Бизнес план предприятия пассажирских перевозок
1. Краткий инвестиционный меморандум
Рассматриваемая компания занимается пассажирскими перевозками на собственных микроавтобусах. Основная направленность компании — региональные междугородние перевозки. Цены на новые автомобили высоки, поэтому предполагается покупка трёх подержанных импортных микроавтобусов вместимостью 19 человек в хорошем техническом состоянии. Это позволит начать бизнес с меньшими вложениями и быстрее его окупить.
В бизнес-плане мы исходим из того, что каждый автобус будет в среднем ежедневно перевозить 10 пассажиров на расстояние 500 км. В таком случае удастся окупить первоначальные затраты менее, чем через 2 года.
Сумма первоначальных инвестиций — 4 002 500 рублей;
Ежемесячные затраты — 746 873 рублей;
Ежемесячная прибыль — 183 521 рублей;
Срок окупаемости — 23 месяца;
Точка безубыточности — 3 месяц;
Рентабельность продаж — 27%.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Автопарк компании состоит из машин импортного производства вместимостью 19 человек. Для сокращения суммы первоначальных инвестиций и скорейшего выхода на окупаемость, предполагается купить автомобили с 3–5 летним пробегом. Чтобы минимизировать риск возникновения технических проблем, выбрать автобусы с прозрачной историей и пройти полную диагностику узлов и агрегатов в профильном автосервисе. Как правило, ресурса таких автобусов хватает на 10 лет интенсивной работы, после чего они резко теряют в цене. Бизнес-планом предусмотрена полная амортизация автопарка в течение 5 лет.
Предполагается, что маршруты поездок будут проходить между региональным центрами, так как обычно именно они генерируют наибольший пассажиропоток. Возможна диверсификация маршрутов в пользу актуальных сезонных направлений.
Стоит отметить, что владение автопарком несёт ряд дополнительных расходов: страхование автогражданской ответственности, техобслуживание, транспортный налог. Для того, чтобы минимизировать затраты на ремонт нужно заключить договор с автосервисом, который будет регулярно обслуживать автопарк. Также нужно заключить договор с фирмой, которая будет проводить медицинские осмотры водителей перед выездом.
Конкурентами в борьбе за пассажира будут выступать муниципальные автобусные перевозчики, частные перевозчики на легковых автомобилях и микроавтобусах. Также пассажир может выбрать альтернативный вида транспорта: самолет и поезд.
Большой популярностью пользуется сервис «BlaBlaCar», который позволяет водителям легковушек искать попутчиков и подвозить их за небольшую плату, тем самым экономить на топливе. В реальности он часто используется нелегальными таксистами для поиска клиентов. Цены на такую поездку ниже стоимости билета на автобус, однако такие поездки небезопасны: состояние водителей никто не проверяет перед рейсом, а транспорт может оказаться технически неисправным.
Исследование рынка пассажирских перевозок показало, что цена билета на автобус прямо пропорциональна расстоянию поездки и составляет от 1,5 до 3 рублей за километр пробега, в зависимости от конкурентной среды. Кроме цены билета за километр проезда выручка за определённый период зависит от количества пройденных за этот период автобусами километров и количества купленных на эти рейсы билетов. Произведение этих показателей и будет составлять выручку. Таким образом, для повышения дохода от перевозок нужно стремиться к повышению этих показателей.
Загрузка автобусов зависит от региона, маршрута и дня недели. Перед выходными и после них, как правило увеличивается пассажиропоток. Колебания спроса в течение года зависят от конкретного региона, для большей части России характерен спад в летний период и подъём в осенний и зимний периоды.
Главным каналом продаж в этой сфере для нового участника рынка сегодня станут агрегаторы: Рос-билет, Busfor и Туту. Для работы с агрегатором нужно заключить агентский договор. Комиссия за услуги онлайн бронирования и продажи билетов в среднем составляет 15%. Площадка берёт на себя все затраты по привлечению пассажиров и позволяет им быстро и удобно приобрести билет.
Для того, чтобы легально заниматься перевозками нужно получить лицензию на перевозку пассажиров автобусами и микроавтобусами, оборудованными для перевозок более 8 человек, которая выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Для включения автобусов в реестр лицензий Ространснадзора необходимо предоставить информацию и документы:
- Реквизиты юридического лица или ИП;
- номер и дата выдачи лицензии на пассажирские перевозку автобусами;
- государственный регистрационный номер;
- идентификационный код транспортного средства (VIN);
- марку, модель ТС;
- год выпуска;
- документ, подтверждающий право владения автобусом (собственность, либо договор аренды, лизинга и т.п.);
- дата проведения последнего технического осмотра автобуса;
Чтобы получить лицензию обязательно наличие:
- страховых полисов ОСАГО и обязательного страхования пассажиров;
- акта поверки тахографа;
- договоры об обслуживании системы контроля ГЛОНАСС (либо ГЛОНАСС-GPS);
- наличие в штате лицензиата ответственного лица имеющего квалификацию по направлениям: «Специалист, ответственный за безопасность дорожного движения», «Контролёр технического состояния»;
- документов для водителя: водительское удостоверение, медицинская справка нового образца, трудовая книжка (с записью о месте работы);
- документа, подтверждающего прохождение процедуры категорирования ТС в Росавтодоре;
Также перевозчик обязан включать в стоимость каждого билета страховку пассажиров.
ОСГОПП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Договор ОСГОПП заключается сроком не менее, чем на 1 год и в отношении всего парка ТС перевозчика. Минимальные и максимальные ставки страховых тарифов по ОСГОПП установлены Постановлением Правительства РФ и являются едиными для всех страховых компаний. Премиальные берутся из расчёта на одного пассажира и для междугородних и международных автобусных перевозок они установлены на уровне от 9,14 до 18,40 руб.
Для того, чтобы начать вести деятельность необходимо зарегистрировать ИП, форма налогообложения УСН (6%). Следует выбрать код ОКВЭД 49.39 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки»
Наименование | Количество | Цена за 1 шт. | Обшая сумма |
Ford Transit | 3 | 1 300 000 | 3 900 000 |
Ноутбук | 1 | 25 000 | 25 000 |
Офисный стол | 1 | 4 000 | 4 000 |
Офисные кресла | 1 | 3 500 | 3 500 |
Оргтехника | 1 | 20 000 | 20 000 |
Итого: | 3 952 500 |
6. Организационная структура
В штате сотрудников: директор и 6 водителей, по 2 на каждый автобус. Директор занимается оперативным управлением компанией, а также выполняет роль диспетчера, контролируя маршруты. Водители выполняют поездки по маршрутам, график их должен быть спланирован так, чтобы все автомобили были в работе ежедневно.
Режим труда и отдыха водителей автобуса регламентируется положениями приказа Минтранса № 15. Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени — 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов.
Постоянные расходы | Оклад | Количество сотрудников | Сумма | Средняя з/п в месяц на сотрудника |
Директор | 30 000 | 1 | 30 000 | 52 133 |
Водитель | 20 000 | 6 | 120 000 | 42 133 |
Страховые взносы | 45 000 | |||
Итого ФОТ | 195 000 |
Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.
Инвестиции на открытие | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 50 000 |
Закупка оборудования и автомобилей | 3 952 500 |
Итого | 4 002 500 |
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 349 928 |
Аренда офиса | 24 000 |
ОСАГО | 5 250 |
Автомобильный налог | 1 500 |
Техническое обслуживание автомобилей | 30 000 |
ГСМ | 160 035 |
Комиссия агента по продаже билетов (15%) | 56 160 |
Предрейсовый медосмотр водителей | 10 000 |
Коммунальные услуги | 5 000 |
Амортизация | 65 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 10 000 |
Непредвиденные расходы | 30 000 |
Итого | 746 873 |
План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
- Риск повреждения автомобилей. Страхование по КАСКО полностью покрывает затраты, но может стоить дорого, необходимо рассчитывать индивидуально. Защитить машины от преждевременного износа позволит регулярное техобслуживание в профильном сервисе.
- Низкий спрос. Необходимо работать над повышением лояльности текущих клиентов и расширением клиентской базы, следить за имиджем компании (публичные отзывы в агрегаторе, рекомендации).
- Слишком высокий спрос. Нужно расширять автопарк, можно брать автомобили в лизинг, кредит или привлекать водителей с собственными автомобилями.
- Невыполнение обязательств водителем. Тщательно подбирать персонал, разработать систему мотивации персонала, чтобы работник желал сохранить рабочее место.
Финансовая модель пассажирских перевозок
Добавлено в закладки: 0
Бизнес в сфере пассажироперевозок окупается гарантированно, но если работать с одним автомобилем, то сложно достигнуть высокого заработка. Поэтому выгоднее открыть свой маршрут или службу такси. Прежде чем открыть пассажирские перевозки, необходимо проанализировать существующие возможности и состояние рынка, а также разработать жизнеспособный бизнес-план с точными расчетами.
Бизнес-план: конкретная реализация
Практика показывает, что 10-12 автомобилей дадут возможность получать хорошую прибыль. По отзывам, маршрутный бизнес имеет рентабельность 10-15%, хотя достаточно многое зависит от точного маршрута, количества машин на маршруте, а также территориального расположения.
На видео: Организация пассажирских перевозок
- Бизнес-план «Пассажирские перевозки» имеет целью открыть маленькое автотранспортное предприятие.
- В основе стратегии учредителя – осуществлять перевозки пассажиров по установленному городскому маршруту.
- Предполагаемый срок окупаемости бизнеса – 1 год.
- Какая оптимальная форма собственности в конкретном случае будет использоваться? Общество с ограниченной ответственностью, что позволит создать сеть предприятий по пассажирским перевозкам и набирать обширный штат персонала. Прежде чем создавать предприятие, необходимо продумать точные маршруты, режим работы, количество машин и сотрудников, которые будут задействованы в работе. Все эти особенности позволят рассчитать размер стартовых инвестиций и прибыль, которую принесет предприятие.
Так, согласно плану, ООО будет обслуживать горожан ежедневно с 6:00 до 23:00 часов, что позволит полностью отвечать потребностям целевой аудитории и максимально охватить ее. Для того чтобы реализовать бизнес-план, предусматривающий создание высокоприбыльной системы маршрутных такси, потребуется выведение на маршрут около 10 машин. При маршруте продолжительностью в 1 час и интервалом между машинами в 6 минут такого количества транспорта будет достаточно.
Выбор маршрутов должен определяться существующей автотранспортной картиной в городе. Наиболее востребованными будут маршруты, соединяющие два спальных района или отдаленные районы с центром, что позволит жителям добираться в нужную точку без пересадок. Как показывает практика, предлагая направления, которые пока что не охвачены городской транспортной системой, предприниматель может быть уверен в появлении большого количества пассажиров.
Выбор небольших маршруток, как правило, ГАЗелей, объясняется современными тенденциями и запросами большинства пассажиров. Сегодня автобусы большой вместительности в городе не популярны, так как в подобных условиях они неудобны. Горожане привыкли к быстрым и маневренным ГАЗелям, которые преодолевают расстояние гораздо быстрее, нежели габаритный автобус. Помимо всего, вместительность в 12-13 человек разрешает делать остановки существенно реже и бережет время пассажиров. В этих условиях планировать на успешные перевозки пассажиров, пользуясь техникой, вместительностью 30-40 пассажиров, нереально.
На видео: Основы пассажирских перевозок автомобильным транспорт
План по маркетингу и продажам
Проведя маркетинговые исследования, можно сделать вывод о высокой востребованности новых маршрутов во всех средних и больших городах. Чтобы не ошибиться с выбором направлений, следует предварительно изучить настроения потенциальных клиентов – граждан, пользующихся общественным транспортом, и проанализировать существующую транспортную схему города, вычислив ее слабые места. Стандартный бизнес-план пассажирских перевозок демонстрирует, что каждый день маршрутное такси делает 10 рейсов (учитывая, что в вечернее время на маршруте автобусов намного меньше, чем утром и днём). Цена одной поездки составляет 17 рублей. Вместительность микроавтобуса – 13 пассажиров. Значит, средняя прибыль за месяц с одной ГАЗели будет равна 66,3 тысяч руб. Доход с десяти ГАЗелей в месяц – 663 тыс. руб., в год – 7 956 тыс. рублей.
Далее нужно рассчитать затраты, которые понесет основатель бизнеса до его открытия и после. Так, еще до закупки машин и регистрации предприятия следует сообщить о появлении нового маршрута потенциальным пассажирам. Чтобы донести до населения информацию о новом маршруте, понадобится вывесить на остановках таблицы с номерами маршрутов и указать главные остановки. Их цена составит примерно 2 тысячи рублей. Чуть дороже рекламная кампания обойдется, если размещать информацию о новых услугах в интернете. Затратная маркетинговая фирма для этого вида бизнеса не целесообразна, поэтому заниматься распространением информации лучше самостоятельно. Маршрутное такси считается отличным местом для пиара, что в дальнейшем будет дополнительным источником заработка.
Отдельным пунктом бизнес-плана компании по пассажирским перевозкам будет регистрация предприятия. Учитывая, что этот вид деятельности подлежит лицензированию, предварительная работа займет большое количество времени. Поначалу предстоит стандартная регистрация ООО, открытие счета, уведомление налоговых органов и Пенсионного фонда. Затем нужно обратиться в компетентный орган для получения лицензии. Она даётся на 5 лет. Кроме того надо заранее заключить договор аренды с обладателем 10 гаражей, чтобы купленные автомобили было куда поставить. Завершив предварительную работу, можно начать покупку главных средств получения будущего дохода. Можно приобрести отечественные ГАЗели, тем самым получив долговечный и удобный для городских маршрутов транспорт. Правда, не стоит закупать б/у машины, поскольку в этом случае никто не может дать гарантию надежности и безопасности движения. Частые неисправности и немалые интервалы в маршрутных перевозках неизбежно дадут почву внезапному уменьшению количества пассажиров, что автоматически приведет к убытку.
Цена ГАЗелей обычной комплектации составляет в пределах 700 тысяч руб. Следовательно, издержки на средства основного характера составят 7 млн. руб. Затраты на запчасти в первый год будут небольшими, поэтому в стартовые расходы этот пункт можно не включать. Практика показывает, что ГАЗели при активной эксплуатации, первые 3 года службы не требуют дорогого ремонта. Солидные затраты нужны лишь на ГСМ. Примерно за месяц на бензин и запчасти для каждого автомобиля будет уходить 1 тысяча рублей. Соответственно, для обслуживания 10 машин маршрута ежемесячно на эти цели придется тратить около 10 тысяч.
После регистрации ООО и закупки автомобилей необходимо нанять достаточное количество персонала. Чтобы предприятие не простаивало и все машины по графику выходили на маршрут, нужно взять в штат не меньше 16 шоферов, которые будут работать по скользящему графику, и четырех диспетчеров. Шоферов для городского пассажирского автотранспорта лучше брать с опытом работы не менее 3 лет. Размер заработной платы для каждого сотрудника составит от 30 тысяч рублей и более в зависимости от нагрузки.
На видео: Бизнес-такси особеннности
Регистрация компании по пассажирским перевозкам
Поскольку пассажирские перевозки относятся к лицензируемой деятельности и предоставляют особый тип услуг, а также предусматривают наем штата сотрудников, единственным подходящим вариантом оформления деятельности будет юридическое лицо.
Чтобы зарегистрировать ООО, учредитель (или несколько) обращается в территориальный орган налоговой службы, где подает заявление по специальной форме и предъявляет стандартный перечень документов. В него входят паспорт и ИНН всех учредителей, решение о создании ООО, если совладельцев несколько – также протокол собрания учредителей и договор, копия квитанции об уплате государственной пошлины и некоторые другие документы, перечень которых можно получить непосредственно у специалистов ФНС.
Процесс регистрации компании будет немного осложнен необходимостью получения лицензии на перевозку пассажиров. Такую лицензию выдают при предоставлении определенного пакета документов:
- заявление по специальной форме;
- свидетельство о регистрации ООО;
- подтверждение постановки предприятия на налоговый учет;
- копии всех учредительных документов, заверенных нотариусом;
- копии прочих документов, которые перечисляются в «Положении о лицензировании», а также специализированном законе (https://www.glavbukh.ru/art/92151-zakon-o-litsenzirovanii-otdelnyh-vidov-deyatelnosti-v-2018-godu).
Помимо этого основного перечня, в компетентных органах могут запросить декларацию о наличии собственной стоянке или наличии договора аренды необходимой площади, документы о техническом состоянии оборудования, принадлежащего предприятию, сертификаты, подтверждающие соответствие техническим нормам и некоторые другие. Конкретный перечень можно найти в соответствующих нормативных актах.
На видео: Пассажирские перевозки на минивэнах
Финансовые расчеты и окупаемость
Учитывая все перечисленные статьи затрат, можно подытожить суммы вложений в открытие бизнеса по пассажирским перевозкам за первый год работы:
- расходы для открытия предприятия – 20 000 рублей;
- аренда – 300 000 рублей;
- транспорт (ГАЗели) – 7 000 000 рублей;
- на зарплату работников – 5 760 000 рублей;
- материальные запасы (запасные части и ГСМ) – 120 000 рублей;
- аутсорсинговая компания – 50 000 рублей;
- другие расходы – 20 000 рублей;
- непредвиденные траты – 50 000 рублей.
Если грамотно построить маркетинговую политику, можно сделать вывод о перспективности маршрутного бизнеса. По примерным прогнозам инвестиции окупятся к концу первого года работы. Второй и третий годы станут периодами наибольшей рентабельности, а после этого придет время дорогостоящих ремонтов и замены автомобилей. Эту особенность нужно учитывать заранее, стараясь к этому времени увеличить масштаб работы, количество машин на маршруте и пассажиропоток.
Наряду с перспективами и широкими возможностями пассажирских перевозок существуют и определенные риски, которые могут стать причиной убытка предприятия. Главные факторы – непопулярность открытых маршрутов, недостаточно высокое техническое состояние машин, что становится причиной частых поломок и приводит к недоверию клиентов, а также плохое качество обслуживания пассажиров водителями и диспетчерами. Последний аспект в условиях современного развитого рынка также имеет колоссальное значение.
Таким образом, открыть пассажирские перевозки в современных условиях роста инфраструктуры и активной централизации и глобализации оказывается престижным и потенциально прибыльным делом. Главными факторами успеха такого стартапа будут строгое планирование каждого этапа создания бизнеса и тщательные финансовые расчеты.