Идеи бизнес по дтп

Идеи бизнес по дтп thumbnail

фото 3009Автомобильные аварии, к сожалению, – это одно из самых распространенных явлений. Итог ДТП один – машина превращается в колымагу, на которой без ремонта ездить уже нельзя. Но это хорошо, когда ремонт незначительный, а если нет? Что делать в такой ситуации? Для многих лучшим выходом из положения будет продать свой автомобиль как можно выгоднее. В любом случае цена на него будет существенно занижена. Но, согласитесь, это лучше, чем сдать свою ласточку на металлолом за каких-нибудь 7–8 тысяч, откуда она уж точно никогда не выберется.

Многие строят свой бизнес на том, что покупают битое авто и в зависимости от состояния продают его по запчастям, либо ремонтируют и выставляют в несколько раз дороже. Стоит ли этот бизнес на скупке битых автомобилей того, чтобы его рассматривать, с точки зрения заработка.

Актуальность бизнес-идеи и оценка рынка

Важность такой работы очевидна: рынок битых авто постоянно пополняется, аварии случаются каждый день, заработать на бизнесе действительно можно, но для этого необходимо владеть определенными знаниями и навыками.

Кому подойдет такой бизнес

Но заняться такой работой может не каждый. Если вы новичок в сфере ремонта и владения автомобильными навыками, не знаете с какой стороны подойти к машине, то у вас есть два варианта заработать на битых автомобилях:

– забыть про битые авто и их продажу навсегда;

– найти партнера, разбирающегося в ремонтах и восстановлении, либо имеющего свое СТО. И предложить ему долю в бизнесе.

Второй вариант наиболее предпочтительнее выбрать, т. к. если под рукой есть профессионал, и при этом он является партнером, то есть много шансов, что бизнес пойдет в гору, а вместе сможете зарабатывать на нем неплохие деньги. Не нужно думать, что наняв того же профессионала работником, у вас будет та же картина. Работник не заинтересован в бизнесе, его интересует только зарплата, поэтому цель – получить ее, а не заниматься продвижением интересной идеи, которая приносит деньги.

Варианты деятельности

Вариантов получения прибыли после покупки битого авто несколько:

  • Во-первых, детали, которые находятся в хорошем состоянии снимаются, им делается определенная оценка, косметический ремонт, они приводятся в подходящий вид и продаются;
  • Во-вторых, владельцам битых авто из США, Европы и зажиточных стран Азии, проще продать его “за копейки”, чем заниматься его восстановлением. Стоимость ремонта в России, или например, Украине  в разы меньше чем в указанных странах. Можно поехать за границу и приобрести там автомобиль. Либо воспользоваться услугами доставки “под ключ”. Цена такой услуги будет стоить 500-600 долларов США (предложения можно найти в интернете).  Очень выгодная схема, не так ли?
  • В-третьих, самым распространенным способом является выкуп автомобиля с незначительными повреждениями и приведение ее в должный вид в автосервисе. Такой путь занимает очень много времени, но все затраты быстро окупаются. Заработать на восстановлении автомобилей можно и в этом случае, но также придется немного вложиться.

фото 3009оьт

С чего начать

Битые авто как бизнес-идея предполагает для начала найти и купить разбитую машину. После чего сделать восстановление авто и продать его наиболее выгодно. Но давайте по порядку.

Как найти автомобиль для продажи

Сначала придется искать машину на специализированных сайтах (например, на https://www.bitauto.ru/ или https://www.copart.com/ru/), но найти то, что вам необходимо очень трудно. На рынках также сложно получить необходимый экземпляр за недорого. Это говорит о том, что более проворный покупатель сможет заработать, а остальные могут остаться ни с чем. Такая конкуренция порождает спрос, но это картину не меняет – более стоящие машины в продаже долго не задерживаются. Именно поэтому заработок на восстановлении автомобилей зависит от вашей коммуникабельности и сноровки. Особую популярность имеют элитные машины, продать которые можно значительно дороже, чем их более дешевые аналоги. Чтобы привести их в соответствующий вид также придется сильно раскошелиться.

Итак, найти битые автомобили можно:

– у автовладельцев, для которых восстановление – невыход;

– на специальных стоянках, где находятся отказные автомобили. Перепродать его не получится, но разобрать на запчасти точно можно;

– в специальных конторах, которые выставляют битые авто на аукционах.

Что с ним нужно делать

Для получения прибыли придется освоить навыки ремонта от и до. В книжных магазинах продается огромное количество литературы на эту тему, да и интернет никто не отменял. Например, освоение рихтовки не займет много времени, покраске также очень легко научится. Пару раз сделаете и вашу работу будет не отличить от работы профессионалов. Все когда-то начинали. «Глаза боятся, а руки делают» — такой девиз будет вести в правильном направлении. Если же все-таки ничего не получается, то пригласите за определенную плату рабочих, которые сделают все по высшему разряду.

Поиск покупателей

Найти покупателей не так уж и сложно. Для этого достаточно написать в поисковике «продам автомобиль марки ххх». В интернете достаточно сайтов по продаже различных авто. А также можно выставить сделанную машину на ближайшем авторынке. И в первом, и во втором случае нужно просто подождать, и новый хозяин скоро объявится. Здесь уж не стоит теряться: описывать и рассказывать о продаваемом авто, чтобы заинтересовать потенциального покупателя, также нужно иметь навыки продаж.

Затраты и примерный заработок

Если учесть, что битая машина стоит примерно 25% от полной стоимости авто, то просчитать рентабельность и предполагаемый заработок не составит труда. Для этого необходимо учитывать стоимость покупаемого автомобиля, затраты на необходимые автозапчасти, материалы и инструменты, на время, возможную оплату мастерам-профессионалам, на доставку машины к месту ремонта и др. Также необходимо знать примерную стоимость приобретенного атрибута после сделанного ремонта. В среднем, судя по отзывам в интернете, ремонт битого авто обойдется в 70–100 тысяч рублей. Но опять же, все зависит от марки машины и ее состояния после аварии. Путем несложных вычислений можно определить, сколько дохода можно получить. Те, кто уже занимается этим бизнесом, рассказывают о примерном заработке от 1.5 тысячи $ за каждую сделанную машину. Но каждый случай должен рассматриваться индивидуально.

Риски проекта

Бизнес на восстановлении и продаже авто на словах кажется слишком легким, но на самом деле есть нюансы, которые могут привести не к заработку, а к убыткам. Приобретая редкую или слишком дорогую модель, можно нарваться на такие проблемы как:

– поиск необходимых запчастей;

– покупка материалов и инструментов для проведения ремонта;

– отсутствие специалистов, способных помочь;

– большая трата денег, которая, скорее всего, не окупится.

Реставрация старых авто

В дополнение к описываемому в этой статье автобизнесу, можно заняться и реставрацией ретромобилей. Это не так уж и сложно, если вы уже занимаетесь ремонтом битых авто. Для старта достаточно суммы в 200 тысяч рублей, гараж и набор инструментов.

Приобретать старые машины лучше в селах, где они находятся за ненадобностью. Хозяева готовы продать такую рухлядь за копейки. В небольших городах найти что-нибудь стоящее подешевле трудно.

Перепродавать старые авто через сайты сложно и очень долго. Лучше подождать и выставить восстановленный агрегат на параде, либо на специализированной выставке ретромобилей. В этом случае можно выручить за него кругленькую сумму.

Но главное, что такая машина будет расти в цене от года в год, быстрей, чем акции успешной компании на фондовом рынке.

Ответы на частые вопросы

Выгодно ли заниматься ремонтом и продажей битых автомобилей?

Любую работу можно научиться выполнять выгодно. Главное – это стремление. Все зависит от подхода и вложения денег, а также от профессионализма.

Сколько денег понадобится?

Все зависит от того автомобили какой ценовой категории вы будете ремонтировать. Сделаете ли вы ремонт сами или будете привлекать специалистов? Можно и за небольшие средства начать свой бизнес, а можно вложить много денег и не добиться результата.

Какова юридическая составляющая бизнеса?

Прежде чем открывать бизнес, необходимо оформить ИП, выбрать режим, и только после этого приступать к деятельности. Специалисты рекомендуют остановить свой выбор на упрощенной системе налогообложения в 3%, которая позволяет нанимать работников.

Что необходимо сделать до открытия бизнеса?

Для начала стоит подыскать помещение под рабочее место. Можно купить бокс или гараж для этих целей, либо снять его в аренду. После этого необходимо закупить весь инструмент для ремонта, иначе бизнес ограничится покупкой битого авто. И, наконец, подыщите подходящих специалистов, которые знают про ремонт автомобилей, попавших в аварию, все.

Возможные проблемы и нюансы

Для начинающих любой бизнес воспринимается как игра с препятствиями. Купили автомобиль задешево, отрихтовали его, подмазали все, что можно подмазать и все это сверху закрасили. После этого продали и получили свой куш. Но все ли на самом деле так радужно и просто?

Игорь Гризли

Задать вопрос

— Параметры машин из разных ценовых категорий: от очень дешевых до элитных. При покупке, необходимо просчитать все до мелочей. Если вы взяли кредит для проведения ремонта, то можно легко попасть в долговую яму, т. к. не всегда можно рассчитывать на ту сумму, которую вы хотите выручить. Иногда приходится продавать себе в убыток. Хорошо бы в этом случае сработать в ноль и хоть вернуть свои затраты. Но это бизнес, такое бывает;

— Если вы решили выкупить битое авто, то не поленитесь проверить его. А вдруг у машины криминальное прошлое? Тогда негативных последствий не избежать. Чтобы это сделать обратитесь в ГИБДД и сделайте экспертизу. И не забывайте включить эти расходы в смету;

— Еще один очень важный нюанс. Не всегда все можно сделать своими руками. Как и в любом бизнесе в определенное время вы придете к тому, чтобы использовать труд наемных работников – специалистов. Найти сразу достойных также не получится. Придется набить на этом много шишек. Поэтому запаситесь терпением и, конечно же, деньгами.

Подведем итоги: плюсы и минусы

Можно заняться разборкой авто и продавать детали, особенно хорошо зарабатывают в этом случае на поиске и продаже редких и дорогих деталей.

Покупка автомобилей после аварии, либо конфискатов, приведение их в должный вид посредством ремонта или восстановления, и последующая продажа.

Скупка старых авто, восстановление, модернизация, реставрация или полная переделка. Антиквариат всегда в цене, но продавать его можно очень долго.

Полное изменение дизайна при капитальном ремонте машины, проведение сварочных работ и последующей покраски перед продажей.

Высокая стоимость автомобилей.

Наличие огромного количества различных инструментов, постоянное пополнение этой базы, их регулярная замена после долгой эксплуатации и очередного износа.

Сложность в поиске высококвалифицированных специалистов.

Необходимость в аренде больших площадей для проведения ремонта, а также осуществление охраны имущества.

Большая конкуренция.

Источник

Случилось ДТП. Какие дальнейшие действия?

Если не требуется медицинская помощь, то нужно успокоиться и спокойно вызвать сотрудников ДПС, назвав адрес и время когда случилось дтп, а также будет вопрос о пострадавших и количеству машин, участвующих в дтп. Еще могут поинтересоваться не перекрыли ли вы все движение. Но звонок в ГИБДД нужно сделать после того, как включили аварийную сигнализацию и выставили аварийный знак.

Что делать дальше? Осмотреть повреждения, сфотографировать и снять на видео. Фотографии делать так, чтоб было видно как стоят автомобили, которые участвовали в дтп. Фотографии самих повреждений автомобиля, сделать нужно их под разным углом. Фотографии еще должны быть сделаны и всех предметов, относящихся к дтп, это могут быть разные предметы, которые находились на дороге. Также понадобятся фотографии с привязкой к местности, чтобы в кадр с машиной попал дом или километраж или еще чего-нибудь, чтоб позже можно было установить где именно произошло дтп.

Выход из автомобиля на проезжую часть должен быть безопасным. Часто на участников дтп совершают наезд другие водители. Если дтп случилось на трассе во время тумана и видимость минимальная, то нужно выйти из автомобиля и отойти как можно дальше, даже не на обочине.

Итак, фотографии сделаны, теперь стоит зафиксировать все случившееся на бумаге. На это есть страховое извещение о дтп. В нем необходимо указать все полученные повреждения и дописать фразу «возможны скрытые повреждения». Все заполнили оба участника дтп, осталось только дождаться сотрудников ДПС. Которые все оформят и выдадут справки для страховых компаний.

Все, а вот с этого момента нужно самому предпринимать действия, для того, чтобы восстановить свой автомобиль. Все нужные документы сдали в страховую компанию и ждем сколько выплатят. Наконец-то принято решение, что ущерб оценен и его можно забрать. Забираем эту сумму, даже если она не устраивает.

Дальше действия такие, делаем независимую экспертизу и подаем досудебную претензию в страховую компанию с суммой, которую установил эксперт, необходимую для ремонта. Страховая отказывается платить. Но все ли так плохо?

Дальше есть несколько вариантов, обратиться к юристу или действовать самому.

Часто происходит так, люди от незнания бегут к автоюристам, заключают договор на оказание юридических услуг и дают доверенность для представление их интересов в суде. Как дальше пойдет разговор с юристом вариантов несколько. Юрист может предложить выкупить ваше дело за определенную сумму, чаще всего это небольшая сумма, но автолюбителю и она в радость, это лучше, чем ничего. Автолюбитель соглашается, подписывает договор цессии или другую бумагу, которую просит юрист, это может быть даже просто расписка, что вы претензий к нему не имеете и все такое, на усмотрение самого автоюриста. Автолюбитель к примеру продает свое дело за 5000-50000 рублей, а сам автоюрист получит по этому дтп суммы аж до 500000 рублей. Он впишет в исковое заявление сумму разницу между расчетом независимого эксперта и выплаченной суммой страховой компанией, штраф (50 процентов от невыплаченной суммы), неустойку, услуги представителя, оплата услуг независимого эксперта, УТС и не только это. Дописывают все что можно, услуги эвакуатора, услуги юриста, упущенную выгоду, ну вообщем кто во что горазд. И всю эту сумму получит сам юрист. В то время, как сам автолюбитель мог получить эту всю сумму. Но он свое дело продал за 15000 к примеру. А юрист получил не меньше 100000, чаще это суммы намного больше. Зависит от невыплаченной суммы. Так, для примера. Страховая вам выплатила 30000. Независимый эксперт насчитал 90000. Дальше все просто, по суду получаете свои 60000, к ним суд добавит штраф половину от этой суммы, это еще плюс 30000, итого уже 90000, добавим к этой сумме услуги представителя, неустойку, УТС и другие и вот уже сумма приближается к 150000, а то и больше. Зависит от автомобиля. Неплохо, да? 150000 все же лучше, чем 30000.

Другой вариант, не продавая своего дела можно воспользоваться услугами автоюриста. На тех же суммах привожу пример. Юрист подает исковое с разницей сумм от независимого эксперта и выплатой страховой компании, в нашем примере эта сумма составляет 60000. Отдаёт вам эти 60000, а себе забирает за услуги представителя, которые присудит суд, это небольшая сумма, обычно примерно 7000-10000 рублей в регионах, в Москве больше. Вроде бы все хорошо и все довольны. Но… автоюрист подает еще исковое заявления на возмещение штрафа, УТС, неустойки и разных других выплат и опять пишет сумму за услуги представителя. Вот опять больше 100000 рублей получает юрист, но уже вас об этом не уведомляет. Так делают большинство юристов, хоть и говорят что так никогда не делают.

А если бы не обращались к юристам, то эти суммы были бы у вас.

Обратите внимание реклама автоюристов везде! На каждом шагу! В последние годы все стали автоюристами даже те, кто не имеет юридического образования, но знает как заработать приличные деньги.

А если еще нарваться на автоюриста, у которого свой знакомый независимый оценщик и есть свой человек в страховой или даже в суде. То суммы будут совершенно другие. Оценку сделают по максимуму. Если вернуться к тому примеру, то она будет не 90000, а точно больше 100000 или даже 150000 или того больше. Дальше считаем от этой суммы штраф 50 процентов, УТС, неустойку, услуги и вот уже сумма будет больше 200000 рублей. Так это мы рассмотрели на примере недорогой машины и незначительного повреждения. А теперь представьте, какие суммы ждут владельца с автомобилем бизнес класса или класса премиум. С одной машины автоюрист может получить даже 500000, а вам дать всего 100000, или вообще может предложить выкуп дела тысяч за 30-50.

Решить за каждого стоит ли обращаться к автоюристам, я не могу. Но если уж обращаетесь, сразу говорите о том, что вы знаете все эти схемы и не забывайте забирать у автоюристов доверенности, сразу после суда! отзывать доверенности у нотариуса моментально и сообщайте об этом в суды, тогда у автоюристов не будет шансов повторно подавать в суд по вашему дтп, не уведомляя вас. Просто забрать доверенность мало! Нужно обязательно отозвать и сообщить в суд и лицу, которому она выдавалась.

Источник

Экстренная помощь автомобилистам на дорогах как бизнес

* В расчетах используются средние данные по России

Ставка на широкую сервисную нишу далеко не всегда оказывается удачной: компании, обещающие автолюбителям помощь на дорогах, вынуждены конкурировать со специализированными фирмами, каждая из которых умеет делать своё дело намного лучше. Вот почему количество членов российских автоклубов так мало.

В жизни автомобилистов случается множество непредвиденных ситуаций. Особенно в России. То аккумулятор разрядится на морозе, то колесо спустит, то ремень перестанет крутить генератор…

Это прежде каждый владелец автомобиля в нашей стране мог с закрытыми глазами прочистить карбюратор, а то и перебрать начинку стареньких «Жигулей». Теперь все иначе. За руль иномарок сели миллионы прагматиков, которые совершенно не представляют себе, как устроен автомобиль. И уж тем более — как ликвидировать неполадки в матчасти. Эта публика достаточно зарабатывает, чтобы поручить такие заботы профессионалам и оплатить их работу.

Сегмент экстренной помощи автомобилистам на дорогах давно привлекает инвесторов. В стране появилось уже несколько довольно крупных компаний, заявивших о подобной специализации. Однако пока трудно утверждать, что деньги текут к акционерам этих проектов рекой. Самые известные игроки — «Ангел» (первый коммерческий клуб, образованный в 1994 году), Автомобильный клуб России (1996), «А24» (1998) и АвтоКлуб «Ассистанс-Рус» (2002). С 1 июня прошлого года к группе первопроходцев присоединилось еще и Российское автомобильное товарищество (РАТ).

«Страховщик вызовет эвакуатор и заплатит за вас только при наступлении страхового случая, — популярно описывает суть предоставляемых услуг Сергей Соломоденко, президент группы компаний „Ангел“. — А если у вас, к примеру, разрядился аккумулятор, вы не только заплатите деньги, но еще и потеряете полдня на транспортировку машины в автосервис. Зато если вы член автоклуба, достаточно позвонить — и примерно через полчаса к вам прибудет машина техпомощи. Специалисты проведут диагностику и зарядят ваш аккумулятор, а также выдадут все необходимые рекомендации. И все! Половина рабочего дня спасена».

Услуги и правда полезные. Однако, по всем признакам, доля автомобилистов, пользующихся услугами автомобильных клубов, до сих пор очень мала. По крайней мере бизнес «автоангелов» уж точно не растет так же быстро, как автомобильный рынок в целом. Пора бы разобраться в происходящем.

Доходы и партнеры

На самом деле большинство компаний, обещающих экстренную помощь на дорогах, занимается обычной розничной торговлей. Ведь одним из основных источников дохода для них остается реализация карт, символизирующих членство клиентов в клубе и позволяющих в течение года получить без дополнительной оплаты базовый набор услуг. Самые ходовые предложения — эвакуация, техпомощь, выезд на место ДТП аварийных комиссаров, а также возможность отремонтировать машину в аффилированном или собственном клубном автосервисе.

Например, ежегодный членский взнос в клубе «Ангел» колеблется от 9 500 до 17 000 рублей (продлевающим контракт обещают прогрессивные скидки). Впрочем, все это лишь повод для того, чтобы попытаться при оказии продать клиенту дополнительные сервисы. Скажем, скидки на бензин должны приучить клиентов автоклубов к определенным заправочным станциям. Отдав машину в ремонт, клиент может воспользоваться клубной таксомоторной компанией. Если все эти услуги не вызвали отторжения, можно попытаться продать члену клуба туристическую путевку или билет на самолет в рамках совместной с перевозчиком маркетинговой программы. А еще лучше, если по всем вопросам он будет обращаться на клубную станцию техобслуживания.

С точки зрения модели бизнеса все логично. Однако до сих пор коммерческие автоклубы в России не в состоянии похвастаться большими достижениями. План хорош, но полностью реализовать его не удалось пока ни одному участнику этого рынка. Что, впрочем, не мешает руководителям этих проектов наращивать спектр услуг в стремлении заполнить сервисные ниши. Один из характерных примеров — услуги аварийных комиссаров, которые до сих пор доступны лишь держателям привилегированных страховых полисов.

— В условиях ДТП аварийный комиссар помогает решить массу вопросов, начиная от сбора справок в ГИБДД и заканчивая калькуляцией и оценкой ущерба транспортного средства, — уверяет Мария Агеева, маркетолог Автомобильного клуба России. — Тем самым мы освобождаем автовладельцев от необходимости тратить свое бесценное время на оформление документов. Как известно, в нашей стране этот процесс может стать весьма трудоемким. Кроме того, участники нашего автоклуба в любое время могут воспользоваться услугой юридической помощи и получить квалифицированные консультации специалистов. Мы даже готовы представлять интересы клиентов в суде.

Обилие разнообразных продуктов и услуг в ассортименте — единственный шанс подобных проектов на окупаемость. Так, РАТ, предлагающее клиентские карты по 3 600 рублей, обещает услуги техпомощи, эвакуацию в случае ДТП или в ситуации, когда поломка слишком серьезная и устранить ее на месте невозможно, круглосуточную юридическую поддержку (в том числе на английском языке) и выезд аварийного комиссара на место аварии. Развивается и дисконтная программа, в которой участвуют банки, страховые компании, автомойки, станции техобслуживания, магазины запчастей, АЗС и рестораны.

Решительную попытку увеличить сборы с клиентов автоклубы предприняли в сегменте страхования. PR-менеджер СК «Ренессанс Страхование» Ольга Михаленко считает сотрудничество с автоклубами вполне привлекательным для страховщиков. Как минимум это дополнительный канал сбыта страховых продуктов: «Автоклуб выступает в роли страхового агента или брокера, а для самого автоклуба сбыт полисов автострахования — дополнительный заработок». В свою очередь, картами автоклубов пытаются в своих офисах торговать и страховщики. В частности, членство в РАТ можно приобрести в региональных офисах Росгосстраха, который является стратегическим партнером «Товарищества». «Услуги, которые мы предоставляем, не противоречат предложениям страховой компании, а скорее дополняют их, — говорит Александр Громков, руководитель департамента внешних коммуникаций РАТ. — В случае ДТП мы точно так же предоставляем аварийного комиссара и эвакуатор. Если клиент застрахован по полису автокаско, предусматривающему услуги эвакуатора и аваркома, человек вправе выбрать, к кому ему обратиться. Однако если учесть, что в России довольно низок процент застрахованных по автокаско, наши услуги часто оказываются хорошим дополнением к ОСАГО».

Но и здесь полной идиллии не получается. «Сотрудничать с автоклубами по вопросам урегулирования убытков, а тем более инвестировать в развитие этого направления бизнеса страховщикам не слишком интересно, — поясняет Ольга Михаленко. — Ведь крупные страховые компании уже много вложили — и продолжают вкладывать — в развитие инфраструктуры страхования. Внедрены операторские центры, позволяющие быстро реагировать на произошедший страховой случай, используются современные информационные системы, созданы базы данных. Так что автоклубы необходимы скорее в роли неких профсоюзов, которые смогут защитить и представить права автовладельца не только и не столько перед лицом страховщика, сколько во взаимоотношениях с другими институтами».

Что-то не так

До сих пор количество членов коммерческих автоклубов в России исчисляется жалкими тысячами. Результат, разительно отличающийся от достижений зарубежных компаний, избранных инвесторами российских «автоангелов» в качестве образцов для подражания. Так, немецкий автоклуб ADAC может похвастаться 15 миллионами членов, а английский RAC — шестью миллионами. Не будем забывать о том, что история старейших европейских клубов помощи автомобилистам на дорогах насчитывает уже лет сто. Но что мешает российским автоклубам решительно наращивать клиентскую базу? Плохо рекламируются? Услуги слишком дороги? А может быть, на самом деле они никому не нужны? Судя по всему, речь следует вести о комплексе проблем.

Светлана Владимирова, генеральный директор группы компаний «МедиаПартнер» из Екатеринбурга, уверена, что лишь с появлением нового игрока — РАТ — участники рынка всерьез задумались об эффективной рекламе своих предложений. По крайней мере, РАТ стало первой компанией, сделавшей заявку на федеральные масштабы бизнеса.

— Как правило, автоклубы не шли дальше локальных кампаний с использованием интернет-форумов и листовок на заборе, — говорит Владимирова. — И лишь в случае с РАТ можно говорить о масштабной программе продвижения. Вот только целенаправленного PR-сопровождения этой активности не заметно. Ну скажите мне, потребителю, — с какой стати я должна покупать карточку автоклуба и пользоваться его услугами, если я ничего не знаю о компании и ее ценностях? Прежде всего российским автоклубам нужно стать доверенным лицом потребителя, постоянным сотрудником и «другом», приучить и приручить автолюбителя. И лишь затем открывать и продвигать дополнительные сервисы. Но для решения этой задачи банальной тизинговой «наружки» и редких новостей в СМИ явно недостаточно. Требуется постоянная, непрерывная и регулярная работа в сфере PR-коммуникаций, причем работа не только на федеральном уровне, а в каждом отдельно взятом регионе.

Впрочем, невнятный маркетинг — не единственная причина низкой популярности клубов экстренной помощи автомобилистам. Большинство потенциальных клиентов отпугивают высокие цены на членские карточки. Для сравнения: стоимость ежегодного членства в немецком ADAC составляет 44—78 евро в зависимости от условий. Снижать цены автоклубы не могут, поскольку в условиях жалкой абонентской базы рискуют лишить себя одного из основных источников доходов. Однако, не меняя тарифную политику, клубы вряд ли могут рассчитывать на приток значительного числа новых членов. Между тем, по расчетам независимых экспертов, более или менее разумные финансовые потоки возникают у таких компаний лишь после того, как количество членов превысит 100 тысяч человек.

Судя по всему, РАТ как раз пытается обменять низкие цены на массовость. Однако конкуренты не верят, что такая стратегия окажется удачной. Сергей Соломоденко («Ангел») отказывается понимать, как при цене годовой карты в 3 600 рублей РАТ собирается сводить концы с концами, обещая безлимитную эвакуацию. Соломоденко не рискует прямо обвинять своих соперников в «умолчаниях», однако утверждает: «Вот уже несколько лет на рынке действуют клубы, которые декларируют одно, а в реальности делают другое. Например, обещают бесплатную эвакуацию, за которую на самом деле нужно платить. Чтобы проверить, как работают конкуренты, мы специально стали членами одного автоклуба. После второго вызова к нам ехали четыре часа, а после третьего прямо сказали по телефону: извините, вы дезактивированы в нашей системе. Мы поинтересовались: почему, собственно? Ответ был лаконичен: мы не объясняем причин, это решение компании, ваша карта аннулирована. После такого можно уже не удивляться тому, что у потребителей складывается негативное отношение к нашему бизнесу».

Корень всех проблем рынка экстренной помощи на дорогах Сергей Соломоденко видит как раз в активности «паршивых овец», которые бездумно скопировали внешние формы немецкого ADAC, не адаптировав бизнес-модель к российским реалиям.

Молот и наковальня 
Похоже, в стремлении занять нишу этаких супермаркетов услуг для автовладельцев участники рынка автомобильных клубов не учли целый ряд факторов, в том числе особенности целевой аудитории и возрастающую активность специализированных компаний.

Так, в сегменте эвакуации автомобилей все более активны маленькие фирмы, порой эксплуатирующие всего пару автомобилей — манипулятор (тот, что оборудован «рукой» и позволяет, например, выудить заставленный другими машинами автомобиль на штрафстоянке) и обычный эвакуатор с лебедкой. В Москве такая техника окупается года за полтора, а затем начинает приносить устойчивый доход. Ну а если договориться с сотрудниками ГИБДД и за некоторое вознаграждение начать получать от них информацию о ДТП — такой микробизнес становится просто непотопляемым даже в границах одного района. Достаточно вовремя приехать к месту аварии, чтобы принять на борт пострадавший автомобиль. К тому же пребывающий в состоянии шока водитель не будет торговаться и отдаст любые деньги, лишь бы сразу же после оформления документов покинуть место происшествия, доставив серьезно пострадавшую машину в гараж или прямиком в автосервис.

Автомобильные клубы также налаживают контакты со страховыми компаниями и ГИБДД, раньше всех получающими информацию о ДТП. По крайней мере в столице эвакуатор «Ангела» нередко умудряется приехать на место аварии быстрее, чем наряд дорожно-патрульной службы. И все же мелкие игроки отбирают хлеб у менее поворотливых клубов помощи на дорогах.

Другая очевидная проблема — особенности популяции автовладельцев, теоретически готовых раскошелиться на членскую карточку. Те, кто не испытывает недостатка в средствах, разъезжают на гарантийных автомобилях. Они редко ломаются. Но даже если это происходит, ремонтировать машину будет официальный дилер. Те же, кто бережет каждый рубль, как правило, умеют самостоятельно «прикурить» зимой у соседа по стоянке, поменять проколотое колесо и носят в записной книжке телефон, по которому в случае экстренной необходимости можно вызвать недорогой эвакуатор. И уж точно такие клиенты не будут покупать у автоклубов туристические путевки.

Не будем забывать, что владельцы подержанных иномарок предпочитают все-таки специализированные автосервисы, а не универсальные услуги по ремонту, оказываемые автоклубами. «Официальные дилеры — профессионалы, специализирующиеся на конкретных марках автомобилей, — говорит Андрей Ипанов, заместитель гендиректора и руководитель службы сервиса компании „Авто Ганза“. — А значит, они способны оказывать более качественные услуги по ремонту, чем станции техобслуживания при автоклубах».

Тем временем в среде автомобилистов давно сложились неформальные клубы по интересам, как правило — вокруг определенных марок автомобилей. Характерный пример — конференции на портале «Авто. Ру», где участники всегда могут получить квалифицированную юридическую помощь, рекомендации по выбору недорогого и качественного автосервиса, а то и совершенно практическую помощь вроде буксировки автомобиля соклубника на тросе до ближайшего техцентра.

Вот показательный отзыв одного из участников клуба владельцев Renault Megane, оставленный на интернет-форуме: «Для меня „Меган-клуб“ давно стал родным домом, а „меганавты“ — одной большой семьей! В отличие от автоклубов, которые за деньги предоставляют своим членам некоторые услуги, отношения в „Меган-клубе“ строятся на совершенно иных принципах и бесплатно. Да, наш клуб зарабатывает минимальные деньги на реализации клубных карт и символики, но это делается лишь для того, чтобы окупить всевозможные расходы, связанные с его жизнедеятельностью. Строя свои отношения с партнерами, мы стараемся сделать сотрудничество взаимовыгодным. Партнер получает дополнительную рекламную площадку, возможность приобретения дополнительных клиентов, а „меганавты“ — качество за разумные деньги и, кроме того, помощь клуба в сложных ситуациях».

Другая неприятность — собственные программы помощи на дорогах, развиваемые в России представительствами компаний-автопроизводителей — GM, Nissan и других. Вот и получается: владельцы коммерческих клубов помощи на дорогах все делают правильно, и кажется, даже «по науке». Однако каждый раз выясняется: какие-то обидные пустяки и мелочи портят всю стратегию. 
Нынешний рынок автоклубов — гонка на выживание. К тому моменту, когда массовый потребитель созреет для таких услуг, в финале останутся лишь самые терпеливые. Впрочем, именно тогда в этом сегменте могут появиться куда более сильные инвесторы, которых привлечет расчищенная и подготовл?

Adblock
detector