Деловая игра бизнес идеи
Деловая игра «Я открываю бизнес»
Гаврилец Елена Юрьевна
Педагог-психолог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 имени Федора Ивановича Ярового станицы Новолеушковской
Форма проведения: деловая игра
Цель и задачи:
— закрепить понятие «профессии»;
— расширить знания о многообразии профессий;
— формировать активный познавательный интерес к профессии ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ;
— развивать кругозор, любознательность;
— учить анализировать, делать выводы.
Предварительная работа: подготовка презентации совместно с обучающимися, подготовка необходимых материалов и оборудования при проведении мероприятия.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки с названием сфер бизнеса; альбомные листы, цветные карандаши, папка.
Участники: педагог, обучающиеся 8-9 классов – участники мероприятия.
Ход внеклассного мероприятия
Участники игры рассаживаются по периметру класса, затем, всем предлагаются 2 варианта распределения: цветные жетоны (красный /синий/зеленый/желтый) или по желанию. Так учащиеся делятся и образуют 4 команды. Каждая команда назначает себе лидера и выбирает название. Участники рассаживаются за столы для работы в командах. Затем ведущий представляет экспертный совет.
Ведущий: Добрый день, уважаемые друзья! В настоящее время развитие малого бизнеса – одно из ведущих направлений формирования экономических отношений в России. Предпринимательской деятельности необходимо учиться постоянно, независимо от возраста, опыта и занимаемого положения. При этом следует учитывать, что успех, может быть, достигнут лишь усердной и постоянной работой, добросовестным отношением к делу.
Каждый имеет право стать предпринимателем, но не каждый на это способен. Для обоснованного выбора занятия предпринимательской деятельностью необходимо определить, какими качествами должен обладать предприниматель. Перспективные идеи и высокая квалификация могут гарантировать коммерческий успех. Подробнее об этом виде деятельности мы с вами и поговорим.
I. «Кроссворд»
Но сначала вспомним, какие профессии вы знаете, и заполним кроссворд (слайд № 2). Команды приступают к работе.
По горизонтали:
1. Специалист по изучению спроса и предложения на товары и услуги, а также планированию мероприятий помогающих повысить доходность.
3. Профессия, содержание деятельности, которой является учёт основных средств, материальных ценностей, начисление заработной платы, налогов, расчёты с поставщиками и заказчиками.
5. Занимается техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств.
6. Осуществляет ремонт производственного оборудования. Выполняет такие виды работ как: сборка, разметка, замена или реставрация механизмов, рубка металла, опиловка металла, гибка металла, нарезание резьбы, сборочные работы.
7. К этой профессии можно отнести:
· людей, получивших юридическое образование;
· правоведов, учёных, изучающих право;
· практикующих специалистов в области права.
8. Специалист занимающейся организацией работ по подготовке почвы к посеву и посадке, разработкой мероприятий по приготовлению и внесению удобрений в почву. Осуществляет контроль за подготовкой семян и посадочного материала. Изучает и внедряет передовые методы возделывания полевых, садовых, огородных культур.
По вертикали:
2. Специалист, занимающийся разработкой и проверкой программ.
4. Специалист, который занимается разработкой планов зданий, их фасадов — в целом в деталях, а также внутренних пространств.
9. «Приходи к нему лечиться
и корова, и волчица».
10. Профессия, содержание деятельности, которой является изучение человеческого организма, предупреждение болезни, ставит диагноз, назначение лечения.
Ответы: (слайд 3)
Молодцы! Экспертный совет подведет результаты.
Ведущий: Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий востребованных в стране и мире. Но есть одна профессия, которая является самой высокооплачиваемой, самой престижной и перспективной, которая в любые времена будет востребована, – это профессия ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ.
Наверное, каждый из вас мечтает быть знаменитым, достичь успеха, оставить что-то в память о себе. Предприниматель — одна из тех профессий, в которой смелые, трудоспособные, предприимчивые люди добиваются успеха. Предприниматель — человек, который организует собственное дело и получает прибыль (слайд № 4).
Если считать предпринимателями всех, кто получает выгоду, то этот вид деятельности возник в древние времена. Торговцы продавали заморским гостям всё, что можно было продать. Вначале продавали товары (скот, зерно, оливковое масло), потом приобрели актуальность услуги — почистить обувь, сшить костюм, сделать прическу.
II. Примеры предпринимательской деятельности можно встретить даже в сказках.
Внимание на экран. Вспомните произведения и скажите, в чем выражалась предпринимательская деятельность героев? (слайд № 5-7)
Буратино – предприниматель:
продал Азбуку (личное имущество) с целью получения прибыли
«Вершки и корешки»
Мужик – предприниматель: вырастил корнеплоды, чтобы продать на рынке (товар) и получить прибыль.
3) «Теремок»
Мышка – предприниматель: сдавала жилые помещения в аренду с целью получения прибыли.
Молодцы!
Ведущий: Чтобы почувствовать себя совсем уже комфортно, проведём небольшую игру в “Экономические загадки-добавлялки”, чтобы выяснить, что же вы знаете об экономики. Каждая команда будет по очереди давать ответ, если не знают, то отвечает следующая команда. Победит та команда, у которой больше всего баллов. За каждый правильный ответ дается балл. (слайд 8)
Материалы для познавательных игр по экономике. Экономические загадки-добавлялки
1. На товаре быть должна
Обязательно… (цена).
2. Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким… (доход).
3. Журчат ручьи, промокли ноги —
Весной пора платить… (налоги).
4. Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без… (рекламы).
5. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно… (весы).
6. Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в… (банке).
7. Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой… (вклад).
8. Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся… (залог).
9. В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведет… (бизнесмен).
10. Люди ходят на базар:
Там дешевле весь… (товар).
11. В банке для всех вас висит прокламация:
“Деньги в кубышках съедает… (инфляция)”.
12. И врачу, и акробату
Выдают за труд… (зарплату).
13. Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы… (ссуду).
14. Стал владельцем, братцы, я –
Вот завода… (акция).
15. Чтобы партнеров не мучили споры,
Пишут юристы для них… (договоры).
16. Очень вкусная витрина
У овощного… (магазина).
17. На рубль — копейки, на доллары — центы,
Бегут-набегают в банке… (проценты).
18. Приносить доходы стал
В банке папин… (капитал).
19. Чуть оплошаешь — так в тот же момент
Весь рынок захватит твой… (конкурент).
Ведущий: Все команды хорошо справились с поставленной задачей.
Очень многие становятся предпринимателями только потому, что так сложились жизненные обстоятельства, только такой выход они увидели. Но есть и другие. Есть те, у кого однажды возникла идея, которую они захотели воплотить в жизнь просто потому, что им было это интересно. Кто-то захотел шить самую удобную, на его взгляд, спецодежду, кто-то захотел, чтобы у него был самый необычный ресторан. Вот и вы попробуйте сейчас воплотить свою идею.
III. Проведение игры «Идея моего бизнеса» (продолжительность 20 минут) (слайд 9)
Цель игры — знакомство с азами организации предпринимательской деятельности.
Ведущий: Наблюдать за действиями участников и подводить итоги в конце игры мы предлагаем экспертному совету. Мы отводим 7 минут на изучение первого раздаточного материала.
Раздаются карточки с идеями.
Ведущий: Выберете из предлагаемых идей наиболее выгодные, с вашей точки зрения, для получения прибыли:
Первой команде:
Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):
Открыть булочную
Открыть салон сотовой связи
Открыть аптеку
Магазин модной одежды
Второй команде:
Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):
Оказывать услуги по доставке грузов
Открыть салон по ремонту машин
Открыть рекламное агентство
Предложить услуги экскурсовода по городу
Третьей команде:
Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):
Открыть ферму по разведению кроликов
Открыть бюро для помощи домохозяевам
Открыть частный детский сад
Открыть брачное агентство
Четвертой команде:
Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):
Продажа саженцев деревьев и кустарников
Открыть бюро похоронных услуг
Открыть пункт проката строительных инструментов
Открыть бизнес по установке кондиционеров
Каждая команда озвучивает свой ответ. Какой бизнес вам по душе.
Ребята отвечают на вопрос.
Ведущий: Следующая часть игры — работа с выбранной идеей. Возникает вопрос — где вы будете искать деньги? Чтобы вы выбрали из предлагаемого списка? (раздается список). Каждая команда обдумывает свой ответ, исходя из выбранной идеи, и пока не отвечает на поставленный вопрос, но ответ на него уже вы знаете. Вам отводится минута, чтобы посовещаться.
Раздаточный материал
Взяли кредит в банке
Выиграли грант (безвозмездную сумму на условиях договора) на развитие бизнеса
Выиграли любой конкурс с выгодным денежным призом
Заняли бы у родственников деньги
Предложите свой ответ на этот вопрос
Ведущий: Отправьте записку экспертному совету с вашим решением, подписав название своей команды.
Ребята оформляют записки.
Ведущий: Следующее вопрос: сколько бы вы взяли, заняли или постарались выиграть денежных средств? 100 тысяч, 300 тысяч, 500 тысяч.
(Ребята обдумывают вопрос, пишут ответ и отправляют экспертному совету)
Ведущий: Вопрос: на чтобы вы потратили деньги, которые вы назвали, открывая бизнес? Мы предлагаем карточки с подсказками каждой команде, они должны помочь вам сформулировать ваш ответ. Лидерам команд необходимо почти сразу ответить на этот вопрос через 3 минуты.
Каждая команда обдумывает вопросы.
Какое купили бы оборудование и сколько (конкретно назовите в соответствии с выбранной идеей вашего бизнеса – витрины, столы, стулья, инвентарь, посуда и т.п.)
Взяли бы вы рабочий персонал и сколько бы вы наняли? (Да или нет, обоснуйте почему столько людей, сколько бы вы платили-6000 руб., 7000 руб., 10 000 руб.)
Какие бы вы расходные средства запланировали для ведения вашего бизнеса (горюче-смазочные материалы, офисная бумага или еще что либо)?
Арендовали бы вы помещение, за какую сумму?
Ведущий: Задание командам ответьте на 5 вопросов.
1. Еще раз, какой вы решили открыть бизнес?
2. Люди очень нуждаются в ваших услугах? приведите хотя бы два довода в пользу открытия вашего дела?
3. По вашему мнению, прибыль будет?
4. Кто вам будет помогать вести бизнес?
5. Вам хватит запланированных денег?
Итог игры (5 минут)
Ведущий: Теперь обратимся к экспертному совету. Прокомментируйте работу каждой команды. Насколько команды по заявленным деньгам справились с представлением своего бизнеса? Возможна ситуация, когда победителя не будет и все команды будут признаны успешными.
Ребята, теперь предлагаю высказать свое мнение: в какой момент вам было легче всего, а в какой момент сложнее, какой опыт вы получили на занятии.
Ведущий: Для завершения нашей игры я хотела бы зачитать следующую цитату преуспевающего бизнесмена Н. Хилла из его книги “Думай и богатей”:
“Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми, если они не покоятся на правде и справедливости. Поэтому я не свяжу свою совесть сделками, которые не принесут выгоды всем участникам. Я добьюсь своего, объединяясь с другими людьми. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, чёрствость и цинизм, совершенствуя свою любовь к людям, ибо знаю, что плохое отношение к окружающим никогда не принесёт успеха”.
Ведущий: Ребята, спасибо вам за занятие. У вас теперь появился опыт создания собственного бизнеса, я надеюсь, этот опыт вам пригодится в будущем. Удачи!
Все троекратно пожимают друг друга со словами: “До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятный час!”.
Примечание
Роль ведущего в этом занятии сводится к роли помощника, человека, который только направляет деятельность детей.
Обязательно присутствие педагогов, которые выступают в роли экспертного совета, оценивающего качество групповой работы. Это является дополнительным стимулом для ребят, как показало занятие, которое было проведено в девятых классах. Ребятам очень понравился именно такой вид деятельности — “деловая игра”. Для них ценно было как раз то, что они самостоятельно создавали свой собственный проект.
Кто-то видит проблему, а кто-то — решение. Деловые игры любят не только HR — это отличный способ изучить методы работы вашей команды (как отдельных участников так и всех вместе) и освоить стратегии, помогающие команде быстро устранять любые препятствия, возникающие на пути к общей цели. В результате управление командой проекта становится в разы проще.
Деловые командные игры могут быть направлены на развитие определенных качеств и умений, в том числе на развитие навыков коммуникации и командной работы, умения адаптироваться или на укрепление способностей к совместному принятию решений. В списке ниже перечислены различные занятия, каждое из которых посвящено тому или иному приоритетному навыку.
Любой процесс решения проблемы начинается с ее выявления. Когда проблема обнаружена, команда должна оценить возможные направления действий, а затем выбрать наилучший способ решения. Для этого требуется глубокое понимание своей команды и ее сильных сторон. Цель упражнений на решение проблем заключается в выявлении этих сильных сторон и в формировании навыков и стратегий, помогающих решить самые сложные проблемы, а заодно и в том, чтобы развлечься вместе с сослуживцами!
Ниже приводится модель, иллюстрирующая процесс решения проблемы.
Классические деловые игры, развивающие навыки решения проблем
.
1. Тонущий корабль
Развивает умение адаптироваться.
Необходимый инвентарь: веревка, одеяло или клейкая лента, чтобы обозначить место на полу.
Правила игры. Отметьте с помощью веревки (одеяла, клейкой ленты) ограниченный участок на полу, и пусть ваша команда на него встанет. Постепенно сокращайте это пространство в течение 10-15 минут, а участники пусть ищут способ удержать друг друга внутри и не «вывалиться за борт».
.
2. Башня из спагетти и зефира
Развивает навыки командной работы.
Необходимый инвентарь: по 20 штук сырых спагетти, одному мотку клейкой ленты, метровому куску веревки и одному зефиру на каждую команду.
Правила игры. Ваша цель — построить самую высокую башню, способную стоять самостоятельно, опередив команды соперников. Если хотите усложнить игру, поставьте дополнительное условие: зефир должен находиться на вершине башни и использоваться в качестве «купола». Это упражнение учит активному мышлению, а также укрепляет командный дух и развивает лидерские способности.
.
3. Яйцепад
Развивает навыки командной работы, умение принимать решения.
Необходимый инвентарь: десяток яиц; строительные материалы (газеты, соломинки для коктейлей, клейкая лента, пищевая пленка, воздушные шары, резиновые ленты, палочки от мороженого и т. п.); брезент или защитная пленка, место на автостоянке или любой участок, где вы не боитесь намусорить.
Правила игры. Каждая команда получает по яйцу и выбирает для себя строительные материалы. За 20-30 минут участники должны соорудить защитный контейнер, который не позволит яйцу разбиться. Затем сбрасывайте контейнеры с яйцами с высоты (с высокого стола или даже со второго этажа), и смотрите, чье яйцо не разобьется. Если уцелеют несколько яиц, постепенно повышайте высоту падения, пока не останется только один победитель.
.
4. Взаперти
Развивает коммуникационные навыки, умение принимать решения.
Необходимый инвентарь: офис.
Правила игры. Представьте, что ваша команда оказалась запертой в офисе. Все двери заблокированы, ломать их или выбивать окна нельзя. За 30 минут участники команды должны выбрать 10 обычных предметов из вашего офиса, которые необходимы им для выживания, и расположить их по степени значимости. Цель заключается в том, чтобы за тридцать минут обсудить предложенные списки и порядок предметов и прийти к согласию.
.
Игры, развивающие творческий подход к решению проблем
.
5. Лего
Развивает коммуникационные навыки.
Необходимый инвентарь: набор Лего.
Правила игры. Разбейтесь на небольшие команды из двух и более участников. Выберите ведущего, не входящего ни в одну из команд, который должен за 10 минут построить из блоков Лего произвольную конструкцию. После этого команды должны за 15 минут в точности воспроизвести эту конструкцию, используя блоки того же цвета и формы. Но видеть оригинальную конструкцию может только один участник от каждой команды. Этому участнику придется понятно и точно описать размеры, цвета и форму оригинальной конструкции. Если вам кажется, что это слишком легко, запретите «видящему» участнику прикасаться к конструкции, которую строит его команда. Эта игра поможет вам понять всю важность эффективного обмена информацией.
.
6. Побег
Развивает навыки командной работы.
Необходимый инвентарь: 1 веревка, 1 ключ, запертая комната и 5-10 загадок или головоломок в зависимости от того, сколько времени вы хотите потратить на игру.
Правила игры. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы выбраться из запертой комнаты за отведенное время, отыскав ключ с помощью подготовленных подсказок. Ключ и подсказки должны быть спрятаны заранее. Команду запирают в комнате, и за 30 минут или один час игроки должны найти ключ с помощью спрятанных здесь же подсказок. Для успешного прохождения игры нужно уметь действовать сообща и устраивать мозговые штурмы, пытаясь понять, что означает та или иная подсказка.
.
7. Полярники
Развивает умение принимать решения, умение адаптироваться.
Необходимый инвентарь: повязки на глаза и по одной упаковке «строительных материалов» (листов картона, зубочисток, резиновых лент или стикеров) на каждую команду, электрический вентилятор.
Правила игры. Представьте, что вы — отважные исследователи Арктики, бредущие по ледяной пустыне. В каждой команде выберите «начальника экспедиции». Через 30 минут должна налететь снежная буря, и каждой команде нужно выстроить убежище, чтобы остаться в живых. К несчастью, у начальника экспедиции обморожены руки, так что он не может участвовать в строительстве, а у остальных снежная слепота, и они не могут видеть. Через 30 минут включите вентилятор и посмотрите, чье убежище уцелеет.
.
8. Минное поле
Развивает коммуникационные навыки.
Необходимый инвентарь: пустая комната или коридор, повязки на глаза и набор обычных офисных принадлежностей.
Правила игры. Разбросайте на полу предметы (коробки, офисные стулья, бутылки с водой и т. д.) случайным образом, чтобы нельзя было пройти из одного конца комнаты в другой и ни на что не наткнуться. Разделите участников по парам, и завяжите глаза одному из партнеров. Второй должен провести своего напарника из одного конца «минного поля» в другой так, чтобы не задеть ни одну мину. При этом он не имеет права прикасаться к напарнику. Если хотите усложнить задачу, запустите на «минное поле» все пары одновременно, чтобы игрокам приходилось внимательнее прислушиваться к указаниям своих «провожатых».
.
9. Слепые фигуры
Развивает коммуникационные навыки.
Необходимый инвентарь: повязки на глаза, веревка.
Правила игры. Игроки надевают повязки и становятся в круг. Концы веревки связываются вместе, и она укладывается перед участниками также в форме круга — чтобы каждый из игроков мог наклониться и ее нащупать. Ведущий говорит игрокам, чтобы они взяли в руки веревку и образовали с ее помощью геометрическую фигуру: квадрат, треугольник, прямоугольник и т. п. Игроки могут переговариваться, но им нельзя снимать повязки. Если у вас очень много участников, их можно разбить на команды и дать по веревке каждой из команд. Победит та команда, которая быстрее построит нужную фигуру.
.
.
Простые и легкие игры, развивающие навыки решения проблем
.
10. Слепой строй
Развивает коммуникационные навыки.
Необходимый инвентарь: повязки на глаза.
Правила игры. Участники завязывают глаза, а затем ведущий шепотом называет каждому игроку число, начиная с единицы. Затем участники должны выстроиться в порядке возрастания их чисел, не переговариваясь между собой. Также можно выстраиваться не по числам, а по росту, возрасту, дням рождения и т. д.
.
11. Переверни пирамиду
Развивает умение адаптироваться, навыки командной работы.
Необходимый инвентарь: не нужен.
Правила игры. Участники становятся так, чтобы образовать пирамиду, подобно шарам в бильярде. Затем ведущий говорит, что трое из участников команды должны переместиться таким образом, чтобы вершина и основание пирамиды поменялись местами. Лучше всего делать это упражнение в большой группе, которую можно разделить на маленькие команды и посмотреть, кто перевернет пирамиду быстрее.
.
12. Перемена мест
Развивает умение адаптироваться, навыки командной работы.
Необходимый инвентарь: мел, веревка, клейкая лента, бумага (чтобы отметить место, где можно встать).
Правила игры. Разделите группу игроков на две команды и постройте их в две шеренги лицом друг к другу. Используя мел, клейкую ленту, веревку или листы бумаги (в зависимости от того, на каком полу вы играете) отметьте место, где стоит каждый из игроков, а также один дополнительный пустой участок между двумя шеренгами. Цель заключается в том, чтобы шеренги поменялись местами.
.
Используйте следующие ограничения:
- Одновременно может перемещаться только один человек.
- Нельзя меняться местами с игроком, смотрящим в том же направлении.
- Нельзя двигаться назад.
- За один ход игрок не может меняться местами с более чем одним игроком из второй команды.
.
13. Запутанная история
Развивает умение адаптироваться, навыки командной работы.
Необходимый инвентарь: не нужен.
Правила игры. Все участники должны встать в круг, затем каждый игрок берет за руки двух любых игроков, не стоящих с ним рядом. После того, как все возьмутся за руки, попросите игроков «распутаться» и образовать идеальную окружность, не разжимая рук. Для этого участникам игры потребуется творческое и стратегическое мышление.
.
Последние две игры подходят для ситуаций, когда у вас есть проблема, которую нужно решить.
.
14. Конкурс на самую тупую идею
Цель: решение текущей проблемы.
Необходимый инвентарь: не нужен.
Правила игры. Иногда «тупые» идеи оказываются самыми удачными. Попросите, чтобы каждый из участников предложил самый тупой вариант решения насущной проблемы. А затем, составив длинный список, попробуйте найти решение, которое окажется не таким уж тупым.
.
Проводите мозговые штурмы в системе управления проектами Wrike. Он бесплатен и позволит участникам сразу же приступить к совместной работе.
.
15. Что бы сделал X?
Цель: решение текущей проблемы.
Необходимый инвентарь: не нужен.
Правила игры. Пусть каждый из участников представит себя кем-то из знаменитостей или выдающихся людей, которые ему нравятся. Затем спросите у каждого игрока, какое мнение мог бы высказать их персонаж, если бы столкнулся с текущей проблемой? Как бы он ее решил? Это позволит каждому из участников задуматься о возможном решении, которое иначе могло бы не прийти им в голову.
.