Бизнес планы по обучению грамоте
Информационная характеристика
исследовательского педагогического проекта
Автор проекта: Батырь Инна Владимировна, учитель-логопед
Тема проекта: «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ»
Участники проекта: воспитанники старшей, подготовительной к школе группы, родители (законные представители) ребёнка.
Возраст детей: 5 – 7 лет
База работы: МБДОУ ЦРР – д/с «8 марта» г.Зернограда
Вид проекта: исследовательский
Срок реализации: 2 года (205-2016гг)
Проблемный вопрос: Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и их руки к письму.
- Актуальность проблемы:
В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Один из критериев выпускника в области «Коммуникация» — ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый — мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
21 век характеризуется миром информационных технологий. Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами – подготовить человека, ориентирующегося в огромном информационном потоке и умеющем извлекать нужную и полезную информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Важным аспектом в работе современного педагога является творческая активность детей, индивидуальные особенности каждого ребенка. Решение данных задач вызвало необходимость применения новых методов и технологий обучения.
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте.
Процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее, если использовать игровые приемы с применением метода наглядного моделирования, который позволяет решить следующие задачи:
- познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;
- образно представить структуру слова;
- научить интонационно выделять звук в слове, называть слово с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой;
- определять место звука в слове (начале, середине, конце)
- определять последовательность звуков в слове;
- определять количество звуков в слове;
- изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые и мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
- сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;
- научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
- отрабатывать навык слогового чтения.
Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.
- Цели и задачи проекта
Проблемный вопрос: Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и их руки к письму.
Цель проекта: Создать методическую систему работы по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте и подготовка их руки к письму.
Задачи проекта
1. Создание в группе особого микроклимата, доброжелательного отношения друг к другу, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему;
2. Формирование у дошкольников начального познания языковой действительности, овладение элементами грамоты на которую можно опереться при обучении в школе;
3. Повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах обучения дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму;
4. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к обучению в школе
Гипотеза:
Система работы по обучению детей дошкольного возраста грамоте и подготовка их руки к письму позволит:
- развить у ребёнка фонематическое восприятие, умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, делать простейший звуковой анализ;
- формировать интерес к чтению как средству познания;
- овладеть графическими навыками;
- владеть педагогам методикой обучения грамоте и подготовки руки к письму;
- вовлечь родителей воспитанников в совместную работу по подготовке детей к школьному обучению.
- Ожидаемый результат проекта:
- Дети переходят на качественно новую ступень развития социальной компетентности, приобщаются к деловому разговору;
- У старших дошкольников выровнен уровень подготовленности к школе через работу в микрогруппах. Развит единый ритм и темп общегрупповой работы, в которой необходимо согласование действий и сопровождающей их речи;
- Дети определяют на слух звук, замечают слова с заданным звуком, проводят звуковой анализ, работая со словом, сформировано представление о звуке, букве, слоге слове, предложении;
- Сформировано умение читать плавно и внятно по слогам и целым словом, вычленяя слова из предложения и составлять предложения и тексты. Развит интерес к чтению, как средству познания, читательского кругозора;
- У детей сформирована координация движений рук, кистей пальцев при написании ритмизированных росчерков, при вращении волчка, штриховки. Они умеют ориентироваться на плоскости – составлять серии рисунков, писать простые графические диктанты, выработана ритмизация движений руки (медленно и быстро). Соблюдают основные правила гигиенического письма (посадка, наклон тетради, положение рук и ручки);
- Расширен активный словарь детей. Умеют делать выводы, обосновывать свои суждения. Сформированы приемы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развита память, внимание;
- Создана система повышения профессионального мастерства педагогов, их самообразования в вопросах обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте и подготовки их руки к письму;
- Активизировалось тесное сотрудничество с родителями воспитанников, вовлечение их в работу по подготовке детей к школе. Составлен план сотрудничества с родителями обучающихся.
- Мероприятия по реализации проекта
- Подготовительный этап
- Анализ состояния проблемы.
Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт, законодательные документы по обучению дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму.
- Изучить мнение родителей по данной проблеме через анкетирование.
- Обогащение предметно-пространственной среды по обучению грамоте и подготовке руки к письму.
Задачи:
- Подобрать, изготовить мультимедийный, наглядный, дидактический материал по обучению грамоте и подготовке руки к письму.
- Усовершенствование системы методической работы.
Задачи:
1. Систематизировать свои знания и свой опыт по обучению дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму.
2. Определить модель, систему, содержание, формы работы, структуру образовательной деятельности по обучению грамоте в детском саду.
3. Изучить и подобрать материал для мониторинга.
4. Подобрать и приобрести методическую литературу по обучению дошкольников грамоте.
5. Подготовить методические рекомендации для педагогов по обучению дошкольников грамоте и подготовки руки к письму, по подборке дидактического материала.
6. Составить перспективно-тематический план по обучению грамоте.
7. Сделать презентации к занятиям, интерактивные игры к изучаемому материалу для детей по данной проблеме.
Ожидаемые результаты.
— сделан подбор диагностического материала по определению уровня развития у детей по данному направлению;
— использованы интерактивные формы работы в ходе образовательной деятельности с детьми по обучению грамоте;
— обогащена предметно-развивающая среда детского сада по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму;
— организована планомерная работа по обучению грамоте.
- Практический этап
- Создание системы повышения профессионального мастерства педагогов, их самообразования в вопросах обучения дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму.
Задачи:
Выступления на педагогическом совете:
Проведение:
— Интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: «Зима. Зимние забавы»;
— Образовательной деятельности по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму в подготовительной группе «В гостях у слова»;
— Консультации для воспитателей и мастер-классы:
1. «Развитие речи и мелкой моторики рук через рисование штрихом»;
2. «Использование интерактивных игр в процессе овладения детьми обучением грамоте»;
3. «Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте».
— Разработать методические рекомендации:
1. По ознакомлению со звуковой культурой речи (выделять заданные звуки, различать, дифференцировать их, проводить звуковой анализ слова и др.)
2. По формированию общих представлений о языке («звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»)
3. По организации работы формированию гигиенических правил письма.
4.2.2. Активизировать тесное сотрудничество с родителями воспитанников по обучению грамоте и подготовки руки к письму.
Задачи:
Проведение:
— Анкетирование родителей «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»;
— Семинар-практикум:
1. «Обучение грамоте»;
2. «Учимся играя» (Игры и упражнения по обучению дошкольников грамоте).
— Консультаций для родителей
1. «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе»;
2. «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»;
3. «Роль правильного произношения при обучении ребенка грамоте».
4.2.3. Совместная деятельность педагогов-родителей-детей.
Задачи:
1. Привлечь родителей:
— к обогащению предметно-развивающей среды группы по обучению грамоте и подготовки руки к письму;
— к изготовлению наглядного материала для организации работы по данной теме;
— участию в творческой выставке по итогам проекта «От А до Я».
Ожидаемые результаты:
— Создана система повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме обучения дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму;
— Активизировано сотрудничество с родителями воспитанников;
родители вовлечены в работу по обучению детей грамоте и подготовке их руки к письму; составлен план сотрудничества с родителями по данному направлению;
— Родители участвуют в создании предметно-развивающей среды по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму, проявляют интерес к участию совместных мероприятиях;
— Дети овладевают основами грамоты, подготовлена рука к письму;
— Дети проявляют активный интерес к учебной деятельности.
4.3. Итоговый, обобщающий этап.
4.3.1. Апробация и проверка конечного продукта.
Задачи:
1.Выявить успешность развития системы по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте и подготовке их руки к письму.
4.3.1. Проведение итогового контроля
Задачи:
1.Выявить уровень развития детей по обучению грамоте и подготовки руки к письму.
4.3.2. Отчёт о результативности на итоговом педсовете.
Ожидаемые результаты:
— Выявлен уровень успешности работы системы обучения основам грамоты и подготовки руки к письму.
- Выводы:
Проект “От А до Я” позволяет разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей данного возраста, использовать занимательный материал, включать в организованную образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.
Выявлена динамика активности детей на каждой ООД. Показание высоких результатов мониторинга по обучению грамоте свидетельствует о продуктивности проекта.
Работа по данному проекту — это один из методов личностно-ориентированного обучения по обучению грамоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и позволяет создать положительное отношение к обучению.
- Рефлексия
Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.
Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, т.к. материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учились производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развились чуткость и интерес к форме своей речи.
- Приложения.
- Мониторинг по разделу «Обучение грамоте».
- Анкета для родителей.
- Дидактический материал к занятиям по обучению грамоте.
Научно-методическое обеспечение
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман . -СПб.: Детство-Пресс,2004.-147c
- Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005
- Новиковская О.А. Логопедическая грамматика/ 2005г.
- Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке» раздел Программы «Детский сад 2100».
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
Светлана Бутакова
Конспект занятия «Бизнес-план» для подготовительной группе
Цель: продолжать знакомить детей с экономическими понятиями, такими как банк, ссуда, кредит, рентабельность. Продолжать учить составлять бизнес-план.
Закрепить умение: 1. Владеть счетной машинкой при решении арифметических задач на сложение и вычитание;
2. Определять, сколько времени необходимо для достижения результата;
Задачи: 1. Формировать у детей переход от символической формы мысли к словесной;
2. Развивать познавательный интерес и творческие возможности детей.
Предварительная работа:
1. Индивидуальная работа по лесенке успеха (от задумки до результата);
2. Учились пользоваться счетными машинками;
3. Индивидуальная работа по составлению бизнес-плана;
4. Игра «Банно-прачечный комбинат» — стирали салфетки для младшей группы (зарабатывание денег);
5. Открывали фабрику по изготовлению игрушек (оригами, за качественную работу зарабатывали деньги;
6. Индивидуальная работа по составлению бизнес-плана.
Работа с родителями:
1. приглашали маму-экономиста, она рассказала о профессии экономиста и как правильно составлять бизнес-план, чтобы производство было рентабельным.
2. Составление бизнес-плана с помощью родителей (открытие доходного производства).
Мотивация занятия:
I. ЧАСТЬ.
-Что лежит на столе? (деньги)
Металлические денежные знаки. Вы можете назвать какого достоинства монеты лежат на столе?
— Что такое деньги? (ответы детей)
— В словаре записано так : «Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже».
— Откуда берутся деньги? (монеты чеканят на монетном дворе. А бумажные деньги печатают на специальных фабриках).
— Всегда ли были деньги? (нет)
— Когда людям стали нужны деньги? (когда заметили, что много разных результатов труда у людей разных профессий).
— Сколько в одном рубле копеек? (100 копеек)
— Как правильно назвать металлические денежные знаки? (монеты)
— Как называют бумажные денежные знаки? (купюры)
— Так зачем нужны деньги?
— Где берут деньги ваши родители?
— Мы с вами уже зарабатывали деньги своим трудом? Что вы умеете делать так, как самостоятельные люди? (cтирать, делать игрушки из бумаги)
— Так мы с вами открывали фабрику и за хороший результат я вам платила деньги.
— Так получали деньги? Ну, так что же, получали и в карман положили? (нет, в банк положили)
— Значит в банк положили? Сделали вклад. И банк временно распоряжался вашими деньгами? Сегодня банк вернет вам деньги с процентами? Вернет больше, чем вы положили за то, что он мог распоряжаться вашими деньгами несколько дней.
Если вы в банк кладете деньги, то тогда он платит вам проценты за использование ваших денег. А если вы берете у него ссуду, или еще говорят, кредит, то вы должны будете, за то, что пользовались деньгами банка, вернуть ссуду с процентами, то есть вернуть нужно большую сумму денег, чем брали.
— Если из банка деньги берут в долг, то говорят – получили ссуду или кредит.
Банк дает в долг – банк является кредитором. А тот, кто взял деньги в долг – должником. И должник отдаст денег больше, чем взял. Он отдает с процентами.
II. ЧАСТЬ.
— У нашего Буратино день рождения и мне очень нужны деньги на подарок. Но у меня их нет, где же взять деньги? (ответы детей)
— Можно заработать, но это очень долго надо ждать, а деньги нужны сейчас! Предлагаю деньги взять в банке в долг! Вы согласны? Но если я возьму 5 рублей в долг у банка, то отдать придется 10 рублей, потому что нужно будет банку заплатить проценты! Так, где же мне взять их? Чтобы отдать деньги, нужно их заработать!
— Взяли кредит в 5 рублей. На эти деньги купила 20 листов бумаги (записать на доске). Один лист бумаги стоит 1 копейку. Сколько же я заплачу за 20 листов бумаги (записать на доске)
1 коп. * 20 листов = 20 копеек
Я записала математическое действие. Поскольку нам надо узнать, сколько нужно денег, то первая цифра обозначает деньги, а вторая цифра обозначает бумагу. А в итоге, что обозначает число 20 – бумагу или деньги? (деньги) Значит 20 копеек потратит должник на приобретение бумаги.
— Сколько же денег останется у должника после покупки бумаги?
(рассуждение воспитателя вслух)
— если в 1 рубле содержится 100 копеек, значит в 5 рублях содержится 500 копеек. Что теперь нужно сделать, чтобы узнать сколько денег осталось.
— Нужно узнать сколько денег останется после покупки бумаги?
500 коп. – 20 коп. = 480 коп.
(дети считают на калькуляторе)
— Должник банка пригласил рабочих, которые умеют делать кошельки. За один кошелек он платит 2 копейки. И раздал рабочим бумагу.
— Сколько кошельков могут сделать рабочие из 20 листов бумаги? (20)
— За каждый кошелек он должен заплатить 2 копейки. Давайте узнаем, сколько денег он должен отдать рабочим. Что нужно сделать?
2 коп. * 20 кош. = 40 коп.
— (40 копеек должник банка заплатит рабочим зарплату за кошельки)
— А сейчас давайте узнаем, сколько денег останется после расчета с рабочими у должника банка?
480 коп. – 40 коп. = 440 коп.
— Что будем делать с кошельками?
— Кошельки получились такими красивыми, такого высокого качества, что должник банка решил продавать кошельки, каждый кошелек за 60 копеек.
— Сколько же денег можно заработать, если быстро продать кошельки?
60 коп. * 20 коп. = 1200 коп.
(дети считают на калькуляторе)
— А кто продавал кошельки? (продавец)
— Продавец согласился продать кошельки, если ему заплатят 2 копейки. Организатору производства тоже нужно получить зарплату 2 копейки.
— Трудно будет сосчитать все, тут нужен бухгалтер, а еще лучше иметь экономиста.
— Бухгалтер и экономист – это профессии, результат который расчет бизнес-плана.
— Для того, чтобы понять, какова же будет себестоимость продукции, давайте посмотрим на наш бизнес-план.
Наименование услуг Полученный доход расход Чистый доход
Взял в банке ссуду (кредит) 500 — —
Покупка бумаги — 20 —
Зарплата рабочим (за кошельки) — 40 —
Зарплата продавцу — 2 —
Зарплата организатору производства — 2 —
Зарплата уборщику помещений — 1 —
Премия рабочим за качество — 10 —
Оплата транспорта — 5 —
Продажа товара (кошельков) 1200 — —
итого 1200 80 1120
Оказывается, что цена за продажу кошельков в 60 копеек позволит производителю работать рентабельно, т. е. выгодно.
Итак: в банке мы взяли 5 рублей в кредит, заработали чистый доход 11 руб. 20 коп. Значит нам хватит денег вернуть долг в банк и купить Буратино подарок. Взяли 5 рублей, нужно отдать в банк 10 рублей.