Бизнес план создания малого предприятия курсовая

Бизнес план создания малого предприятия курсовая thumbnail

41

Министерство высшего и профессионального
образования Российской Федерации

Уральский государственный технический
университет

Нижнетагильский филиал

Кафедра экономики и управления

Курсовая работа

Преподаватель: В.А.Боженко

Студент: Н.Л.Попов

гр. 497

Нижний Тагил, 1997

СОДЕРЖАНИЕ

Методика разработки бизнес-плана Введение в бизнес-планирование

Планирование является неотъемлемой
частью деятельности любого делового
предприятия независимо от того большое
оно или нет. Бизнес-план — это планирующий
документ, который обобщает анализ
возможностей для начала или расширения
бизнеса в какой-либо конкретной ситуации
и дает четкое представление о том, каким
образом управленческий аппарат данной
компании намерен использовать эти
возможности.

Постепенно проходят времена эйфории
по поводу победы рыночного уклада
экономики над неповоротливостью
планового хозяйства и место свободного
вздоха сменяет закономерный вопрос:
«Что делать дальше?» Постепенно приходят
и ответы, а потому планирование,
адаптированное к рыночным условиям,
прочно входит в повседневную практику
предпринимательской деятельности. Надо
признать, конечно, что составление
бизнес-планов, являющееся предметом
данной работы, основное свое применение
находит при участии предпринимателей
в инвестиционных конкурсах и получении
банковского кредита, но и в целом в
необходимости планирования убеждены
большинство бизнесменов.

Однако, по моему мнению, более подробный
анализ состояния бизнес-планирования
может обнаружить, что в зависимости от
размаха бизнеса существуют значимые
различия в подходах к составлению
планов. Для сравнения можно привести
следующие соображения. Крупные предприятия
понемногу приспосабливаются к рыночным
условиям хозяйствования и составление
бизнес-планов чаще всего у них имеет
место при организационных преобразованиях
(например, в акционерное общество), смене
собственника или руководителя, при
внутриорганизационном планировании.
Большинство малых предприятий чересчур
мобильны, чтобы отражать в каких-либо
планах текущее состояние своих дел, так
что к составлению бизнес-планов они
прибегают, в основном, для получения
кредитов, поиска инвесторов, при участии
в инвестиционных конкурсах и
приватизационных проектах.

Бизнес-план — это подробный, четко
структурированный и тщательно
подготовленный документ, описывающий,
к чему стремится фирма, как она предполагает
добиться поставленных целей и как будет
выглядеть после их достижения. Это
удобная, общепринятая форма ознакомления
потенциальных инвесторов с проектом,
в котором им предлагается принять
участие.

Рассмотрим, сначала, само существо
бизнес-планирования и выясним, в чем
его необходимость. Предпринимая первые
шаги в бизнесе представители малого
бизнеса сталкиваются, во-первых, с
нехваткой финансовых средств, во-вторых
— с множеством непредвиденных обстоятельств,
которые могут увести ваше предприятие
в сторону от выбранного курса. Чтобы
этого избежать, необходимо предварительно
изложить свои цели, оценки и прогнозы
на бумаге, то есть составить бизнес-план.

Существуют две важнейшие причины для
подготовки бизнес-плана:

  • убедить посторонних инвесторов в
    целесообразности вкладывания денег в
    ваш бизнес или предоставления кредита;

  • помочь сохранять избранный курс и не
    позволить случайным обстоятельствам
    отклонить вас от выбранной цели.

Однако это не означает, что все намеченное
в плане будет непременно выполнено:
цели и задачи будут корректироваться
по мере поступления дополнительной
информации и приобретения практического
опыта. Бизнес-план не гарантирует
избавления от проблем, но осознанный,
продуманный план позволяет менеджеру
лучше предвидеть кризисные ситуации и
легче пережить их. Зачастую дефицит
времени, обилие текущих забот не оставляют
времени для планирования и заставляют
действовать вслепую или использовать
«реактивный стиль» управления.
Эффективность управления в этом случае,
как правило, гораздо ниже.

Основная цель бизнес-плана — достижение
разумного и выполнимого компромисса
между тем, что фирма хочет и что может
достичь. План призван показать работникам
и потенциальным инвесторам целостность
предлагаемого курса, продемонстрировать,
как одно вытекает из другого.

Бизнес-план призван ответить на три
ключевых вопроса (см. рис. 1.):

  • Каково текущее состояние бизнеса?

  • Каково желаемое состояние?

  • Как наиболее эффективно достичь
    желаемого состояния?

Бизнес план создания малого предприятия курсоваяРис. 1. Контуры бизнес-плана

Бизнес-план должен показать, как
эффективно перейти из нынешнего состояния
в желаемое, отразить как текущие задачи,
так и задачи на средне- и долгосрочный
период.

Отмечу, что бизнес-план — это рабочий
инструмент предпринимателя, он имеет
более важное значение для малой и
развивающейся фирмы, чем для более
крупной и зрелой.

Бизнес-анализ внешней среды и текущего
состояния предприятия является
необходимой предпосылкой разработки
эффективного плана. Он нацелен на
получение и обобщение объективной
информации о состоянии предприятия,
его соответствия требованиям внешней
среды и внутренней организации. Структура
бизнес-анализа представлена в таблице
1.

Таблица
1

Структура бизнес-анализа

Внешняя
среда

Внутренняя
среда

  1. Перспективы
    развития отрасли и продукции

  1. Маркетинг

  1. Состояние
    конкуренции

  1. Финансы

  1. Потребители
    продукции

  1. Производственная
    деятельность

  1. Сбытовая
    деятельность

  1. Человеческие
    ресурсы

  1. Тенденции
    развития макросреды

  1. Административная
    деятельность

    Анализ внешней среды представляет
    собой процесс, посредством которого
    предприниматель или менеджер оценивает
    внешние опасности и возможности, которые
    могут затруднить или помочь достижению
    поставленных целей.

    Самоанализ представляет собой методичную
    оценку всех сфер деятельности предприятия.
    Он направлен на выявление сильных и
    слабых сторон предприятия, призван
    помочь выявить те сферы, которые требуют
    более детального рассмотрения или
    совершенствования, а заодно посмотреть,
    какие задачи ставились в предыдущий
    период времени и были ли они выполнены,
    каковы были причины неудач.

    Обычно при самоанализе рекомендуется
    исследовать пять основных функций
    управления: маркетинг, финансы,
    производство, управление персоналом и
    административную деятельностью.

    Анализ необходим не только при составлении
    бизнес-плана, он полезен и в текущей
    деятельности. Многие западные фирмы
    регулярно (1-2 раза в год) проводят анализ
    своих позиций на рынке на определенную
    дату («моментальный снимок фирмы»).

    Для фирмы, находящейся на ранней стадии
    развития, бизнес-план во многих отношениях
    представляет первую попытку стратегического
    планирования. План используется для
    установления ориентиров развития на
    ближайшие несколько лет. Предполагаемое
    направление развития должно быть ясным
    и точным, понятным сотрудникам фирмы и
    потенциальным кредиторам и инвесторам.

    Период времени, на который разрабатывается
    бизнес-план, может быть самым разным,
    он зависит от специфики бизнеса и товара.
    Опыт показывает, что слишком продолжительный
    плановый горизонт приводит только к
    обессмысливанию всех расчетов. Обычно
    план составляется на два-три года с
    детальной проработкой первого года и
    укрупненным прогнозом на следующий
    период. Хотя план может быть составлен
    и на пять лет, и на один год.

    Бизнес-план представляет собой общую
    стратегию деятельности фирмы на
    определенном товарном рынке. Технология
    разработки бизнес-плана представлена
    на рис. 2. Бизнес-план для уже существующей
    фирмы имеет под собой надежное обоснование
    в виде результатов предыдущей деятельности.
    План подкрепляется существующими
    финансовыми документами, историей
    фирмы, описанием ее опыта и ошибок.

    Бизнес план создания малого предприятия курсовая

    Рис. 2. Технология разработки бизнес-плана

    Вновь создаваемая фирма не имеет
    такой базы, поэтому основой составления
    бизнес-плана в этом случае являются
    исследования рынка.

    Качество плана существенно зависит от
    того, кто его разрабатывает. Существуют
    разные мнения по поводу того, кто должен
    разрабатывать бизнес-план. Одни считают,
    что это дело руководителя, которому
    могут помочь специалисты предприятия
    и консультанты. Другой взгляд — надо как
    можно шире привлекать к составлению
    бизнес-плана работников предприятия,
    используя различные методы групповой
    работы. В этом случае генерируется
    больше идей, меньше вероятность принятия
    заведомо невыполнимых решений, легче
    будет реализовывать план по принципу:
    сами составляем — сами выполняем.

    Конкретный путь составления плана
    зависит от поставленных целей, периода
    планирования, личности руководителя,
    компетенции работников предприятия,
    их опыта, знаний и многих других факторов.

    Если предприниматель хорошо знает свое
    дело, свой проект, владеете информацией,
    то написать бизнес-план не сложно. Однако
    определить сравнительную ценность
    существующей информации представляет
    немалые трудности. Объективный взгляд
    профессионала может многое улучшить в
    разработанном бизнес-плане. Обычно
    профессионалы, не участвующие в данном
    проекте, помогают реально оценить
    положение дел, задавая вопросы, которые
    для предпринимателя кажутся очевидными,
    либо он о них просто не подумал, упустил
    из вида.

    По мнению авторов работы, идеальным
    является вариант, когда бизнес-план
    составляет предприниматель или
    специалисты предприятия с привлечением
    консультантов. Консультанты помогают
    правильно расставить акценты и придать
    «товарный» вид бизнес-плану. Обычно
    важна роль консультантов при составлении
    финансового плана и оценки рынка сбыта
    продукции.

    Большинство менеджеров рассматривают
    бизнес-план как необходимый документ
    для получения денег в банке или у другого
    инвестора, кредитора. По этой причине
    предприятия, которым не требуется
    дополнительный капитал, не составляют
    бизнес-план, не до конца понимая процесс
    бизнес-планирования, его выгоды и
    преимущества.

    Бизнес-план может быть использован в
    различных ситуациях и с выгодой для
    различных людей — менеджеров, собственников,
    инвесторов.

    Итак, бизнес-план необходим в следующих
    ситуациях:

    • фирме требуется капитал для дальнейшего
      развития. Формы привлечения капитала
      могут быть различными. Чаще всего это
      является главным доводом для составления
      бизнес-плана.

    • создается новая фирма или меняется
      собственник, поэтому разрабатывается
      стратегия развития.

    • бизнес-план разрабатывается во время
      значительных изменений

    • (реконструкция, покупка оборудования,
      переход на выпуск новой продукции и
      т.д.).

    Если предприятие намерено использовать
    бизнес-план для привлечения дополнительного
    капитала, то необходимо:

    • показать, что шансы возврата денег
      (окупаемость инвестиций) очень велики;

    • внушить доверие относительно ваших
      управленческих способностей, а также
      эффективности вашей команды;

    • показать, что имеется хороший рынок
      сбыта для вашего товара или услуги.

    Чтобы достигнуть своих целей и получить
    средства, необходимо сообщить что-то
    интригующее о перспективах данного
    бизнеса в комбинации с хорошо подготовленным
    представлением цифр и исследований.
    Идея должна быть не только хороша сама
    по себе, но и хорошо подана.

    Три типа людей заинтересованы в
    бизнес-плане: менеджеры, собственники,
    кредиторы. Менеджеры являются, как
    правило, создателями и исполнителями
    бизнес-плана. Часто забывают, что
    менеджеры могут получить важные
    преимущества от самого процесса
    планирования, а не только от плана.
    Собственники заинтересованы в составлении
    бизнес-плана с точки зрения перспектив
    развития фирмы. В малых фирмах менеджер
    может быть одновременно и собственником,
    то есть выступать в разных ролях: как
    создатель плана, его исполнитель и
    контролирующий орган.

    Традиционно бизнес-план разрабатывается
    для банков — кредиторов. В большинстве
    западных банков, а сейчас и в наших
    российских банках, предоставление
    бизнес-плана является обязательным, но
    не достаточным условием получения
    кредита. Кредиторы рассматривают
    бизнес-план как дополнительный источник
    информации при принятии решений о
    выделении кредитов. Но кредит выдают
    конкретным людям.

    Для всех трех указанных групп (менеджеры,
    собственники, кредиторы) есть общие
    выгоды составления бизнес-плана:

    • Оценка возможностей проекта или фирмы.
      Будет ли проект работать, принесет ли
      коммерческий и финансовый успех? Все
      заинтересованы в том, чтобы «ошибиться
      на бумаге», гипотетически проверить
      возможности дол начала реального дела.

    • Установление целей деятельности фирмы
      и бюджетов. Каково общее направление
      развития фирмы и финансовые задачи?
      Существует ли ясное понимание бюджета,
      то есть структуры и времени поступления
      доходов и расходов?

    • Определение требуемого количества
      денег. Сколько и каких средств требуется
      для выполнения плана?

    Прогноз потока наличности — основа
    правильного определения заемного
    капитала.

    Выгоды, которые получают менеджеры при
    составлении бизнес-плана:

    • Уяснение идей. Бизнес-план — итоговый
      документ, соединяя вместе результаты
      анализа, идеи и случайные мысли, он
      призван дать более ясное представление
      о желаемом положении дел и о том, как
      его достичь;

    • Создание команды. Участие в разработке
      плана может усилить чувство сопричастности
      к общему делу, способствовать созданию
      команды единомышленников;

    • Практика в проведении анализа и
      презентации. Исследования и анализ,
      присущие бизнес-планированию, также
      как количественный прогноз прибыли,
      убытков и наличности, широко используются
      на западе как инструмент обучения
      менеджеров. Для некоторых будущих и
      настоящих менеджеров процесс составления
      бизнес-плана является их первым опытом
      рыночных исследований и бюджетного
      планирования. А презентация бизнес-плана
      для получения средств от банков или
      других инвесторов рассматривается как
      хороший опыт продажи своих товаров/услуг;

    • Помощь в получении денег. Хорошо
      составленный бизнес-план не гарантирует,
      но помогает получить деньги.

    Кредиторы рассматривают бизнес-план
    как источник информации, на основе
    которого они могут оценить:

    • Степень ликвидности и риска проекта;

    • Качество управления. Качество управления
      зачастую является более важным фактором
      гарантии кредита, чем осязаемые
      (материальные) активы фирмы.

    Часто не только содержание плана, но и
    то как он оформлен и представлен может
    иметь значение при принятии решения о
    выделении денег.

    Составляя бизнес-план, необходимо
    исходить из того, что кредиторам
    предоставляется много аналогичных
    планов, и что вы должны сразу захватить
    внимание кредиторов, заставить его
    просмотреть план до конца, а не отбросить
    сразу, не дойдя до рассмотрения тщательно
    подготовленных цифр.

    Соседние файлы в папке 56

    • #

      19.04.201338.68 Кб2332732.html

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

      19.04.2013266 б21VDV-0959.INF

    • #

    Источник

    Ñóùíîñòü è çíà÷åíèå áèçíåñ-ïëàíà äëÿ ìàëûõ ïðåäïðèÿòèé. Ìåñòî áèçíåñ-ïëàíà â ñèñòåìå ïëàíèðîâàíèÿ íà ìàëûõ ïðåäïðèÿòèÿõ. Ðàçðàáîòêà ïðîåêòà îòêðûòèÿ íîâîãî äåëà. Îñíîâíûå ðàçäåëû áèçíåñ-ïëàíà. Ðàçðàáîòêà ñòðàòåãèè õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè ôèðìû.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    ÊÎÍÒÐÎËÜÍÀß ÐÀÁÎÒÀ

    ïî äèñöèïëèíå

    «Îðãàíèçàöèÿ ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè»

    íà òåìó:

    «Áèçíåñ-ïëàí ìàëîãî ïðåäïðèÿòèÿ»

    Óôà 2011

    Ââåäåíèå

    Òåìà êîíòðîëüíîé ðàáîòû «Áèçíåñ-ïëàí ìàëîãî ïðåäïðèÿòèÿ» â íàñòîÿùåå âðåìÿ î÷åíü àêòóàëüíà, òàê êàê äîáèòüñÿ ñòàáèëüíîãî óñïåõà ïðåäïðèíèìàòåëþ íå âîçìîæíî, åñëè îí íå áóäåò ÷åòêî è ýôôåêòèâíî ïëàíèðîâàòü äåÿòåëüíîñòü, ïîñòîÿííî ñîáèðàòü è àêêóìóëèðîâàòü èíôîðìàöèþ, êàê î ñîñòîÿíèè öåëåâûõ ðûíêîâ, ïîëîæåíèè íà íèõ êîíêóðåíòîâ, òàê è ñîáñòâåííûõ ïåðñïåêòèâàõ è âîçìîæíîñòÿõ.

     ðûíî÷íîé ýêîíîìèêå Îïûò ìíîãèõ ïðåóñïåâàþùèõ êîìïàíèé ïðîìûøëåííûõ ñòðàí ïîêàçûâàåò, ÷òî â óñëîâèÿõ ðûíêà ñ åãî æåñòêîé êîíêóðåíöèåé ïëàíèðîâàíèå õîçÿéñòâåííî-ïðîèçâîäñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøèì, åñëè íå ãëàâíûì óñëîâèåì èõ âûæèâàåìîñòè, ýêîíîìè÷åñêîãî ðîñòà è ïðîöâåòàíèÿ. Íà ïðàêòèêå ïðèìåíÿåòñÿ ñòðàòåãè÷åñêîå, äîëãîñðî÷íîå, êðàòêîñðî÷íîå, à òàêæå òåêóùåå ïëàíèðîâàíèå. Îñîáîå çíà÷åíèå ïðèäàåòñÿ áèçíåñ-ïëàíó, êîòîðûé ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé äîêóìåíò, ñîäåðæàùèé îáîñíîâàíèå äåéñòâèé, êîòîðûå íàìå÷àåòñÿ îñóùåñòâèòü äëÿ ðåàëèçàöèè êàêîãî-ëèáî êîììåð÷åñêîãî ïðîåêòà èëè ñîçäàíèÿ íîâîãî ïðåäïðèÿòèÿ.

    Öåëüþ ìîåé êîíòðîëüíîé ðàáîòû ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå çíà÷åíèÿ è ïîðÿäêà ñîñòàâëåíèÿ áèçíåñ-ïëàíà ìàëîãî ïðåäïðèÿòèÿ.

    Çàäà÷è êîíòðîëüíîé ðàáîòû îñóùåñòâëÿåòñÿ â ñëåäóþùåì:

    ü Ðàñêðûòü ñóùíîñòü è çíà÷åíèå áèçíåñ-ïëàíà äëÿ ìàëûõ ïðåäïðèÿòèé;

    ü Îïðåäåëèòü ìåñòî áèçíåñ-ïëàíà â ñèñòåìå ïëàíèðîâàíèÿ íà ìàëûõ ïðåäïðèÿòèÿõ;

    ü Ðàññìîòðåòü îáùåïðèíÿòóþ ñòðóêòóðó áèçíåñ-ïëàíà.

    Ïðè ïîäãîòîâêå êóðñîâîé ðàáîòû øèðîêî èñïîëüçîâàëàñü ëèòåðàòóðà Õ.À. Ôàñõèåâ, Â.ß. Ãîðôèíêåëÿ, Â.À. Øâàíäàðà, Î.À. Òîëïåãèíà è ýëåêòðîííûå ðåñóðñû.

    1. Ìåñòî áèçíåñ-ïëàíà â ñèñòåìå ïëàíèðîâàíèÿ íà ìàëîì ïðåäïðèÿòèè

    Áèçíåñ-ïëàí ðàçðàáàòûâàåòñÿ â öåëÿõ ýôôåêòèâíîãî óïðàâëåíèÿ è ïëàíèðîâàíèÿ áèçíåñà, ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâíûõ èíñòðóìåíòîâ óïðàâëåíèÿ ïðåäïðèÿòèåì.

    Áèçíåñ-ïëàí — äîêóìåíò, âûðàáàòûâàåìûé íîâîé èëè äåéñòâóþùåé ôèðìîé, â êîòîðîì ñèñòåìàòèçèðóþòñÿ îñíîâíûå àñïåêòû íàìå÷åííîãî êîììåð÷åñêîãî ìåðîïðèÿòèÿ.

    Ïðåäïðèÿòèå ìîæåò èìåòü îäíîâðåìåííî íåñêîëüêî áèçíåñ-ïëàíîâ, â êîòîðûõ ñòåïåíü äåòàëèçàöèè îáîñíîâàíèé ìîæåò áûòü ðàçëè÷íîé.  ìàëîì ïðåäïðèíèìàòåëüñòâå áèçíåñ-ïëàí è ïëàí ïðåäïðèÿòèÿ ìîãóò ñîâïàäàòü è ïî îáúåìó è ïî ñîäåðæàíèþ.

    Îáû÷íî áèçíåñ-ïëàí ñîñòàâëÿåòñÿ, êîãäà [3]:

    ü ñîçäàåòñÿ íîâîå ïðåäïðèÿòèå;

    ü ðåêîíñòðóèðóåòñÿ, ðàñøèðÿåòñÿ äåéñòâóþùåå ïðåäïðèÿòèå;

    ü îñóùåñòâëÿåòñÿ ïåðåõîä íà ïðîèçâîäñòâî íîâîé ïðîäóêöèè èëè îêàçàíèå íîâûõ óñëóã;

    ü íåîáõîäèìî ôèíàíñîâîå îçäîðîâëåíèå ïðåäïðèÿòèÿ.

    Áèçíåñ-ïëàí — ýòî êðàòêîå, òî÷íîå, äîñòóïíîå è ïîíÿòíîå îïèñàíèå ïðåäïîëàãàåìîãî èëè äåéñòâóþùåãî áèçíåñà [1, c. 285]. Îí îïèñûâàåò ïðîöåññ ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ôèðìû, ïîêàçûâàåò, êàêèì îáðàçîì áóäóò äîñòèãàòüñÿ öåëè. Áèçíåñ-ïëàí ÿâëÿåòñÿ ïîñòîÿííûì äîêóìåíòîì: îí ñèñòåìàòè÷åñêè îáíîâëÿåòñÿ, â íåãî âíîñÿòñÿ èçìåíåíèÿ, ñâÿçàííûìè êàê ñ ïåðåìåíàìè, ïðîèñõîäÿùèìè âíóòðè ôèðìû, òàê è ñ èçìåíåíèÿìè íà ðûíêå, â ýêîíîìèêå â öåëîì.

    Áèçíåñ-ïëàí ðàçðàáàòûâàåòñÿ äëÿ âíåøíèõ è âíóòðåííèõ öåëåé. Âíåøíèå öåëè: îáîñíîâàíèå íåîáõîäèìîñòè ïðèâëå÷åíèÿ äîïîëíèòåëüíûõ èíâåñòèöèé, äåìîíñòðàöèÿ èìåþùèõñÿ ó îðãàíèçàöèè âîçìîæíîñòåé è ïðèâëå÷åíèå ñî ñòîðîíû èíâåñòîðîâ èëè áàíêà. Âíóòðåííèå öåëè ðàçðàáîòêè áèçíåñ-ïëàíà: âûÿâëåíèå óðîâíÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ çíàíèé óïðàâëåíèÿ ïåðñîíàëà, ïîíèìàíèå ðûíî÷íîé ñðåäû, ðåàëüíîå ïîëîæåíèÿ äåë.

    Öåëè áèçíåñ-ïëàíà [1, c. 285]:

    ü ðàçðàáîòêà ïðîåêòà îòêðûòèÿ íîâîãî äåëà è ïîëó÷åíèå íà âûïîëíåíèå ïðîåêòà íåîáõîäèìûõ ïðîèçâîäñòâåííûõ ðåñóðñîâ, â ïåðâóþ î÷åðåäü äåíåæíûõ ñðåäñòâ;

    ü ðàçðàáîòêà íîâîé ñòðàòåãèè èëè òàêòèêè ðàçâèòèÿ ïðåäïðèÿòèÿ íà äîëãîñðî÷íûé ïåðèîä (3-5 ëåò);

    ü ðàçðàáîòêà èííîâàöèîííûõ ïðîåêòîâ;

    ü îáîñíîâàíèå è ðåàëèçàöèÿ èíâåñòèöèîííûõ ïðîåêòîâ;

    ü ïðîâåäåíèå ðåîðãàíèçàöèè, ñàíàöèè, ôèíàíñîâîãî îçäîðîâëåíèÿ.

    Áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå òåêóùåé äåÿòåëüíîñòè è ñîçäàíèå íîâîãî ïðåäïðèÿòèÿ ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå êîìïëåêñíûì è îáúåìíûì.

    Áèçíåñ-ïëàí — ýòî ñðåäñòâî óïðàâëåíèÿ ïðåäïðèÿòèåì, îñâåùàåò è ïðåäïèñûâàåò ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ðåøåíèÿ ñëåäóþùèõ çàäà÷ [1, c. 287]:

    ü Ôîðìèðóþòñÿ äîëãîâðåìåííûå è êðàòêîñðî÷íûå öåëè ïðåäïðèÿòèÿ, êîíêðåòíûå íàïðàâëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè, ñòðàòåãèè è òàêòèêè èõ äîñòèæåíèÿ.

    ü Îáîñíîâûâàåòñÿ ýêîíîìè÷åñêàÿ öåëåñîîáðàçíîñòü íàïðàâëåíèé ðàçâèòèÿ ôèðìû.

    ü Âûáèðàåòñÿ ñîñòàâ, è îïðåäåëÿþòñÿ ïîêàçàòåëè òîâàðîâ è óñëóã, êîòîðûå áóäóò ïðåäëàãàòüñÿ ïîòðåáèòåëÿì.

    ü Îïðåäåëÿåòñÿ ñîñòàâ ìàðêåòèíãîâûõ ìåðîïðèÿòèé ïðåäïðèÿòèÿ ïî èçó÷åíèþ ðûíêà, ðåêëàìå, ñòèìóëèðîâàíèþ ïðîäàæ, êàíàëîâ ñáûòà.

    ü Îöåíèâàþòñÿ òåõíè÷åñêèå, òåõíîëîãè÷åñêèå âîçìîæíîñòè, ñîîòâåòñòâèå êàäðîâ ïðåäïðèÿòèÿ è óñëîâèé äëÿ ìîòèâàöèè èõ òðóäà òðåáîâàíèÿì ïî äîñòèæåíèþ ïîñòàâëåííûõ öåëåé.

    ü Îöåíèâàåòñÿ ìàòåðèàëüíîå è ôèíàíñîâîå ïîëîæåíèå ïðåäïðèÿòèÿ.

    ü Îïðåäåëÿþòñÿ èñòî÷íèêè ôèíàíñèðîâàíèÿ ðåàëèçàöèè âûáðàííîé ñòðàòåãèè.

    ü Ðàññ÷èòûâàþòñÿ îæèäàåìûå ôèíàíñîâûå ðåçóëüòàòû äåÿòåëüíîñòè.

    ü Ïðåäóñìàòðèâàþòñÿ òðóäíîñòè è «ïîäâîäíûå êàìíè», êîòîðûå ìîãóò ïîìåøàòü âûïîëíåíèþ áèçíåñ-ïëàíà.

    Ëþáîé áèçíåñ-ïëàí äîëæåí äàâàòü óáåäèòåëüíûå îòâåòû äëÿ ñàìîãî ïðåäïðèíèìàòåëÿ è åãî âîçìîæíûõ ïàðòíåðîâ, ïî êðàéíåé ìåðå, íà ïÿòü îñíîâíûõ âîïðîñîâ.

    Ïðåäïðèÿòèå ìîæåò èìåòü îäíîâðåìåííî íåñêîëüêî áèçíåñ-ïëàíîâ, â êîòîðûõ ñòåïåíü äåòàëèçàöèè îáîñíîâàíèé ìîæåò áûòü ðàçëè÷íîé.  ìàëîì ïðåäïðèíèìàòåëüñòâå áèçíåñ-ïëàí è ïëàí ïðåäïðèÿòèÿ ìîãóò ñîâïàäàòü è ïî îáúåìó è ïî ñîäåðæàíèþ.

    Êëàññèôèêàöèÿ áèçíåñ-ïëàíà [3]:

    1) áèçíåñ-ïëàí ïî áèçíåñ ëèíèÿì (ïðîäóêöèÿ, óñëóãè è ò.ï.);

    2) áèçíåñ-ïëàí ïî ïðåäïðèÿòèþ:

    ü ïî íîâîìó ïðåäïðèÿòèþ;

    ü ïî äåéñòâóþùåìó ïðåäïðèÿòèþ:

    à) ôèíàíñîâîå îçäîðîâëåíèå;

    á) ðàçâèòèå âñåãî ïðåäïðèÿòèÿ èëè ïîäðàçäåëåíèé.

    Áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå, êàê íåîáõîäèìûé ýëåìåíò óïðàâëåíèÿ âûïîëíÿåò â ñèñòåìå ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè ðÿä âàæíåéøèõ ôóíêöèé:

    ü èíèöèèðîâàíèå — àêòèâèçàöèÿ, ñòèìóëèðîâàíèå è ìîòèâàöèÿ íàìå÷àåìûõ äåéñòâèé, ïðîåêòîâ è ñäåëîê;

    ü ïðîãíîçèðîâàíèå — ïðèâåäåíèå è îáîñíîâàíèå æåëàåìîãî ñîñòîÿíèÿ ôèðìû â ïðîöåññå àíàëèçà è ó÷åòà ñîâîêóïíîñòè ôàêòîðîâ;

    ü îïòèìèçàöèÿ — îáåñïå÷åíèå âûáîðà äîïóñòèìîãî è íàèëó÷øåãî âàðèàíòà ðàçâèòèÿ ïðåäïðèÿòèÿ â êîíêðåòíîé ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîé ñðåäå;

    ü êîîðäèíàöèÿ è èíòåãðàöèÿ — ó÷åò âçàèìîñâÿçè è âçàèìîçàâèñèìîñòè âñåõ ñòðóêòóðíûõ ïîäðàçäåëåíèé êîìïàíèè ñ îðèåíòàöèåé èõ íà åäèíûé ðåçóëüòàò;

    ü áåçîïàñíîñòü óïðàâëåíèÿ — îáåñïå÷åíèå èíôîðìàöèåé î âîçìîæíûõ ðèñêàõ äëÿ ñâîåâðåìåííîãî ïðèíÿòèÿ óïðåæäàþùèõ ìåð ïî óìåíüøåíèþ èëè ïðåäîòâðàùåíèþ îòðèöàòåëüíûõ ïîñëåäñòâèé;

    ü óïîðÿäî÷åíèå — ñîçäàíèå åäèíîãî îáùåãî ïîðÿäêà äëÿ óñïåøíîé ðàáîòû è îòâåòñòâåííîñòè;

    ü êîíòðîëü — âîçìîæíîñòü îïåðàòèâíîãî îòñëåæèâàíèÿ âûïîëíåíèÿ ïëàíà, âûÿâëåíèÿ îøèáîê è âîçìîæíîé åãî êîððåêòèðîâêè;

    ü âîñïèòàíèå è îáó÷åíèå — áëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå îáðàçöîâ ðàöèîíàëüíî ñïëàíèðîâàííûõ äåéñòâèé íà ïîâåäåíèå ðàáîòíèêîâ è âîçìîæíîñòü îáó÷åíèÿ èõ, â òîì ÷èñëå è íà îøèáêàõ;

    ü äîêóìåíòèðîâàíèå — ïðåäñòàâëåíèå äåéñòâèé â äîêóìåíòàëüíîé ôîðìå, ÷òî ìîæåò áûòü äîêàçàòåëüñòâîì óñïåøíûõ èëè îøèáî÷íûõ äåéñòâèé ìåíåäæåðîâ ôèðìû.

    Òàêèì îáðàçîì, áèçíåñ-ïëàí ÿâëÿåòñÿ êîìïëåêñíûì äîêóìåíòîì, êîòîðûé îáîñíîâûâàåò è îöåíèâàåò ïðåäïðèíèìàòåëüñêèé ïðîåêò ñ ïîçèöèè âñåõ ãëàâíûõ ïðèçíàêîâ, îòëè÷àþùèõ ïðîåêò êàê ñòðàòåãè÷åñêîå ðåøåíèå îò òåêóùèõ óïðàâëåí÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé.

    «Ïðîåêò» îáîçíà÷àåò êîìïëåêñ âçàèìîñâÿçàííûõ ìåðîïðèÿòèé, ïðåäíàçíà÷åííûõ äëÿ ñîçäàíèÿ íîâûõ ïðîäóêòîâ èëè óñëóã. Äëÿ ñîçäàíèÿ è ðåàëèçàöèè ïðîåêòà òðåáóþòñÿ îãðàíè÷åííûå ðåñóðñû: òðóäîâûå, ìàòåðèàëüíûå, ôèíàíñîâûå, òåõíè÷åñêèå.

    Åñëè ïðîåêò ñîçäàåòñÿ è ðåàëèçóåòñÿ â êîíêóðåíòíîé ñðåäå, òî äëÿ îáîñíîâàíèÿ åãî ýôôåêòèâíîñòè òðåáóåòñÿ ðàçðàáîòêà áèçíåñ-ïëàíà.  óñëîâèÿõ îòñóòñòâèÿ êîíêóðåíöèè èíèöèàòîð ïðîåêòà îãðàíè÷èâàåòñÿ òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêèì îáîñíîâàíèåì.

    2. Ñîäåðæàíèå ïðåäïðèíèìàòåëüñêîãî ïðîåêòà

    Îñíîâíûå ðàçäåëû áèçíåñ-ïëàíà [3]:

    1. Ñóùíîñòü ïðåäïðèíèìàòåëüñêîãî ïðîåêòà (Ðåçþìå). Îñíîâíûå öåëè ïðîåêòà, ïðåäìåò äåÿòåëüíîñòè áóäóùåé ôèðìû, ñîñòàâ êîíêðåòíûõ ìåðîïðèÿòèé. Ñðåäñòâà è èõ èñòî÷íèêè, íåîáõîäèìûå äëÿ ðåàëèçàöèè ïðîåêòà. Îæèäàåìûå ðàñ÷åòíûå ïîêàçàòåëè ðàáîòû ôèðìû, ñðîê âîçâðàòà çàåìíûõ ñðåäñòâ, äàííûå î ñîçäàíèè è ðåãèñòðàöèè ôèðìû.

    2. Ïðåäïðèÿòèå. Íàðÿäó ñ îñíîâíûìè ñâåäåíèÿìè î ïðåäïðèÿòèè ïîêàçûâàþòñÿ ñîñòîÿíèå è ïåðñïåêòèâû ðàçâèòèÿ îòðàñëè è ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà äåÿòåëüíîñòü ôèðìû, à òàêæå îñíîâíûå ïîêàçàòåëè åå òåêóùåé äåÿòåëüíîñòè.

    3. Ïðîäóêöèÿ. Ïîòðåáíîñòè, óäîâëåòâîðÿåìûå ïðîäóêöèåé, ïîêàçàòåëè êà÷åñòâà, ýêîíîìè÷åñêèå ïîêàçàòåëè, âíåøíåå îôîðìëåíèå, ñðàâíåíèå ñ äðóãèìè àíàëîãè÷íûìè òîâàðàìè, ïàòåíòíûå ïðàâà, ïîêàçàòåëè ýêñïîðòà.

    4. Èññëåäîâàíèå è àíàëèç ðûíêà. Çäåñü óòî÷íÿþòñÿ è ðàñïðåäåëÿþòñÿ ïî ñåãìåíòàì ïîòåíöèàëüíûå ïîêóïàòåëè ïðîäóêöèè èëè óñëóã ïðåäïðèÿòèÿ, îïðåäåëÿåòñÿ åìêîñòü ðûíêà, âîçìîæíûé îáúåì ïðîäàæ ïî ãîäàì è ò.ä.

    5. Ñòðàòåãèÿ ìàðêåòèíãà — ñâåäåíèÿ î êîíêóðåíòàõ, âûñòóïàþùèõ íà ðûíêå ñ ïîäîáíûì òîâàðîì, ñðàâíèòåëüíûå ñ êîíêóðåíòàìè äàííûå î ñèñòåìå öåíîîáðàçîâàíèÿ, ïðîèçâîäñòâåííûõ âîçìîæíîñòÿõ, äîëå íà ðûíêå, ñèñòåìå îðãàíèçàöèè ñáûòà ïðîäóêöèè è ïðîäâèæåíèè òîâàðà íà ðûíîê.

    6. Îðãàíèçàöèîííûé ïëàí:

    ü óñòàíîâëåíèå êîíòàêòîâ ñ ïîòåíöèàëüíûìè ïîòðåáèòåëÿìè;

    ü îðãàíèçàöèþ ðåêëàìíîé êîìïàíèè;

    ü îïðåäåëåíèå ïîðÿäêà çàêóïêè, äîñòàâêè, õðàíåíèÿ, ïîäãîòîâêè, ðåàëèçàöèè ïðîäóêòà;

    ü ìåòîäû îáñëóæèâàíèÿ ïîòðåáèòåëÿ.

    7. Ïëàí ïðîèçâîäñòâà. Ãäå áóäåò èçãîòàâëèâàòüñÿ ïðîäóêöèÿ, êàêèå äëÿ ýòîãî ïîòðåáóþòñÿ ïðîèçâîäñòâåííûå ìîùíîñòè è êàê îíè áóäóò óâåëè÷èâàòüñÿ ãîä îò ãîäà. Êàêîâ ñîñòàâ íåîáõîäèìîãî îáîðóäîâàíèÿ è ñõåìà ïðîèçâîäñòâåííîãî ïðîöåññà è ò.ä.

    8. Îáåñïå÷åíèå ðåñóðñàìè. Ïðèâîäèòñÿ èíôîðìàöèÿ îá èñòî÷íèêàõ è ñïîñîáàõ ïîëó÷åíèÿ íåîáõîäèìûõ äëÿ âûïîëíåíèÿ áèçíåñ-ïëàíà ðåñóðñîâ.

    9. Îöåíêà ðèñêîâ. Íåîáõîäèìî èçëîæèòü âñå âîçìîæíûå ïðîáëåìû, êîòîðûå ìîãóò îñëîæíèòü ðåàëèçàöèþ ïðîåêòà, îïðåäåëèòü êîìïëåêñ ïðåäóïðåæäàþùèõ ìåð, ñöåíàðèåâ ïîâåäåíèÿ â ñëó÷àå íàñòóïëåíèÿ íåáëàãîïðèÿòíûõ ñîáûòèé.

    10. Ôèíàíñîâûé ïëàí. Ïðèçâàí îáîáùèòü ìàòåðèàëû ïðåäûäóùèõ ðàçäåëîâ è ïðåäñòàâèòü èõ â ñòîèìîñòíîì âûðàæåíèè.

    Ñîäåðæàíèå ðàçäåëîâ áèçíåñ-ïëàíà

    Íàçâàíèå è ñîäåðæàíèå ðàçäåëà

    Çàäà÷è àíàëèçà è îöåíêè

    Òèòóëüíûé ëèñò

    Íàçâàíèå è àäðåñ ôèðìû

    Èìåíà è àäðåñà ó÷ðåäèòåëåé

    Ñóòü ïðåäëàãàåìîãî ïðîåêòà

    Ñòîèìîñòü ïðîåêòà

    Ññûëêà íà ñåêðåòíîñòü

    Ðåçþìå (ââîäíàÿ ÷àñòü)

    Îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ ïðåäïîëàãàåìîãî ïðîåêòà

    Öåëü ïðåäëàãàåìîãî ïðîèçâîäñòâà

    Íîâèçíà ïðåäëàãàåìîé ïðîäóêöèè

    Ñâåäåíèÿ îá îáúåìå ïðîäàæ, âûðó÷êå, çàòðàòàõ, ïðèáûëè, ñðîêàõ âîçâðàòà êðåäèòîâ

    Àíàëèç è îöåíêà îáúåìîâ ïðîäàæ, çàòðàò, óðîâíÿ ðèñêà, ïðèáûëè

    I. Ìàðêåòèíã

    Òîâàð (óñëóãà)

    Îïèñàíèå ïðîäóêòà (óñëóãè):

    * ïîòðåáèòåëüñêèå ñâîéñòâà òîâàðà;

    * îòëè÷èå îò òîâàðîâ êîíêóðåíòîâ;

    * ñòåïåíü çàùèòû ïàòåíòàìè;

    * ïðîãíîç öåíû è çàòðàò íà ïðîèçâîäñòâî, îðãàíèçàöèþ ñåðâèñà

    Îöåíêà ïîòðåáèòåëüñêèõ ñâîéñòâ òîâàðà

    Àíàëèç òîâàðîâ êîíêóðåíòîâ

    Àíàëèç öåí è çàòðàò íà ïðîèçâîäñòâî ïðîäóêöèè

    Ðûíîê ñáûòà

    Ïîëîæåíèå äåë â îòðàñëè

    Ïîòåíöèàëüíûå ïîòðåáèòåëè

    Ðûíî÷íàÿ êîíúþíêòóðà

    Îöåíêà ïîëîæåíèÿ äåë â îòðàñëè: òåìïîâ ïðèðîñòà, ðûíî÷íîé êîíúþíêòóðû

    Âûÿâëåíèå ïîòåíöèàëüíûõ ïîòðåáèòåëåé

    Êîíêóðåíöèÿ

    Ïîòåíöèàëüíûå êîíêóðåíòû: îöåíêà îáúåìîâ ïðîèçâîäñòâà è ïðîäàæ, äîõîäîâ, ïåðñïåêòèâ âíåäðåíèÿ íîâûõ ìîäåëåé, îñíîâíûõ õàðàêòåðèñòèê, óðîâíÿ êà÷åñòâà è äèçàéíà ïðîäóêöèè, ïîëèòèêè öåí

    Ñðàâíèòåëüíûé àíàëèç (îòäåëüíûõ ãðóïï ïîêàçàòåëåé äåÿòåëüíîñòè êîíêóðåíòîâ): öåëè, ñòðàòåãèè, ñèëüíûå è ñëàáûå ñòîðîíû èõ äåÿòåëüíîñòè

    Ïëàí ìàðêåòèíãà

    Öåíû

    Êàíàëû ñáûòà

    Ðåêëàìà

    Ïðîãíîç íîâîé ïðîäóêöèè

    Öåíîîáðàçîâàíèå

    Àíàëèç ñîñòîÿíèÿ ðûíêà

    Èçìåíåíèå öåí, âíåøíèõ è âíóòðåííèõ ôàêòîðîâ

    Ýôôåêòèâíîñòü ðåêëàìû

    Ñèëüíûå è ñëàáûå ñòîðîíû ôèðìû

    II. Ïðîèçâîäñòâî è ïðîèçâîäñòâåííûå ðåñóðñû

    Ïëàí ïðîèçâîäñòâà

    Ïðîèçâîäñòâåííûé ïðîöåññ (åãî îïèñàíèå)

    Ïåðå÷åíü áàçîâûõ îïåðàöèé ïî îáðàáîòêå è ñáîðêå, ïîñòàâêå ñûðüÿ, ìàòåðèàëîâ, êîìïëåêòóþùèõ èçäåëèé ñ ïîëíûì ïåðå÷íåì óñëîâèé (ïî öåíå, êîëè÷åñòâó, êà÷åñòâó)

    Îáîðóäîâàíèå, çäàíèÿ, ñîîðóæåíèÿ

    Òðóäîâûå ðåñóðñû

    Çàòðàòû íà ïðîèçâîäñòâî ïðîäóêöèè

    Àíàëèç ñûðüÿ è ìàòåðèàëîâ

    Àíàëèç òðóäîâûõ ðåñóðñîâ

    Àíàëèç çàòðàò íà ïðîèçâîäñòâî ïðîäóêöèè

    Àíàëèç ôîíäîâîîðóæåííîñòè

    Àíàëèç ñåáåñòîèìîñòè ïðîäóêöèè

    Òàêèì îáðàçîì, ðàçðàáîòêà ñòðàòåãèè è òàêòèêè ïðîèçâîäñòâåííî-õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè ôèðìû ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé çàäà÷åé äëÿ ëþáîãî ïðåäïðèíèìàòåëÿ. À ñîñòàâëåíèå áèçíåñ-ïëàíà ïîçâîëÿåò ïðàâèëüíî îöåíèòü ñëîæèâøóþñÿ ñèòóàöèþ, âûðàáîòàòü íàïðàâëåíèÿ ðàçâèòèÿ è êîíêðåòíûå äåéñòâèÿ è ïîìîãàåò ïîâûñèòü êà÷åñòâî ïðèíèìàåìûõ óïðàâëåí÷åñêèõ ðåøåíèé â ïðîöåññå óïðàâëåíèÿ.

    áèçíåñ ïëàí ìàëûé ïðåäïðèÿòèå

    Çàêëþ÷åíèå

     ðåçóëüòàòå ïðîäåëàííîé ìíîþ ðàáîòû áûëà ðàñêðûòà ñóùíîñòü è çíà÷åíèå áèçíåñ-ïëàíà äëÿ ìàëûõ ïðåäïðèÿòèé; ìåñòî áèçíåñ-ïëàíà â ñèñòåìå ïëàíèðîâàíèÿ íà ìàëûõ ïðåäïðèÿòèÿõ, ïðåäñòàâëåíà îáùåïðèíÿòàÿ ñòðóêòóðà áèçíåñ-ïëàíà.

     ñàìîì îáùåì ñëó÷àå ïëàí- ýòî îáðàç ÷åãî-ëèáî, ìîäåëü æåëàåìîãî áóäóùåãî èëè ñèñòåìà ìåð, íàïðàâëåííàÿ íà äîñòèæåíèå ïîñòàâëåííûõ öåëåé è çàäà÷. Áèçíåñ-ïëàí, êàê îäèí èç íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ â íàñòîÿùåå âðåìÿ âèäîâ ïëàíîâ, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé:

    — ðàáî÷èé èíñòðóìåíò ïðåäïðèíèìàòåëÿ äëÿ îðãàíèçàöèè ñâîåé ðàáîòû;

    — ðàçâåðíóòóþ ïðîãðàììó (ðàöèîíàëüíî îðãàíèçîâàííûõ ìåð, äåéñòâèé) îñóùåñòâëåíèÿ áèçíåñ-ïðîåêòà, ïðåäóñìàòðèâàþùóþ îöåíêó ðàñõîäîâ è äîõîäîâ;

    — äîêóìåíò, õàðàêòåðèçóþùèé îñíîâíûå ñòîðîíû äåÿòåëüíîñòè è ðàçâèòèÿ ïðåäïðèÿòèÿ;

    — ðåçóëüòàò èññëåäîâàíèÿ è îáîñíîâàíèÿ êîíêðåòíîãî íàïðàâëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè ôèðìû íà îïðåäåëåííîì ðûíêå.

    Ïðåäïðèÿòèå ìîæåò èìåòü îäíîâðåìåííî íåñêîëüêî áèçíåñ-ïëàíîâ, â êîòîðûõ ñòåïåíü äåòàëèçàöèè îáîñíîâàíèé ìîæåò áûòü ðàçëè÷íîé.  ìàëîì ïðåäïðèíèìàòåëüñòâå áèçíåñ-ïëàí è ïëàí ïðåäïðèÿòèÿ ìîãóò ñîâïàäàòü è ïî îáúåìó è ïî ñîäåðæàíèþ.

    Ëþáîé áèçíåñ-ïëàí äîëæåí äàâàòü óáåäèòåëüíûå îòâåòû äëÿ ñàìîãî ïðåäïðèíèìàòåëÿ è åãî âîçìîæíûõ ïàðòíåðîâ, ïî êðàéíåé ìåðå, íà ïÿòü îñíîâíûõ âîïðîñîâ.

    Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

    1. Òîëïåãèíà Î.À. Ýêîíîìè÷åñêèé àíàëèç: ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêèé êîìïëåêñ / Î.À. Òîëïåãèíà. — Ì.: ÌÈÝÏ, 2009. — 487 ñ.

    2. Ôàñõèåâ Õ.À. Îáùèå ñâåäåíèÿ, êëàññèôèêàöèÿ / Õ.À. Ôàñõèåâ // Èííîâàöèîííûé ìåíåäæìåíò: Ïîëíûé êóðñ ëåêöèé (Óôà 2010 ã.) ïîä ðåä. Õ.À. Ôàñõèåâ.

    3. Ýêîíîìèêà îðãàíèçàöèé (ïðåäïðèÿòèé): ó÷åáíèê / Â.ß. Ãîðôèíêåëÿ, Â.À. Øâàíäàðà. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2004. — 608 ñ.

    4. Ýêîíîìèêà ïðåäïðèÿòèÿ. Òåñòû, çàäà÷è, ñèòóàöèè: Ó÷åáí. Ïîñîáèå äëÿ âóçîâ. 2-å èçä. / Â.À. Øâàíäàðà, Â.Ï. Ïðàñîëîâà. — Ì.: Áàíêè è áèðæè, ÞÍÈÒÈ, 1997. 120 ñ.

    Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

    Источник

    Adblock
    detector