Готовый бизнес план экспедиторской компании
Что делает обычный мужчина с правами, если ему не хватает денег? Правильно – таксует! Спрос на услуги такси есть почти всегда и везде. Примерно так же думают предприниматели, начинающие бизнес на грузоперевозках.
Однако, как показывает опыт, 10-15% небольших компаний по перевозке каждый год прекращают свою деятельность. В качестве причин своего провала разорившиеся грузоперевозчики называют жесткую конкуренцию (в том числе грязную), нестабильный спрос, высокие эксплуатационные затраты. Между тем, грамотный бизнес план собственной грузоперевозки может нивелировать любые риски.
Перевозка грузов: обзор рынка услуг по грузоперевозкам
Общероссийский рынок перевозок грузов в 2017 году достиг 773 млрд рублей, что на 14,6% больше, чем годом ранее. Реальные объемы, рассчитанные не в рублях, в тонно-километрах, более точно характеризуют состояние этой сферы экономики. А здесь бизнес имеет не такую впечатляющую динамику — прирост составил 6,4 % — или 130,9 млрд тонно-км. Если сравнить с 2014 годом, то ситуация выглядит совсем в другом свете. Тогда стоимостный объем был равен 982 млрд руб., а физический — 117,6 млрд тонно-км.
Эксперты утверждают, что в 2019 году положительный тренд, скорее всего, сохранится. Но даже в этих условиях запуск малого бизнеса и перевозка тяжёлых грузов будет напоминать ледяной душ. Конечно, придется забыть о грузовиках-иномарках и сосредоточится на конкурентной борьбе с “коллегами по цеху”.
«Не мечтайте о больших доходах и малом сроке окупаемости перевозки грузов, — считает Игорь Малюгин, эксперт по бизнес планам. – В то же время доход будет. Хозяин фирмы с 2 «Газелями» может рассчитывать на заработок в пределах 2-2.5 средних зарплат в регионе. Конечно, если будет вертеться, как белка в колесе».
Как открыть свой фирму по грузоперевозкам: пошаговая инструкция
Приведем краткий план действий, как открыть с нуля свою небольшую транспортную компанию:
- проработать бизнес план грузовых перевозок;
- регистрация фирмы;
- поиск средств для стартовых капиталовложений;
- аренда офиса и площадки для автотранспорта;
- подбор персонала;
- выбор и покупка автотранспорта или, как вариант, аренда машин;
- рекламная кампания и маркетинг;
- запускаем дело.
Что нужно, чтобы открыть бизнес на грузоперевозках?
Прежде чем начать дело, нужно решить, какие перевозки осуществлять. Если рассчитывает на небольшие объемы, то для этого выбирают форму предпринимательской деятельности – ИП. Сделать это просто — придите в местную налоговую инспекцию и выполните ряд легких письменных процедур.
До 01.01.17 статус ИП подтверждало свидетельство. Сегодня для бизнесмена главный документ — выписка из ЕГРИП по форме Р6000. Ее выдадут через 3 дня после подачи заявки. Там же, в налоговой, расскажут о льготном налогообложении и даже дадут ссылки на сайты, где найти образец любого договора для ИП «домашних» грузоперевозок.
Конечно, можно зарегистрировать Общество с Ограниченной Ответственностью, но общая величина налогов будет неподъёмной для начинающего бизнесмена. Такая форма необходима для работы с крупными заказчиками, так как учитывает НДС (этот налог индивидуальные предприниматели не плятят). Крупный бизнес просто не пойдёт на заключение договоров с «индивидуалами».
Вести бизнес на грузоперевозках “в черную” — то есть без регистрации — просто опасно. При сегодняшнем уровне контроля леваки-грузоперевозчики быстро попадают в поле зрения правоохранительных органов.
Персонал
Следующий шаг бизнес плана – подбор персонала для перевозки грузов. Искать персонал для грузоперевозок нужно параллельно с автотранспортом.
“Техника не только дорогая, но и небезопасная. Перевозка связана с имущественной ответственностью и ценой груза. Так что к найму шоферов стоит подойти ответственно”, — советует бизнесмен Илья Комолов.
Бизнес план грузоперевозки Ильи предполагает, что для начала хватит и пары водителей. С каждым из них необходимо заключить договор о материальной собственности. Наверняка потребуются грузчики. Их не обязательно брать в штат — достаточно иметь контактные телефоны людей, готовых по первому звонку прийти на работу. Функции диспетчера тоже лучше взять на себя хозяину фирму. Или отдать на аутсорсинг.
Приведем ежемесячные зарплаты на персонал по бизнес плану:
Сотрудник грузовых перевозок | Заработная плата | Количество сотрудников |
Директор (он же 1-й водитель) | 40 000 рублей | 1 |
2-й водитель | 35 000 рублей | 1 |
Грузчик (по вызову) | 20 000 рублей | 2 |
Месячный фонд оплаты труда для фирмы со штатом из 2-х водителей составит 115 тыс. рублей в месяц. Сюда приплюсуем налог 6% от оборота и взносы в ПФ РФ и ФФОМС в размере 22 261.38 рублей + 1% от оборота. При общем доходе, например, 500 тысяч рублей в первый месяц, затраты на персонал составят:
115 000 (з/п) + 22 261 (стабильная ставка) + 5 000 (1% от 500 000 ) = 142 261 рубль.
Маркетинг
Как мы уже отметили, рынок грузовых перевозок характеризуется высокой и жесткой конкуренцией. Образно говоря, о себе нужно не шептать, надеясь на «сарафанное радио», а заявить как можно громче, чтобы потенциальные заказчики услышали.
“Лучше всего давать объявления в местные СМИ, — считает Комолов. — Стоит обойти как можно больше домов и дворов, наклеив информацию о себе — типа, быстро, дешево и надежно доставим груз”.
Можно также дежурить у супермаркетов стройматериалов. Там проще всего найти клиентов, хотя можно и нарваться на агрессивных “коллег”. Примеры тех, чье дело «встало на ноги», показывают, что рекламой нужно заниматься постоянно.
Стоимость маркетинга и рекламы по бизнес плану грузоперевозки на начальном этапе составит минимум 50 тыс. рублей.
Оборудование
В связи с дорогой валютой рассчитывать придется на российские машины. Бывалые предприниматели советуют покупать для грузоперевозок автомобили с удлиненным кузовом (так называемая европлатформой) ГАЗ-3302 «Газель» на дизельном двигателе Cummins.
Сколько нужно денег, что открыть перевозки?
Итак, мы решили открыть небольшую фирму с парком из 2-х грузовых ГАЗ-3302, как это делает большинство. В этом случае расходы, согласно бизнес плану, окажутся следующими:
- 2 машины ГАЗ-3302 «Газель» на дизельном двигателе Cummins — 2 108 000 рублей;
- ноутбук, сигнализация, видеорегистраторы, противоугонные механизмы и страховка — 60 000 рублей;
- топливо и ГСМ — 100 000 рублей;
- аренда парковочных мест — 12 000 рублей
- непредвиденные расходы на ремонт и другие нужды — 160 000 рублей;
- реклама — 50 000 рублей
- фонд з/п — 142 261 рубль.
Итого по бизнес плану грузоперевозок придётся заплатить 2 632 261 рублей.
Отметим, что наш бизнес план транспортировки грузов учитывает минимальные расходы. Например, если у взятого на работу водителя есть место для парковки во дворе дома, а топливо покупается из авансовых платежей.
Сроки окупаемости
Если инвестиции произведены из личных денег, то нормальный срок окупаемости не превышает 10-12 месяцев — исходя из этого и составляют бизнес план ИП. Если был взят банковский кредит, то фирма пройдет точку безубыточности в лучшем случае через 3 года. В любом случае регистрация и налоги компании предопределяют организацию работы и скорость возврата стартовых капиталовложений.
Арендовать авто или использовать своё?
Если нет денег на старт или банки отказывают, машины берутся в аренду. Но ставки высоки плюс придётся платить дополнительные страховки.
“Я пробовал брать в аренду. Такое ощущение, что превратился в раба на галере”, — пишет форумчанин #hfaur. И с ним соглашается большинство юзеров.
Рентабельность дела на транспортировке груза
Доходность к уровню затрат зависит от типа работ. Если выбрать внутригородской формат, то вряд ли получится превысить больше, чем на 10-15%. Если грузоперевозка междугородняя, рентабельность достигает 25-35%. Правда, более выгодный сегмент рынка контролирует крупный бизнес, которые предельно жестко отстаивают свою нишу.
Плюсы и минусы дела по доставке грузов
К минусам относят высокий риск профессии водителя, аварийность на дорогах, высокую стоимость новой техники. Кроме того, разорить могут и недобросовестные клиенты, если неправильно оформлять заказы. Таких случаев, увы, немало.
Неподъемным может оказаться и старт. Реальные расчеты многих экспертов показывают, что бизнес оказывается успешным, когда новые малотоннажные грузовики имеют ценник не дороже 600-700 тыс. рублей. Увы, за такие деньги можно взять разве что 3-х и даже 5-летние “Газели”, но их восстановление потребует не только нервов, но и опять-таки денег.
К плюсам относят большие заработки — конечно, если повезет с международными заказами. В то же время опрос бизнесменов показывает, что после 3 лет работы на этом рынке большинству удается найти постоянных клиентов.
Заключение
Любой бизнес план грузоперевозки остаётся всего лишь проектом – который по ряду причин может оказаться не выполнен. Стоимость новых машин, безусловно, давит на предпринимателей, которым особенно трудно приходится в первые три года деятельности, когда еще не “наработаны” договора с крупными клиентами, работающими на международных маршрутах. Огромное значение имеет сумма начальных капиталовложений. Если дело открывается за свои деньги, то он окупится за год; если же был взят кредит, то потребуется в три раза больше времени. Не рекомендуется брать грузовики в аренду, хотя для многих предпринимателей это единственный шанс.
Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ.
К данному бизнес-плану прилагается 4 финансовые модели в отдельном файле, которые позволяют с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных
***
Основная цель проекта: усовершенствование и развитие транспортной системы холдинга путем централизации управления действующим автопарком. Планируется создание единого координационного центра (транспортно-экспедиторской компании) для обеспечения собственного подвижного состава холдинга постоянными заказами, своевременным техобслуживанием и ремонтом.
В проекте представлено 4 модели организации работы ТЭК:
Модель №1.
- ТЭК выкупает в собственность транспорт у компаний холдинга по балансовой стоимости;
- ТЭК создает собственный склад ГСМ, склад запчастей – 3 ед. и СТО – 3 ед.;
- все водители переводятся в штат ТЭК.
Модель №2.
- ТЭК выкупает в собственность транспорт у компаний холдинга по балансовой стоимости;
- ТЭК создает собственный склад ГСМ, склад запчастей – 3 ед. и СТО – 3 ед.
Модель №3.
- на ТЭК будут возложены функции управления автопарком холдинга («Fleet management»);
- компании холдинга будут иметь возможность самостоятельно формировать перечень необходимых услуг, выбирая несколько составляющих или полный комплекс обслуживания;
- ТЭК создает собственный склад ГСМ, склад запчастей – 3 ед. и СТО – 3 ед.
Модель №4.
- на ТЭК будут возложены функции управления автопарком холдинга («Fleet management»);
- компании холдинга будут иметь возможность самостоятельно формировать перечень необходимых услуг, выбирая несколько составляющих или полный комплекс обслуживания.
Для формирования структуры ТЭК было проведено финансово-экономическое обоснование 4-х развития событий:
1. Целесообразности создания склада хранения горюче-смазочных материалов (ГСМ) или аренды базы для хранения ГСМ.
2. Целесообразности строительства станции техобслуживания (СТО).
3. Целесообразность создания склада хранения запчастей.
4. Целесообразность строительства СТО и склада хранения запчастей.
Финансовые показатели проекта:
Показатель | Ед. изм. | Модель №1 | Модель №2 | Модель №3 | Модель №4 |
Необходимые инвестиции | тыс. руб. | 3 210 592 | 3 142 028 | 516 959 | 183 506 |
NPV | тыс. руб. | *** | *** | *** | *** |
IRR | % | *** | *** | *** | *** |
Дисконтированный срок окупаемости | лет | 2,9 | 1,6 | 1,9 | 1,2 |
Индекс прибыльности (PI) | раз | *** | *** | *** | *** |
Выдержки из исследования
Анализ рынка транспортных услуг *** области
По данным Территориального органа Федерального органа государственной статистики в *** области на 01.01.2019 г. зарегистрировано *** юридических лиц, из них *** предприятия ведут деятельность в сфере «Транспортировки и хранения», что составляет **%.
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 10.01.2019 г. вид деятельности 49.4 «Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам» осуществляют *** средних предприятия, *** малых предприятий и *** индивидуальных предпринимателей.
По данным портала vird.ru в *** области зарегистрировано *** транспортных компаний, из них
- перевозчиков – ***;
- прямых грузовладельцев – ***;
- транспортно-экспедиторских компаний и диспетчеров – ***;
- суммарно подвижного состава – *** единиц.
Как видно из таблицы ниже, объем перевозок грузов автомобильным транспортом крупных и средних организаций на коммерческой основе за январь-ноябрь 2018 г. составил *** тыс. т, что на ***% выше в сравнении с аналогичным периодом 2017 г. Грузооборот автомобильного транспорта крупных и средних организаций на коммерческой основе составил *** млн. т-км.
Таблица 1. Основные показатели автотранспорта организаций всех видов экономической деятельности, ***область
****
На 01.01.2018 г. в регионе зарегистрировано *** грузовых автомобилей. Как видно из диаграммы ниже, в структуре перевозки грузов преобладают организации сельского хозяйства (***%), строительства (***%), обрабатывающие производства (****%).
Диаграмма 1. Структура перевозки грузов, ***область, 01.01.2018 г., %
***
По данным портала vird.ru на 17.01.2019 г. по *** области представлены следующие предложения по грузоперевозкам.
Таблица 2. Предложения по грузоперевозкам, *** область, 17.01.2019 г.
***
На сайте диспетчерского интернет-сервиса ПЕРЕВОЗКА 24 по ***области представлены следующие предложения по аренде транспортных средств.
Таблица 3. Предложения аренды транспортных средств, *** область, 17.01.2019 г.
***
На Российском агропромышленном сервисе АГРОСЕРВЕР.ru размещены следующие услуги по уборке урожая.
Таблица 4. Предложения по уборке урожая, ***область, 17.01.2019 г.
***
Для определения средней цены аренды транспортных средств для сторонних организаций были проанализированы предложения по аренде, размещенные на сайтах и порталах представленных в таблице ниже.
Таблица 5. Источники информации по аренде транспортных средств, *** область
***
В таблице ниже представлены средние цены по аренде транспортных средств по группам.
Таблица 6. Средние цены на аренду транспортных средств, *** область
****
Целесообразность создания склада хранения ГСМ, аренда базы для хранения ГСМ
В процессе финансового моделирования рассмотрено 4 варианта развития событий:
1. Работа комплекса без изменений.
2. Создание собственного склада хранения ГСМ для удовлетворения собственных нужд холдинга.
3. Создание собственного склада хранения ГСМ для удовлетворения собственных нужд холдинга и сдача свободных мощностей в аренду.
4. Аренда базы для хранения ГСМ.
Расчет потребности в дополнительном хранении
Таблица 7. Лимиты хранения ГСМ
***
Таблица 8. Максимальная месячная потребность в ГСМ
***
Резерв хранения на 3 месяца составляет *** л.
Потребность в дополнительных объемах хранения =
резерв хранения на 3 мес. (***) – лимиты хранения (***) =
*** л или *** куб. м
Согласно поставленным условиям при разработке ТЭО и ФМ, предполагалось, что ТЭК будет оптово закупать ДТ, напрямую на бирже СПбМТСБ. А бензин, газ и масла и далее в розницу, по мере необходимости (без хранения). Также, учитывая, что потребность в ДТ в 12 раз превышает потребность в бензине, предполагалось основные объемы склада ГСМ предоставить под хранение ДТ.
Работа комплекса без изменений (базовый сценарий)
Расчет денежного потока осуществлялся исходя из информации, представленной в таблице ниже.
Таблица 9. Потребность и расход ГСМ
***
Строительство склада хранения ГСМ для собственных нужд холдинга
Оптовая цена топлива = (Средняя цена на бирже + Стоимость доставки 1 тонны / Количество литров в тонне) / (1 + НДС)
Таким образом, оптовая стоимость на основные виды топлива составила:
1. АИ-92 = *** руб./л (без НДС)
2. АИ-95 = *** руб./л (без НДС)
3. ДТ = *** руб./л (без НДС)
При расчетах функционирования склада ГСМ учитывались постоянные издержки и необходимый персонал для полноценного функционирования склада ГСМ, приведенные в таблицах ниже.
Таблица 10. Постоянные издержки склада ГСМ для собственных нужд холдинга
***
Таблица 11. Штат персонала склада ГСМ для собственных нужд холдинга
***
Таблица 12. Капитальные вложения при строительстве склада ГСМ для собственных нужд холдинга
***
Строительство склада хранения ГСМ
для собственных нужд холдинга и сдача свободных мощностей в аренду.
В данном варианте, помимо покрытия собственных потребностей в хранении ГСМ, учитывалось предоставление услуги по хранению ГСМ максимальным объемом ***куб. м/мес. Стоимость хранения 1 куб. м – *** руб. без НДС.
При расчетах функционирования склада ГСМ, с учетом сдачи свободных мощностей в аренду, учитывались постоянные издержки и необходимый персонал для полноценного функционирования склада ГСМ, приведенные в таблицах ниже.
Таблица 13. Постоянные издержки склада ГСМ для собственных нужд холдинга и сдачи свободных мощностей в аренду
***
Таблица 14. Штат персонала склада ГСМ для собственных нужд холдинга и сдачи свободных мощностей в аренду
***
Таблица 15. Капитальные вложения при строительстве склада ГСМ для собственных нужд холдинга и сдачи свободных мощностей в аренду
***
Аренда склада ГСМ
При расчетах финансовой модели была использована ставка в *** руб./мес. за хранение всех объемов бензина марки АИ 92, АИ 95 и ДТ.
Таким образом, в результаты работы было рассмотрено 3 сценария, а также проведено сравнение экономии денежных средств в течении 5 лет с базовым сценарием.
Детальные расчеты по каждому сценарию представлены в финансовой модели в отдельном файле.
Таблица 16. Показатели эффективности сценариев
***
Целесообразность строительства СТО
Таблица 17. Прогноз затрат на ремонт транспортных средств при предоставлении услуг сторонними организациями
***
Ниже представим капитальные затраты на строительство СТО и издержки при функционировании СТО.
Таблица 18. Капитальные затраты на строительство СТО
***
Таблица 19. Постоянные издержки при функционировании СТО
***
Детальные расчеты по каждому сценарию представлены в финансовой модели в отдельном файле.
Таблица 20. Показатели эффективности строительства СТО
***
Таким образом, при данных условиях строительство СТО является нецелесообразным. Нижем рассмотрим условия, при которых строительство СТО будет целесообразно.
Таблица 21. Эффективные сценарии строительства СТО
***
Целесообразность строительства склада хранения запчастей
Расчет денежного потока осуществлялся исходя из наведенной ниже информации.
Таблица 22. Исходная информация для расчета целесообразности строительства склада запасных частей
***
Таблица 23. Расчет простоя автотранспорта
***
Ниже представим капитальные затраты на строительство склада запасных частей и издержки при функционировании склада.
Таблица 24. Капитальные затраты на строительство склада запасных частей
***
Таблица 25. Постоянные издержки при функционировании склада запасных частей
***
Детальные расчеты по каждому сценарию представлены в финансовой модели в отдельном файле.
Таблица 26. Показатели эффективности строительства склада запасных частей
***
Целесообразность строительства СТО и склада хранения запчастей
Расчет денежного потока осуществлялся исходя из наведенной ниже информации.
Таблица 27. Исходная информация для расчета целесообразности строительства СТО и склада запасных частей
***
Таблица 28. Расчет простоя автотранспорта
***
Ниже представим капитальные затраты на строительство СТО и склада запасных частей и издержки при их функционировании.
Таблица 29. Капитальные затраты на строительство СТО и склада запасных частей
***
Таблица 30. Постоянные издержки при функционировании СТО и склада запасных частей
***
Таблица 31. Штата персонала СТО
***
Таблица 32. Штата персонала склада запасных частей
***
Детальные расчеты по каждому сценарию представлены в финансовой модели в отдельном файле.
Таблица 33. Показатели эффективности строительства склада запасных частей
***