Генерация бизнес идей майкл микалко
Если новые идеи не приходят в голову сами собой, нужно научиться их придумывать. Методов развития креативности сегодня более чем достаточно, но все они могут быть сведены к четырем направлениям.
Вице-президент рекламной сети FooteCone & Belding (FCB)
Дэвид Коэн достал из портфеля картинки, раздал их аудитории
и попросил найти среди квадратов и треугольников звезду. Потом он
написал две последовательности букв и предложил продолжить одну из
них. Показал рисунок, похожий на водопроводный кран, и сказал:
«Посмотрите иначе – вот человек с бутылкой пива. Или Авраам
Линкольн». Затем ведущий указал на предмет, напоминавший вантуз, и
поинтересовался, что это. Наконец, он потребовал продолжить историю
о Джоне и Мери, которых участники собрания якобы увидели мертвыми
на полу.
Примерно так выглядит тренинг креативного мышления в рекламном
агентстве Media Arts Group, входящем в сеть FCB. Но не только
рекламщикам полезно домысливать, что вантуз – это своего рода
кофейная чашка, а мертвые Джон и Мери на самом деле рыбы. Сегодня
креативность требуется повсеместно, и творческое мышление
становится базовой компетенцией современного менеджера.
Объяснение этому факту кроется в самом характере современного
бизнеса. В прошлом году был опубликован манифест «Созидательное
разрушение», который написали специалисты компании McKinsey &
Co. Авторы утверждают, что принцип непрерывного развития успеха
давно ушел в прошлое. Прежние способы ведения бизнеса постоянно
устаревают, поэтому менеджмент должен искать выход не в переборе
известных решений, а в постоянном поиске новых основ успеха.
Крупным корпорациям нелегко устоять под натиском небольших
агрессивных компаний, предлагающих новые продукты и идеи.
Креативность менеджерской команды становится не только залогом
успеха, но и элементарным условием выживания.
Программы, обучающие креативности, нужны не только рекламщикам,
но и техническим специалистам, директорам по развитию,
топ-менеджерам и проч. Так, крупный машиностроительный холдинг
заказал директору агентства «Интеллект-Ресурс групп» Виктору
Тимохову тренинг креативности сразу для 150 человек –
начальников цехов, инженеров и технологов. А винодельческая
компания «Фрион» обучила методикам креативности всех
топ-менеджеров. Началось все с того, что компания решила сменить
название, объединив в нем два направления своего бизнеса, но ни
один из предложенных менеджментом вариантов не нравился
собственникам. Тогда компания заказала тренинг креативности для
членов совета директоров. Результаты превзошли все ожидания.
Участники придумали несколько сотен вариантов, и компания получила
новое название: «Альянс Интегро». А директор по персоналу «Альянса»
Юлия Марова отмечает, что тренинг серьезно изменил культуру
обсуждения идей в компании. «Теперь, обсуждая какую-либо проблему в
совете директоров, мы пытаемся решить ее как изобретательскую
задачу»,– утверждает Марова.
Программы развития креативности поражают экзотическими
названиями: тренинги латерального мышления, икаэринг,
креатив-практика, «Мата Хари против Штирлица» и т. п. Но на самом
деле большого разнообразия нет, каждый метод восходит к какой-то
конкретной модели понимания креативности, и таких моделей всего
четыре.
Алгебра креатива
Многие исследователи рассматривают
креативность не как интуитивный процесс, а подходят к ней сугубо
рационально. Наиболее ярко этот подход воплощен в методе ТРИЗ
(Теория решения изобретательских задач). В его основе лежит
инженерная теория Генриха Альтшуллера, который считал, что
метод проб и ошибок и ожидание творческого озарения неэффективны.
По его мнению, изобретение нового – вполне технологический процесс.
Проанализировав более 400 тыс. различных изобретений, Альтшуллер
установил, что большинство задач решаются всего 40 приемами. Нужно
лишь разделить все задачи на типы и применить нужные алгоритмы
решения.
Любая сложная задача в терминологии ТРИЗа содержит в себе
системное противоречие, его надо преодолеть или обойти. Вот,
скажем, прием №26: если найденное решение слишком сложно, дорого и
неудобно, его надо заменить на ослабленную копию. Перед
бизнес-тренером Виталием Ильинским в свое время поставили
задачу: совместить два логотипа одной компании, владеющей
автобуфетами, Steff и «Маркон». Просто изобразить их вместе было
нельзя в силу высокой узнаваемости марки Steff и низкой известности
«Маркон». Тогда Ильинский предложил оставить Steff, но изобразить
на палатке тень в виде буквы «М». Идея была отвергнута из-за
негативных ассоциаций, которые вызывала тень у заказчиков. Тогда
Ильинский предложил сделать букву цветной, используя специальные
прожекторы для подсветки.
«ОБЪЯВИТЕ НЕДЕЛЮ ГЛУПОЙ ИДЕИ»
Автор бестселлера Thinkertoys («Энциклопедия бизнес-идей») Майкл
Микалко начал заниматься креативностью еще в армии, затем он
применял эти методы, работая в ЦРУ, а сейчас активно консультирует
бизнесменов. Но, несмотря на свой богатый опыт, весьма критично
относится к тренингам креативности.
«Секрет фирмы»: Почему у современных менеджеров возникла
потребность в тренингах креативности?
Майкл Микалко: Потому что ошибки бизнесменов, которым недостает
креативности, дорого обходятся компаниям. Например, когда Univac
изобрела компьютер, она заявила, что он предназначен только для
ученых. Сейчас память об этой компании хранят лишь архивные
документы и анекдоты. В 1968 году в Швейцарии были изобретены
электронные часы, но ни одна швейцарская компания тогда не обратила
на них внимания: они думали, что это не часы. Зато идею подхватила
японская Seiko. Причины этих ошибок обусловлены недостатками
традиционного воспитания. В школе учат не думать, а воспроизводить
известные точки зрения. Сталкиваясь с проблемой, мы анализируем ее
и выбираем наиболее привлекательный вариант из того, что уже знаем,
отсекая все другие возможности. Между тем настоящее творчество
состоит в том, чтобы создавать новые возможности. Кстати, многие
креативные методы как раз мешают этому.
СФ: Какие же?
ММ: Например, популярные среди корпоративных тренеров модели
типа «Шести шляп». Их легко понять и легко использовать, однако они
не способствуют развитию настоящей мысли. В их основе лежит
убеждение, что креативность можно объяснить через модель или
формулу. Когда обученные этим методикам люди сталкиваются с
проблемой, они вспоминают модель и спрашивают себя: какой способ
решения проблемы мне предлагает система «Шесть шляп»? Тем самым
дают волю не творческому, а воспроизводящему мышлению.
СФ: Тогда к каким тренерам стоит обращаться, какие модели
нужно использовать?
MM: Дело не в тренерах и не в методах. Творчество – это чистая
импровизация, его невозможно объяснить никакой формулой. Все модели
сводят новое к уже известному и тем самым убивают креативность.
Консультант же вообще подобен парню, который поучает всех искусству
соблазнения, не имея собственной девушки.
СФ: Что же делать компаниям, если тренинги их не
устраивают?
ММ: Многие компании начинают искать решения самостоятельно.
Например, привлекают креативных людей с внешних рынков. Citizens
Financial Group in Providence R. I. (CFG) набирает творческих
личностей из других индустрий. Так, дивизион банкоматов возглавляет
человек, ранее работавший в недвижимости, а один из топ-менеджеров
раньше работал в упаковочном бизнесе. Это помогает компании мыслить
шире. Скажем, большинство банков обслуживают существующих клиентов.
CFG, наоборот, используя навыки бывших менеджеров по продажам, ищет
новых.
СФ: Каким способом можно развивать креативность у своих
сотрудников?
ММ: Творчеству нужен дом. Сделайте креативный уголок –
специальное место, заставленное книгами, видеофильмами по
креативности, обучающими играми. Объявите неделю глупой идеи.
Удачные решения часто происходят из нелепых и безумных
предположений. Например, в издательской компании кто-то предложил
идею: открытки для мертвых. В итоге они стали производить наклейки,
на которых можно было писать пожелания и приклеивать их на
памятники. Продукт продавался очень хорошо. Каждый раз, когда
кто-либо из сотрудников придумывает новую идею, давайте ему билет.
В конце месяца обладатели нескольких билетов получат приз. Но ни в
коем случае не заставляйте и не принуждайте людей к творчеству.
Люди сами выбирают, хотят ли они быть творческими или нет.
Творчество – это чистая демократия.
Шаблоны для ума
В основе второй модели также лежит
идея, что творчество можно подчинить технологии. Однако
систематизировать нужно не решение задачи, а сам процесс мышления.
И тогда порождение нового выглядит так: сбор материала, постановка
креативной задачи, соотнесение материала с задачей и, наконец,
генерация идеи с помощью ассоциаций. Творческий процесс разделяется
на несколько последовательных этапов, или несколько ролей, которые
участник так же последовательно примеряет на себя.
Самый популярный тренинг этого типа – «Шесть шляп» Эдварда де
Боно (см. СФ №
28/2004). В России эту программу предлагает компания MTI,
тренеры которой прошли обучение за рубежом. Другие компании тоже
нередко используют методику де Боно. Так, тренер компании Ars Vitae
Александра Купавская обучает креативу на основе теории
Грэма Уоллеса, который разделил процесс мышления на пять
этапов. Сначала используется логическое мышление. Когда оно не
приводит к нужному результату. Человек устает, испытывает
негативные эмоции, он отказывается от попыток решить задачу. Во
время паузы происходит созревание идеи, затем следует инсайт и
доработка полученной идеи. Но если этап вызревания идеи длится
слишком долго и участники не достигают озарения, Александра
использует метод «Шесть шляп». «Это один из эффективных способов
привести процесс обсуждения творческой задачи в порядок»,– так
оценивает она метод де Боно.
К аналогичному методу прибегает и Дэвид Коэн в FCB. Придумывая
идеи, человек «играет» четыре роли: Исследователь, Художник, Судья
и Воин. Каждый из этих «персонажей» ответствен за определенный
этап. Исследователь собирает факты, теории, опыт. Художник
переставляет собранную информацию местами и ищет неожиданные
альтернативы. Судья оценивает порожденную художником идею с точки
зрения возможных рисков. А Воин воплощает ее в жизнь. Все эти роли
можно играть в составе креативной команды, когда люди возвращают
друг другу задания на доработку. Последовательное применение этого
метода позволит научиться, по словам Коэна, «думать с другой
стороны коробки», под которой он понимает повседневное
мышление.
Левые и правые
Далеко не все тренеры требуют от
участников мыслить рационально. Не менее сильный метод – погружение
человека в нестандартные ситуации. Например, управляющий ГК
«Институт Тренинга-АРБ Про» Сергей Макшанов на своем
тренинге «Креативность в менеджменте» просит менеджеров представить
или нарисовать показатель EBITDA и только потом думать о способах
повышения рентабельности бизнеса. Антонина Ростовская,
тренер компании «Тренинг-бутик», обучает менеджеров искусству
падать, изображать животных и разыгрывать сцены. Все это, по ее
мнению, должно научить мыслить в движении.
Экстравагантные приемы использует и Виталий Булавин,
генеральный директор школы менеджеров «Арсенал». На тренингах для
топ-менеджеров тренеры организовывают необычные мероприятий.
Участников водят в художественную мастерскую, клуб байкеров, на
спектакли Евгения Гришковца, отправляют в часть спецназа ВДВ. Один
из тренингов Булавин проводил в Африке. Участники жили в настоящем
племени масаев, наблюдали жизнь диких зверей и рисовали. «Сафари
производит сильное впечатление,– говорит участница тренинга,
руководитель департамента компании „Астрасофт” Ольга
Яковенко.– Было ощущение, будто живешь в зоопарке, а звери на
тебя смотрят».
Несмотря на то, что подобные тренинги больше похожи на
развлечение, чем на учебу, у такого подхода есть и серьезная
теоретическая база. Согласно одной из теорий, источник креативности
заключается в умении переключаются с первичных познавательных
процессов (сновидения, мечты, образы), которые рождают новые и
неожиданные мысли, на вторичные (логическое мышление, тексты).
Чтобы научиться мыслить творчески, нужно максимально разбудить
воображение. Например, начать рисовать, лепить из пластилина,
больше фантазировать, а затем попытаться рассказать о полученных
впечатлениях в письменной форме. Сергей Макшанов называет это
«правополушарным переоформлением». Считается, что именно правое
полушарие отвечает за образное мышление: следуя данной теории, чем
слаженнее взаимодействуют полушария, тем богаче понимание
реальности – и тем больше новых идей может придумать человек.
Креативный оркестр
Один из самых перспективных методов
– развитие креативности у целых команд. Тренинги такого типа чаще
всего приобретают форму групповой импровизации. Например,
креативный директор агентства FCB MA Алексей Голиков любит
проводить со своими сотрудниками одно несложное упражнение. Люди
встают в круг, ведущий начинает рассказывать какую-нибудь
выдуманную историю, а затем кидает мяч наугад другому игроку. И так
по очереди все придумывают продолжение истории. А генеральный
директор компании «Тренинг-бутик» Марк Кукушкин как-то
привез группу сейлз-менеджеров мебельной компании в курортный город
и за два часа до начала тренинга развесил по городу объявления, что
в местном клубе состоится концерт приезжих «звезд». Только после
этого участникам тренинга объяснили, что их ждет. После бури
возмущений они начали готовиться и в итоге поставили хороший
спектакль. «Этот эксперимент мы повторяли четыре раза с разными
группами,– говорит Кукушкин.– И каждый раз участники
справлялись».
В основе импровизационных техник лежат идеи Джона Као,
гарвардского профессора, музыканта, основателя нескольких компаний
и продюсера фильма «Секс, ложь и видео». Као считает, что главным
фактором преуспевания в бизнесе сегодня является постоянное
творчество. Компании должны превратиться в «фабрики идей»,
состоящие из креативных сотрудников и руководителей, интенсивно
обменивающихся информацией друг с другом. Деятельность компании, по
мнению Као, превращается в джемминг – музыкальную импровизацию.
Конечно, ни один тренинг не способен научить человека
придумывать гениальные идеи. Но главный плюс таких программ состоит
в том, что они устраняют препятствия, мешающие развитию креативного
мышления, главное из которых – страх творчества. Раскрепостив свое
сознание, люди уже не боятся провала или насмешки и предлагают свои
идеи более активно.
Дмитрий Лисицин
Добавлено в закладки: 0
Эта подборка будет полезна всем тем, кто ищет свою, ту самую бизнес идею, которая резонансом отзовётся в сердце и голове ищущего. Эти 10 интересных книг с идеями бизнеса содержат как практические примеры, так и способы генерации новых идей.
Джеймс Адамс. Разблокируй свой разум. Техника поиска оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных идей
Книга поможет удалить блоки, которые мешают развитию творческого потенциала каждого человека, раскроет секреты общения бесконфликтного общения в коллективе, обществе, а также лучше узнать самого себя. Автор книги предлагает ряд увлекательных упражнений, благодаря которым каждый из нас сможет раскрыть в полной мере тот творческий потенциал, которым он обладает. Книга поможет правильнее формулировать свои идеи и оригинальным способом выходить из щекотливых ситуаций. Автор уверен, что каждый из нас обладает умением творить. Однако человек живет под влиянием ряда условностей, которые диктуют модель поведения в обществе или в его собственной голове. Читаем и убираем ненужные нам блоки!
Харви Бен — 100 Величайших продающих писем
Скачать книгу
В книге вы найдете ответы на вопросы:
- Как продать: подписку на журнал, участие в опасной и увлекательной экспедиции, женское белье, ипотеку, недвижимость, посещение семинаров/тренингов, общение с потенциальными и клиентами и превращение их в постоянных покупателей, свежие идеи для печатных изданий – опираемся на опыт прошлых лет,
- Как продать услугу, как предложить «бизнес для бизнеса»,
- Как сормировать выгодное акционное предложение – «Приведи друга» и «Бесплатное предложение»,
- Как продать дорогую услугу (медицинская сфера обслуживания, товары класса Премиум и проч.),
- Возвращение бывших клиентов,
- Презентация нового продукта,
- Письма для тех, кто ищет работу (Как составить эффективное резюме),
- Эффективная реклама магазинов и сбор средств на благотворительность.
Майкл Микалко. Энциклопедия бизнес-идей. Тренинг креативности
Скачать книгу
- Как прокачать личную креативность за короткий промежуток времени?
- Чем занять себя? Почему в голове крутятся одни и те же мысли, которые не приносят результата или даже более того – они уже точно не сработают.
- Как решить старые проблемы и не набраться новых – в работе Майкла Микалко. Автор серьезно исследует парадокс креативного творческого мышления и предлагает интеллектуальную игру с собственным мозгом как один из способов прокачать способности интеллекта, интуиции, скорости реакции и находчивости.
- Кроме того, в книге размещены упражнения и техники для быстрого поиска эффективных решений в бизнесе, механизмы подключения работы подсознания в процесс размышления над той или иной проблемой.
Если вам не достает новизны идей, то данная книга – для вас!
Александр Орлов.Как заработать на идеях
Ийри Шерер. Техники креативности. Как найти, оценить и воплотить идею.
Скачать книгу
Книга из разряда «комиксов» – то есть, текста там действительно минимальное количество, зато основные идеи отлично проиллюстрированы автором.
В издании вы найдете ряд эффективных методов с примерами, которые не только подтолкнут на генерацию креативных идей, но также на их эффективную реализацию. Хорошо подойдет тем, кто находится в творческом поиске и источнике вдохновения. Предоставлен набор инструментов для иллюстрации креативных процессов, которые предлагаются к прочтению в виде символов и цветовых решений. Методы, изложенные автором, применимы как при самостоятельной работе, так и при работе в команде.
Н.Федосенко. 500 идей домашнего бизнеса
Скачать книгу с Яндекс Диска
Как найти свою нишу в домашнем бизнесе? Нелли Федосенко собрала топ-500 работающих прибыльных идей, на которых можно заработать, не выходя из дома. Идеи структурированы по категориям, что значительно облегчает поиск заинтересовавшей ниши. Бизнес в интернете, в гараже, на огороде, бизнес на хобби или для мам в декрете – каждый найдет для себя что-то интересное. Автор уверена, что свое дело должно приносить в первую очередь удовольствие, а стабильный доход – это приятное дополнение.
Юрий Мороз. 1000 и 1 идея для вашего бизнеса
Если вы испытываете нехватку в идеях для бизнеса, автор – предприниматель с более чем 15-тилетним стажем работы поможет найти свое предназначение. Руководитель Школы своего Дела предлагает подискутировать с читателем и поясняет ключевые позиции выбора своей ниши на рынке. Подробно рассматриваются подводные камни различных видов бизнеса и даются ценные указания стартаперам. Рекомендуется для тех, кто занимается саморазвитием и стремится начать свое дело с нуля.
Брайан Хилл, Ди Пауэр. Бизнес-ангелы. Как привлечь их деньги и опыт под реализацию своих бизнес-идей.
Где взять денег стартаперу? Как оценить стоимость своей бизнес идеи и как правильно презентовать ее потенциальному инвестору. Книга наполнена полезными советами и реальными примерами из практики зарубежного и российского инвестирования через частных инвесторов. Описаны особенности , преимущества и недостатки работы с таким видом финансов, издания пригодится как стартаперам, так и самим венчурным капиталистам – настоящим или будущим.
Стивен Страус. Большая идея, или как бизнес-изобретатели превращали свои идеи в прибыльный продукт
Скачать книгу
Книга повествует о том, как были созданы самые полезные изобретения, которыми мы привыкли пользоваться настолько, что уже не представляем себе жизни без них – пульта управления, ксерокса, посуды из тефлона, микроволновки и ряда других. Автор рассказывает о промахах и неудачах авторов изобретений, о том, каким образом они продвигали свои инновации на мировых рынках, а также истории их колоссального успеха. На основе всего вышеперечисленного он делает выводы и разрабатывает готовые стратегии, которые позволяют грамотно презентовать великолепный товар.
Томас Найт. А полетит? Как узнать, есть ли у вашей бизнес-идеи крылья, прежде чем вы прыгнете
Скачать книгу
Как адекватно оценить свою бизнес идею? Автор предлагает чек-лист из 44 пунктов, которые помогу в итоге определить, стоит ли вкладываться в данную идею бизнеса в своем регионе или лучше повременить с капиталовложениями. Чек-лист поможет проапгрейдить свою идею, создать первую модель продукта, проверить возможные подходы к методам реализации идеи. Данная книга помогла сэкономить значительные средства на старте многих видов бизнеса. Быстрый ответ на все тяжелые вопросы и простая проверка сразу нескольких бизнес идей поможет вам поверить в себя и действительно найти рабочую и приносящую доход идею бизнеса.
Бонус! Олег Аллин, Вениамин Зайцев. Бизнес по правилам и против них – 225 бизнес-идей, 455 практических примеров
История о бизнесе по правилам и без. Истории успеха людей, которые придумали свои правила игры, при этом не переступив действующего законодательства. В книге раскрываются бизнес секретами с практическими советами по их применению. Издание заинтересует руководителей, а также стартаперов, которые стремятся обойти конкурентов уже на старте. Оптимизация бизнес процессов, регулирование и управление – все это вы найдете в этой книге среднего формата.