Бюджет и смета бизнес плана
Бюджетирование — это комбинированный финансовый инструмент, призванный, с одной стороны, облегчить процесс управления финансами предприятия, или бюджетное управление, а с другой — поддерживать систему управления финансами, или управленческий учет в целях урегулирования взаимоотношений интересов управляющего, собственника и наемных работников.
Обратите внимание! Статьи, размещенные на сайте с пометкой «За рамками журнала», представлены в авторском варианте, то есть не редактировались экспертами журнала «Финансовый директор». Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции по рассматриваемому вопросу.
ЧТО ТАКОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ
Бюджетирование — это комбинированный финансовый инструмент, призванный, с одной стороны, облегчить процесс управления финансами предприятия, или бюджетное управление, а с другой — поддерживать систему управления финансами, или управленческий учет в целях урегулирования взаимоотношений интересов управляющего, собственника и наемных работников.
БЮДЖЕТ И СМЕТА: CХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ
Вопросы cходства и различия бюджета и сметы относятся к разряду проблем, связанных с разработкой системы управленческого учета, а именно к определению форм отчетности.
Первое основное отличие бюджета от сметы состоит в том, что бюджет предприятия является более широким понятием. К основным бюджетным формам относится, например, бюджет доходов и расходов, который есть не что иное, как классический отчет о прибылях и убытках, адаптированный под бизнес-процесс той или иной компании. Форма бюджета движения денежных средств также широко применяется в практике бюджетирования, являясь не чем иным, как классическим отчетом о движении наличности (кэш-флоу) предприятия.
Форма бюджета может быть комбинированной, то есть совмещать как элементы отчета о прибылях и убытках, так и элементы кэш-флоу. Многие руководители предпочитают именно последнюю отчетную форму, так как она абсолютно достоверно показывает, с одной стороны, все источники поступления денежных средств, а с другой — постатейные доходы и расходы. С помощью комбинированного бюджета возможно также определение остатка денежных средств на конец отчетного периода (см. таблицу 1).
Таблица 1. Примеры бюджетных форм
Поступления | План | Факт | Откл. |
От продаж | |||
Прочие операционные поступления от дебиторской задолженности | |||
Заемные средства | |||
Собственные средства | |||
РАСХОДЫ | |||
Прямые переменные расходы | |||
Постоянные издержки | |||
Расходы на рекламу и инвестиции | |||
Погашения кредитов | |||
БАЛАНС поступлений и расходов | |||
Остаток денежных средств на конец отчетного периода | |||
Операционная маржа |
Второе основное отличие бюджета от сметы состоит в том, что бюджет представляет собой динамическую форму управленческой отчетности, он может и должен поддаваться определенным корректировкам даже в течение бюджетных периодов (на практике применяют месяц, квартал, год). Бюджетные формы отчетности также позволяют проводить текущий экспресс-анализ отклонений от плановых показателей доходов и расходов.
Смета, являясь статической формой отчетности, на практике идеально подходит для планирования постоянных издержек предприятия и составления отчета о них, но для текущего расчета и корректировок условно-переменных издержек или прямых операционных расходов компании она практически неприменима.
Отчетность в виде сметы также может использоваться при формировании платежных позиций предприятия, в частности в отношении очередности платежей (особенно на момент нехватки ликвидности), так как смета имеет окраску императивности (обязательности) платежа (см. таблицу 2).
Таблица 2. Пример формирования платежной позиции в виде сметы
Cтатьи | План | Выполнение |
Аренда офисных помещений | ||
Аренда торговых помещений | ||
Заработная плата и начисления | ||
Коммунальные платежи | ||
Телефонные переговоры | ||
Интернет | ||
Почтовые расходы | ||
Прочие эксплуатационные расходы | ||
ИТОГО |
Что касается сходства, то это статьи, которые входят в состав как бюджета, так и сметы. Например, смета условно-постоянных расходов (расходы на аренду, фонд заработной платы) находит свое отражение как в бюджете доходов и расходов, так и в бюджете движения денежных средств.
БЮДЖЕТ И БИЗНЕС-ПЛАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Бизнес-планирование и бюджетирование — это действительно не одно и то же. В практике бюджетного управления компанией бизнес-план является первичным финансовым документом, представляя собой руководство по осуществлению деятельности компании в целом в направлении создания:
- оптимальной организационной структуры;
- оптимального числа бизнес-единиц;
- маркетинговой стратегии;
- системы мотивации персонала;
- бюджетной дисциплины;
- плана доходов и расходов.
Бюджет в свою очередь — это лишь составная часть бизнес-плана, включающая финансовый план деятельности предприятия или инвестиционного проекта предприятия.
Конечно, если под бизнес-планом предприятия подразумевается только финансовый план, форма бизнес-плана и бюджета компании может быть идентичной в графах плановых бюджетных показателей компании, однако тогда это уже не бизнес-план, а лишь финансовый план предприятия.
Существенное отличие бизнес-плана от бюджета компании заключается также в целях, которые преследует предприятие при составлении вышеупомянутых финансовых документов.
Целью создания бизнес-плана является планирование предприятием достижения определенных качественных (новая ниша на рынке) и количественных (увеличение прибыли) показателей, в то время как основными целями бюджета являются «прозрачность» финансовых потоков, совершенствование процесса управления финансами, а также улучшение финансово-экономических показателей: увеличение прибыли, оптимизация управления кредиторской и дебиторской задолженностью, грамотное управление ликвидностью и оптимальное налоговое планирование.
Личный опыт
Марина Ильина, заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Владимирский химический завод»
Поскольку на нашем предприятии технология бюджетирования успешно действует уже третий год, я хочу поделиться своими мыслями об этой интересной и неоднозначной проблеме.
Работая над составлением бюджета и сметы, я пришла к следующему выводу: смета затрат и бюджет финансовых ресурсов должны существовать на предприятии одновременно. По моему мнению, смета отражает экономику производства и лежит в основе процесса управления затратами, а бюджет — это управление финансами, включающее определение размера и источников получаемых средств и направление их использования. Насколько тесно связаны между собой экономическая и финансовая политика предприятия, настолько взаимосвязаны бюджет и смета.
На мой взгляд, в основе составления любого действенного бюджета должна лежать смета расходов, содержащая такие важные ориентиры, как:
Благодаря этому можно избежать перекосов в структуре финансовых потоков. Кроме того, статьи расходов сметы на планируемый период должны быть откорректированы для бюджета с учетом состояния и условий расчетов по каждому контрагенту, и в идеальном случае мы должны получить результат (разница между доходной и расходной частями) по разделу I бюджета «Текущая деятельность» в сумме ожидаемой прибыли и начисленной амортизации. Полученный приток можем направить на финансирование расходов раздела II бюджета «Инвестиционная деятельность». Размер этих средств может быть первой проверкой (во всяком случае для себя) соответствия бюджета смете. В жизни, конечно, все сложнее. Но по разнице полученных результатов можно разобраться, на какие статьи расходов мы затратили (или вынуждены затратить) больше средств, чем рассчитывали.
Результат по первым двум разделам бюджета может быть как положительным, так и отрицательным. Последним формируется раздел III бюджета «Финансовая деятельность». В нем отражаются кредитные и заемные отношения предприятия по существующим договорам. И в зависимости от результата текущей и инвестиционной деятельности окончательно формируются потоки по финансовой деятельности. И тогда все становится понятно: из каких источников, в каком размере и на какой срок мы должны обеспечить предприятие дополнительными ресурсами.
Если при формировании бюджетов не учитывать планируемую смету затрат на производство и реализацию, можно получить бюджет с «оттоком» финансовых ресурсов и не понять, по каким причинам это произошло, так как деятельность в целом прибыльная.
Кроме того, если не отрегулированы расчетные взаимоотношения с контрагентами, то результат финансового потока тоже может быть отрицательным, несмотря на формирование структуры бюджета на базе структуры сметы. Но в этом случае, во-первых, можно будет понять причины такого положения, а во-вторых, определить объем недостающих финансовых ресурсов и сроки их получения.
Данная схема составления бюджета достаточно успешно функционирует на нашем предприятии. Надеюсь, что мой опыт вызовет много откликов специалистов-практиков, которые поделятся своими мыслями и предложениями.
- структура расходов, т.е. доля каждой статьи в общей сумме расходов;
- экономический результат от производства (прибыль/убыток), т.е. источник и его размер для инвестиционной и социальной деятельности предприятия.
Понятия сметы, бюджета и финансового плана 18.07.2015 20:46
Смета – расчет затрат на мероприятие, процесс.
При этом следует иметь в виду, что когда мы говорим о смете доходов и расходов, то это просто иное представление документа. Доходы, как правило, в такой смете показаны по направлениям расходования средств. (См. Таблицу)
Наименование | Поступило от | Поступило от источника 2 | Расход | Остаток |
Оплата труда | 200 | 500 | 600 | 100 |
Расходы на | 100 | 50 | 50 | |
Приобретение | 1000 | 600 | 400 | |
Аренда | 250 | 500 | 700 | 50 |
Прочие расходы | 100 | 100 | ||
Итого | 650 | 2000 | 1950 | 700 |
Бюджет– таблица доходов и расходов на определенный период, например, год. Доходная часть бюджета показывает возможные источники финансовой поддержки, имеющиеся в наличии у организации в указанный период.
Расходная часть бюджета группирует затраты в легко определяемые категории – статьи расхода.
Разница между доходами и доходами показывает экономию или дефицит бюджета. (См. Таблицу)
Наименование дохода/расхода | План | Факт | Баланс |
Доходы | |||
Грант | 1500 | 1500 | |
Членские взносы | 200 | 200 | |
Частные пожертвования | 100 | 100 | |
Прочие доходы | 850 | 800 | 50 |
Итого доходы | 2650 | 2600 | 50 |
Расходы | |||
Административные расходы | 200 | 200 | |
Проект 1 | 1650 | 1400 | 250 |
Проект 2 | 1000 | 1000 | |
Итого расходы | 2850 | 2600 | 250 |
Дефицит(-)/Экономия (+) | -200 | -200 |
Финансовый план овеществляет в себе решения и политику организации в отношении вида, уровня и приоритетов программных мероприятий, необходимых для решения задач и достижения целей данной организации.В нем находят свое выражение решения, касающиеся распределения как всегда ограниченных ресурсов. Бюджет как таблица является обязательным элементом финансового плана. Но кроме бюджета финансовый план состоит из следующих разделов:
¨ Обзорный раздел (резюме)
¨ Описание организации
¨ Описание отрасли
¨ Описание деятельности (услуг)
¨ Описание клиентской группы
¨ Описание механизмов предоставления услуг
¨ Календарный план
¨ Финансы (источники доходов и направление расходов).
Такое деление удобно, когда важно делать различие между документами, о которых идет речь, если в текущей работе используются все три вида. Однако, если из контекста ясно, о каком документе идет речь, или детально описано и объяснено, что он собой представляет, то все эти понятия являются синонимами (т.е. близкими по значению выражениями).
Когда мы говорим о смете проекта, то вполне можно употребить слово «бюджет», если в прилагаемом описании указаны правила составления данного документа. Такая же ситуация в работе бухгалтерии. Как правило, бухгалтер использует таблицы доходов и расходов. При этом, если употребляется понятие «смета расходов и доходов организации на год», то оно эквивалентно выражению «годовой бюджет организации». Годовой финансовый план для бухгалтера – это таблица доходов и расходов (т.е. бюджет), так как остальная часть финансового плана, необходимая финансово-управленческому персоналу, в работе бухгалтерии несущественна.
Для финансового управления разделение значений этих понятий существенно, поэтому мы будем исходить за того, что:
СМЕТА показывает направление расходования средств.
БЮДЖЕТ состоит из доходной и расходной части, которая при сравнении дает результирующий показатель – дефицит или экономию.
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН – полноценный документ, помимо собственно бюджета, включающий календарный план, описание финансовой ситуации организации, цели финансовой стратегии, способы привлечения средств, методы анализа и т.д.
Для бухгалтера НКО необходимо знать следующее:
- Бюджет утверждается высшим органом управления. Определение финансовых приоритетов является исключительной компетенцией высшего органа управления и не может быть передано другим органам (например, исполнительным- директору или Правлению).
- Бюджет служит для обоснования целевого расходования средств и поэтому, утверждается вначале каждого финансового года.
Бюджет –это и план, и способ организации контроля, в бюджете приводятся доходы и расходы, и на его основе организуется контроль расходования средств в соответствии с утвержденным планом, а также осуществляется анализ финансового состояния организации на текущий момент.
Помимо вышеперечисленных моментов необходимых для бухгалтера, бюджет выполняет еще ряд функций.
Основными функциями бюджета как плана развития будут:
- Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации.
- Координация различных видов деятельности и отдельных подразделений. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации.
- Стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности
- Контроль текущей деятельности, обеспечение финансового планирования.
- Основа для оценки деятельности.
- Средство обучения менеджеров.
Составление годового бюджета — сложный и ресурсозатратный процесс, который должен быть тщательно спланирован. При его составлении учитывается множество параметров, а кроме того, общие цели развития предприятия и внешняя экономическая среда его обитания.
Основные этапы разработки финансового плана охватывают:
- Ознакомление с результатами стратегического планирования. Уяснение общей стратегии и выбранных приоритетных направлений деятельности на конкретный период. Из этого следует, что финансовое планирование не может вестись независимо, оно является стадией стратегического планирования. Финансовый менеджер должен знать о планируемой программной деятельности. В рамках отдельной НКО этот вопрос может решаться разными способами. В первом случае, финансовый менеджер, ответственный за подготовку годового финансового плана, принимает участие в стратегическом планировании и еще на начальном этапе может влиять на процесс принятия решений. Во втором случае, программный директор или руководители отдельных направлений участвуют в процессе финансового планирования и обсуждают с финансовыми специалистами возможности финансового воплощения принятой стратегии организации.
- Формулирование предположений и гипотез о состоянии экономики, тенденциях развития некоммерческого сектора в целом и данной некоммерческой организации в частности.
- Расчет ожидаемых источников финансирования.
- Оценку программных и административных расходов
- Оценку денежных потоков
- Прогнозирование дефицита или экономии бюджета.
Работа по подготовке годового бюджета должна вестись как программным так и финансовым персоналом в тесном взаимодействии.
Кем и в какие сроки эта работа осуществляется каждая организация вправе определить самостоятельно.
Важно помнить, что к заседанию высшего органа управления НКО финансовый план уже должен быть подготовлен и представлен на рассмотрение членов высшего органа управления. Поэтому процедура подготовки документа должен начинаться задолго до этого срока.
Если срок утверждения годового бюджета определить на конец декабря, то процедуру планирования и разработки документа необходимо начать не позднее октября-ноября текущего года.
Мы уже не раз говорили, о том, что процедуру бюджетного процесса каждая организация вправе определить самостоятельно, о том, что ряд проблем и конфликтных ситуаций, возникающих при составлении бюджета может быть решена путем создания механизма составления финансового плана. Этот механизм целесообразно разработать, обсудить и представить в виде процедур, чтобы использовать в дальнейшем в работе организации, внося в него необходимые изменения, если потребуется, а не разрабатывать механизм каждый раз заново.
Попробуем определить круг вопросов, которые должны быть отражены в данных процедурах.
- Компетенция органов управления и исполнительных органов
Например, составление и исполнение бюджетов являются функциями администрации (правления, исполнительной дирекции), а рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджетов являются функциями высшего органа управления НКО.
- Сроки разработки бюджета
Например, решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает руководитель высшего исполнительного органа НКО, не позднее, чем за 3 месяца до начала соответствующего финансового года.
- Порядок разработки бюджета
Руководитель высшего исполнительного органа НКО организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета.
Основные этапы были рассмотрены нами выше, руководитель определяет ответственных и сроки выполнения каждого из этапов.
- Срок рассмотрения проекта финансового плана
Рассмотрение проекта финансового плана начинается не позднее, чем за месяц до начала финансового года (или до заседания высшего органа управления)
- Процедура предварительного рассмотрения
Материалы финансового плана высылаются членам высшего органа управления на рассмотрение, в течение 15 дней каждый из членов высшего органа управления может прислать свои замечания и изменения в письменном виде. Изменения включаются в проект и решение о внесении или невнесении изменений принимается на заседании высшего органа управления НКО путем голосования.
И так далее. Каждая организация может включать те или иные вопросы и этапы разработки финансового плана в бюджет, в зависимости от структуры организации, сложностей коммуникации между участниками, вовлеченными в процесс бюджетирования и т.д.
Дальнейшее уточнение годового бюджета может производиться разными способами.
Бюджет может уточняться по направлениям деятельности:
-бюджет основной уставной деятельности НКО
-бюджет по предпринимательской деятельности
-бюджет по каждому проекту
-смета конкретного мероприятия в рамках проекта
и т.д.
Бюджет может детализироваться по временному признаку:
Годовой
Квартальный
Месячный
При формировании перечня статей, включаемых в бюджеты некоммерческая организация должна помнить о том, что даже для самой сложной и многоступенчатой структуры 15 статей затрат больше, чем достаточно. При выборе метода группировки и классификации важно не применять все возможные, а найти наиболее оптимальный для целей управления вариант. Т.е. выбрать группу статей, при применении которой для учета затрат организации проще всего осуществлять оперативное управление, изменять структуру расходов, принимать управленческие решения, составлять отчеты.
Выбрать этот перечень важно, чтобы не загромождать данные учета. Так как учет является информационной базой для управления.
В этой связи, хотелось бы еще раз напомнить, что требование раздельного учета по каждому из источников целевых средств вовсе не требует введения отдельной статьи в общий бюджет для целей управления.
НКО нужно выбрать группу статей и все бюджеты разных проектов формировать в соответствии с этой группировкой. С таким бюджетом достигнуть целей финансового управления гораздо проще.
Вот, например, как может выглядеть смета организации в целом, с разбивкой по разным проектам.
Статья расхода/источник финансирования | Членские взносы | Фонд А | Частные пожертвования | Итого |
Оплата труда | 100 | 2000 | 500 | 2600 |
Оборудование | 1000 | 1000 | ||
Аренда | 1500 | 1500 | ||
Проведение конференции | 2500 | 2500 | ||
Расходные материалы | 500 | 600 | 1100 | |
Коммуникационные расходы | 100 | 500 | 100 | 700 |
Итого | 1700 | 5500 | 2200 | 9400 |
А вот как может выглядеть тот же самый бюджет, если группа расходов не определена в целом по организации, а составляется отдельный бюджет по разным проектам.
Статья расхода | Сумма |
Членские взносы на проект 1 | |
Оплата труда | 100 |
Аренда | 1500 |
Расходы на связь | 100 |
Итого | 1700 |
Проект Фонда А | |
Заработная плата персонала | 2000 |
Проведение конференции | 2500 |
Расходные материалы | 500 |
Коммуникационные расходы | 500 |
Итого | 5500 |
Проект 3 на средства частных пожертвований | |
Привлеченные специалисты | 500 |
Оборудование | 1000 |
Офисные материалы | 600 |
Оплата телефона | 100 |
Итого | 2200 |
ВСЕГО | 9400 |
Структура распределения расходов организации, как правило, включает:
— общее управление и расходы на административные нужды;
— увеличение основных фондов организации;
— другие прямые функции, включая программы и проекты, выполняемые в рамках соглашений по целевым средствам.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.