Бизнес план водоснабжения и водоотведения

Представляем Вашему вниманию проект «Сети водоснабжения».
Бизнес-план разработан на основе фактических данных действующего предприятия.
В создании проекта принимали участие сотрудники высокой квалификации, с опытом работы в отрасли.
Бизнес-план соответствует международным и российским стандартам (UNIDO, TACIS, ЕБРР, МЭРТ РФ, Минфин, Минстрой, Минсельхоз) и достойно представит Ваш проект в российских и международных банках, а также государственных структурах всех уровней.
В случае необходимости, специалисты нашей компании в сжатые сроки внесут корректировки в финансовые расчеты и описательную часть проекта, с тем, чтобы обеспечить полное соответствие бизнес-плана Вашим параметрам.
Проект предоставляется в формате рабочих файлов, в которые можно самостоятельно или силами квалифицированных сотрудников вносить изменения: финансовой модели (на базе Excel) и файла Word (Powerpoint).
Основные параметры проекта:
Количественные показатели: 4,4 млн куб. м воды в год.
Объем инвестиций:
- в долларах 2 854 385
- в евро 2 204 128
- в рублях 89 359 038
Срок окупаемости проекта, лет: 1,7
Основные параметры документа
- Количество страниц – 100
- Количество графиков – 45
- Количество таблиц – 33
1 РЕЗЮМЕ
1.1 Цели и задачи проекта
Цель проекта: модернизация сетей водоснабжения и водоотведения г. ХХХХ.
Для достижения поставленных целей требуется решить следующие задачи:
- приобретение оборудования;
- строительные, ремонтные и прочие работы;
- обязательное энергетическое обследование и составление энергетического паспорта;
- строительство канализационных дюкеров через р. ХХХХ;
- комплексное обследование очистных сооружений канализации г. ХХХХ;
- разработка проектно-сметной документации;
- проведение государственной экспертизы;
- инженерно-экологические изыскания.
1.2 Финансирование проекта
Потребность в финансовых ресурсах и структура финансирования
Потребность в финансовых ресурсах по проекту составляет 89 359,0 тыс. рублей.
Планируется, что финансирование настоящего проекта будет осуществляться:
- за счет собственных средств;
- за счет беспроцентной безвозвратной субсидии.
Размер собственных средств составит 16 727,1 тыс. рублей (19%).
Потребность в дополнительных денежных средствах составляет 72 631,9 тыс. рублей.
1.3 Анализ структуры затрат проекта (распределение выручки)
Наиболее простым способом проанализировать основные затратные потоки и их долю в общем объеме затрат является анализ распределения совокупной выручки за период проекта (15 лет). Структура распределения выручки на основные группы затрат и прибыль в порядке убывания будет выглядеть следующим образом:
- постоянные затраты — 63,19%;
- прибыль — 17,64%;
- налоги — 16,68%;
- инвестиции — 2,50%.
Представленная ниже диаграмма иллюстрирует тот факт, что доля выручки проекта, которая идет на покрытие инвестиционных расходов и чистую прибыль, составляет 17,6%.
Рисунок 1. Структура распределения выручки от реализации на затраты и прибыль
1.4 Показатели проекта
Экономическая эффективность проекта была подтверждена путем расчета традиционных финансовых показателей, используемых в проектном анализе.
Горизонт расчета проекта – 180 месяцев (15 лет). Инвестиционный период проекта (до момен-та запуска проекта) – 9 месяцев (0,8 года). Рабочий период проекта (с момента запуска) – 171 месяцев (14,3 лет).
Таблица 1. Финансовые и инвестиционные показатели проекта
№ | Наименование показателя | Значение показателя |
---|---|---|
1 | Горизонт расчета проекта, лет | 15,0 |
2 | Горизонт расчета проекта, мес. | 180 |
3 | Объем вложенного капитала в проект (LDC), рублей | 89 359 038 |
4 | Объем выручки за период проекта (SP), c НДС, рублей | 3 211 051 602 |
5 | Объем выручки за период проекта (SP), без НДС, рублей | 2 735 490 220 |
6 | Чистый средний операц. доход в квартал (NAOR), рублей | 3 239 703 |
7 | Средний остаток денеж. средств в квартал (ADB), рублей | 316 339 191 |
8 | Чистая прибыль за период проекта, рублей | 580 679 534 |
9 | Чистый доход (остаток денежных средств (NV)), рублей | 639 051 427 |
10 | Средняя рентабельность за период проекта | 21,2% |
11 | Ставка дисконтирования (DR), % | 11,9% |
12 | Чистый приведенный доход (NPV), рублей | 222 644 054 |
13 | Средняя норма рентабельности инвестиций (ARR) | 43,3% |
14 | Рентабельность вложенного капитала (ROI) | 649,8% |
15 | Индекс прибыльности (PI) | 3,90 |
16 | Внутренняя норма рентабельности (IRR) | 76,5% |
17 | Модифицированная вн. норма рентабельности (MIRR) | 7,5% |
18 | Срок окупаемости проекта в целом (PBP) с учетом схемы финансирования, мес. | 29 |
19 | Срок окупаемости проекта в целом (PBP) с учетом схемы финансирования, лет | 2,4 |
20 | Дисконтированный срок окупаемости проекта в целом (DPBP) с учетом схемы финансирования, мес. | 33 |
21 | Дисконтированный срок окупаемости проекта в целом (DPBP) с учетом схемы финансирования, лет | 2,8 |
22 | Срок окупаемости проекта в целом (PBP) без учета схемы финансирования, мес. | 29 |
23 | Срок окупаемости проекта в целом (PBP) без учета схемы финансирования, лет | 2,4 |
24 | Дисконтированный срок окупаемости проекта в целом (DPBP) без учета схемы финансирования, мес. | 33 |
25 | Дисконтированный срок окупаемости проекта в целом (DPBP) без учета схемы финансирования, лет | 2,8 | 26 | Срок окупаемости проекта с момента запуска, мес. | 20 |
27 | Срок окупаемости проекта с момента запуска, лет | 1,7 |
28 | Дисконтированный срок окупаемости проекта с момента запуска, мес. | 24 |
29 | Дисконтированный срок окупаемости проекта с момента запуска, лет | 2 |
Рисунок 2. Окупаемость проекта, рублей
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПЕРЕЧЕНЬ РИСУНКОВ И ТАБЛИЦ
1.1 Перечень таблиц
Таблица 1. Показатели проекта
Таблица 2. Структура доходов по направлениям деятельности за период проекта
Таблица 3. Налоги
Таблица 4. Анализ структуры затрат (по отношению к выручке)
Таблица 5. Распределение налоговых выплат по уровням бюджета
Таблица 6. Финансовые и инвестиционные показатели проекта
Таблица 7. Инвестиционный бюджет
Таблица 8. Финансовый план
Таблица 9. Оценка доли инвестиций
Таблица 10. План оказания услуг
Таблица 11. План получения дохода
Таблица 12. Постоянные затраты
Таблица 13. Штатное расписание с окладами
Таблица 14. Налоги
Таблица 15. Анализ структуры затрат (по отношению к выручке)
Таблица 16. Распределение налоговых выплат по уровням бюджета
Таблица 17. Финансовые и инвестиционные показатели проекта
Таблица 18. Влияние изменения отдельных параметров на показатели эффективности проекта
Таблица 19. Анализ чувствительности проекта
Таблица 20. Инвестиционный бюджет
Таблица 21. Финансовый план
Таблица 22. Оценка доли инвестиций
Таблица 23. Структура деятельности по направлениям
Таблица 24. План оказания услуг (до выхода на проектную мощность)
Таблица 25. План получения дохода
Таблица 26. Постоянные затраты
Таблица 27. Штатное расписание с окладами
Таблица 28. Налоги
Таблица 29. Анализ структуры затрат (по отношению к выручке)
Таблица 30. Распределение налоговых выплат по уровням бюджета
Таблица 31. Финансовые и инвестиционные показатели проекта
Таблица 32. Влияние изменения отдельных параметров на показатели эффективности проекта
Таблица 33. Анализ чувствительности проекта
1.2 Перечень рисунков
Рисунок 1. Структура распределения выручки от реализации на затраты и прибыль
Рисунок 2. Окупаемость проекта, рублей
Рисунок 3. График финансирования инвестиционных затрат, рублей
Рисунок 4. График финансирования инвестиционных затрат, рублей
Рисунок 5. Структура выручки
Рисунок 6. Структура постоянных затрат (к общему объему постоянных затрат)
Рисунок 7. Структура налоговых выплат (за период проекта)
Рисунок 8. Структура распределения выручки от реализации на затраты и прибыль
Рисунок 9. Точка безубыточности без учета налоговой составляющей, рублей
Рисунок 10. Точка безубыточности с учетом налоговой составляющей, рублей
Рисунок 11. Точка безубыточности проекта в целом, рублей
Рисунок 12. Структура налоговых поступлений бюджетов всех уровней (за период проекта)
Рисунок 13. Денежные потоки по проекту, рублей
Рисунок 14. Окупаемость проекта, рублей
Рисунок 15. Структура инвестиционных затрат
Рисунок 16. Этапы проекта
Рисунок 17. График финансирования инвестиционных затрат, рублей
Рисунок 18. График финансирования инвестиционных затрат, рублей
Рисунок 19. Рост объемов оказания услуг, куб.м
Рисунок 20. Структура постоянных затрат (к общему объему постоянных затрат)
Рисунок 21. Структура налоговых выплат (за период проекта)
Рисунок 22. Структура распределения выручки от реализации на затраты и прибыль
Рисунок 23. Точка безубыточности без учета налоговой составляющей, рублей
Рисунок 24. Точка безубыточности с учетом налоговой составляющей, рублей
Рисунок 25. Точка безубыточности проекта в целом, рублей
Рисунок 26. Структура налоговых поступлений бюджетов всех уровней (за период проекта)
Рисунок 27. Денежные потоки по проекту, рублей
Рисунок 28. Окупаемость проекта, рублей
Рисунок 29. Критические отклонения ключевых факторов проекта (по показателю NPV)
Рисунок 30. Структура инвестиционных затрат
Рисунок 31. Этапы проекта
Рисунок 32. График финансирования инвестиционных затрат, рублей
Рисунок 33. График финансирования инвестиционных затрат, рублей
Рисунок 34. Рост объемов оказания услуг, куб.м
Рисунок 35. Структура деятельности по видам готовой продукции
Рисунок 36. Структура постоянных затрат (к общему объему постоянных затрат)
Рисунок 37. Структура налоговых выплат (за период проекта)
Рисунок 38. Структура распределения выручки от реализации на затраты и прибыль
Рисунок 39. Точка безубыточности без учета налоговой составляющей, рублей
Рисунок 40. Точка безубыточности с учетом налоговой составляющей, рублей
Рисунок 41. Точка безубыточности проекта в целом, рублей
Рисунок 42. Структура налоговых поступлений бюджетов всех уровней (за период проекта)
Рисунок 43. Денежные потоки по проекту, рублей
Рисунок 44. Окупаемость проекта, рублей
Рисунок 45. Критические отклонения ключевых факторов проекта (по показателю NPV)
Устойчивое водоснабжение и водоотведение — необходимое условие развития регионов. Каково состояние этой жизнеобеспечивающей отрасли? Как определяется вектор ее развития? Что необходимо учитывать на пути к повышению эффективности в сфере водоснабжения и водоотведения? Какую роль могут сыграть инвестиции в сферу водоснабжения и водоотведения? На эти и другие вопросы отвечает кандидат технических наук, заместитель генерального директора ГК «Юрэнерго» Алексей Николаевич Мальнев.
Алексей Николаевич, каковы проблемы отрасли водоснабжения и водоотведения?
Кратко перечислим (поскольку общеизвестные факты) базовые сложности отрасли:
- изношенность водно-канализационного хозяйства;
- есть средства на техническое обслуживание и ремонты (в рамках верхней границы тарифа), но нет средств на техническое перевооружение (отсутствует как таковой амортизационный фонд, инвестиции не включаются в тариф сверх установленной величины роста тарифа);
- наличие существенного кассового разрыва в получении средств за оказанную услугу;
- низкая динамика роста тарифа на услуги по водоснабжению и водоотведению относительно тарифных изменений в электроэнергетике и газоснабжении. Для примера: даже сегодня в Москве тариф на водоснабжение и водоотведение увеличится на 5,9 %, на тепловую энергию — на 13; на горячую воду — на 11,5; на электроэнергию — до 13,7; на газ — на 7,5 %;
- иные частные производные от указанных проблем в сфере водоснабжения и водоотведения.
Здесь не затрагиваются вопросы эффективности операционного управления и вопросы администрирования.
- О государственной политике в области обеспечения населения качественной водой
Незначительный рост тарифов на водоснабжение и водоотведение — разве это плохо?
Доступность услуги для потребителя, качество, надежность и эффективное развитие — основные показатели отрасли.
Бизнес водоснабжения и водоотведения подвержен государственному регулированию. Если говорим «тариф», значит, подразумеваем гражданина-потребителя. Если говорим «гражданин-потребитель», значит, рассматриваем совокупную, конечную платежную квитанцию за коммунальные услуги, которая, в свою очередь, является социально- экономическим индикатором в регионах и контролируется на уровне губернатора и правительства.
Тарифное регулирование в принципе не предполагает большие или умеренные прибыли в бизнесе. В этом случае требуется, чтобы прибыль была достаточна для оказания услуг с оглядкой на платеж потребителя и социально-экономическую атмосферу в муниципалитете.
Кто определяет вектор развития отрасли?
Вектор развития ЖКХ в сфере водоснабжения и водоотведения формируют лучшие мировые, отечественные практики и опыт в лице инвестиционного, экспертного и технического сообщества.
Выработку и реализацию государственной политики осуществляет Минстрой России.
Инструментом Минстроя России является Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию ЖКХ. Деятельность Фонда ЖКХ направлена в числе прочего на стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства. С 2013 г. средства фонда направляются также на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
- Может ли Фонд содействия реформированию ЖКХ отказать в предоставлении финансовой поддержки, если в регионе не утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта?
Каковы основные тренды, наметившиеся в ЖКХ вообще и сфере водоснабжения и водоотведения в частности?
Модернизация коммунального комплекса за счет привлечения в отрасль частных инвестиций — одна из основных задач государственной политики в сфере ЖКХ. Регионы обязаны к 2016 г. передать неэффективные МУПы и ГУПы (после всероссийской оценки унитарных предприятий выяснилось, что таких 28 %) в концессию.
Важным остается вопрос энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере.
Все эти темы актуальны и для водоснабжения, и для водоотведения.
Что нужно учитывать на пути к эффективности в сфере водоснабжения и водоотведения?
Во многих муниципалитетах есть так называемые неэффективные МУПы и ГУПы из разряда ресурсоснабжающих организаций сектора ЖКХ. Эти неэффективные предприятия успешно выявлены, и составлены графики передачи объектов ЖКХ неэффективных муниципальных предприятий в концессию.
Правомерен вопрос: почему муниципальное предприятие в сфере водоснабжения и водоотведения неэффективно? Неэффективный управляющий? Возможно ли в современных условиях иметь на этой должности неэффективного управляющего? Относясь с уважением к фигуре главы муниципалитета, отвечу: «Невозможно!»
Значит, во-первых, МУП и его управляющий не хотят быть эффективными. Во-вторых, им не дают быть эффективными.
Поясню, что значит «не хотят быть эффективными». Водоснабжение и водоотведение — это отчасти прибыльный бизнес для ограниченного круга конкретных людей в муниципалитете. Показывать эффективность — значит, рисковать потерей (отъемом) прибыльного бизнеса. А кому нужно предприятие с дырой в бюджете?
«Не дают быть эффективным» — МУП обременен просьбами на грани приказов от администрации по выполнению «добровольных поручений» за счет собственных средств, а именно: благоустройство территорий, покупка оргтехники для иных организаций, проведение общественных (значимых для города) мероприятий, присоединение к сетям социально значимых объектов и объектов, «которые нельзя не присоединить», и т. д. Неправильная тарифная политика предприятия. Все это также ложиться нагрузкой на МУП, уничтожая его бюджет.
- Удаление растворенных газов при обработке подземных вод
Есть ли свет в конце тоннеля?
Одно из направлений на пути к эффективности — привлечение частных инвестиций в жилищно-коммунальный сектор, в частности в водоснабжение и водоотведение.
Для привлечения частных средств в сферу водоснабжения и водоотведения в качестве основного рассматривается механизм государственно-частного партнерства и его разновидность — концессия.
В простейшей модели два партнера (статус партнерства предполагает обоюдную выгоду): муниципалитет и инвестор.
Муниципалитет — собственник объектов водно-канализационного хозяйства, обремененного моральным и техническим износом основных средств, неэффективной тарифной политикой предприятия, неоптимальными договорными отношениями с ресурсоснабжающими организациями, накопившимися долгами. Эти объекты находятся в управлении муниципального предприятия (в неэффективном управлении).
Инвестор — эффективный управленец, готовый проводить техническое перевооружение за счет собственных или заемных капиталов. Общая доля вложений инвестора в инвестиционную программу предприятия должна быть не менее 24%.
Каким образом инвестор может не только вернуть вложенные деньги, но и получить доход от инвестиций?
Источником финансовых поступлений для предприятия является регулируемый тариф. Тариф должен быть установлен регулятором на долгосрочный период с учетом предполагаемых, согласованных и утвержденных инвестиций (тот самый экономически обоснованный тариф, который не дают «нашему» неэффективному МУПу).
Очевидно, что включение в затраты предприятия инвестиций приведет к скачкообразному росту тарифа. Это, в свою очередь, отразится на конечном платеже потребителя.
Каким образом обеспечить техническое перевооружение, возврат инвестированного капитала, не наращивая финансовую нагрузку на гражданина-потребителя?
Во-первых, должен быть введен механизм инвестиционно-ориентированного тарифного регулирования — установление тарифа с применением метода доходности инвестированного капитала.
Во-вторых, бюджетная составляющая инвестиционной программы (деньги государства) и ее размер должны выступать как демпфер величины роста тарифа.
В-третьих, утверждая инвестиционную программу, исполнительный орган субъекта должен не только видеть величину будущего тарифа по определенному виду деятельности (водоснабжение и/или водоотведение), но прежде всего ориентироваться на конечную платежку потребителя.
Поясняю. Предположим, доли платежей гражданина-потребителя в конечной платежке до передачи объектов водно-канализационного хозяйства в концессию (и, соответственно, до начала внедрения улучшений) распределялись так: газ — 15 %, тепло — 50, электроэнергия — 25, водоснабжение и водоотведение — 10 % (итого 100 %).
После вливания концессионером инвестиций и внедрения улучшений на объектах водно-канализационного хозяйства произошло увеличение тарифа и возросла доля платежа за водоснабжение и (или) водоотведение до 20 %.
Орган исполнительной власти субъекта своим решением после консультаций с регулятором может произвести корректировку тарифов других ресурсоснабжающих организаций (за счет изменения их инвестиционных программ, за счет дотаций, субсидий, иных компенсационных или сдерживающих механизмов), и доли платежей у гражданина-потребителя в конечной платежке распределятся, например, следующим образом: газ — 14 %, тепло — 44, электроэнергия — 22, водоснабжение и водоотведение — 20 % (итого 100 %). Таким образом, конечная сумма в платежке потребителя не изменится.
- Окислительно-восстановительный потенциал воды: понятие и значение
В чем разница между энергосервисным контрактом и концессионным соглашением?
При заключении энергосервисного контракта исполнитель обязан за свой счет выполнить на объектах заказчика в оговоренных границах улучшения, которые приведут при прочих равных условиях к экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Возврат инвестированного капитала и доход на инвестированный капитал обеспечиваются за счет экономии средств от предотвращения потребления ТЭР в течение срока действия энергосервисного контракта. По окончании срока действия контракта улучшения остаются у заказчика.
При концессионном соглашении инвестор обязан за свой счет произвести модернизацию объектов заказчика в оговоренных границах, ведущую при прочих равных условиях к снижению операционных расходов в целом по виду деятельности. Возврат инвестированного капитала и доход на инвестированный капитал обеспечиваются за счет утвержденного тарифа в течение срока действия концессионного соглашения. По окончании срока действия концессионного соглашения улучшения остаются у заказчика.
Таким образом, присутствуют нормативно закрепленные механизмы привлечения инвестиций в сферу ЖКХ, направленные на повышение эффективности отрасли.
При выборе того или иного механизма необходимы расчет и взвешенный подход.
Как они будут использованы, покажет время.
Энергосервисный контракт | Концессионное соглашение |
---|---|
Для обеспечения возврата инвестиций и получения дохода требуется фиксация затрат в тарифе относительно ТЭР на уровне затрат базового года (до реализации улучшений) на период действия контракта | Для обеспечения возврата инвестиций и получения дохода необходимо в тарифе зафиксировать долгосрочные параметры (размер инвестируемого капитала, норму доходности, срок возврата инвестированного капитала и т. д.) на период действия концессионного соглашения |
Требуется согласовать энергосервисный контракт с регулятором | Требуется разработать и утвердить производственную программу, инвестиционную программу, долгосрочные параметры регулирования, предварительно согласовав с регулятором |
- Заключение энергосервисных контрактов в жилищной сфере
Вы полагаете, современное законодательство создало все условия для того, чтобы бизнес в ВКХ стал эффективным?
К настоящему времени для сферы ЖКХ принято около 25 нормативных правовых актов. Вот несколько концептуальных из них для водоснабжения и водоотведения. Это в первую очередь Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановления Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения», от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», иные постановления Правительства РФ и приказы министерств и служб.
На сегодняшний день не только сформированы правила игры, но и указаны правильные инструменты для достижения эффективности в области водоснабжения и водоотведения.
Избавиться от основных проблем и добиться улучшений на поприще ЖКХ возможно, и улучшения в области водоснабжения и водоотведения благодаря инвестициям, несомненно, будут, но за это нужно платить. Платить в конечном счете придется потребителю. Насколько обоснованно и в каком размере — решают государство и регулирующий орган. Вот такие сегодня «правила».