Идеи для бизнес игры в школе
Кто-то видит проблему, а кто-то — решение. Деловые игры любят не только HR — это отличный способ изучить методы работы вашей команды (как отдельных участников так и всех вместе) и освоить стратегии, помогающие команде быстро устранять любые препятствия, возникающие на пути к общей цели. В результате управление командой проекта становится в разы проще.
Деловые командные игры могут быть направлены на развитие определенных качеств и умений, в том числе на развитие навыков коммуникации и командной работы, умения адаптироваться или на укрепление способностей к совместному принятию решений. В списке ниже перечислены различные занятия, каждое из которых посвящено тому или иному приоритетному навыку.
Любой процесс решения проблемы начинается с ее выявления. Когда проблема обнаружена, команда должна оценить возможные направления действий, а затем выбрать наилучший способ решения. Для этого требуется глубокое понимание своей команды и ее сильных сторон. Цель упражнений на решение проблем заключается в выявлении этих сильных сторон и в формировании навыков и стратегий, помогающих решить самые сложные проблемы, а заодно и в том, чтобы развлечься вместе с сослуживцами!
Ниже приводится модель, иллюстрирующая процесс решения проблемы.
Классические деловые игры, развивающие навыки решения проблем
.
1. Тонущий корабль
Развивает умение адаптироваться.
Необходимый инвентарь: веревка, одеяло или клейкая лента, чтобы обозначить место на полу.
Правила игры. Отметьте с помощью веревки (одеяла, клейкой ленты) ограниченный участок на полу, и пусть ваша команда на него встанет. Постепенно сокращайте это пространство в течение 10-15 минут, а участники пусть ищут способ удержать друг друга внутри и не «вывалиться за борт».
.
2. Башня из спагетти и зефира
Развивает навыки командной работы.
Необходимый инвентарь: по 20 штук сырых спагетти, одному мотку клейкой ленты, метровому куску веревки и одному зефиру на каждую команду.
Правила игры. Ваша цель — построить самую высокую башню, способную стоять самостоятельно, опередив команды соперников. Если хотите усложнить игру, поставьте дополнительное условие: зефир должен находиться на вершине башни и использоваться в качестве «купола». Это упражнение учит активному мышлению, а также укрепляет командный дух и развивает лидерские способности.
.
3. Яйцепад
Развивает навыки командной работы, умение принимать решения.
Необходимый инвентарь: десяток яиц; строительные материалы (газеты, соломинки для коктейлей, клейкая лента, пищевая пленка, воздушные шары, резиновые ленты, палочки от мороженого и т. п.); брезент или защитная пленка, место на автостоянке или любой участок, где вы не боитесь намусорить.
Правила игры. Каждая команда получает по яйцу и выбирает для себя строительные материалы. За 20-30 минут участники должны соорудить защитный контейнер, который не позволит яйцу разбиться. Затем сбрасывайте контейнеры с яйцами с высоты (с высокого стола или даже со второго этажа), и смотрите, чье яйцо не разобьется. Если уцелеют несколько яиц, постепенно повышайте высоту падения, пока не останется только один победитель.
.
4. Взаперти
Развивает коммуникационные навыки, умение принимать решения.
Необходимый инвентарь: офис.
Правила игры. Представьте, что ваша команда оказалась запертой в офисе. Все двери заблокированы, ломать их или выбивать окна нельзя. За 30 минут участники команды должны выбрать 10 обычных предметов из вашего офиса, которые необходимы им для выживания, и расположить их по степени значимости. Цель заключается в том, чтобы за тридцать минут обсудить предложенные списки и порядок предметов и прийти к согласию.
.
Игры, развивающие творческий подход к решению проблем
.
5. Лего
Развивает коммуникационные навыки.
Необходимый инвентарь: набор Лего.
Правила игры. Разбейтесь на небольшие команды из двух и более участников. Выберите ведущего, не входящего ни в одну из команд, который должен за 10 минут построить из блоков Лего произвольную конструкцию. После этого команды должны за 15 минут в точности воспроизвести эту конструкцию, используя блоки того же цвета и формы. Но видеть оригинальную конструкцию может только один участник от каждой команды. Этому участнику придется понятно и точно описать размеры, цвета и форму оригинальной конструкции. Если вам кажется, что это слишком легко, запретите «видящему» участнику прикасаться к конструкции, которую строит его команда. Эта игра поможет вам понять всю важность эффективного обмена информацией.
.
6. Побег
Развивает навыки командной работы.
Необходимый инвентарь: 1 веревка, 1 ключ, запертая комната и 5-10 загадок или головоломок в зависимости от того, сколько времени вы хотите потратить на игру.
Правила игры. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы выбраться из запертой комнаты за отведенное время, отыскав ключ с помощью подготовленных подсказок. Ключ и подсказки должны быть спрятаны заранее. Команду запирают в комнате, и за 30 минут или один час игроки должны найти ключ с помощью спрятанных здесь же подсказок. Для успешного прохождения игры нужно уметь действовать сообща и устраивать мозговые штурмы, пытаясь понять, что означает та или иная подсказка.
.
7. Полярники
Развивает умение принимать решения, умение адаптироваться.
Необходимый инвентарь: повязки на глаза и по одной упаковке «строительных материалов» (листов картона, зубочисток, резиновых лент или стикеров) на каждую команду, электрический вентилятор.
Правила игры. Представьте, что вы — отважные исследователи Арктики, бредущие по ледяной пустыне. В каждой команде выберите «начальника экспедиции». Через 30 минут должна налететь снежная буря, и каждой команде нужно выстроить убежище, чтобы остаться в живых. К несчастью, у начальника экспедиции обморожены руки, так что он не может участвовать в строительстве, а у остальных снежная слепота, и они не могут видеть. Через 30 минут включите вентилятор и посмотрите, чье убежище уцелеет.
.
8. Минное поле
Развивает коммуникационные навыки.
Необходимый инвентарь: пустая комната или коридор, повязки на глаза и набор обычных офисных принадлежностей.
Правила игры. Разбросайте на полу предметы (коробки, офисные стулья, бутылки с водой и т. д.) случайным образом, чтобы нельзя было пройти из одного конца комнаты в другой и ни на что не наткнуться. Разделите участников по парам, и завяжите глаза одному из партнеров. Второй должен провести своего напарника из одного конца «минного поля» в другой так, чтобы не задеть ни одну мину. При этом он не имеет права прикасаться к напарнику. Если хотите усложнить задачу, запустите на «минное поле» все пары одновременно, чтобы игрокам приходилось внимательнее прислушиваться к указаниям своих «провожатых».
.
9. Слепые фигуры
Развивает коммуникационные навыки.
Необходимый инвентарь: повязки на глаза, веревка.
Правила игры. Игроки надевают повязки и становятся в круг. Концы веревки связываются вместе, и она укладывается перед участниками также в форме круга — чтобы каждый из игроков мог наклониться и ее нащупать. Ведущий говорит игрокам, чтобы они взяли в руки веревку и образовали с ее помощью геометрическую фигуру: квадрат, треугольник, прямоугольник и т. п. Игроки могут переговариваться, но им нельзя снимать повязки. Если у вас очень много участников, их можно разбить на команды и дать по веревке каждой из команд. Победит та команда, которая быстрее построит нужную фигуру.
.
.
Простые и легкие игры, развивающие навыки решения проблем
.
10. Слепой строй
Развивает коммуникационные навыки.
Необходимый инвентарь: повязки на глаза.
Правила игры. Участники завязывают глаза, а затем ведущий шепотом называет каждому игроку число, начиная с единицы. Затем участники должны выстроиться в порядке возрастания их чисел, не переговариваясь между собой. Также можно выстраиваться не по числам, а по росту, возрасту, дням рождения и т. д.
.
11. Переверни пирамиду
Развивает умение адаптироваться, навыки командной работы.
Необходимый инвентарь: не нужен.
Правила игры. Участники становятся так, чтобы образовать пирамиду, подобно шарам в бильярде. Затем ведущий говорит, что трое из участников команды должны переместиться таким образом, чтобы вершина и основание пирамиды поменялись местами. Лучше всего делать это упражнение в большой группе, которую можно разделить на маленькие команды и посмотреть, кто перевернет пирамиду быстрее.
.
12. Перемена мест
Развивает умение адаптироваться, навыки командной работы.
Необходимый инвентарь: мел, веревка, клейкая лента, бумага (чтобы отметить место, где можно встать).
Правила игры. Разделите группу игроков на две команды и постройте их в две шеренги лицом друг к другу. Используя мел, клейкую ленту, веревку или листы бумаги (в зависимости от того, на каком полу вы играете) отметьте место, где стоит каждый из игроков, а также один дополнительный пустой участок между двумя шеренгами. Цель заключается в том, чтобы шеренги поменялись местами.
.
Используйте следующие ограничения:
- Одновременно может перемещаться только один человек.
- Нельзя меняться местами с игроком, смотрящим в том же направлении.
- Нельзя двигаться назад.
- За один ход игрок не может меняться местами с более чем одним игроком из второй команды.
.
13. Запутанная история
Развивает умение адаптироваться, навыки командной работы.
Необходимый инвентарь: не нужен.
Правила игры. Все участники должны встать в круг, затем каждый игрок берет за руки двух любых игроков, не стоящих с ним рядом. После того, как все возьмутся за руки, попросите игроков «распутаться» и образовать идеальную окружность, не разжимая рук. Для этого участникам игры потребуется творческое и стратегическое мышление.
.
Последние две игры подходят для ситуаций, когда у вас есть проблема, которую нужно решить.
.
14. Конкурс на самую тупую идею
Цель: решение текущей проблемы.
Необходимый инвентарь: не нужен.
Правила игры. Иногда «тупые» идеи оказываются самыми удачными. Попросите, чтобы каждый из участников предложил самый тупой вариант решения насущной проблемы. А затем, составив длинный список, попробуйте найти решение, которое окажется не таким уж тупым.
.
Проводите мозговые штурмы в системе управления проектами Wrike. Он бесплатен и позволит участникам сразу же приступить к совместной работе.
.
15. Что бы сделал X?
Цель: решение текущей проблемы.
Необходимый инвентарь: не нужен.
Правила игры. Пусть каждый из участников представит себя кем-то из знаменитостей или выдающихся людей, которые ему нравятся. Затем спросите у каждого игрока, какое мнение мог бы высказать их персонаж, если бы столкнулся с текущей проблемой? Как бы он ее решил? Это позволит каждому из участников задуматься о возможном решении, которое иначе могло бы не прийти им в голову.
.
Что такое деловые игры?
Деловые игры — дело совсем не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется
во всем мире для обучения серьезных и взрослых людей. Этот метод имеет серьезные преимущества по сравнению
со многими другими методами обучения. Участие в деловых играх может дать вам не только знания, но и опыт.
Бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с
помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать
такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение
ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации,
можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить ее быть командой.
Вы спросите, зачем деловые игры школе. Нашей школе деловые игры совершенно необходимы. Ведь основной
задачей нашей школы мы считаем не просто обучение, получение и накопление знаний, а приобретение умения
наиболее успешно использовать все, что накоплено. И знания, и особенности характера, и личностные качества.
Цель нашей школы — человек успешный. А Вы, наверное, согласитесь с нами, что знания для успеха —
условие обязательное, но не достаточное. Ну и кроме того в нашей школе учатся активные, целеустремленные,
не побоимся даже этого слова, честолюбивые молодые люди, которым вовсе не улыбается ждать десяток лет для
того, чтобы попробовать себя в настоящем деле.
И потому мы играем! И сами создаем для себя деловые игры…
Наши игры действительно уникальны. Они не имеют аналогов и созданы нами ( преподавателями и ребятами) для нас же.
Наши игры поразительно масштабны, сложны по своей структуре и организации. Так, в наиболее продвинутых версиях игры
«Рынок» задействовано до 30 различных служб. А в организации одной такой игры, рассчитанной на 250 — 300
участников, заняты, как правило, от 35 до 60 человек.
Особенностью наших деловых игр является их абсолютная правдоподобность. В наших «играх» все происходит всерьез.
Играют 150-300 человек разного возраста с утра и до вечера. Часов 7-8.
Если в игре задействованы предприятия, они создаются и регистрируются на полном серьезе. На полном серьезе платятся
налоги, берутся (и отдаются) кредиты, выпускаются акции, делится прибыль. Если рынок осваивают гуманитарии, они
продвигают реальные, здесь же созданные или, если это допускается правилами, заранее подготовленные «шедевры»:
поэмы, концертные номера, инсталляции. Сталкиваются с огромным количеством разнообразных мелочей. От той, что своим
произведением надо кого-то заинтересовать, до той, что прибыль, которую они в итоге получат, зависит оказывается
даже от качества бумаги, на которой будет издан опус. Мы уж не говорим об организации концертных программ. Здесь
все еще сложнее.
На игровой площадке — все реалии серьезного «законного» рынка. Регистрационные палаты, банки, налоговые инспекции,
акции, биржи труда. Производитель и потребитель. Государственные инстанции, единомышленники и конкуренты.
Возможность преуспеть или проиграть. Правда, цена поражения пока не так велика, как в настоящей жизни.
Мы моделируем то, что актуально сегодня. Вместе со всей страной мы «играли» в ВАУЧЕР; во время биржевого бума
создали первую школьную биржу, затем биржу валютную, управляя игровыми банками, пытались разобраться в том, за счет
чего они получают прибыль, моделировали процессы акционирования, работы на фондовом рынке — учились защищать свою
интеллектуальную собственность; с удовольствием управляем макроэкономическими процессами сегодня.
За годы существования школы нами было создано более десятка различных игр. Одни из них имели локальное значение,
другие «приживались» надолго. Во многие из них мы с удовольствием играем и сегодня.
Одна из первых, созданных еще в 1992 году и в то же время самых любимых и часто играемых — «Рынок». Это
модель современных микроэкономических отношений, где каждый участник, сориентировавшись в экономической ситуации,
может зарегистрировать предприятие той или иной формы собственности, взять кредит, наладить производство, рекламу и
сбыт товара. Или, напротив, не беря на себя лишней ответственности, наняться в наемные рабочие, стать
представителем свободных профессий, устроиться на работу в государственные структуры и т.д. Игра начинается с
аукциона, где каждый участник может более или менее удачно реализовать имеющиеся аукционные чеки и взятые кредиты.
Уже в первые минуты игры играющие понимают, как много зависит от их активности, смелости, умения быстро
ориентироваться в ситуации, договариваться с людьми. Имея одинаковое количество денег (и одинаковые теоретические
знания), можно обеспечить карт-бланш всем своим начинаниям на несколько часов вперед, а можно оказаться в долгах и
не создать ничего практически полезного.
За годы проведения игра многократно модифицировалась, усложнялась и расширялась. Теперь, в зависимости от
«продвинутости» участников, можно варьировать сложность и масштабность игры. Можно позволить участникам научиться
иметь дело и с недвижимостью, и с депозитариями, участвовать в различных тендерах, становиться участником фондового
рынка, переживать различные экономические кризисы, а можно обеспечить относительно лояльную экономическую среду
начинающим бизнесменам.
А в 1999 году была создана целая серия гуманитарных игр, посвященных проблемам продвижения гуманитарных проектов —
книг, песен, спектаклей и т.д., проблемам привлечения инвестиций, рекламе, связям с общетвенностью, в ходе которых
многочисленные гуманитарии, заполонившие к этому времени школу, активно вовлекались в рыночные отношения…
Последней и самой любимой нашей разработкой является новая игра под названием «Регионы», которая моделирует уже
макроэкономические процессы. В ходе этой игры участникам приходится решать и вопросы политического устройства
своего региона, и многочисленные экономические вопросы. Заниматься и проблемами внутренними, такими как
экологическое состояние, влияющее, как и положено, на все сферы жизнедеятельности региона, и проблемами «внешними»,
связанными с взаимодействием с соседями: эмиграцией, проблемами импорта и экспорта, развитием совместных
предприятий.
Любопытно, что в этой игре есть возможность попробовать себя в самых разных профессиональных и социальных ролях.
Есть место и для государственных деятелей, и для предпринимателей, более или менее квалифицированных рабочих и
ученых, а также для исследователей, «креаторов» — людей, специализирующихся на разработке новых проектов , без
которых не может развиваться производство, а следовательно, и специалистов патентных бюро, занимающихся проблемами
защиты и продвижения их интеллектуальной собственности.
В ходе этой игры каждый участник может стать президентом своего региона, членом правительства, принимать участие в
выработке решений, от которых зависит судьба всего региона. А может избрать и совсем другую «судьбу». Какая
стратегия принесет наибольший финансовый успех, каждый раз определяется прямо по ходу игры и зависит и от сочетания
множества конкретных условий, формируемых каждый раз иначе организаторами игры, и, конечно же, от самих участников.
Таким образом, деловые игры являются неотъемлемой частью нашего учебного процесса. Участвуя в этих играх, слушатели
школы могут не просто учиться ориентироваться в непростых реалиях сегодняшнего дня, но и «примеривать» на себя ту
или иную жизненную позицию, пробовать себя в различных ролях, учиться таким «дорогим» вещам, как умение не пасовать
и не теряться в сложных ситуациях, умение работать в команде, быть лидером, планировать свои действия и предвидеть
их результат, умение держать в голове множество важных мелочей, да и просто знать, что не все так просто устроено в
этом мире, что булки не растут на деревьях, что каждому гению нужен хороший менеджер и на каждого сильно умного
найдется с десяток еще более таковых. Словом, убеждаются в том, что учиться и правда необходимо.
С 1993 года в наших играх приняло участие более 5 тыс. человек, школьников и студентов, проживающих в различных
регионах нашей страны.
С 1996 года на базе нашей школы проводился второй тур Санкт-Петербургской Экономической Олимпиады. Он представлял
собой гигантскую Деловую Игру (до 300-400 участников). Таким образом, благодаря деятельности нашей школы, ежегодно
до 1000 финалистов — лучших юных экономистов Санкт-Петербурга — получали возможность принять участие в подобной
Игре и тем самым получить бесценный опыт реальной экономической деятельности.
Если и Вы хотите принять участие в одной из наших игр, пригласить команду наших слушателей для проведения игры в
Вашей школе или в ВУЗе или приобрести одну из наших разработок, мы будем рады помочь и Вам.
Большая деловая игра: РЕГИОНЫ
Большая Деловая Игра, имитирующая основные макроэкономические процессы.
Продолжительность игры – 6–8 часов.
Количество служб на игре – 14-18.
Количество участников – от 100 до 300 человек.
Разработчик идеи и организатор игры — Бизнес-школа «Взмах».
На сегодняшний день в игре приняли участие более 1300 человек.
Суть игры:
Одна из основных действующих единиц на игре – регион, который является моделью отдельного государства. Регион
населяют команды-города (по 5 человек в каждом). Уровень развития региона определяется несколькими показателями:
наука, технология, экология, инфраструктура, сырье. Этот уровень оказывает влияние на итоговый результат.
Граждане региона определяют политический строй и выбирают правительство региона. Правительство устанавливает размеры
таможенных сборов, стоимость участков земли, определяет региональный земельный фонд, принимает все решения,
принципиально влияющие на развитие региона. Все пошлины, собранные за игру, идут в доход региона и в конце игры
делятся между командами. Одна из возможностей заработать деньги на игре – производство товара (конструируется самим
участником игры по определенным правилам). Для производства товара необходимо зарегистрировать предприятие. Товар
производится только из заданного сырья. Каждый новый вид товара патентуется.
Произведенный товар необходимо зарегистрировать. Далее товар можно продать на рынке (по свободной цене), занести на
свой личный счет (по номиналу) или вложить в недвижимость. Недвижимость приносит доход владельцу каждый игровой
период.
В случае необходимости любая команда может получить кредит в банке. Итоговый игровой результат складывается из двух
частей. Доход команды состоит из долей в предприятиях, патентных бюро, недвижимости, авторских вознаграждений за
патенты, стоимости принадлежащего ей товара. Кроме того, региональный доход, складывающийся из пошлин, полученных
регионом за игру, умножается на коэффициент, зависящий от итоговых показателей развития региона, и делится между
командами региона.
МЭКОМ: Моделирование экономики и менеджмента
1. Общие положения
МЭКОМ — это компьютерная игра, позволяющая провести соревнование в области производства и менеджмента между
учащимися, организованными в «компании», число которых может варьироваться от двух до восьми. Игроки должны
превзойти конкурентов в прибыльности своего предприятия, в продаже продукции, в доле участия в рынке. В ходе игры
МЭКОМ дает возможность попрактиковаться в умении читать и понимать финансовые отчеты.
МЭКОМ заставляет учащихся задуматься над основами производства, маркетинга и финансового дела, соотнести их с
экономическими принципами и законами, которые они изучают. В ходе игры учащиеся устанавливают цены на свой продукт,
определяют объем производства, планируют маркетинг и затраты на научно-исследовательскую деятельность, определяют
объемы вложений в строительство и оснащение оборудованием. Принятие такого рода решений требует систематического,
аналитического мышления и делает МЭКОМ одновременно мощным учебным средством и азартным состязанием.
2. Описание игры
Предполагается, что у каждого игрока есть своя компания, которая производит нечто совершенно новое для покупателя.
Жанр игры можно абстрактно определить, как пошаговая стратегия. На экономической основе, естественно. В игре
участвует до восьми команд.
Каждая команда для другой – конкурент. Как правило, игра заканчивается после 8-9 ходов, в зависимости от сценария,
который составляет ведущий. Каждый из восьми, девяти, десяти или скольких-то еще ходов Вы принимаете решение.
«Решение», алгоритм которого изложен ниже, принимается по пяти показателям. Это цена, производство, маркетинг,
инвестиции и НИР (Научно-Исследовательские Разработки, качество Вашего товара). Результат решения команды на
определенный период можно видеть с помощью МПИ (Мэм-Показательный Индекс).
Выигрывает та команда, у которой в последний период самый большой МПИ. МПИ в большей степени зависит от Вашей
накопленной прибыли («Н. прибыль»). Следовательно, это и есть основная цель игры: накопить к последнему периоду
самую большую прибыль.
3. Работа с отчетом
Предлагаем следующий порядок действий: сначала Вы получаете свой отчет и смотрите свой МПИ (РИФ). Радуетесь или
рвете на себе волосы. Потом рассмотрите основную статистику других команд (расположена под названиями команд), это
интересно. Затем надо работать над следующим решением. Первое, что сейчас Вам надо сделать – посчитать свои деньги.
Для простоты подсчета предлагаю Вам сделать так: сначала посчитать себестоимость, амортизацию и производство на
следующий период. Это – постоянные. Но обо всем по порядку.
Итак, сначала вы смотрите свою максимальную «мощность сл. пер.» (в штуках) и умножаете ее на 0,8. Почему именно на
0,8? Потому, что при таком использовании мощности достигается максимальная эффективность производства (см.
лекцию по экономике про издержки). 0,8 – это разумный коэффициент тогда, когда Ваша цена, деленная на
себестоимость, составляет меньше 1,6. Перемножили – получили цифру, которую и записали в Вашем листочке для
решения, в графе «Производство». Еще раз:
Производство = Мощность сл. пер. * 0,8
Затем Вы считаете Вашу себестоимость на следующий период:
Себестоимость (n+1) = (Мощн. нулевого периода * 15)/Мощность сл. пер. + 3
Используя эту формулу при 80% производства, получившееся еще нужно умножать на 1.01. Дальше по периодам эта цифра
будет возрастать, но несущественно.
Посчитали и записали, желательно где-нибудь на отчете…
Дальше считаете амортизацию на следующий период. Тоже все просто:
Амортизация (n+1) = Мощность сл. пер. * 2
Все три выше указанные данные у Вас желательно должны быть запечатлены на листе с отчетом – так будет легче считать
Ваши денежки, ведь когда Вы будете их считать, то будете иметь перед глазами все необходимые цифры.
Итак, формула денег следующая:
Деньги = Предел кредита – Займы + Наличные средства + Амортизация (n + 1) – (Производство * Себестоимость (n +
1))
Посчитали деньги: «деньги =…», это опорная цифра в Вашем решении, и она всегда должна быть перед глазами. Это те
деньги, которые Вы сейчас будете распределять между Маркетингом, Инвестициями и НИР’ом.
Вот факторы, которые Вы можете учитывать при распределении денег между тремя вышеуказанными параметрами:
Маркетинг:
Эффект нестандартности.
Действует в течение одного периода, но гораздо сильнее, чем НИР.
Нежелательно одновременно вкладывать вместе с НИР’ом.
НИР:
Эффект нестандартности.
Лучше один раз двадцать, чем четыре раза по пять.
Действует гораздо слабее, чем маркетинг, но на протяжении всей игры.
После четвертого периода на НИР лучше не тратиться.
Нежелательно одновременно вкладывать вместе с Маркетингом.
Инвестиции:
Сюда Вы вкладываете все оставшиеся деньги. Инвестиции увеличивают максимальную мощность следующего периода, а,
значит, уменьшают себестоимость, и позволяют поставить более низкую цену. Каждые $40, вложенные в Инвестиции сверх
амортизации, увеличат вашу мощность на следующем периоде на 1 шт.
Цена… Это самое главное. Вам важно решить, какую прибыль Вы хотите сейчас получить. «Сто тысяч
долларов!!!» – скажете вы, м.б… И поставите цену больше чем у всех, и никто у вас ничего не купит. Поэтому
Вам важнее всего угадать, на какую прибыль при определенном складе обстоятельств Вы можете РЕАЛЬНО рассчитывать.
Формула следующая:
Цена = [Ожидаемая прибыль / (1 – Ставка налога на следующий период) + Ваши вложения в Маркетинг + Ваши
вложения в НИР + Амортизация (n + 1) + Банковский процент] / (На складе + Ваше производство) +
Себестоимость (n + 1).
Получили цену… На первом периоде она покажется Вам немного великоватой, но это совершенно нормально. Вписав все
решения в бумажку, Вы отыскиваете ведущего и вручаете решения ему. Вот и все.
P.S.Эффект нестандартности? В чем же закавыка?
Вот в чем: Если из всех компаний только одна положит в маркетинг, то ей достанется львиная доля заказов, и при
условии, что они не окажутся невыполненными, компания получит прибыль, превышающую суммарную прибыль всех компаний.
Наоборот, если из 8-ми компаний только одна не положит в маркетинг, то и в этом случае нестандартное решение
окажется выигрышным. То же самое справедливо для НИР’а. Помните: умение сделать то, что кроме Вас никто не сделал,
«нестандартное решение» – один из главных принципов предпринимательства.
Старшая
школа (Бизнес-школа, 7-11 класс) с углубленным изучением английского языка и экономики.