМТ Electronics
Формула успеха: Если у тебя есть аудитория, которая тебе доверяет, ты наверняка сможешь найти то, что ей предложить. Не бойся начинать с зарубежного рынка — получив там успех, вернуться в России будет гораздо проще.
В 80-е годы Сергей Маричев слушал The Beatles и Rolling Stones, играл в омской рок-группе на басу и учился на инженера радиосвязи. Однажды вместе с другом он попробовал спаять первую гитарную педаль. Очень скоро Маричев собирал такие педали для всех знакомых музыкантов и зарабатывал небольшие деньги. Дальше дело не пошло, но уже в начале нулевых он решил возобновить бизнес и вместе с сыном открыл фирму по производству гитарных педалей. Чуть позже АМТ Electronics попали на свою первую зарубежную выставку, где познакомились с легендарным Джимом Маршалом, создателем знаменитых усилителей, и получили первые заказы из США и Европы.
Ориентированность на зарубежный рынок и высокое качество продукта стали основными составляющими успеха компании, которую в США и Японии до сих пор знают гораздо лучше, чем в России. Сейчас у АМТ 25 официальных представителей в других государствах и статус одного из главных производителей гитарных эффектов в мире.
Материалы по теме:
«За возможность быть услышанными разразилась борьба» — как музыкальные компании выживают на новом рынке
Блокчейн может изменить музыкальную индустрию
Как монетизировать свое хобби и за 5 месяцев заработать 3 миллиона: история FilterHero
Как любимое хобби превратить в успешный бизнес
«Я приходил в заведения, общался с управляющими — в 70–80% случаев на меня смотрели с улыбкой непонимания», — рассказывает Семенов. Потенциальные клиенты пользовались обычным радио или ставили то, что нравилось им лично. Первым покупателем услуг Семенова стала сеть магазинов одежды Cop.Copine.
На старте представители «МузКафе» вручную обновляли плей-листы, ежемесячно обходили торговые точки, устанавливали специализированную технику. Эфир уже тогда разделялся на утренний, дневной и вечерний. Правда, подбор композиций зависел от вкуса Семенова и пожеланий заказчика, а не от предпочтений покупателей. Зато предприниматель озаботился вопросом авторских и смежных прав: заключил лицензионные договоры с РАО и Российской фонографической ассоциацией (с 2008 года РФА сменил ВОИС).
Семенов решил закончить юридическую карьеру, чтобы посвятить себя «МузКафе». Он собрал команду из музыкальных редакторов. При подборе музыки стал учитывать особенности целевой аудитории, специфику и задачи бизнеса, площадь, где будет воспроизводиться музыка.
Илья Семенов
(Фото: Асхат Бардынов для РБК)
В 2013 году ужесточилось наказание за использование музыкальных произведений в общественных местах, а бизнес Семенова резко пошел в гору. К 2016 году, по данным СПАРК, выручка составляла 31 млн руб., прибыль — 440 тыс. руб. По словам предпринимателя, клиенты стали сами обращаться в компанию за аудиосопровождением.
Сейчас на одном плей-листе 300–400 композиций, их ежемесячно обновляют под влиянием результатов опросов покупателей, пожеланий сотрудников, которые устают от однотипной музыки, а также сезона и праздников. «Краски как на улице меняются, так и в музыке», — объясняет Семенов. Плей-листы разбавляют созданные для клиентов имиджевые и рекламные ролики.
Управлять музыкой стало проще. Клиент скачивает ПО на компьютер или смартфон, аудиофайлы хранятся в облаке. Через интернет можно управлять контентом удаленно: обновлять плей-лист, ставить рекламные ролики или информационные сообщения. Музыкальное сопровождение от «МузКафе» стоит от 1 тыс. руб. за стандартное решение до 3–7 тыс. руб. в месяц при индивидуальном подходе. Сверх этой суммы идут отчисления правообладателям.
Музыка. Инструкция по применению
Скорость имеет значение
Например, в ресторане обычно необходимо создать комфортную атмосферу, которая позволит гостям как можно дольше проводить время в заведении, тратить больше. «Плей-лист составляется в спокойном, ненавязчивом формате. За основу берутся фонограммы, которые в большей степени неизвестны и не отвлекают гостей», — рассказывает Илья Семенов. А у фастфуда, как правило, другая цель — за меньшее время накормить как можно больше людей. «Плей-лист в данном случае более динамичный, более агрессивный, который заставляет людей не засиживаться, а двигаться», — объясняет Семенов.
В торговом комплексе музыка зависит от времени суток и дня недели. Для домохозяек, которые прогуливаются по центру в рабочие часы, включают медленную музыку, чтобы они неспешно изучали товары. В часы пик и выходные дни ставят громкую, ритмичную музыку, чтобы массы людей быстрее передвигались.
Рост среднего чека
«Проведенные исследования подтверждают, что тщательно подобранное музыкальное сопровождение увеличивает лояльность покупателей и размер среднего чека», — рассказывает Кирилл Кирин, основатель компании Market Music. Например, в магазине органических товаров «Огни столицы» стали использовать звукоряд, изображавший жизнь в деревне, с рекламными вставками. Проведенный замер показал следующие результаты: 53,6% покупателей заметили аудио, на 86,7% возросло количество покупателей, которые решили попробовать новый продукт, покупатели находились в отделе с органическими товарами на 15 секунд дольше, в результате продажи выросли на 9,5%.
Оптимизация расходов
Для сети «Юлмарт» «МузКафе» первое время подбирало музыкальное оборудование и плей-лист с композициями в стиле trip-hop, ежемесячно обновлялось 100 треков. К 2017 году количество площадок в сети увеличилось до 41 магазина и 400 пунктов выдачи. В плей-листе появились новые жанры: deep-house, lounge, soulful, nu-jazz и fusion. Чтобы оптимизировать расходы на музыкальное сопровождение, редакторы предложили перейти с популярных новых хитов на треки из библиотеки компании. Права на композиции принадлежали поставщику контента, поэтому «Юлмарту» не нужно было отчислять средства в РАО и ВОИС. Этот шаг помог сэкономить 500 тыс. руб. в месяц.
Роботы-диджеи и музыка от нейросети
В конце 2016 года профессиональные радийщики из Петербурга Андрей Данилов и Сергей Ямщиков (они владеют радиостанциями «Радио Ваня», «Питер FM», «Популярная классика FM», «Радио для двоих») решили выйти на рынок аудиомаркетинга и создали компанию Muzlab.
Началось все с запроса постоянного рекламодателя — сети АЗС ЛУКОЙЛ. Топливная компания хотела создать корпоративное радио, в котором учитывались бы не только особенности аудитории, но и специфика радийной сетки вещания. Они хотели получить гармонично выстроенный порядок композиций (например, между лиричной и танцевальной композицией должен быть плавный переход), встроенную рекламу и информационные сообщения для посетителей.
Основная сложность возникла в решении вопросов с авторскими правами. Ключевое отличие Muzlab от «МузКафе» в том, что первая компания использует только контент «с очищенными правами» — музыку, которая не требует отчислений в РАО и ВОИС. Это выкупленные музыкальные библиотеки, лицензии от лейблов, которые специализируются на аудио для ретейла, и фоновая инструментальная музыка. У Ямщикова был опыт в создании стримингового сервиса Muzic — сайта, который подбирает музыку для онлайн-пользователя по настроению или жанрам. Технологическая начинка этого сервиса и легла в основу Muzlab.
Фото: Oliver Killig / DPA / ТАСС
Работает это так. На старте заказчик передает предпринимателям анализ целевой аудитории. Если его нет, Muzlab проводит анализ сама: представители приходят на точку, наблюдают за посетителями, проводят опросы. У одного и того же бренда в разных регионах России музыка может отличаться: жители южных регионов, например, предпочитают латину, а северных — лаундж.
В музыкальной базе компании у треков есть теги: жанр, поджанр, темп, настроение, инструмент, мужской голос или женский — всего около 100 категорий. После исследования формируется список подходящих для аудитории тегов. Система автоматически — без участия музыкальных редакторов — за несколько часов подбирает по ним демоплей-лист, который тестируют в течение недели. При необходимости музыкальную подборку корректируют. Сотрудники заказчика в личном онлайн-кабинете могут ставить трекам лайки и дизлайки, худшие треки уходят из ротации. Например, по статистике из 1 тыс. постоянных посетителей АЗС ЛУКОЙЛ 74% оценили музыкальные перемены положительно, 25% не заметили изменений, остальные хотят слышать музыку по своему вкусу: 0,5%, например, проголосовали за кавказскую музыку.
Сейчас у компании появились и другие клиенты — оператор Tele2, торговая сеть «Кей», дилеры автомобилей Lexus и Mercedes — в общей сложности более тысячи заказчиков. На цену услуг влияют площадь торговых точек и их количество. Чек колеблется от 500 руб. до 70 тыс. руб. Выручку предприниматели не раскрывают.
Компания продолжает экспериментировать с автоматизацией процессов. Год назад «Яндекс» создал нейросеть, которая сама пишет музыку. В Muzlab решили повторить этот опыт. По словам Ямщикова, электронную музыку синтезировать удалось, но на клиентах ее тестировать еще не рискнули.
Три роковые ошибки аудиомаркетинга
Пренебрежение авторскими правами. Рано или поздно штраф придется заплатить даже самому небольшому заведению на окраине.
Вкусовщина. Очень часто предприниматели грешат тем, что в своих магазинах пытаются включить музыку, которая нравится им лично, тем самым распугивая потенциальных клиентов.
Непонимание своей аудитории. Музыкальные вкусы у всех разные, и определить на глазок их бывает сложно. Если заведение ориентируется на молодежь, это не означает, что нужно ставить рэп, а если публика постарше — шансон. Проще всего выбрать что-то нейтральное и негромкое, а эффективнее — провести опрос постоянных посетителей.
Источники: Muzlab, Market Music
Поле экспериментов
Томская компания «Бубука», которая с 2012 года помогает предпринимателям использовать легальную музыку, полтора года назад предложила супермаркетам «музыку от воровства». Компания провела несколько тестов и убедилась, что определенный набор композиций уменьшает количество краж. Но сети приняли предложение без энтузиазма. «Владельцев супермаркетов интересует музыка подешевле. Качество стоит у них на десятом месте. Люди еще не готовы к этому», — комментирует основатель компании «Бубука» Дмитрий Пангаев.
А в конце 2017 года эта компания разработала на блокчейне облачный сервис моментальных отчислений правообладателям. «Бубука» заключала прямые договоры с авторами, распределяла музыку по категориям — для кафе, бутиков, ресторанов и отелей — и продавала предпринимателям доступ к подборкам по подписке от 1 тыс. руб. в месяц. При этом компьютерный алгоритм фиксировал использование композиции и автоматически начислял на счет правообладателя 15–20 коп. в криптовалюте Ethereum за каждое проигрывание. «Мы не могли проводить транзакции на банковский счет автора после каждого проигрывания, потому что это получалось очень дорого, а блокчейн для этого хорошо подходил», — комментирует Дмитрий Пангаев.
Однако вскоре выяснилось, что курс криптовалюты постоянно меняется. Объяснить правообладателям, что они будут получать деньги в криптовалюте, а не в долларах или рублях, тоже было сложно. «Авторы музыки далеки от этих технологий, им было непонятно, что с этими криптоденьгами делать, куда девать», — рассказывает Пангаев. В итоге компания «заморозила» и этот сервис.
Новинки на рынке аудиомаркетинга появляются постоянно, но выживают новые проекты далеко не всегда. «Такое ощущение, что каждый месяц появляются новые компании», — рассказывает Илья Семенов.
Опрошенные РБК эксперты считают, что отечественный аудиомаркетинг отстает в развитии от западного на 10–15 лет. По их мнению, развитие тормозит нехватка денег. Компании-клиенты не готовы тратиться даже на качественные колонки, а в кризисных ситуациях сокращают расходы на аудиомаркетинг в числе первых. «Если на Западе есть целые институты, планомерно развивающие, тестирующие и обкатывающие теории в полях, то в России все плохо, и основная наша борьба — это борьба с невежеством», — говорит руководитель музыкального отдела агентства Cubic Media Дмитрий Яковлев.
Взгляд со стороны
Денис Фролов, партнер, руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm
«Для включения музыки в заведении необходимо заключить лицензионный договор. С 2013 года стал строже контроль за соблюдением этих требований, поэтому многие начали платить за использование музыкальных произведений.
Как правило, нарушения обнаруживаются в ходе проведения проверок. Представители РАО и ВОИС факт нарушения использования авторских прав фиксируют на видео, составляются служебная записка и акт, затем осуществляется расшифровка записи. Также возможно взыскание компенсации за нарушение авторских и смежных прав в порядке гражданского судопроизводства.
Пиратов привлекают к ответственности по ст. 7.12 КоАП РФ за нарушение авторских и смежных прав. Наказание для юрлиц — штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб. Также возможно привлечение к гражданско-правовой ответственности с выплатой компенсации за нарушение авторских прав. Но все равно остается очень много предпринимателей, которые об этом даже не задумываются. Проблема нарушения авторских прав в России до сих пор актуальна».