Грузоперевозки в спб бизнес план
Что делает обычный мужчина с правами, если ему не хватает денег? Правильно – таксует! Спрос на услуги такси есть почти всегда и везде. Примерно так же думают предприниматели, начинающие бизнес на грузоперевозках.
Однако, как показывает опыт, 10-15% небольших компаний по перевозке каждый год прекращают свою деятельность. В качестве причин своего провала разорившиеся грузоперевозчики называют жесткую конкуренцию (в том числе грязную), нестабильный спрос, высокие эксплуатационные затраты. Между тем, грамотный бизнес план собственной грузоперевозки может нивелировать любые риски.
Перевозка грузов: обзор рынка услуг по грузоперевозкам
Общероссийский рынок перевозок грузов в 2017 году достиг 773 млрд рублей, что на 14,6% больше, чем годом ранее. Реальные объемы, рассчитанные не в рублях, в тонно-километрах, более точно характеризуют состояние этой сферы экономики. А здесь бизнес имеет не такую впечатляющую динамику — прирост составил 6,4 % — или 130,9 млрд тонно-км. Если сравнить с 2014 годом, то ситуация выглядит совсем в другом свете. Тогда стоимостный объем был равен 982 млрд руб., а физический — 117,6 млрд тонно-км.
Эксперты утверждают, что в 2019 году положительный тренд, скорее всего, сохранится. Но даже в этих условиях запуск малого бизнеса и перевозка тяжёлых грузов будет напоминать ледяной душ. Конечно, придется забыть о грузовиках-иномарках и сосредоточится на конкурентной борьбе с “коллегами по цеху”.
«Не мечтайте о больших доходах и малом сроке окупаемости перевозки грузов, — считает Игорь Малюгин, эксперт по бизнес планам. – В то же время доход будет. Хозяин фирмы с 2 «Газелями» может рассчитывать на заработок в пределах 2-2.5 средних зарплат в регионе. Конечно, если будет вертеться, как белка в колесе».
Как открыть свой фирму по грузоперевозкам: пошаговая инструкция
Приведем краткий план действий, как открыть с нуля свою небольшую транспортную компанию:
- проработать бизнес план грузовых перевозок;
- регистрация фирмы;
- поиск средств для стартовых капиталовложений;
- аренда офиса и площадки для автотранспорта;
- подбор персонала;
- выбор и покупка автотранспорта или, как вариант, аренда машин;
- рекламная кампания и маркетинг;
- запускаем дело.
Что нужно, чтобы открыть бизнес на грузоперевозках?
Прежде чем начать дело, нужно решить, какие перевозки осуществлять. Если рассчитывает на небольшие объемы, то для этого выбирают форму предпринимательской деятельности – ИП. Сделать это просто — придите в местную налоговую инспекцию и выполните ряд легких письменных процедур.
До 01.01.17 статус ИП подтверждало свидетельство. Сегодня для бизнесмена главный документ — выписка из ЕГРИП по форме Р6000. Ее выдадут через 3 дня после подачи заявки. Там же, в налоговой, расскажут о льготном налогообложении и даже дадут ссылки на сайты, где найти образец любого договора для ИП «домашних» грузоперевозок.
Конечно, можно зарегистрировать Общество с Ограниченной Ответственностью, но общая величина налогов будет неподъёмной для начинающего бизнесмена. Такая форма необходима для работы с крупными заказчиками, так как учитывает НДС (этот налог индивидуальные предприниматели не плятят). Крупный бизнес просто не пойдёт на заключение договоров с «индивидуалами».
Вести бизнес на грузоперевозках “в черную” — то есть без регистрации — просто опасно. При сегодняшнем уровне контроля леваки-грузоперевозчики быстро попадают в поле зрения правоохранительных органов.
Персонал
Следующий шаг бизнес плана – подбор персонала для перевозки грузов. Искать персонал для грузоперевозок нужно параллельно с автотранспортом.
“Техника не только дорогая, но и небезопасная. Перевозка связана с имущественной ответственностью и ценой груза. Так что к найму шоферов стоит подойти ответственно”, — советует бизнесмен Илья Комолов.
Бизнес план грузоперевозки Ильи предполагает, что для начала хватит и пары водителей. С каждым из них необходимо заключить договор о материальной собственности. Наверняка потребуются грузчики. Их не обязательно брать в штат — достаточно иметь контактные телефоны людей, готовых по первому звонку прийти на работу. Функции диспетчера тоже лучше взять на себя хозяину фирму. Или отдать на аутсорсинг.
Приведем ежемесячные зарплаты на персонал по бизнес плану:
Сотрудник грузовых перевозок | Заработная плата | Количество сотрудников |
Директор (он же 1-й водитель) | 40 000 рублей | 1 |
2-й водитель | 35 000 рублей | 1 |
Грузчик (по вызову) | 20 000 рублей | 2 |
Месячный фонд оплаты труда для фирмы со штатом из 2-х водителей составит 115 тыс. рублей в месяц. Сюда приплюсуем налог 6% от оборота и взносы в ПФ РФ и ФФОМС в размере 22 261.38 рублей + 1% от оборота. При общем доходе, например, 500 тысяч рублей в первый месяц, затраты на персонал составят:
115 000 (з/п) + 22 261 (стабильная ставка) + 5 000 (1% от 500 000 ) = 142 261 рубль.
Маркетинг
Как мы уже отметили, рынок грузовых перевозок характеризуется высокой и жесткой конкуренцией. Образно говоря, о себе нужно не шептать, надеясь на «сарафанное радио», а заявить как можно громче, чтобы потенциальные заказчики услышали.
“Лучше всего давать объявления в местные СМИ, — считает Комолов. — Стоит обойти как можно больше домов и дворов, наклеив информацию о себе — типа, быстро, дешево и надежно доставим груз”.
Можно также дежурить у супермаркетов стройматериалов. Там проще всего найти клиентов, хотя можно и нарваться на агрессивных “коллег”. Примеры тех, чье дело «встало на ноги», показывают, что рекламой нужно заниматься постоянно.
Стоимость маркетинга и рекламы по бизнес плану грузоперевозки на начальном этапе составит минимум 50 тыс. рублей.
Оборудование
В связи с дорогой валютой рассчитывать придется на российские машины. Бывалые предприниматели советуют покупать для грузоперевозок автомобили с удлиненным кузовом (так называемая европлатформой) ГАЗ-3302 «Газель» на дизельном двигателе Cummins.
Сколько нужно денег, что открыть перевозки?
Итак, мы решили открыть небольшую фирму с парком из 2-х грузовых ГАЗ-3302, как это делает большинство. В этом случае расходы, согласно бизнес плану, окажутся следующими:
- 2 машины ГАЗ-3302 «Газель» на дизельном двигателе Cummins — 2 108 000 рублей;
- ноутбук, сигнализация, видеорегистраторы, противоугонные механизмы и страховка — 60 000 рублей;
- топливо и ГСМ — 100 000 рублей;
- аренда парковочных мест — 12 000 рублей
- непредвиденные расходы на ремонт и другие нужды — 160 000 рублей;
- реклама — 50 000 рублей
- фонд з/п — 142 261 рубль.
Итого по бизнес плану грузоперевозок придётся заплатить 2 632 261 рублей.
Отметим, что наш бизнес план транспортировки грузов учитывает минимальные расходы. Например, если у взятого на работу водителя есть место для парковки во дворе дома, а топливо покупается из авансовых платежей.
Сроки окупаемости
Если инвестиции произведены из личных денег, то нормальный срок окупаемости не превышает 10-12 месяцев — исходя из этого и составляют бизнес план ИП. Если был взят банковский кредит, то фирма пройдет точку безубыточности в лучшем случае через 3 года. В любом случае регистрация и налоги компании предопределяют организацию работы и скорость возврата стартовых капиталовложений.
Арендовать авто или использовать своё?
Если нет денег на старт или банки отказывают, машины берутся в аренду. Но ставки высоки плюс придётся платить дополнительные страховки.
“Я пробовал брать в аренду. Такое ощущение, что превратился в раба на галере”, — пишет форумчанин #hfaur. И с ним соглашается большинство юзеров.
Рентабельность дела на транспортировке груза
Доходность к уровню затрат зависит от типа работ. Если выбрать внутригородской формат, то вряд ли получится превысить больше, чем на 10-15%. Если грузоперевозка междугородняя, рентабельность достигает 25-35%. Правда, более выгодный сегмент рынка контролирует крупный бизнес, которые предельно жестко отстаивают свою нишу.
Плюсы и минусы дела по доставке грузов
К минусам относят высокий риск профессии водителя, аварийность на дорогах, высокую стоимость новой техники. Кроме того, разорить могут и недобросовестные клиенты, если неправильно оформлять заказы. Таких случаев, увы, немало.
Неподъемным может оказаться и старт. Реальные расчеты многих экспертов показывают, что бизнес оказывается успешным, когда новые малотоннажные грузовики имеют ценник не дороже 600-700 тыс. рублей. Увы, за такие деньги можно взять разве что 3-х и даже 5-летние “Газели”, но их восстановление потребует не только нервов, но и опять-таки денег.
К плюсам относят большие заработки — конечно, если повезет с международными заказами. В то же время опрос бизнесменов показывает, что после 3 лет работы на этом рынке большинству удается найти постоянных клиентов.
Заключение
Любой бизнес план грузоперевозки остаётся всего лишь проектом – который по ряду причин может оказаться не выполнен. Стоимость новых машин, безусловно, давит на предпринимателей, которым особенно трудно приходится в первые три года деятельности, когда еще не “наработаны” договора с крупными клиентами, работающими на международных маршрутах. Огромное значение имеет сумма начальных капиталовложений. Если дело открывается за свои деньги, то он окупится за год; если же был взят кредит, то потребуется в три раза больше времени. Не рекомендуется брать грузовики в аренду, хотя для многих предпринимателей это единственный шанс.
Перевозка грузов сильно зависит от транспортной доступности. Для грузовых автомобилей вроде фуры ограничений практически нет (в отличие от ж/д, морского и авиатранспорта). Поэтому бизнес-план грузоперевозок коммерческих товаров может быть прибыльным. Ниже приведем расчеты, как сделать собственное дело рентабельным, в какие сроки окупятся инвестиции.
С чего начать бизнес по грузоперевозкам можно почитать еще и здесь.
Краткое резюме
Проект рассчитан на разовые инвестиции для закупки транспорта, оформления компании, аренды необходимого помещения. В расчете этого бизнес-плана ИП по грузоперевозкам предполагается развивать направление по оказанию услуг физическим лицам. По той же схеме можно развиваться и в сфере междугородних грузоперевозок для коммерческих организаций. Отличаться будут лишь стартовые инвестиции и срок окупаемости.
Краткие характеристики проекта:
сумма первоначальных инвестиций – 1 700 000 рублей;
срок окупаемости – 24 месяца;
прогноз ежемесячной прибыли –165 247 рублей.
Сходным образом может быть составлен бизнес-план логистической компании по грузоперевозкам. Главное отличие — вместо закупки собственного транспорта необходимо наладить контакты с партнерской сетью, позволяющей оперативно подыскать нужного исполнителя.
Описание проекта
Проект, описываемый бизнес-планом перевозки грузов, в первую очередь нацелен на квартирные переезды, доставку мебели, иных крупногабаритных товаров в черте города Санкт-Петербург и прилегающих районов Ленинградской области (на расстоянии до 100 км). Приобретать планируется автомобили Газель. Они малогабаритны, могут свободно перемещаться по территории города, удобны для подъезда к домам в старых районах, вроде Петроградского.
Характеристики предприятия
Название | Характеристика |
Организационно-правовая форма | Индивидуальный предприниматель |
Система налогообложения | УСН 15% |
ОКВЭД | 49.42 (услуги по перевозкам) |
Офис | Помещение в одном из БЦ г. Санкт-Петербурга |
Наемный персонал | 5 человек |
График работы | Без выходных, с 10.00 до 22.00 |
Открыть ИП можно бесплатно, с помощью специалистов сервиса Главбух Ассистент. Им же удобно доверить ведение бухгалтерского учета — эксперты решат все вопросы с налоговой, организуют документооборот и помогут с составлением договоров.
Бизнес-план грузовых перевозок рассчитывается, исходя из аренды офисного помещения для размещения одного менеджера. Экипажи грузовых автомобилей всегда будут находиться в близости от авто, их нахождение в офисе необязательно. Все автомобили, находящиеся на линии, будут в начале смены распределяться по районам для более оперативного подъезда к заказчику (в близости от транспортных развязок).
Ниша на рынке
Конкурентная среда в Санкт-Петербурге насыщенна. В сфере «городских грузоперевозок» работает почти 750 компаний. Но и такой расклад позволяет создать успешный бизнес-план транспортной компании по грузоперевозкам. По статистике одних лишь приезжих, постоянно проживающих в пределах города, около 2 млн. человек (при числе коренных жителей порядка 5,3 млн). На каждую компанию-грузоперевозчика приходится порядка 9700 потенциальных клиентов. Даже при условии снижения этой цифры втрое (если взять в расчет, что в среднем одна семья состоит из трех человек), остается цифра 3200.
При отсутствии реальных данных о конверсии рекламных кампаний принято учитывать значение в 1%. Оно в нашем случае составит 32 клиента в месяц. Получается, что по бизнес-плану грузоперевозок фура пока «лишняя», достаточно пары небольших автомобилей вроде Газель. При хорошо поставленной маркетинговой стратегии конверсия будет минимум 5%, это даст 160 заказов в месяц. Именно эту цифру и будем учитывать при расчете финансовых показателей. Он обоснована даже при условии высокой конкуренции.
Читайте также: Коммерческое предложение транспортной компании
Маркетинговая стратегия
Основой рекламной политики станет интернет-сайт, группы в социальных сетях – ВКонтакте и Facebook. На этапе старта реализации бизнес-плана грузовых перевозок возле трех популярных ТРЦ Санкт-Петербурга — «Галерея», «Сити-Молл» и «Норд» — будут работать промоутеры (на пути основного трафика от метро к торговому центру). Туда стекаются большие массы людей, живущих в разных районах, поэтому первоначальные заявки будут от рекламных буклетов.
В интернете раскрутка фирмы будет выглядеть так:
рекламные объявления в поисковой системе Яндекс и Google;
баннеры в сетях РСЯ и КМС;
таргетинговая реклама.
Целевой аудиторией компании являются жители Санкт-Петербурга возрастом от 25 до 55 лет, прожившие в городе не менее месяца (не гости), с любым образованием и средним уровнем дохода или выше. Чтобы интернет-кампании дали результат быстрее, учтем при расчете образца бизнес-плана транспортной компании разовый бюджет 100 000 рублей и ежемесячные затраты в размере 50 000 рублей на все направления.
В качестве дополнительного источника клиентов могут стать мебельные, строительные магазины, предоставляющие контакты фирмы для доставки приобретенных товаров. То же может относиться к риэлтерским агентствам, супермаркетам, торгующим крупно-бытовой техникой. Квартирные же переезды – это сначала активная реклама, затем уже «сарафанное радио».
Производственный план
Базирование работы на обслуживании частных лиц влияет на выбор транспортных средств. Авто с большой грузоподъемностью здесь не нужно. Практически всегда речь будет идти о грузах, которые не помещаются в легковой автомобиль – мебель, стройматериалы, бытовая техника. К офису особых требований нет, достаточно подведенного интернета.
Оборудование для компании по грузоперевозкам
Наименование | Цена, руб. |
Грузовой автомобиль «Газель NEXT» удлиненное шасси, 1 шт., дизель | 1 255 000 |
Компьютер, принтер, иная техника для рабочего места менеджера | 200 000 |
Мебель в офис | 100 000 |
ВСЕГО: | 1 455 000 |
Ремонт, обслуживание автомобилей будет организовано силами сторонних автосервисов по мере необходимости, за счет текущей прибыли. То же относится к стоянке на период, когда отдельно взятая машина не востребована. Предлагаемый бизнес-план перевозки грузов предполагает работу практически в непрерывном режиме. Поэтому выгоднее будет парковать авто рядом с проживанием сотрудников.
Организационный план
Штатное расписание включает три должности: водитель-грузчик, экспедитор-грузчик, менеджер. На последнего возлагается прием звонков и онлайн-заявок в период с 10.00 до 18.00, с понедельника по пятницу. На выходных звонки, заявки переводятся на одну из выездных групп. То же происходит в период с 18.00 до 22.00. Выездные сотрудники работают попарно по скользящему графику 2/2. Из-за больших разовых затрат предлагаемый бизнес-план транспортных перевозок нацелен на снижение ежемесячных расходов, поэтому по полному графику работает только выездная бригада.
Заработная плата:
водитель-грузчик – 30 000 рублей;
экспедитор-грузчик – 25 000 рублей;
менеджер – 30 000 рублей.
Бухгалтерский учет выгоднее отдать на аутсорсинг. Средняя стоимость таких услуг – 10 000 рублей в месяц. На разовые работы по обслуживанию авто, техники в офисе выделяется 10 000 ежемесячно (с накоплением бюджета на дорогостоящие ремонты). Благодаря такому подходу бизнес-план по транспортным перевозкам становится более рентабельным. Ведь ежемесячные затраты сводятся к минимуму.
Финансовый план
К первоначальным инвестициям, кроме закупки транспортных средств, мебели и оборудования для оснащения рабочего места менеджера, относится оплата за стартовую рекламную кампанию. В этом бизнес-плане покупки грузового автомобиля учитываются лишь ежемесячные затраты. Переменные расходы погашаются из текущей прибыли.
Перечень разовых затрат
Наименование | Сумма, руб. |
Регистрация бизнеса | 5 000 |
Закупка транспорта и оснащения офиса | 1 455 000 |
Стартовая рекламная кампания | 100 000 |
Оплата промоутеров + рекламные буклеты | 100 000 |
ВСЕГО | 1 700 000 |
Перечень постоянных расходов
Наименование | Сумма, руб. |
Заработная плата | 140 000 |
Налоги на зарплату | 44 800 |
Бухучет на аутсорсинге | 10 000 |
Накопительный бюджет на разовые расходы | 10 000 |
Ежемесячный бюджет на рекламные кампании | 50 000 |
Затраты на ГСМ | 20 000 |
Аренда офиса | 20 000 |
ВСЕГО: | 294 800 |
Расчет окупаемости предприятия:
1. Разовые расходы исходя из расчета на один месяц – 70 850 рублей;
2. Ежемесячные затраты – 294 800 рублей;
3. Себестоимость одной заявки при условии количества заказов 160 в месяц – 2 285 рубля.
Минимальная цена за услуги по грузоперевозкам в СПб составляет 999 рублей за 1 час (минимум 2 часа). С учетом больших расстояний, ситуации с регулярными пробками в Санкт-Петербурге и дополнительных услуг по загрузке/выгрузке средний чек по грузоперевозкам составляет 3 500 рублей. С одной заявки компания получит 1 215 рублей прибыли (в месяц 194 400 рублей). Из них на налоги при выручке 560 000 рублей и общих затратах 365 650 рублей уйдет 29 153 рубля. Чистая прибыль составит 165 247 рублей в месяц.
Риск-Менеджмент
Помимо растущей конкуренции, реализация бизнес-плана грузоперевозок может столкнуться с еще несколькими типами рисков. Первый заключается в поломке транспорта, требующего капитального ремонта (например, в результате ДТП). Даже если восстановление авто проходит по гарантии завода или за счет накопленного бюджета на разовые расходы, теряется время. На этом случай желательно иметь возможность переориентироваться на арендованный транспорт.
Второе связано с вероятностью увольнения сотрудников, их больничных, ежегодных отпусков. В этом случае придется либо подменять отсутствующего человека самостоятельно, либо отдавать часть работы на аутсорсинг (за процент от сделки). Но расходы на зарплату в этом случае никто не отменяет.
Снижается рентабельность и из-за скачков цен на ГСМ, роста стоимость обслуживания авто и аренды офиса. Чтобы компенсировать периоды повышения затратной части при сохранении цен на услуги фирмы, можно создать резервный фонд и рассчитать бизнес-план с его учетом.