Идеи бизнеса в электротехнике
Айдар Суфиянов рассказывает о том, как он строил компанию «Ай-ЭНЕРДЖИ ГРУПП» с нулевыми ресурсами, почему ему как инженеру было сложно вжиться в роль предпринимателя и как саммиты ШОС и БРИКС в Уфе помогли ему получить крупные сделки.
Первые шаги
До 2013 года я работал в найме: прошел путь от электромонтажника, который своими руками прокладывает кабели и собирает шкафы, до руководителя производства. В последней компании я должен был привлекать и выполнять заказы по сборке, но постоянно сталкивался с барьерами — долгим оформлением документов и медленным принятием решений по сделкам, несмотря на то, что клиенты были готовы платить и заказывать оборудование.
Я работал в крупной компании, известной в Башкортостане, и ее внутренние процедуры отнимали очень много времени. Особенные заморочки по оформлению начались, когда я вышел на новые чеки. Когда пришел клиент, который был готов заплатить 2,5 млн руб. вперед, а компания собиралась еще месяц оформлять документы, я просто ушел и даже не забрал трудовую книжку, открыл первую компанию на имя своего тестя. Конфликта интересов не было, я не стал переманивать клиентов, просто ушел оттуда и начал работать на себя.
У меня было открыто юридическое лицо, был свой ноутбук и принтер, который я взял у родителей, чтобы распечатать счет и договор.
Бизнес я начал без стартового капитала, только заплатил
10 000 руб. за регистрацию юрлица. Не было сотрудников, вложений, помещения.
За пару дней я нашел исполнителей из числа бывших коллег и предложил им собрать оборудование для электромонтажа кафе. Это было кустарное производство: кто-то собирал шкафы дома после работы, но сборку делали профессионалы и я мог не переживать за качество работы. Весь заказ мы выполнили за три недели.
Я понял, как происходит цикл сделки, и начал искать помещение среди знакомых. Я знал, что аренда производственных площадей стоит дорого, особенно если там уже есть оборудование. У меня был только небольшой запас денег от первого заказа и огромное желание продолжать.
Первый небольшой офис я арендовал в полуподвальном помещении при магазине электрики. Там было 15 кв. м площади и два стола, платил я 5000 руб. в месяц. Я поставил там свой компьютер, принтер, подключил интернет и начал искать клиентов.
Этого помещения хватило ненадолго. Когда в 2014 году у меня появились первые сотрудники, мы нашли помещение площадью 50 кв. м. Оно было очень холодным и грязным, там не было нормальных дверей. Внутри этого помещения мы сделали конструкцию из деревянных досок и обтянули ее полиэтиленом, поставили внутрь тепловую пушку, постелили на пол деревянные доски и накрыли их линолеумом. Получилась теплица внутри большого гаража.
На первых порах у меня был партнер, но как только я поставил его перед выбором — уйти с работы и полностью переключиться на бизнес или выйти из доли — наши пути разошлись.
Накануне 2014 года я нашел первого менеджера по продажам, который звонил клиентам, рассылал коммерческие предложения и выезжал на строительные объекты. У него не было своего автомобиля, и я вписал его в страховку своего Opel Corsa. Я занимался расчетами, подготовкой технико-коммерческих предложений, административной работой, поэтому мог работать в офисе.
Поначалу мне было сложно работать с поставщиками: большинство клиентов не знали нас и не готовы были делать предоплату, были проблемы с менеджером, условия не совсем устраивали. Пока опыта было мало и советоваться было не с кем, поиск поставщиков отнимал много времени. Мы стараемся работать с крупными поставщиками — General Electric, Eaton, ABB, Schneider Electric, Siemens.
Новый виток
В 2014 году мы стали наращивать клиентскую базу. Одни приходили по рекомендациям, другие — после наших рассылок и звонков. Постепенно мы начали получать постоянные заказы, но лучше всего дело пошло, когда в Уфе началась активная фаза подготовки к саммитам ШОС и БРИКС 2015 года. В то время в городе строилось много объектов — гостиницы и административные площадки, например, главная площадка мероприятия Конгресс-холл.
Саммит стал для меня вызовом: я активно объезжал все площадки, предлагал наши услуги и оборудование и в мае получил согласие на сделку от гостиницы Sheraton. Это был наш первый крупный проект стоимостью 15 млн руб.
В то время со мной работали менеджер, два сборщика шкафов и бухгалтер на удаленной работе. Объем, который мы взяли, таким составом было не вытянуть, поэтому я начал активно наращивать команду, искать сборщиков и инженера для расчетов и консультаций. Работать в старом помещении-теплице уже было невозможно, и мы нашли два новых помещения: производственное площадью 200 кв. м и офисное площадью 100 кв. м в пешей доступности друг от друга в спальном районе.
Малому и среднему бизнесу в сфере оборудования очень сложно работать напрямую с компаниями уровня Газпрома, потому что крупные заказчики предпочитают получать оборудование в рассрочку и делают закупки только по тендерной системе, где конкуренция очень высока.
Мы работаем с клиентами через партнеров — электромонтажные организации, системные интеграторы, специализированные компании, которым нужно оборудование для выполнения своих работ. Например, если строится гостиница, к ней подключается питание, проводится свет, ставятся розетки, кондиционеры. Чтобы все работало, нужна компания, которая смонтирует электрооборудование и подключит его внутри здания.
Я надеюсь, что в будущем мы выйдем на более широкий круг клиентов. Те компании, с которыми мы работаем в последнее время, хотят, чтобы мы занимались не только поставками, но и монтажом электрооборудования, могли сопровождать их во всех вопросах.
Sheraton был редким проектом, где заказчики просили нас делать все в очень строгом соответствии с проектом. Например, мы везли заземляющие проводки из Германии. Один такой провод стоил 1000 руб., хотя его легко сделать самому из двух наконечников и 30 см провода, что обойдется в 10 руб. Заказчик твердо настаивал на таких условиях.
Длительность проекта зависит от количества оборудования. Больше ста шкафов для гостиницы Sheraton мы собирали примерно полтора месяца. Шкаф автоматики с большим количеством комплектующих можно собирать три месяца.
Производство в каждом регионе
В сфере электрооборудования в Уфе работает примерно 25 компаний. Рынок довольно стабильный, и место находится для всех. Если компании закрываются, то это связано с их внутренними проблемами — несоблюдением договоренностей или неразберихой между руководителями.
Обычно у всех одновременно либо много заказов, либо проваливаются продажи. Трудности возникают, когда проседает тот или иной сегмент рынка — строительство или промышленность, и чтобы это на нас не влияло, нужно создавать новые товары или искать новые каналы сбыта. Крупные предприятия от этого застрахованы, потому что они планово распределяют объемы на год за счет крупных заказов.
Большинство заказов поступает с жилищного и промышленного строительства — на них приходится чуть меньше 70% и 30% наших заказов соответственно.
Остальные отрасли, в частности ТЭК, выстреливают редко, зато приносят большие заказы от 10 млн руб. Мы работаем с нефтяными заводами, и нашей первой крупной поставкой для нефтяной промышленности стала поставка насосной станции для Лукойла.
Мы провели модернизацию электротехнического оборудования нефтяных заводов Уфаоргсинтез, Уфанефтехим, Новойл, принадлежащих компании Башнефть, и выполнили поставки для Лукойла, Газпрома, Транснефти и Сбербанка.
В клиентской базе у нас больше ста клиентов. Основной упор мы делаем на повторные продажи. Работаем в своем регионе и берем заказы из Москвы и Татарстана. Пока этого нам достаточно, в противном случае мы потеряем в качестве.
Чтобы работать в других регионах, нужно либо в каждом из них иметь свое производство либо долю в капитале производственного предприятия, либо франчайзинговую точку, либо одно мощное производство в макрорегионе — в Поволжье, Урале или на Кавказе. Если сборочное производство и сборочная площадка будут находиться в регионе, где ты хочешь налаживать продажи, это снизит стоимость производства и позволит быстрее обслуживать заказы.
Когда я только начинал бизнес, я не делал маркетинговых исследований, не делал прогнозы, не рассчитывал объемы, не исследовал рынки сбыта и думал, что конкурентов можно пересчитать по пальцам одной руки. У меня не было бизнес-образования. Сейчас у меня намного больше знаний об управлении, маркетинге, продажах, работе с клиентом, но я стараюсь не только учиться, а еще и делать.
Со стороны кажется, что в бизнесе все хорошо и легко, на самом деле в найме работать гораздо легче, чем в бизнесе. Мне было трудно принять решение на старте. У меня была семья, ребенок, не было своего жилья. Я зацепился за первый заказ как за случай, от которого зависит дальнейшая жизнь, и ни капли не пожалел.
Бизнес не может быть просто источником дохода, важно иметь внутренний запал, жгучее желание поменять что-то в жизни, быть несогласным с текущей ситуацией. В бизнесе, как и в любом деле, всегда может что-то не получаться. Но если ты не сдаешься, то всегда найдешь решение.
Доброго времени суток. Как-то на днях решил проверить, что можно найти в интернете если забить в строку поиска «бизнес электрика«. Был приятно удивлен, потому, что информация которую я вычитал, на мой взгляд, не совсем актуальна на сегодняшний день. Прежде чем сделать первый шаг, рекомендую ознакомиться с данной информацией.
Что же нам предлагает Яндекс по данному запросу? Бизнес-школа электрика от Shneider-Electric, открыть ИП или ООО, заниматься электромонтажом. Google далеко не ушел, особых отличий там не нашел. На форумах сайтах и блогах в основном рассказывается о том, как правильно, юридически грамотно заключать сделки с заказчиками, о проектировании, нормативной документации, современных решениях, о монтаже оборудования и тд. Поковыряйтесь, если интересно.
Я развиваться в этом направлении не планирую, но подумывал когда учился в училище. На мой взгляд, чтобы заниматься электромонтажом, нужно начинать с малого , тем более, что без ООО серьезных заказчиков вам не видать (если конечно у вас нет блата).
Вот хороший рычаг для данного вида заработка => сайт электрика
Под малым я подразумеваю ремонт розеток, выключателей, или повесить и подключить люстру на дому, например. Те работы, которые не требуют больших вложений, специального инструмента, заключения договоров. Тут вам не морок с налогами, ни придирчивых заказчиков (хотя всякое бывает). В общем шабашки так сказать, или халтура.
Это оптимальный вариант, если у вас нет больших денег!
Существует много бизнес планов, как для электрика, так и для человека с любой другой специальностью. Я не буду сейчас перечислять свои бизнес идеи и известные мне виды заработка, так как для каждого варианта будет своя статья.
Сегодня поговорим лишь о том, чему в первую очередь следует научиться электрику для открытия любого бизнеса. Есть мысли? Если скажете средства, деньги, я согласен, бизнес с нуля часто остается на нуле, но это не главное. Продавать.
Способность продавать является навыком №1 в бизнесе!
Это нужно четко уяснить. Я рекомендую подходить к идее создания бизнеса ответственно, не торопясь, обдумывая каждый шаг, так как при создании своего бизнеса лично столкнулся с этой проблемой. Если вы еще только учитесь на электрика, и планируете в будущем заниматься монтажом, то знания электрики вам тоже необходимы, но если вы не научитесь продавать, вряд ли ваши услуги будут пользоваться спросом.
Возможно, кто-то захочет оспорить мое мнение, можете написать об этом в комментариях, но сразу приведу некоторые факты относительно торговли. Мы все рождены торговцами. Понаблюдайте за детьми, если вы (отец например) не даете ребенку чего-то, что ему очень хочется, он бежит к маме.
Если мать не дает ему требуемого, он бежит к телефону и звонит бабушке или дедушке. Просто постепенно, взрослея, некоторые из нас утрачивают внутреннее чувство «я могу получить все». Нас отучают, говоря, что мы должны перестать клянчить, ныть и жаловаться. Таким образом, нас отучают продавать.
Примеров можно привести множество, но если вы не научитесь продавать, то бизнес электрика, как любой другой бизнес-план, не для вас. Устройтесь работать менеджером, запишитесь на курсы, смотрите тренинги, читайте форумы, учитесь и практикуйтесь! Это необходимый навык как в бизнесе, так и в жизни. Способность продавать, это общение, люди должны вас понимать и вы не должны их бояться.
Кроме того, подумайте, бизнес включает в себя отношения между людьми и партнерство, а какие могут быть отношения, если кто-то не умеет общаться? Думаю с этим все понятно.
Если вы читаете книги, рекомендую почитать литературу Роберта Кийосаки, там есть много полезных мыслей.
Еще пару моментов, подумайте над тем, для чего вам нужен бизнес электрика? Какие цели вы преследуете, сколько хотите заработать, что вы готовы отдать взамен, чтобы достигнуть поставленной цели. Создайте определенный план действий, нарисуйте его на листе бумаги и если все хорошо, начните приводить его в действие.
Представляете, вытащил только что журнал из шкафа, а с него выпал мой первый бизнес-план (один из нескольких). Прямо совпадение Посмотрите:
Видно плохо конечно. Так я планировал открытие своей фирмы по продаже электротехники, кабеля, светотехники. У меня не было наставника, я работал в торговых компаниях, читал форумы и блоги, впитывал информацию, затем действовал, набивая шишки и делая выводы только из личного опыта.
Очень важный момент! Если планируете открывать компанию с партнерами, и сомневаетесь в них, не делайте этого! Отнеситесь ответственно к выбору партнеров, так как с этими людьми вам работать. А успех компании во многом зависит от внутренних отношений.
Также важно упорство. На начальном этапе почти все сталкиваются с трудностями, нужно их преодолевать. В общем, учитесь продавать и все у вас будет хорошо.
Если, сказанное выше вам интересно подписывайтесь на обновления блога и вы будете получать анонсы новых статей прямо к себе на почту. Мы еще неоднократно будем говорить о бизнесе, продажах, тренингах, способах заработка.
Также запомните, что во всем, чего вы хотите достичь, нужно – сильное, жгучее желание! Без него бизнес план электрика, как и любой другой план, реализовать не получится.
Навык №2 — настойчивость и упорство в достижении цели
На этом у меня все, до связи!
MelnicaBiz.ru
- Разное
- Авто-Мото, Грузоперевозки
- Гаджеты, Идеи будущего
- Деньги, Финансы, Инвестиции
- Дизайн
- Еда — Общепит
- Игры, Спорт, Развлечения
- Интернет
- Медицина, Красота
- Недвижимость
- Одежда и мода
- Потребительские товары
- Производство, Переработка
- Реклама
- Рестораны, бары, кафе
- Самоделки
- Сельское и Лесное хозяйство
- Строительство
- Туризм, Гостиничный бизнес
- Услуги
- Бизнес в городах России
|
|