Бизнес план в зоне ато
Ведение бизнеса в зоне АТО напоминает чемпионат по экстремальным видам спорта: пережили оккупацию, дальше будет еще хуже. Предприятия Донбасса пытаются выжить, восстанавливают разрушенное производство, работают, платят налоги и зарплаты. Но вместо поддержки со стороны государства сталкиваются с полным непониманием своих проблем. Бесконечные налоговые проверки, штрафы, отсутствие доступа к сырью и рынкам сбыта, высокие цены на электроэнергию, разрушенная инфраструктура — все это из Киева воспринимается, как история далекая, нереальная, не про нас. И, похоже, это надолго.
Жаба в руках
— Видишь, какой паспорт потрепанный? Уже столько наездился туда-сюда за последний год, что паспорт в тряпку превратился, — говорит мой собеседник Петр, с которым мы едем в освобожденный еще летом 2014 г. Северодонецк. Свое настоящее имя он попросил не публиковать.
Петр — бизнесмен из Луганска, более 50 лет проживший там. Покинул свой родной город в июле прошлого года, переехав в одну из прифронтовых областей. В Луганске у Петра остался бизнес — несколько различных производств, работающих далеко не в полную силу, но хоть как-то обеспечивающих работой местных жителей. Зарплату, говорит, не снижал.
А вот с рынками сбыта — проблема. Зарубежные контракты сорваны, доступ продукции на подконтрольные Украине территории закрыт, как закрыт и рынок сырья. Лишь точечно его предприятия поставляют продукцию в Россию, оттуда же завозят и необходимые материалы.
При этом самопровозглашенная «Луганская народная республика», установила таможенные пошлины в размере 1-3%. Пониженная ставка действует, если на территорию так называемой ЛНР завозятся продукты питания, более высокая — на сырье.
На неподконтрольной Украине территории действуют свои налоговые правила — введен налог с оборота. В системе также работает дифференцированная шкала — 3% плюс социальные налоги, 5% — включает все: и налог с оборота, и ЕСВ.
Примечательно, что работать с Луганским бизнесом в России не особенно хотят. Рассчитываться за поставленный товар можно только в единственном на территории города банке — «какой-то осетинский, названия я не помню», — говорит Петр. Но чтобы провести платежи через него, в Ростове-на-Дону необходимо через кассово-расчетный центр открыть счет, а кто из бизнесменов захочет это делать?
При этом в Луганске уже вовсю ходят рубли, гривны обменяли по курсу 1 к 2. Обещают даже свободный оборот доллара. «Валюта завозится фурами», — отмечает Петр.
— Как сепаратисты реагируют на обложку вашего паспорта с желто-голубым тризубцем?
— Никак. Мне другой паспорт не выдавали, да и зачем он мне? — отвечает Петр и добавляет. — Мерзко мне там. Вот ты жабу в руках держала? Вот также мерзко.
Боевики «зарабатывают»
Говорят, что в Луганске за последнее время установили несколько памятников погибшим боевикам как народным героям. Живые сепаратисты тоже в почете, во всяком случае, были еще год назад.
Как рассказал еще один мой новый знакомый, помощник одного из местных бизнесменов Евгений, «героями» в Луганске боевики стали в апреле-мае 2014 г. Даже «местные дурачки», но теперь уже с оружием, становились «народными любимчиками».
«Был один местный, которого кроме как «дебилом» не называли, и к которому кроме как «пошел на х…, чего здесь стоишь», не обращались, и вдруг он стал героем. Так вот, он сейчас — один из богатейших людей в Луганске», — говорит Евгений.
Он добавляет, что идейных, отстаивающих независимость Донбасса, тогда, весной 2014 г., оказалось меньше, чем тех, кто хотел заработать на войне. И последние действительно зарабатывают.
«Взяли одного в прошлом году, вывезли в посадку, подвесили вниз головой и требовали денег. Только на нем одном заработали 600 тыс. грн», — рассказывает Евгений.
Местного жителя Сергея весной 2014 г. вывезли на одно из предприятий тогда еще оккупированного Лисичанска. Он с неохотой вспоминает те события: «Мешок на голову надели уже на подъезде к предприятию, я понял, куда меня везут. Разговаривал с Мозговым (главарь батальона боевиков «Призрак» Алексей Мозговой, убит в мае 2015 г., — ред.). Сутки продержали, требовали денег».
На тот момент Сергей возглавлял госпредприятие, все средства были на счетах казначейства и свободного доступа он к ним не имел, что и спасло ему жизнь.
Жители оккупированного Луганска, отмечает Петр, теперь все чаще говорят — нам все равно, кто здесь будет: Украина или Россия, лишь бы не стреляли.
«Вы не поймете эту позицию. Вы не жили под обстрелами и не живете сейчас», — поясняет он.
Без поддержки
Проблем бизнеса, работающего в зоне АТО, в Киеве тоже не понимают. Из столицы они не видны, кажутся далекими и нереальными.
«Три месяца не выплачивается зарплата шахтерам, — рассказывает экс-директор шахты им. Капустина (входит в ГП «Лисичанскуголь») Сергей Чилин. — Шахтер спускается в забой, у него тормозок — одна картошка, луковица и кусок хлеба. О чем мы вообще говорим? У них семьи, дети… Когда я об этом сказал, меня уволили».
До августа 2014 г. правительство еще продолжало дотировать шахты, даже те, которые находились на неподконтрольной Украине территории. Как ранее сообщало РБК-Украина, из девяти угледобывающих предприятий Луганской области семь остались на оккупированных территориях, где объемы добычи угля составляли 96% от общеобластного показателя. Только четыре шахты «Лисичанскугля» и четыре из семи шахт «Первомайскугля» работают на подконтрольной Украине территории — на 76% и 50%, от плана, соответственно. Это данные на июль 2015 г.
«Из каждой 1 тыс. грн, которая заходила на шахты в виде дотаций, 800 грн возвращались в Киев по схемам, — рассказал бизнесмен Петр. — Ничего не поменялось: схемы, механизмы остались прежними, только лапы гребут другие».
Отметим, что если в госбюджете на 2015 г. на господдержку шахт правительство планирует выделить 400 млн грн, то в проекте бюджета на следующий год на эти цели не заложено ни копейки. И в то же время планируется профинансировать ликвидацию угле- и торфодобывающих предприятий на сумму в 256,3 млн грн.
Согласно аналитическим материалам Министерства экономического развития и торговли, военный конфликт на Донбассе продемонстрировал уязвимость как экономической системы региона, так и экономики Украины в целом. Из-за значительной концентрации промышленного производства в Луганской и Донецкой областях, война привела к еще более глубокому падению ВВП. При снижении экономики в январе-июле на 14,9%, вклад российской агрессии в этот показатель оценивается на уровне более 6%.
Прежде всего, военные действие нанесли значительный удар по промышленному комплексу Украины. Сокращение объемов производства в Донецкой области составило 48,2%, в Луганской — 84% (данные за 7 месяцев). Как отмечают в МЭРТ, наибольшими промышленными центрами в Донецкой области, которые находятся на подконтрольной Украине территории, являются Мариуполь, Авдеевка, Артемовск и Славянск. Здесь сконцентрированы предприятия металлургии, машиностроения, а также мощности по производству кокса. В Луганской области — это Северодонецк, где находится преимущественно производство химической продукции.
Фото: взнос АТО в падение промпроизводства в Украине
Под давлением
При этом, пережив оккупацию, как, например, в Северодонецке и Лисичанске, переждав военные действия, которые привели к разрушениям производственных мощностей и гибели сотрудников, бизнес выжил. Предприятия хотят и пытаются работать. Не благодаря помощи государства, а вопреки его «поддержке».
Предприятия, до момента перерегистрации с оккупированной территории на подконтрольную Украине, получает сертификат от Торгово-промышленной палаты о наступлении форс-мажорных обстоятельств. Это регулируется нормой закона «О временных мерах на период проведения АТО».
«85% бизнеса находится по ту сторону линии разграничения, но часть предприятий там работает по украинскому законодательству — не меняли уставов, платят налоги в украинский бюджет. Однако после того как выдается сертификат и до момента перерегистрации, Государственная фискальная служба дает «бонус» — сразу же выставляет все долги, которые могли накопиться за год-полтора, у кого сколько, — заявил первый вице-президент Луганской региональной Торгово-промышленной палаты Альберт Зинченко. — НДС, налог на прибыль, на землю, ЕСВ. Речь идет о сотнях миллионов гривен. Ни о каких рассрочках, о списании долгов речь не идет».
Причем, по каждому налогу предприятия обязаны получить сертификат о форс-мажоре, что уже само по себе является абсурдным. Кроме того, не менее важная проблема — неуплата ЕСВ. Помимо штрафных санкций для субъекта хоздеятельности, страдают и сотрудники, так как в их пенсионный стаж не учитывается период, пока ЕСВ не уплачивается. Также они лишаются возможности получения субсидий и возмещения средств в связи с временной потерей трудоспособности. Помимо этого остается открытым вопрос учета стажа и уплаты ЕСВ в отношении работников, которые на время проведения АТО находятся в отпусках без сохранения зарплаты.
«Наш Луганский бизнес пока еще жив. Говорю «пока еще», потому что бизнес так и не смог адаптироваться к новым условиям работы в зоне АТО. Обидно, что теряются рабочие места, идут колоссальные недопоступления в бюджеты всех уровней — сетует член набсовета Северодонецкого завода строительной керамики Сергей Помазанов. — Я прошу, не игнорируйте бизнес, не только в нашем тяжелом регионе, а в целом. Мы периодически просим решить проблемы и помочь».
Его предприятие на 95% экспортно ориентированное. Проблемы с логистикой привели к тому, что многие клиенты отказались от сотрудничества.
«По полторы-две недели ждем, пока доставят подвижной состав. Загрузили, потом еще столько же ждем, когда груз отправят. Ну, кто захочет с таким поставщиком работать? Мы потеряли много контрактов. Нам говорят — нет топлива», — заявил Помазанов.
С этой проблемой он обратился и в Луганскую военно-гражданскую администрацию, где компании ответили, что вопрос будет повторно рассмотрен, после стабилизации ситуации в области. Нерешенной остается и проблема с поставками сырья. В карьер предприятия в Попаснянском районе уже полтора года как отказываются ехать перевозчики: все заминировано и были случаи подрывов.
«Мы не имеем туда доступа полтора года, но арендную плату государству мы продолжаем платить ежемесячно. Наши просьбы сделать нам каникулы по уплате остаются без внимания. Должна же быть какая-то справедливость», — возмущается Сергей Помазанов.
По его словам, сейчас сырье завозится с «большой Украины». Причем, после введения системы пропусков через блокпосты предприятие занялось оформлением документов, а когда уже все было готово, им сказали, что «это же глина, документы не нужны».
Своими силами
Бизнес здесь решает свои проблемы самостоятельно. Восстанавливает инфраструктуру — дороги, мосты, потому что другого выхода нет. Государство не поможет, и логистика будет нарушена. Сами ремонтируют подстанции, помогают восстанавливать магистральные линии электропередач. Все — в основном своими силами, потому что денег в бюджете нет. При этом здесь разрушено или повреждено более 4,5 тыс. объектов инфраструктуры.
Ниже — фото центральной больницы Лисичанска. В ней уже полтора года не могут отремонтировать крышу. Медперсонал своими силами разгребает мусор, который до сих пор лежит в полуразрушенных и гниющих от сырости палатах.
«Прямое попадание было в больницу 20 июля (2014 г., — ред.). Земля тряслась, все сыпалось, а мы с девятью лежачими больными здесь. Больная у нас тяжелая была, все не хотела, чтобы ее трогали. Если бы мы ее в последний момент ее не выволокли, она бы погибла, — вспоминает одна из медсестер. — Всех перетащили в подвал и через час где-то нас МЧС эвакуировало. Через неделю мы сюда вернулись. Руины увидели, лестницы завалены, ни одного стекла в здании».
Из фонда регионального развития на 2015 г. Луганская область получила всего 120 млн грн, уточнил директор департамента экономического развития и торговли Луганской администрации Андрей Скубак. При этом из них было освоено лишь 42 млн грн. На следующий год, по его словам, придется рассчитывать на сумму 185 млн грн.
«Деньги, которые идут по госпрограммам, не направляются на поддержку частного бизнеса. Но мы подготовили инвестпакет на 614 проектов на сумму финансирования более 3,5 млрд грн. На 80% уже есть сметы», — отметил Скубак.
Однако, что это за пакет, на какой и чей бизнес он рассчитан, собственники предприятий не знают.
«Вот вы заметили, руководство области рассказывало об инвестпредложениях, но никто из присутствовавших собственников предприятий не отреагировал: «А как там мое предложение, прошло?» Ну если бы совместно разрабатывали, то логично, что реакция такая бы была», — поделился впечатлениями замглавы совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник.
«Мы восстанавливали мост «Рубежанское-Северодонецк» силами и деньгами бизнеса. Нам простого «спасибо» никто не сказал, не то чтобы дать льготы по уплате налога на землю, о которых мы просим», — жалуется руководитель проекта Сергей Гончаров.
С приходом осени добавилась еще одна проблема: с 1 сентября НКРЭКП повысила стоимость электроэнергии. Теперь тариф, например, для Луганской области составляет 172 коп кВт/ч. Для сравнения, в Харьковской области это 146 коп.
«Облгосадминистрация вроде бы отреагировала на повышение тарифа. Но результата никакого, даже ответа на наш запрос не было», — отметил и. о. директора департамента промышленности и энергосбережения администрации Денис Таций.
Помимо прочего, бизнес в зоне АТО просит упростить налоговое законодательство и позволить всем, кто потерял работу, регистрироваться частными предпринимателями. Другой возможности дать людям работу даже сам бизнес не видит.
«Пока мы видим намерения правительства, Минфина сократить количество групп единого налога. Так не бывает. Крупный, малый и средний бизнес не могут работать в одинаковых условиях. Вот задайте этот вопрос — как?» — резюмирует директор Рубежанской строительной компании Артем Чередниченко.
На ответ предприниматели особо не рассчитывают. Что касается бизнеса в АТО, то правительство планирует лишь ужесточить условия получения свидетельства плательщика НДС и ввести новые правила аннулирования документа. Премьер-министр Арсений Яценюк еще поручал упростить процедуру перемещения товаров через линию разграничения. Что с этим упрощением — пока не ясно. Хотя силовики в неофициальных разговорах отмечают, что порядок постоянно совершенствуется. Сейчас, говорят, не так на него жалуются. Коррупция, контрабанда и криминал — это в основном последствия предыдущих действий.
Наталья Непряхина
…
…
Вооруженный конфликт на востоке Украины принес отрицательные последствия не только для населения Донецкой и Луганской областей, но и для бизнеса, который работает там
Некоторые компании смогли перерегистрировать свои офисы на подконтрольной Украине территории, однако большинство все-таки физически не может перенести свои производственные активы. Преимущественно это происходит по двум причинам: захват производства, или же просто физическая невозможность передвижения производства.
Согласно украинскому законодательству такие компании должны перерегистрироваться на подконтрольной Украине территории и платить налоги в государственный бюджет. Однако, изменение юридического адреса в государственном реестре не влияет на местонахождение самих производственных участков таких предприятий. При этом важно отметить, что на сегодняшний день на территории, не подконтрольны украинской власти остаются в большинстве предприятия, имеющие объекты недвижимости и/или земельные участки на территории проведения АТО, в том числе производственные мощности, которые среди прочего могут составлять и цельные имущественные комплексы. Осуществлять хозяйственную деятельность на неподконтрольной территории не запрещено при условии уплаты налогов в государственный бюджет Украины, даже тех, которые отнесены в местные бюджеты… Однако компании, которые остались на территории проведения АТО постоянно сталкиваются с рядом проблем. Обозначим основные их них:
Определение территории проведения антитеррористической операции
Согласно статье 1 Закона Украины О временных мерах на период проведения антитеррористической операции №1669 территория проведения антитеррористической операции определяются Кабинетом Министров Украины. Так, Кабинет Министров Украины утвердил Распоряжение от 30.10.2014 г.. № 1053-р Об утверждении перечня населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция, однако уже 5 ноября 2014 Распоряжение № 1079-р. остановило действие утвержденного списка. На протяжении более года Закона Украины №1669 не мог применяться, поскольку не было определено территорию, на которой проводилась АТО.
Только 2 декабря 2015 Кабинет Министров снова утвердил перечень населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция. Принят перечень включает в себя населенные пункты, в которых проводилась АТО, в частности освобожденные города Краматорск, Славянск, также определенные города и поселки Харьковской области. Таким образом, освобожденые города и поселки можно отнести к территории проведения АТО. Данная трактовка приводит ко многим коллизиям при применении закона.
Кроме того, с целью смены руководителя или учредителя некоторые предприятия перерегистрировали свой юридический адрес в населенных пунктах в Донецкой области, подконтрольные территории Украины. Однако, 2 декабря 2015 такие населенные пункты снова попали в перечень населенных пунктов на территории которых осуществлялась террористическая операция, а значит, опять попали под запрет смены руководителя / учредителя.
В декабре 2015 года народными депутатами был предложен проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уточнения понятия территория проведения антитеррористической операции и совершенствования механизмов ее определения» №3737 от 29.12.2015, который сможет решить эту проблему. В частности, законопроектом 3737 предлагается, чтобы Служба безопасности Украины публиковала на своем официальном веб-сайте и ежемесячно предоставляла актуальной перечень населенных пунктов контре находятся в зоне проведения АТО. Таким образом можно будет отследить какие именно населенные пункты и когда находились в зоне проведения АТО.
Такие изменения могут значительно облегчить применения Закона Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» №1669, а также помогут физическим лицам и компаниям, которые остались на территории проведения АТО.
Временный порядок въезда на неконтролируемую территорию и выезда из нее граждан Украины и иностранцев (лиц без гражданства)
Временный порядок въезда на неконтролируемую территорию имел несколько редакций и постоянно обновляется и публикуется на сайте Службы безопасности Украины и Государственной фискальных служб. Получение разрешения для перевозки грузов через линию соприкосновения пока имеет определенные сложности. Решение о выдаче разрешения на перевозку грузов принимается Координационным Центром, который находится в городе Краматорск Донецкой области. Учитывая большую загруженность Координационного Центра выдача разрешений может растянуться до нескольких месяцев. В свою очередь, Временным Порядком не предусмотрено сроки рассмотрения Координационным Центром заявок. По этим причинам компании вынуждены простаивать, ожидая такое разрешение.
Так, первая редакция Временного порядка была опубликована 22 января 2015. У некоторых компаний заявки были рассмотрены лишь в мае 2015 года. С июня 2015 года редакция Временного порядка была обновлена, а действие предыдущей редакции Временного порядка — приостановлена, что привело к аннулированию предыдущих Перечни предприятий и к необходимости повторной подачи заявок предприятиями. Итак, в июня 2015 года важной проблемой для компаний стали изменения временного порядка, согласно которому все перемещения товаров с на неконтролируемые территории осуществляются исключительно железнодорожным транспортом, кроме гуманитарной помощи и других случаев, установленных временным порядком. Компании которые имеют производство на неподконтрольной территории крайне важно ввозить сырье и вывозить сырье с территории проведения АТО, делать это железнодорожным транспортом значительно труднее технически и материально. По этим причинам большое количество заводов вынуждены были остановить свое производство. В то же время остановка производства приводит к потере рабочих мест, а также к уменьшению поступлений в государственный бюджет.
Пищевые предприятия вообще вынуждены были остановить свою работу, ведь кроме введения запрета на пересечение линии соприкосновения грузов с пищевыми продуктами, закреплено в приложениях к временному порядку, сегодня отказывают в выдаче разрешений и на ввоз на неподконтрольную территорию сырья для таких предприятий, что делает невозможным ведение ими хозяйственной деятельности, даже при условии уплаты налогов в государственный бюджет Украины.
Но, даже приостановив производство, предприятия пытаются сохранить производственные мощности и поддерживать их в рабочем состоянии, что требует в некоторых случаях проведения ремонта такого оборудования, или совершения иных действий. Грузы достаточно часто является малогабаритными, что затрудняет, а иногда делает невозможным их доставку железнодорожным транспортом или значительно увеличивает стоимость доставки.
Другим беспокойством для компаний является то, что временный порядок въезда на неконтролируемую территорию и выезда из нее граждан Украины и иностранцев (лиц без гражданства) не был закреплен никак законодательно. С целью решения этого вопроса был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно порядка перемещения товаров в район или из района проведения антитеррористической операции» от 17.07.2015. Им предусматривалось следующее: «Перемещение товаров в район или из района проведения антитеррористической операции осуществляется в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины по представлению Службы безопасности Украины». А также: «Кабинета Министров Украины в течение 14 дней после опубликования настоящего Закона: утвердить порядок перемещения товаров в район или из района проведения антитеррористической операции … ».
На сегодня Порядок перемещения товаров еще не был принят и опубликован. Отсутствие этого порядка приводит к проблемам планирования в компаниях, которые находят на территории проведения АТО.
Кроме того, довольно неоднозначное освещения содержания нормативных актов в СМИ дает повод для неоднозначного толкования положений Временного порядка, в свою очередь приводит к возникновению ограничений даже для пересечения через линию соприкосновения тех грузов, которые включены в соответствующий перечень Временного порядка. При этом следует заметить, что механизм защиты своих прав ни ФЛП ни юридическим лицам, находящимся на неконтролируемой территории, законодательством фактически не предусмотрено, ведь, как отмечалось выше, в настоящее время отсутствует срок рассмотрения заявлений таких лиц координационным центром, а также отсутствует порядок обжалования решений и/или бездействия должностных лиц координационного центра относительно не включения в перечень разрешенных грузов товаров, указанных в заявке. Субъекты хозяйствования в случае отказа имеют право только повторно подать заявление в Координационный центр, но это не гарантирует включение в перечень грузов, следующих через линию соприкосновения, даже разрешенных Временным порядком товаров. Все это сводит на нет ведение любой хозяйственной деятельности на территории проведения АТО.
Возмещение НДС
Как уже было отмечено, после начала АТО компании, которые остались на неподконтрольной территории перерегистрировались на подконтрольной Украины территории, и соответственно платят налоги в государственный бюджет Украины. Однако замечается тенденция, компаниям, которые осуществляют деятельность в зоне проведения АТО, не возмещают налог на добавленную стоимость (НДС). Такое приостановление возмещения НДС никоим образом не закреплено законодательно, и вызывает много беспокойств среди компаний в регионе. Учитывая, что компании неподконтрольной территории не имеют никаких преимуществ, столько осложнения в своей работе, приостановление возмещения НДС приводит к еще большим проблемам.
Налог на землю
Остальные компании, которые имели офисы, филиалы, представительства в регионе на неподконтрольной Украине территории должны платить налог на недвижимое имущество. В то же время они не имеют возможности использовать эти территории для ведения своей хозяйственной деятельности. Эта ситуация нелогична и должна быть урегулирована на законодательном уровне.
Несмотря на то, что земельный налог является местным налогом и уплачивается в местный бюджет, такие компании также вынуждены выплачивать земельный налог по причине того, что Налоговым кодексом сегодня не предусмотрен механизм освобождения от уплаты такого налога.
Закрытие постоянных представительств/обособленных подразделений/ЧП
Компании которые остановили свою хозяйственную деятельность на территории проведения АТО, не могут закрыть свои постоянные представительства или обособленные подразделения филиала. Причиной для этого является необходимость проверки предприятия компетентными органами перед закрытием. Учитывая то, что в регионе проводит АТО, представители Государственной фискальной службы Украины не могут выехать на место регистрации компании и проверить ее, та же ситуация и с физическими лицами предпринимателями. Таким образом, сейчас существует большое количество компаний, филиалов, ФЛП, которые остаются «в подвешенном состоянии». Руководители этих компаний, желающих закрыть свои компании, филиалы, однако им не предложено упрощенной схемы закрытия своего бизнеса.
Первичные документы
Хозяйственная деятельность предусматривает оформление достаточно большого количества первичных документов. Некоторые предприятия не могут вывезти на подконтрольную Украины территорию первичные документы по причине угрозы их похищения/уничтожения на линии соприкосновения. С начала проведения АТО, некоторые компании потеряли первичные документы своих компаний, или же эти документы были конфискованы. При потере в таком случае первичных документов достаточно значительное количество предприятий просто не в состоянии будут их восстановить, ведь некоторые контрагенты по причине проведения АТО прекратили свою работу и во многих случаях не представляется возможным восстановление документов, подписанных с такими контрагентами. В соответствии с пунктом 16.1.5 Налогового Кодекса Украины, компании вынуждены «подавать по должным образом оформленным письменным требованием контролирующих органов (в случаях, определенных законодательством) документы по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность, другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов». Компании не могут подавать такую информацию, которая может со временем привести к проблемам с контролирующими органами. Учитывая это было бы уместно предложить компаниям оказавшихся в такой ситуации возможности выхода из нее.
Лицензии и разрешительные документы
Некоторые предприятия, которые находятся на неподконтрольной территории, требуют оформления новых лицензий и разрешительных документов (вследствие законодательных изменений или других факторов). Так, на сегодня Законом Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» предусмотрено автоматическое продление срока действия указанных документов, но тех, которые были выданы до начала проведения АТО. Что же касается выдачи новых документов, даже когда государственным органам нет необходимости непосредственно выезжать в зону проведения АТО с целью инспектирования, то в этом случае предприятиям отказывают в оформлении разрешительных документов именно по причине нахождения на неконтролируемой территории.
Проведение общего собрания акционеров акционерными обществами
Согласно ЗУ «Об акционерных обществах» для акционерных обществ, даже тех, которые находятся на неподконтрольной территории, установлена обязанность по проведению ежегодного общего собрания акционеров. Однако вопрос проведения общего собрания акционеров на оккупированной территории до сих пор не урегулирован на законодательном уровне, не понятно как поступать обществу и чем руководствоваться, в том числе при невозможности отправки сообщений акционерам о созыве общего собрания акционеров на оккупированной территории.
Прекращение финансирования предприятий Фондом социального страхования за такие виды материального обеспечения наемным работникам, как пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком) и пособие по беременности и родам
Как уже отмечалось, предприятия, которые находятся на неподконтрольной территории, обязаны платить и своевременно платят в бюджет Украины все налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством Украины, в частности, своевременно и в полном объеме начисляют, исчисляют и уплачивают единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование. Финансирование страхователей-работодателей для предоставления материального обеспечения наемным работникам осуществляется рабочими органами Фонда социального страхования в порядке, установленном правлением Фонда. Несмотря на выполнение страхователями всех предусмотренных действующим законодательством требований, Фонд социального страхования прекратил финансирование предприятий, находящихся на неподконтрольной территории, такие виды материального обеспечения наемным работникам, как пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком) и пособие по беременности и родам с июня 2014 года.
Подытожив наиболее проблемные аспекты, хочется обратить внимание, что компании которые остались и не могут перенести свои производственные активы на подконтрольную территорию остались заложниками ситуации которые произошли на востоке Украины. Они любыми законными методами пытаются оставить собственное производство дееспособным, и нуждаются в поддержке со стороны государства в этом вопросов. Тем более, если говорить о восстановлении Донбасса, то это действительно будет необходимо.
И в то же время, компании которые имеют целью закрыть официально свою хозяйственную деятельность в зоне проведения АТО нуждаются в вариантах каким образом они могут это сделать.