Идеи бизнеса изделия из бетона
«Начать бизнес мне помогло то, что я всегда
сначала делаю, а потом думаю»
IT-инструменты, которые использует Ярослава Шмелёва
- Cloud shop
- SendPulse
- Zoho mail
История Ярославы Шмелёвой – классическая для её поколения: хотела стать дизайнером, но родители настояли на ином образовании. Однако в итоге Ярослава всё-таки исполнила свою мечту и открыла студию декора из бетона. Она начинала на кухне, сегодня работает в квартире своего дедушки, а в будущем надеется переехать в собственную мастерскую. О том, как изготавливать сверхпрочные дизайнерские кашпо и кому нужна посуда, на которую нельзя класть еду, Ярослава Шмелёва рассказала порталу Biz360.
Досье
Ярослава Шмелёва, 28 лет, предприниматель из Полтавы, основатель проекта
«Кашалот Студио» (производство декора и аксессуаров для дома из бетона). Окончила Полтавский университет экономики и торговли по специальности «международная экономика». Производство декора и аксессуаров из бетона запустила в 2016 году.
Как всё начиналось
Моим первым трудоустройством стала работа в отделе кадров «Украинской почты». Зарплата была очень маленькой, а обязанностей было очень много. Поэтому через год я уволилась.
Затем попробовала заниматься одеждой — закупала её в секонд-хенде и потом продавала через соцсети. Потом работала в магазине хенд-мейда продавцом и параллельно занималась вышивкой.
Дальше я открыла магазин изделий хэнд-мейда, но он забирал много сил, а прибыли почти не давал, так что и с этим я в итоге закончила.
Вообще же с 16 лет я хотела быть дизайнером интерьеров. Но в итоге пошла учиться туда, куда сказали родители. Однако тема декора и обустройства дома так меня и не отпустила и всегда мне нравилась. Как-то раз я листала ленту в Instagram и увидела необычные бетонные изделия в одном аккаунте.
Решила попробовать сделать такие же. Начать мне помогло то, что я всегда сначала делаю, а потом думаю.
Держать форму
Я купила мешок белого цемента М500 и мешок речного песка, взяла краситель на водной основе — и начала экспериментировать. Пробовала смешивать цемент, песок и воду в произвольных пропорциях, не используя пластификатор. Но итоговые изделия у меня, конечно, получались плохими — быстро трескались.
Тогда я стала искать профильную литературу, специальные журналы, сидела на английских форумах, даже нашла ассоциацию Concrete Corporation по рекомендации коллеги, где все участники делятся опытом, устраивают лекции на тему создания вещей из бетона и т.д. Так качество моих изделий начало расти.
Для работы нужны, прежде всего, силиконовые формы. Я начинала с обычных кулинарных, для выпечки. Потом заказала на «Али-экспресс», и ещё даже попробовала делать их сама. Последнее оказалось довольно сложным делом: для создания новой формы нужно вначале найти 3D-форму, распечатать её на 3D-принтере, зашлифовать пластиковый вариант, а потом залить его силиконом.
Это один из способов для создания нужных мне форм. Он мне нравится потому, что даёт возможность сделать формы любой сложности. Есть и другие способы их создания – например, сделать формы из пенокартона. Этот вариант выглядит проще, но у него есть много нюансов: например, большой вопрос, какой получится поверхность изделия на выходе, нужно следить, чтобы материал не размокал от смеси и т.д.
Так что я нашла в России молодого человека со своим 3D-принтером и стала заказывать формы у него. Но он не укладывался в сроки и мог делать формы по полгода. Тогда я нашла такого исполнителя в Украине и теперь сотрудничаю с ним. Он, к сожалению, тоже работает медленно. Стоимость разработки одной формы небольшого размера у подрядчика — от 2 тысяч рублей.
Сколько нужно денег для запуска
Первое, что я сделала и продала — буквы из бетона. Их у меня заказали через Instagram, они понадобились для фотосессий. Многие брали у меня потом такие буквы, чтобы выкладывать из них название бренда для фото, например.
Первое условие, которое должно соблюдаться при работе с бетоном – определённая температура в помещении. Если она будет неподходящей, изделие начинает крошиться или трескаться. Температура должна составлять +20, а лучше +22 градуса. Верхний слой нужно при высыхании периодически опрыскивать из пульверизатора (опять же, чтобы избежать трещин).
Второе условие – правильные пропорции ингредиентов, тут важно не переборщить с водой. Поэтому важно добавлять пластификатор, который балансирует водопотребление в процессе работы. Также для крепости финального состава я добавляю фиброволокно -минеральную добавку для уплотнения состава.
Я использую только белый цемент. Он стоит 440 рублей за мешок, песок — от 180 до 600 рублей за мешок. Но нужно учитывать, что в смесь входят не только эти составляющие, но и дорогостоящие добавки или покрытия. Например, силер — пропитка для бетона, которая служит обеспыливателем – стоит от 6000 рублей за канистру.
Первые изделия я делала на своей кухне. Потом обустроила мастерскую в соседней квартире моего дедушки, работаю там на площади 12 квадратных метров до сих пор.
Там стоят две специальные полки для изделий, которые способны удерживать большой вес бетонных вещей. Также за 7 тысяч рублей я докупила вибростол — это стол, который вибрирует и в процессе этого выбивает пузырьки воздуха из изделий, чтобы после изъятия из формы на них не было дырочек, то есть он делает смесь в формах плотнее. Ещё у меня есть шлифовальный станок за 8 тысяч и венчик для смешивания (это такая дрель с насадкой), который стоил около 4 тысяч рублей.
Вечные горшки
На производство одного изделия уходят неполные два дня. В первый день идёт заливка в формы, через шесть часов уже можно вынимать и заливать новые. Таким образом, когда у тебя много форм и быстросохнущая смесь, можно сэкономить на помощниках. На другой день можно заняться шлифовкой и дальше – полировкой до блеска.
Сейчас я делаю пять видов подносов и пять видов цветочных горшков. Подносы можно использовать для косметики в ванной, в качестве фона для фото; на них можно ставить что угодно, кроме съедобных продуктов (поверхность еды не должна соприкасаться с поверхностью бетона).
У меня есть ходовые позиции, а есть те, которые нужны «для ассортимента». Самые ходовые виды у меня на данный момент — поднос Д20 (круглый поднос в интересную крапинку) и кашпо «Соты». Как-то у меня заказывали ещё кубы для демонстрации украшений и одну награду для конкурса. Но в основном просят сделать что-то из моих форм, но большего размера.
Срок службы таких изделий – 100 лет. Стоимость одной штуки – от 400 до 2,5 тысяч рублей. Самый дорогое изделие сегодня – жасмонитовый поднос. Жасмонит – новый материал, с которым я стала работать не так давно, это нечто вроде полимерного гипса. Внешне он похож на керамику, но при этом очень прочный, и даже если его кинуть на пол, он не разобьётся.
У него дольше шлифовка, а сам материал редкий и дорогой (400 рублей за 1 кг), я заказываю его в Англии. Зато заливка с ним проще: это плотный материал, в котором при заливке не образуются пузырьки воздуха и, как следствие, нет «раковин» на поверхности итогового изделия.
Step by step
У меня в основном покупают мобильные фотографы и предприниматели с косметическим или бижутерным брендом. Реже покупают дизайнеры интерьеров. В основном мои заказчики из Киева и Харькова. Я целенаправленно постаралась максимально сузить аудиторию — это позволяет экономно распределять ресурсы.
Исходя из нашей визуально ориентированной целевой аудитории, мы уделяем большое внимание упаковке: подписываем индивидуальные открытки, крепим бирки, упаковываем в плёнку для полировки изделия. Даём гарантию на 10 лет. Мы – это, собственно, я, и иногда мне помогает муж (но у него своя работа, студия – полностью моё детище).
Сейчас у меня выходит делать 7-8 изделий в день, это с запасом. Продаж при этом в среднем 3-5 в день (в праздничные даты доходит и до 10 в день). В случае с горшками есть явная сезонность. Их в основном берут весной и осенью, когда люди активно пересаживают свои растения. У подносов сезонность не выражена.
Пока средний месячный оборот «Кашалота» – 100 тысяч рублей. Такой объём работы на сегодня – предел для мастерской. Поэтому я надеюсь в ближайшее время найти новое помещение квадратов на 40 и нанять хотя бы одного, а лучше двух помощников. Тогда производительность вырастет в несколько раз. Сейчас в текущих условиях мне уже тесно, а найти новую площадку в Полтаве непросто: промышленные идут от 80 квадратных метров, мне столько не нужно. Но я продолжаю искать.
Вообще сильно расширяться не планирую. Первое, что мне следует сделать для роста оборота — поднять цены. Если с уже поднятой розничной стоимостью мне перестанет хватать рук и места – вот тогда будет иметь смысл расширяться. Но тут я пока не преодолела психологический барьер, не могу себе разрешить поднять цену.
Эффективный SMM
Продвигаюсь я в Instagram, все мои продажи приходят оттуда. У меня получается добиться того, чтобы получить из совсем небольшого бюджета (5-6 долларов в день) мои 3-5 продаж в день. Этому способствует узкое нишевание, когда я нашла именно тех людей, которые покупают. Многие из них покупают не по разу, плюс такие люди обычно друг друга знают и рассказывают о тебе друзьям и знакомым.
Сайт я тоже продвигаю, но разобраться с его продвижением мне пока труднее, чем с соцсетями.
В прошлом году я также разработала свои онлайн-курсы по литью из бетона. Они помогают мне, с одной стороны, продвигать свою продукцию, с другой – зарабатывать. Речь о полноценном обучении на неделю, где я рассказываю всё о своем ремесле: от создания форм до разных видов песка и их влиянии на конечное изделие. Такой курс у меня стоит от 1800 до 4200 рублей, к этому моменту я провела занятия для пяти потоков по 40 человек.
Фирм, которые могут составить мне конкуренцию по качеству, в Украине не более двух-трёх. А вообще их огромное количество, у меня в закладках их около 60 – это только те, что я нашла в своей стране. Связано это с тем, что многие мамы в декрете пытаются заниматься такими вещами, а вход на рынок не самый сложный. Проблема тут в том, что они активно демпингуют и снижают цену по рынку.
Планы на шоурум
В дальнейшем я планирую расширять ассортимент за счёт новых коллекций форм. Однако новые вещи пока вводить не планирую: нужно понимать, что такой шаг требует затрат на рекламу и других дополнительных ресурсов. А я бы хотела направить больше усилий на работу с новым для меня материалом — жасмонитом, а также на свои курсы. Масштабировать их и нанять для них менеджера.
Для разнообразия можно по-разному обыгрывать и уже имеющиеся формы. Например, скоро у меня будет готова новая форма, которая сможет быть как мыльницей, так и подносом. Ещё есть идея сделать из одной из форм сахарницу (это возможно, если внутрь поместить емкость из металла или пластмассы и сделать крышку). Для более масштабных изделий нужны помощники и более крупная мастерская.
Ещё, думаю, имеет смысл открыть свой шоурум в коллаборации с производителями в смежных нишах (например, с керамистами). Дело в том, что хотя Полтава – второй город по уровню доходов на Украине, здесь очень мало такого рода магазинчиков. А готовность тратить в них деньги и запрос на них у людей есть, при этом многим важно увидеть вещь вживую, а не на картинке в интернете.
За всё время работы у меня случалось несколько кризисов, когда вдруг уменьшалось количество заказов или они вовсе прекращались. После этого каждый раз я меняю стратегию продвижения, пробую новые креативы, или прохожу какое-то новое обучение на тему маркетинга. И ситуация выравнивается. Думаю, в любом деле так и происходит: не бывает, чтобы всё было гладко, всегда возникают проблемы – а ты их решаешь.
Серьги из бетона: как заработать на украшениях из стройматериала.
Лица и маски: как создаются коллекционные украшения ручной работы.
Ну очень экологичный бизнес: как заработать на стройматериалах из вторсырья.
06 сентября 2019
О необычном производстве и направлениях работы Яна Санягина, разработчик продукта 3D-бетон, рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Бизнес-инкубаторы и поддержка правительства
После школы я поступила в Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Специальность «производство строительных материалов, керамики и вяжущих» была выбрана случайно: на потоке оставались бюджетные места и можно было бесплатно поступить с медалью.
На четвертом курсе я начала заниматься научной деятельностью, после пятого — поступила в аспирантуру, но диссертацию так не дописала и не защитила, так как ушла в производственную деятельность.
После первого года учебы в аспирантуре я приняла участие в форуме «Селигер» и решила воплотить научный проект в жизнь, а не продолжать научные исследования. Позже я несколько лет работала в региональном центре содействия инновациям и поддерживала молодых предпринимателей.
Без участия в форуме на Селигере и в киберкубе «Сколково», на котором собралось более 200 молодых российских ученых, не было бы бизнеса, именно там пришло твердое понимание, что нужно реализовывать проект, а не заниматься «писаниной» дальше. Без обучения в «Бизнес Молодости» мы бы не вышли на тот уровень развития, на котором сейчас находимся.
Самыми первыми вложениями в организацию производства были гранты областного правительства.
Мы выиграли все, что было можно, — 200 000, 300 000 и 500 000 руб., затем по мере развития привлекали деньги из других источников, в том числе вкладывали собственные средства.
Региональное правительство на первых этапах поддерживало нас абсолютно во всем: предоставляло гранты на открытие производства, давало льготные помещения в бизнес-инкубаторе, спонсировало обучение и участие в выставках по всей России.
«Мы сэкономили меценату 20 млн рублей, придумав 3D-гранит»
У нас много успешных проектов. Например, мы изготовили огромные семиметровые декоративные решетки в два этажа, которые, помимо прочего, являются самонесущими, изготовили трехметровый памятник «Книга», причем на памятник сами искали финансирование полтора года.
Проект «Арт-объект к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова»
«>
В конце концов нам помог губернатор Пензенской области. Мы изготовили постамент для памятника Куприну в городе Наровчат — это более 300 тонн бетонных блоков с фактурой натурального гранита, его мы с успехом заменили, сэкономив при этом порядка 20 млн руб. меценату. Так родился 3D-гранит.
Применяемые в производстве составы, разработанные под руководством моего профессора Калашникова, прочнее аналогичных немецких и японских разработок.
Наши партнеры — все архитекторы и дизайнеры, чьи проекты мы реализуем, рекламные агентства и проектировщики-конструкторы сложных зданий и мостовых сооружений. Наилучший эффект при продвижении дает контекстная реклама, основная масса клиентов приходит из поисковых систем по различным запросам. Мы пробовали самые разные способы — и холодные звонки, и рассылки, и размещение на рекламных площадках, но остановились на контекстной рекламе.
За счет большого количества разных направлений мы не чувствуем сезонность. То, что мы производим для строителей — фасадный декор, малые архитектурные формы, облицовочные панели — конечно, пользуется большим спросом в теплое время года. Зимой у нас самый пик заказов по сувенирной продукции и церковному убранству к Новому году и православным праздникам.
Проект «Скамьи, вазоны и урны для набережной Города-Спутник»
Налаженный сбыт в любом городе-миллионнике
Какие-то из наших направлений хорошо развиты в России: например, архитектурный декор и малые архитектурные формы, скульптуры. В этой нише цена уже сложилась и есть очень достойные игроки-конкуренты. В других направлениях, таких как тонкостенные фасадные решетки и панели, интерьерные и сувенирные изделия из бетона, у нас есть конкуренты только за рубежом. Что касается 3D-гранита, сэндвич-панелей из высокопрочного бетона, плит ж/д переездов и несъемных большепролетных опалубок для мостов, то в этих направлениях мы однозначно пионеры.
Проект «Театр Kidzania»
Мы с легкостью можем наладить сбыт в любом городе-миллионнике. Сейчас из Пензы мы поставляем продукцию не только в Москву и Московскую область, на которые приходится 80% всех заказов, но и в Ростов-на-Дону, Чебоксары, Смоленск, Саратов и многие другие города.
К нам обращаются дизайнеры, архитекторы, строители, рекламные агентства и частные лица. Поступали заявки из многих городов России и стран ближнего зарубежья, сейчас мы плотно работаем с Владивостоком, Екатеринбургом и Нижним Новгородом. Сейчас в обработке заявки из Минска и Астаны.
Проект «ГУМ Kidzania»
Схема передачи технологии выглядит так: мы проводим исследование сырья в том регионе, откуда пришла заявка, — сначала заявитель присылает описание, затем мы просим прислать образцы, после этого подбираем составы бетонов под продукт, который заявитель собирается производить. Основная составляющая смеси — местное сырье, а концентрат мы готовим на своем производстве.
В основе технологии — многолетние труды кафедры
В ближайшей перспективе мы планируем запуск продаж новых промышленных продуктов, таких как сухие высокопрочные смеси, тонкостенные бетонные облицовочные и сэндвич-панели, железнодорожные переезды, несъемные опалубки для мостов, щелевые полы животноводческих хозяйств.
С обычным бетоном сравнивать наш материал я бы не стала, на рынке есть более близкий аналог — стеклофибробетон, который используется для производства архитектурного декора.
3D-гранит создавался не для получения более декоративных свойств, наша задача была — превзойти натуральный гранит по прочности и долговечности, и мы с ней отлично справились.
В 2012 году мы начинали с производства тротуарной плитки, уже в следующем году работали на полную мощность по этому направлению, в 2013 году произвели два первых объекта из 3D-бетона и с 2014 перешли на новое направление. Сейчас мы поставляем изделия из 3D-бетона по всей России и прорабатываем другие продукты, в частности сухие смеси, которые уже планируется поставлять на экспорт.
Проект «Часы из бетона»
С обычным бетоном нас нельзя сравнивать: бетон оценивают кубами, мы продаем квадратами, в сравнении со стеклофибробетоном наша цена является среднерыночной.
Все само собой сложилось, я развивала свой проект маленькими шагами. В нужный момент находились нужные люди, в Пензе сильный строительный ВУЗ и художественное училище, поэтому с кадрами проблем не возникало.
3D-бетона бы не было без учебы в аспирантуре. Основы технологии были взяты из многолетних трудов кафедры и доработаны на производстве с помощью моего профессора Владимира Калашникова. Большую роль в развитии 3D-бетона сыграл архитектор Сергей Пивиков, он разработал технологию создания форм и моделей для будущих изделий.
«>