Идеи бизнеса на телевидение
* В расчетах используются средние данные по России
Содержание своего собственного телевизионного канала является достаточно сложным и весьма специфическим видом бизнеса. Однако при правильной организации такое предпринимательство может стать очень хорошим источником дохода, при этом сегодня заниматься деятельностью в данном направлении гораздо проще, чем это было даже десять лет назад. Появляются новые способы телевещания, уже никого не удивить трансляцией через спутник, а в последнее время всё большее распространение получают телеканалы, работающие исключительно через интернет. Поэтому можно сказать, что в этом направлении уже достаточно перспектив, чтобы всерьёз задуматься об о запуске своего телеканала. Учитывая, что сейчас даже ведущие конкуренты, которые представлены государственными и давно работающими каналами, не могут удовлетворить потребности достаточно большого количества людей, новичок имеет все шансы выйти на рынок и быстро найти свою аудиторию. Главное – правильно определить, что интересно людям, и какая тематика будет актуальна.
На первый взгляд может показаться, что выйти в эфир сегодня невозможно, потому что существует огромное количество телеканалов совершенно разных тематик. Да и значительная часть пользователей телевидения предпочитает смотреть «основные», «главные» государственные каналы, вернее привыкла, причём ещё с советских времён, однако рано или поздно, устав слушать пропаганду, они начинают включать альтернативные каналы. Молодые люди всё реже интересуются телевидением, но нём их интересует что-то по-настоящему интересное, новое и необычное. Немаловажным фактором является и регион работы, потому что многие предприниматели занимаются только местным телевидением, которое вещает в пределах одного региона, а иногда даже города.
Охватить всю страну или хотя бы значительную её часть могут очень немногие, поэтому для старта своего бизнеса можно выбрать нишу, которая не занята местным телевидением и начать развивать именно своё направление. Далее уже можно развиваться и увеличивать зону своего охвата, и даже при наличии достаточных средств для выхода на большую территорию не стоит начинать сразу с крупномасштабного телевидения, если нет опыта работы в данной сфере.
На первых порах достаточно научиться содержать, вести и продвигать свой собственный телевизионный канал и уже после пытаться отвоевать часть аудитории у крупных игроков. При этом многие телеканалы стали в итоге банкротами, а многие остались занимать свою нишу, не имея никакого желания претендовать на большее.
Для работы нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. В данном вопросе зачастую лучше оформить юридическое лицо, и тут подходит общество с ограниченной ответственностью, потому что даёт возможность пользоваться упрощённой системой налогообложения. Это подразумевает под собой перечисление 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. Деятельность точно подпадает под определение (ОКПД 2) 60.2 Услуги в области телевизионного вещания.
После того, как проведена регистрация, можно приступать к получению лицензий на осуществление своей деятельности. Нужно сразу сказать, что для каждого телевизионного канала выделяются свои частоты, по которым и будет проходить вещание. Поэтому организация должна получить их, выкупить, однако на данном этапе может возникнуть сложность, из-за которой придётся и вовсе приостановить свою деятельность. Дело в том, что количество частот ограничено, в связи с чем требуется время на разработку новых, причём проводится это иногда только по заявке. Обычно желающих гораздо больше, чем свободных частот, и соискатели должны участвовать в конкурсе на их получение. В маленьких городах этой проблемы обычно не бывает, но в городах с населением больше 200 тысяч человек частота для эфирного телевещания выдаётся только по конкурсу. Понятно, что получить её иногда даже законными способами достаточно трудно (не будем объяснять почему), и предпринимателю очень желательно обладать нужными знакомствами. В общем, в этом бизнесе всё, как и везде в этой стране.
Поэтому в первую очередь выбирается город работы. Начинающие предприниматели и вовсе могут договориться с уже работающими телеканалами, чтобы работать на их частотах в определённом городе в строго выделенное время, всем известно, что даже на главных телеканалах есть, с позволения сказать, «время местного телевидения», когда региональная компания, работая под брендом головного телеканала, выходит в эфир. На всё тех же главных телеканалах почти наверняка такая возможность отсутствует – ею давно воспользовались другие компании, поэтому рассматривать стоит только менее известные каналы. Главное преимущество в такой работе – уже немаленькая аудитория, главный недостаток – необходимость работы по чужим установкам и платить за это немалые средства. В общем, это можно сравнить с работой по договору франшизы, во многих случаях именно он и заключается.
Есть и иной вариант – арендовать пока ещё свободную частоту (то есть, по которой не проходит вещание), но уже выкупленную организацией или частным лицом. Но в этом случае нужно рассчитывать на очень немаленькие суммы аренды. Если же было принято решение работать исключительно на своих частотах, то после определения места нужно подать заявления в Главный радиочастотный центр на разработку частот. Различают частоты аналогового и цифрового телевещания. На этом этапе ГРЧЦ выбирает частоты, тестирует их и проверяет, не перекрывает ли сигнал сигналы других структур – в первую очередь военных.
После проведения экспертизы выдаётся заключение, причём нужно тут же различать возможность трансляции в пределах этой страны или по всему миру; второе гораздо сложнее, но вряд ли понадобится начинающему предпринимателю. Далее нужно пройти регистрацию как предприятие, работающее в сфере средств массовой информации. Если работа будет вестись (вернее, проходить вещание) только на территории одного субъекта Российской Федерации, то достаточно отправить прошение в территориальный орган Роскомнадзора, если же регионов будет два и больше, то уже нужно обращаться в главный офис Роскомнадзора в Москве.
Далее получаются лицензии на вышеназванное осуществление эфирного телевещания (именно это разрешение выдаётся только при наличии собственных частот) и услуги связи для целей эфирного вещания. Наконец, завершающий этап – получение разрешения на использование частот, которое выдают только по результатам экспертизы в ГРЧЦ. Как можно понять, вся эта процедура – очень длительное и затратное мероприятие, нужно обойти не одно учреждение и, что особенно важно, потерять немало времени на ожидание решений по экспертизе, разработке и тестированию. Если не пройти конкурс на частоты, то ждать следующего такого конкурса можно очень долго, причём срок порою идёт не на года, а на десятки лет. И что самое неприятное в этой ситуации для предпринимателя (у которого нет нужных знакомств, естественно) это то, что помочь в этом вопросе официально не может ни одна фирма.
В остальном всё лицензирование и получение разрешений можно переложить на стороннюю компанию, которая и занимается помощью в получении лицензий. Однако её услуги могут обойтись в немалую сумму, ведь также придётся оплатить все пошлины в дополнение к стоимости самой работы. Однако в большинстве случаев работа со сторонней компанией действительно избавляет от многих проблем, и предприниматель может потратить время на запуск своей телестудии, а не обходить учреждения. Также такая компания даёт гораздо некоторую гарантию того, что вопрос будет решён именно в пользу заказчика, в то время как самостоятельно можно очень долго добиваться разрешений. В общем, каждый сам для себя выбирает метод получения лицензий.
Далее следует поиск помещения для организации своей собственной телестудии. Не всегда обязательно арендовать помещение и закупать оборудование, можно обратиться в уже работающую телестудию и договориться о работе на её территории. В этом случае будет достаточно оплачивать аренду, однако развернуть полномасштабную работу почти наверняка будет невозможно, потому что мощностей сторонних компаний будет недостаточно для одновременного обслуживания двух предприятий.
Собственная телестудия должна иметь достаточно большую площадь для размещения вещательного оборудования, а также при необходимости для организации помещений для съёмок и работы персонала. Здесь всё, пожалуй, зависит от выбранной тематики телеканала, потому что далеко не каждый телеканал снимает репортажи и берёт интервью, проводит какие-либо съемки в студии и вообще нуждается в большом штате работников и занимается обширной деятельностью. Поэтому это может быть небольшая комната, в которой размещено только оборудование, или огромный телецентр, в котором трудится несколько десятков человек.
Ни одна телестудия не сможет обойтись без специального оборудования. Потребуется достаточно мощные передатчики и периферийные устройства, для покрытия большой площади нужно устанавливать антенны на специальных вышках, и здесь нужно сотрудничать с владельцами таких вышек. Обычно на одной башне размещаются передатчики сразу нескольких компаний, поэтому не придётся арендовать вышку только для себя. Стоимость самого приёмопередающего оборудования может очень сильно отличаться, определяющим фактором можно назвать, пожалуй, мощность передающего сигнала, причём диапазон цен может быть очень большим. Сказывается на стоимости оборудования также страна изготовления, а также марка оборудования. Некоторые компании занимаются обустройством телестудии, что предполагает не только поставку оборудования, но и его настройку, обслуживание и подбор устройств в зависимости от необходимых условий работы. Иными словами, предлагается комплексное решение этого вопроса, и сотрудничество с такой фирмой может лишить предпринимателя многих проблем. Однако нужно учитывать, что кампания за свои услуги потребует определенную денежную сумму, и бизнесмену иногда выгоднее заниматься настройкой оборудования самостоятельно, в любом случае в дальнейшем в организации потребуются специалисты по обслуживанию устройств, и поэтому подобная работа может быть изначально передана уже найденным сотрудникам. Оборудование для телевизионного вещания является достаточно дорогим, поэтому стоимость полного комплекта обычно исчисляется десятками тысяч долларов. При возможности можно купить уже бывшие в употреблении устройства, что значительно снизит сумму первоначальных инвестиций. Если нет средств на приобретение нужного оборудования, можно обратиться в банк или иную кредитную организацию для получения ссуды, но в этом случае придётся предоставить развёрнутый и перспективный бизнес-план.
Важным фактором успеха телеканала является хорошая команда, способная следовать выбранной тематике, создавать что-то новое и умеющая привлекать аудиторию. Работа в телестудии является по своей сути творческим процессом, хотя в некоторых случаях требуется как раз таки простое следование выбранным методам работы. Размер штатных сотрудников определяет сам предприниматель, обычно сюда входят журналисты, интервьюеры, ведущие; операторы, специалисты монтажа, звукорежиссеры и все возможные участники съёмочного процесса; большое количество людей, которые представляют собой обслуживающий персонал.
Также нельзя забывать о людях, которые занимаются маркетингом, проводят переговоры, разрабатывают концепции передач. Впрочем, теоретически заниматься разработкой контента, наполнением передач и обслуживанием оборудования может команда из нескольких человек; в исключительных случаях это можно сделать и вообще в одиночку. Платить зачастую придётся не только штатным сотрудникам, но и привлекаемому со стороны персоналу, а также людям, которые участвуют в съёмке, у которых берут интервью, приглашают на передачи и задействуют в прочей деятельности студии. Фонд оплаты труда может стать достаточно серьёзной статьёй ежемесячных расходов, поэтому все бизнес-процессы, не относящиеся к получению прибыли, лучше передать на аутсорсинг.
Многие начинающие телеканалы пытались идти по пути использования уже работающей на другом канале концепции. Однако это зачастую ведёт к тому, что телеканал становится неинтересен его зрителям, потому что не предлагает им ничего нового. Тематика телеканала может с первых же дней привлечь к нему большое количество телезрителей, либо же наоборот сделать его абсолютно бесперспективным в плане развития. Однако в любом случае потребуется немало сил и денег потратить на раскрутку телеканала, и тут необходимо использовать все возможности. Наиболее эффективным может быть продвижение через интернет, для этого создаётся свой сайт и оставляется информация о телеканале на тематических порталах. Сегодня всё чаще телевидение предоставляется уже через спутниковую связь, и для этого можно обратиться к провайдерам такого телевидения, чтобы он включил новый телеканал в свой пакет. Данный метод достаточно действенный, потому что потребитель платит за телеканалы пакетом, не выбирая их по отдельности – отсюда постоянный доход вне зависимости от того, смотрят ли люди телеканал. Но в любом случае канал с низкими рейтингами рано или поздно станет неинтересен любому провайдеру. Также в этом случае, если канал включается в платный пакет, зачастую невозможно будет воспроизводить рекламные ролики, что может быть невыгодно. С другой стороны, пока у телеканала нет высоких рейтингов, ни одна компания не будет платить большие средства за показ своей рекламы.
В общем телеканал зарабатывает именно на этом, без рекламы у него остаётся не так много источников дохода. На некоторых проводятся специальные лотереи или даётся возможность отправлять sms-сообщения, которые будут транслироваться в прямом эфире, более именитые каналы занимаются проведением специальных вечеринок или мероприятий, которые уже мало относятся к деятельности телестудии, но обязательно транслируются по своему каналу. Нельзя и забывать о том, что свой телеканал – это мощнейшая информационная площадка, благодаря которой можно доносить ту или иную информацию до огромного числа людей, а известный телеканал редко представляет собой только и исключительно телестудию, обычно сфера деятельности компании значительно расширяется и дополняется; вплоть до создания своей киносъёмочной площадки.
Такой бизнес отличается очень долгим сроком окупаемости, хотя, конечно, многое зависит от того, как успешно проходит его продвижение, растут рейтинги и повышается известность. В любом случае потребуется наверняка не один год для того, чтобы вернуть вложенные средства, но после при благоприятном развитии свой телеканал может стать весьма хорошим источником прибыли. При этом на первое время не всегда обязательно располагать очень большими средствами, осуществлять телевещание в пределах одного города можно и на относительно слабой аппаратуре без привлечения большого количества дополнительных устройств. Однако в первое время действительно будет трудно, а запуск телеканала вообще может растянуться на срок больше года, особенно если не удалось сразу получить частоту. Из-за невысокого уровня известности поначалу не удастся зарабатывать много денег, и изначально нужно располагать средствами на поддержание канала на многие месяцы вперёд.
Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
10.05.2015
Все материалы по тегу: телевизионный канал
157 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 9616 раз.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Другие статьи по вашей теме:
Мы основали студию Biser пять лет назад. За этот период штат вырос с семи до почти 80 человек, 7 млн рублей годового оборота превратились в 120 млн рублей, 20-метровый офис пришлось сменить на помещение в 300 кв. м. Основа бизнеса студии Biser — это проекты для телевидения, на них приходится порядка 60% нашей выручки, остальное — коммерческое видео. Программы нашей студии в разное время выходили на ТНТ, «Первом канале», «России 2» и «России 24», СТС, «ТВ Центре», мы занимались производством роликов для ЦСКА, AviaSales, Oriflame, Barilla и других частных и государственных компаний.
Не бойтесь участвовать в том, что кажется вам абсурдным и бесперспективным
Три года назад на сайте «Первого канала» появилось объявление о питчинге идей. Презентовать свои проекты могла любая продюсерская студия. Более того, для победы не требовалось ни производственной базы, ни большого опыта, ни влиятельных покровителей. Организаторы утверждали, что все, что было нужно, — иметь внятную идею. Это казалось какой-то шуткой. Между собой все продюсерские компании прямо говорили, что скорее всего дело закончится тем, что канал соберет идеи, выберет лучшие, а потом реализует их самостоятельно. «Кидалово», — рассудили многие и просто отказались от участия.
Мы решили рискнуть и отправили свои идеи на «Первый». И, как оказалось, не зря: Biser прошел все этапы конкурса, получил возможность презентовать свой проект генеральному директору канала Константину Эрнсту и стал компанией, которая заключила контракт на производство программы. Никакого «кидалова». И удивление в глазах коллег, которые до сих пор с трудом верят в то, что мы сделали это без чьей-то помощи.
Если об идее забыли, это еще не значит, что об идее забыли
Года четыре назад мы пришли на канал ТВ3 с предложением «поработать». Канал встретился с нами и сказал, что ему нужна передача, которая станет магическим «Ревизорро». Елена Летучая со своей программой тогда была на коне, и все хотели «сделать что-то подобное». ТВ3 нужна была программа, в которой на потребительскую прочность проверялись бы экстрасенсы и маги из городов России. Мы долго думали, но любая наша идея сталкивалась с двумя проблемами: во-первых, оценивать объективно героев такой передачи невозможно, во-вторых, не существует никакого формального закона, который позволял бы их в чем-то уличить. Казалось, что мы уже ничего не сделаем и можно расходиться, так и не поработав вместе, когда появилась идея дать возможность магам самим выносить друг другу оценки.
Мы сняли пилот, все были довольны, но потом что-то пошло не так, и проект оказался «замаринован» в столах продюсеров телеканала. Прошло два года, руководство ТВ3 перешло на СТС, а на их место пришли люди с ТНТ. Они достали пилот из ящика, предложили другого ведущего, попросили изменить стилистические подходы в съемке и запустили проект. Так появился «Сверхъестественный отбор».
Не бойтесь предлагать то, что уже было
Однажды один из федеральных каналов попросил нас посмотреть очень известный мировой кулинарный формат — My Mom Cooks Better Than Yours (шоу, где в кулинарном соревновании участвуют две команды, состоящие из мамы и взрослого сына или дочери, вышло уже в 11 странах). Однако после знакомства с форматом дело не пошло. Зато какое-то время спустя другой канал попросил нас изучить еще один формат, тоже кулинарный — Сutthroat Kitchen (шоу-соревнования между четырьмя поварами, уже 15 сезонов). Однако развития проект опять не получил. Но еще через какое-то время уже третий канал попросил нас подумать над кулинарным форматом. Мы вспомнили про первую программу, про вторую, а потом придумали свое шоу, которое назвали «Подставь, если сможешь» (проект выходил на канале ТНТ. — Forbes Woman). Оно нам так полюбилось, что даже после того, как его закрыли, мы собрали декорации, вывезли их на склад в Московскую область и до сих пор платим за их хранение. Потому что никогда не знаешь, в какой момент у этой идеи появится еще один шанс на перерождение, каких на телевидении очень много.