Идеи бизнеса в энергосбережении
Сколько мы потребляем энергии
Как свидетельствуют эксперты, представляющие IEA (Мировое энергетическое агентство), ежегодное потребление энергии жителями Земли соответствует сжиганию 10 млрд. тонн нефти. При этом собственно нефтепродуктов добывается в течение года только около 4 млрд. тонн. Остальной объем приходится на другие виды топливных ресурсов.
Вообще проведение подсчетов потребления энергии связано с некоторыми трудностями, так как производятся эти подсчеты по нескольким различным методикам. Если говорить о количестве энергии, потребляемой отдельными государствами – здесь в числе лидеров находятся такие страны, как:
- США;
- Канада;
- Германия;
- Япония и др.
Население Соединенных Штатов, составляющее около 5 процентов всего населения Земли, сегодня расходует около 20 процентов энергетических и продовольственных запасов планеты.
Однако если говорить о потреблении энергии на душу населения, здесь в первой десятке стран находятся Исландия, Катар, Кувейт, Тринидад и Тобаго, Бруней, Объединенные Арабские Эмираты и другие. Но число жителей в этих государствах, не идет ни в какое сравнение с населением США и других крупных европейских стран, где проживает около 1,5 миллиардов человек. На данный момент на них приходится потребление более 80 процентов всей производимой на планете энергии.
Россияне тратят примерно в 4 раза меньше энергии, чем американцы. Однако проблема развития энергосберегающих технологий сегодня остро стоит и перед отечественными коммерческими структурами.
На чем можно заработать в сфере энергосберегающих технологий
Бизнес-идеи в сфере энергосбережения можно условно разделить на несколько больших групп. К одной из них можно отнести производство всевозможных устройств и внедрение инноваций, предназначенных для уменьшения расходов электричества, тепла и т.д. В частности, на сегодняшний момент достаточно популярны бизнес-идеи, связанные с изготовлением, реализацией и обслуживанием:
- ветрогенераторов;
- солнечных батарей;
- светодиодных ламп;
- тепловых насосов (они могут вырабатывать до 5 кВт тепловой энергии, расходуя при этом всего 1-2 кВт электричества, что является отличным энергосберегающим показателем);
- систем рекуперации воздуха.
Последние устанавливаются в систему кондиционирования или вентиляции и позволяют накапливать, а затем использовать энергию, выделяемую оборудованием и сотрудниками торговых или производственных помещений в процессе осуществления какой-либо деятельности, для последующего теплоснабжения здания или нагрева воды.
Российские торговые сети за внедрение энергосберегающих технологий
Несмотря на достаточно длительный срок окупаемости различного энергосберегающего оборудования (в среднем он составляет 4-5 лет), подобные установки продолжают набирать популярность в российских торговых сетях, озабоченных проблемами энергосбережения.
Как известно, на охлаждение скоропортящихся продуктов в современных гипермаркетах тратится 70-90 процентов от всего количества потребляемой электроэнергии. Современные энергосберегающие технологии позволяют достигнуть здесь значительной экономии. Внедрение инноваций позволяет повысить уровень энергосбережения от 35 до 50 процентов. Следовательно, по итогам года, экономия может измеряться в десятках и сотнях тысяч евро. Различные инновации сфере энергосбережения уже используются во многих магазинах таких торговых сетей, как «Ашан», «Лента», «Перекресток» и др.
Переработка отходов как бизнес
Срок окупаемости капиталовложений, направленных на реализацию какой-либо идеи по переработке отходов, в среднем составляет 5 лет. При этом установка по утилизации электрических кабелей обойдется Вам в 50 000 долларов. Оборудование для открытия бизнеса по изготовлению топливных брикетов из древесных отходов – примерно в 20 000 долларов. Согласитесь, что сумма вложений в бизнес не столь высока. При этом подобные идеи могут стать источником стабильного дохода.
Также можно наладить бизнес по переработке:
- стекла;
- макулатуры;
- отслуживших свой век текстильных изделий;
- пластиковых бутылок и алюминиевых банок.
Объем различного мусора, который вырабатывается жителями Земли, ежегодно растет. Причем, чем выше уровень жизни населения, тем больше отходов становится результатом всевозможных процессов жизнедеятельности населения государства. Попробуйте догадаться, жители какой страны всех больше «мусорят»? Конечно, это американцы, на чью долю приходится около трети всех отходов на планете.
В России этот показатель в разы меньше. Однако мусора хватает и у нас, поэтому перспективы у такого вида бизнеса на просторах нашей страны несомненно есть.
Бизнес на энергоаудите
Рынок услуг в сфере энергоаудита постоянно растет, что говорит о востребованности такого бизнеса. Руководители многих предприятий сегодня готовы хорошо платить различным специализированным компаниям за выполнение работ по анализу энергозатрат, связанных с эксплуатацией того или иного производственного или административного объекта. Реализация энергосберегающих проектов позволяет снизить расходы по коммунальным платежам до 30-40 процентов.
Данная бизнес-услуга сегодня популярна среди крупных промышленных предприятий, использующих различные энергозатратные технологии (в частности, при производстве алюминия, стекла и т.п.) и обладающих:
- собственными котельными;
- солидными производственными площадями в несколько десятков тысяч квадратных метров и больше.
Квалифицированные специалисты по желанию клиента проводят анализ потребления энергии с целью выявления всевозможных проблем, связанных с чрезмерными потерями тепла, электричества и т.д. Также при необходимости они помогут с внедрением того или иного энергосберегающего бизнес-проекта.
Экономить хотят все
О том, что бизнес-идея, связанная с энергоаудитом, постоянно развивается, говорит и тот факт, что перечень услуг, оказываемых в данной области, со временем расширяется. Например, сегодня клиентам предлагается уже не только обычный, но и экспресс энергоаудит. Он отличается более оперативными сроками проведения (1-3 дня вместо 2-3 недель) и более низкой стоимостью, что немаловажно для небольших бизнес-структур. По словам экспертов, этот вид услуг наиболее подойдет:
- муниципальным организациям и предприятиям (в частности, дошкольным образовательным учреждениям, больницам, поликлиникам, школам и т.д.);
- для проверки различных производственных и складских зданий, имеющих относительно небольшие размеры (до 5 тыс. кв. м.);
- бизнес-компаниям, ограниченным в финансовых средствах.
В течение нескольких дней эксперты представят заказчику отчет, содержащий рекомендации по внесению тех или иных изменений в систему потребления энергоресурсов, и помогут с созданием так называемого энергетического паспорта. Стоимость подобной бизнес-услуги составит приблизительно 20 тыс. руб. Капиталовложения благодаря повышению энергосбережения при содержании зданий окупятся в течение нескольких месяцев.
Энергосберегающие дома
Бизнес на строительстве таких зданий уже достаточно развит на территории многих скандинавских государств, и постепенно начинает появляться на территории России. Энергосбережение может быть достигнуто самыми разными способами. Хороших энергосберегающих свойств можно добиться за счет использования:
- современных утеплительных материалов;
- инновационных источников энергии (например, солнечной или геотермальной энергии);
- светодиодного освещения;
- необычных проектных решений (в том числе, значительные застекленные площади с южной стороны здания позволяют добиться значительного энергосберегающего эффекта за счет попадания большого количества солнечных лучей, а множество насаждений с северной стороны помогут хорошо защитить здание от сильного ветра).
На территории Российской Федерации энергосберегающие дома уже появились в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и ряде других мегаполисов. Однако большинство экспертов свидетельствует, что сфера энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ еще не получила должного развития.
Бизнес на внедрении энергосберегающих проектов имеет неплохие перспективы
В этом уверены представители Мирового энергетического агентства и другие аналитики. Сегодня ежегодный рынок различных технологий в сфере энергосбережения оценивается более чем в 20 млрд. долларов. И с огромной долей вероятности, в ближайшие годы популярность всевозможных энергосберегающих проектов будет только расти.
Также читайте:
Альтернативная энергетика: бизнес-идеи
Альтернативная энергетика как бизнес: есть ли перспективы
Одной из тем, оказавшихся в фокусе внимания участников состоявшегося в Москве международного форума Xperience Efficiency 2014, оказалась тема «как зарабатывать на энергосбережении».
Общемировую характеристику бизнеса, построенного на энергосбережении (или, как иногда говорят североамериканские бизнесмены, на покупке энергии у энергопотребителя), дал руководитель дирекции по управлению проектами в области энергосбережения и природопользования Сбербанка России Всеволод Гаврилов (по его словам, банк уже зарабатывает на этом бизнесе).
Объединяя производителей и провайдеров технических решений, поставщиков услуг экономии затрат на энергопотребление и управления ресурсообеспечением и, наконец, самих клиентов, этот бизнес, по оценкам международных финансовых организаций, характеризуется потенциальной ежегодной выручкой примерно в 20 млрд. евро и (по консервативным оценкам) потенциальной доходностью не менее 30% на вложенный капитал. Наиболее перспективными секторами потребления для него считаются: строения и сооружения, технологические процессы, транспортирование энергии.
По поводу оценки условий для бизнеса энергосбережения в России г-н Гаврилов, ссылаясь на мнения финансовых специалистов, сообщил, что таковые условия в нашей стране есть, более того, они стабильны и бизнес энергосбережения имеет неплохие перспективы. Однако в настоящее время спрос на него в России мал — рынок находится в положении низкого старта.
Характерно, что проявляющие интерес к энергосбережению крупные российские потребители предпочитают «традиционную» модель: энергопотребитель самостоятельно покупает, развертывает и эксплуатирует техническое решение из разряда наиболее «титулованных». Эта модель предполагает налаженное взаимодействие между инженерной и управленческой службами компании. Присутствие на рынке удачных опробованных решений (хотя и немногочисленных) с доходностью более 25% свидетельствует о возможности покупки в рамках реализации этой модели команд инженерных и управленческих кадров. Что же касается средних и малых российских компаний, то, приходя к идее энергосбережения, они полагаются на сервисную модель.
Несмотря на стартовое состояние бизнеса энергосбережения в нашей стране уже существует Ассоциации энергосервисных компаний (РАЭСКО). Среди основных подходов, которые реализуют в своей деятельности энергосервисные компании (ЭСКО), генеральный директор РАЭСКО Ремир Мукумов назвал анализ энергопотребления клиентов, разработку концепции энергопотребления в рамках предоставляемых ЭСКО услуг, установку необходимого оборудования, финансирование и контроль реализации проектов, а также подготовку специалистов.
Как он сообщил, основными типами энергосервисных контрактов (ЭСК), по которым действуют российские ЭСКО, являются контракты с гарантированной экономией, с разделением экономии и шоффаж. В случае гарантированной экономии клиент оставляет себе 100% экономии за счет энергосбережения и сам финансирует соответствующий проект, при этом ЭСКО гарантирует, что экономия позволит погасить кредит на проект. При разделении экономии решение реализуется на стороне клиента, проект финансируется за счет ЭСКО, которая получает только долю от экономии в соответствии с результатами внедрения. Шоффаж подразумевает, что ЭСКО финансирует строительство энергогенерируюших мощностей, владеет ими и поставляет энергию клиентам, переводя выплаты клиентов в банк за кредит, который, как правило составляет 70–90% стоимости проекта.
Как показывает опыт США и западноевропейских стран, всплеск спроса на услуги ЭСКО происходит на третьем—четвертом году после их обоснования на рынке. За это временя, как правило, формируется среда функционирования ЭСКО, которая позволяет им сосредоточиваться не на финансировании проектов, а непосредственно на качестве своих услуг и выполнении гарантийных обязательств по энергосбережению. В нашей стране этот этап пока еще не наступил. По данным РАЭСКО, за период с 2009 по 2013 гг. в России было заключено 185 ЭСК на общую сумму около 1,118 млрд. руб. (учитывались в основном контракты с разделением энономии).
По словам г-на Мукумова, препятствия для своего бизнеса российские ЭСКО видят не со стороны доступности необходимых технологий, а в несформированности необходимой экосистемы, прежде всего ее финансового компонента: в отсутствии разъяснений и методических рекомендаций со стороны Минфина и Федерального казначейства России для заказчиков и поставщиков энергосервисных услуг в вопросах планирования расходов на оплату и процедур оплаты ЭСК, бухгалтерского, бюджетного и налогового учета операций, осуществляемых в рамках ЭСК; в слабой мотивации руководителей и работников государственных и муниципальных учреждений к заключению ЭСК; в отсутствии налогового и бюджетного стимулирования ЭСКО (таких, как ускоренная амортизация и компенсация процентных ставок по кредитам); в законодательных ограничениях, препятствующих укрупнению ЭСК-проектов, факторингу и возможности уступки прав требования оплаты по контрактам финансовым организациям (что делает ЭСК малопривлекательными для финансовых организаций); в отсутствии институциональной поддержки рынка энергосервисных услуг (в том числе гарантийных фондов и агентств, доступных финансовых продуктов).
Согласно данным РАЭСКО, в России сегодня действуют около 140 ЭСКО. Большие перспективы для ЭСК г-н Мукумов видит в бюджетной сфере, чему сегодня препятствует установленный порядок заключения договоров для российских бюджетных структур. По мнению г-на Мукумова, как только понятийный аппарат российского рынка ЭСК станет соответствовать таковому в экономически развитых странах (прежде всего будут освоены и начнут применяться методики измерении эффекта энергосбережения и соотнесения разных методик расчетов энергосбережения между собою), крупные зарубежные ЭСКО могут захватить до 60% российского рынка.
Продвижением международного опыта в области энергоэффективности в нашей стране занимается специализированное агентство ООН по промышленному развитию (ЮНИДО).
Как сообщил директор ЮНИДО в России Сергей Коротков, в список основных направлений деятельности агентства в нашей стране входят энергоэффективность и защита окружающей среды. В первую очередь это развитие рыночных механизмов, способствующих повышению энергоэффективности российской промышленности, распространение системного подхода к обеспечению энергоэффективности и оказание помощи при внедрении систем энергоменеджмента (СЭМ) в соответствии с принятым в 2011г. международным стандартом ISO 50001. Как пояснил г-н Коротков, СЭМ включают в себя ряд мероприятий, таких как разработка для заказчика энергетической политики, мониторинг его энергопотребления, планирование энергосберегающих мероприятий и т. д.
Сегодня в центре внимания ЮНИДО в России развитие методического, информационного и кадрового обеспечения в области СЭМ в целях повышения энергоэффективности крупных предприятий энергоемких отраслей промышленности, а также малых и средних предприятий, поддержка государственной политики энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Г-н Коротков привел примеры зарубежного опыта внедрения СЭМ в компаниях разного масштаба. Так, предприятие CCP в США, занимающееся производством композитных и полимерных материалов, в котором занято 36 работников, за счет внедрения СЭМ смогло при нулевых капиталовложениях добиться экономии за счет энергосбережения в 250 тыс. долл. в год. Предприятие по производству молочной продукции S.A Lactis из Молдовы, инвестировав в СЭМ 6,9 тыс. долл., смогло на 22% снизить потребление природного газа и на 4% электроэнергии, что позволяет ему экономить в год примерно 22 тыс. долл. (в ценах 2011—2012гг.).
Поскольку энергоэффективность представляет собой социальное направление, роль государственного регулирования в нем трудно переоценить. По мнению г-на Гаврилова, от российского регулятора участники рынка энергосбережения ожидают принятия мер, способствующих открытию данных об энергопотреблении в области ЖКХ, определения жестких показателей эффективности (KPI) для действующих здесь операторов, формирования механизмов гарантий с их стороны потребителям. Все это может способствовать повышению интереса к этому бизнес-направлению.
По словам г-на Гаврилова, правительство России работает в настоящее время над формированием финансовых механизмов, привлекающих в бизнес энергосбережения длинные инвестиционные деньги. Ответными встречными комплементарными мерами со стороны бизнеса могут быть, прежде всего, наработки эффективных бизнес-практик энергосбережения, вовлечение профессиональных проектантов из электросетевого бизнеса, а в дальнейшем слияние провайдеров технических решений с девелоперами и финансовыми структурами.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.
Регистрация
Авторизация
Интересно | |
Чтобы справиться с сетевыми проблемами, связанными с применением унаследованного оборудования, организации … Современные бизнес-задачи всё чаще решаются с использованием искусственного интеллекта и машинной аналитики … Расходы на ЦОДы скорее всего или позволят поставщикам устроить пир, или их хватит только на голодный … В ближайшем будущем ожидается развертывание сверхскоростных сетей 5G, которые существенно сократят сетевые … Программно-определяемая глобальная вычислительная сеть — software-defined wide-area network (SD-WAN) представляет … |
В.В. Ковальчук , начальник департамента энергоэффективности казенного предприятия «Московская энергетическая дирекция», г. Москва
П.В. Свистунов , генеральный директор ООО «Институт мониторинга энергоэффективности и бюджетных технологий», г. Москва
Слова «энергосбережение» и «энергоэффективность» в последнее время не использует в повседневной речи только ленивый. Повышение энергоэффективности действительно одна из самых приоритетных задач сегодня в нашем государстве. И если раньше все эти слова и задачи подкреплялись подразумевали необходимыми необходимые бюджетными бюджетные ассигнованиями и целевым целевое финансированием на всех уровнях, то в условиях кризиса можно практически забыть о бюджетных средствах. Собственно, это основной аргумент для оправдания неудач с энергосбережением в последние 12 месяцев в оправдании неудач с энергосбережением — урезали финансирование, ничего не можем сделать.
Однако стоит немножко по-другому взглянуть на ситуацию и, казалось бы, безвыходное положение сразу меняется. В чем секрет ? Энергосбережение — это по сути такой же нормальный бизнес, как и любой другой. Просто он обладает своей спецификойу него специфика другая, но точно так же свою свои специфику особенности имеет и любой другой бизнес, начиная от торговли яблоками на базаре и заканчивая сложными научными разработками. Естественно такой взгляд на энергосбережение не означает, что можно возможно дистанцироваться от государства и все отдать на откуп частному капиталу. Вовсе нет. Наоборот. Роль государства только усиливается. Только вместо роли «мешка с деньгами» государство в логике «энергосбережение — бизнес» становится нормальным регулятором, создающим правила деятельности, оказывающим поддержку, гарантом стабильных условий вложения и возврата инвестиционных ресурсов и т.д.
В рамках данной статьи хотелось бы представить несколько бизнес-моделей и отдельных решений в сфере энергосбережения, которые при известных усилиях, инициативе и поддержке органов власти на местном уровне можно внедрять уже сегодня, не рассчитывая на лучшие времена и ожидание выделения бюджетных денег. И которые способны дать заметный ощутимый эффект в кратчайшей перспективе. В основе каждой из моделей лежит обыкновенный здравый смысл и трезвый расчет соотношения затрат // выгод. При этом важно, что под выгодами мы понимаем не только прямые материальные доходы, но и получаемую в бюджете экономию.
Бизнес-модель «энергосервисные контракты»
». Даже в условиях кризиса оплата коммунальных услуг практически во всех муниципальных образованиях является предметом безусловного исполнения бюджетных обязательств (наряду с выплатой зарплат и социальной поддержкой). В то же время большинство бюджетных учреждений в подавляющем большинстве городов и поселений (исключение составляют немногие города РФ) далеки от понятия «энергоэффетктивное здание». Таким образом, из месяца в месяц бюджет города оплачивает нерациональное потребление энергоресурсов. И, как показывает опыт, «непроизводительная» доля в коммунальных платежах может составлять до 30 %. Суть бизнес-модели проста. Создаются условия, когда частные инвесторы за свой счет проводят энергосберегающие мероприятиямероприятия, в результате чего нсижается снижается потребление энергоресурсов. При этом город принимает на себя обязательство тем или иным способом зафиксировать на определенный определенный период уровень коммунальных платежей (которые и так останутся без измененияизменения, если ничего не делать). А образуемая экономия будет направляться на возврат вложенных средств в течениие установленного срока окупаемости. Уже сегодня для реализации такой бизнес-модели имеются все необходимыве правовые условия. Возможность реализации такого рода финансовой схемы повышения энергоэффективности бюджетного сектора базируется на нескольких базовых механизмах бюджетного законодательства.
Согласно разъяснениям Минфина России, предоставленным по запросу Минэкономразвития России в 2008 г., возможность перепрофилирования средств с оплаты коммунальных услуг на оплату мероприятий по энергосбережению основана на возможности укрупнения статей бюджетной росписи и базируется на положениях статей 6 и 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, пунктом 3 статьи 217 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлены случаи, позволяющие в ходе исполнения бюджета вносить изменения в показатели сводной бюджетной росписи в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Согласно разъяснениям Минфина России, (организованы специальные запросы от Минэкономразвития России в 2008г.), возможность перепрофилирования средств с оплаты коммунальных услуг на оплату мероприятий по энергосбережению основана на возможности укрупнения статей бюджетной росписи и базируется на положениях статей 6 и 219.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, пунктом 3 статьи 217 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлены случаи, позволяющие в ходе исполнения бюджета вносить изменения в показатели сводной бюджетной росписи в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. Из этих положений следует, что в случае, если главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств соответствующим финансовым органом не будет вменено в обязанность детализировать бюджетную роспись до подстатей классификации операций сектора государственного управления, то главные распорядители и/или подведомственные им бюджетные учреждения часть расходов, предусмотренных по статье «Оплата работ, услуг» (статья 220 ОСГУ), по подстатье «коммунальные услуги» (подстатья ОСГУ 223), вправе перенаправить на подстатью «Работы, услуги по содержанию имущества» (подстатья ОСГУ 225) или подстатью «пПрочие работы, услуги» в рамках этой же статьи (подстатья ОСГУ 226), а т.е. именно на финансирование проведения своими силами энергосберегающих мероприятий или закупки услуг по их проведению.
Таким образом — с 2008 года появилась возможность использовать бюджетные средства, выделяемые бюджетным учреждениям на оплату коммунальных услуг, для финансирования расходов по контрактам на повышение энергоэффективности.
Таким образомТ.о., для реальной реализации бизнес-модели достаточно полномочий региональных или местных органов исполнительной власти и необходимо принятие ряда организационных решений со стороны местных органов власти, устанавливающих:
•· порядок реализации проектов энергосбережения в бюджетных учреждениях, ;
•· процедуру оценки потенциала энергосбережения в бюджетных учреждениях;
•· нормативную базу для заключения государственных (муниципальных) контрактов по повышению энергоэффективности на срок свыше бюджетного цикла;
•· порядок определения экономии и ее использование на возмещение затрат частного инвестора. типовые формы государственных (муниципальных) контрактов на повышение энергоэффективности.
Бизнес-модели на базе частно-государственного партнерства
. Данная бизнес-модель уже достаточно давно и многократно обсуждалась в специальной прессе прессе, имеются необходимые практические наработки, но? к сожалению? до сих пор не нашла массового применения. Вкратце суть ее в том, чтобы муниципальные активы в системах коммунальной инфраструктуры передавать в управление частному бизнесу на заранее оговоренных условиях и с четкими понятными критериями достижения заданных целей. Одной из таких целей может быть и повышение энергоэффективности при условии сохранения установленного уровня тарифов. При этом особое значение приобретает мониторинг текущей энергоэффективности бюджетных объектов и качество подготовки договорной базы.
Нельзя не упомянуть про отдельное направление, которому практически не уделяется внимание на уровне муниципалитета, но которое при правильной организации может создать условия для возникновения целого ряда бизнес-моделей и снижения текущих затрат на эксплуатацию систем коммунальных инфраструктур. Речь идет об организации и поддержке процесса системного планирования развития систем коммунальной инфраструктуры и загрузки источников. Во многих городах системы теплоснабжения состоят из многих источников совершенно разной эффективности. Нормальный грамотный технико-экономический расчет может помочь выявить решения по оптимизации существующей системы. В т.ч. и по переброске нагрузок между источниками, перевода неэффективных источников в пиковый режим и т.д. При этом оговорки типа «это будет дорогой проект» нельзя принимать на веру без должного расчета. Реальный опыт свидетельствует, что простое сокращение издержек на эксплуатацию неэффективного источника позволяет окупить проект перевода нагрузок в перспективе до 7 лет. А это уже совершенно нормальный проект, под который можно брать кредит в финансовых организациях. Таким образом, правильная организация процесса планирования развития коммунальных систем при сравнительно небольших затратах может дать большой эффект в виде набора эффективных коммерческих проектов.
По-хорошему, муниципалитетам давно надо принять на вооружение тактику эффективных коммерческих предприятий, которые создают специальные службы энергетиков (энергосберегателей) и которые при сравнительно небольшой затрате замотивированы долей от снижения затрат предприятия на энергоносители. В результате такие специальные уполномоченные люди «землю роют», чтобы потребление энергоресурсов снижалось. Ведь от этого зависит их материальное благосостояние. А в муниципалитетах — такой вопрос даже не ставится. Понятное дело — деньги-то «общественные».
Введение двухставочного тарифа на тепловую энергию (мощность)
. Тема двухставочного тарифа на тепловую энергию обсуждается уже много-много лет. Преимущества очевидны. Это выравнивание финансовых потоков (сглаживание сезонных факторов), повышение заинтересованности потребителей и поставщиков в энергосбережениие, выравнивание топливно-энергетического баланса, создание условияй для перераспределения нагрузок и загрузки более эффективных источников, повышения прозрачности и обоснованности принимаемых тарифных решений и т.д. До недавнего времени вопрос установления двухставочного тарифа упирался в неурегулированность на федеральном уровне. Однако недавно (в первой половине текущего года) необходимые изменения в федеральное законодательство были внесены (речь идет о поставнолениипостановлении Правительства РФ № 109 и федеральномый законе № 41-ФЗ). Остаются отдельные неурегулированные вопросы на уровне методических документов, однако они уже не являются препятствием для установления регионами двухставочных тарифов. Необходимо, прежде всего, политическое решение в регионах.
Пересмотр нагрузок
Не везде, но во многих населенных пунктах и городах можно наблюдать ситуацию «бумажного дефицита» энергомощностей. Это когда по заключенным договорам присоединенная нагрузка существенно выше фактической. В результате потребители получают отказы или обременения при осуществлении процесса подключения /техприсоединения. Закладываются дополнительные издержки в городские инвестиционные программы и т.д. Организация инвентаризации и пересмотра нагрузок, приведение договорных к фактическим может дать ощутимый эффект для некоторых муниципальных образований. Отдельным следствием этого направления может стать бизнес-модель «высвобождения и перераспределения присоединенной мощности».
Сегодня в условиях высокой платы за технологическое присоединение к электрическим сетям становится совершенно реально и самое главное экономически оправданно разрабатывать и реализовывать проекты по высвобождению электрической мощности и ее перераспределению в целях нового технологического присоединения. Т.е. одновременно достигаются три цели. Первая — повышается энергоэффективность существующих потребителей (высвобождение мощности в результате энергосбережения). Вторая — обеспечивается новое технологическое присоединение даже в условиях отсутствия технической возможности или наличия существенных ограничений. Третья — возникает мультипливкативный экономический эффект, с одной стороны, экономятся затраты на развитие мощностей (сетей и генерации), во вторыхс другой, — снижаются издержки конечного потребителя на технологическое присоединение, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Правовой базой для этой бизнес-модели являются последние изменения в федеральные федеральных правилах технологического присоединения к электрическим сетям (Постановление РФ № 861), в ступившие в силу в апреле текущего года). Необходимы осознанные усилия местных органов власти на запуск этих проектов и ряд организационных решений.
Надбавки в тарифы и целевое финансирование.
Сегодня в нескольких регионах страны действует система установления в составе тарифов энергоснабжающих организаций маленькой небольшой целевой надбавки. Собираемые деньги специальным образом аккумулируются и являются целевым источников финансирования энергосберегающих проектов и мероприятий. Понятно, что такой подход не является бизнес- моделью или направлением экономии. Но, упомянуть его в рамках настоящей статьи, считаем необходимым для указания, что есть и такие источники финансирования мероприятий по энергосбережению.
Пропаганда энергосбережения.
На протяжении всего 2007 и первой половины 2008 года авторы принимали участие в реализации проекта по пропаганде энергосбережения в одном из крупнейших российских городов. В ходе проекта было размещено более 10 000 рекламных плакатов с постоянно меняющейся тематикой, осуществляасьосуществлялась пропаганда энергосбережения в интернете (были созданы специализированные сайты и размещена баннерная реклама), были изготовлены и показаны рекламные ролики на радио и телевидении, активно размещалась реклама в СМИ. Самое важное — на все это не было потрачено ни одной копейки бюджетных средств. Креативные наработки материалы были получали получены в результате конкурсов, инициативных наработок.
Размещение рекламных материалов осуществлялось в рамках обязательной доли социальной рекламы. Изготовление материалов рекламы осуществлялось за счет спонсоров, которые получали право ставить свой логотип на рекламных материалах.
Трудно оценить эффект от рекламных компаний, но то, что до конечных потребителей были донесены значение и важность энергосбережения, подтверждено различными социологическими опросами, проводившимися после проведения кампании,. и ростом продаж отдельных видов энергоэффективной продукции.
Перечисленные выше бизнес-модели и направления не являются исчерпывающими. Применяя здравый смысл и нормальные экономически-ориентированные подходы, можно выстраивать бизнес и на многих других направлениях в сфере энергосбережения. К сожалению, невозможно рассказать всю внутреннюю механику изложенных выше механизмов в рамках одной статьи.
Все вопросы и комментарии авторам можно прислать по адресу info@imebt.ru.