Бизнес план в шоу бизнесе
Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ.
***
Идея проекта: выход на рынок России и продвижения современных световых шоу, сочетающих в себе высокий профессионализм исполнителей с самыми современными технологическими достижениями
География: Россия.
Основные направления:
- Постановка и разработка сценариев танцевального шоу.
- Концертно-гастрольная деятельность.
- Мероприятия для компаний, а также праздники для частных лиц: свадьбы, дни рождения и т.п.
- Участие в мировых круизах и парках развлечений.
- Участие в рекламных акциях крупных брендов.
- Участие в клипах и шоу, подготовка исполнителей, поиск талантов.
Рыночная ситуация:
- Сервисы продажи билетов предлагают около *** шоу-выступлений в год в различных городах и залах России.
- Потенциальная целевая аудитория частных клиентов составляет около *** жителей страны, корпоративных клиентов – *** предприятий.
Конкурентная среда:
- Световые танцевальные шоу с использованием светодиодных костюмов отсутствуют среди предложений наиболее популярного билетного сервиса ***
- Некоторые коллективы в России ведут деятельность, схожую с группой «***». Однако подобные компании не имеют общенациональных и мировых достижений, обходятся востребованностью местного масштаба, ограничиваясь, как правило, выступлениями на корпоративах.
Финансовые показатели проекта:
Показатель | Ед. изм. | Значение |
Необходимые инвестиции | тыс. руб. | 9 405 |
NPV | тыс. руб. | *** |
IRR | % | 240% |
Срок окупаемости | мес. | 23 |
Дисконтированный срок окупаемости | мес. | *** |
Выдержки из исследования
Предложение услуг на рынке шоу-бизнеса России
В России ежемесячно проводится большое количество шоу-мероприятий. Для определения сезонности по потенциальной загрузке проекта, сезонности по среднему чеку и средней комиссии сервисов рассмотрим основные каналы реализации билетов на шоу-мероприятия.
Основными каналами реализации билетов на такие мероприятия являются сервисы:
- Ponominalu
- Ticketland
- Concert.ru
- RedKassa
- Kassir.ru
- Parter.ru
В таблице ниже приводится сравнительная характеристика услуг и параметров данных сервисов (взят тестовый период с 15 ноября по 31 декабря 2017 года).
Таблица 1.Сравнительная характеристика онлайн-сервисов продажи билетов, Россия
***
Как видно из таблицы, все сервисы используют электронный билет (E-билет или e-ticket), который приобретается в онлайн-сервисе, оплачивается кредитной картой или электронными деньгами, и направляется на e-mail заказчика.
Как видно из таблицы, наибольшее предложение мероприятий шоу-бизнеса имеет сервис *** и ***. Предложения всех сервисов пересекаются. Другие сервисы предлагают те же мероприятия, что и *** и ***, но в меньшем количестве. Таким образом, учитывая предложение наибольшего сервиса, в России за полтора месяца будет проведено не менее *** шоу-выступлений.
Деятельность шоу-бизнеса подвержена довольно резким сезонным колебаниям. Сезон начинается в феврале и длится до конца апреля, в этот период активность составляет ***%. В мае и июне спрос очень слабый, и в течение этих двух месяцев работать с билетными концертами не желательно. Июль и август являются активными для курортных городов и столицы. Сентябрь – снова не активный месяц. Осенний сезон начинается в октябре и заканчивается в середине декабря – активность снова достигает ***%.
Диаграмма 1. Активность шоу-бизнеса
***
На цене билетов сезонность не отражается, цены остаются одинаковыми и в активные, и в не активные периоды года.
Учитывая сезонность и установленное выше количество предложений шоу-бизнеса со второй половины ноября по декабрь, можно спрогнозировать примерное количество шоу-выступлений за год и в среднем за месяц.
Так, если за полтора наиболее активных месяца количество выступлений составляет ***, то за месяц – около ***.
Исходя из информации диаграммы, количество шоу в России за год составляет ***, соответственно, в среднем за месяц – около ***.
Принимая в расчет среднюю аудиторию одного шоу в размере *** человек, в среднем за месяц в стране посещают шоу-выступления около *** человек. Потенциальная же аудитория значительно больше – практически каждый человек, которому позволяют финансовые возможности, время от времени посещает выступления артистов шоу-бизнеса.
Потенциальная аудитория
Профессиональное шоу рассчитано на людей, относящихся к «среднему классу» и выше среднего.
Согласно данным статистики, средняя заработная плата в стране в 2017 году имеет тенденцию к росту, и в октябре достигла *** руб.
Диаграмма 2. Средняя зарплата, Россия, 2017 г., руб.
***
Также информацию об уровне заработных плат в стране предоставляет портал trud.com Очевидно, что данные портала дают более реальное представление о заработных платах, чем официальные статистические сведения, так как информация на trud.com собрана на основании фактических сведений, которые отражают работодатели в профилях вакансий и сотрудники в резюме.
Диаграмма 3. Средний уровень зарплат наиболее востребованных профессий по данным портала trud.com, Россия, 2017 г., руб.
Исходя из данных таблицы, средний уровень заработной платы в России составляет *** руб.
Диаграмма 4. Распределение вакансий по уровню заработной платы: выше и ниже среднего уровня
***
В соответствии с данными диаграммы, около ***% работников в России получают зарплату в размере от среднего уровня (*** руб.) и выше.
Таблица 2.Приблизительный расчет потенциальной аудитории для гастролей группы «***»с учетом уровня заработной платы, Россия, 2017 г.
***
Также необходимо при расчетах потенциальной аудитории учесть уровень посещение развлекательных заведений и мероприятий.
Диаграмма 5. Посещение развлекательных заведений и мероприятий, Россия, январь-июнь, 2017 г., %
***
Таким образом, потенциальными посетителями рассматриваемого шоу являются посетители концертов современной музыки и ночных клубов – ***%, что составляет около *** жителей страны, которые без ущерба для своего личного бюджета могут приобрести билеты на мероприятие.
Таблица 3. Частота и средний чек при посещении развлекательных заведений и мероприятий,Россия, январь-июнь, 2017 г.
***
Исходя из стоимости среднего чека на человека стоимость билетов на выступления «***» будет колебаться от *** до *** руб., что составляет 2,0 – 5,8 % средней заработной платы.
Приоритетными городами для выступлений планируется выбрать города России с наибольшей потенциальной аудиторией.
В каждом городе планируется по *** выступления во время одни х гастролей.
Что касается корпоративных заказчиков, то по данным международного кадрового агентства Head Hunter ***% предприятий хотя бы раз в год проводят корпоративы, по регионам этот показатель достигает ***.
Среди предприятий потенциальными заказчиками профессиональных шоу для проведения корпоративов являются средние и крупные субъекты хозяйствования, которые имеют достаточные финансовые возможности.
Согласно информации Федеральной службы государственной статистики, в России действует *** крупных и средних предприятий.
Диаграмма 6. Структура расходов на проведение корпоративных мероприятий, Россия, 2017 г.
***
Принимая во внимание, что по данным опроса портала Head Hunter из предприятий, которые проводят корпоративы, около ***% приглашают звезд шоу-бизнеса, потенциальная аудитория корпоративных заказчиков шоу «***» в России составляет около *** субъектов хозяйствования.
Одним из направлений деятельности «***» является участие в торжественном открытии торгово-развлекательных центров, а также магазинов, кафе, ресторанов.
По итогам 2017 года прирост торговых площадей в Москве составит порядка *** тыс. м2. Среди крупнейших новых московских центров 2017 года стоит отметить: *** и ***. В 2018 году на Московском рынке ожидается рост показателя ввода новых торговых площадей. Порядка *** новых торговых площадей должно выйти на рынок. Среди крупнейших новых центров 2018 года: ***. Средняя площадь аренды под торговую точку составляет *** м2, то есть в Москве на 2018 год будет запланировано открытие около *** магазинов, также планируется открытие *** ресторанов и *** кафе. Таким образом, будет проведено около *** торжественных открытий, которые являются потенциальными заказчиками шоу «***».
Таким образом, на основании анализа рынка можно сделать следующие выводы:
- Сервисы продажи билетов предлагают около *** шоу-выступлений в год в различных городах и залах России.
- Деятельность шоу-бизнеса подвержена значительным сезонным колебаниям.
- Целевой аудиторией рассматриваемого проекта являются частные клиенты со средним и выше среднего доходами, а также бизнес-клиенты – средние и крупные субъекты хозяйственной деятельности.
- Потенциальная целевая аудитория частных клиентов составляет около 2 500 000 жителей страны, корпоративных клиентов – *** предприятий, количество торжественных мероприятий – ***.
Содержание
Резюме проекта | 5 |
Раздел 1. Описание проекта | 6 |
1.1. Суть и идея проекта | 6 |
1.2. Направления деятельности | 7 |
Раздел 2. Анализ рынка | 9 |
2.1. Предложение услуг на рынке шоу-бизнеса России | 9 |
2.2. Потенциальная аудитория | 14 |
Раздел 3. Конкурентное окружение | 20 |
Раздел 4. Маркетинговый план | 29 |
4.1. Позиционирование объекта (оптимальная концепция объекта) | 29 |
4.2. Сайт | 29 |
4.3. Поисковая оптимизация как инструмент продвижения | 30 |
4.4. Контекстная реклама как инструмент продвижения | 31 |
4.5. Продвижение в социальных сетях | 33 |
4.6. Сервисы по продаже билетов | 35 |
4.7. Наружная реклама | 35 |
Раздел 5. Организационный план | 37 |
Раздел 6. Финансовый план | 39 |
6.1. Условия и допущения, принятые для расчета | 39 |
6.2. Цены на услуги | 40 |
6.3. Сезонность | 41 |
6.4. Объем реализации услуг | 42 |
6.5. Выручка | 43 |
6.6. Персонал | 43 |
6.7. Калькуляция затрат | 44 |
6.8. Налоги проекта | 45 |
6.9. Инвестиции | 45 |
6.10. Капитальные вложения | 45 |
6.11. Отчет о прибыли и убытках | 46 |
6.12. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC | 47 |
6.13. Отчет о движении денежных средств | 49 |
6.14. Показатели экономической эффективности | 50 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта | 54 |
7.1. Анализ чувствительности проекта | 54 |
7.2. Анализ безубыточности | 59 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» | 63 |
Перечень таблиц, диаграмм рисунков
Таблицы | ||
Таблица 1.Сравнительная характеристика онлайн-сервисов продажи билетов, Россия | 11 | |
Таблица 2.Приблизительный расчет потенциальной аудитории для гастролей группы | 16 | |
Таблица 3. Частота и средний чек при посещении развлекательных заведений и мероприятий, Россия, январь-июнь, 2017 г. | 17 | |
Таблица 4. Основные мероприятия танцевально-развлекательного жанра в залах Москвы за период с 01.01.2018 по 15.02.2018 по запросу на портале Kassir.ru | 21 | |
Таблица 5. Танцевальные коллективы в жанре световое шоу по запросу на портале baza-artistov.ru | 25 | |
Таблица 6. Расчет конкурентной силы проекта в сравнении с конкурентами | 27 | |
Таблица 7. Штатное расписание | 38 | |
Диаграммы | ||
Диаграмма 1. Активность шоу-бизнеса | 13 | |
Диаграмма 2. Средняя зарплата, Россия, 2017 г., руб. | 14 | |
Диаграмма 3. Средний уровень зарплат наиболее востребованных профессий по данным портала trud.com, Россия, 2017 г., руб. | 15 | |
Диаграмма 4. Распределение вакансий по уровню заработной платы: выше и ниже среднего уровня | 15 | |
Диаграмма 5. Посещение развлекательных заведений и мероприятий, Россия, январь-июнь, 2017 г., % | 16 | |
Диаграмма 6. Структура расходов на проведение корпоративных мероприятий, Россия, 2017 г. | 18 | |
Диаграмма 7. Графическое представление ценовой политики проекта в сравнении с другими танцевальными коллективами, цена, руб. | 24 | |
Диаграмма 8. Графическое представление конкурентной силы проекта: стратегическая конкурентная канва | 27 | |
Рисунки | ||
Рисунок 1. Пример электронного билета онлайн-сервиса (***) | 12 | |
Рисунок 2. Сайт «***» | 30 | |
Рисунок 3. Пример текстовой контекстной рекламы при поисковой выдаче | 32 | |
Консультируя начинающих артистов и их представителей, я часто отвечаю на одни и те же вопросы и даю одни и те же рекомендации. В основном эти вопросы связаны с тем, что у людей просто отсутствует верное понимание механизмов работы шоу-бизнеса. Почти все они совершают одни и те же ошибки, которые со временем могут стать фатальными и обнулить все результаты проделанной работы. Данная статья призвана обезопасить первые шаги молодых исполнителей и их менеджмент от совершения критических промахов.
В первую очередь хочу поделиться самыми базовыми знаниями – на чём именно зарабатываются деньги в музыкальном деле. Самые серьёзные суммы заработка артистам и их инвесторам дают шоу-программы. Концерты и закрытые корпоративные мероприятия приносят от 50 000 рублей (в случае с малоизвестными артистами) до нескольких миллионов за каждое выступление. Таких выступлений при нормальной работе концертного директора или букинг-менеджера (так называют менеджера по продажам) может быть от 5 до 30 ежемесячно. Так мы вычисляем, что даже на начальных этапах (при наличии готовой концертной программы) исполнитель может зарабатывать на своих выступлениях довольно хорошие для нашей страны деньги. Инструментом монетизации, окупающим расходную часть на продвижение материала, является лицензирование музыки через дистрибьютор, паблишер или музыкальный лейбл. Об этом я детально расскажу в следующем абзаце, а сейчас ты узнаешь о том, как артисты зарабатывают на продаже рекламы. Когда ты видишь в аптеке «Тантум верде форте», ты вспоминаешь рекламу с Тимати? А знаешь, сколько ему за это заплатили? Ты, наверное, думаешь, что только крупным артистам платят за рекламу брендов? Конечно, если ты малоизвестный артист, тебе не предложат эксклюзивный пакет с участием в съёмках телевизионной рекламы продвигаемого бренда. Но вот тебе интересный пример: независимый артист Weel, не имеющий никакого продюсера или инвестора, продвигающийся исключительно за свой счёт, периодически делает рекламные интеграции на своих официальных страницах в социальных сетях. Это при том, что у него менее 5 тысяч подписчиков на YouTube, всего лишь 10 тысяч подписчиков в ВК, и не на много больше подписчиков в Instagram. Не так давно он рекламировал магазин одежды Black Star. Поэтому, если ты считаешь, что рекламу могут продавать только раскрученные звёзды – ты просто отмазываешься от работы. Сегодня за продакт плейсмент брендов в видеоклипах артисты получают семизначные гонорары. И даже малоизвестные исполнители могут полностью окупать свои расходы на съёмку клипов путём продажи рекламы. Тебе нужно только убедить рекламодателя, что твой клип увидит большое количество людей (их целевой аудитории). Обычно такие взаимоотношения фиксируются юридически стандартным договором на оказание рекламных услуг. Теперь поговорим о лицензировании.
Нет никакого смысла просто загружать свою музыку в интернет, не лицензируя её. Сделать это совсем не сложно! Я уже рассказывал в предыдущих статьях, что артисты сегодня получают деньги даже за прослушивание людьми их музыки в социальных сетях. Каждое прослушивание песни в ВК в среднем приносит исполнителю по 1 копейке. Если тебе удалось добиться там 10млн прослушиваний своей песни, ты сможешь вывести 100 000 рублей! Это осуществляемые цифры даже для малоизвестного исполнителя, если следовать рекомендациям из статьи Техника продвижения музыки в VK. 10млн прослушиваний – это 50 тысяч человек, прослушавших песню в среднем по 200 раз. Конечно, я оперировал гипотетическим примером, но ты же видишь, что это совершенно выполняемая задача! Чтобы у тебя была возможность собирать эти роялти (не только с ВК, но и с iTunes, Apple Music, YouTube, BOOM, Google Play Music, Яндекс.Музыка, ОК и со всех остальных), тебе нужно лицензировать свою музыку. Для этого тебе потребуется оригинальный мастер-трек в формате Wave и квадратная обложка песни в высоком разрешении. Эти файлы необходимо отправить дистрибьютору, который уже и займётся монетизацией твоего авторского права на всех площадках. Обычно финансовый отчёт дистрибьютора перед артистами (или продюсерами) происходит один раз в квартал. При этом ты можешь в любое время запросить количество прослушиваний и скачиваний, чтобы прогнозировать свои финансовые результаты. Только зарабатывая на своей музыке, ты можешь объективно оценивать и сравнивать эффективность проведённых промо-работ. Эта тема детально раскрыта в статье Как заработать на своём творчестве. Если ты не видишь реального результата, то тебе нечего анализировать. Помимо этого паблишер (дистрибьютор) защищает все твои авторские права, что, очевидно, снимает с тебя огромное множество головной боли. И найти такого дистрибьютора совершенно не сложно, в этом тебе поможет Google или любая другая поисковая система. Вводи ключевую фразу «дистрибуция музыки», и будет тебе счастье. Повторюсь, выпускать материал без его монетизации – не имеет никакого смысла! Серьёзные паблишеры (в особенности крупнейшие, например, Warner Music, Sony Music и другие) помимо песни с обложкой наверняка попросят тебя прислать им краткую биографию и промо-план выпускаемого релиза, прежде чем они согласятся на работу с твоим материалом. Причина такого требования заключается в том, что их доходом является оговоренный процент с монетизации выпускаемых песен. Соответственно, дистрибьютор хочет заработать на твоей музыке, и ему важно, чтобы она расходилась по людям. Небольшие выпускающие лейблы могут согласиться выпустить твою работу за фиксированную плату, не забирая у тебя никакого процента. Но в таком случае важно понимать, что паблишер не будет никак заинтересован в организации какой-либо промо-поддержки твоему релизу. С другой стороны, на свои первые релизы (не имея хотя бы небольшой активной аудитории), ты и так вряд ли получишь какую-либо промо-поддержку. Для информации, обычно такая поддержка состоит из нескольких базовых пунктов:
• размещение релиза в рекомендованных новинках ВК и BOOM;
• размещение баннера (анонс премьеры / плейлист новинок недели) на iTunes и Apple Music;
• размещение баннера на мобильных площадках (рингтон вместо гудка);
• рассылка релиза радиостанциям и телеканалам (если есть клип) с целью ротаций;
• рассылка релиза телекомпаниям с целью синхронизации (саундтрек для сериалов и кино).
Если тебе знакома статья Главная ошибка начинающих артистов, то ты уже прекрасно понимаешь, насколько сильно может усложнить тебе карьеру неправильно подобранная для работы команда. В первую очередь важно обратить внимание на тех людей, которые работают над созданием твоего материала. Форма сотрудничества с командой по звуку может быть двух видов: артист оплачивает команде фиксированный гонорар за работу или выплачивает процент от роялти в течение какого-то времени (может и до конца жизни). В случае с долевым вариантом сотрудничества тебе нужно будет дать гарантии будущих оплат подписью на бумаге. Но прежде, чем отдать часть своего заработка, убедись, что ты работаешь с компетентными специалистами. Продюсеры, авторы, композиторы, режиссёры – они все должны как минимум чувствовать тебя и тот музыкальный жанр, в котором ты работаешь. При этом, крайне опрометчивым решением будет попытка копировать формат материала других русскоязычных исполнителей. Запомни, ещё ни один артист не стал популярным благодаря тому, что он по стилю был похож на что-то уже существующее. Даже если это «что-то» — нереально модное и стильное! Тебя просто будут воспринимать как очередную копию того, что популярно. Публика в основной массе будет воспринимать тебя как персонажа, который пытается повторить чей-то успех путём имитации. И даже если ты делаешь свой материал круче, люди всё равно будут видеть в тебе второго, повторяющего за первым. Публику может взорвать только свежий взгляд на продукт, просто вспомни все суперхиты последних лет! Время и Стекло, Скриптонит, Грибы, Элджей, Face – все они являются трендсеттерами. Трендсеттер – это инноватор, внедряющий новые тренды, которого копируют остальные игроки на рынке и поэтому навсегда остаются в его тени. Если ты пишешь песни и музыку сам или заказываешь всё это у третьих лиц, ориентируясь исключительно на уже существующие в русскоязычном сегменте проекты, то ты скорее всего обрекаешь свою карьеру на небытие. Убедись, что твой продукт уникален, и ты точно даёшь слушателю что-то новое. Только своей неповторимостью можно завоевать искреннюю любовь публики. И как я уже повторял сотни раз на протяжении многих лет – твой голос не является твоей уникальностью. Так могут думать только неопытные молодые артисты! Если твой голосовой тембр и его частотный диапазон не выходит за пределы человеческого (например, ты какое-нибудь другое животное), то, объективно, ничего уникального в твоём голосе нет! Ты, возможно, умеешь его использовать каким-нибудь интересным образом, но это уже речь о технике постановки вокала, мелодии и вокального ритмического рисунка, а далеко не об уникальности голоса. Фактор востребованности продукта в музыкальной сфере аналогичен фактору востребованности продукта любого другого вида бизнеса: чем он более эксклюзивный, тем выше на него спрос. И это касается далеко не только музыкального материала. Данное утверждение также применимо по отношению к видеоклипам, концертным шоу-программам и даже позиционированию артиста. Большинство деятелей российского шоу-бизнеса прекращают своё развитие после достижения определённых высот – именно в этом заключается основная причина такого сильного отставания отечественной музыки от западной. Дистрибьютор или музыкальный лейбл может выплатить артисту аванс для съёмок клипа на перспективную песню, но он должен быть уверен в хитовости работы. Поэтому, пока все будут впаривать тебе «делать как все» или «делать как те», найди свою собственную нишу и захвати её. Пусть в этой серой массе ширпотреба теряются другие артисты, но не ты. Статьи на этом сайте тебе в этом помогут.
Теперь разберём формы продвижения артистов, которыми наиболее успешно пользуются профессионалы рынка. С маркетологами, рекламщиками и специалистами по связям с общественностью (PR-менеджерами) финансовые взаимоотношения могут быть совершенно разными. Первые двое могут работать по конкретному прайс-листу, за фиксированный ежемесячный гонорар (при этом артист дополнительно покрывает расходную часть) или за процент от заработка с проекта или его отдельных точек монетизации. Стоимости и цены могут быть совершенно разными, они зависят от навыков и компетенции специалистов. Дабы избежать сотрудничества с дилетантами в маркетинговой области, изучи материал Мошенничество и коррупция в шоу-бизнесе. И ещё один очень важный момент: если тебя просят занести конверт радиостанции или телеканалу для получения ротации, ни в коем случае не соглашайся на эту сомнительную авантюру. Причины такой принципиальной позиции ты можешь найти в статье Никогда никому не заплачу за ротацию. Самым главным заблуждением исполнителей, которые переобщались с представителями рынка «старой гвардии», является ошибочная мысль о том, будто ротация и эфиры на радио/тв могут сделать артиста известным. Я уже приводил статистическую разницу и анализ охватов аудитории радиостанций, телеканалов и интернет-ресурсов в статьях Техника продвижения YouTube канала и Как раскрутить музыку в соц сетях, поэтому не вижу смысла дублировать одну и ту же информацию много раз. Сегодня наиболее эффективная последовательность продвижения материала в музыкальном деле обычно состоит из следующих базовых элементов:
1. В день премьеры (+ ближайшие 2-3 суток) материал активно распространяется через интернет. Маркетологи прикладывают все усилия, чтобы количество прослушиваний (стримов) и скачиваний релиза достигли нужных показателей для попадания в топ-чарты и хит-парады всех цифровых площадок. Для этого обычно используется комбинация «посев + таргетированная реклама» в социальных сетях, а также нативная и контекстная реклама интернет-ресурсов вне социальных сетей. Оказавшись в популярных разделах, твоя музыка будет продолжать распространяться без каких-либо дополнительных усилителей, поэтому первые дни жизни песни или клипа являются наиважнейшими;
2. Параллельно первому этапу по информационным изданиям (в том числе блогерам) производится массовая (или целевая) рассылка пресс-релиза с новостью о премьере. Если в команде артиста присутствуют грамотные PR-специалисты, то в пресс-релизе будет скорее не анонс/рецензия с премьерой, а приуроченный к ней инфоповод. О том, Как создать и внедрить инфоповод в СМИ читай в соответствующей статье;
3. На следующий (либо через) день после премьеры релиз массово рассылают по всем подходящим по формату радиостанциям/телеканалам, указывая на его высокие позиции в этих топ-чартах. Такие аргументы в несколько раз увеличивают шансы попадания материала в эфир. Кроме того, большинство крупных радиостанций сейчас выбирают себе песни для ротаций не из входящей почты, а из списка популярных в интернете песен. Ранее я подробно рассказывал о том, Что делать, если песню не берут в ротацию?;
4. В дополнение к предыдущим элементам может быть разработано и внедрено огромное множество разнообразных способов донесения своего материала до целевой аудитории. В статье Эффективные способы продвижения музыки я приводил несколько действенных примеров того, как мы продвигали разный материал известных и начинающих артистов. Можешь украсть у меня эти методы промо, я совершенно не против!
Теперь разберём наиболее прибыльную часть деятельности артистов – выступления. Если ты привлекаешь к этому делу кого-то близкого, без опыта работы, ему в первую очередь нужно ознакомиться со статьёй Базовая инструкция для администраторов. В идеале тебе нужно завести себе такого сотрудника, который будет ежедневно предлагать твои сценические услуги клубам, концертным площадкам и частным заказчикам. Платить ли ему за эту работу фиксированный оклад? Спорный момент, и на него нет однозначного ответа. Высококлассный специалист не будет делать свою работу без гарантированной оплаты, однако менеджер всегда лучше замотивирован, если его заработок напрямую зависит от объёма выполненных задач. В идеале – договориться с ним о небольшой фиксированной ставке, которая сверху премируется оговоренным процентом от выполненных им обязательств. Это классическая схема мотивации менеджера по продажам в любом виде бизнеса. Часто мы стараемся создать гибкую систему мотивации, при которой, выполняя бонусный норматив (например, более 15 продаж за месяц), концертник получает дополнительное вознаграждение – его премиальный процент становится, например, не 10%, а 15% с продаж. Но в случае невыполнения концертником минимального плана продаж, придётся совсем лишить его премиальных. Важно оговорить все эти условия и тонкости на берегу. Процесс активной продажи шоу-программ требует времени и наработки. Поэтому вполне вероятно, что первые месяц-два его работы будут не самыми впечатляющими. И это вполне нормально!
На сайте доступно полное и обновлённое учебное пособие Основы музыкального бизнеса. Ещё ты можешь прочитать другие статьи на этом сайте и подписаться на мою группу ВК, чтобы получать новые обучающие материалы в числе первых. Я даю бесплатные консультации по скайпу всем артистам, которые выпускают свои песн