Финансовый бизнес план бюджетного учреждения

То, что продуманный бизнес-план — залог успешной деятельности коммер­ческой организации, не вызывает сомнений. Однако эффективность техно­логии бизнес-планирования в бюджетном или автономном учреждении для многих не столь очевидна. Чтобы развеять сомнения в необходимости бизнес-плана для учреждения, расскажем о преимуществах этого инстру­мента финансового менеджмента.

Основой бизнес-планирования является понимание того, что деятельность организации должна со­ответствовать потребностям и ожиданиям оплачивающих ее потре­бителей (покупателей).

Так, медицинское учреждение, желающее получать финансовое обеспечение в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), должно планировать оказание услуг, входящих в территори­альную программу ОМС. Если предполагается заключить договор с организацией на оказание ее сотрудникам ряда медицинских ус­луг, необходимо учитывать требования и ожидания руководителей этой организации, при этом номенклатура планируемых платных услуг должна соответствовать потребностям населения.

Образовательное бюджетное учреждение, обосновывая заявку для получения бюджетных средств на обучение по определенным направлениям и специальностям, должно учитывать потребность го­сударства в подготовке данных специалистов. Если же речь идет о планировании набора на платное обучение, необходимо понимать готовность населения платить за него.

Создаем бизнес-план шаг за шагом

Процесс разработки бизнес-плана «с нуля» достаточно сложен и требует прямого участия руководителей учреждения и подразделе­ний, которые будут участвовать в его реализации. При невыполне­нии этого условия трудно уловить те незаметные «мелочи», которые в дальнейшем могут серьезно повлиять на результат.

Шаг 1: проведение SWOT-анализа. В бизнес-плане необходимо четко определить цели, которых учреждение должно достичь на раз­ных этапах реализации плана. Эти цели должны быть достижимыми и реалистичными, учитывать положение учреждения по сравнению с конкурентами. Поэтому сначала нужно выявить сильные и слабые стороны учреждения или подразделения, а также возможности и ограничения, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется анализом текущего положения (SWOT-анализом).

Шаг 2: построение перспективы. На основе данных, полученных из SWOT-анализа, необходимо описать состояние, к которому учреж­дение хотело бы прийти, иными словами, построить перспективу. Уже в процессе анализа может возникнуть множество идей, полез­ных для разработки перспективы. Она должна описывать, какие ус­луги и каким потребителям предполагается оказывать в будущем, какое место учреждение будет занимать на рынке этих услуг.

Шаг 3: постановка целей и задач. Исходя из перспективы, т. е. представления о том, чего учреждение должно добиться, например, за пять лет, разрабатываются промежуточные стадии и ставятся про­межуточные цели, которые войдут в бизнес-план и создадут основу для продвижения вперед. —

Шаг 4: разработка маркетинговой стратегии. Необходимо описать планируемое развитие деятельности учреждения и состав потреби­телей результатов этой деятельности. При этом учитываются спрос и нужды существующих или, если это планируется, новых потреби­телей. Приближение к нуждам потребителей и их ожиданиям со­ставляет важную часть бизнес-плана.

Шаг 5: оценка ресурсов. Избранная маркетинговая стратегия, по­ставленные цели и задачи позволяют перейти к предварительной оценке ресурсов, необходимых для выполнения бизнес-плана.

Источник

Н. Б. Окушко, Сибирский фонд развития менеджмента социальной сферы и страхования

Источник: журнал «Финансовый справочник бюджетной организации» №10/2012

То, что продуманный бизнес-план — залог успешной деятельности коммерческой организации, не вызывает сомнений. Однако эффективность технологии бизнес-планирования в бюджетном или автономном учреждении для многих не столь очевидна. Чтобы развеять сомнения в необходимости бизнес-плана для учреждения, расскажем о преимуществах этого инструмента финансового менеджмента.

Основой бизнес-планирования является понимание того, что деятельность организации должна соответствовать потребностям и ожиданиям оплачивающих ее потребителей (покупателей).

Так, медицинское учреждение, желающее получать финансовое обеспечение в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), должно планировать оказание услуг, входящих в территориальную программу ОМС. Если предполагается заключить договор с организацией на оказание ее сотрудникам ряда медицинских услуг, необходимо учитывать требования и ожидания руководителей этой организации, при этом номенклатура планируемых платных услуг должна соответствовать потребностям населения.

Образовательное бюджетное учреждение, обосновывая заявку для получения бюджетных средств на обучение по определенным направлениям и специальностям, должно учитывать потребность государства в подготовке данных специалистов. Если же речь идет о планировании набора на платное обучение, необходимо понимать готовность населения платить за него.

Создаем бизнес-план шаг за шагом

Процесс разработки бизнес-плана «с нуля» достаточно сложен и требует прямого участия руководителей учреждения и подразделений, которые будут участвовать в его реализации. При невыполнении этого условия трудно уловить те незаметные «мелочи», которые в дальнейшем могут серьезно повлиять на результат.

Шаг 1: проведение SWOT -анализа. В бизнес-плане необходимо четко определить цели, которых учреждение должно достичь на разных этапах реализации плана. Эти цели должны быть достижимыми и реалистичными, учитывать положение учреждения по сравнению с конкурентами. Поэтому сначала нужно выявить сильные и слабые стороны учреждения или подразделения, а также возможности и ограничения, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется анализом текущего положения (SWOT -анализом).

Шаг 2: построение перспективы. На основе данных, полученных из SWOT -анализа, необходимо описать состояние, к которому учреждение хотело бы прийти, иными словами, построить перспективу. Уже в процессе анализа может возникнуть множество идей, полезных для разработки перспективы. Она должна описывать, какие услуги и каким потребителям предполагается оказывать в будущем, какое место учреждение будет занимать на рынке этих услуг.

Шаг 3: постановка целей и задач. Исходя из перспективы, т. е. представления о том, чего учреждение должно добиться, например, за пять лет, разрабатываются промежуточные стадии и ставятся промежуточные цели, которые войдут в бизнес-план и создадут основу для продвижения вперед.

Шаг 4: разработка маркетинговой стратегии. Необходимо описать планируемое развитие деятельности учреждения и состав потребителей результатов этой деятельности. При этом учитываются спрос и нужды существующих или, если это планируется, новых потребителей. Приближение к нуждам потребителей и их ожиданиям составляет важную часть бизнес-плана.

Шаг 5: оценка ресурсов. Избранная маркетинговая стратегия, поставленные цели и задачи позволяют перейти к предварительной оценке ресурсов, необходимых для выполнения бизнес-плана.

Источник

Сущность
бизнес-планирования. Назначение и
основные функции бизнес-плана в бюджетных
организациях. Отраслевые особенности
бизнес-планирования в социальной сфере.

Характеристика
целевых рынков организаций социальной
сферы. Показатели коммерческой
деятельности в социальной сфере.
Показатели конкурентоспособности услуг
в бюджетной сфере.

Методика разработки
бизнес-плана. Титульный лист. Резюме.
Анализ исходного состояния. Характеристика
отрасли и продукта (услуги). План
маркетинга. Построение плана производства.
Управление фирмой (организационный
план). Структура рисков и меры по
предотвращению. Финансовый план и
показатели финансово-хозяйственной
деятельности организации социальной
сферы.

Анализ типичных
ошибок и недостатков в бизнес –
планировании.

Компьютерные
программные продукты, используемые в
бизнес-планировании.

2.2.4.3 Информационный менеджмент

Аппаратное и
программное обеспечение информационных
систем

Технологии
управления информационными ресурсами
предприятия. Технические средства
информационных технологий. Основы
построения и архитектура вычислительных
сетей.

Подходы к
проектированию программного обеспечения.
Линейные и циклические алгоритмы
обработки технико-экономической
информации. Базовые структуры
программирования, блок-схемы алгоритмов.
Языки высокого уровня. Типы данных,
структура программы, основные операторы
и операции языка высокого уровня.
Структурный подход к проектированию и
разработке программных средств.

Экономика информационных систем

Понятие и структура
информационной системы, свойства
информационных систем. Жизненный цикл
и экономические показатели функционирования
информационных систем.
Оценка привлекательности инвестиционного
проекта в ИС.

Принципы оценки
эффективности внедрения ИС. Финансовые,
качественные и вероятностные методы
оценки экономической эффективности
ИС. Использование
функционально стоимостного анализа
при оценке стоимости IT-технологии.

Бюджетирование
проектов информационных систем.

Стратегии решения
задачи управления расходами на ИС.
Измерение
рисков проектов ИС. Стоимостные
характеристики IT-проектов. Общая
стоимость владения IT-системой.
Отличительные особенности расходов на
IT-технологии. Укрупненные методы расчета
стоимости разработки IT-проектов.
Формирование цен на программное
обеспечение и услуги.

Чувствительность
NPV
к изменению r.

Управление информационными системами

Структура процесса
информатизации управления предприятием.
Информационный подход к процессу
управления в интегрированных системах
управления предприятием. Особенности
автоматизированного управления
предприятием.

Понятия «информационная
система», «предметная область». Основные
способы распределения данных и типы
связей таблиц. Особенности иерархической,
сетевой, реляционной моделей данных.
Требования к проектированию баз данных.
Основные характеристики СУБД на базе
ПЭВМ.

Виды обеспечения
и подходы к автоматизированному
управлению предприятием. Интеграция
промышленных приложений. Подходы к
построению интегрированных информационных
систем управления предприятием. Этапы
проектирования и разработки информационных
систем.

Архитектура
информационных систем, модели данных.
Нормализация отношений, связь между
таблицами реляционной модели данных.
Программирование приложений средствами
СУБД. Подходы к организации и обработке
данных в информационной системе. Основы
проектирования баз данных в СУБД MS
Access: создание таблиц, использование
форм для ввода и редактирования данных.

Концептуальное
моделирование предметной области на
основе моделей «сущность-связь».
Использование CASE-технологии в разработке
информационных систем. ER-модель,
ER-диаграмма. Принципы генерации
предварительного проекта БД из ER-модели.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Как известно, бюджетирование — это производственно-финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов. Назначение бюджетирования на предприятии заключается в том, что это основа планирования и принятия управленческих решений на предприятии, оценки всех аспектов финансовой состоятельности предприятия, контроля и управления материальными и денежными ресурсами предприятия, укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам предприятия в целом и собственникам его капитала.

На каждом предприятии может быть своя специфика бюджетирования в зависимости как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой инструментарий.

Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений.

Общий (основной) бюджет — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

В основном бюджете в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежные потоки и поддерживающие планы. Основной бюджет представляет итог многочисленных обсуждений и решений о будущем предприятия, обеспечивает как оперативное, так и финансовое управление.

Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на реализацию принятых решений, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, средства инвестора и т. п.).

Обратите внимание!

Эффект от разработки бюджета состоит в повышении степени гибкости предприятия из-за возможности предвидеть результаты управленческих действий, определить базовые установки для каждого направления деятельности предприятия и рассчитать разные варианты, заранее подготавливая ответные действия на возможные изменения как во внешней, так и во внутренней среде.

Кроме того, функции бюджета изменяются в зависимости от того, в какой фазе формирования и реализации он находится. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую деятельность.

Для полного осмысления бюджетирования необходимо перечислить функции, которые оно выполняет:

1) аналитическую:

  • ·переосмысление бизнес-идеи;

  • ·коррекция стратегии;

  • постановка дополнительных целей;

  • анализ операционных альтернатив;

2) финансового планирования: вынуждает планировать и тем самым обдумывать будущее;

3) финансового учета: вынуждает учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом и тем самым помогает принимать правильные решения в будущем;

4) финансового контроля:

  • позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты;

  • выявляет слабые и сильные стороны;

5) мотивационную:

  • осмысленное принятие плана;

  • ясность постановки целей;

  • наказание за срыв;

  • поощрение за выполнение и перевыполнение;

6) координационную: координация функциональных блоков оперативного планирования;

7) коммуникационную:

  • согласование планов подразделений компании;

  • нахождение компромиссов;

  • закрепление ответственности исполнителей.

В общем случае можно выделить пять этапов постановки системы бюджетирования в организации (рис. 1).

Цель первого этапа (формирования финансовой структуры) — разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов.

На втором этапе (создание структуры бюджетов) определяется общая схема формирования сводного бюджета предприятия.

В результате проведения третьего этапа формируется учетно-финансовая политика организации, то есть правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и контроле (мониторинге) выполнения бюджетов.

 

Рис. 1. Этапы постановки системы бюджетирования

Четвертый этап направлен на разработку регламента планирования, определяющего процедуры планирования, мониторинга и анализа причин невыполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов.

Пятый этап (внедрение системы бюджетирования) включает работы по составлению операционного и финансового бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям.

Выделяют три основных подхода к процессу бюджетирования:

  •   «сверху вниз»;

  •   «снизу вверх»;

  •  «снизу вверх/сверху вниз».

Подход «сверху вниз» означает, что высшее руководство осуществляет процесс бюджетирования с минимальным привлечением менеджеров подразделений и отделов нижнего уровня. Такой подход дает возможность полностью учитывать стратегические цели компании, уменьшить затраты времени и избежать проблем, связанных с согласованием и агрегированием отдельных бюджетов. Вместе с тем недостаток данного подхода — слабая мотивация менеджеров нижнего и среднего звена относительно достижения целей.

Подход «снизу вверх» применяется на больших предприятиях, где руководители отделов составляют бюджеты участков, отделов, которые потом обобщаются в бюджеты цеха, производства и завода соответственно. Средним и высшим руководителям в этом случае предстоит согласование и координация различных бюджетных показателей. Один из недостатков этого подхода заключается в том, что плановые показатели по расходам завышаются, а по доходам занижаются, чтобы при выполнении получить незаслуженное вознаграждение.

Подход «снизу вверх/сверху вниз» является самым сбалансированным и позволяет избежать негативных последствий двух своих предшественников. При таком подходе высшее руководство дает общие директивы относительно целей компании, а руководители нижнего и среднего звена подготавливают бюджет, направленный на достижение целей компании.

Важно!

Бюджетирование деятельности предприятия реализуется на основе системы мероприятий, документов и управленческих воздействий и включает в себя совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых с обоснованной степенью детализации показателей отражена планируемая деятельность как отдельных центров финансовой ответственности (ЦФО), так и всего предприятия; управленческие воздействия на ЦФО, ориентированные на минимизацию отклонений от бюджета с учетом изменений внешней среды; отчетность ЦФО, позволяющую оперативно, с определенным временным интервалом, анализировать и контролировать выполнение бюджетов отдельными ЦФО и достижение запланированных финансовых результатов предприятием в целом.

Как и любое явление, бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Достоинства бюджетирования:

· оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;

· позволяет координировать работу предприятия в целом;

· анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;

· позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;

· позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;

· способствует процессам коммуникаций;

· помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;

· служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

Недостатки бюджетирования:

· различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);

· сложность и дороговизна системы бюджетирования;

· если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;

· бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а следовательно, снижает эффективность работы;

· противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если слишком сложно — стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.

Организация бюджетирования на предприятиии

Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является важным фактором эффективности бюджетного планирования предприятия.

Обратите внимание!

Как правило, сводный бюджет организации составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год). Это объясняется тем, что за такой промежуток времени выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. Индикативно, то есть без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели бюджетов могут устанавливаться на более продолжительный период (три-пять лет).

Внутри бюджетного периода каждый из бюджетов имеет разбивку на подпериоды. Бюджетирование — процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности предприятия. Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Вообще процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, включающий три последовательных этапа: этап разработки и проекта сводного бюджета; утверждение проекта бюджета и включение его в структуру научно обоснованного бизнес-плана организации; анализ исполнения бюджета по итогам текущего года (рис. 2).

Бюджетный цикл включает период времени от начала первого этапа до завершения третьего. Бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего года. Таким образом, анализ исполнения бюджета — это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла.

 

Рис. 2. Этапы бюджетного процесса предприятия

Рассмотрим подробнее содержание этапов.

Первый этап (стадия разработки проекта сводного бюджета) заключается в составлении предварительного проекта бюджета на очередной плановый год. Особое внимание при этом уделяется оценке выполнения планов прибыли и рентабельности. Такая оценка основывается на тщательной разработке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции. На этом этапе оценивается производственная программа (ее качественные и количественные параметры, изменения ценовой и кредитной политики) и определяется новый производственный потенциал коммерческой организации на основе анализа рациональности использования активов, освоения новых технологий и видов продукции. Составленный предварительный проект бюджета корректируется в связи с изменением внешних и внутренних условий.

На этом этапе требуется работа большого числа задействованного рядового персонала планово-экономических служб и структурных подразделений, которым утверждаются бюджетные задания: цехи основного производства, коммерческая дирекция (отдел сбыта), отдел материально-технического снабжения и пр.

Второй этап (стадия утверждения) сводится к составлению окончательного проекта бюджета и включения его в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.

На малых предприятиях сводный бюджет, как правило, разрабатывается бухгалтерией и утверждается президентом организации.

На средних и крупных предприятиях решение об утверждении сводного бюджета могут принимать:

  • правление организации, в состав которого входит высшее руководство;
  • президент организации (в этом случае правление организации представляет собой консультативный орган при президенте)
  • совет директоров организации;
  • общее собрание акционеров (совет директоров подает проект сводного бюджета на утверждение общему собранию акционеров).

Утвержденный бюджет рассматривается как руководство к действию.

Третий этап — анализ исполнения бюджета по итогам истекшего года. На этом этапе делается анализ финансового состояния предприятия, на основе которого вносятся необходимые коррективы в тактику и стратегию экономического развития организации. Для того чтобы система бюджетирования была эффективной, необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать.

Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике.

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение, нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока (компонента) бюджетного процесса.

В-третьих, бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» — он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии.

Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия; совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, то есть теми центрами ответственности, которыми назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.

Обратите внимание!

Система управления бюджетированием — это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса. Бюджетный процесс является непрерывным и повторяющимся (регулярным). Точно так же регулярно, в соответствующие сроки из аппарата управления, из структурных подразделений должна поступать учетная информация, необходимая для его обеспечения.

С другой стороны, структурные подразделения должны своевременно получать из аппарата управления бюджетное задание и коррективы, вносимые в него в течение бюджетного периода. Следовательно, важнейшей составляющей регламента бюджетного процесса является внутренний документооборот — совокупность регулярных, закрепленных в соответствующих внутренних актах и инструкциях информационных потоков подразделений предприятия в процессе разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета.

В-четвертых, процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств. Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок системы бюджетирования.

В бюджетном процессе можно выделить:

1) аналитический блок, который включает:

· методологию составления, контроля и анализа сводного бюджета;

· методики по отдельным подбюджетам;

2) учебный блок, который включает:

· бухгалтерский учет;

· оперативный учет;

· сбор информации о состоянии рынка;

3) организационный блок, который включает:

·    функции подразделений;

·    регламент взаимодействия;

·    систему взаимодействия;

4) программно-технический блок, который включает:

· технические средства;

· программное обеспечение.

Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования на предприятии.

Так, например, внутренний документооборот находится на стыке учетного и организационного блоков, так как, с одной стороны, он охватывает совокупность информационных потоков, напрямую определяемых действующей системой управленческого учета, с другой же — он жестко закреплен внутренним регламентом в виде ряда внутренних нормативных актов, а это уже является частью системы управления.

Выводы

Важным фактором, определяющим эффективность реализации процесса бюджетирования, является точное следование иерархии целей, целевых показателей, мероприятий и бюджетов, затрагивающих несколько уровней управления. Основным элементом в данном случае является иерархия целей.

Цели нижнего уровня управления должны соответствовать целям верхнего уровня управления. Только так на предприятии может быть выстроена эффективная стратегия развития. Целевые показатели, являющиеся количественными измерителями целей, также должны быть связаны между собой четкой иерархической зависимостью. Однако это не означает, что показатели на всех уровнях управления должны быть одними и теми же. Связь между показателями должна строиться в соответствии со связью между экономическими явлениями, которые эти показатели отражают.

Что касается мероприятий, то здесь иерархическая связь может быть двух видов. Первый вид мероприятий проводится централизовано на верхнем уровне управления и затрагивает ряд подразделений, в которых разрабатываются свои мероприятия, но в русле проводимого «наверху». Второй же вид реализуется только на нижнем уровне и связан с верхним уровнем управления через бюджеты.

А. И. Кучеренко, доц. РЭА им. Г. В. Плеханова, канд. экон. наук

Источник

Adblock
detector