Бизнес план транспортно экспедиционной деятельности
Транспортно-экспедиторский вид бизнеса является одним из наиболее быстро развивающихся сфер бизнеса. Несмотря на высокий спрос данного вида услуг, существует множество рисков, связанных с высокой конкуренцией. Импорт и экспорт продукции играет важнейшую роль в жизни современного общества, поэтому данного рода услуги будут актуальны всегда. Статистика говорит о том, что рынок транспортно-экспедиторских услуг в России ежегодно увеличивается на 10%.
Открывая транспортно-экспедиторскую компанию, необходимо учесть, что данный бизнес потребует значительных вложений. Если вы взвесили все «за» и «против», уверены в том, что грамотно организуете свою работу, оказывая качественные услуги, первое, с чего вы должны начать, — это составление типового бизнес-плана. В каждом бизнесе есть недостатки и преимущества, поэтому стоит очень внимательно отнестись к выбору направления ведения бизнеса, к расчету расходов, учету их сумм по максимальным расценкам. Доход целесообразно считать по минимуму. Это будет, своего рода, подготовкой к самому неприятному повороту событий. Для безошибочного проведения всех расчетов предлагаем рассмотреть примерный бизнес-план транспортно-экспедиторской компании, который поможет внимательно изучить возможные варианты ведения бизнеса.
Следует учесть существование нескольких возможных направлений транспортно-экспедиторской компании:
- грузовые перевозки автотранспортом;
- грузовые перевозки по железной дороге;
- пассажирские перевозки;
- смешанные услуги перевозок.
Организация перевозки груза и его экспедирования предполагает дополнительно следующие виды услуг:
- консолидация доставляемого груза;
- хранение доставляемого груза;
- складирование доставляемого груза;
- охрана доставляемого груза;
- страхование доставляемого груза.
На начальном этапе рекомендуется предоставление транспорта для автоперевозок, с заключением договора с заказчиками на экспедирование грузов, а также клиентский договор с самими перевозчиками. В дальнейшем, по мере развития, необходимо расширять ассортимент предоставляемых услуг.
Юридическое оформление
Необходимо определить правовую форму ведения будущей компании. В основном предприниматели останавливают свой выбор на индивидуальном предприятии либо обществе с ограниченной ответственностью.
Получить статус индивидуального предпринимателя немного проще. Для этого необходимо:
- Написать заявление о государственной регистрации (форма № 21001).
- Приложить к заявлению ксерокопию паспорта.
- Приложить к пакету документов квитанцию об уплате госпошлины в размере 800 рублей.
Собранные документы необходимо предоставить в налоговый орган.
Что касается открытия ООО, предполагается несколько иной порядок действий:
- Оформление решения учредителей о создании ООО.
- Оформление договора учредителей о создании ООО.
- Формирование уставного капитала (денежные средства в размере 10 000 рублей либо имущество в указанном эквиваленте).
- Подготовить устав общества.
- Заполнить форму № Р11001 (заявление о государственной регистрации).
- Приложить к заявлению копии учредительных документов в двух экземплярах.
- Приложить квитанцию об уплате госпошлины в размере 4000 рублей.
- Если учредителем является нерезидент, необходимо получить выписку из реестра иностранных юридических лиц Российской Федерации.
- Собранные документы представить в государственный регистрирующий орган.
Офисное помещение
Необходимо определиться с местонахождением вашего офиса. Конечно же, предпочтительнее арендовать помещение в оживленной части города, такой вариант не только престижнее, но и удобнее для потенциальных клиентов. Что касается окраины, то преимуществом такой аренды будет цена и удобство для перевозчиков. Для сравнения, ежемесячная арендная плата в деловой части города составляет примерно 2000 рублей за 1 кв.м., на окраине — 400 рублей за 1 кв.м.
Размер помещения зависит непосредственно от количества работников и объема бизнеса. При открытии фирмы со штатом 5 человек, оптимальной площадью будет 20 кв. м., так как для каждого работника необходимо предусмотреть рабочий стол с компьютером, подключенным к сети интернет. Таким образом, затраты на аренду офиса и покупку необходимой оргтехники составят 100 000 рублей. Расчет произведен на основании расходов по следующим позициям:
- 5 столов;
- 5 стульев;
- 5 компьютеров;
- 5 телефонных аппаратов;
- подключение к интернету;
- программное обеспечение.
Если вы собираетесь работать в сегменте сборных грузов, то вам обязательно понадобится склад с удобными подъездными путями. Для начала достаточно будет помещения в 300-400 кв.м. Средняя арендная ставка по Москве составляет 5000 руб./кв.м. В других городах эта сумма гораздо меньше. К примеру, в Самаре можно арендовать склад в самом центре, заплатив сумму из расчета 500 руб./кв.м.
Программное обеспечение
Установленное лицензионное программное обеспечение должно обеспечивать регистрацию договоров и заявок и, вместе с тем, отражать ставки расчета стоимости оказываемых услуг. Должен быть предусмотрен не только внос информации в систему сотрудниками, но и импорт готовой заявки в соответствии с утвержденным форматом.
Что касается управления цепочкой поставок, должна быть предусмотрена регистрация рейса и формирование сопроводительных транспортных документов на доставку груза, на его прибытие с формированием сличительной ведомости. Система должна отражать и информацию о хранении груза, регистрировать ордер на его доставку, формировать инструкцию на погрузку с сопровождением всех необходимых документов.
Финансовый учет данного программного обеспечения должен отражать первичные документы прямых и косвенных расходов, связанных с обработкой грузопотока. Отражение первичной документации должно быть сопоставлено с рейсами, грузами или заявками клиентов. Должна присутствовать возможность выписки счета на оплату заказчику, на основании условий договора и ранее оплаченных налоговых накладных на оказанные услуги. Расчет себестоимости и прибыльности услуг по каждому клиенту, рейсу, грузу и заявке должен происходить автоматически. Должны быть разработаны формы отчетности (разгрузочный лист, загрузочный лист, оборотно-сальдовая ведомость по номенклатурам, в разрезе различных аналитик, номенклатурных единиц и контрагентов).
Грамотный подбор персонала
Транспортно-экспедиторская фирма может бесперебойно работать, набрав в свой штат лишь менеджеров по перевозке, задача которых состоит в разработке транспортных схем, координировании действий контрагентов, общении с клиентами. Важно нанимать работников с опытом, так как опытный менеджер может обрабатывать до 20 заявок в день и, помимо этого, обладает наработанными связями с контрагентами и клиентской базой. Также профессиональный менеджер должен быть коммуникабельным, пунктуальным, исполнительным, инициативным. Заработная плата менеджеров-логистов — это оклад плюс процент, обычно не больше 10% от прибыли. Средняя заработная плата составляет 20 000 рублей в месяц. Услуги приходящего бухгалтера составят 10 000 рублей ежемесячно.
Работа будет организована двумя отделами: коммерческий отдел и транспортно-экспедиционный отдел. Работа коммерческого отдела будет заключаться в приеме заявок, оформлении документов, а именно: выписке накладных, счет-фактур на оплату, актов выполненных работ, отслеживание дебиторской задолженности, оповещение заказчиков о прибытии грузов, оформление путевых листов региональным перевозчикам, а также решение вопросов по страхованию груза, привлечение новых клиентов. С этой работой вполне могут справиться 2 или 3 человека.
Работа транспортно-экспедиционного отдела предполагает налаживание работы подвижного состава, выполнение заявок по забору груза и его доставки до заказчика. Так, налаживание работы региональных перевозчиков по полно-груженным и сборным фурам, обеспечение технического обслуживания автопарка, своевременное прохождение технического осмотра. Предоставление дополнительных услуг по перевозкам грузов другими видами транспорта: ж/д, авиа, контейнерные перевозки. На данном участке должно быть не менее двух работников.
Начало работы компании
Началом предоставления транспортных услуг является подписанный договор на экспедирование грузов с клиентом и клиентский договор с перевозчиком. Работа экспедитора предполагает отслеживание машины в пути, решение всех возникающих проблем и удовлетворение интересов клиентов. Работа в транспортной компании обязывает знать все законы передвижения транзитных и экспортных грузов, и правильное оформление документов.
Когда лучше открывать?
Транспортно-экспедиторский бизнес можно назвать сезонным. Пиком сезона считается осень и весна, поэтому для завоевания хорошей репутации к горячему сезону нужно подготовиться заранее. Открывать транспортную компанию лучше летом. Это период затишья, который позволит вам освоиться, выполнить все работы по подготовке к открытию, и осенью вы сможете приступить к работе.
Привлечение клиентов
Для привлечения клиентов транспортные компании проводят различные тендеры по выбору экспедитора. Всю информацию об активном тендере можно узнать на сайте компании, в прессе и т. д. В начале своей деятельности необходимо распечатать большое количество визиток и рекламных проспектов, дать объявление в газету. Ориентироваться стоит исходя из суммы 30 000 рублей в месяц.
Финансовый расчет
Приведенный бизнес-план предусматривает открытие данного рода бизнеса с учетом аренды помещения в деловой части города общей площадью 20 кв. м., штатом 6 человек, наценкой 10%, организационно-правовой формой — ООО.
В расчете учтено, что в первые три месяца экспедиторская компания работает с убытком, сумма выполненных заказов растет от 630 000 рублей в первый месяц, до 3 000 000 рублей на шестой.
Единовременные расходы на открытие:
- регистрация предприятия — 35 000 рублей;
- мебель и оргтехника — 100 000 рублей.
Итого — 135 000 рублей.
Постоянные расходы:
- аренда помещения — 8 000 рублей;
- коммерческие расходы — 3 000 рублей;
- расходы на коммунальные платежи — 5 000 рублей;
- заработная плата работников — 210 000 рублей;
- реклама — 30 000 рублей.
Итого — 256 000 рублей.
Переменные расходы:
- оплата транспортных услуг других компаний;
- оплата работы грузчиков.
Итого — 28 000 рублей.
Доход с 6-ого месяца работы составил 3 000 000 рублей.
Исходя из вышеперечисленных расходов можно посчитать расходы, понесенные за 6 месяцев работы:
((256 000 + 28 000) х 6) + 135 000 = 1 839 000 рублей.
Отсюда следует, что полученный доход покрывает не только постоянные и переменные расходы, но и единовременные расходы на открытие.
3 000 000-1 839 000 = 1 161 000 рублей — налогооблагаемый доход.
Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ.
К данному бизнес-плану прилагается 4 финансовые модели в отдельном файле, которые позволяют с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных
***
Основная цель проекта: усовершенствование и развитие транспортной системы холдинга путем централизации управления действующим автопарком. Планируется создание единого координационного центра (транспортно-экспедиторской компании) для обеспечения собственного подвижного состава холдинга постоянными заказами, своевременным техобслуживанием и ремонтом.
В проекте представлено 4 модели организации работы ТЭК:
Модель №1.
- ТЭК выкупает в собственность транспорт у компаний холдинга по балансовой стоимости;
- ТЭК создает собственный склад ГСМ, склад запчастей – 3 ед. и СТО – 3 ед.;
- все водители переводятся в штат ТЭК.
Модель №2.
- ТЭК выкупает в собственность транспорт у компаний холдинга по балансовой стоимости;
- ТЭК создает собственный склад ГСМ, склад запчастей – 3 ед. и СТО – 3 ед.
Модель №3.
- на ТЭК будут возложены функции управления автопарком холдинга («Fleet management»);
- компании холдинга будут иметь возможность самостоятельно формировать перечень необходимых услуг, выбирая несколько составляющих или полный комплекс обслуживания;
- ТЭК создает собственный склад ГСМ, склад запчастей – 3 ед. и СТО – 3 ед.
Модель №4.
- на ТЭК будут возложены функции управления автопарком холдинга («Fleet management»);
- компании холдинга будут иметь возможность самостоятельно формировать перечень необходимых услуг, выбирая несколько составляющих или полный комплекс обслуживания.
Для формирования структуры ТЭК было проведено финансово-экономическое обоснование 4-х развития событий:
1. Целесообразности создания склада хранения горюче-смазочных материалов (ГСМ) или аренды базы для хранения ГСМ.
2. Целесообразности строительства станции техобслуживания (СТО).
3. Целесообразность создания склада хранения запчастей.
4. Целесообразность строительства СТО и склада хранения запчастей.
Финансовые показатели проекта:
Показатель | Ед. изм. | Модель №1 | Модель №2 | Модель №3 | Модель №4 |
Необходимые инвестиции | тыс. руб. | 3 210 592 | 3 142 028 | 516 959 | 183 506 |
NPV | тыс. руб. | *** | *** | *** | *** |
IRR | % | *** | *** | *** | *** |
Дисконтированный срок окупаемости | лет | 2,9 | 1,6 | 1,9 | 1,2 |
Индекс прибыльности (PI) | раз | *** | *** | *** | *** |
Выдержки из исследования
Анализ рынка транспортных услуг *** области
По данным Территориального органа Федерального органа государственной статистики в *** области на 01.01.2019 г. зарегистрировано *** юридических лиц, из них *** предприятия ведут деятельность в сфере «Транспортировки и хранения», что составляет **%.
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 10.01.2019 г. вид деятельности 49.4 «Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам» осуществляют *** средних предприятия, *** малых предприятий и *** индивидуальных предпринимателей.
По данным портала vird.ru в *** области зарегистрировано *** транспортных компаний, из них
- перевозчиков – ***;
- прямых грузовладельцев – ***;
- транспортно-экспедиторских компаний и диспетчеров – ***;
- суммарно подвижного состава – *** единиц.
Как видно из таблицы ниже, объем перевозок грузов автомобильным транспортом крупных и средних организаций на коммерческой основе за январь-ноябрь 2018 г. составил *** тыс. т, что на ***% выше в сравнении с аналогичным периодом 2017 г. Грузооборот автомобильного транспорта крупных и средних организаций на коммерческой основе составил *** млн. т-км.
Таблица 1. Основные показатели автотранспорта организаций всех видов экономической деятельности, ***область
****
На 01.01.2018 г. в регионе зарегистрировано *** грузовых автомобилей. Как видно из диаграммы ниже, в структуре перевозки грузов преобладают организации сельского хозяйства (***%), строительства (***%), обрабатывающие производства (****%).
Диаграмма 1. Структура перевозки грузов, ***область, 01.01.2018 г., %
***
По данным портала vird.ru на 17.01.2019 г. по *** области представлены следующие предложения по грузоперевозкам.
Таблица 2. Предложения по грузоперевозкам, *** область, 17.01.2019 г.
***
На сайте диспетчерского интернет-сервиса ПЕРЕВОЗКА 24 по ***области представлены следующие предложения по аренде транспортных средств.
Таблица 3. Предложения аренды транспортных средств, *** область, 17.01.2019 г.
***
На Российском агропромышленном сервисе АГРОСЕРВЕР.ru размещены следующие услуги по уборке урожая.
Таблица 4. Предложения по уборке урожая, ***область, 17.01.2019 г.
***
Для определения средней цены аренды транспортных средств для сторонних организаций были проанализированы предложения по аренде, размещенные на сайтах и порталах представленных в таблице ниже.
Таблица 5. Источники информации по аренде транспортных средств, *** область
***
В таблице ниже представлены средние цены по аренде транспортных средств по группам.
Таблица 6. Средние цены на аренду транспортных средств, *** область
****
Целесообразность создания склада хранения ГСМ, аренда базы для хранения ГСМ
В процессе финансового моделирования рассмотрено 4 варианта развития событий:
1. Работа комплекса без изменений.
2. Создание собственного склада хранения ГСМ для удовлетворения собственных нужд холдинга.
3. Создание собственного склада хранения ГСМ для удовлетворения собственных нужд холдинга и сдача свободных мощностей в аренду.
4. Аренда базы для хранения ГСМ.
Расчет потребности в дополнительном хранении
Таблица 7. Лимиты хранения ГСМ
***
Таблица 8. Максимальная месячная потребность в ГСМ
***
Резерв хранения на 3 месяца составляет *** л.
Потребность в дополнительных объемах хранения =
резерв хранения на 3 мес. (***) – лимиты хранения (***) =
*** л или *** куб. м
Согласно поставленным условиям при разработке ТЭО и ФМ, предполагалось, что ТЭК будет оптово закупать ДТ, напрямую на бирже СПбМТСБ. А бензин, газ и масла и далее в розницу, по мере необходимости (без хранения). Также, учитывая, что потребность в ДТ в 12 раз превышает потребность в бензине, предполагалось основные объемы склада ГСМ предоставить под хранение ДТ.
Работа комплекса без изменений (базовый сценарий)
Расчет денежного потока осуществлялся исходя из информации, представленной в таблице ниже.
Таблица 9. Потребность и расход ГСМ
***
Строительство склада хранения ГСМ для собственных нужд холдинга
Оптовая цена топлива = (Средняя цена на бирже + Стоимость доставки 1 тонны / Количество литров в тонне) / (1 + НДС)
Таким образом, оптовая стоимость на основные виды топлива составила:
1. АИ-92 = *** руб./л (без НДС)
2. АИ-95 = *** руб./л (без НДС)
3. ДТ = *** руб./л (без НДС)
При расчетах функционирования склада ГСМ учитывались постоянные издержки и необходимый персонал для полноценного функционирования склада ГСМ, приведенные в таблицах ниже.
Таблица 10. Постоянные издержки склада ГСМ для собственных нужд холдинга
***
Таблица 11. Штат персонала склада ГСМ для собственных нужд холдинга
***
Таблица 12. Капитальные вложения при строительстве склада ГСМ для собственных нужд холдинга
***
Строительство склада хранения ГСМ
для собственных нужд холдинга и сдача свободных мощностей в аренду.
В данном варианте, помимо покрытия собственных потребностей в хранении ГСМ, учитывалось предоставление услуги по хранению ГСМ максимальным объемом ***куб. м/мес. Стоимость хранения 1 куб. м – *** руб. без НДС.
При расчетах функционирования склада ГСМ, с учетом сдачи свободных мощностей в аренду, учитывались постоянные издержки и необходимый персонал для полноценного функционирования склада ГСМ, приведенные в таблицах ниже.
Таблица 13. Постоянные издержки склада ГСМ для собственных нужд холдинга и сдачи свободных мощностей в аренду
***
Таблица 14. Штат персонала склада ГСМ для собственных нужд холдинга и сдачи свободных мощностей в аренду
***
Таблица 15. Капитальные вложения при строительстве склада ГСМ для собственных нужд холдинга и сдачи свободных мощностей в аренду
***
Аренда склада ГСМ
При расчетах финансовой модели была использована ставка в *** руб./мес. за хранение всех объемов бензина марки АИ 92, АИ 95 и ДТ.
Таким образом, в результаты работы было рассмотрено 3 сценария, а также проведено сравнение экономии денежных средств в течении 5 лет с базовым сценарием.
Детальные расчеты по каждому сценарию представлены в финансовой модели в отдельном файле.
Таблица 16. Показатели эффективности сценариев
***
Целесообразность строительства СТО
Таблица 17. Прогноз затрат на ремонт транспортных средств при предоставлении услуг сторонними организациями
***
Ниже представим капитальные затраты на строительство СТО и издержки при функционировании СТО.
Таблица 18. Капитальные затраты на строительство СТО
***
Таблица 19. Постоянные издержки при функционировании СТО
***
Детальные расчеты по каждому сценарию представлены в финансовой модели в отдельном файле.
Таблица 20. Показатели эффективности строительства СТО
***
Таким образом, при данных условиях строительство СТО является нецелесообразным. Нижем рассмотрим условия, при которых строительство СТО будет целесообразно.
Таблица 21. Эффективные сценарии строительства СТО
***
Целесообразность строительства склада хранения запчастей
Расчет денежного потока осуществлялся исходя из наведенной ниже информации.
Таблица 22. Исходная информация для расчета целесообразности строительства склада запасных частей
***
Таблица 23. Расчет простоя автотранспорта
***
Ниже представим капитальные затраты на строительство склада запасных частей и издержки при функционировании склада.
Таблица 24. Капитальные затраты на строительство склада запасных частей
***
Таблица 25. Постоянные издержки при функционировании склада запасных частей
***
Детальные расчеты по каждому сценарию представлены в финансовой модели в отдельном файле.
Таблица 26. Показатели эффективности строительства склада запасных частей
***
Целесообразность строительства СТО и склада хранения запчастей
Расчет денежного потока осуществлялся исходя из наведенной ниже информации.
Таблица 27. Исходная информация для расчета целесообразности строительства СТО и склада запасных частей
***
Таблица 28. Расчет простоя автотранспорта
***
Ниже представим капитальные затраты на строительство СТО и склада запасных частей и издержки при их функционировании.
Таблица 29. Капитальные затраты на строительство СТО и склада запасных частей
***
Таблица 30. Постоянные издержки при функционировании СТО и склада запасных частей
***
Таблица 31. Штата персонала СТО
***
Таблица 32. Штата персонала склада запасных частей
***
Детальные расчеты по каждому сценарию представлены в финансовой модели в отдельном файле.
Таблица 33. Показатели эффективности строительства склада запасных частей
***