Бизнес план школы молодого предпринимателя
Поговорить с Арабян ей предложил Игорь Кулюхин, который вместе с Медведевой проходил обучение в банке. Осенью 2011 года молодые люди встретились и решили, что втроем могут предоставлять услуги консалтинга стартапам: Арабян — специалист по консалтингу и аудиту, а Медведева и Кулюхин имели связи с бизнес-инкубатором МГУ.
Партнеры ходили по бизнес-конференциям, конкурсам стартапов и предлагали свои услуги. За год им удалось поработать с 20 компаниями. Эта деятельность приносила неплохой, хоть и непостоянный доход — около 300 тыс. руб. в месяц. В 2012 году к консультантам присоединился Александр Пасечник, тоже выпускник экономфака МГУ, а Игорь Кулюхин покинул проект.
MBA для самых маленьких
Идея изменить бизнес-модель пришла во время тренинга по деловым переговорам, который партнеры проводили для студентов МГУ. На эту встречу, к удивлению, записались 20 школьников из частной московской школы «Эрудит». Аудитория вмещала такое количество детей, но ради эксперимента Арабян и Медведева пригласили только двух ребят, и они показали хорошие результаты. «Дети схватывали на лету и предлагали нестандартные решения», — рассказывает Арабян.
В 2014 году девушки решили, что стоит организовать отдельный курс для школьников выпускных классов. Договорились с частной школой «Эрудит» и объявили набор на курсы предпринимательства. «Мы долго думали, будут это онлайн- или офлайн-курсы, в нашем собственном лектории или где-то на стороне. В итоге остановились на формате дополнительного образования в самих школах», — вспоминает Арабян. Курсы решили назвать KinderMBA.
«В отличие от многочисленных курсов для старшеклассников мы не готовили детей к ЕГЭ. Мы готовили их к жизни — обучали финансовой грамотности, — говорит Карина Медведева. — Давать гарантию, что ребенок станет бизнесменом, глупо. Но мы обещали родителям, что после курсов он подойдет к выбору профессии более осознанно». Вскоре после старта удалось договориться еще с двумя школами — одной частной и одной государственной. Курс стоил 5 тыс. руб. в месяц для каждого ребенка, в потоке было 30 человек. За аренду не платили, но делили выручку пополам со школами.
Родители часто просили взять детей помладше. «Мой ребенок такой умный, он даст фору девятиклашкам, возьмите его — стандартная история», — вспоминает Медведева. Постепенно возрастной ценз снижался, приводили даже первоклашек. Основательницы разработали новый курс для детей от пяти до 17 лет.
Чтобы адаптировать программы, девушки наняли несколько педагогов и бизнес-тренеров, которые помогли с составлением курсов и подключились к преподаванию. За основу взяли систему британца Бенджамина Блума, которая предполагает, что ребенок должен пройти шесть стадий обучения: понимание, запоминание, применение, оценка, анализ, исследование и создание нового.
Количество направлений постепенно росло: сначала появились пять новых модулей, потом еще пять, а в 2017 году детей обучали уже по 21 направлению — эмоциональный интеллект, прикладная экономика, основы предпринимательства, рекламы, налогообложения, дизайн-мышление и др. За год группа проходит два модуля, каждый из которых заканчивался защитой бизнес-проекта в рамках конференции на экономическом факультете МГУ.
«Школа — это коллективное кладбище талантливых бизнесменов»
Аркадий Морейнис, венчурный инвестор, основатель проекта «Бизнес для школьников»
«Я занимаюсь стартапами с 2010 года. За все это время пообщался, наверное, с 20 тыс. команд и отчетливо увидел, что в России огромный дефицит хороших проектов. Корень проблем в том, что будущих Цукербергов мы похоронили еще в школе. Это коллективное кладбище талантливых бизнесменов.
В историях западных миллиардеров есть одна общая деталь — все они, и Цукерберг, и Джобс, и Гейтс, уже на первых курсах университета делали какой-то большой проект. Им это удалось, потому что первые предпринимательские опыты они ставили еще в возрасте 12–16 лет. Это возраст, когда формируется характер, основные жизненные установки. То есть, чтобы сформировать этих самых звезд от бизнеса, нужно спускаться ниже, на уровень школы. Теория о том, что предпринимательству нельзя научить, — чистой воды миф. Человека можно научить почти чему угодно.
Говоря о детском бизнес-образовании, нужно понимать, что речь не о классическом МВА. MBA — это умение администрировать, а не предпринимать. Чаще всего это штука нужна для резюме, когда менеджеры среднего звена хотят подняться по карьерной лестнице. Детей нужно учить не зарабатывать строчки в резюме, а предпринимать — ставить цели, работать в команде, принимать решения, брать на себя ответственность.
На мой взгляд, рынок детского бизнес-образования в России сегодня находится в зачаточном состоянии. Это отчасти обусловлено тем, что, согласно социологическим опросам, только 2% наших родителей желают своим детям предпринимательского будущего. Но, надеюсь, что эта ниша будет в ближайшие три—пять лет расти и заполняться какими-то инициативами. На этом рынке найдется место многим локальным игрокам, как это сейчас происходит на Западе».
Роботы в помощь
С масштабированием бизнеса возникли проблемы. «Мы обошли больше 30 школ, но договориться удавалось с единицами, — вспоминает Медведева. — Большинству идея нравилась, но все упиралось в реализацию». Государственные школы имеют право вступать в партнерство с коммерческими проектами только через тендер или с помощью договора о сетевой форме реализации образовательных программ. Тендер — это долго и невыгодно, а на сетевой договор, который вошел в обиход относительно недавно, решаются далеко не все учреждения. В итоге девушки вовсе отказались от работы с государственными школами, заключив договоры с девятью частными школами и детскими центрами.
В 2014 году Александр Пасечник ушел из KinderMBA в собственный стартап Masterzen.ru, девушки остались вдвоем. А в конце года Медведева серьезно заболела и почти отошла от дел. Проект работал в минус и жил за счет личных инвестиций Кнарик Арабян.
Кнарик Арабян (слева) и Карина Медведева
(Фото: Владислав Шатило / РБК)
Несмотря на трудные времена, в 2015 году Арабян провела первую конференцию в МГУ, на которой свои проекты защитили 60 детей. KinderMBA стали привлекать к сотрудничеству крупные компании, которые участвовали в разработке курсов и оценке проектов: например, Райффайзенбанк составил бизнес-кейс по разработке банковской карты, Unilever ставил задачу вывести на рынок новый бренд снеков, Gloria Jeans — создать рекламную кампанию для марки одежды. «Нас познакомил наш сотрудник, дети которого посещали KinderMBA. Он был очень доволен качеством курса и рассказал нам о проекте. Банк как раз запускал детскую банковскую карту, мы посмотрели на программу, на то, как коллеги относятся к процессу обучения, и приняли решение о совместной разработке курса», — рассказывает начальник отдела дебетовых карт Райффайзенбанка Ксения Андреева.
Сотрудничество с МГУ и участие известных компаний помогли привлечь новых клиентов — к концу 2016 года количество учеников на потоке достигло 150. Выручка KinderMBA за 2016 год составила 1,2 млн руб., прибыль — 300 тыс. руб. А в 2017 году девушки нашли нового партнера — школу робототехники «Лига Роботов» Павла Баскира. Между компаниями заключен лицензионный договор, свои доли в доходах предприниматели раскрыть отказались. «Нам интересны различные образовательные форматы в нишах, которые не охвачены классическим школьным и дополнительным образованием. Тема предпринимательства логично вписывается в нашу образовательную экосистему», — объясняет Баскир.
Сейчас занятия KinderMBA проходят уже на 25 площадках, в том числе на территории «Лиги Роботов». В дополнение к основному курсу предпринимательства дети могут выбрать модуль по робототехнике и создать технологический бизнес-проект.
Дети-предприниматели
Курсы KinderMBA по-прежнему стоят 5 тыс. руб. в месяц, занятия проходят в игровой форме и делятся на два блока по полтора часа. Например, на уроке, посвященном основам предпринимательства, детей учат приумножать стартовый капитал: каждому выдают по 150 руб., которые ребенок должен вложить в проект и на следующем занятии выручить в два раза больше. «Детки пекли печенье, варили варенье из огурцов и кабачков, делали морковные чипсы. Все это они приносят на занятие, преподаватель пробует и решает, сколько готов заплатить за этот товар», — рассказывает Карина Медведева.
Помимо выполнения таких разовых задач дети весь семестр готовят основной бизнес-проект, который защищают на экономическом факультете МГУ. Жюри состоит из экспертов: преподавателей, представителей крупных компаний, фондов и акселераторов, которые отбирают лучшие проекты.
Некоторые из них действительно приносят своим создателям небольшой доход — например, одиннадцатиклассник Александр Т. создал развивающий конструктор из магнитных кубиков Mcreate, первые продажи которого принесли молодому человеку 35 тыс. руб. прибыли. 15-летняя Ксения И. вместе с одноклассницей Дарьей Ш. запустила проект под названием «Подарок счастья» — тематические подарочные наборы (например, в новогодние коробочки кладут плед, кружку и чай). За январские праздники они смогли продать три таких набора через интернет-магазин «Лиги Роботов» и заработать несколько тысяч рублей.
Ученицы 4-го класса московской школы «Путь к успеху» Виктория А. и Алиса Б. второй год занимаются на курсах KinderMBA. В этом году они подготовили программу для сбора пожертвований в помощь московским приютам для животных «Живи-люби с любимцем». Девочки обзвонили больше 20 приютов, договориться о сотрудничестве удалось только с двумя. «С нами часто не хотели разговаривать, просили позвать взрослых. Приходилось передавать трубку учительнице, но с остальным справлялись сами», — гордится Алиса.
Первым делом они установили коробку для сбора средств в вестибюле школы, а потом вместе с учителем информатики разработали приложение, в котором можно выбрать приютского щенка или котенка, стать опекуном животного или перевести пожертвование онлайн. За два месяца девочкам удалось собрать больше 40 тыс. руб., которые пошли на улучшение жизни животных в приютах.
Конечно, большинство учебных проектов так и не превращается в реальный бизнес, признают основательницы KinderMBA, но, по словам Арабян, основная задача курсов не в том, чтобы штамповать готовые бизнесы. Главное — развить предпринимательское мышление, научить ребенка работать в команде и принимать решения. А финансовая грамотность нужна не только для построения бизнеса, но и просто для выживания в современном мире: «Из-за отсутствия базовых знаний ломаются жизни — наберет первокурсник кредитов на телефон под бешеные проценты и погрязнет в долгах. Мы даем ребенку инструментарий для взрослой жизни, которым дальше он распоряжается самостоятельно».
По итогам 2017 года выручка от совместной деятельности KinderMBA и «Лиги Роботов» составила 8 млн руб., чистая прибыль — 1 млн руб. В планах основательниц на 2018 год — вдвое увеличить свой доход. В партнерстве с «Лигой Роботов» KinderMBA планирует открыть пять площадок в Санкт-Петербурге, а также развивать направление летних и зимних бизнес-лагерей: на грядущий год уже запланированы выезды в Подмосковье, Францию, Германию, Нидерланды, Бельгию и США.
Взгляд со стороны
«Предпринимательство — это жизненная позиция»
Никита Власов, управляющий партнер детской бизнес-школы «ФинСкиллс»
«Основная проблема в развитии такого рода курсов связана с отрицательным образом предпринимателя в России. Любимая детская сказка, которую каждый из нас впитал с молоком матери, учит нас полагаться на волшебное «щучье веленье» вместо упорного труда. Много сил приходится тратить на то, чтобы объяснить родителям: предпринимательство — это не банальное «купи-продай», а жизненная позиция, основанная на личной ответственности, мотивации и стремлении реализовать свои идеи. Ограниченность кругозора родителей формирует консервативное мышление и у самого ребенка. А крупное и успешное предпринимательство, как правило, связано с прорывными идеями».
«Создатели бизнес-школ сами должны быть успешными предпринимателями»
Кристина Геворкян, частный эксперт по запуску и развитию образовательных продуктов
«KinderMBA — перспективный проект с хорошей программой, но список тренеров не вызывает доверия. Преподавателями должны быть действующие предприниматели, а не теоретики. При прочих равных родители выберут курс Аркадия Морейниса или ФРИИ, которые занимают уверенные позиции в предпринимательской среде.
Основная трудность детских бизнес-школ — это сложность измерения результата. Что считать успешным прохождением курса: написанную концепцию продукта, прототип, запущенный или монетизированный продукт? Детский сегмент рынка платного дополнительного образования в России представлен в основном курсами подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, но здесь родители понимают, за что они платят, а эффективность измеряется по принципу поступил / не поступил. В случае с профориентацией и отдельным ее подвидом — предпринимательством — эффект накопительный и отложенный».
Благодаря Школе молодого предпринимателя сотни инициативных и талантливых кубанских ребят открыли собственные компании
С чего начинается дело
Еще десять лет назад большинству из нас было сложно представить, как недавний выпускник вуза может самостоятельно открыть свое дело, стать во главе пусть небольшой, но крепкой компании. Это казалось невероятным и крайне рискованным предприятием. Парней и девушек, решившихся на самостоятельное плавание, считали безумными, и мало кто верил в успех их предприятий.
Однако после того как три года назад в Краснодаре открылась Школа молодого предпринимателя, все в корне изменилось. Двадцатилетние главы компаний, которые ведут «жесткие переговоры», и успешные бизнесвумен, которые еще вчера переживали, как успешно сдать сессию в университете, стали естественной частью деловой жизни Кубани.
Перемены начали происходить в 2016 году, когда по инициативе администрации Краснодарского края для начинающих бизнесменов была открыта первая в регионе Школа молодого предпринимателя. Эта образовательная программа для всех желающих жителей Краснодарского края реализуется Центром поддержки предпринимательства.
Правда, три года назад «Школа» была узконаправленным проектом – только для студентов Кубанского государственного университета. Специально для молодых и активных ребят, стремившихся быть не просто наемными работниками в успешной компании, но возглавить бизнес, департаментом инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края был разработан полноценный учебный курс. Благодаря ему у студентов развивались деловая инициатива, умение строить планы на перспективу, вести переговоры, составлять бизнес-планы и другие полезные для предпринимателей навыки.
На протяжении всего учебного года (с сентября по май) преподаватели вуза и приглашенные наставники (как правило, это были успешные бизнесмены, адвокаты и топ-менеджеры крупных компаний) знакомили студентов с азами предпринимательства. Первые несколько занятий у будущих бизнесменов не пользовались популярностью. Но со временем интерес к новому курсу у студентов резко возрос. В учебных аудиториях также стали появляться люди более старшего возраста, имеющие опыт работы в разных компаниях. В итоге занятия пришлось переносить в лекционные залы, где вместимость значительно больше.
– Лекции проводились на самые разные темы, например, «От бизнес-идеи к бизнес-модели», «Развитие start-up в условиях кризиса», «Маркетинг в бизнесе, менеджмент в реальной работе», – рассказывает куратор проекта «Школа молодого предпринимателя» Кристина Сильченко. – Занятия помогали студентам обрести уверенность в себе и сделать первый шаг к собственному делу. Но после завершения первого сезона проекта мы прислушались к пожеланиям участников образовательной программы и немного поменяли формат наших встреч. Ребятам хотелось не просто познакомиться со спикером и узнать его историю успеха, а самим пройти этот путь. В результате появился учебный курс, состоящий из 16 занятий, в том числе практических, каждое из которых является логическим продолжением предыдущего. Чтобы их посетить, надо всего лишь подать заявку в Центр поддержки предпринимательства.
Правильный выбор
Интерес к Школе молодого предпринимателя неудивителен, ведь наш регион уже давно считается один из лидеров по количеству зарегистрированных и действующих малых предприятий в России. На долю малого и среднего предпринимательства (МСП) в валовом продукте края приходится 33 процента. Именно поэтому малый бизнес стал одной из важнейших составляющих экономики Кубани. Количество людей, которые не просто мечтают, но и открывают собственные мастерские, магазины, кондитерские и прочие «бизнесы», с каждым годом увеличивается. Отсюда и повышенное внимание краевых властей к делу развития комфортных условий для предпринимателей и популяризации этого движения.
Сегодня в крае работает несколько региональных программ по поддержке молодежи, поставившей перед собой задачу открыть свое дело. В первую очередь это региональный проект «Популяризация предпринимательства». Потому что именно сегодняшние школьники и студенты уже завтра составят основу экономически активного населения, будут строить, менять, улучшать жизнь земляков посредством своего бизнеса. В рамках проекта «Популяризация предпринимательства» и работает сегодня Школа молодого предпринимателя.
Школа молодого предпринимателя – это проект не только для Краснодара. В сентябре такая же программа стартовала в Новокубанске, на очереди Сочи, Лабинск и Горячий Ключ.
– В соответствии с Указом президента перед нами стоит амбициозная задача: до 2024 года в секторе малого и среднего предпринимательства России должно работать не менее 25 миллионов человек, – рассказывает руководитель краевого департамента инвестиций и развития МСП Юрий Волков. – Если говорить о Краснодарском крае, то сейчас у нас в этом секторе занято более 700 тысяч человек. За последние три года прирост составил 50 тысяч. По количеству индивидуальных предпринимателей мы вторые по России, по общему количеству субъектов МСП – четвертые. Безусловно, нахождение в лидерской группе накладывает на нас дополнительные обязательства. Мы ни в коем случае не можем оставаться на месте, а должны идти только вперед, в том числе и в поддержке бизнеса.
Аз, буки…
За несколько сезонов работы Школы молодого предпринимателя у нее появились собственные филиалы в разных районах края. Значит, путь к своей мечте и большим перспективам у современной молодежи стал заметно короче, чем у их родителей, старших братьев и сестер.
Сегодня обучение в Школе длится примерно два месяца. В Краснодаре во время учебных «сессий» занятия проходят по субботам в Центре поддержки предпринимательства. Здесь будущие генеральные директора и владельцы собственных творческих мастерских, салонов красоты и клубов по интересам знакомятся с искусством написания правильного бизнес-плана, разрабатывают эффективные рекламные кампании, тренируются в составлении юридических документов и оформлении сайтов. А главное, еще не закончив обучение, пробуют свои силы в предпринимательстве. Процент слушателей, которые зарегистрировали собственное ИП до того, как прослушали последнюю лекцию, велик.
По словам руководителя департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Юрия Волкова, с 2016 по 2018 год обучение в Школе молодого предпринимателя прошли больше тысячи человек. И эта цифра постоянно растет. Ведь краевые власти делают все, чтобы поддержать активную молодежь, помочь начинающим предпринимателям сделать верные первые шаги в мире бизнеса.
Довольно часто происходит и так, что, приходя в Школу, молодые люди не знают, в какой конкретно сфере хотели бы работать. Есть только желание стать бизнесменом. Но благодаря грамотно выстроенному процессу обучения, подробным консультациям опытных наставников парни и девушки быстро определяются с направлением. Многие успешно действующие сегодня проекты родились и начались как раз в процессе обучения их создателей в Школе молодого предпринимателя.