Бизнес план пример музыкальный проект
Конечно лучшим способом взобраться на вершину музыкального Олимпа является подписать контракт с «толковым» музыкальным лейблом. Но в наше время, когда ежедневно появляется сотни проектов и качественную запись сделать не составляет большого труда, заинтересовать слушателей и продюсеров свой музыкой все сложнее. Поэтому начинать всегда приходиться самому.
За свой небольшой опыт музыкального менеджмента понял, что без четкого и продуманного плана далеко не уедешь. Поэтому публикую пример маркетингового плана на ближайшие полгода для своего нового проекта. Думаю пригодиться для всех, кто хочет донести свою музыку кругу чуть более широкому, чем друзья и местная музыкальная тусовка.
Введение
Есть два музыкальных мира. Первый — это мир чистой музыки, состоящий из вдохновения, сочинения песен, репетиций, исполнения. Второй мир, играющий не менее важную роль в том случае, если вы действительно хотите, чтобы люди услышали вашу музыку – это музыкальный бизнес.
Даже простое произнесение этого словосочетания отталкивает многих людей. Есть в этом словосочетании что-то потенциально-оскорбительное — музыка, становящаяся товаром. Здесь есть какой-то привкус торгашества и предательства. Но в современном музыкальном мире мало быть просто талантливым артистом. Каждый день образовываются новые группы, выпускаются сотни новых песен и каждый считает свою музыку уникальной и неповторимой. Однако не все получают ответную реакцию публики, превосходящей по численности круг ближайших друзей.
Именно поэтому каждый творческий проект должен иметь четкий план реализации и я уверен, что есть способ объединить эти два мира, не занимаясь торгашеством, но в то же время, придерживаясь поставленных целей и намеченного плана.
Итак коротко о музыкальном маркетинге и его 4х основных Фронтах.
Первый Фронт — это Развитие артиста и продукта, и это единственный фронт, который подразделяется на две части — Развитие артиста, сконцентрированное на подготовке карьеры и Развитие продукта — отвечающее за создание и развитие музыки.
Затем идут:
- Второй Фронт: Промоушн (получение радиоэфиров);
- Третий Фронт: Паблисити (СМИ);
- Четвертый Фронт: Перфоманс (Поиск аудитории).
Последние три Фронта называются Демонстрационными Фронтами. Это означает, что добиться того, чтобы люди:
- услышали музыку — это задача планирования Промоушна;
- прочитали или услышали о музыке или об артисте — это задача планирования Паблисити;
- увидели живое выступление музыканта — это задача планирования Перфомансов (концертной деятельности).
Если все три Фронта хорошо скоординированы, то вся деятельность, в конечном счете, возвращается к Развитию продукта, которое занимается привлечением ваших слушателей к покупке или скачиванию музыки.
Все составляющие музыкального бизнеса взаимозависят друг от друга, то есть они заботятся друг о друге и необходимы друг другу, чтобы план музыкального маркетинга был успешно реализован.
План
Данный план подразумевает, что у группы уже есть готовый материал, которые они будут записывать. Останавливаться на данном вопросе подробно не буду, так как существует кучу статей по выбору звукозаписывающей студии, звукорежиссера для мастеринга и сведения записи. Все зависит от вашего бюджета и наличия знакомых в этой сфере.
План по развитию (промоушну) проекта «XXX» разбит на 5 основных этапов и рассчитан на 8 месяцев.
Каждый этап является последовательной ступенью в реализации жизненно важных позиция проекта и имеет определенную продолжительность во времени.
Четкое и своевременное выполнение каждого этапа должно привести к исполнению главной цели – сделать «XXX» узнаваемой группой на территории СНГ с возможностью организации масштабного тура до конца 2012 года, участие на джаз-фестивале в Коктебеле.(Здесь необходимо указать как можно больше конкретных целей, которые реально достижимы)
На таблице приведенной ниже дается расшифровка этапов и приблизительные сроки их исполнения.
№ | Этап | Основные действия | Сроки |
1 | Активная рекламная компания («первая волна») |
| январь-март |
2 | Подготовка к выходу альбома |
| февраль — март |
3 | Выход альбома |
| март |
4 | Гастрольная работа |
| апрель-май |
5 | Период становления группы |
| июнь-август |
Ну вот собственно и все. В следующей статье собираюсь выложить разъяснения по каждому пункту с более конкретной информацией и указанием полезных ссылок.
В заключении хочется отметить, что любой начинающий музыкант должен понимать, что ни о какой прибыли и доходах в данный период не может быть и речи. Только четко организованная работа и посвящение себя проекту целиком и полностью. Не стоит огорчаться из-за отсутствия огромного бюджета-если ваш материал действительно интересен, то обязательно найдутся люди, которые согласятся помочь вам на первых парах.
Ну конечно не забывайте о творчестве и вдохновении.
Любовь – наше все!
Спрос на частные образовательные учреждения растет с каждым днем, особенно в крупных городах нашей страны. Совсем недавно начали открываться и частные музыкальные школы, так как многие хотят отправить туда ребенка или желают посещать ее самостоятельно как хобби. Выбрав такой вид бизнеса, следует тщательно обдумать и обязательно составить бизнес-план музыкальной школы, чтобы просчитать наиболее важные моменты проекта. Этот пример поможет вам составить собственный бизнес-план.
Резюме
Благодаря популярности частных школ, курсов, секций и музыкальных учреждений иногда сами предприниматели задумываются над реализацией проектов маленьких и средних заведений. Для повышения спроса предлагаются узкопрофильные курсы. Примеры: обучение английскому языку, физико-математическая школа, школа с уклоном программирования или музыкальная школа, где ученики занимаются на качественных музыкальных инструментах с мотивированными и высококвалифицированными учителями.
Частная музыкальная школа – проект достаточно сложный, это пока еще в новинку предпринимателям. Важно прописать бизнес-план и продумать нюансы, чтобы получить доходность. Для этого обязательно нужен бизнес-план музыкальной школы с расчетами, где будут учтены все затраты, стоимость оборудования и аренды помещения.
Открыть частную музыкальную школу можно на первом этаже бывшего большого магазина или в государственном учреждении (помещение берем в аренду). Ценность такой школы – в высоком уровне и качестве обучения учеников игре на музыкальных инструментов.
Анализ рынка и определение целевой аудитории
Разрабатывая маркетинговый план, надо провести анализ рынка, определить целевую аудиторию, ее объем и спрос на конкретное направление музыкальных дисциплин.
Целевая аудитория – это, в первую очередь, родители детей с 7 до 14 лет (85-90%), взрослые люди, в основном, женщины 28-40 лет (10-15%).
Наиболее распространенные инструменты, обучение игре на которых имеет спрос:
- Фортепиано (45%).
- Скрипка (25%).
- Гитара (25%).
- Баян (аккордеон) (5%).
Необходимо просмотреть количество аналогичных школ в городе и выявить наиболее востребованные музыкальные направления, составить краткий SWOT-анализ конкурентов. В приоритете высококвалифицированные педагоги и месторасположение школы.
Критерии выбора частной музыкальной школы:
- Имидж школы.
- Уровень квалификации педагогов.
- Оборудование (состояние музыкальных инструментов).
- Близость к школе и дому.
- Цена занятий.
Месторасположение и аренда здания (помещения)
Месторасположение частной школы музыки напрямую влияет на ее посещаемость. Желательно подобрать помещение недалеко от школ, детских садов, лицеев.
Для школы музыки надо рассматривать просторные помещения, не менее 200-250 квадратов, где будет размещаться минимум 4 класса + учительская, санузел, хозпомещение, зал для выступлений площадью не менее 50 кв. м и небольшой холл (минимум 20 кв. м). В помещении должны быть окна, которые нужны для естественного освещения и позитивной атмосферы в школе. Нежелательно размещать школу на 4-5-м этаже, детям должно быть удобно подниматься в образовательное учреждения, как и добираться до него.
Цена аренды помещения в крупных мегаполисах находится в пределах 100 тыс. рублей за 1 кв. м, в более маленьких городах (но не менее 1 млн жителей) цена составляет около 20 тыс. руб. за 1 кв. м. Однако такие образовательные учреждения имеют некоторые скидки за большую площадь, плюс можно получить льготы и финансовую помощь от государства. Аренда помещения в государственном учреждении будет намного ниже, не более 7 тыс. руб. за 1 кв. м.
Инструменты и мебель
В приоритете для музыкальной школы будут, конечно же, качественные музыкальные инструменты. Это оборудование следует покупать в отличном состоянии и хорошей торговой марки, так как родители, приводя детей в частую школу, часто смотрят именно на это. Не рекомендуется покупать инструмент б/у по причине возможного износа и возникновения проблем с ним. Если через год работы придется делать повторную закупку инструментов, это негативно повлияет на доходность предприятия и принесет репутационные потери. Кроме того, в музыкальную школу надо приобрести мебель, а именно:
Наименование | Цена | Количество |
Пианино | 70 000 | 3 |
Скрипка | 5 000 | 3 |
Гитара | 5 000 | 3 |
Баян | 25 000 | 2 |
Стулья | 600 | 15 |
Диван (в холл) | 10 000 | 1 |
Стол для учителя | 5 000 | 12 |
Сантехника | 10 000 | 1 |
Хозтовары | 2 000 | – |
Стулья для зала | 500 | 20 |
Итого | 391 000 | 60 |
Затраты на музыкальные инструменты являются основной статьей расходов, однако они влияют на рентабельность вложений в проект.
Для старта частной музыкальной школы необходимо 2 пианино для 2-х классов и 1 инструмент для зала, по 2 скрипки для 2-х классов и одна для выступлений либо для педагога во время занятий, 1 баян для ученика и 1 инструмент для учителя. Далее следует смотреть по востребованности уроков и докупить необходимые инструменты.
Прежде чем устанавливать мебель и сразу приглашать учеников, инструменты надо обязательно настроить для качественной работы. Кроме того, этот процесс надо внести в график и не реже раза в полгода перенастраивать инструмент, особенно чувствительно к этому пианино.
Штат
Открыть частную школу без достойного уровня обучения можно, но вложения вряд ли окупятся даже за год. Скорее всего, к вам просто никто не придет. Гарантией качественного обучения является не только качественный инструмент, но и высококвалифицированные педагоги. К их квалификации клиенты предъявляют повышенные требования. Кроме того, в школе должны быть сотрудники, обеспечивающие порядок и дисциплину, а также ведение бухгалтерской отчетности.
Требуемый штат сотрудников:
Должность | ЗП | Количество единиц |
Заведующий(ая) | 40 000 | 1 |
Педагог | 30 000 | 4 |
Уборщик помещений | 15 000 | 2 |
Охранник (ночной) | 15 000 | 2 |
Бухгалтер (на полставки или удаленный) | 15 000 | 1 |
Итого | 235 | 10 |
Заведующий и педагоги работают по графику 6 дней в неделю с 9:00 до 18:00, уборщик помещений – с 14:00 до 18:00, охранник требуется в ночную смену – с 18:00 до 9.00. Бухгалтера будет вполне достаточно на период сдачи отчетов в налоговую службу, это не более 10 часов в месяц.
Регистрация
Зарегистрировать бизнес при открытии частной школы музыки следует как ООО. Для этого обязательно надо подать документы не позднее чем за 2 месяца до официального открытия.
Кроме того, необходимо получить разрешения от Роспотребнадзора, пожарной охраны и лицензию на ведение образовательной деятельности. Очень важна документация педагогов, а именно сертификат квалификации и опыта работы.
Маркетинг
Открывая музыкальную школу, необходимо разработать рекламную стратегию, особенно на период окупаемости учреждения. Она нужна и в случае высокой конкуренции аналогичных школ, и при отсутствии таковых. Это объясняется, в первом случае, борьбой за место в нише, во втором – привлечением учеников и их родителей к искусству и творчеству, ведь многие хотят, но боятся посещать частные школы. Создавая свой бренд, необходимо расположить потенциальных клиентов и предложить им то, от чего они не смогут отказаться. В любом случае обязателен маркетинговый анализ в начале разработки проекта, выявление потребностей, определение страхов родителей, а также возможностей и угроз развития школы в данном городе и при конкретных обстоятельствах.
От правильной стратегии маркетинга и выявления потребностей клиентов школы зависит ее прибыль и срок окупаемости затрат в процессе деятельности. Поэтому еще перед открытием школы необходимо оповестить о своем существовании весь район города, в котором будет находиться школа. Для этого надо:
- Провести опрос целевой аудитории (родителей с детьми 7-14 лет) как при полевом исследовании, так и на форумах и в группах в соцсетях.
- Побеседовать с администрацией школ города на предмет сотрудничества.
- Собрать сведения, сколько детей проживает в данном и близлежащих районах, чтобы сформировать примерный объем целевой аудитории.
Оформить входной фасад школы красивой большой табличкой, проинформировать людей об открытии учреждения. Это можно сделать следующими способами:
- Флаеры в почтовые ящики домов в районе.
- Раздача флаеров неподалеку от школы.
- Листовки в школах, детских садах (старших группах).
- 2 билборда (один в районе школы, другой в соседнем районе).
- Реклама в городских газетах.
На рекламу уйдет также немало расходов.
Ориентировочная смета:
Наименование мероприятия | Цена |
Флаеры в почтовые ящики | 5 000 |
Раздача флаеров около школы | 3 000 |
Листовки в образовательных учреждениях | 1 000 |
2 билборда (1 мес.) | 50 000 |
Реклама в газетах | 5 000 |
Итого | 67 000 |
Переменные траты
Не стоит забывать и о затратах на коммунальные платежи. Несмотря на то что музыкальные инструменты сами по себе незатратны, но надо освещать 200 кв. м и обогревать их – это выйдет не менее 20 тыс. руб. в мес. Необходимо потратиться на связь (телефонную и интернет). Это необходимо для мобильности и работы учителей – около 10 тыс. рублей.
Регистрация ООО потребует около 2 тыс. рублей, а лицензия зависит от города открытия частной музыкальной школы и количества открытых музыкальных классов. На данный момент можно сделать вывод, что вложения, инвестированные в проект частной музыкальной школы, составят минимум 712 000 + минимум 10 тыс./кв. м (20 000) = 732 000 + стоимость лицензии (не менее 5 тыс. рублей) и дополнительных затрат (100 тыс. рублей).
В итоге
Бизнес-идея открытия частной школы музыки достаточно рискованна, не очень прибыльна. По оценке экспертов, прибыль в среднем поднимается до цифры 25%. Однако сейчас имеет место спрос на частные школы с хорошими предложениями, и есть много свободного места в данной нише. Вполне реально создать свою школу и развить ее до сильных и конкурентоспособных масштабов, добиться положительного имиджа и с использованием маркетинговых инструментов привлекать учеников со всего города (если это мегаполис) или со всей области (если город среднего размера). Успех зависит от качества обучения и эффективного пиара школы.
В JAM Club каждый день проходит по два концерта, а по выходным — по четыре. Через клуб прошло уже 400 коллективов, и только 40 из них умеют собирать на себя аудиторию. Почему так происходит, как группе стать востребованной и что для этого нужно?
Арт-директор клуба, Антон Рактович, совместно с Timepad, запускает семинар-интенсив «Музыкальный коллектив как бизнес-проект». Накануне интенсива мы поговорили с Антоном, чтобы узнать, почему группам стоит воспринимать музыкальный рынок не только как хобби, но и как реальный и прибыльный стартап.
В ноябре 2017 я собрал продюсеров, руководителей музыкальных групп, самих музыкантов. Оказалось что мало кто обладает фундаментальными знаниями рекламы, основами продвижения.
Вот, например, базовый чек-лист того, что нужно сделать, если даете концерт:
- Найти свою публику
- Создать место куда она приходит — сайт, группу, инстаграм.
- Анонсировать свои концерты в социальных сетях.
Но даже эти основы делают не все! У некоторых организаторов фестивалей и туров нет понимания как вести это как бизнес-процесс.
Каждый концерт — это микробизнес. Я наблюдаю за тем, что музыканты не умеют вести переговоры, в пресс-релизах пишут только про то, какой институт закончили, и не думают как и чем заинтересовать аудиторию и клуб. Не работают над своими пресс-релизами, фотографиями. Мне пишет заказчик — нужна кавер-группа, а ни у кого из желающих выступить нет промо. Как можно получить заказ без промо? Никак.
У нас не развита культура поведения артистов на сцене. Им нужно учиться общаться с публикой. Нельзя на концерте утыкаться носом в ноты — это тоска, людям хочется драйва. Если музыкант может разбавлять паузы рассказами и шутками, он сразу выходит на другой уровень. Это выделяет из толпы.
Группе нужны не только знания по тому как продвигать себя, пригодятся и базовые юридические знания — как открыть ИП, где взять денег, как управлять своими финансами и деньгами коллектива.
Я видел в фейсбуке сообщения от музыкантов про разные клубы — «клуб не работает» «ничего не делает». Они хотят просто прийти и отработать концерт, но это совковая позиция, группа это ваш бизнес-проект. Начать продвигать себя не так сложно. Если ты крутой гитарист — заведи блог на ютубе и рассказывай о себе и концертах.
Клубам и ресторанам неинтересно ставить музыканта, который не собирает на себя аудиторию. Люди приходят в заведение на музыкантов, а музыканты считают что клуб должен их продвигать. Это в корне неверно, группы должны работать над своим проектом, собирать аудиторию, работать с ней. Кроме того, для каждого места у коллектива может быть отдельная аудитория, которая ходит на них именно в этот клуб или ресторан. Если музыкант собирает на себя клубы — он сможет расти и переходить на другой уровень. Если думать что за вас должен поработать клуб — вы не сможете вырасти.
4 совета от руководителя арт и пиар направлений Джаз-клуба Андрея Макаревича
- Главное — начать, и не бояться пробовать новое
- Делать информативный и привлекательный анонс события
- Обеспечить простоту покупки билета — каким бы крутым ни было событие, на него не придут, если билет купить сложно
- То, что вы даете аудитории, должно быть действительно значимо
1 марта в JAM Club состоится бизнес-встреча для всех, кто рассматривает музыкальный рынок как прибыльный стартап. На встрече эксперты расскажут о поиске финансирования, продвижении музыкальной группы, об организации гастрольных туров и специфику музыкального рынка регионов. Встреча проводится при поддержке Timepad.