Бизнес планы на водном транспорте
Бизнес план перевозок пассажиров водным транспортом, как инструмент проектирования
Потенциальные инвесторы зачастую сами мониторят тематические конференции, бизнес форумы и венчурные проекты на предмет объектов финансирования для получения прибылей будущих периодов. Чтобы привлечь их внимание, следует выделяться не только новизной идеи, но и качественным ее описанием в виде бизнес плана пассажирских водных перевозок.
Его применение снимет значительную часть вопросов формы и содержания проекта, так как данный метод давно описан во многих источниках и унифицирован со всеми основными видами и отраслями деятельности. Развитой финансовый и экономический аппарат позволит создать объективную картину привлекательности вашего предприятия в глазах потенциальных инвесторов.
Пример бизнес-плана пассажирских перевозок водным транспортом (водные перевозки)
Описание
Оглавление
Файлы
Характеристики проекта и этапы его реализации
Проект рассматривает возможность открытия предприятия пассажирских перевозок водным транспортом для оказания услуг как физическим, так и юридическим лицам. Основная особенность этого направления – учет сезонности, так как в некоторых регионах страны часть водных ресурсов недоступна для судоходства в определенные времена года.
Основные этапы проекта:
- закупка или аренда судов и обустройство системы навигации и причалов;
- оформление компании и найм капитанов, лоцманов, обслуживающего персонала;
- старт проекта и получение прибыли.
Качественная реализация каждого из этапов позволит достичь стратегических целей и задач, описанных в бизнес плане пассажирских водных перевозок.
1 – Резюме
1.1. Суть проекта
1.2. Объем инвестиций для запуска пассажирских перевозок
1.3. Результаты работы
2 – Концепция
2.1. Концепция проекта
2.2. Описание/Свойства/Характеристики
2.3. Цели на 5 лет
3 – Рынок
3.1. Объем рынка
3.2. Динамика рынка
3.3. Цены
4 – Персонал
4.1. Штатное расписание
4.2. Процессы
4.3. Заработная плата
5 – Финансовый план
5.1. Инвестиционный план
5.2. План финансирования
5.3. План продаж разработки пассажирских перевозок
5.4. План расходов
5.5. План налоговых выплат
5.6. Отчеты
5.7. Доход инвестора
6 – Анализ
6.1. Инвестиционный анализ
6.2. Финансовый анализ
6.3. Риски пассажирских перевозок
7 – Выводы
Бизнес-план пассажирских перевозок предоставляется в формате MS Word – в нем уже есть все таблицы, графики, диаграммы и описания. Вы можете их использовать «как есть», потому что он уже готов к использованию. Либо можете скорректировать любой раздел под себя.
Например: если вам нужно изменить название проекта или регион расположения бизнеса, то это легко сделать в разделе «Концепция проекта».
Финансовые расчеты предоставляются в формате MS Excel – в финансовой модели выделены параметры – это значит, что вы можете изменить любой параметр, и модель все автоматически рассчитает: построит все таблицы, графики и диаграммы.
Например: если вам нужно увеличить план продаж, то достаточно изменить объем продаж по заданному продукту (услуге) – модель пересчитает все автоматически, и сразу же будут готовые все таблицы и диаграммы: помесячный план продаж, структура продаж, динамика продаж – все это будет готово.
Особенностью финансовой модели является то, что все формулы, параметры и переменные доступны для изменения, значит, корректировать модель под себя сможет любой специалист, который умеет работать в MS Excel.
Тарифы
Стандарт
- Бизнес-план пассажирских перевозок
Краткое содержание проекта:
- Концепция проекта;
- План инвестиций;
- План продаж;
- План расходов;
- Отчет о Движении Денежных Средств;
- Возврат инвестиций;
Объем: 55 страниц
MS Word
Купить
Краткий бизнес-план без финансовой модели
VIP
- Детальный бизнес-план пассажирских перевозок
- Детальные финансовые расчеты пассажирских перевозок
Краткое содержание проекта:
- Концепция проекта;
- Оценка рынка;
- План инвестиций;
- План продаж;
- План расходов;
- Точка безубыточности;
- Отчет о Движении Денежных Средств;
- Анализ рисков;
- Срок окупаемости;
- Возврат инвестиций;
Объем: 75 страниц
MS Word MS Excel PDF
Купить
Полный бизнес-план с финансовой моделью
Премиум
- Детальный бизнес-план пассажирских перевозок
- Детальные финансовые расчеты пассажирских перевозок
- Оптимизация проекта под ваши условия
Краткое содержание проекта:
- Концепция проекта;
- Оценка рынка;
- План инвестиций;
- План продаж;
- План расходов;
- Точка безубыточности;
- Отчет о Движении Денежных Средств;
- Анализ рисков;
- Срок окупаемости;
- Возврат инвестиций;
Объем: 75 страниц
MS Word MS Excel PDF
Купить
Тариф VIP + Работа под ключ
Отзывы наших клиентов
Отзыв на бизнес-план АЗС
Бизнес-план сделан максимально корректно и грамотно: все вычисления обоснованы, формулы понятны и в них можно подставлять числа, все разделы плана отлично проработаны. Если нужно внести правку, это можно легко сделать, не нарушая целостности документа. Спасибо за очень качественную работу. Благодаря бизнес-плану, мы смогли увидеть слабые стороны своего проекта и доработать их.
Вера Васильевна, зам фин. директора, Ростовская область
Отзыв на бизнес-план автосервиса
Сбербанк одобрил кредит в размере 8 миллионов рублей на создание частного автосервиса. Благодарим консалтинговую компанию План-Про за хороший бизнес-план: проработанное маркетинговое исследование, детальную финансовую модель, производственный и финансовые планы обоснованные и реалистичные.
Розожина Л. г. Новосибирск
Отзыв на бизнес-план транспортной компании по грузоперевозке
Очень аккуратно выполненный бизнес-план позволил привлечь инвестиции на сумму 35 миллионов руб. для расширения транспортной компании по грузоперевозке. Благодаря профессионализму, ответственности и вниманию к деталям специалистов из план-про вопрос об инвестициях был решён положительно.
Ростислав Бирин, Самара
Первые шаги в составлении бизнес плана пассажирских водных перевозок
На первой стадии проекта описывается его краткая суть, цели и задачи реализации. Далее приводится перечень основных разделов, раскрывающих особенности действий в рамках проекта.
Этап подготовки и организационных активностей
Эта часть важна для любой коммерческой деятельности, которая предполагает наличие определенных факторов, способных существенно осложнить реализацию бизнес плана пассажирских водных перевозок, если им вовремя не уделить достаточно внимания:
- Определение форму хозяйствования и зарегистрировать компанию надлежащим образом.
- Встать на налоговый учет и заключить договор на открытие расчетного счета в банке.
- Выбрать регион деятельности компании, с учетом географических и климатических факторов, и перспектив развития.
- Изучить особенности лицензирования сферы пассажирских перевозок водным транспортом.
- Сформировать требования к своему флоту и определить производителя и поставщика судов.
Сущность бизнес плана пассажирских водных перевозок
Водная транспортная компания с флотом из ХХХ судов различной конфигурации и вместимости для оказания услуг пассажирских перевозок водным транспортом.
Содержание основных частей бизнес плана пассажирских водных перевозок
Учитывая общие требования к подобным документам, а также специфику отраслевой направленности проекта, приведем пример структуры бизнес плана пассажирских перевозок водным транспортом:
- изучение отрасли и оценка динамики ее основных показателей;
- объем финансирования, необходимый для старта;
- технологические этапы и используемое оборудование;
- объем и структура затрат в рамках операционной деятельности;
- доходная часть бизнес плана пассажирских водных перевозок;
- требуемое количество работников и фонд оплаты труда;
- маркетинг и точки реализации услуг;
- срок выхода на окупаемость.
Результаты отраслевого анализа
По результатам отраслевого анализа оцениваются такие важные моменты бизнес плана пассажирских водных перевозок, как уровень конкуренции, возможная доходность и доля рынка, качественные и количественные характеристики услуг и возможные модели потребительского поведения.
Качественные характеристики услуг:
- работа в отдаленных населенных пунктах;
- суда нового типа, обеспечивающие максимальное удобство и безопасность пассажиров;
- гибкий сезонный график;
- опытные лоцманы и капитаны;
- стоимость ниже услуг авиа и ж/д перевозчиков.
Если вы планируете развивать грузовые перевозки, то рассмотрите бизнес-план транспортной компании по грузоперевозке. В нем отражены все аспекты развития проекта и проведен расчет всех необходимых показателей для создания устойчиво успешного проекта.
Инвестиции – важная часть бизнес плана пассажирских перевозок водным транспортом
Предприятия, деятельность которых связана с сезонностью, климатическими и природными условиями, всегда работают в более жестких и напряженных условиях, чем большинство других видов бизнеса. Именно поэтому надо качественно обосновать и составить проект, чтобы инвестор понял и оценил его привлекательность и объективность расчетов. Для этого скачайте на нашем сайте образец бизнес-плана пассажирских водных перевозок, который содержит расчеты всех необходимых финансовых и экономических показателей. Это позволит предусмотреть все спорные моменты и привлечь необходимый объем внешнего финансирования.
Инвестиции:
- приобретение флота водного транспорта для пассажирских перевозок – ХХХ руб.
- строительство объектов инфраструктуры – причалов и речных портов, маяков и элементов навигации – ХХХ руб.
- закупка топлива, продуктов и прочих компонентов для материального обеспечения процессов – ХХХ руб.
- найм, тестирование и периодическая переподготовка персонала – ХХХ руб.
- различные элементы мебели и оргтехники – ХХХ руб.
- резерв на случай наступления форс – мажорных обстоятельств ХХХ руб.
Итого, сумма необходимых инвестиций составит от 70-ти до 150-ти млн. руб.
Оборудование и этапы технологического процесса
Главные этапы и технология реализации: закупка и оборудование флота, создание речной или морской инфраструктуры для безопасного судоходства, найм и обучение штата, продажа билетов и начало навигации.
Чтоб обеспечить материальную технологическую составляющую бизнес плана пассажирских водных перевозок, приведем пример используемого при этом оборудования:
- водный транспорт для пассажирских перевозок;
- навигационные и эхолокационные системы;
- рации и прочие средства связи;
- оборудование пристаней, причалов и билетных касс;
- сухие доки и оборудование для технического обслуживания и ремонта судов;
- кассовые аппараты, рамки обнаружения опасных веществ и оргтехника;
- прочее необходимое оборудование и устройства.
Экономические расчеты в бизнес плане пассажирских водных перевозок
Операционные расходы
Для подсчета операционных затрат на реализацию бизнес плана пассажирских водных перевозок потребуется изучить основы бухгалтерского учета и составить классификацию расходов, соответствующих его основным статьям:
Пример подобной классификации:
- лизинговые или кредитные платежи за суда;
- коммунальные услуги – ХХХ руб.;
- расчеты с поставщиками материалов и топлива и подрядчиками – ХХХ руб.;
- амортизация – ХХХ руб.;
- содержание и модернизация водной инфраструктуры – ХХ руб.;
- реклама – ХХХ руб.;
- фонд оплаты труда и отчисления с него – ХХХ руб.;
- налоговые выплаты – ХХХ руб.;
- остальные операционные расходы – ХХХ руб.
Общая сумма расходов по операционной деятельности составит ХХХ руб.
Раздел бизнес плана пассажирских перевозок водным транспортом, посвященный выручке
Выручка – многофакторное понятие. На ее объемы влияют сезонность и возможность навигации, качественные характеристики услуг, надежность и пунктуальность сотрудников и судов. Чтобы получить желаемые показатели доходности бизнес плана перевозок водным транспортом, выделим ключевые конкурентные преимущества компании и проекта:
- востребованные маршруты с отсутствие альтернатив по другим видам передвижения;
- новые пассажирские суда;
- учет сезонности и открытости навигации;
- профессиональные экипажи;
- гикая система ценообразования.
Источник получения дохода:
- Перевозка физических лиц – ХХХ руб.
- Отправка грузов – ХХХ руб.
- Специальные и прогулочные рейсы – ХХХ руб.
Общая величина получаемой от реализации проекта выручки составит ХХХ руб. в месяц.
Персонал и заработная плата
Мало спланировать и организовать бизнес, необходимо еще укомплектовать компанию ответственными и профессиональными работниками и учесть затраты на фонд оплаты труда в бизнес плане пассажирских водных перевозок.
Пример штатной численности и уровня вознаграждения:
- генеральный директор компании – ХХХ руб.;
- бухгалтерия – ХХХ руб.;
- отдел кадров – ХХХ руб.;
- главный инженер – ХХХ руб.;
- служба осмотра и профилактического ремонта судов – ХХХ руб.;
- экипажи и обслуживающий персонал – ХХХ руб.;
- отдел маркетинга и рекламы – ХХХ руб.;
- служба реализации услуг – ХХХ руб.;
- разнорабочие – ХХХ руб.
Период окупаемости бизнес плана пассажирских перевозок водным транспортом
Срок окупаемости проекта составит от 3-х до 5-ти лет, в зависимости от исполнения его расходной и доходной составляющей.
Бизнес-план пассажирских перевозок водным транспортом (водные перевозки)
Бизнес-план имеет четкую структуру, содержит подробные финансовые расчеты, а финансовая модель позволяет гибко менять любой параметр бизнеса. Это оптимальное решение для тех, кто планирует привлекать инвестиции, хочет получить кредит или иметь готовый шаблон для разработки своего бизнес-плана.
Структура финансовой модели пассажирских перевозок
Финансовая модель – это отдельный файл в формате MS Excel – по сути это
отдельный продукт, разработанный для планирования бизнеса и расчета всех его
показателей. Каждый из параметров финансовой модели можно менять вручную.
Макросов в финансовой модели нет. Все формулы прозрачны и доступны для
изменения.
Детальный расчет инвестиций для запуска пассажирских перевозок
В процессе работы над бизнес-планом мы просматриваем десятки различных источников
информации. Это и данные поставщиков оборудования, и отраслевые порталы, и интервью с экспертами рынка, и данные официальной статистики – такой системный анализ данных дает полную картину по всем параметрам проекта: по ценам, по стоимости оборудования, по стоимости помещения, по затратам и т.д.
План доходов бизнеса
Необходимой составляющей полноценного бизнес-плана является гибкий план продаж. Важно с одной стороны иметь прогноз по бизнесу в целом, а с другой стороны иметь возможность посмотреть доходность в разрезе отдельного центра прибыли или даже отдельного продукта.
Прогноз движения денежных средств пассажирских перевозок
Отчет о движении денежных средств — важнейший документ любого бизнес-плана. Содержит комплексную информацию об операционных, инвестиционных и финансовых поступлениях и оттоках компании, а также позволяет оценить общую картину результатов деятельности компании.
Выгоды и плюсы бизнес планирование с привлечением профессионалов
Не всякий владелец масштабного бизнеса решится на самостоятельные проектные работы при открытии нового направления. Имеющийся опыт и ошибки прошлых проектов однозначно подскажут ему, что каждый должен заниматься своей работой. Разделение труда – один из главных законов экономической деятельности в конкурентной среде.
Чтобы следовать положительным примерам успешных компаний, скачивайте у нас на сайте полноценный готовый бизнес план пассажирских водных перевозок, со всеми расчетами экономических и финансовых показателей, которые потребуются для получения финансирования. В качестве альтернативы, вы можете заказать индивидуальный бизнес-план «под ключ», который позволит максимально учесть все тонкости отрасли. Это даст вам преимущество на рынке, за счет качества разработки и уровня доверия инвесторов к профессионально созданным проектам.
Пассажирские перевозки водным транспортом – значимая составляющая инфраструктуры в масштабах страны. Для многих людей этот способ передвижения будет единственно доступным и обеспечивающим связь с внешним миром. Поддержать ваши предпринимательские амбиции и обеспечить исполнение стратегии позволит качественно и профессионально разработанный бизнес план.
* В расчетах используются средние данные по России
Речное судоходство в России пребывает в печальном состоянии, кажется, ещё немного, и речной транспорт канет в забвение. Государство не стремится развивать эту отрасль, содержание собственного судна является очень тяжёлым, ответственным и затратным делом, что только сокращает число частных владельцев судов. Огромные внутренние водные пространства и тысячи километров речных путей бороздятся совсем небольшим количеством транспорта, и с каждым годом его число только падает.
Самый недорогой транспорт – внутренний водный – имеет катастрофически небольшой процент грузовых и пассажирских перевозок по сравнению с остальными видами: автомобильным, железнодорожным и воздушным (и даже трубопроводным). Частично объяснить столь плохое состояние можно главным недостатком речных судов – предельно низкой скоростью перемещения, ведь самолёт в десятки раз быстрее парохода. Однако столь неспешный ход корабля можно обратить в свою пользу, ведь большое количество людей стремится не быстрей попасть в пункт назначения, а наоборот насладиться поездкой, о чём свидетельствует высокий спрос на такой вид услуг как организация прогулок по реке.
Можно сказать, что сегодня это та сфера, которую могут развить предприниматели вместо государства, предоставляя подобные услуги на своих частных судах, таким образом, судьба речного транспорта имеет ещё шансы на спасение. Россия является для многих людей красивой своей природой страной, множество жителей этой страны с удовольствием прокатятся на теплоходе по реке, который имеет неторопливый ход и позволяет всецело насладиться поездкой. Организация подобных прогулок является очень перспективным начинанием, однако имеет множество нюансов и тонкостей, не разобрав которые перед выходом в большое плавание, можно пойти на дно после первой же платной прогулки, только фигурально, а не в прямом смысле.
Подавляющее число городов имеют свою водную артерию, почти все крупные города были основаны на берегах реки и даже получили благодаря ей свои названия. Река – это визитная карточка многих населённых пунктов, своего рода достопримечательность. Но прежде чем начинать организацию речных поездок, нужно выяснить будет ли это вообще пользоваться спросом в конкретном городе, где планируется начинать бизнес.
Определённо перспективы имеются в больших городах, здесь коренное население само будет с удовольствием взбираться на борт теплохода, чтобы отправиться в небольшое путешествие по речным просторам родной природы. В умах жителей больших городов уже давно отложилось понятие того, что если река судоходна, то по ней непременно стоит прокатиться на корабле хотя бы раз в жизни. Для многих это вообще становится отдыхом на каждые выходные, но так как не все могут позволить себе яхту или даже катер (помимо немалой стоимости покупки требуется водное транспортное средство ещё и содержать, что гораздо дороже самого приобретения), то прогулочное судно становится оптимальным выбором – заплатил за поездку и, не напрягаясь, отдыхаешь во время прогулки. Если же город является ещё и туристическим центром (хороший пример – «Золотое кольцо»), то вдобавок к местным жителям, которые любят свой край, появляются туристы, для которых побывать в городе культурного наследия и не прокатиться по реке сравнимо с непосещением города. Здесь устраивают преимущественно экскурсионные поездки со своим гидом.
Совсем плохо дело с речными прогулками обстоит только в небольших населённых пунктах, не обладающих ничем примечательным для путешественников, однако даже там может иметься пара пароходов, которые занимаются грузоперевозками, а в свободное время устраивают бары на воде с катанием по реке для туземцев. К тому же в крупных городах, где подобный бизнес существует много лет, присутствует огромное количество конкурентов, которые при этом ещё и швартуются в непосредственной близости друг от друга, а посетитель выбирает, какой ему больше нравится. Это важный аспект подобного предпринимательства, потому что клиента придётся привлекать чем-то особенным, стараться отвоевать какую-то определённую часть населения, создавая целевую аудиторию конкретно для своего судна.
Начинающий бизнесмен вряд ли сможет предоставить потребителю с самого начала крупный многопалубный корабль вместимостью в несколько сотен человек, на котором организован первоклассный сервис и имеются все дополнительные услуги вплоть до тайского массажа. Крупные же игроки, которые не первый год занимаются прогулочными рейсами, подобные корабли держат и своего клиента тщательно берегут, привлекая новых.
Новичку предстоит придумать оригинальную идею, которая выделит его среди остальных владельцев прогулочных судов, но сразу нужно отметить, что маршруты прогулок, как правило, одинаковы. Они определяются не самими предпринимателями, а речным ведомством, которое тщательно следит за судоходством, и теплоход, набитый пьяными офисными работниками, которые проводят свою корпоративную вечеринку в виде прогулки по реке, не должен мешать движению грузовых и прочих судов. Зачастую местное речное ведомство практикует выделение определённых траекторий движения частных прогулочных транспортных средств, которые занимаются каботажным плаванием вдали от маршрутов «серьёзного» судоходства; положительным моментом в таких правилах является отсутствие необходимости долгого согласования каждой своей прогулки с графиком движения остального водного транспорта.
Тогда остаётся проявить оригинальность в чём-то другом. Это может быть и перечень тематических вечеринок, возможность выкупа судна на определённое время (для романтически настроенных личностей или для серьёзных деловых людей), необычное оформление теплохода (вложиться в обустройство судна, чтобы сделать его похожим на парусный корабль, пиратский например, — это привлечёт не только восторженных детей, но и взрослых) – здесь возможности ограничены только фантазией. При большом желании можно договориться с управляющей организацией и на получение собственного маршрута.
Чтобы привлечь максимальное число клиентов, не стоит ограничиваться простой рекламой по городу. Конечно, она необходима, причём достаточно активная, в том числе на радио и местном телевидении, и таким образом удастся привлечь многих простых обывателей. Но всё же дополнительным источником дохода является сотрудничество с event-агентствами, которые всегда ищут способы оригинального проведения досуга, и если им судно покажется подходящим под то или иное мероприятие, они будут только рады предложению заполучить теплоход. При этом с подобными организациями иногда получается договориться об аренде теплохода в невыгодное для обычных круизов время – дневные часы будних дней. Владелец судна в этом случае ещё и избегает рисков отправиться в рейс, недоукомплектованный пассажирами, так как проведение мероприятия предполагает выкуп судна на все места, с суммой оплаты незначительно меньшей, чем если бы теплоход отправился в круиз, забитый полностью людьми. Вдобавок на борту будут проводиться какие-то вечеринки, которые могут стать дополнительным доходом не только для event-агентства, но и для предпринимателя.
Присмотревшись к ведению такого рода мероприятий, впоследствии можно самому начать организовывать свои представления уже за свой собственный счёт, что только увеличит доход, и уже владелец прогулочного транспортного средства будет обращаться в вышеназванные фирмы, чтобы устроить эти представления.
Капитан без корабля – сухопутная крыса, организатор речных прогулок без теплохода – вообще никто. Вложить в покупку судна нужно немалое количество доступных средств (с учётом, конечно, прочих расходов), самое простое судёнышко, уже бывшее в употреблении, обойдётся в круглую сумму около двух миллионов рублей. При этом, чтобы не опуститься ниже ватерлинии, такой транспорт сможет принять не больше двадцати человек без учёта экипажа, но на первых порах даже такая вместительность окажется достаточной для ведения бизнеса. Так даже проще, ведь пока известность минимальна, большого количества народа ждать не придётся, а крупное судно пришлось бы гнать полупустым, что очень нерентабельно – и экипаж такого транспорта будет насчитывать больше людей, и расход топлива у него значительно выше.
Стоимость большего судна может увеличиваться практически бесконечно в зависимости от класса, водоизмещения, отделки и ходовых характеристик и может исчисляться уже сотнями миллионов. Но покупать «Титаник» для речных прогулок никто не станет, даже если на его пути никогда не попадутся айсберги, поэтому можно ограничиться небольшим теплоходом на 100 человек – в самом начале это, пожалуй, самое большое судно, которое может быть выгодным в своём содержании.
После покупки судна можно идти ставить его на учёт в местное отделение Российского речного регистра, где оно будет занесено в реестр водных судов, а его владелец получит документы, разрешающие ему судоходство. Нужно быть готовым к тому, что в каждом субъекте Российской Федерации может действовать местное законодательство, которое внесло свои коррективы на ведение судоходства в вверенных ему водах, поэтому обо всех сложностях и особенностях стоит узнать заранее. Общероссийская правовая база предполагает постановку на учёт прогулочных судов согласно письму Главного управления РРР № 15-19-1592 от 25.05.2012 г. Вслед за этим можно отправляться в налоговый департамент для регистрации субъекта предпринимательской деятельности, где будет присвоен код (ОКПД 2) 50.3 Услуги по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом. В завершение придётся получить лицензию на свою деятельность, которая выдаётся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и водном транспорте». Трудность в получении лицензии состоит в том, что придётся предварительно нанять персонал, который будет соответствовать требованиям к перевозке людей, чтобы все документы, связанные с их профессиональной пригодностью, предоставить лицензиату. Ему также потребуются свидетельства о праве собственности на судно, его пригодности к плаванию и соответствии экологическим нормам, классификационное, о праве плавать под флагом РФ, а также план по предотвращению и устранению аварийных ситуаций и удостоверение об аттестации судна. Многие документы из этого перечня должны будут выдать ещё на этапе постановки судна на учёт. На решение всех бюрократических вопросов уйдёт не меньше ста тысяч рублей, и лишь только после этого теплоход будет иметь законное право ходить по реке.
Работа будет невозможна без соответствующего экипажа. Его состав определяется не столько владельцем судна, сколько приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов». Количество людей в команде зависит от графика работы, водоизмещения судна и, в случае пассажирского транспорта, количества спальных мест. Но для того, чтобы глупо не утонуть в ста метрах от берега, нужно нанять опытного капитана, командира дноочистительного снаряда, их помощника, механика и электромеханика также с помощником, радиоспециалиста и врача. Таким образом, экипаж судна составит 8 человек, каждый из которых выполняет строго свою функцию по поддержанию судна на плаву.
Для работы с клиентами может потребоваться кок (или просто повар), официанты и прочий обслуживающий персонал, если предполагается продажа блюд и напитков. Для маленького судна вполне хватит пяти дополнительных человек, но больше 20 людей они обслуживать не смогут, поэтому на большие суда придётся нанимать соответствующий персонал. Если будут проходить тематические вечеринки, то на борт должна взойти ещё и креативная команда, которая тоже бесплатно работать не будет. Если же рейс экскурсионный, то платить придётся и гиду, который может быть человеком от турагентства.
Однако все люди, обслуживающие рейс, зачастую получают не фиксированную зарплату, а процент от выручки. При этом кок и его помощники могут быть отдельной организацией, которая устраивает приготовление еды за свой счёт и отдаёт только небольшой процент своей выручки владельцу судна, работая за ту сумму, которую фактически сами смогут заработать. Владельцу же присутствие повара даёт хорошее преимущество в глазах клиентов, которые вряд ли смогут обойтись без еды всю прогулку. Однако кухонные работники могут быть и штатными, но такая практика не интересная им ввиду того, что получать деньги они смогут только в сезон. То же самое касается и остального экипажа, который будет иметь трудоустройство только на то время, когда прогулки есть возможность устраивать.
В некоторых регионах России есть возможность работать круглогодично (например, Москва-река, которая промерзает очень плохо и по которой могут ходить в холодное время года суда с определённой носовой частью), но это не будет интересно потребителю, поэтому средний период работы прогулочного теплохода с середины апреля и до второй половины октября, то есть 6 месяцев в году. Вне этого времени капитан со всем экипажем сходит на берег, чтобы в следующем году вновь приступить к своим обязанностям.
Чтобы не потерять хорошего специалиста, некоторые судовладельцы платят пособие экипажу на время зимних каникул, чтобы те не остались совсем без денег на полгода; впрочем, многие просто нанимают новых людей. Некоторые моряки практикуют работу на нескольких судах, предварительно договариваясь с владельцами о часах работы, чтобы ухватить удобное для них время. За свою непосредственную работу они получают процент от выручки, он достигает 30% от неё для всего командного состава. Креативная команда будет получать также свой процент но только в случае проведения мероприятий, а иначе она и не нужна. Вообще организация вечеринок является дополнительным доходом, хотя это направление считается достаточно выгодным и прибавляющим конкурентоспособности.
Ещё одним неплохим способом дополнительного заработка является открытие бара (который не связан с кухней), где просто подают напитки; только в случае продажи алкогольной продукции нужно запастись соответствующей лицензией.
Даже маленькое судно может приносить своему владельцу хороший доход. Если рассматривать налаженную работу двадцатиместного теплохода, который обслуживается бригадой, получающей процент от прибыли, то он может в самом лучше случае делать до 8 рейсов в сутки продолжительностью в час, полтора или два. Если будет полная занятость посетителями (для известного и полюбившегося населением теплохода, который совершает действительно интересные прогулки или экскурсии, это н