Бизнес план производства инвалидных колясок
Студенческий конкурс
«Лучший бизнес-план инновационного проекта»
БИЗНЕС-План
инновационного проекта
КРЕСЛО-КОЛЯСКА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
«P.R.I.S.»
Автор проекта: -Новатор», Челябинская обл.,
г. Снежинск, ,
Снежинский инновационный бизнес-инкубатор, офис 17; телефон: (35146) 32460;
e-mail: *****@***ru
Разработчик бизнес-плана: команда №80 (Пашин Александр, Кротова
Инна, Малышева Ольга, Ильина Светлана,
Пушечникова Мария, студенты Курского
государственного технического университета)
Куратор команды: к. э.н., доцент кафедры экономики и управления КурскГТУ
2010 г.
Резюме
P.R.I.S.
Possibility – Возможность
Reality – Реальность
Independence – Самостоятельность
Safety – Безопасность
Инновационное малое предприятие -Новатор» планирует производство кресла-коляски для людей с ограниченными возможностями. Предлагаемый продукт является инновационном на рынке России и за рубежом. Для реализации проекта предприятие планирует привлечь стратегического партнера при условии поэтапного финансирования.
Общий объем внешних вложений должен составить 600 тыс. долл. Социальная значимость и новизна продукта позволит окупить вложенные инвестиции к середине последнего года реализации проекта.
Структура бизнес-плана выглядит следующим образом:
1. Описание продукта и предприятия 3
2. Диагностика конкурентного фона 6
3. Стратегия проникновения на рынок 9
4. Маркетинговый план 13
5. План действий по реализации проекта 14
5.1. Календарный план выполнения НИОКР, 1-й этап проекта: 14
5.2. Себестоимость продукции 17
6. Анализ рисков 20
7. Эффективность. Вход и выход для инвестора в проект 22
Заключение 27
1. Описание продукта и предприятия
Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, таких как: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. По данным статистики во всём мире около 650млн. человек являются инвалидами, что составляет около 10% всего населения планеты. Ежегодно количество лиц с ограниченными физическими возможностями растет от 10 до 15%. Они представляют собой самую многочисленную группу меньшинств. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) эта цифра возрастает в связи с ростом численности населения, достижениями медицинской науки и процессом старения населения.
Российские показатели трудно сравнивать с другими странами из-за разных критериев установления инвалидности, но и они по своим относительным показателям близки к общемировым. Росстат ведет статистику граждан впервые признанных инвалидами в течение каждого года, с 1990 по 2005 год общее количество инвалидов в России утроилось и на 1 января 2006 года составило 12,55 млн. человек – более 8,8% всего населения страны. Для сравнения в 1988 году число инвалидов не превышало 2% населения России. Последствием большей части заболеваний, приводящих к инвалидности, может стать необходимость применения технических средств реабилитации. Инсульты и инфаркты, травмы различной степени тяжести, патологии костно-мышечной системы, тяжелые последствия инфекционных заболеваний (таких, как клещевой энцефалит, полиомиелит) и др. могут надолго, или навсегда усадить человека в инвалидное кресло.
Безусловной проблемой для таких людей является передвижение по лестницам и по улицам, не оснащенным пандусами, поручнями и подъемниками. Решение этой проблемы сейчас невозможно без новых технических средств реабилитации. Предлагаемое самоходное транспортное средство предназначается для перемещения людей-инвалидов, как по ровным поверхностям, так и по лестничным пролётам в обоих направлениях. Данное транспортное средство первое среди аналогов, которое способно преодолевать препятствия в виде лестниц и бордюров без посторонней помощи. Предлагаемое кресло-коляска маневренно в ограниченном пространстве, просто в управлении, не требует физических усилий и безопасно при любом виде движений (рисунок 1).
Рисунок 1 – Кресло-коляска для людей с ограниченными возможностями (новация «start up»)
За счет использования специальных конструктивных элементов несомая платформа (кресло) не меняет угла наклона относительно горизонта, а несущая платформа (коляска) всегда имеет 4 точки опоры, что предотвращает опрокидывание. Это обеспечивает безопасность и создает физический и психологический комфорт при эксплуатации.
В настоящее время нет ни одного кресла-коляски, которое могло бы преодолевать лестничные марши без применения физической силы самого инвалида или лица его сопровождающего. Устранена вероятность переворачивания кресла, платформа всегда остается горизонтальной, благодаря конструктивным особенностям. Недостаток: неизвестно широкому кругу пользователей (рисунок 2).
Рисунок 2 – Пример возможностей кресла-коляски
Реализацией проекта занимается ООО «ИН-Новатор» (г. Снежинск Челябинской области). Общество входит в Снежинский инновационный бизнес-инкубатор, что позволяет минимизировать расходы на аренду административных помещений в первые годы реализации проекта.
Проведение НИОКР и серийное производство кресел-колясок будет осуществляться силами сторонних организаций по договорам.
2. Диагностика конкурентного фона
Имеющиеся на рынке товары-конкуренты (обычные кресла-коляски и кресла-коляски с электроприводом, специализированное кресло-коляска iBOT) не способны конкурировать с предлагаемым товаром по возможностям и безопасности передвижения.
Фирмы-конкуренты на Российском рынке:
· отечественные производители технических средств реабилитации: (ФГУП «Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий», и др.);
· дистрибьюторы изделий зарубежных фирм (Four X, Progeo, Otto-Bock и др.).
В таблице 1 приведен краткий анализ конкурентов, проект название описанного ранее товара – «Клайфер».
Исходя из таблицы, предлагаемое кресло-коляска по всем параметрам превосходит конкурентов.
Следовательно, конкурентный фон – неагрессивный (возможно сотрудничество с предприятиями, имеющими производственную базу).
Главными конкурентными преимуществами данного проекта являются:
— простота управления;
— возможность преодолевать лестничные марши, не прилагая усилий;
— полная безопасность;
— не требует специальных навыков и физической подготовки;
— наличие механизмов эффективного управления и торможения.
В таблице 2 приведен SWOT-анализ товаров-конкурентов и нашей продукции, его результаты только подтверждают качественное превосходство нашего предложения, однако высокая цена изделия создаст дополнительные стоимостные барьеры на рынке.
Таблица 1 — Анализ конкурентов
Конкуренты | ||||||
Факторы | Предлагаемый продукт | Кресло-коляска с ручным приводом | Кресло-коляска для активных людей | Кресло-коляска с рычажным приводом | Кресло-коляска с электроприводом | Специальные кресла-коляски |
Движение по лестничным маршам в обоих направления без посторонней помощи | Полноценная возможность маневрирования | Необходимы специальные навыки и физическая подготовка | Необходимы специальные навыки и физическая подготовка | Нельзя | Нельзя | Необходимы специальные навыки и физическая подготовка |
Безопасность | Высокий уровень безопасности за счет конструкции | Травмоопасное | Травмоопасное | Относительно безопасное | Травмоопасное | Травмоопасное |
Исключительность товаров | Новый вид реабилитационного средства | Очень распространены | Относительно распространены | Относительно распространены | Не распространены | Не распространены |
Физические усилия | Не требуются за счет применения двигателя | Необходима физическая подготовка | Необходима физическая подготовка | Необходима физическая подготовка | Не требуется за счет применения двигателя | Необходима физическая подготовка |
Репутация | Новое изделие | Классика | Новая классика | Классика | Средняя | Средняя |
Возможность использования без посторонней помощи | Есть | Ограничена | Есть | Ограничена | Есть | Есть |
Таблица 2 – SWOT — анализ товаров-конкурентов
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Аранину потребовалась особенная инвалидная коляска, которой можно было бы управлять с помощью джойстика. «Вся индустрия заточена только под спинальников, у кого работают руки. А для людей, у которых только голова работает, нет ничего», — сетует он в интервью РБК.
Один из друзей предпринимателя — инженер Борис Ефимов (сейчас ему принадлежит 25% Observer, столько же у Натальи Губановой и оставшиеся 50% — у Аранина) помог в 2010 году сконструировать «Проходимца» — первую коляску, на которой Аранин смог передвигаться без посторонней помощи. Предприниматель решил присоединить к своей электроколяске гироскоп — устройство, которое приводит сиденье в горизонтальное положение, когда коляска едет по неровной поверхности. Широкие колеса и гироскоп придали коляске качества внедорожника.
Роман Аранин сначала заказал коляску для себя на одном из заводов Тайваня, а потом, когда видео с коляской появилось в интернете и посыпались запросы потенциальных клиентов, решил создать новый бизнес по производству и продаже колясок. В организацию небольшого производства в Калининграде в 2010 году он вложил €10 тыс. — эти деньги ему одолжили друзья-однокашники. Сейчас на производстве работают 25 человек, среди них восемь инвалидов-колясочников. К 2021 году Аранин рассчитывает открыть новую производственную площадку, которая сможет выпускать 2,5 тыс. электроколясок в год.
По словам Аранина, 80% покупателей колясок сейчас — это инвалиды, которые живут на четвертом-пятом этаже хрущевок. В их домах нет лифта, поэтому Аранин снабдил свои коляски ступенькоходами. В 2016 году фабрика Аранина выпустила 60 таких колясок-вездеходов.
Рынок колясок
По официальным данным, в России живут 300 тыс. инвалидов-колясочников. Ежегодно государство обеспечивает колясками 149 тыс. инвалидов, подсчитали специалисты компании «Отто Бокк Мобилити». Самые распространенные коляски — это недорогие модели с ручным приводом, их около 120 тыс. штук, еще 15 тыс. штук — это детские инвалидные коляски, 10 тыс. штук — электроколяски и 4 тыс. штук — коляски активного типа для занятий спортом и путешествий.
По данным аналитической компании Tebiz Group, более 79% отечественного рынка колясок — это продукция зарубежных производителей. Лидером по импортным поставкам в 2016 году был Китай, на его долю приходилось 83%. Крупнейший импортер — Jiangsu Yuyue Medical Equipment & Supply с долей 19,2%. Однако благодаря девальвации рубля в конце 2014 года успешно развиваются и отечественные производители. Крупнейшие — «Отто Бокк Мобилити» из Тольятти, подмосковная «Инкар-М», московская «Катаржина» и др.
Стоимость коляски «Observer Максимус» — около 600 тыс. руб., но Observer продает и более простые и дешевые модели от других производителей — их стоимость начинается от нескольких десятков тысяч рублей. По идее, получить деньги на покупку коляски-вездехода Observer может любой инвалид, утверждает директор дистрибьюторской компании Wheelchairs Moscow Игорь Гаков. Для этого нужно, чтобы такое техническое средство было вписано в индивидуальную программу реабилитации. Но добиться этого непросто — нужно побороться с российской бюрократией.
Роман Аранин признает, что ему повезло. После того как он начал новый бизнес, электроколяски попали в федеральный перечень средств реабилитации инвалидов. И сейчас 90% выручки Observer приходится на государственный канал продаж: коляски покупает Фонд социального страхования либо инвалиды напрямую, но позже получают компенсацию от государства. Еще 5% приходится на обеспеченных инвалидов, которые платят из своего кармана, и 5% — на благотворительные фонды.
Аранин надеется наладить стабильный сбыт за рубежом — первые заказы были из Англии и Испании. Там проблема ступенек не так актуальна, как правило, коляски-вездеходы покупают для загородных прогулок.
Помимо бизнеса предприниматель занимается и социальными проектами — он учредил общественную организацию инвалидов «Ковчег» и три года входил в состав общественного совета при главе Калининграда, налаживая в городе безбарьерную среду. Например, он установил лифт-платформу в Музее янтаря и добился создания специального пляжа для инвалидов.
Взгляд со стороны
«Он не только занимается бизнесом, но и ставит вопрос: должно ли государство заботиться о таких людях?»
Игорь Гаков, директор дистрибьюторской компании Wheelchairs Moscow, руководитель проекта «Открытая планета»
«То, что делает Роман Аранин, — это коляски для людей с очень большими ограничениями. И он, по сути, не только занимается бизнесом, но и ставит вопрос: должно ли государство заботиться о таких людях? Ведь такое может случиться с кем угодно. Он нам напоминает об этом. Люди, которые являются конечными потребителями продукции Аранина, с его помощью создали организацию, отстаивают свои права в Калининграде, исследуют город на предмет свободной, безбарьерной среды — я такую активность видел только в нескольких российских городах. Калининграду повезло, что Роман Аранин хочет и может уделять так много времени этой теме».
Поделиться впечатлениями о фильме вы можете в форме обратной связи.