Финансовый план бизнес плана школа
1. Краткий инвестиционный меморандум
Известно, что занятия творчеством полезны для ребенка, они повышают его интеллект, способствуют развитию памяти и мышлению. Поэтому, помимо общеобразовательной школы, для многих родителей сейчас важно увлечь ребенка творческими занятиями.
Еще 15 лет назад в России, в основном, были только государственные творческие школы для детей — музыкальная, художественная и спортивная. В этих школах учили и учат по определенным методическим пособиям, давая максимальную нагрузку на ребенка, при этом, чаще всего, не подстраиваясь под особенности детей.
Сегодня же родители выбирают другие варианты для развития творческого потенциала ребенка. Поэтому все чаще появляются школы развития для детей разных возрастов.
Таким образом, школы творчества можно поделить на несколько видов:
1. Школы раннего развития. Рассчитаны на детей дошкольного возраста, большая часть уроков проходит в игровой форме. Ребенок получает основные понятия об окружающем мире, занимается физическими занятиями и упражнениями для своего возраста, развивает творческие способности (лепка, рисунок), учится быть самостоятельным.
2. Школы искусств, рассчитаны на детей школьного возраста, которые являются «моно-школами», то есть в которых обучаются одной из дисциплин. К примеру, художественному мастерству, игре на музыкальных инструментах, актерскому мастерству. Такие школы похожи на государственные, однако предлагают услуги по индивидуальным занятиям с ребенком, отсутствует система оценок и четкий график. В таких школах собраны высококвалифицированные педагоги, после обучения в таких школах дети могут приобрести навыки для своих будущих профессий.
3. Школы творчества с разными направлениями занятий. В таких школах ребенок может выбрать одно или несколько направлений. Многие родители понимают, что ребенок должен пробовать себя в разных направлениях, а такие виды деятельности, как спорт или танцы, даже если не являются будущей профессией ребенка, полезны для здоровья. Дополнительным преимуществом для детей является общение со сверстниками, увлеченными одинаковыми дисциплинами.
Школа творчества с разными направлениями занятий будет рассмотрена в данном бизнес-плане. Конкуренция на рынке есть, но если будет подобран высококвалифицированный персонал (педагогов и тренеров), то школа достаточно быстро выйдет в прибыль.
Первоначальные инвестиции достаточно высоки, однако, чем больше будет продано абонементов, тем выше прибыль. Себестоимость урока складывается, в основном, из заработанной платы преподавателя и расходных материалов. К примеру, таких как краски, кисти, в художественном классе, мячи, коврики в спортивном, которыми можно пользоваться неоднократно.
Также стоит понимать, что, являясь школой для детей — целевой аудиторией будут взрослые, так как они принимают решения и оплачивают занятия. Поэтому маркетинговая программа школы должна быть направлена на взрослую аудиторию.
Сумма первоначальных инвестиций — 1 770 500 рублей;
Средняя ежемесячная прибыль — 195 150 рублей;
Срок окупаемости — 12 месяцев;
Точка безубыточности — 2 месяца;
Рентабельность продаж — 38%.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Школа творчества будет иметь помещение площадью от 150 м2 с тремя комнатами под спортивный, художественный и музыкальный класс, каждый из которых будет занимать не менее 40 м2 и общей зоной ресепшн при входе.
Месторасположение школы должно быть рассчитано на детей, проживающих рядом, либо в соседних районах, поэтому арендовать помещение в центре города не обязательно. Под такую школу отлично подойдет первый этаж многоквартирного дома либо помещение в офисно-развлекательном центре. Так как потребители услуги — дети, то их логистикой обычно занимаются родители, поэтому наличие парковки рядом со зданием будет большим преимуществом.
Школа творчества будет иметь на первоначальном этапе пять направлений. Хором и вокалом дети будут заниматься в музыкальном классе. Вокалу будут одновременно обучаться до семи человек, а хором до десяти. В художественном классе будут обучать лепке, рисунку маслом, красками, карандашами. В спортивном классе будут преподавать аэробику и танцы. В зависимости от возрастной группы и степени подготовки дети будут обучаться русским — народным танцам, современным и бальным. Преподавателей будет несколько по всем направлениям, оплата будет почасовая, то есть будет складываться суммированием за все уроки в месяц.
В школе будут как начинающие, так и продолжающие группы. Каждый ребенок будет заниматься в своей возрастной группе, расписание уроков будет составлено совместно с преподавателями и родителями, под каждую возрастную группу в дневное и вечернее время.
Школа будет работать с 10.00 до 20.00, при этом максимальная нагрузка будет с 15.00 до 19.00, а для детей, обучающихся в основной школе во вторую смену, предусмотрены занятия с 10.00 до 12.00.
Примерное расписание по одному из направлений (хор) может выглядеть следующим образом:
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота |
10.00 | хор средняя группа | хор средняя группа | |||
11.00 | |||||
12.00 | |||||
13.00 | |||||
14.00 | хор взрослая группа | хор взрослая группа | |||
15.00 | хор младшая группа | хор младшая группа | |||
16.00 | |||||
17.00 | |||||
18.00 | |||||
Стоимость занятий может быть разной в зависимости от услуги, либо одинаковой на все направления. Обычно дороже стоят более популярные направления, такие как танцы. В школе можно приобрести как разовое занятие, так и абонемент на месяц. Средняя цена месячного абонемента на все занятия — 2250 рублей.
Школа творчества может быть ориентирована как на детскую, так и на взрослую публику, однако рассматриваемый бизнес-план — детская школа. Согласно статистическим данным, начиная с 2001 года количество родившихся увеличивается, соответственно детей становится все больше и больше. Так, за 2017 год численность детей до 15 лет включительно составила рекордные для России 26,9 миллионов человек.
По возрастной классификации обучающие группы можно поделить на несколько видов:
- Дошкольная группа — сюда входят дети от 4 до 7 лет, часто с сопровождением родителей, обучаются начальным навыкам.
- Дети от семи до 11 лет
- Дети от 11 до 14 лет
- Подростковая группа с 14 до 17 лет.
Школа ориентирована на детей, родители которых могут позволить дополнительное обучение для своего ребенка, то есть уровень доходов семьи должен быть не ниже среднего.
Преимущества и недостатки школы творчества показаны в таблице:
Сильные стороны проекта: | Слабые стороны проекта: |
|
|
Возможности проекта: | Угрозы проекта: |
|
|
Как уже отмечалось выше, целевой аудиторией детской школы творчества являются взрослые люди, которые нацелены на творческое развитие своих детей. Наличие программ для разных возрастов и средний ценовой сегмент позволяет охватывать большую аудиторию родителей детей дошкольного и школьного возраста.
Родители стремятся выбрать для детей лучший вариант обучения, поэтому при выборе школы, основным критерием являются отзывы знакомых. Также родители изучают социальные сети, сайт школы и отзывы на нее в Интернете. Для родителей важно получить максимум полезной информации по услугам школы, ее преподавателях и успехах по работе с детьми.
Таким образом, маркетинговая компании для школы творчества может иметь следующие инструменты продвижения:
- Собственный сайт, а также странички в социальных сетях, таких как Вконтакте, Instagram. На сайте в обязательном порядке должна отображаться информация по расписанию, преподавателям, направлениям и существующим акциям на обучение. Контент социальных сетей может содержать не только общую информацию, но и показывать внутреннюю «жизнь» школы, а также может давать советы по тем или иным направлениям. К примеру, отснятые уроки по танцам, чтобы дети могли тренироваться дома;
- Расклейка объявлений в местах скопления целевой аудитории, таких как школа, садик, детские театры и т.д.;
- Расклейка объявлений вблизи школы, а также указатели на асфальте и щитах;
- Реклама на местном радио;
- Участие в мероприятиях города, показные выступления с детьми;
- Система лояльности — бонусные программы и акции, такие как, бесплатное первое посещение.
Также для увеличения продаж, в вечернее время школа может набрать группы для взрослых.
Открытие детской школы творчества можно поделить на этапы:
Этап регистрации. Перед началом работы школы творчества, необходимо зарегистрироваться в государственных органах. Формой организации будет Общество с ограниченной ответственностью, вид деятельности по ОКВЭД-2: 85.41.9 — Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки. Не смотря на то, что дополнительное образование подлежит лицензированию, покупать лицензию для того, чтобы открыть школу творчества, не нужно, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174, лицензированию не подлежит образовательная деятельность, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документа об образовании. Систему налогообложения можно выбрать упрощенную, объектом налогообложения будут доходы, уменьшенные на расходы.
Этап получения разрешений. Для этого необходимо соблюсти все требования. К примеру, требования к работникам дополнительного образования должны быть следующие:
- должны проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке;
- проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее с периодичностью не реже одного раза в два года;
- должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок;
- должны иметь личную медицинскую книжку и допуск к работе.
Этап подбора помещения. Само помещение может находится в любом доме или строении, однако ремонт в нем должен соответствовать тем же СНиП и СанПиН. К примеру, должно быть несколько входов и выходов, правильное освещение, температура, соответствующая нормам. Также будет необходимо заказать дизайн- проект.
Этап согласования помещения с МЧС, а также приобретение пожарной сигнализации, средств пожаротушения.
Закупка и соблюдение требований инженерных коммуникаций.
Закупка мебели, соответствующая нормам безопасности.
Подбор персонала и составление штатного расписания.
Разработка направлений школы и составление примерного расписания занятий.
Установка кассового аппарата.
Реклама.
Открытие школы творчества.
6. Организационная структура
Для того, чтобы школа творчества функционировала, на постоянной основе должны работать директор, администраторы, бухгалтер и уборщица. Директор, администраторы и уборщица работают по трудовому договору, с бухгалтером (или бухгалтерской фирмой) может быть подписан договор на оказание услуг удаленно.
В обязанности директора школы входит подбор персонала, организация административно-хозяйственных процессов, обеспечение жизнедеятельности школы. Директор будет отвечать за пожарную безопасность, методы преподавания, за рекламу. В первое время директором может быть собственник, который также может являться идейным вдохновителем школы (открывать новые направления). Директор будет работать по графику 5/2 c 8.00 до 18.00, заработанная плата состоит из оклада и премии.
Администраторов в штатном расписании двое, они будут работать с 9.30 до 20.30 по графику 2/2. Рабочим местом является ресепшн школы, в обязанности входит работа с посетителями, оформление договоров, работа с кассой, составление расписания и ответы на телефонные звонки.
Сотрудники, без которых школа не сможет существовать — это преподаватели. Опытные и грамотные преподаватели — залог того, что родители будут отдавать своих детей в школу творчества снова и снова. При найме преподавателей, важно оценить их уровень образования, наличие опыта и методику преподавания. Для школы творчества в первое время достаточно два преподавателя в спортивный зал (танцы и аэробика), преподаватель в художественный класс и преподаватель в музыкальный класс. Оплата будет почасовая, график работы согласно расписанию школы.
Постоянные расходы | Оклад | Количество сотрудников | Сумма |
Директор | 35 000 | 1 | 35 000 |
Администратор-кассир | 25 000 | 2 | 50 000 |
Уборщица | 15 000 | 1 | 15 000 |
Страховые взносы | 30 000 | ||
Итого ФОТ | 130 000 |
Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страхоых взносов представлен в финансовой модели.
Инвестиционные затраты на открытие данного бизнеса составляют 1 770 500 рублей.
Полный перечень инвестиций на открытие школы представлен в таблице:
Инвестиции на открытие | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 40 000 |
Дизайн-проект помещения | 80 000 |
Ремонт | 800 000 |
Вывеска | 30 000 |
Рекламные материалы | 30 000 |
Аренда на время ремонта | 320 000 |
Закупка оборудования | 450 500 |
Прочее | 20 000 |
Итого | 1 770 500 |
Основными затратами являются ремонт и закупка оборудования. К примеру, закупка в спортивный зал зеркал и шкафчиков; в музыкальный класс — синтезаторов, музыкального оборудования с микрофонами для вокала и прочее. Ремонт также может иметь цену выше среднего на квадратный метр, так как должен соответствовать всем нормам. Основными ежемесячными расходами, будут постоянные затраты, которые влияют на себестоимость одного занятия (абонемента). Себестоимость складывается в основном из заработанных плат преподавателей, поэтому основными ежемесячными затратами будет ФОТ и почасовая оплата преподавателям. Более подробная информация представлена в таблице:
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 146 377 |
Аренда (80 кв.м.) | 160 000 |
Амортизация | |
Коммунальные услуги | 30 000 |
Реклама | 30 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 20 000 |
Себестоимость урока ( расходные материалы и оплата преподавателям) | 181 968 |
Непредвиденные расходы | 20 000 |
Итого | 588 345 |
План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
Основным фактором риска является нехватка квалифицированных кадров. Данный риск учтён, благодаря высоким ставкам преподавателя данный риск минимален. Помимо этого, существует риск изменений в законодательстве, в связи с которыми для продолжения деятельности может потребоваться образовательная лицензия.
Также серьезные риски влечет за собой смена арендных площадей, так как данные кружки рассчитаны прежде всего для посетителей, проживающих поблизости, возможная смена места дислокации бизнеса (при условии, что не будет возможности взять в аренду помещение поблизости) отразится на посещаемости.
Бизнесменами не рождаются — бизнесу, как и любому делу, необходимо учиться. А на обучении основам предпринимательства других можно построить собственный бизнес. Поэтому для многих желающих открыть свое дело актуален вопрос о том, как составить бизнес-план бизнес-школы, что при этом учесть и на какие аспекты обратить особое внимание.
Важные нюансы
До того, как приступить к составлению бизнес-плана, необходимо продумать ряд важных деталей. В первую очередь, определиться с видом бизнес-школы. На сегодняшний день существуют два варианта подобного заведения:
- Дистанционный. В такой школе занятия проводятся в форме видеоуроков в Skype или мессенджерах, использующих видеоконтакт.
- Стационарный. Здесь обучение проходит в стандартном формате – в учебном классе/аудитории.
Данные варианты можно использовать как по отдельности, так и совмещать между собой.
Еще один вопрос, требующий проработки на стадии планирования, – аудитория бизнес-школы. Здесь имеется несколько вариантов:
- Взрослые слушатели курсов. Это могут быть студенты и люди любого возраста старше 18 лет, решившие открыть или развить свое дело.
- Подростки, учащиеся выпускных классов школ и студенты колледжей.
- Учащиеся младших и средних классов общеобразовательных школ.
От выбранного варианта будет во многом зависеть и организация самого процесса, и выбор педагогического персонала, и даже оснащение бизнес-школы.
Выбор помещения
При выборе стационарного варианта бизнес-школы становится актуальным вопрос о помещении для занятий. В больших городах это может быть офис или конференц-зал в торговом центре. А вот в небольших населенных пунктах наилучшим вариантом станет здание обычной общеобразовательной школы или другого учебного заведения. В последнем случае время занятий в бизнес-школе необходимо будет подстраивать под расписание ОУ.
Помимо учебного класса/классов, потребуется помещение, где будет работать секретарь. В задачи последнего входят ответы на телефонные звонки, оформление договоров с решившими пройти обучение в бизнес-школе.
Преподавательский состав
Эффективность бизнес-курсов, как и любой обучающий процесс, во многом зависит от педагогов. Поэтому подбор преподавателей бизнес-школы – один из наиболее ответственных этапов планирования. Количество и специализация тех, кто будет непосредственно проводить занятия со слушателями, должны определяться после составления учебной программы и выбора возрастной категории учащихся.
Помимо профессиональных юристов, экономистов и других теоретиков, к занятиям в бизнес-школе можно привлечь действующих успешных предпринимателей. Последние могут проводить всевозможные мастер-классы, тренинги, семинары, отвечать на вопросы, делиться своим опытом.
Регистрация бизнеса
Образование в виде дополнительных обучающих курсов не требует получения лицензии, поэтому для их организации достаточно будет пройти процедуру регистрации в ФНС и оформить ИП или ООО. Однако при работе с детьми может потребоваться и другая дополнительная документация, поэтому перед сбором пакета документов следует внимательно изучить законодательство.
Примерный бизнес-план бизнес-курсов
Лучше понять организацию бизнес-школы и просчитать все плюсы и минусы данного вида предпринимательской деятельности поможет готовый пример бизнес-плана.
Краткое резюме
Цель данного проекта: обучение слушателей основам бизнеса, правилам открытия своего дела, развитие умений управления финансами (собственным бюджетом). Обучающая программа будет состоять из лекций, семинаров и мастер-классов по темам:
- использование традиционных финансовых инструментов;
- определение интересных ниш для открытия собственного дела;
- выбор профессиональной ориентации.
Кроме того, в плане обучения предусмотрены занятия по развитию навыков общения с клиентами, публичных выступлений перед массовой аудиторией, освоению правил продаж и воспитанию лидерских качеств.
Школа рассчитана на выпуск 50-60 специалистов в год. Длительность курсов – 4 месяца. Наполняемость 20-30 человек, разделенных на группы по 10 слушателей.
Форма обучения: очная и дистанционная. Очные занятия будут проводиться в вечернее время, чтобы на курсах могли обучаться студенты и работники предприятия/организаций. Дистанционные уроки можно будет просмотреть как в режиме реального времени, так и в архивной записи на сайте бизнес-школы.
Целевая аудитория: слушатели старше 18 лет.
Бизнес-план рассчитан на открытие бизнес-курсов в Твери – городе с населением около 500 тысяч человек. Для проведения занятий будет арендовано помещение в одном из бизнес-центров в деловом центре города общей площадью 80 м2. Школа будет располагаться на втором этаже БЦ. Для удобства обучающихся будут оборудованы три класса, помещение для ожидания (для тех, кто пришел оформить договор на обучение или получить дополнительную информацию), два санузла.
Форма собственности: ИП.
Руководитель проекта: Петров Алексей Петрович.
Инвестиционный план
Начало проекта – апрель 2019. Для запуска бизнес-школы потребуется:
Цель инвестиции | Срок исполнения, мес. | Сумма, тыс. руб. |
---|---|---|
Оформление документов | 1 | 3 |
Аренда помещения (оплата за 9 месяцев с апреля по декабрь 2019 г.) | 1 | 504 |
Ремонтные работы | 3 | 500 |
Закупка оборудования: мебель, оргтехника, флип-чарты, проекторы, экраны, канцтовары, программное обеспечение и другое | 1,5 | 2500 |
Реализация сайта | 2 | 300 |
Реклама | 3 | 100 |
Формирование преподавательского состава | 2-3 | 250 |
Дополнительные вложения (резерв) | 300 |
Таким образом, на запуск проекта потребуется 6,5-7 месяцев с учетом того, что рекламная компания, разработка сайта и набор преподавателей будущей школы будут вестись параллельно с другими организационными работами. С учетом подготовительного этапа запуск проекта состоится 1 ноября 2019 года.
Общие затраты на открытие составят 4 млн. 457 тысяч. Из них 700 тысяч – личные вложения предпринимателя. Остальные – заемные банковские средства. Кредит будет взят на 5 лет под 16,5% годовых.
Маркетинговый план
Открытие бизнес-школы подразумевает наличие широкой базы заинтересованных клиентов. Для их привлечения планируется задействовать местные СМИ (печатные издания, теле-радиостанции), а также листовки и несколько баннеров в различных районах города вблизи бизнес-центров и высших учебных заведений.
Кроме того, в рекламной акции будут задействованы интернет-ресурсы. В частности, сайт самой бизнес-школы. Для начала на сайте будет опубликована общая информация о курсах, учебная программа и условия обучения. После подбора преподавательского персонала здесь также появятся сведения о педагогах и предпринимателях, которые будут проводить теоретические и практические занятия. Также на сайте можно будет посмотреть фотографии отремонтированных и полностью оборудованных классов.
В дальнейшем после запуска проекта на сайте также появится расписание занятий и другие необходимые как для обучающихся, так и для потенциальных слушателей сведения.
Распространение информации о бизнес-школе начнется заблаговременно – сразу после регистрации ИП и снятия офисного помещения в аренду. Это позволит к моменту окончания всех подготовительных работ уже заключить порядка 10-20 договоров и открыть 1-2 учебные группы.
Оценить перспективность создаваемого проекта поможет SWOT-анализ. К сильным сторонам создаваемой бизнес-школы можно отнести:
- выгодное географическое положение;
- удобные помещения;
- профессионализм преподавателей;
- различные варианты обучения;
- наличие собственного электронного ресурса.
Слабыми сторонами можно считать:
- недостаточный опыт работы;
- несформированный имидж бизнес-школы.
Потенциальные угрозы:
- появление новых конкурентов;
- недостаточное удовлетворение качеством услуг со стороны слушателей;
- снижение уровня покупательской способности клиентов и как результат уменьшение количества обучающихся.
При этом у создаваемой бизнес-школы есть немало возможностей, предполагающих дальнейшее развитие дела. К наиболее перспективным относятся возможность оказания дополнительных услуг (например, курсов английского языка), расширения (открытия филиалов) и внедрения новейших технологий и методик преподавания.
Организационный план
Изначально для организации работы бизнес-школы планируется привлечь:
Должность | Кол-во чел | Размер з/платы |
---|---|---|
Преподаватель-экономист | 1 | 40 000 |
Преподаватель-юрист | 1 | 40 000 |
Педагог-психолог | 1 | 40 000 |
Бухгалтер + ОК | 1 | 35 000 |
Админ интернет-проектов | 1 | 45 000 |
Секретарь | 1 | 30 000 |
Уборщица | 1 | 20 000 |
Сам индивидуальный предприниматель возьмет на себя обязанности директора бизнес-школы. Также планируется периодическое привлечение к учебному процессу специалистов других областей и действующих предпринимателей. В дальнейшем при необходимости количество преподавателей будет увеличено.
Финансовый план
Финансовый расчет плана открытия бизнес-школы состоит из доходной и расходной частей. В первой учитываются поступления от реализации проекта (оплата курсов слушателями), во второй – все обязательные платежи.
Доходы
На объем выручки влияют следующие характеристики бизнес-школы:
- качество и уровень используемых обучающих программ и их практическая значимость;
- опыт и профессионализм преподавателей;
- наличие дополнительных программ и услуг;
- вариативность способов оплаты;
- наличие современной материальной базы.
Бизнес-школа будет проводить очное и дистанционное обучение, а также индивидуальные экспресс-курсы. Первоначально стоимость очных курсов (сроком 4 мес.) составит 46 тысяч (11,5 тыс. в месяц), дистанционных – 36 тысяч (9 тыс. в месяц). Индивидуальные экспресс-курсы при этом будут стоить 55 тысяч независимо от формы проведения.
Планируется, что в школе в одно время будут очно заниматься 30 слушателей, 15 – проходить дистанционное обучение и 5 человек воспользуются индивидуальными курсами. Ежемесячный доход составит 755 тыс. рублей.
Расходы
Ежемесячная расходная часть бюджета бизнес-школы состоит из:
- оплаты интернета и электроэнергии – 5 тыс.;
- рекламы – 10 тыс.;
- фонда оплаты труда – 250 тыс.;
- страховых и других отчислений (30% от ФОТ) – 75 тыс.;
- выплат по кредитному обязательству – 92,4 тыс.;
- других – 60 тыс.
С 1 января 2020 года к расходам добавиться еще и арендная плата в размере 56 тыс. в месяц. Итого расход бизнес-школы составит: до 31 декабря 2019 года 492,4 тыс. рублей, а с начала 2020 года – 548,4 тыс.
Налоги и чистая прибыль
ИП будет оплачивать налоги по упрощенной налоговой системе в категории «доход». Таким образом, налоговые выплаты составят:
- за 2 месяца 2019 года – 90,6 тыс.
- за последующие годы (без учета повышения цен на услуги) – 543,6 тыс./год.
Таким образом, используя формулу «доход – расход», определяем чистую прибыль. Уже за первые два месяца работы она составит 434,6 тысячи рублей. В дальнейшем годовая прибыль ИП будет равна 1935,6 тысячи.
Окупаемость и перспективность проекта
Однозначно подсчитать срок окупаемости проекта не получится, так как здесь все зависит от множества различных факторов. В частности, от наполняемости групп, стабильности цен на аренду, электроэнергию, интернет и других. Но даже по средним подсчетам уже через 1,5-2 года все изначальные инвестиции полностью окупятся и дело начнет приносить стабильный доход.
С учетом того, что предпринимательская деятельность получает все более широкое распространение, а знания в предпринимательстве так же важны, как и в любой другой области, услуги бизнес-школы со временем не утратят своей актуальности и будут пользоваться стабильным спросом.
Открытие бизнес-школы – один из наиболее эффективных и перспективных на сегодняшний день видов предпринимательской деятельности. А продуманный до мелочей и профессионально составленный бизнес-план – залог получения всех возможных плюсов от реализации проекта.