Гостиница для дальнобойщиков бизнес план
Мотель – заведение, которое знакомо каждому по иностранным фильмам, но совершенно непривычное для реальности России и стран СНГ. Безусловно, подобные гостиницы имеются в разных регионах, однако они либо специализированные (например, только для дальнобойщиков), либо совершенно незаметные. А тем временем хорошо раскрученный придорожный отель для всех может быть отличным средством получения прибыли!
В чем секрет мотелей?
Такие гостиницы предназначены для тех, кто останавливается в них проездом, – водителей большегрузных автомобилей, путешественников, туристов. Это означает, что чаще всего они находятся прямо на крупных трассах – там, где другой инфраструктуры нет. Однако их вполне можно превратить в обычный мини-отель, разместив просто на окраине какого-либо города.
Чтобы открыть придорожный отель, необходимо знать несколько важных особенностей такого вида заведений. Гостиница должна:
- Быть относительно небольшой – крупный отель вряд ли будет приносить прибыль, даже стоя у самой оживленной трассы: часть номеров тогда все равно будет простаивать
- Предлагать не только размещение на ночь, но и питание – в заведении должен быть хотя бы фаст-фуд
- Обладать крупной стоянкой для размещения как легковых авто, так и большегрузов (окна номеров должны выходить на парковку, чтобы отдыхающий водитель мог в любой момент убедиться, что с его машиной все в порядке)
Чаще всего такие гостиницы располагаются неподалеку от постов ГИБДД, которые служат одновременно и ориентиром, и «охраной».
Кроме того, важное требование, которое нужно соблюсти при организации бизнеса, касается самого здания мотеля. Оно должно предполагать отдельные входы в каждый номер, и эти входы должны вести непосредственно с улицы. Таким образом, постояльцы будут прибывать, не мешая соседям, которые уже отдыхают. При этом придорожный отель предлагает невысокие цены на номера, а также ограниченный набор услуг.
Так, в мотеле не нужны:
- слишком роскошная меблировка
- богатое оснащение бытовой техникой
- «лишние» помещения вроде конференц-зала, спортзала, ресторана
- экскурсионные предложения
- трансферы
Если владельцу важны определенные услуги, ему достаточно лишь разместить свой бизнес неподалеку от АЗС, супермаркета, СТО или кафе – тогда клиенты будут получать все, что им нужно, а хозяину мотеля не придется тратиться.
В чем особенности открытия придорожного бизнеса?
Любой объект придорожной инфраструктуры, включая и мотель, должен отвечать ряду серьезных требований. Следует:
- Зарегистрировать предприятие и предлагать услуги клиентам на официальном уровне
- Получить разрешения в санстанции и пожарной службе, которые проверят условия, предлагаемые в гостинице
- Расположить здание так, чтобы ни оно само, ни его вывеска не мешали обзору на дороге
- Создать удобные съезды со стороны трассы и выезды на нее
Для мотеля лучше всего выбрать прямоугольное или Г-образное здание с 1-2 этажами. Если таковое нельзя арендовать, его придется построить заново.
Дорого ли открыть придорожный отель?
Если здание гостиницы придется строить с нуля, то затраты существенно увеличатся и могут составить 10-15 млн рублей на одну только стройку (окончательная цена зависит от размещения отеля и специфики выбранного района). Если же здание будет взято в аренду, расходы можно уменьшить до 2-3 млн в крупном населенном пункте или до 500 тыс. – 1 млн в мелких.
Кроме того, понадобится:
- 500 тыс. рублей – на ремонт в здании (если потребуется перепланировка, она может стоить до 2-3 млн)
- 300 тыс. – на приобретение мебели и сантехники для номеров (они могут быть самыми простыми, но современными)
- 100-150 тыс. – на покупку различных бытовых вещей (шторы, постельное белье, полотенца и т.д.)
Еще 100 тыс. (минимум) следует выделить для оплаты труда персонала. Его может быть минимальное количество – администратор, портье, 1-2 горничных. Сократить расходы можно, наняв лишь 1 портье и 1 горничную, и тогда фонд оплаты труда тоже будет меньше.
Что же касается прибыли, то даже маленький придорожный отель на 20 номеров в месяц может зарабатывать минимум 120 тыс. рублей (стоимость размещения в мотеле составляет обычно 1,5-2 тыс. рублей за ночь и выше). Если будут введены дополнительные услуги (например, оплата долгосрочной парковки, автомойка и т.д.), эту сумму можно увеличить до 200-300 тыс. Более крупные гостиницы приносят еще больший доход. Его часть будет уходить на оплату труда сотрудников и ежемесячные нужды, однако основная доля будет оставаться «в казне» владельца.
Таким образом, основные расходы (на ремонт, покупку мебели и оборудования) окупятся в течение максимум полугода, а вот затраты на помещение будут возвращаться в течение нескольких лет. Однако беспокоиться не стоит – этот срок позволит быстро раскрутить мотель, сделав его популярным, а значит и более прибыльным.
Известный придорожный отель может быть отличным делом, приносящим своим владельцам хороший доход. По сравнению с зарубежными странами в нашем государстве эта сфера гостиничного бизнеса развита еще недостаточно. В у нас эти гостиницы представлены специализированными заведениями для дальнобойщиков или совсем незаметными мотелями.
Особенности придорожных отелей
Клиенты этих гостиниц – путешественники, туристы, водители, занимающиеся грузоперевозками. Размещают мотели вдоль крупных магистралей, где отсутствует какая-либо инфраструктура. В то же время придорожный отель можно создать в виде обычной небольшой гостиницы, которая будет расположен недалеко от въезда в населенный пункт.
Характерные особенности подобной гостиницы:
- Небольшой размер. Даже если крупная гостиница будет расположена на самом оживленном шоссе, маловероятно, что все ее номера будут постоянно заняты.
- Помимо услуг ночлега в отеле обязательно нужна организовать питание посетителей как минимум на уровне фастфуда.
- Возле нужна большая автостоянка рассчитанная на легковую и грузовую технику. При этом из окон номеров отеля должно быть видно, что его машина в целости и сохранности.
- Часто придорожные отели открывают около постов ГИБДД. При этом они служат своеобразным ориентиром и символизируют безопасность.
- В каждый номер в гостинице должен иметь изолированный вход, прямо с улицы. Это позволит заселять посетителей в любое время суток, не мешая остальным постояльцам.
- Такие отели предлагают ограниченный перечень услуг и невысокие цены на номера. Для мотелей не целесообразно приобретать слишком дорогую мебель и бытовую технику. Кроме того, абсолютно не имеет смысла организовывать ресторан, спортзал, конференц-зал и предлагать клиентам экскурсии и трансферы.
Для придорожного отеля очень выгодно, если недалеко от него будет располагаться АЗС, супермаркет, станция технического обслуживания автомобилей или кафе. Это дает большие преимущества, так как клиенты смогут получить необходимые им услуги на месте.
Как открыть
Прежде всего, для открытия подобного заведения требуется зарегистрировать организацию. После этого необходимо получить разрешения от СанЭпидемСтанции и Пожарной службы.
Здание гостиницы и его вывеска не должны мешать обзору на трассе. Со стороны дороги к ней должны быть удобные подъезды. Оптимальным вариантом будет одно- или двухэтажное здание в форме прямоугольника или буквы Г. Если подходящего помещения для аренды не найти, то его лучше построить самостоятельно.
Расходы и окупаемость
На строительство здания гостиницы потребуется от десяти до пятнадцати миллионов рублей. Стоимость аренды помещения придорожного отеля на въезде в мегаполис составит от двух до трех миллионов рублей, в небольшой населенный пункт до пятисот тысяч рублей.
Помимо этого стартовый капитал необходим:
- На ремонт самого здания – около 500 тыс. руб. (при перепланировке – от двух миллионов рублей).
- Для приобретения мебели, сантехнического оборудования – около 300 тыс. рублей.
- В целях приобретения расходных материалов (постельные принадлежности, посуда, и прочее) – от 100 до 150 тысяч рублей.
- На фонд оплаты труда сотрудников – от 100 тыс. рублей.
По оценкам специалистов, минимальная сумма ежемесячной выручки небольшого отеля, имеющего около двадцати, составляет сто двадцать тысяч рублей.
Если гостиница будет оказывать дополнительные услуги, то сумма дохода может увеличиться до двухсот-трехсот тысяч рублей в месяц.
Часть этого дохода будет направляться на заработный фонд персоналу и прочие ежемесячные расходы. Однако его существенная доля должна оставаться в виде чистой прибыли.
Практика показывает, что первоначальные затраты на ремонт, покупку мебели, сантехники и первой партии расходных материалов могут окупиться за 6 месяцев. А вот инвестиции, вложенные в помещение, будут возвращаться несколько лет. За это время вполне можно сделать отель известным и прибыльным.
Идея, заключающаяся в открытии небольшого придорожного отеля, имеет хорошие перспективы, состоящие в создании стабильного и серьезного бизнеса.
В последнее время стали появляться публикации, посвященные придорожному ресторанному бизнесу. Большая заслуга в этом принадлежит издательству «Ресторанные ведомости». А вот материалов об особенностях и проблемах гостиничных предприятий, работающих на автотрассах, по-прежнему очень мало. Эта статья призвана хотя бы частично восполнить пробел.
Мои познания о специфике отрасли складываются не только из профессиональной деятельности (мы владеем и управляем несколькими придорожными гостиницами в разных ценовых сегментах на трассе М-7 Москва — Нижний Новгород), но также из личного опыта: я достаточно много путешествую по России на автомобиле и повидал десятки разнообразных заведений этого формата.
На данный момент в России крайне мало качественных отелей на автотрассах — чистых, опрятных, с доброжелательным сервисом. Особенно сильно недостатки отечественных гостиниц заметны в сравнении с аналогичными объектами в европейских странах. Тем не менее в пиковые сезоны (как правило, в летние месяцы) получить номер без предварительного бронирования даже в самых посредственных мотелях зачастую невозможно. Эти наблюдения довольно красноречиво свидетельствуют о недостаточной конкуренции, а значит, и о том, что рассматриваемый рынок еще далек от насыщения.
Целевые группы гостей
Безусловно, у каждого направления есть свои особенности, в том числе и специфика аудитории. Мы работаем на одной из самых оживленных и вместе с тем разнородных по составу водителей автотрасс, которая обеспечивает наши гостиницы сразу несколькими категориями гостей.
1. Дальнобойщики
Для гостиничного бизнеса в отличие от придорожной индустрии питания дальнобойщики — не самая «лакомая» целевая группа, несмотря на ее массовость. Большинство представителей этой профессии весьма ограничены в бюджете, выделяемом на поездку, поэтому они, как правило, ночуют в кабине своего автомобиля. Все вполне логично: чем больше денег сэкономишь в поездке, тем больше сможешь привезти домой.
Некоторые дальнобойщики не готовы так жертвовать своим комфортом, однако и они отдают предпочтение самым бюджетным вариантам ночлега: снимают не целый номер, а наиболее доступное по цене спальное место в общей комнате. Такой формат размещения характерен скорее для хостела, чем для «классической» гостиницы.
Впрочем, в обслуживании этой категории гостей есть и преимущество: дальнобойщики фактически живут в дороге, поэтому испытывают большую потребность в дополнительных бытовых услугах, таких как стирка, глажка белья, пользование душем. Если правильно организовать пространство на территории гостиницы, то за счет предоставления этих услуг можно существенно увеличить выручку. Кроме того, ночевать на трассах с дорогим грузом по-прежнему весьма рискованно, поэтому спрос на платную охраняемую стоянку также остается стабильно высоким.
2. Командированные
Многочисленность этого сегмента гостей стала для нас приятной неожиданностью. Дело в том, что в относительной близости от наших гостиниц работает несколько крупных производственных предприятий, куда регулярно приезжают командированные из других городов и даже стран. Разумеется, им нужно где-то остановиться. Пару лет назад у нас в гостинице три месяца жили немцы, налаживавшие оборудование на одном из местных заводов. Рекордсменами же по количеству дней проживания стали сотрудники предприятия по ремонту дорог, которые реконструировали большой участок трассы: компания оплатила им проживание более чем на полгода. Вообще средний срок пребывания командированных гостей установить весьма затруднительно, поскольку он может варьироваться от пары дней до нескольких месяцев, в зависимости от масштаба и длительности проекта, на который были привлечены специалисты.
3. Гости, приезжающие отдохнуть на выходные
Гостиницы придорожного формата вполне могут стать подходящим вариантом для тех, кто хочет вырваться из городской суеты на несколько дней. Однако вряд ли получится сделать отель востребованным местом отдыха, если здание вплотную прилегает к загруженной дороге: шум машин и неживописный вид из окна на трассу едва ли способствуют созданию спокойной атмосферы. Нам удалось привлечь эту категорию гостей только в одну из наших гостиниц («Терем»), поскольку мы построили ее на некотором отдалении от шумного шоссе. Это несколько осложнило процесс раскрутки объекта, так как многие люди проезжали мимо, не замечая наш отель с трассы. Однако проблему нам удалось довольно быстро решить, арендовав несколько новых рекламных щитов на трассе и указав на них точное местоположение и подробную навигацию.
Данной аудитории очень важна развитая инфраструктура для проведения досуга — наличие бани, бассейна, бильярда и т.д. Поэтому тем, кто рассчитывает на привлечение этого сегмента гостей, следует уделить особое внимание расширению списка предлагаемых развлечений.
4. Туристы
Чаще всего придорожным гостиницам удается привлечь транзитных туристов, то есть тех путешественников, которые преодолели лишь часть запланированного маршрута и нуждаются в комфортном месте для сна. Такие гости, как правило, приезжают поздно вечером и уже рано утром снова отправляются в путь. Главными приоритетами для них являются уют и наличие удобств в номере, тихая и спокойная обстановка, а также возможность оставить машину в безопасном месте. Кроме того, они очень любят, когда утром им предлагают бесплатный завтрак.
5. «Сладкие» парочки
Наконец, еще одна довольно многочисленная группа посетителей, без упоминания о которой мой рассказ получился бы неполным, — одинокие водители, останавливающиеся в отелях, чтобы скоротать время со спутницей, как правило, из местных девушек легкого поведения. Хотя мы не приветствуем в наших гостиницах такого рода досуг, препятствовать ему, оставаясь вежливыми и гостеприимными, довольно непросто. Ведь не станем же мы спрашивать у каждой пары, кем они друг другу приходятся. Чтобы минимизировать поток данной категории посетителей, мы полностью отказались от почасовой оплаты номеров и очень тщательно следим за тем, чтобы представительницы древнейшей профессии не подыскивали себе клиентов рядом с нашими заведениями.
Сегменты придорожных гостиниц
Большинство придорожных гостиниц в нашей стране можно разделить на три основные категории:
• Эконом-сегмент
Эконом-гостиницы на автотрассах чаще всего предлагают небольшие номера с удобствами на этаже. Наибольшим спросом такие отели пользуются у дальнобойщиков и командированных из небольших компаний с ограниченным бюджетом.
Средняя цена за двухместный номер здесь варьируется в пределах от 700 до 1500 рублей. Обычно эконом-гостиницы предоставляют посетителям возможность занять спальное место в общем номере. Стоимость такого размещения может составлять всего 300–350 рублей за ночь.
• Средний ценовой сегмент
Гостиницы этого класса ориентированы в большей степени на туристов, которые ищут место для ночлега, чтобы на следующий день снова отправиться в путь, а также гостей, приезжающих на выходные. Комнаты в подобных отелях, как правило, оснащены всем необходимым: холодильником, телевизором и даже кондиционером. Удобства находятся в номерах. Довольно часто владельцы таких гостиниц совмещают их с более простыми эконом-отелями, располагая эти два объекта в отдельных корпусах или на разных этажах одного здания.
К среднему ценовому сегменту также можно отнести достаточно распространенный вариант небольшого «семейного» отеля, зачастую переделанного из обычного жилого дома. Номерной фонд таких объектов редко превышает пять комнат, да и их владельцы обычно делают основной упор на смежный бизнес, например, на кафе или розничную торговлю.
Стоимость двухместного номера в отелях данного класса составляет от 1800 до 3000 рублей за сутки.
• Бизнес-сегмент
К отелям бизнес-класса, работающим на трассах, принято относить объекты, которые располагают просторными номерами, состоящими из нескольких комнат, широким спектром самых разнообразных дополнительных услуг и развлечений: от бани и бассейна до тенниса и конюшен, а также большими облагороженными территориями с парковыми зонами.
За одни сутки в двухместном номере гости, скорее всего, заплатят не меньше 4000–5000 рублей. Обычно в эту сумму входят завтрак, пользование охраняемой стоянкой, а также приятные бонусы, зависящие от маркетинговой политики каждой конкретной гостиницы.
Секреты успеха придорожных гостиниц
Наш опыт подсказывает, что практически все успешные придорожные гостиницы объединяют несколько схожих параметров. Я считаю, что они и являются ключевой причиной востребованности того или иного отеля.
В первую очередь это, конечно же, удачное расположение, удобный заезд и вместительная охраняемая парковка. Для любого придорожного объекта именно эти факторы если не самые главные, то определенно одни из основных. Особенно если речь идет о выборе гостиницы для отдыха в пути всего на одну ночь. В таких случаях гости довольно редко ищут лучший вариант заранее, читая отзывы в интернете или опрашивая знакомых. Как правило, когда автомобилисты решают, что пришло время отдохнуть, они выбирают первый же отель, который им приглянется уже с трассы.
Именно поэтому особое значение имеют фасад здания гостиницы, уличные баннеры и наружная реклама. Задача владельцев — сделать все возможное, чтобы объект сразу бросался в глаза водителям и при этом выглядел весьма опрятно и привлекательно, вызывал желание в нем остановиться.
Наконец, еще одним критически важным для популярности придорожной гостиницы фактором является комплексность объектов. Водители намного охотнее останавливаются не в одиноко стоящих на пустыре зданиях, а в местах, где можно и вкусно поесть, и купить в дорогу все необходимое, и отремонтировать машину, если возникает такая необходимость. Удобство гостя должно быть приоритетом для каждого владельца бизнеса на трассе.
В заключение следует затронуть такой актуальный вопрос, как экономическая привлекательность открытия придорожных гостиниц. Инвестиции в полноценное строительство и запуск гостиницы на 15 номеров с удобствами в номере (таков, по нашему опыту, необходимый минимум) составят от 12 миллионов рублей. Сумма, безусловно, может сильно варьироваться в зависимости от множества факторов: месторасположения, наличия инфраструктуры, ее состояния. Сроки окупаемости такого объекта — примерно 4–5 лет. Таким образом, открытие придорожной гостиницы может стать весьма интересным с точки зрения вложений средств бизнесом.