Бизнес план роль в рыночной экономике
Бизнес-план
рассматривается с двух точек зрения.
1.Это план
развития предприятия,
определение его дальнейшего пути работы.
Бизнес-план создается как для вновь
открывающейся организации, так и для
давно существующей, когда необходима
модернизация ее хозяйственной деятельности
в связи с изменениями в экономике.
Основные
цели бизнес-плана включают в себя:
1)установление
и разработку основного направления
работы предприятия в соответствии с
потребностями рынка на основе
экономического обоснования; 2)определение
видов деятельности и источников ресурсов;
3)прогнозирование возможных рисков их
последствий и способов их избежания.
2.Это документ,
который предназначен как для собственного
пользования, так и для внешнего. Внешними
пользователями являются кредиторы и
банки, которые предоставляют кредиты
или делают финансовые вложения в развитие
предприятия. Структура
бизнес-плана раскрывает
почти все возможные вопросы, связанные
с будущей деятельностью, и включает в
себя несколько обязательных разделов.
Титульный лист и оглавление состоят из
заголовка плана, даты его создания,
указания лица, подготовившего бизнес-план,
полного названия и адреса фирмы и того,
для кого он был подготовлен. Резюме
является одной из самых главных частей
плана. Оно пишется после его окончательной
разработки, но размещается в начале.
Резюме вкл.
в себя 3 части: 1)введение,
в котором отражается основная суть и
цель проекта; 2)краткое описание важных
частей проекта; 3)заключение, которое
раскрывает основные действия предприятия
для достижения намеченных целей и
факторы, этому способствующие.
Производственный
план вкл. в
себя описание технологий производственного
процесса, используемого сырья и
оборудования. План
маркетинга
вкл. в себя сведения о маркетинговой
стратегии, целевой аудитории, на которую
ориентируется фирма, ценовой политике,
системе дистрибуции и предлагаемых
интегрированных маркетинговых
коммуникациях. Финансовый
план включает
в себя баланс предприятия, расчет будущих
прибылей и убытков, а также срока
окупаемости, рентабельности и предела
безубыточности.
Мотивация как важнейшая функция в менеджменте. Классификация потребностей.
Понятие
мотивации тесно связано с проблемой
управления персоналом. В настоящее
время, при переходе к рыночным отношениям,
основным мотивирующим фактором работников
является желание иметь гарантированную
заработную плату. Мотивация
– процесс
побуждения каждого сотрудника и всех
членов коллектива к активной деятельности
для удовлетворения своих потребностей
и для достижения целей организации.
Основные задачи мотивации: — формирование
у каждого сотрудника понимания сущности
и значение мотивации в процессе труда;
— обучение персонала и руководящего
состава психологическим основам
внутрифирменного общества; — формирование
у каждого руководителя демократических
подходов к управлению персоналом с
использ. современных способов. Для
решения этих задач применяются следующие
теории мотивации. Все они делятся на 2
большие группы: содержательные
и процессуальные теории мотивации. К
1-й группе в
основе которых лежит анализ потребностей
и их выявление на мотивы побуждающие
человека к деятельности относятся:
1.Иерархическая
теория потребностей по Маслоу.
Сущность ее сводится к изучению
потребностей человека. В основе же
поведения лежат потребности человека,
которые можно разделить на 5 групп: —
физиологические потребности; — потребности
в безопасности и уверенности в будущем;
— социальные потребности; — потребности
в уважении; — потребность самовыражения.
Первые 2 группы потребностей – первичные,
а следующие 2 – вторичные. Согласно
теории Маслоу эти потребности можно
расположить в иерархической
последовательности. Самая высокая
потребность – потребность самовыражения
и роста человека как личности – никогда
не может быть удовлетворена полностью,
поэтому процесс мотивации человека
через потребности бесконечен. 2.Концепция
приобретенных потребностей Мак Клелланда.
Согласно его утверждениям структура
потребностей сводится к 3-м факторам :
стремление к успеху, стремление к власти,
к признанию. При таком утверждении успех
расценивается не как, похвала или
признание со стороны коллег, а как личные
достижения в результате активной
деятельности, готовность участвовать
в принятии сложных решений. Стремление
к власти должно показывать умение
человека успешно работать на разных
уровнях организации управления, а
признание – его способность быть не
формальным лидером. Согласно этой теории
люди стремящиеся к власти должны
удовлетворить свои потребности и могут
это сделать при занятии определенных
должностей в организации. 3.Теория
Ф. Герцберга.
Он разработал 2-х факторную модель,
которая показывает факторы, вызывающие
удовлетворение работой. В этой модели
выделил 2 большие категории: гигиенические
факторы и мотивация. Гигиенические
факторы :
политика фирмы, условия работы, заработок,
межличностные отношения, степень
контроля за работой. Мотивация:
успех, продвижение по службе, признание
и одобрение результатов работы, высокая
степень ответственности, возможности
делового и творческого роста. По этой
теории гигиенические факторы не
мотивируют работников, а только сокращают
возможность возникновения чувства
неудовлетворенности работой. Для того,
чтобы добиться мотивации, руководитель
обязан обеспечить наличие мотивирующих
факторов. 2-я
группа – процессуальные теории мотивации,
базирующиеся на том как люди себя ведут
с учетом их восприятия и познания:
1.Теория
ожидания.
Исходя из этой теории работник должен
иметь такие потребности, которые могут
быть в значительной степени удовлетворены
в результате предполагаемых вознаграждений.
А руководитель должен давать такие
поощрения, которые могут удовлетворить
ожидаемую потребность работника.
2.Теория
справедливости.
Мотивация оценивается работником не
по определенной группе факторов, а с
учетом оценки вознаграждений. Сотрудник
оценивает свой размер поощрения по
сравнению с поощрениями других
сотрудников. 3.Теория
мотивации Портера – Лоулера.
Теория постр. на сочетании элементов
теории ожидания и теории справедливости.
Суть ее в том, что введены соотношения
между вознаграждениями и достигнутым
результатом.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Сущность и место бизнес-планирования в системе управления образовательной организацией
Под бизнес-планированием (деловым планированием) понимают процесс выработки действий по достижению целей организации (компании, предприятия). Основная форма бизнес-планирования — составление бизнес-плана. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых, и для действующих организаций и используется во всех сферах предпринимательства независимо от масштабов, формы собственности и организационно-правовой формы организации.
Основная цель разработки бизнес-плана — определить стратегию и необходимые ресурсы для достижения поставленных целей, или планирование хозяйственной деятельности организации на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов [22].
Потребность в бизнес-плане возникает при решении следующих задач:
- а) открытие нового дела;
- б) перепрофилирование существующей организации, выбор новых видов деятельности; подготовка заявок для получения кредитов;
- в) обоснование предложений по приватизации государственных организаций, предприятий.
Наиболее упоминаемые в литературе функции бизнес-плана:
- • проработать решения по развитию каждого вида деятельности;
- • составить план и график работ, действий;
- • информировать заинтересованных внешних лиц (наблюдательный совет, банки, поставщиков и т. д.);
- • усилить внутреннюю коммуникацию, получить поддержку, обеспечить мотивацию на выполнение.
Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий может составлять информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.
В условиях рыночной экономики владение искусством бизнес-планирования для руководителей образовательных организаций становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами.
- 1. В российскую экономику входит новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта управления предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы. Современным руководителям образовательных организаций также не хватает знаний и опыта организации предпринимательской деятельности.
- 2. Изменяющаяся хозяйственная среда ставит опытных руководителей образовательных организаций перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке, готовиться к такому непривычному для них занятию, как борьба с конкурентами.
- 3. Рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъема национальной экономики, российские предприниматели должны уметь обосновать свои заявки и доказывать, что они способны оценить все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.
В бизнес-плане обосновываются:
- • общие и специфические детали функционирования организации в условиях рынка;
- • выбор стратегии и тактики конкуренции;
- • оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей организации.
В бизнес-плане выполняется анализ внешних (рынки и конкуренты, технологии, социально-экономическая среда, политическая ситуация и др.) и внутренних факторов (продукция, производственная и методическая база, кадры, финансы и др.).
Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности организации и в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты фирмы, анализируются проблемы, с которыми она может столкнуться, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план — одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа.
Бизнес-план можно назвать основой управления не только коммерческим или инвестиционным проектом, но и самим учреждением. Правильно составленный бизнес-план дает перспективу развития организации и отвечает на основной вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли дело те доходы, которые окупят затраты сил и средств?
Благодаря бизнес-плану у руководства образовательной организации появляется возможность взглянуть на собственное учреждение как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться.
Степень участия руководителя образовательной организации в подготовке бизнес-плана важна. Бизнес-план призван помочь руководителю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием образовательной организации:
- • определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место образовательной организации на этих рынках;
- • оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, услуги, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;
- • выявить соответствие кадров организации и условий мотивации их труда требованиям по реализации поставленных целей; проанализировать материальное и финансовое положение организации и определить, соответствуют ли ее ресурсы достижению намеченных целей;
- • просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
Руководитель образовательной организации получает от планирования деятельности следующие выгоды:
- 1) фундаментальное изучение перспектив развития своей организации;
- 2) осуществление более четкой координации предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
- 3) определение необходимых для контроля показателей деятельности образовательной организации;
- 4) стимулирование руководителей для более конкретного определения целей и путей их достижения;
- 5) подготовка образовательной организации к внезапным изменениям рыночной ситуации.
Ïîíÿòèå è ñóùíîñòü áèçíåñ-ïëàíà, åãî çíà÷åíèå êàê ðàáî÷åãî èíñòðóìåíòà ðûíî÷íîé ýêîíîìèêè. Ôóíêöèè, ñòðóêòóðà è êëàññèôèêàöèÿ áèçíåñ-ïëàíîâ, îñíîâíûå ïîäõîäû è ïðèíöèïû èõ ðàçðàáîòêè. Àíàëèç îòëè÷èé ïîíÿòèé «áèçíåñ-ïëàí» è «èíâåñòèöèîííûé ïðîåêò».
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru
ÌÈÍÎÁÐÍÀÓÊÈ ÐÎÑÑÈÈ
ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÅ ÁÞÄÆÅÒÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ ÂÛÑØÅÃÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß
«ÊÀÇÀÍÑÊÈÉ ÍÀÖÈÎÍÀËÜÍÛÉ ÈÑÑËÅÄÎÂÀÒÅËÜÑÊÈÉ ÒÅÕÍÎËÎÃÈ×ÅÑÊÈÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ» (ÔÃÁÎÓ ÂÎ «ÊÍÈÒÓ»)
Âûñøàÿ øêîëà ìåíåäæìåíòà è ìàðêåòèíãà
Êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà ïî äèñöèïëèíå:
Îöåíêà èíâåñòèöèîííûõ ïðîåêòîâ
Òåìà: «Ïîíÿòèå è ðîëü áèçíåñ-ïëàíà»
Âûïîëíèëà:
Ñò.ãð. ¹ 96-003
Þìàãóëîâà Åêàòåðèíà
Ïðîâåðèëà: Ãàëååâà Ãóëüíàç
Ìàâëåòçÿíîâíà
 ðûíî÷íîé ýêîíîìèêå áèçíåñ-ïëàí ÿâëÿåòñÿ ðàáî÷èì èíñòðóìåíòîì, èñïîëüçóåìûì âî âñåõ ñôåðàõ ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà. Áèçíåñ — ïëàí îïèñûâàåò ïðîöåññ ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ôèðìû, òàêèì îáðàçîì ïîêàçûâàÿ, êàê å¸ ðóêîâîäèòåëè ñîáèðàþòñÿ äîñòè÷ü ñâîè öåëè è çàäà÷è.
 ïåðâóþ î÷åðåäü èõ öåëü — ýòî ïîâûøåíèå ïðèáûëüíîñòè ðàáîòû. Õîðîøî ðàçðàáîòàííûé áèçíåñ-ïëàí ïîìîãàåò ôèðìå ðàñòè, çàâî¸âûâàòü íîâûå ïîçèöèè íà ðûíêå, ãäå îíà ôóíêöèîíèðóåò, ñîñòàâëÿòü ïåðñïåêòèâíûå ïëàíû ñâîåãî ðàçâèòèÿ, êîíöåïöèè ïðîèçâîäñòâà íîâûõ òîâàðîâ è óñëóã, à òàêæå âûáèðàòü ðàöèîíàëüíûå ñïîñîáû èõ ðåàëèçàöèè.
Áèçíåñ-ïëàí ÿâëÿåòñÿ ïîñòîÿííûì äîêóìåíòîì. Îí ñèñòåìàòè÷åñêè îáíîâëÿåòñÿ, â íåãî âíîñÿòñÿ èçìåíåíèÿ, ñâÿçàííûå êàê ñ ïåðåìåíàìè, ïðîèñõîäÿùèìè âíóòðè îðãàíèçàöèè, òàê è èçìåíåíèÿìè íà ðûíêå, ãäå äåéñòâóåò ôèðìà, òàê æå è â ýêîíîìèêå â öåëîì. Áèçíåñ-ïëàí ÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî âíóòðåííèì äîêóìåíòîì ôèðìû, íî è ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàí äëÿ ïðèâëå÷åíèÿ èíâåñòîðîâ è êðåäèòîðîâ.
Òàêèì îáðàçîì Áèçíåñ-ïëàí — ýòî ýôôåêòèâíûé èíñòðóìåíò ïëàíèðîâàíèÿ ïðîåêòíî-èíâåñòèöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé â ñîîòâåòñòâèè ñ ïîòðåáíîñòÿìè ðûíêà â óñëîâèÿõ èçìåíÿþùåéñÿ âíåøíåé ñðåäû.
áèçíåñ ïëàí èíâåñòèöèîííûé ïðîåêò
Áèçíåñ-ïëàí (Áèçíåñ ïëàíèðîâàíèå) — êðàòêîå, òî÷íîå, äîñòóïíîå è ïîíÿòíîå îïèñàíèå ïðåäïîëàãàåìîãî áèçíåñà, âàæíåéøèé èíñòðóìåíò ïðè ðàññìîòðåíèè áîëüøîãî êîëè÷åñòâà ðàçëè÷íûõ ñèòóàöèé, ïîçâîëÿþùèé âûáðàòü íàèáîëåå ïåðñïåêòèâíûå ðåøåíèÿ è îïðåäåëèòü ñðåäñòâà äëÿ èõ äîñòèæåíèÿ.
Áèçíåñ-ïëàí ÿâëÿåòñÿ äîêóìåíòîì, ïîçâîëÿþùèì óïðàâëÿòü áèçíåñîì, ïîýòîìó åãî ìîæíî ïðåäñòàâèòü, êàê íåîòúåìëåìûé ýëåìåíò ñòðàòåãè÷åñêîãî ïëàíèðîâàíèÿ è êàê ðóêîâîäñòâî äëÿ èñïîëíåíèÿ è êîíòðîëÿ.
Áèçíåñ-ïëàí — ýòî äîêóìåíò, êîòîðûé óáåäèòåëüíî äåìîíñòðèðóåò ñïîñîáíîñòü ïðåäïðèÿòèÿ ïðîèçâåñòè è ïðîäàòü äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî òîâàðîâ (ðàáîò, óñëóã è ò.ä.), ÷òîáû ïðè ýòîì ðàçìåð ïðèáûëè óäîâëåòâîðÿë ïîòåíöèàëüíûõ èíâåñòîðîâ.
Áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå — ýòî îáúåêòèâíàÿ îöåíêà ñîáñòâåííîé ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ, ôèðìû è â òî æå âðåìÿ íåîáõîäèìûé èíñòðóìåíò ïðîåêòíî-èíâåñòèöèîííûõ ðåøåíèé â ñîîòâåòñòâèè ñ ïîòðåáíîñòÿìè ðûíêà è ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèåé õîçÿéñòâîâàíèÿ.
Áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé óïîðÿäî÷åííóþ ñîâîêóïíîñòü ñòàäèé è äåéñòâèé, ñâÿçàííûõ ñ ñèòóàöèîííûì àíàëèçîì îêðóæàþùåé ñðåäû, ïîñòàíîâêîé öåëåé áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèÿ, îñóùåñòâëåíèåì ïëàíèðîâàíèÿ, ïðîäâèæåíèåì áèçíåñ-ïëàíà íà ðûíîê èíòåëëåêòóàëüíîé ñîáñòâåííîñòè, ðåàëèçàöèåé áèçíåñ-ïëàíà, êîíòðîëåì çà åãî âûïîëíåíèåì.
 ñîâðåìåííîé ïðàêòèêå áèçíåñ-ïëàí âûïîëíÿåò ïÿòü ôóíêöèé:
1. Âîçìîæíîñòü åãî èñïîëüçîâàíèÿ äëÿ ðàçðàáîòêè ñòðàòåãèè áèçíåñà. Ýòà ôóíêöèÿ æèçíåííî íåîáõîäèìà â ïåðèîä ñîçäàíèÿ ïðåäïðèÿòèÿ, à òàêæå ïðè âûðàáîòêå íîâûõ íàïðàâëåíèé äåÿòåëüíîñòè.
2. Ïëàíèðîâàíèå. Îíà ïîçâîëÿåò îöåíèòü âîçìîæíîñòè ðàçâèòèÿ íîâîãî íàïðàâëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè, êîíòðîëèðîâàòü ïðîöåññû âíóòðè ôèðìû.
3. Ïðèâëå÷åíèå äåíåæíûõ ñðåäñòâ — ññóäû, êðåäèòû.
4. Ïðèâëå÷åíèå ê ðåàëèçàöèè ïëàíîâ êîìïàíèè ïîòåíöèàëüíûõ ïàðòíåðîâ, êîòîðûå ïîæåëàþò âëîæèòü â ïðîèçâîäñòâî ñîáñòâåííûé êàïèòàë èëè èìåþùóþñÿ ó íèõ òåõíîëîãèþ.
5. Âîâëå÷åíèå âñåõ ñîòðóäíèêîâ â ïðîöåññ ñîñòàâëåíèÿ áèçíåñ-ïëàíà ïîçâîëÿåò óëó÷øèòü èõ èíôîðìèðîâàííîñòü î ïðåäñòîÿùèõ äåéñòâèÿõ, ñêîîðäèíèðîâàòü óñèëèÿ, ñîçäàòü ìîòèâàöèþ äîñòèæåíèÿ öåëåé.
Òàêèì îáðàçîì, â íàèáîëüøåé ñòåïåíè áèçíåñ-ïëàí èñïîëüçóåòñÿ ïðè îöåíêå ðûíî÷íîé ñèòóàöèè êàê âíå ôèðìû, òàê è âíóòðè íåå ïðè ïîèñêå èíâåñòîðîâ. Îí ìîæåò ïîìî÷ü êðóïíûì ïðåäïðèíèìàòåëÿì ðàñøèðèòü äåëî ñ ïîìîùüþ ïîêóïêè àêöèé äðóãîé ôèðìû èëè îðãàíèçàöèè íîâîé ïðîèçâîäñòâåííîé ñòðóêòóðû, à òàêæå ñëóæèò îñíîâîé äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ îáùåãîñóäàðñòâåííîé ñòðàòåãèè ïëàíèðîâàíèÿ.
 ðûíî÷íîé ýêîíîìèêå ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî âåðñèé áèçíåñ-ïëàíîâ ïî ôîðìå, ñîäåðæàíèþ, ñòðóêòóðå è ò.ä.
Íàèáîëüøèå ðàçëè÷èÿ íàáëþäàþòñÿ â ðàìêàõ ìîäèôèêàöèé áèçíåñ-ïëàíîâ â çàâèñèìîñòè íàçíà÷åíèÿ: ïî áèçíåñ-ëèíèÿì (ïðîäóêöèÿ, ðàáîòû, óñëóãè, òåõíè÷åñêèå ðåøåíèÿ), ïî ïðåäïðèÿòèþ â öåëîì (íîâîìó èëè äåéñòâóþùåìó).
Ñóùåñòâóþò äâà îñíîâíûõ ïîäõîäà ê ðàçðàáîòêå áèçíåñ-ïëàíà:
— Ïåðâûé çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî èíèöèàòîðû ïðîåêòà ñàìè ðàçðàáàòûâàþò áèçíåñ-ïëàí, à ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ïîëó÷àþò ó ñïåöèàëèñòîâ, â ÷àñòíîñòè ó âîçìîæíûõ èíâåñòîðîâ. Ñîãëàñíî çàðóáåæíîé ïðàêòèêå äàííûé ïîäõîä ÿâëÿåòñÿ áîëåå ïðåäïî÷òèòåëüíûì.
— Ïðè âòîðîì ïîäõîäå èíèöèàòîðû áèçíåñ-ïëàíà ñàìè åãî íå ðàçðàáàòûâàþò, à âûñòóïàþò â êà÷åñòâå çàêàç÷èêîâ. Ðàçðàáîò÷èêàìè áèçíåñ-ïëàíà ÿâëÿþòñÿ ôèðìû, ñïåöèàëèçèðóþùèåñÿ â îáëàñòè ìàðêåòèíãîâîé äåÿòåëüíîñòè, àâòîðñêèå êîëëåêòèâû, îòäåëüíûå àâòîðû. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ïðèâëåêàþòñÿ êîíñàëòèíãîâûå ôèðìû è ýêñïåðòû.
Ñòðóêòóðà áèçíåñ-ïëàíà:
1) òèòóëüíûé ëèñò;
2) àííîòàöèÿ;
3) ìåìîðàíäóì î êîíôèäåíöèàëüíîñòè;
4) îãëàâëåíèå;
Çàòåì åãî îñíîâíûå ðàçäåëû:
1) ðåçþìå;
2) èñòîðèÿ áèçíåñà îðãàíèçàöèè (îïèñàíèå îòðàñëè);
3) õàðàêòåðèñòèêà îáúåêòà áèçíåñà îðãàíèçàöèè;
4) àíàëèç áèçíåñ-ñðåäû îðãàíèçàöèè;
5) ïëàí ìàðêåòèíãà;
6) ïðîèçâîäñòâåííûé ïëàí;
7) îðãàíèçàöèîííûé ïëàí;
8) ôèíàíñîâûé ïëàí;
9) îöåíêà è ñòðàõîâàíèå ðèñêà;
10) ïðèëîæåíèÿ.
Äàííàÿ ñòðóêòóðà áèçíåñ-ïëàíà íîñèò ëèøü ðåêîìåíäàòåëüíûé õàðàêòåð è íå ïðåòåíäóåò íà ðîëü îáðàçöîâîé. Ïåðå÷åíü ðàçäåëîâ è èõ ñîäåðæàíèå â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå ìîæåò äîïîëíÿòüñÿ èëè óòî÷íÿòüñÿ â çàâèñèìîñòè îò óñëîâèé, â êîòîðûõ ôóíêöèîíèðóåò ôèðìà.
Îñíîâíûå ïðè÷èíû, âûçûâàþùèå ïîòðåáíîñòè â ðàçðàáîòêå áèçíåñ-ïëàíà äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ:
1) îáåñïå÷åíèå îáúåêòèâíîé îöåíêè áèçíåñà, ó÷èòûâàþùåé ñðåäíåñðî÷íûå è äîëãîñðî÷íûå öåëè ìåíåäæìåíòà;
2) ïðèâåäåíèå ìåíåäæìåíòà ïðåäïðèÿòèÿ ê óñïåõó â ðåçóëüòàòå èñïîëüçîâàíèÿ ìåòîäîëîãèè áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèÿ è åãî ìîíèòîðèíãà;
3) ñîçäàíèå óñëîâèé íà ïðåäïðèÿòèè, ïðè êîòîðûõ âíåäðÿåìûå ìåíåäæìåíòîì èäåè â íàèáîëåå äîñòóïíîì è öåëîñòíîì âèäå äîâîäÿòñÿ äî äðóãèõ è îáåñïå÷èâàåòñÿ ïðèâëå÷åíèå ÷àñòî íåîáõîäèìûõ ôèíàíñîâûõ ðåñóðñîâ.
Áèçíåñ-ïëàí — ýòî ïëàí îñóùåñòâëåíèÿ áèçíåñ-îïåðàöèè, äåéñòâèé ôèðìû, ñîäåðæàùàÿ ñâåäåíèÿ î ôèðìå, òîâàðå, åãî ïðîèçâîäñòâå, ðûíêàõ ñáûòà, ìàðêåòèíãå, îðãàíèçàöèè îïåðàöèé è èõ ýôôåêòèâíîñòè, è â òî æå âðåìÿ íåîáõîäèìûé èíñòðóìåíò ïðîèçâîäñòâà ïðîäóêöèè èëè îêàçàíèÿ óñëóã â ñîîòâåòñòâèè ñ ïîòðåáíîñòÿìè ðûíêà è ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè.
Ñëåäóåò ðàçëè÷àòü ïîíÿòèÿ «áèçíåñ-ïëàí», «èíâåñòèöèîííûé ïðîåêò» è «òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêîå îáîñíîâàíèå».  îäíîì ñëó÷àå áèçíåñ-ïëàí îòíîñèòñÿ ê ïðåäïðèÿòèþ â öåëîì, â äðóãîì — ê èòîãîâîìó äîêóìåíòó, îáîñíîâûâàþùèé ïðîåêò. Ýòî îïðåäåëÿåòñÿ ñëåäóþùèì. Ïðîöåññ áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèÿ, ðåçóëüòàòîì êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ áèçíåñ-ïëàí, ìîæíî ïîíèìàòü â øèðîêîì è óçêîì ñìûñëå.
 óçêîì ïîíèìàíèè áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå — ýòî ðàçðàáîòêà íåêîòîðîãî èòîãîâîãî äîêóìåíòà ïî îáîñíîâàíèþ áèçíåñ — èäåè ñ öåëüþ ïðèâëå÷åíèÿ èíâåñòèöèé. Óêàçàííàÿ ïðîöåäóðà íîñèò ðàçîâûé õàðàêòåð.  äàííîì ñëó÷àå áèçíåñ-ïëàí âûñòóïàåò êàê âòîðè÷íûé äîêóìåíò, ïðåäñòàâëÿþùèé ïëàíû ðàçðàáîòêè è ðåàëèçàöèè ñîîòâåòñòâóþùåé ÷àñòè èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà.
 øèðîêîì ïîíèìàíèè áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå — ýòî íåïðåðûâíûé ïðîöåññ ïëàíèðîâàíèÿ õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ íà áëèæàéøèå è îòäàëåííûå ïåðèîäû â ñîîòâåòñòâèè ñ ïîòðåáíîñòÿìè ðûíêà è âîçìîæíîñòè ïîëó÷åíèÿ íåîáõîäèìûõ ðåñóðñîâ.  äàííîì ñëó÷àå áèçíåñ-ïëàí âûñòóïàåò èíñòðóìåíòîì óïðàâëåíèÿ îðãàíèçàöèåé ïîñðåäñòâîì åãî ðåàëèçàöèè è âíåñåíèè â êîëëåêòèâ íà îñíîâå àíàëèçà âíóòðåííåãî ñîñòîÿíèÿ îáúåêòà è åãî ïîëîæåíèÿ âî âíåøíåé ñðåäå. Ðåçóëüòàòîì òàêîãî ïëàíèðîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ñèñòåìà ïëàíîâ ïðåäïðèÿòèÿ, êîòîðàÿ âêëþ÷àåò â ñåáÿ ñòðàòåãè÷åñêèé è òåêóùèé áèçíåñ-ïëàí ïðåäïðèÿòèÿ. Çäåñü èíâåñòèöèîííûé ïðîåêò ìîæåò áûòü âêëþ÷åí â ñòðàòåãè÷åñêèé è òåêóùèé áèçíåñ-ïëàí ïðåäïðèÿòèÿ, êîòîðûé îòðàæàåò ïëàíèðóåìûå ðåçóëüòàòû ïðîåêòà.
Áëèçêèì ðîäñòâåííèêîì áèçíåñ-ïëàíà ìîæíî ñ÷èòàòü òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêîå îáîñíîâàíèå. Ýòî åùå îäèí èç âàðèàíòîâ ïëàíà ðàçâèòèÿ ïðåäïðèÿòèÿ, ïîýòîìó ôóíêöèè áèçíåñ-ïëàíà áëèçêè ê ôóíêöèÿì òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêîãî îáîñíîâàíèÿ. Ãëàâíîå îòëè÷èå òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêîãî îáîñíîâàíèÿ îò áèçíåñ-ïëàíà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ýòî ñïåöèôè÷åñêèé äîêóìåíò äëÿ ñîçäàíèÿ è ðàçâèòèÿ ïðîìûøëåííûõ îáúåêòîâ, ò.å. îñîáûé àêöåíò â ñòðóêòóðå òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêîãî îáîñíîâàíèÿ ñäåëàí íà ïðîèçâîäñòâåííî-òåõíè÷åñêèé àñïåêò ïðîåêòà, â òî âðåìÿ êàê êîììåð÷åñêèå ðûíî÷íûå ïðîáëåìû áóäóùåãî áèçíåñà îñòàþòñÿ íåðàñêðûòûìè. Ñ ýòèõ ïîçèöèé ìîæíî ãîâîðèòü î ãîðàçäî óçêîì ñïåöèôè÷åñêîì õàðàêòåðå òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêîãî îáîñíîâàíèÿ, ÷åì áèçíåñ-ïëàíà.
 ðûíî÷íûõ óñëîâèÿõ õîçÿéñòâîâàíèÿ áèçíåñ-ïëàí èñïîëüçóåòñÿ â ðàçëè÷íûõ ñôåðàõ è ôîðìàõ ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà è ïîìîãàåò î÷åðòèòü òîò êðóã ïðîáëåì, ñ êîòîðûì ñòàëêèâàåòñÿ ïðåäïðèÿòèå èëè ïðåäïðèíèìàòåëü â óñëîâèÿõ èçìåí÷èâîñòè, íåñòàáèëüíîñòè ðûíî÷íîé ñèòóàöèè.
Áèçíåñ-ïëàí — ýòî íåîáõîäèìûé â ðûíî÷íûõ óñëîâèÿõ èíñòðóìåíò òåõíè÷åñêîãî, îðãàíèçàöèîííî — ýêîíîìè÷åñêîãî, ôèíàíñîâîãî, óïðàâëåí÷åñêîãî îáîñíîâàíèÿ äåëà, âêëþ÷àÿ âçàèìîîòíîøåíèå ñ áàíêàìè, ñ èíâåñòèöèîííûìè è ñáûòîâûìè îðãàíèçàöèÿìè, ïîñðåäíèêàìè, ïîòðåáèòåëÿìè.
Öåëü ðàçðàáîòêè áèçíåñ-ïëàíà — ñïëàíèðîâàòü õîçÿéñòâåííóþ äåÿòåëüíîñòü ïðåäïðèÿòèÿ íà áëèæàéøóþ è îòäàëåííóþ ïåðñïåêòèâó â ñîîòâåòñòâèè ñ ïîòðåáíîñòÿìè ðûíêà è âîçìîæíîñòÿìè ïîëó÷åíèÿ íåîáõîäèìûõ ðåñóðñîâ.
Áèçíåñ-ïëàí ïîìîãàåò ðåøèòü ñëåäóþùèå çàäà÷è:
· ñôîðìèðîâàòü äîëãîâðåìåííûå è êðàòêîñðî÷íûå öåëè ïðåäïðèÿòèÿ, ñòðàòåãèþ è òàêòèêó èõ äîñòèæåíèÿ, îïðåäåëèòü ëèö, îòâåòñòâåííûõ çà ðåàëèçàöèþ êàæäîé ñòðàòåãèè;
· îïðåäåëèòü êîíêðåòíûå íàïðàâëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ, öåëåâûå ðûíêè è ìåñòî ïðåäïðèÿòèÿ íà ýòèõ ðûíêàõ;
· îïðåäåëèòü ñîñòàâ è ïîêàçàòåëè òîâàðîâ è óñëóã, êîòîðûå áóäóò ïðåäëàãàòüñÿ ïðåäïðèÿòèåì ïîòðåáèòåëÿì, îöåíèòü ïðîèçâîäñòâåííûå è íåïðîèçâîäñòâåííûå èçäåðæêè;
· îöåíèòü ñîîòâåòñòâèå êàäðîâ ïðåäïðèÿòèÿ è óñëîâèÿ äëÿ ìîòèâàöèè èõ òðóäà òðåáîâàíèÿì ïî äîñòèæåíèþ ïîñòàâëåííûõ öåëåé;
· îïðåäåëèòü ñîñòàâ ìàðêåòèíãîâûõ ìåðîïðèÿòèé ïðåäïðèÿòèÿ ïî èçó÷åíèþ ðûíêà, ðåêëàìå, ñòèìóëèðîâàíèþ ïðîäàæ, öåíîîáðàçîâàíèþ, êàíàëàì ñáûòà è ò.ä.;
· îöåíèòü ìàòåðèàëüíîå è ôèíàíñîâîå ïîëîæåíèå ïðåäïðèÿòèÿ è ñîîòâåòñòâèå ôèíàíñîâûõ è ìàòåðèàëüíûõ ðåçåðâîâ äîñòèæåíèþ ïîñòàâëåííûõ öåëåé;
· ïðåäóñìîòðåòü òðóäíîñòè, êîòîðûå ìîãóò ïîìåøàòü âûïîëíåíèþ áèçíåñ-ïëàíà.
 öåëîì, ïëàíèðîâàíèå äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ ñ ïîìîùüþ áèçíåñ-ïëàíà äàåò íåìàëî âûãîä:
· çàñòàâëÿåò ðóêîâîäèòåëåé çàíèìàòüñÿ ïåðñïåêòèâîé ïðåäïðèÿòèÿ;
· ïîçâîëÿåò îñóùåñòâëÿòü áîëåå ÷åòêóþ êîîðäèíàöèþ ïðåäïðèíèìàòåëüñêèõ óñèëèé ïî äîñòèæåíèþ ïîñòàâëåííûõ öåëåé;
· óñòàíàâëèâàåò ïîêàçàòåëè äåÿòåëüíîñòè ôèðìû äëÿ ïîñëåäóþùåãî êîíòðîëÿ;
· çàñòàâëÿåò ðóêîâîäèòåëåé ÷åòêî è êîíêðåòíî îïðåäåëèòü ñâîè öåëè è ïóòè èõ äîñòèæåíèÿ;
· äåëàåò ïðåäïðèÿòèå áîëåå ïîäãîòîâëåííûì ê âíåçàïíûì èçìåíåíèÿì ðûíî÷íîé ñèòóàöèè;
· íàãëÿäíî äåìîíñòðèðóåò îáÿçàííîñòü è îòâåòñòâåííîñòü âñåõ ðóêîâîäèòåëåé ôèðìû.
Áèçíåñ — ïëàí îöåíèâàåò ïåðñïåêòèâíóþ ñèòóàöèþ êàê âíóòðè ôèðìû, òàê è âíå åå. Îí íåîáõîäèì ðóêîâîäñòâó ôèðìû äëÿ îðèåíòàöèè â óñëîâèÿõ àêöèîíåðíîé ñîáñòâåííîñòè è â îïðåäåëåííîé ìåðå ïðè ñîçäàíèè òîâàðèùåñòâà. Èìåííî ïðè ïîìîùè áèçíåñ-ïëàíà ðóêîâîäñòâî ôèðìû ïðèíèìàåò ðåøåíèå, êàêàÿ ÷àñòü ïðèáûëè îñòàåòñÿ â äåëå íà íàêîïëåíèå, à êàêàÿ ðàñïðåäåëÿåòñÿ â ôîðìå äèâèäåíäîâ ìåæäó àêöèîíåðàìè. Áèçíåñ-ïëàí èñïîëüçóåòñÿ ïðè ïîèñêå èíâåñòîðîâ, êðåäèòîðîâ, ñïîíñîðñêèõ âëîæåíèé è ò.ä. Ïåðåä òåì êàê ðèñêíóòü íåêîòîðûì êàïèòàëîì èíâåñòîðû äîëæíû áûòü óâåðåíû â òùàòåëüíîñòè ïðîðàáîòêè ïðîåêòà è äîëæíû áûòü îñâåäîìëåíû îá åãî ýôôåêòèâíîñòè. Îíè äîëæíû èçó÷èòü áèçíåñ-ïëàí ïåðåä ðàññìîòðåíèåì âîçìîæíîñòè êàïèòàëîâëîæåíèé, ò.å. áèçíåñ-ïëàíû íåîáõîäèìû â ðàáîòå ñ ëþáûìè èíâåñòèöèÿìè.
Ôîðìàò áèçíåñ-ïëàíà âêëþ÷àåò îñíîâíûå ñâåäåíèÿ, íåîáõîäèìûå äëÿ ïëàíèðîâàíèÿ äåÿòåëüíîñòè, àíàëèçà ïðîìåæóòî÷íûõ è îêîí÷àòåëüíûõ ðåçóëüòàòîâ, ïðèíÿòèÿ ðåøåíèé ìåíåäæåðàìè ìàòåðèíñêîé è äî÷åðíèõ êîìïàíèé è àêöèîíåðàìè. Ôîðìàò îò÷åòà îá èñïîëíåíèè áèçíåñ-ïëàíà âêëþ÷àåò ñâåäåíèÿ î ïëàíîâûõ è ôàêòè÷åñêèõ ïîêàçàòåëÿõ çà îò÷åòíûé ïåðèîä.
Òàêæå ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî öèòàò è êðûëàòûõ ôðàç îò èçâåñòíûõ ëþäåé, áèçíåñìåíîâ, ïèñàòåëåé. Ïðî÷èòàéòå ñîáðàííûå â ýòîì ðàçäåëå öèòàòû î ïëàíèðîâàíèè è ïëàíàõ. Ýòî ëó÷øèå âûñêàçûâàíèÿ óñïåøíûõ ëþäåé î ïëàíàõ è ïðàâèëüíîì ïëàíèðîâàíèè, êîòîðûå ïîìîãóò âàì äîñòè÷ü âïå÷àòëÿþùèõ ðåçóëüòàòîâ. Íàïðèìåð, òàêèå êàê:
Ñåêðåò íåóêëîííîãî äâèæåíèÿ âïåðåä â òîì, ÷òîáû ñäåëàòü ïåðâûé øàã. Ñåêðåò ïåðâîãî øàãà â òîì, ÷òîáû ðàçáèòü ñëîæíûå, êàæóùèåñÿ íåîäîëèìûìè çàäà÷è íà ïðîñòûå è îñóùåñòâèìûå è íà÷àòü ñ ñàìîé ïåðâîé.
Ìàðê Òâåí
Èç æåëàíèé áîãàòñòâ íå ïîëó÷àåòñÿ. Îíè ïîëó÷àþòñÿ èç ÿñíîãî ïëàíà äåéñòâèé, îñíîâàííîãî íà òàêèõ æå ÿñíûõ óñòðåìëåíèÿõ.
Íàïîëåîí Õèëë
Åñëè âû õîòèòå äîáèòüñÿ óñïåõà, òî ïðÿìî ñ ñåãîäíÿøíåãî äíÿ ïðåêðàòèòå «ïëûòü ïî òå÷åíèþ». Îïðåäåëèòå äëÿ ñåáÿ êîíêðåòíóþ öåëü. Íàïèøèòå åå íà áóìàãå. Ïóñòü îíà ÷åòêî îòïå÷àòàåòñÿ â âàøåé çðèòåëüíîé ïàìÿòè. Îïðåäåëèòå êîíêðåòíûå øàãè äëÿ åå äîñòèæåíèÿ. Íåçàìåäëèòåëüíî íà÷èíàéòå ïðèâîäèòü ñâîé ïëàí â äåéñòâèå.
Íàïîëåîí Õèëë
×åì ãåíèàëüíåå âàø ïëàí, òåì ìåíüøå ëþäåé ñ íèì áóäóò ñîãëàñíû.
Ñóíü Öçû
×òîáû âûïîëíèòü áîëüøîé è âàæíûé òðóä, íåîáõîäèìû äâå âåùè: ÿñíûé ïëàí è îãðàíè÷åííîå âðåìÿ.
Ýëáåðò Õàááàðä
Ó êàæäîé ñåðü¸çíîé êîìïàíèè äîëæåí áûòü ñïèñîê âåùåé, êîòîðûå îíà äîëæíà îñóùåñòâèòü, è åñëè ó íå¸ íåò âåùåé êàê ìèíèìóì íà ïîëãîäà âïåð¸ä, — äåëà ó íå¸ ïëîõè.
Ìàêñ Êðàéíîâ
Ïëàíû — íè÷òî, ïëàíèðîâàíèå — âñå.
Õåëüìóò ôîí Ìîëüòêå(1800-1891),
ãåðìàíñêèé ôåëüäìàðøàë (íàäïèñü íàä äâåðüþ êàáèíåòà
îáúåäèíåííîãî êîìàíäîâàíèÿ ìèíèñòåðñòâà îáîðîíû ÑØÀ)
 ïîëèòèêå îïåðèðóþò äâóõ-, ÷åòûðåõ- èëè øåñòèãîäè÷íûìè öèêëàìè; íî äëÿ áèçíåñà ýòîãî íåäîñòàòî÷íî. Çäåñü ïëàíèðîâàíèå äîëæíî îïåðèðîâàòü áîëåå äëèòåëüíûìè — êàê ìèíèìóì äåñÿòèëåòíèìè öèêëàìè.
Íåëñîí Ðîêôåëëåð (1908-1979),
ãóáåðíàòîð øòàòà Íüþ-Éîðê, âèöå-ïðåçèäåíò ÑØÀ
×åì áîëüøå ãîñóäàðñòâî ïëàíèðóåò, òåì òðóäíåå ñòàíîâèòñÿ ïëàíèðîâàòü èíäèâèäó.
Ôðèäðèõ Õàåê (1899-1992),
àâñòðèéñêèé ýêîíîìèñò
Ïîáåäà ÷àñòî ïðèõîäèò íå ê òîìó, êòî ñîñòàâèë áëåñòÿùèé ïëàí, à ê òîìó, êòî ñäåëàë ìåíüøå îøèáîê.
Øàðëü äå Ãîëëü (1890-1970), ïðåçèäåíò Ôðàíöèè
Áèçíåñ — ïëàí èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà — ýòî âèçèòíàÿ êàðòî÷êà ïðåäïðèÿòèÿ. Èìåííî áèçíåñ-ïëàí ïðåäïðèÿòèÿ äàåò èíâåñòîðó èñ÷åðïûâàþùèå îòâåòû íà ñàìûå âàæíûå äëÿ ëþáîãî èíâåñòîðà âîïðîñû: èìååò ëè ñìûñë âêëàäûâàòü ñâîè ñðåäñòâà â èíâåñòèöèîííûé ïðîåêò, ïðè êàêèõ óñëîâèÿõ ýòîò ïðîåêò áóäåò ìàêñèìàëüíî ýôôåêòèâåí ñ ó÷åòîì äîïóñòèìîãî óðîâíÿ ðèñêà, êîòîðûå îïðåäåëåíû ðàçðàáîò÷èêîì èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ, ÷òîáû ïîëó÷èòü êðåäèò â áàíêå, îò ïðåäïðèÿòèÿ òðåáóåòñÿ ãðàìîòíî ñîñòàâëåííûé áèçíåñ-ïëàí ïðåäïðèÿòèÿ èëè èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà. Ýòî òðåáîâàíèå — îáÿçàòåëüíîå óñëîâèå äëÿ ïîëó÷åíèÿ áàíêîâñêîãî êðåäèòà.
Î÷åíü âàæíûì äëÿ ïðåäïðèÿòèÿ ÿâëÿþòñÿ âíóòðåííèå öåëè áèçíåñ — ïëàíèðîâàíèÿ, êîòîðûå ÷åò÷å âèäíû ïîñëå òîãî, êàê ñîñòàâëåíèå áèçíåñ — ïëàíà ïðåäïðèÿòèÿ è ïåðèîäè÷åñêèé òåêóùèé àíàëèç áèçíåñ — ïëàíà è åãî âûïîëíåíèÿ ñòàíîâèòñÿ ñòàíäàðòíîé ïðàêòèêîé íà ôèðìå.
Áèçíåñ- ïëàí äëÿ âíóòðåííèõ öåëåé — ýòî ïëàíèðîâàíèå áèçíåñà ôèðìû, ïðîâåäåíèå îáó÷åíèå ïåðñîíàëà ïðåäïðèÿòèÿ, íåîáõîäèìîå äëÿ ïîíèìàíèÿ óïðàâëåíöàìè ñèòóàöèè, â êîòîðîé íàõîäèòñÿ ïðåäïðèÿòèå, óðîâíÿ ðûíî÷íîé êîíêóðåíöèè è ðåàëüíîãî ïîëîæåíèÿ ôèðìû íà ðûíêå. Äëÿ äîñòèæåíèÿ ïîñòàâëåííûõ ñòðàòåãè÷åñêèõ öåëåé ïðåäïðèÿòèÿ î÷åíü áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ïîíèìàíèå ðûíêà, çíàíèå ïðîäóêöèè è óñëóã êîíêóðåíòîâ, èõ ñèëüíûõ è ñëàáûõ ñòîðîí, ñïîñîáû è ìåòîäû ðàáîòû êîíêóðåíòîâ, ñòðàòåãèè ðàçâèòèÿ îñíîâíûõ êîíêóðåíòîâ, âñåõ ñèëüíûõ è ñëàáûõ ñòîðîí èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà, åãî ýôôåêòèâíîñòè â ðàçëè÷íûõ ñèòóàöèÿõ.
1. Øåáåêî, Ê.Ê. Áèçíåñ-ïëàí èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà: ìåòîäè÷åñêèå óêàçàíèÿ / Ê.Ê. Øåáåêî — Ãîðêè, 2011.
2. Ñáîðíèê áèçíåñ-ïëàíîâ: ïðàêòè÷åñêîå ïîñîáèå / ðåä. Þ. Í. Ëàïûãèí. — Ì.: Îìåãà-Ë, 2012.
3. Ñîñòàâëåíèå áèçíåñ-ïëàíà: íîðìû è ðåêîìåíäàöèè. — Ì.: Êíèãà ñåðâèñ, 2012. — 346 ñ.
4. Øåâ÷óê, Ä. À. Áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå: ó÷åá. ïîñîáèå / Ä. À. Øåâ÷óê. — Ðîñòîâ í/Ä.: Ôåíèêñ, 2010. — 208 ñ.
Èíòåðíåò — ðåñóðñû:
· https://bibliotekar.ru/biznes-45/2.htm
· https://www.e-reading.club/bookreader.php/99003/Beketova_-_Biznes-planirovanie__konspekt_lekciii.html
· https://www.knigafund.ru/tags/494
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…