Бизнес план транспортно экспедиционной компании
Транспортно-экспедиторский вид бизнеса является одним из наиболее быстро развивающихся сфер бизнеса. Несмотря на высокий спрос данного вида услуг, существует множество рисков, связанных с высокой конкуренцией. Импорт и экспорт продукции играет важнейшую роль в жизни современного общества, поэтому данного рода услуги будут актуальны всегда. Статистика говорит о том, что рынок транспортно-экспедиторских услуг в России ежегодно увеличивается на 10%.
Открывая транспортно-экспедиторскую компанию, необходимо учесть, что данный бизнес потребует значительных вложений. Если вы взвесили все «за» и «против», уверены в том, что грамотно организуете свою работу, оказывая качественные услуги, первое, с чего вы должны начать, — это составление типового бизнес-плана. В каждом бизнесе есть недостатки и преимущества, поэтому стоит очень внимательно отнестись к выбору направления ведения бизнеса, к расчету расходов, учету их сумм по максимальным расценкам. Доход целесообразно считать по минимуму. Это будет, своего рода, подготовкой к самому неприятному повороту событий. Для безошибочного проведения всех расчетов предлагаем рассмотреть примерный бизнес-план транспортно-экспедиторской компании, который поможет внимательно изучить возможные варианты ведения бизнеса.
Следует учесть существование нескольких возможных направлений транспортно-экспедиторской компании:
- грузовые перевозки автотранспортом;
- грузовые перевозки по железной дороге;
- пассажирские перевозки;
- смешанные услуги перевозок.
Организация перевозки груза и его экспедирования предполагает дополнительно следующие виды услуг:
- консолидация доставляемого груза;
- хранение доставляемого груза;
- складирование доставляемого груза;
- охрана доставляемого груза;
- страхование доставляемого груза.
На начальном этапе рекомендуется предоставление транспорта для автоперевозок, с заключением договора с заказчиками на экспедирование грузов, а также клиентский договор с самими перевозчиками. В дальнейшем, по мере развития, необходимо расширять ассортимент предоставляемых услуг.
Юридическое оформление
Необходимо определить правовую форму ведения будущей компании. В основном предприниматели останавливают свой выбор на индивидуальном предприятии либо обществе с ограниченной ответственностью.
Получить статус индивидуального предпринимателя немного проще. Для этого необходимо:
- Написать заявление о государственной регистрации (форма № 21001).
- Приложить к заявлению ксерокопию паспорта.
- Приложить к пакету документов квитанцию об уплате госпошлины в размере 800 рублей.
Собранные документы необходимо предоставить в налоговый орган.
Что касается открытия ООО, предполагается несколько иной порядок действий:
- Оформление решения учредителей о создании ООО.
- Оформление договора учредителей о создании ООО.
- Формирование уставного капитала (денежные средства в размере 10 000 рублей либо имущество в указанном эквиваленте).
- Подготовить устав общества.
- Заполнить форму № Р11001 (заявление о государственной регистрации).
- Приложить к заявлению копии учредительных документов в двух экземплярах.
- Приложить квитанцию об уплате госпошлины в размере 4000 рублей.
- Если учредителем является нерезидент, необходимо получить выписку из реестра иностранных юридических лиц Российской Федерации.
- Собранные документы представить в государственный регистрирующий орган.
Офисное помещение
Необходимо определиться с местонахождением вашего офиса. Конечно же, предпочтительнее арендовать помещение в оживленной части города, такой вариант не только престижнее, но и удобнее для потенциальных клиентов. Что касается окраины, то преимуществом такой аренды будет цена и удобство для перевозчиков. Для сравнения, ежемесячная арендная плата в деловой части города составляет примерно 2000 рублей за 1 кв.м., на окраине — 400 рублей за 1 кв.м.
Размер помещения зависит непосредственно от количества работников и объема бизнеса. При открытии фирмы со штатом 5 человек, оптимальной площадью будет 20 кв. м., так как для каждого работника необходимо предусмотреть рабочий стол с компьютером, подключенным к сети интернет. Таким образом, затраты на аренду офиса и покупку необходимой оргтехники составят 100 000 рублей. Расчет произведен на основании расходов по следующим позициям:
- 5 столов;
- 5 стульев;
- 5 компьютеров;
- 5 телефонных аппаратов;
- подключение к интернету;
- программное обеспечение.
Если вы собираетесь работать в сегменте сборных грузов, то вам обязательно понадобится склад с удобными подъездными путями. Для начала достаточно будет помещения в 300-400 кв.м. Средняя арендная ставка по Москве составляет 5000 руб./кв.м. В других городах эта сумма гораздо меньше. К примеру, в Самаре можно арендовать склад в самом центре, заплатив сумму из расчета 500 руб./кв.м.
Программное обеспечение
Установленное лицензионное программное обеспечение должно обеспечивать регистрацию договоров и заявок и, вместе с тем, отражать ставки расчета стоимости оказываемых услуг. Должен быть предусмотрен не только внос информации в систему сотрудниками, но и импорт готовой заявки в соответствии с утвержденным форматом.
Что касается управления цепочкой поставок, должна быть предусмотрена регистрация рейса и формирование сопроводительных транспортных документов на доставку груза, на его прибытие с формированием сличительной ведомости. Система должна отражать и информацию о хранении груза, регистрировать ордер на его доставку, формировать инструкцию на погрузку с сопровождением всех необходимых документов.
Финансовый учет данного программного обеспечения должен отражать первичные документы прямых и косвенных расходов, связанных с обработкой грузопотока. Отражение первичной документации должно быть сопоставлено с рейсами, грузами или заявками клиентов. Должна присутствовать возможность выписки счета на оплату заказчику, на основании условий договора и ранее оплаченных налоговых накладных на оказанные услуги. Расчет себестоимости и прибыльности услуг по каждому клиенту, рейсу, грузу и заявке должен происходить автоматически. Должны быть разработаны формы отчетности (разгрузочный лист, загрузочный лист, оборотно-сальдовая ведомость по номенклатурам, в разрезе различных аналитик, номенклатурных единиц и контрагентов).
Грамотный подбор персонала
Транспортно-экспедиторская фирма может бесперебойно работать, набрав в свой штат лишь менеджеров по перевозке, задача которых состоит в разработке транспортных схем, координировании действий контрагентов, общении с клиентами. Важно нанимать работников с опытом, так как опытный менеджер может обрабатывать до 20 заявок в день и, помимо этого, обладает наработанными связями с контрагентами и клиентской базой. Также профессиональный менеджер должен быть коммуникабельным, пунктуальным, исполнительным, инициативным. Заработная плата менеджеров-логистов — это оклад плюс процент, обычно не больше 10% от прибыли. Средняя заработная плата составляет 20 000 рублей в месяц. Услуги приходящего бухгалтера составят 10 000 рублей ежемесячно.
Работа будет организована двумя отделами: коммерческий отдел и транспортно-экспедиционный отдел. Работа коммерческого отдела будет заключаться в приеме заявок, оформлении документов, а именно: выписке накладных, счет-фактур на оплату, актов выполненных работ, отслеживание дебиторской задолженности, оповещение заказчиков о прибытии грузов, оформление путевых листов региональным перевозчикам, а также решение вопросов по страхованию груза, привлечение новых клиентов. С этой работой вполне могут справиться 2 или 3 человека.
Работа транспортно-экспедиционного отдела предполагает налаживание работы подвижного состава, выполнение заявок по забору груза и его доставки до заказчика. Так, налаживание работы региональных перевозчиков по полно-груженным и сборным фурам, обеспечение технического обслуживания автопарка, своевременное прохождение технического осмотра. Предоставление дополнительных услуг по перевозкам грузов другими видами транспорта: ж/д, авиа, контейнерные перевозки. На данном участке должно быть не менее двух работников.
Начало работы компании
Началом предоставления транспортных услуг является подписанный договор на экспедирование грузов с клиентом и клиентский договор с перевозчиком. Работа экспедитора предполагает отслеживание машины в пути, решение всех возникающих проблем и удовлетворение интересов клиентов. Работа в транспортной компании обязывает знать все законы передвижения транзитных и экспортных грузов, и правильное оформление документов.
Когда лучше открывать?
Транспортно-экспедиторский бизнес можно назвать сезонным. Пиком сезона считается осень и весна, поэтому для завоевания хорошей репутации к горячему сезону нужно подготовиться заранее. Открывать транспортную компанию лучше летом. Это период затишья, который позволит вам освоиться, выполнить все работы по подготовке к открытию, и осенью вы сможете приступить к работе.
Привлечение клиентов
Для привлечения клиентов транспортные компании проводят различные тендеры по выбору экспедитора. Всю информацию об активном тендере можно узнать на сайте компании, в прессе и т. д. В начале своей деятельности необходимо распечатать большое количество визиток и рекламных проспектов, дать объявление в газету. Ориентироваться стоит исходя из суммы 30 000 рублей в месяц.
Финансовый расчет
Приведенный бизнес-план предусматривает открытие данного рода бизнеса с учетом аренды помещения в деловой части города общей площадью 20 кв. м., штатом 6 человек, наценкой 10%, организационно-правовой формой — ООО.
В расчете учтено, что в первые три месяца экспедиторская компания работает с убытком, сумма выполненных заказов растет от 630 000 рублей в первый месяц, до 3 000 000 рублей на шестой.
Единовременные расходы на открытие:
- регистрация предприятия — 35 000 рублей;
- мебель и оргтехника — 100 000 рублей.
Итого — 135 000 рублей.
Постоянные расходы:
- аренда помещения — 8 000 рублей;
- коммерческие расходы — 3 000 рублей;
- расходы на коммунальные платежи — 5 000 рублей;
- заработная плата работников — 210 000 рублей;
- реклама — 30 000 рублей.
Итого — 256 000 рублей.
Переменные расходы:
- оплата транспортных услуг других компаний;
- оплата работы грузчиков.
Итого — 28 000 рублей.
Доход с 6-ого месяца работы составил 3 000 000 рублей.
Исходя из вышеперечисленных расходов можно посчитать расходы, понесенные за 6 месяцев работы:
((256 000 + 28 000) х 6) + 135 000 = 1 839 000 рублей.
Отсюда следует, что полученный доход покрывает не только постоянные и переменные расходы, но и единовременные расходы на открытие.
3 000 000-1 839 000 = 1 161 000 рублей — налогооблагаемый доход.
* В расчетах используются средние данные по России
Объем регионального рынка экспедиторских услуг увеличивается на 30% в год, более трети компаний-клиентов, по данным опросов, хотят сменить поставщика.
Ассоциация российских экспедиторов включает в понятие «экспедиторские услуги» организацию перевозки груза, его экспедирования, погрузки, разгрузки, консолидации, хранения, складирования, страхования и охраны. Эксперты советуют начинать с простого предоставление клиентам транспорта для автоперевозок. С этого стартуют многие компании. Эксперты рекомендуют расширять перечень услуг по мере развития компании. А уже крупные клиенты требуют от экспедитора комплексного обслуживания: не только переместить груз, но и организовать страховку, вооруженную охрану, складирование. И такой сервис они готовы оплачивать.
По мнению экспертов, оптимальное время старта — февраль, март, июль. Серьезным конкурентным преимуществом является возможность отсрочки платежа по контракту. Часто у клиента уходит немало времени на обработку соответствующих документов, на перевод средств. Такую дебиторскую задолженность надо уметь выдержать. Сейчас нормой считается отсрочка до месяца.
Экспедиторский бизнес: Выбор офиса
Существует два основных подхода к выбору места расположения офиса. Первый – арендовать помещение в деловой части города. Этот вариант престижней, дороже и удобней для клиентов. Второй вариант — снять офис на окраине, этот вариант удобней для перевозчиков и значительно дешевле первого. Для сравнения стоимость аренды на окраине составляет 200-400 руб. за кв. м против 2000 руб. в центре. Размер арендуемого помещения будет зависеть от количества сотрудников и объема бизнеса компании. Для небольшого регионального предприятия с оборотом 1-3 млн руб. в месяц и количеством сотрудников 4-5 человек, вполне достаточно площади 20 кв. м.
Для полноценной работы каждому специалисту потребуется компьютер (10 тыс. руб.) и телефон (500 руб.). Подключение офиса к телефонному номеру обойдется в 9 тыс. руб., к выделенной линии Интернет — 3,5 тыс. руб. Необходимо также установить специализированное программное обеспечение («Автотранспорт: Учет и анализ», «SIKE Автопарк», «SLS перевозки», «Путевые листы Full v.2.3», «Автопарк 2004»), стоимость которого варьируется от 700 руб. до 100 тыс. руб.
Экспедиторский бизнес: перевозчики
Фирм, выполняющих экспедиторские заказы с помощью собственного автопарка немного. Обычно экспедиторы активно пользуются услугами транспортных компаний (ТК) и водителей с личными автомобилями. Это позволяет без многомиллионных затрат получить доступ к технике любого типа и снимает проблему небрежного отношения водителей к чужим автомобилям.
Чаще всего экспедиторская фирма сотрудничает не менее чем с тремя транспортными компаниями. Для различных видов перевозок требуются различные виды грузовых автомобилей в зависимости от размера, веса, особенностей груза (малотоннажные, с тентом, термобудкой, фургоны, самосвалы, трейлеры, рефрижераторы). Для погрузо-разгрузочных работ необходим подъемный кран или погрузчик. Важные критерии выбора перевозчиков это соблюдение сроков доставки, уровень тарифов (самосвалы — от 300 руб./ч, грузовые бортовые машины — от 380 руб./ч, фургоны — от 600 руб./ч, малотоннажные автомобили — от 200 руб./ч), условия оплаты, сохранность груза (частота потерь, повреждений и пропаж). Дополнительным преимуществом является компенсация за нарушение сроков и отсрочку платежа.
Некоторые экспедиторские фирмы также сотрудничают с водителями-одиночками. Их услуги дешевле примерно на 10%. Водителей с собственными грузовыми авто можно набрать при помощи бегущей строки на ТВ и объявлений в газетах. Стандартные требования — наличие прав категории С, водительский стаж не менее трех лет, знание улиц города, областных трасс, основных предприятий.
Водитель, как правило, выступает и в роли экспедитора — осуществляет приемку-сдачу груза, подписывает отгрузочные документы. Чтобы избежать потерь, специалисты советуют не доверять им наличные в сумме, превышающей месячную зарплату. Полезна прозрачная и жесткая система штрафов.
Кроме водителей и экспедиторов, нужны грузчики. Их обычно нанимают на каждый конкретный заказ (от 140 руб. за час) по объявлениям в газетах и Интернете.
Охранников эксперты рекомендует искать через профессиональные охранные агентства. Услуги вооруженной охраны стоят от 100 до 150 руб. за час, при этом оплачивается только время, которое непосредственно потрачено на охрану груза.
Экспедиторский бизнес: персонал
Экспедиторские фирмы набирают в штат только менеджеров по перевозке (логистов). В остальном они пользуются услугами компаний-партнеров. Задача логистов—разрабатывать транспортные схемы, координировать действия контрагентов, общаться с заказчиками. Опытный логист способен обрабатывать до 20 заявок в день.
Эксперты рекомендуют нанимать специалистов со стажем, поскольку, помимо практических навыков, у них есть наработанные связи с контрагентами, клиентские базы. Претенденты должны быть коммуникабельны, расторопны, устойчивы к стрессам, самостоятельны. Руководители предпочитают выпускников технических или математических факультетов. Обычно менеджеры по перевозкам получают фиксированный оклад и премию (10% от прибыли), в общей сложности — от 20 тыс. руб. в месяц. Деятельность работников координирует директор, чаще всего это сам владелец бизнеса. Должность бухгалтера в штате, обойдется в 10 тыс. руб., аутсорсинг бухучета — в 6-7 тыс. руб. в месяц.
Экспедиторский бизнес: привлечения клиентов
Эксперты называют пять основных способов привлечения клиентов. Основной способ — прямые продажи, они дают до 70% заказчиков. Второй способ — переманить к себе логиста со своей базой клиентов. Третий — методами от личных связей до откатов заинтересовать людей, отвечающих в своих фирмах за размещение заказов на перевозки.
Крупные компании регулярно проводят сезонные тендеры по выбору экспедитора, информацию о сроках и условиях размещают на своих сайтах, реже — в прессе. Например, летом активизируются перевозки воды, мороженого и пива, зимой — кондитерских изделий.
Наконец, часть клиентов приходят сами благодаря рекламе и рекомендациям знакомых. По словам экспертов, в начале деятельности не стоит делать рекламные бюджеты большими (до 30 тыс. руб. в месяц). Рекламу рекомендуется размещать в Интернете и в газетах «Быстрый курьер», «Из рук в руки», «Ва-банкъ», «В каждый дом». Необходимо создать собственный сайт (от 10 тыс. руб.).
Частных клиентов ищут при помощи объявлений, расклеенных у складских комплексов, магазинов по продаже стройматериалов, мебели, габаритной бытовой техники. Однако частные заказы занимают не более 10% от общего объема.
Экспедиторский бизнес: окупаемость
По оценке участников рынка, средняя маржа экспедитора держится на уровне 7-12% от стоимости транспортно-экспедиторских услуг. Последняя складывается из оплаты транспортировки, экспедирования, погрузо-разгрузочных операций, охраны, страховки по тарифам компаний, с которыми у экспедиторской фирмы заключены клиентские договоры.
Поток заказов имеет сезонную направленность, по наблюдению экспертов, объем работы резко возрастает перед майскими и новогодними праздниками, а пик загрузки приходится на осень. Увеличение числа заказов наблюдается также в конце каждого месяца.
При объеме заказов в 1.5-2 млн. рублей фирма работет в ноль. Такой объем заказов обеспечивают один-два постоянных клиента через три месяца после начала работы. На формирование клиентской базы, приносящей стабильный доход, потребуется не менее шести месяцев.
Затраты на создание компании окупаются в среднем через полтора года после начала деятельности. Спустя два года работы предприятие, имеющее в штате четырех специалистов, способно перевозить в год около 100 тыс. т грузов.
Ниже приведен расчет для экспедиторской компании, арендующей на окраине города офис в 20 кв. м. В штате четыре логиста и бухгалтер. Наценка — 8%. Отсрочка платежа для клиентов — до 30 дней. В расчете учтено, что в первые три месяца экспедиторская компания работает с убытком, сумма выполненных заказов растет от 630 тыс. руб. в первый месяц до 3 млн руб. на шестой.
Единовременные расходы на открытие:
Компьютеры (5шт.) – 50 000р.
Телефонные аппараты (5шт.) – 2500р.
Принтер- 2000р.
Факс- 2000р.
Подключение телефона – 9000р.
Подключение к интернет – 3500р.
Создание сайта – 10 000р.
Программное обеспечение – 10 000р.
Итого расходы: — 89 000р.
Доход (с шестого месяца работы) – 2971080р.
Постоянные расходы:
Аренда помещения- 7000р.
Абонентская плата за телефон – 2000р.
Абонентская плата за интернет – 2000р.
Расходы на канцтовары – 1000р.
Техобслуживание ПК – 2000р.
Зарплата бухгалтера – 10 000р.
Зарплата менеджеров – 20 000р.
Реклама – 11000р.
Итого- 115000р.
Переменные расходы:
Оплата транспортных услуг компаний и грузчиков – 2751 000р.
Непредвиденные расходы – 28 660р.
Итого — 2779 660р.
Итого все расходы – 2894 660р.
Прибыль до уплаты налогов – 76 420р.
Рентабельность 2,6%
Порог вхождения 3 082 985 р.
По материалам статьи Платона Маматов в журнале Деловой Квартал
16.05.2018
Все материалы по тегу: экспедиторская компания
5149 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 415773 раз.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал