Дополненная реальность бизнес идеи
С появлением дополненной реальности (augmented reality, AR) компании открыли для себя новые способы донесения ценности продукта до своих потенциальных потребителей. Дополненная реальность в рекламе и маркетинге увлечет клиентов в захватывающий мир, наполнит плоские поверхности листовок и билбордов интерактивным контентом, втянет во взаимодействие с брендом и позволит сделать сервис еще удобнее. Несмотря на ограничения технологии, некоторые идеи уже сейчас поражают воображение. Терпение, и вы все увидите сами!
Как работает дополненная реальность
Слой виртуальных объектов «активируется» с помощью специальной метки – в самой ранней стадии зарождения технологии такими метками были QR-коды. Человек устанавливал на смартфон приложение для чтения QR-кодов и, когда встречал такой код на рекламном плакате, витрине или стенде, сканировал его и перед ним возникала дополнительная виртуальная информация, видео или фотография.
Вот пример магазина Tesco в Южной Корее – они установили баннер с изображениями продуктов прямо в метро Сеула. На продуты были нанесены QR-метки, и человек, в ожидании поезда, мог выбрать продукты и заказать их, а вечером получить курьерскую доставку.
Сейчас метки могут скрываться за фотографиями и любыми другими объектами реального мира, которые способен распознать смартфон, используя специальный браузер дополненной реальности и технологии компьютерного зрения. От простых ярких, но бесполезных экспериментов, разработчики перешли к созданию действительно нужных сервисов – например, появилось приложение Word Lens – с его помощью турист может переводить незнакомые надписи в окружающем мире, наводя на них камеру смартфона (эта опция доступна в Google Translate).
Компания IKEA была одной из первых, кто придумал, как извлечь из дополненной реальности пользу – мебельный каталог 2014 года стал меткой. Теперь потенциальный покупатель быстро мог понять, как впишется новый диван или кресло в интерьер квартиры, сфотографировать новую обстановку и сделать заказ.
Визуализировать мечту потенциального покупателя и подарить ему приятные эмоции – эффективный способ обзавестись лояльным клиентом
Компания Volvo запустила гоночную AR-игру, приуроченную к выпуску новой модели автомобиля S60. И хотя это не самый удачный пример применения дополненной реальности (виртуальные объекты никак не дополняют реальные, а лишь помещаются поверх), эффект новизны и нового пользовательского опыта сработал на отлично. Компания побила все рекорды – трафик на сайт увеличился на 293%, количество кликов составило 192 319, а процент вовлеченности 9,6%. Показатель намерения совершить покупку увеличился на 88%, а узнаваемость бренда повысилась на 240%. За счет игрового формата приложения компании также удалось привлечь к бренду внимание более молодой аудитории – потенциальных будущих владельцев авто Volvo.
Игра с технологией виртуальной реальности от компании Volvo
Компания BMW тоже подарила своим потенциальным клиентам возможность буквально «прикоснуться» к новому автомобилю – кабриолету Z4, рассмотреть его со всех сторон, изучить вплоть до мельчайших деталей. Сделать это можно было через камеру ноутбука, просматривая с ее помощью распечатанную черно-белую метку. Миниатюрное авто появлялось на этой метке, оказываясь прямо в руках человека, а затем воспроизводило симпатичную анимацию движения.
Технология AR позволяет человеку самостоятельно вращать трехмерный объект, пока он находится в зоне видимости камеры
Наибольший эффект от технологии AR планировалось получить, когда пользователь смотрит на мир через очки виртуальной реальности – и в этот момент возникли сомнения в том, что она сможет быть востребована. Очки все еще стоят дорого – средняя цена составляет 200 000 рублей, а некоторые проекты, обещавшие стать прорывом в мире технологий (Google Glass), и вовсе были заморожены. Развитие технологии приостановилось из-за ограничений «железа». Бизнес-сообщество разочарованно вздохнуло и приготовилось похоронить технологию AR, как не оправдавшую ожидания. Сфера слишком инновационная, идей по применению мало, качественного контента еще меньше, а клиента не так-то легко заставить вытащить смартфон, скачать отдельное приложение (которое часто весит не слишком мало), ради просмотра рекламного баннера или короткой 3D-анимации.
Как помогла бизнесу игра Pokemon Go
Новый виток активности, вселивший надежду в успешное будущее технологии AR, случился в 2016 году с выходом игры Pokemon Go. Игра изменила представление о дополненной реальности, показав, что виртуальные объекты можно привязывать не только к физическим меткам, но и к GPS-координатам на карте, и что ради нового интересного опыта люди готовы освоить непривычную технологию.
Наиболее предприимчивые компании быстро сообразили, что, используя возможности игры, потоки людей можно перенаправить из парков прямо к ним в магазины и кофейни. А руководство кафе Huge Café в Атланте выяснили, что игра быстро сажает заряд батареи смартфона, а потому стали предлагать воспользоваться подзарядкой и заодно попробовать бесплатные булочки. Вместе с бесплатными булочками посетители приобретали и другие блюда из меню. Ряд брендов, в том числе Domino’s Pizza, публиковали в соцсетях посты с информацией о том, каких покемонов можно поймать в их заведении, и это также поднимало посещаемость.
Некоторые идеи, привнесенные Pokemon Go, вдохновили стартаперов на разработку инструментов и платформ для создания собственных игр с поиском виртуальных объектов на реальной местности за счет возможностей дополненной реальности, эти сервисы дали жизнь таким мероприятиям, как «Охота за спрятанными деньгами» в Сан-Диего, или поиск виртуальных сокровищ и обмен их на реальные призы в Олимпийском парке Сиднея.
Ещё 15 примеров применения AR в рекламе и маркетинге
Вот несколько крутых идей для вдохновения, как разнообразить ваши маркетинговые и рекламные материалы с помощью дополненной реальности. Примеры категоризированы по точкам касания с клиентом и целевым назначениям.
Рекламные листовки, печатные издания и каталоги продукции
- Top Gear
Top Gear – известный журнал об автомобилях – объединил усилия с сервисом Aurasma, в результате миру явился полностью интерактивный выпуск журнала, обогащенный видеороликами, которые можно посмотреть прямо на страницах издания, стоит только навести на них смартфон с приложением.
- Hector&Karger
Бренд Hector&Karger выпустил модный лукбук в элементами AR. Этот вариант интересен, однако стоит быть осторожными при использовании виртуальных моделей. Виртуальная одежда может вести себя совсем не как реальная и даже выглядеть несколько иначе, и у клиентки могут возникнуть претензии при спонтанном совершении покупки.
- Faberlic
Каталог Faberlic предлагает клиенткам просмотреть продукт в натуральную величину, повертеть его в разные стороны – ведь известно, что женщинам важен внешний вид продукта, они выбирают глазами. Кроме того, можно оценить объем средства – что не всегда бывает понятно из фотографии, прочитать состав на этикетке и тут же сделать заказ.
Визитки
- Агентство JWT
Лондонское агентство JWT стало одним из первых, кто придумал дополнить визитку элементами AR. На визитке компании под специальными значками уместились портфолио сотрудников и отметка о месте нахождения компании на карте Google. Визитка сделана на основе браузера blippAR.
Этикетки, информация на упаковке
- Водка «Абсолют»
Наведя камеру на ярлык водки «Абсолют», покупатель отправляется в 3D-тур по маленькому шведскому поселению Охус (Åhus), где производится продукт. Он может исследовать местность, изучить технологию производства и получить бесплатный рецепт коктейля с водкой.
- Heinz
Под этикеткой кетчупа Heinz скрывается целая книга рецептов, которые можно приготовить с использованием этого продукта. Каждым рецептом можно поделиться в соцсети.
Ценники, витрины
- COOP
Инновационный супермаркет COOP в Милане, Италия показывает количество полезных веществ в каждом продукте из ассортимента, отображая информацию на больших зеркальных экранах.
Стенды в общественных местах, рекламные щиты
- Coca-Cola и WWF
Компания Coca-Cola совместно со Всемирным фондом дикой природы (WWF) установила в лондонском музее науки информационный стенд, на котором можно ознакомиться с проблемами Арктики. Посетители музея с помощью дополненной реальности наблюдали за семейством белых медведей. Упоминание о кампании появилось в прессе 388 раз и вызвало более 900 дискуссий по теме.
Дополнительная ценность продукта (информация и обучение)
- «Дикси»
Ритейлер «Дикси» подарил новую жизнь альбомам с наклейками, предлагая купить товар на определенную сумму и получить наклейки, за которыми скрывались 3D-модели динозавров. Просмотреть эти модели можно через приложение на смартфоне.
Привлечение внимания к бренду или новому продукту
- АО «Гознак»
Компания АО «Гознак» решила использовать силу дополненной реальности для популяризации новых банкнот в 200 и 2000 рублей и выпустила собственное мобильное приложение «Банкноты 2017». При наведении смартфона на купюру можно увидеть миниатюрный Крымский мост и даже проверить купюру на подлинность.
- John Lewis
John Lewis, крупнейшая сеть магазинов мебели в Великобритании, создала шоурум, где посетители могли превратить комнату в кухню, гостиную или спальню, устанавливая в ней виртуальную мебель по своему вкусу через специальное приложение. Упоминание об инновации привлекло значительно количество клиентов в магазины.
Навигация, геолокация
- Stella Artois
Бренд Stella Artois выпустил приложение «Гид по барам» (Le Bar Guide), с помощью которого человек может найти бары на карте, прочитать отзывы посетителей и найти ближайший бар с любимым сортом пива.
Интерактивные игры и геймификация
- Nestle
Почему бы не превратить коробку из-под сухого завтрака в интерактивную игровую консоль, подумали представители компании Nestle и воплотили идею в жизнь с помощью дополненной реальности. Достаточно поднести коробку с маркером к ноутбуку с веб-камерой, как внутри коробки возникает целый мир, управляют которым наклоняя коробку в пространстве.
Демонстрация масштабных объектов
- «Росатом»
Компания «Росатом» предлагает рассмотреть устройство ядерной электростанции через брендовое приложение. Оно позволяет увидеть общую структуру, план объекта и подробно ознакомиться с его отдельными частями. Каждая часть подписана, а также содержит информативную анимацию.
Примерка одежды и украшений
Converse Shoes
Известный производитель обуви Converse Shoes создал приложение с дополненной реальностью, позволяя клиентам насладиться примеркой в комфорте собственного дома. Понравившийся вариант можно сфотографировать и расшарить в соцсетях.
Бонусное видео
И напоследок: бонусное видео – забавный фантастический пример, как могли бы выглядеть улицы и магазины, если бы дополненная реальность достигла небывалого расцвета.
Какой бы ни была сфера бизнеса, яркие идеи для применения дополненной реальности найдутся везде, а со временем количество возможностей только увеличится. В комментариях предлагаю обсудить, как можно использовать дополненную реальность в вашем бизнесе.
В интервью собственник «Инлайн Груп» Вадим Афанасьев рассказал, как российская компания стала пионером нового направления и что такое платформа дополненной реальности XR.
— Вадим Анатольевич, «Инлайн Груп» известна как крупный интегратор, а тут мы видим собственную разработку в такой, можно сказать, футуристической области, как дополненная реальность. Почему вы решили разработать собственный продукт, причем такой необычный?
— Мы растем. «Инлайн Груп» — инженерная компания, которая за 18 лет работы на IT-рынке приобрела колоссальный опыт. XR можно расценивать как новый этап в развитии компании, то есть наши амбиции стали больше, чем роль классического интегратора. Что еще важно, мы знаем рынок и понимаем, что именно нужно нашим заказчикам. Поэтому XR — это не демонстрация наших возможностей, а продукт, рассчитанный на применение в совершенно конкретных сценариях.
— Дополненная реальность — достаточно экзотическая технология. Не только в России, но и вообще в мире. Неспециалистам о ней мало что известно. Как вы сами можете описать XR?
— XR, еще раз подчеркну, это не концепт, а именно готовое решение, запущенное в продажу в апреле 2018 года. Оно представляет собой программную платформу для устройств вспомогательной и дополненной реальности, которая состоит из нескольких компонентов: серверной части, андроид-приложения, «умных» устройств (очков, планшетов, смартфонов) и медиа-сервера.
XR решает широкий спектр задач в области цифровизации государства и бизнеса, позволяя использовать AR-технологии* для повышения эффективности повседневных операций в промышленности, торговле, туризме, здравоохранении и образовании. AR-технологии незаменимы на предприятиях для поддержки технического обслуживания, обходов оборудования, инспекционного контроля, для производственных операций — они применимы везде, где нужно освободить руки сотрудников, повысить эффективность работы и снизить вероятность ошибок за счет находящихся перед глазами последовательных мультимедийных инструкций, маршрутов движения, технической документации и прочего цифрового контента.
Как это работает. Оператор надевает так называемые «умные» очки, на экране которых появляется графическая и текстовая информация, которая ведет пользователя по определенному сценарию, обеспечивает точность выполнения поставленной задачи, помогает сделать это быстрее. В таких очках можно работать с загруженной в устройство и появляющейся в нужный момент информацией, по ходу процесса общаться с удаленными экспертами, которые «видят» все глазами оператора и в случае необходимости дают нужные указания. Решение позволяет выполнять самые разнообразные операции — заполнять чек-листы, снимать видео, делать фотографии, оставлять голосовые комментарии, то есть по ходу работы вводить в систему новую информацию.
Одна из ключевых особенностей заключается в том, что оператор может полноценно работать с заданиями в режиме офлайн, вне зоны действия Wi-Fi, и иметь свободные руки для выполнения необходимых манипуляций.
Кроме того, ответственные за оптимизацию процессов могут самостоятельно, без навыков программирования, создавать неограниченное количество различных сценариев — руководств к действию для сотрудников, чтобы затем анализировать цифровые следы, оставленные операторами при выполнении задач в очках.
— А почему в качестве основного операторского устройства вы выбрали очки дополненной реальности, а не более распространенные смартфоны, и что это за очки?
— Как я уже говорил, XR — это продукт для решения конкретных задач, большинство из которых требует свободных рук. Согласитесь, гораздо удобнее выполнять различные операции по заранее намеченному сценарию на производстве или складе, когда вся информация находится непосредственно перед глазами, а управление аудио- и видео-коммуникациям осуществляется голосом, а не руками. Именно соображения эргономики стали главным фактором в пользу выбора очков в дополнение к более традиционным смартфонам и планшетам. Платформа XR совместима с продуктами большинства ведущих производителей очков дополненной реальности, и мы постоянно расширяем этот список, в котором есть как монокулярные, так и бинокулярные решения.
— А в чем между ними разница?
— Разница в том, что при использовании бинокулярных очков мы видим картинку перед собой обоими глазами, а с монокулярными очками — одним глазом. Преимущества дополненной реальности лучше всего проявляются именно в бинокулярных очках, но, так как изображение на стекле частично закрывает обзор, постоянно передвигаться в них пока затруднительно. В монокулярных же очках, имея подсказку перед глазами, перемещения безопасны, поскольку обзору ничего не мешает. Для информации, которая выводится на экран монокулярных очков, мы используем термин «вспомогательная реальность», и XR сейчас больше ориентирован именно на нее.
— Чем вспомогательная реальность отличается от дополненной и почему пока вы сфокусировались на ней?
— Дополненная реальность как таковая подразумевает вывод трехмерной графической информации, наложенной на физический объект, и возможность манипуляции этим графическим образом. Распространение этого способа отображения сдерживают сложность и длительность разработки «цифровых двойников» физического объекта, которые пока есть только у самого нового, сложного и дорогого оборудования. При использовании вспомогательной реальности оператор видит в очках (в нужное время и в нужном месте) статичную графическую и текстовую информацию.
Однако подобные решения можно использовать практически с любым типом оборудования и устройств, а ценность выведения графической информации в режиме реального времени сложно переоценить – это гораздо надежнее и удобнее человеческой памяти или бумажной инструкции.
— Какие сценарии использования XR наиболее востребованы?
— В первую очередь XR востребована в таких технологических процессах, как сборка на производстве, визуальная инспекция, складские операции и, конечно же, обслуживание оборудования.
Максимальную выгоду от внедрения могут получить компании, у которых есть собственные ремонтные бригады, сервисные службы, обходчики и наладчики, работающие на выезде или непосредственно в цехе. Особенно эффективной XR будет при обслуживании сложного оборудования, где велика цена человеческой ошибки, поскольку платформа помогает не только лучше и быстрее выполнять поставленные задачи, но и, что очень важно, удаленно контролировать весь технологический процесс и выполняемые операции. В настоящий момент мы видим очень высокий интерес к нашему решению и реализуем несколько проектов в корпоративном сегменте с крупнейшими российским промышленными компаниями.
— А что дальше? Каким вы видите следующий шаг развития XR?
— Сейчас мы работаем по трем ключевым направлениям. Это развитие самого решения, то есть наращивание функциональных возможностей, расширение перечня поддерживаемых «умных» устройств, применение элементов машинного зрения, анализ пользовательского опыта и автоматическое формирование процессов без участия человека. Также в задачах стоит создание и развитие партнерской сети — предоставление партнерам, прежде всего ИТ-компаниям, возможности самостоятельно внедрять наш продукт у своих заказчиков. И, безусловно, наработка историй успеха и готовых решений для создания SaaS-(Software as a Service) или PaaS- (Platform as a Service) моделей работы с заказчиками и партнерами.
*Под термином AR понимается вспомогательная (assisted) и дополненная (augmented) реальность.
**На правах рекламы