Что такое прототип бизнес идеи

Полгода назад в статье о том, как мелкие юзабилити-ошибки создают бизнесу большие проблемы, я упоминал неудачный запуск Делисамоката, сырое приложение которого, вызвало большую волну негатива.
Недавно, прогуливаясь по Москве, вспомнил о стартапе и решил проверить его лично. Но уже через 15 минут понял, что шансов взять самокат в аренду нет, а рейтинг 1.5 в AppStore полностью оправдан и подтверждает, что сложности не только у меня.
На запуск стартапа такого масштаба, вероятно, было потрачено довольно много денег. И рейтинг 1.5 как бы намекает, что тратить придется еще.
Могли ли разработчики Делисамоката избежать такой ситуации и выпустить более удобное приложение сразу? Да, если бы сначала сделали прототип и протестировали его на реальных пользователях.
Из статьи вы узнаете:
- Что такое прототипы
- Как сделать первоклассный прототип
- Как отличить хороший прототип от плохого
- Как сэкономить бизнесу $25 000
Что же такого важного в этих ваших прототипах?
Концепция прототипов в обычном мире довольно стара. Строительству любого здания предшествует проект (проект = прототип), выпуску серийного автомобиля — концепт (концепт-кар = прототип). Несмотря на это, в цифровом мире долгое время даже высокобюджетные проекты фактически разрабатывались методом тыка, а продукты для среднего и малого бизнеса вообще по наитию подрядчиков.
Прототип в цифровом мире – это визуализация будущего продукта, достаточная для проверки гипотез среди пользователей этого продукта, и/или для донесения идей до людей, принимающих решение о его создании. Прототип позволяет быстро и, главное, дешево получить обратную связь: решает ли разработанный вами интерфейс бизнес-задачи, удобен и понятен ли ваш инновационный способ взаимодействия пользователям, правильно ли вообще понята проблематика и задачи. В противном случае решать все это придется уже после запуска продукта, а это не только потраченное время, но и деньги.
Прототип-прототипу — рознь
Прототипы, как средство быстрой визуализации идей, в последние годы получили большое распространение и оказали позитивное влияние на качество цифровых продуктов в целом.
Вместе с тем, взяв на вооружение инструменты прототипирования, рынок все еще не до конца усвоил, что прототип – часть юзабилити-процесса, а не проджект-менеджмента.
За последние несколько лет я общался со многими дизайнерами, у которых в портфолио есть пара десятков прототипов, при этом часто они не только не понимают до конца процесс создания прототипов, но и не всегда уверенно могут объяснить зачем они вообще нужны.
В итоге, все чаще можно встретить прототип, в котором нет и намека на реальный контент, а графическая форма преобладает над содержанием. В быстрорастущем сегменте UI/UX-дизайна доходит до того, что прототипом начинают называть полноценные дизайн-макеты, на создание которых были затрачены десятки человеко-часов.
Влияет на ситуацию и развитие рынка инструментов прототипирования, где все больший акцент получает работа с визуальной частью. Все это подталкивает к соблазну уделить особое внимание композиции и красоте прототипа, забывая о главном — структуре и контенте.
Формирование эффективной структуры и подготовка контента – наиболее длительный и трудозатратный процесс, при этом, как показывает практика, максимально влияющий на конечный продукт.
Прототип – результат комплекса работ
Рассмотрим шаги, выполнение которых позволит создать действительно эффективные интерфейсные решения, основанные на потребностях пользователей и решающие конкретные бизнес-задачи:
Исследования
Исследования – важнейший этап, фундамент успеха всей последующей работы. Несмотря на это, на рынке до сих пор приняты два способа «исследований»: «пришлите нам ТЗ» и «заполните бриф на 150 вопросов».
Ни техническое задание, ни бриф не способны обеспечить необходимый уровень погружения для создания действительно эффективных решений: техническое задание ни что иное, как субъективное восприятие действительности клиентом, которое во многом заимствует существующие решения конкурентов, а любимые многими брифы – не только ставят разные бизнесы в один ряд, но и заставляют клиента потратить значительное время, отвечая на шаблонные вопросы, реальный смысл которых он, зачастую, не понимает до конца.
Поэтому в вопросе исследования бизнеса самым эффективным является путь личного общения с клиентом. Это позволяет максимально погрузится в процессы и особенности каждого конкретного бизнеса, выявить едва заметные нюансы, которые в итоге могут и часто становятся основой всего последующего продукта.
Многие UI/UX-дизайнеры не считают необходимым общаться с пользователями, тем не менее, исследование пользователей позволяет взглянуть на задачу с другой стороны, выявить причинно-следственные связи, понять мотивацию, обнаружить страхи, услышать сомнения, найти инсайты.
Разработка дизайн-решения
На этом этапе результаты исследований интерпретируются в конкретные требования к продукту: какой должна быть навигация, какие нужны экраны, какие потребности они должны закрывать и многое другое.
Для трансформации исследований в требования к продукту существует множество инструментов: User-Centered-Design, Value Proposition Canvas, Jobs-To-Be-Done и другие, но все они приводят к одному результату – осознанному проектированию интерфейса.
Результатом разработки дизайн-решения становятся бумажные наброски – скетчи, которые в дальнейшем превращаются в прототипы высокой детализации.
Контент
Прежде, чем перейти от скетчей к прототипам высокой детализации, нужно подготовить весь контент. Соблазн использовать текстовую рыбу чреват последствиями: такой прототип невозможно реально оценить, к тому же, когда реальный контент все-таки появится, окажется, что он не ложится в уже разработанный продукт. И тогда контент придется подгонять под заданные рамки.
Поэтому сначала ЧТО (контент), а потом КАК (дизайн).
Прототип
Пройдя весь путь от исследований и выработки дизайн-решений до написания контента, команда находится в максимальном вовлечении и способна выдать действительно свежие интерфейсные решения, учитывающие потребности целевой аудитории и поставленные бизнес-задачи. Такие прототипы легко тестировать на пользователях и/или использовать для донесения идеи людям, принимающим решение о создании продукта.
Как отличить хороший прототип от плохого
Вот простой чек-лист, который без каких-то знаний в области проектирования взаимодействия позволит определить, подсовывают ли вам под видом прототипа «заливную рыбу» или результат реальной работы.
Итак, всего несколько пунктов:
- В прототипе используются только реальный контент, соответствующий теме продукта
- Вы полностью понимаете, что «сообщает» прототип без комментариев и помощи дизайнера
- Дизайнер аргументирует каждое интерфейсное решение ссылками на результаты исследований бизнеса и пользователей
Заключительная история
Как-то раз одна компания решила создать инновационный продукт, бюджет на разработку которого оценивался более чем в $25 000. Разработчики уже завершили написание технического задания и были готовы начинать. В этой компании у меня были знакомые и по чистой случайности речь зашла об этом проекте. Я предложил им консультацию, в ходе которой мы совместно пришли к решению отложить разработку до создания прототипа и тестирования его на реальных пользователях.
Но все решилось уже в процессе исследований, когда выяснились, что пользователям не нужен такой продукт и эффективней использовать более простое, и, главное, уже существующее решение.
Эта история хороша тем, что отлично иллюстрирует, с одной стороны, важность создания прототипа перед разработкой реального продукта, с другой — важность процессов, необходимых перед слепым проектированием интерфейса.
Если вам показалось, что все слишком сложно и долго, вот доказательство обратного: UX-challenge: проектирование приложения мобильного банка за 5 дней
Термин стартап появился в Соединённых Штатах Америки в 90-ых годы прошлого века, вместе с началом развития первых интернет-компаний. Под этим названием подразумевается группа единомышленников, работающих над инновационной идеей, проектом или технологией, способными принести доход в сжатые сроки.
Это совсем не обязательно должна быть IT-компания. Бизнес может быть любым – кафе, интернет-магазин или посредническое агентство. Главное, у стартапа должно быть чёткое понимание аудитории, которое способствует быстрому захвату рынка. Ключевые особенности различных новых компаний отличаются в зависимости от бизнес модели стартапа.
Что такое бизнес модель стартапа?
Эксперты утверждают, что без бизнес модели невозможно запустить успешный проект. Связано это в первую очередь с тем, что, не имея чёткого представления и целях и способах их достижения, молодым предпринимателям будет сложно привлечь деньги инвесторов.
Именно это и представляет собой бизнес модель стартапа – логическое понимание и отображение того, как функционирует бизнес на всех уровнях, а также каким образом стартап привлекает клиентов и зарабатывает деньги.
В идеале такое представление должно иметь графическое или схематическое отображение. В сфере бизнеса бытует мнение, что идея не дееспособна и не существует, пока не нашла своего отображения на бумаге.
Сегодня существуют различные подходы к тому, что считать бизнес-моделью. Их все можно объединить, сказав, что бизнес модель должна объяснять, какой спрос будет удовлетворен путем создания компании и чем эта идея лучше, чем предложение конкурентов, а также, насколько и каким образом окупятся понесённые расходы. Бизнес модель стартапа – это идеальный вариант того, как должен функционировать бизнес. Она обязательно должна учитывать следующие факторы:
- Продукт (что предлагает стартап?);
- Потребители (кто нуждается в товаре?);
- Маркетинг (как будет осуществляться сбыт?);
- Поставщики и производство;
- Рынок (объем и тип);
- Наличие конкурентов и их особенности;
- Способ получения доходов;
- Система формирования расходов;
- Неэкономические факторы, оказывающие влияние на проект.
Финансирование тестовой модели стартапа, его прототипа
Прототип или тестовая модель стартапа – это ещё не полноценный проект. Обычно для проверки и сбора отзывов в жизнь воплощаются только ключевые моменты идеи. Это даёт возможность понять реакцию потребителей на новый продукт и в дальнейшем усовершенствовать стартап, сделав его более привлекательным в глазах инвесторов.
Прототип – это основа для воплощения конечной идеи проекта, однако не всегда тестовая модель получается удачной с первого раза. Именно в этом смысл её существования, чтобы определить слабые места идеи и доработать их. После прохождения основных шагов тестирования прототипа можно окончательно определить бизнес модель. Стартаперы должны быть готовы к тому, что идея за это время претерпит значительные изменения и воспринимать неудачи, как толчок к развитию.
Прототип запускается обычно на средства создателей. Привлечь инвесторов на уровне идеи сложно. Однако можно попытаться заинтересовать «бизнес-ангелов», которые не предъявляют повышенных требований к проектам и готовы вложить средства в понравившуюся идею. Найти их можно на краудфандинговых платформах и площадках. Но чаще всего инвесторы готовы вкладываться в проект с уже сформированной бизнес идеей.
Схемы бизнес моделей
Количество бизнес моделей практически идентично количеству успешных стартапов. Подогнать бизнес под уже имеющиеся схемы невозможно – любой проект сродни живому организму со своими особенностями. Однако существует наиболее распространенные и популярные.
Модель 1 – рекламная
Доход проект получает путем показа различных видов рекламы: баннеров, видеороликов, контекстной и текстовой и аудиорекламы. Такой способ монетизации используют многие социальные сети, включая Вконтакте, facebook и twitter, а также электронные СМИ.
Также возможно зарабатывать на отказе от рекламы. В таком случае пользователь платит за возможность отображения контента без рекламных роликов, баннеров и т.д.
Модель 2 – продажи
Как понятно из названия, эта модель основана на продаже услуг или товаров. По такому принципу работают интернет-магазины, такие, как Amazon, Lamoda, ozon, а также аукционные порталы, где цена определяется в результате взаимодействия продавца и покупателя (eBay).
Новой разновидностью стала модель freemium. Такой стартап предлагает услугу бесплатно, однако с ограничением по времени, функциональности или мощности услуг. Платить за базовые функции не нужно, а вот за более продвинутые услуги нужно платить. По такому принципу работают LinguaLeo, Dropbox, GoogleDrive, Flickr. Идея развилась из модели trial, когда после пробного периода (от 5 дней до месяца) необходимо оплачивать использование продукта.
Модель 3 – подписка
Средства поступают от пользователей, оформивших подписку на услуги, пользование продуктом или просмотр уникального контента. Реализована модель может быть по-разному:
- Аренда платформ или облачных сервисов (Do.Docs, SaaS, Aws);
- Поставщики контента (Netflix, Turbo Films, The New Times);
- Добровольные пожертвования пользователей (Wikipedia.org).
Модель 4 – транзакционная
Проект зарабатывает на операциях между пользователями, взимая за это незначительную комиссию. Это могут быть обменные биржи и финансовые сервисы, а также магазины, продающие не свои товары. Стартап зарабатывает на возможности пользователей пользоваться уникальными услугами. (eBay, Airbnb, upwork, Avito, PayPal).
Модель 5 – лицензирование
Такой способ монетизации позволяет стартапу зарабатывать деньги, не инвестируя в коммерциализацию. Разрабатывается программное обеспечение, после чего пользователи могут приобрести доступ к нему в интернете. По такому принципу работают Photoshop, 1C.
Модель 6 – продажа доступа к аналитике
Информация сегодня наиболее дорогой товар. Различные компании готовы платить большие суммы за предоставление Big Data для маркетинговых исследований. Такая бизнес модель доступна крупным социальным сетям – Вконтакте, Facebook, Одноклассники, а также порталам, занимающимся исключительно сбором и анализом информации – GoogleAnalytics, ЯндексМетрика.
Внутренние покупки (inapp)
Такие стартапы предлагают исключительно виртуальные товары, не имеющие ценности в реальном мире. Сюда можно отнести покупку стикеров в Viber или подарков Вконтакте. Нередко таким образом зарабатывают создатели игр. За небольшую стоимость пользователи получают возможность приобрести новые элементы, пройти уровень быстрее.
Встретить какую-либо из бизнес моделей в «чистом» виде сложно, обычно в стартапах комбинируют несколько способов заработка, что и позволяет создать уникальный проект.
20 лучших примеров бизнес моделей для стартапа
Ежедневно в мире возникает огромное количество идей, лишь единицы из которых становятся действительно успешными и приносящими прибыль. Рассмотрим стартапы, чьи бизнес модели потрясли рынок и позволили разбогатеть их создателям.
Flattr.com
Стартап возник после того, как самые популярные платежные системы заблокировали возможность перечисления средств Wikileaks.
Оплачивая подписку на Flattr, пользователи получают доступ к качественному контенту, а также возможность сохранять понравившиеся статьи, поставив на них лайк. В конце каждого месяца flattr равномерно распределяет средства между создателями статей и взимает 10% комиссии.
Groupon.com
Компания предлагает выгодные цены на товары за счет коллективных покупок. На каждом рынке ежедневно предлагается один купон, однако действует он только если наберется определенное количество людей, желающих совершить покупку, в противном случае, в этот день купон не действителен. Стартап удерживает половину стоимости купона.
Spotify.com
Первый стриминговый музыкальный сервис в мире зарабатывает деньги, предоставляя рекламные места и на эти средства покрывая расходы правообладателей. Для пользователей сервис является бесплатным (за дополнительные средства можно купить премиум-аккаунт без рекламы).
PayWithaTweet.com
Посредник между магазинами, которые предлагают товары взамен на упоминания в социальных сетях и покупателями, получающими товары бесплатно – написав твит и прикрепив к нему ссылку.
HumbleBundle.com
Стартап продает игры для мобильных телефонов. Бизнес модель основана на мотивировании продаж возможностью самостоятельно определить цену. При этом видна информация о предыдущих покупателях, видах платформ и т.д. Проект также открывает информацию о том, сколько денег было перечислено на благотворительность.
Quirky.com
Проект мотивирует совместную разработку. Любой пользователь может опубликовать идею и получить $10, если она пройдет отбор. Изобретатели платят $99 за возможность поместить свою идею. После чего разработчики и дизайнеры работают над её воплощением. При достижении минимального уровня продаж проект запускается в производство. Прибыль распределяется следующим образом – треть инициатору, треть участникам и треть получает сам проект quirky.
Airbnb.com
Система связывает пользователей с арендодателями из разных городов мира, зарабатывая на комиссии за каждую сделку.
KickStarter.com
Крайдфандинговый сервис, объединяющий стартаперов с бизнес-ангелами. Начинающие предприниматели получают финансирование проекта, инвесторы – часть прибыли, а сама система забирает 5% комиссии.
CDR KING — продажа «однодолларовой» электроники
Компания закупает продукцию по исключительно низким ценам в Китае и перепродает американцам также по крайне невысоким ценам, что мотивирует людей приобретать вещи, которые совсем скоро могут выйти из строя. Компания работает в сегменте недорогой электроники. Стоимость хотя и выше одного доллара, но все равно крайне невысока.
Opower — призыв экономить
Являясь поставщиком электроэнергии, компания onpower через сотрудников ведет разъяснительные беседы с клиентами, убеждая их экономить электроэнергию. Клиентов это стимулирует пользоваться услугами компании, в то время как стартап получает финансовую поддержку от правительства и местных властей за поддержку компаний по энергоэффективности.
Trends Guide Catalan – бесплатные товары за подписку
Проект предлагает пользователям бесплатные товары магазина в центре Барселоны. Для участия в акции достаточно зарегистрироваться и оплачивать подписку – символические 5 евро за полгода. Приходить можно каждые 2 недели и забирать до 5 различных товаров. Цель такой нестандартной бизнес модели – продвижение брендов и продуктов.
Google – плата персональными данными
Гениальность Google заключается в том, что позволяя бесплатно пользоваться своими продуктами и сервисами, они привлекают большую аудиторию, информацию о которой потом продают рекламодателям. Те, в свою очередь, размещают рекламу на страницах и порталах, чаще всего посещаемых целевой аудиторией.
Антикафе — плата за время
Как следует из названия, принцип работы таких заведений противоположен стандартным кафе, поскольку оплата осуществляется не за напитки или еду (которые часто можно приносить с собой), а за проведенное в кафе время.
Trunk Club профессиональный покупатель
Идея основана на нелюбви, в первую очередь мужчин, к шоппингу. Через портал они могут заказать индивидуальных ассистентов, которые приобретут для клиента всё необходимое в партнерских магазинах. Если покупка не понравилась её можно вернуть.
Носки почтой — как обеспечить носками всех желающих
Изначально идея у многих вызывала скептицизм — ведь в доставке носков почтой нет никакой необходимости. Однако за первые 7 лет работы компания продала более 100 тысяч пар, а потом запустила интернет-проект: клиент оплачивал подписку и получал носки почтой 3,4 или 6 раз в год. Примечательно, что продукция была высокого качества и стоила дороже, чем в розничном магазине.
Плата за копирование Mp3
Инициатор проекта Кэтри Кейн занималась оцифровкой CD-дисков, переписывая музыку на iPod и сумев заработать таким образов более $100 тыс. Однако с развитием облачных сервисов идея начинает понемногу терять популярность.
Превратить пиксели в доллары
Эта немного безумная идея принадлежит американскому студенту Алексу Тью. Он запустил сайт, состоящий из одной страницы из 1 млн. пикселей. Там он решил продавать рекламу, установив стоимость 1 пикселя — $1. Минимальный участок для продажи – 10х10 пикселей. Доход студента, желавшего самостоятельно оплатить учебу, в итоге превысил 1 млн. долларов.
Цитаты о бизнес моделях
Сегодня можно найти много книг, подробно разбирающих каждый элемент понятия «бизнес модель» и рассматривающих его с разных точек зрения.
Вот цитаты некоторых их них:
«Бизнес-модель — это то, что отличает вас от других, это ваша уникальность, выраженная через взаимосвязи между самыми критичными факторами вашего успеха. Бизнес-модель важнее миссии, стратегии и плана денежных потоков. Это основа вашего конкурентного преимущества».
«Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора»
Ив Пинье , Александр Остервальдер
“Мы обеими ногами вступили в эпоху инновационных преобразований бизнес-моделей, когда судьба компаний все больше зависит от их умения применить соответствующую инновационную бизнес-модель и выделиться среди посредственных конкурентов”
«Бизнес-модели. 55 лучших шаблонов»
Оливер Гассман, Каролин Франкенбергер, Микаэла Шик
««Важным условием для любого стартапа является знание потребителя и понимание того, как именно вы собираетесь зарабатывать деньги на проекте»
Леонид Делицын