Бизнес план покупки грузового автомобиля в лизинг
Что делает обычный мужчина с правами, если ему не хватает денег? Правильно – таксует! Спрос на услуги такси есть почти всегда и везде. Примерно так же думают предприниматели, начинающие бизнес на грузоперевозках.
Однако, как показывает опыт, 10-15% небольших компаний по перевозке каждый год прекращают свою деятельность. В качестве причин своего провала разорившиеся грузоперевозчики называют жесткую конкуренцию (в том числе грязную), нестабильный спрос, высокие эксплуатационные затраты. Между тем, грамотный бизнес план собственной грузоперевозки может нивелировать любые риски.
Перевозка грузов: обзор рынка услуг по грузоперевозкам
Общероссийский рынок перевозок грузов в 2017 году достиг 773 млрд рублей, что на 14,6% больше, чем годом ранее. Реальные объемы, рассчитанные не в рублях, в тонно-километрах, более точно характеризуют состояние этой сферы экономики. А здесь бизнес имеет не такую впечатляющую динамику — прирост составил 6,4 % — или 130,9 млрд тонно-км. Если сравнить с 2014 годом, то ситуация выглядит совсем в другом свете. Тогда стоимостный объем был равен 982 млрд руб., а физический — 117,6 млрд тонно-км.
Эксперты утверждают, что в 2019 году положительный тренд, скорее всего, сохранится. Но даже в этих условиях запуск малого бизнеса и перевозка тяжёлых грузов будет напоминать ледяной душ. Конечно, придется забыть о грузовиках-иномарках и сосредоточится на конкурентной борьбе с “коллегами по цеху”.
«Не мечтайте о больших доходах и малом сроке окупаемости перевозки грузов, — считает Игорь Малюгин, эксперт по бизнес планам. – В то же время доход будет. Хозяин фирмы с 2 «Газелями» может рассчитывать на заработок в пределах 2-2.5 средних зарплат в регионе. Конечно, если будет вертеться, как белка в колесе».
Как открыть свой фирму по грузоперевозкам: пошаговая инструкция
Приведем краткий план действий, как открыть с нуля свою небольшую транспортную компанию:
- проработать бизнес план грузовых перевозок;
- регистрация фирмы;
- поиск средств для стартовых капиталовложений;
- аренда офиса и площадки для автотранспорта;
- подбор персонала;
- выбор и покупка автотранспорта или, как вариант, аренда машин;
- рекламная кампания и маркетинг;
- запускаем дело.
Что нужно, чтобы открыть бизнес на грузоперевозках?
Прежде чем начать дело, нужно решить, какие перевозки осуществлять. Если рассчитывает на небольшие объемы, то для этого выбирают форму предпринимательской деятельности – ИП. Сделать это просто — придите в местную налоговую инспекцию и выполните ряд легких письменных процедур.
До 01.01.17 статус ИП подтверждало свидетельство. Сегодня для бизнесмена главный документ — выписка из ЕГРИП по форме Р6000. Ее выдадут через 3 дня после подачи заявки. Там же, в налоговой, расскажут о льготном налогообложении и даже дадут ссылки на сайты, где найти образец любого договора для ИП «домашних» грузоперевозок.
Конечно, можно зарегистрировать Общество с Ограниченной Ответственностью, но общая величина налогов будет неподъёмной для начинающего бизнесмена. Такая форма необходима для работы с крупными заказчиками, так как учитывает НДС (этот налог индивидуальные предприниматели не плятят). Крупный бизнес просто не пойдёт на заключение договоров с «индивидуалами».
Вести бизнес на грузоперевозках “в черную” — то есть без регистрации — просто опасно. При сегодняшнем уровне контроля леваки-грузоперевозчики быстро попадают в поле зрения правоохранительных органов.
Персонал
Следующий шаг бизнес плана – подбор персонала для перевозки грузов. Искать персонал для грузоперевозок нужно параллельно с автотранспортом.
“Техника не только дорогая, но и небезопасная. Перевозка связана с имущественной ответственностью и ценой груза. Так что к найму шоферов стоит подойти ответственно”, — советует бизнесмен Илья Комолов.
Бизнес план грузоперевозки Ильи предполагает, что для начала хватит и пары водителей. С каждым из них необходимо заключить договор о материальной собственности. Наверняка потребуются грузчики. Их не обязательно брать в штат — достаточно иметь контактные телефоны людей, готовых по первому звонку прийти на работу. Функции диспетчера тоже лучше взять на себя хозяину фирму. Или отдать на аутсорсинг.
Приведем ежемесячные зарплаты на персонал по бизнес плану:
Сотрудник грузовых перевозок | Заработная плата | Количество сотрудников |
Директор (он же 1-й водитель) | 40 000 рублей | 1 |
2-й водитель | 35 000 рублей | 1 |
Грузчик (по вызову) | 20 000 рублей | 2 |
Месячный фонд оплаты труда для фирмы со штатом из 2-х водителей составит 115 тыс. рублей в месяц. Сюда приплюсуем налог 6% от оборота и взносы в ПФ РФ и ФФОМС в размере 22 261.38 рублей + 1% от оборота. При общем доходе, например, 500 тысяч рублей в первый месяц, затраты на персонал составят:
115 000 (з/п) + 22 261 (стабильная ставка) + 5 000 (1% от 500 000 ) = 142 261 рубль.
Маркетинг
Как мы уже отметили, рынок грузовых перевозок характеризуется высокой и жесткой конкуренцией. Образно говоря, о себе нужно не шептать, надеясь на «сарафанное радио», а заявить как можно громче, чтобы потенциальные заказчики услышали.
“Лучше всего давать объявления в местные СМИ, — считает Комолов. — Стоит обойти как можно больше домов и дворов, наклеив информацию о себе — типа, быстро, дешево и надежно доставим груз”.
Можно также дежурить у супермаркетов стройматериалов. Там проще всего найти клиентов, хотя можно и нарваться на агрессивных “коллег”. Примеры тех, чье дело «встало на ноги», показывают, что рекламой нужно заниматься постоянно.
Стоимость маркетинга и рекламы по бизнес плану грузоперевозки на начальном этапе составит минимум 50 тыс. рублей.
Оборудование
В связи с дорогой валютой рассчитывать придется на российские машины. Бывалые предприниматели советуют покупать для грузоперевозок автомобили с удлиненным кузовом (так называемая европлатформой) ГАЗ-3302 «Газель» на дизельном двигателе Cummins.
Сколько нужно денег, что открыть перевозки?
Итак, мы решили открыть небольшую фирму с парком из 2-х грузовых ГАЗ-3302, как это делает большинство. В этом случае расходы, согласно бизнес плану, окажутся следующими:
- 2 машины ГАЗ-3302 «Газель» на дизельном двигателе Cummins — 2 108 000 рублей;
- ноутбук, сигнализация, видеорегистраторы, противоугонные механизмы и страховка — 60 000 рублей;
- топливо и ГСМ — 100 000 рублей;
- аренда парковочных мест — 12 000 рублей
- непредвиденные расходы на ремонт и другие нужды — 160 000 рублей;
- реклама — 50 000 рублей
- фонд з/п — 142 261 рубль.
Итого по бизнес плану грузоперевозок придётся заплатить 2 632 261 рублей.
Отметим, что наш бизнес план транспортировки грузов учитывает минимальные расходы. Например, если у взятого на работу водителя есть место для парковки во дворе дома, а топливо покупается из авансовых платежей.
Сроки окупаемости
Если инвестиции произведены из личных денег, то нормальный срок окупаемости не превышает 10-12 месяцев — исходя из этого и составляют бизнес план ИП. Если был взят банковский кредит, то фирма пройдет точку безубыточности в лучшем случае через 3 года. В любом случае регистрация и налоги компании предопределяют организацию работы и скорость возврата стартовых капиталовложений.
Арендовать авто или использовать своё?
Если нет денег на старт или банки отказывают, машины берутся в аренду. Но ставки высоки плюс придётся платить дополнительные страховки.
“Я пробовал брать в аренду. Такое ощущение, что превратился в раба на галере”, — пишет форумчанин #hfaur. И с ним соглашается большинство юзеров.
Рентабельность дела на транспортировке груза
Доходность к уровню затрат зависит от типа работ. Если выбрать внутригородской формат, то вряд ли получится превысить больше, чем на 10-15%. Если грузоперевозка междугородняя, рентабельность достигает 25-35%. Правда, более выгодный сегмент рынка контролирует крупный бизнес, которые предельно жестко отстаивают свою нишу.
Плюсы и минусы дела по доставке грузов
К минусам относят высокий риск профессии водителя, аварийность на дорогах, высокую стоимость новой техники. Кроме того, разорить могут и недобросовестные клиенты, если неправильно оформлять заказы. Таких случаев, увы, немало.
Неподъемным может оказаться и старт. Реальные расчеты многих экспертов показывают, что бизнес оказывается успешным, когда новые малотоннажные грузовики имеют ценник не дороже 600-700 тыс. рублей. Увы, за такие деньги можно взять разве что 3-х и даже 5-летние “Газели”, но их восстановление потребует не только нервов, но и опять-таки денег.
К плюсам относят большие заработки — конечно, если повезет с международными заказами. В то же время опрос бизнесменов показывает, что после 3 лет работы на этом рынке большинству удается найти постоянных клиентов.
Заключение
Любой бизнес план грузоперевозки остаётся всего лишь проектом – который по ряду причин может оказаться не выполнен. Стоимость новых машин, безусловно, давит на предпринимателей, которым особенно трудно приходится в первые три года деятельности, когда еще не “наработаны” договора с крупными клиентами, работающими на международных маршрутах. Огромное значение имеет сумма начальных капиталовложений. Если дело открывается за свои деньги, то он окупится за год; если же был взят кредит, то потребуется в три раза больше времени. Не рекомендуется брать грузовики в аренду, хотя для многих предпринимателей это единственный шанс.
Покупка грузовиков в лизинг. Грузовая техника в лизинг, условия лизинга. Преимущества и недостатки лизинга.
Где взять деньги на увеличение автопарка, на покупку новой грузовой техники? Где выгоднеее взять деньги в банке или восспользоватся лизингом?
В чем заключаются преимущества и недостатки приобретения грузовиков для перевозок местных, и международных грузоперевозок в лизинг? Чем лизинг отличается от покупки автотранспорта в кредит? На какую выгоду от покупки грузовика в лизинг может рассчитывать транспортная компания или частный перевозчик, и в то же время, каким рискам подвергает при этом свой бизнес?
Учитывая, что среди транспортников, схема покупки грузовиков в лизинг получает все большее распространение, мы решили в подробностях рассказать посетителям нашего сайта о том, в чем заключается суть авто грузового лизинга, каких подводных камней стоит предостерегаться руководителям транспортных компаний и всем участникам рынка международных грузоперевозок.
Понятие «лизинг грузового автотранспорта» подразумевает передачу за плату в аренду (временное владение и пользование) различных видов грузового транспорта. Сделка между владельцем грузовика (лизингодателем) и транспортной компанией (лизингополучателем) заключается на основании договора. После внесения первого платежа лизингополучатель получает право пользования транспортным средством. Суть лизинга заключается в том, что лизингополучатель по истечении срока договора, может стать собственником грузовика, при условии полной уплаты всех платежей, включая остаточную стоимость (выкупную цену) грузовика.
Лизинговые компании, передающие грузовики во временное пользование с последующей возможностью полного выкупа, как правило, делают акцент на следующих преимуществах, которые получает транспортная компания:
— возможность поэтапной отплаты за грузовик;
— быстрая передача транспортного средства в распоряжение транспортной компании и его размещение на балансе предприятия, его использование для грузоперевозок;
— возможность стать собственником грузовика по факту выполнению всех условий договора (в зависимости от вида лизинга грузовик может быть, и возвращен обратно лизинговой компании);
— возможность транспортным компаниям (юридическим лицам) относить лизинговые платежи на себестоимость, тем самым уменьшив налогооблагаемую прибыль предприятия;
— компании-плательщики НДС получают зачет НДС по лизинговым платежам;
— отсутствие необходимости тратить значительные денежные средства на покупку автотранспорта для обновления автопарка и отвлекать оборотные средства предприятия;
— применение коэффициента ускоренной амортизации дает возможность полностью списать взятый в лизинг грузовой автотранспорт в течение срока действия договора и уменьшить налог на имущество;
— отсутствие больших единовременных затрат и оптимальное распределение ресурсов предприятия;
— более выгодные условия приобретения грузовика в лизинг по сравнению с покупкой автотранспорта в кредит.
— большой выбор грузового транспорта для любых типов автомобильных грузоперевозок.
Как правило, крупные лизинговые компании сотрудничают со всеми известными мировыми и отечественными производителями грузовиков МАЗ, КАМАЗ, DAF, MAN, Mercedes-Benz, RENAULT, SCANIA,Volvo, ISUZU, IVECO.
Транспортники имеют возможность приобрести грузовик в лизинг под свои конкретные нужды: фургоны малой и средней вместимости, самосвалы, прицепы и полуприцепы различной длины, седельные тягачи, крупнотоннажные грузовики, эвакуаторы, автобусы и другую спецтехнику.
На каких условиях лизинговые компании предлагают приобрести грузовики в лизинг.
Проведя мониторинг грузового лизингового рынка, можно привести в пример средние показатели. Грузовой лизинг оформляется на сумму от 10тыс. евро/дол. до 300тыс. евро/дол. Срок действия лизингового договора составляет 5лет, при этом многие лизинговые компании предоставляют возможность выбора валюты договора. Размер авансового (первого) платежа за грузовик составляет 10-20% от общей стоимости. В разных компаниях первый платеж может составлять и больше в зависимости от лизинговой программы и марки грузовика (иностранного или российского производства).
Российские лизинговые компании обычно указывают в договоре ставку удорожания грузовика (рассчитывается как разница в процентах между суммой всех внесенных платежей по лизинговому договору и стоимостью транспортного средства). В зависимости от выбранной заемщиком лизинговой программы удорожание колеблется от 0 до 5-7%.
График уплаты лизинговых платежей согласовывается сторонами, в соответствии с пожеланиями лизингополучателя. Сделка по приобретению грузовиков в лизинг оформляется достаточно быстро — до 2-х рабочих дней. Лизингополучателю следует обратить внимание, что ему придется застраховать грузовик на весь срок действия договора. Лизинговые компании требуют, чтобы грузовик был застрахован по ОСАГО и КАСКО.
Юридические «проволочки» оформления грузового лизинга.
Как уже было сказано выше, общая стоимость, способ и валюта оплаты, а также график погашения лизинговых платежей определяются договором грузового лизинга. В случае если договором предусмотрен переход к лизингополучателю права собственности на грузовик после окончания срока аренды, в договор включается итоговая выкупная цена транспортного средства.
Важным моментом при исчислении налога на прибыль является то, у какой стороны договора передаваемый в аренду грузовик будет числиться на балансе. Транспортной компании выгоднее, чтобы грузовик был размещен на её балансе – таким образом при налоговом учете можно признать расходы и затраты к лизинговым платежам и совершенно легально оптимизировать налогообложение компании. Также стороны грузовой лизинговой сделки должны определить при заключении договора, кто из них будет регистрировать грузовик в органах дорожной полиции, и уплачивать транспортный налог.
Преимущества приобретения грузовика в лизинг, по сравнению с получением кредита на покупку транспорта в банке:
— более быстрая процедура оформления лизинговой сделки – 2-3 рабочих дня, в отличие от утомительной процедуры получения положительного решения на кредитном комитете банка, которая может затянуться на недели-месяцы;
— более низкий первоначальный взнос за грузовик в отличие от автокредита, где первый платеж может достигать 35% от общей стоимости;
— для лизинговой сделки не требуется залога и открытия счетов. Передаваемый в аренду транспорт сам по себе является залогом, последующим владельцем транспорта может быть частное лицо.
— выдача кредита сопровождается более жесткими условиями его получения и обязанностями заемщика. В банке тщательно изучают кредитную историю компании, величину активов и пассивов, проверяют наличие дополнительного обеспечения.
— при приобретении грузовика в лизинг транспортная компания экономит время и не тратит деньги на дополнительные расходы по оплате различных банковских комиссий.
Требования к транспортным компаниям (юр. лицам), желающим приобрести грузовики в лизинг:
— Определенный срок с момента регистрации предприятия, например, не менее 9-12 мес.
— объективная необходимость приобретения грузовика в лизинг (срочная необходимость обновления автопарка для выполнения заказов на перевозки, ремонт или износ транспортных средств).
— безубыточный баланс предприятия. Предоставление финансовой отчетности.
— сумма платежа по договору не должна превышать определенного процента от среднемесячной выручки компании.
— в некоторых случаях возможно поручительство гендиректора, акционеров компании или третьего лица.
Частные перевозчики (физические лица) также могут оформить грузовик в лизинг. Требованиями для них являются: наличие постоянной регистрации по месту заключения лизинговой сделки; владение имуществом (недвижимость, автотранспорт и т.п.), опыт работы в отрасли, в которой будет использоваться грузовое транспортное средство, подтверждение будущей эксплуатации грузовика (заключенные договоры на грузовые перевозки).
О недостатках приобретения грузовиков в лизинг лучше всего могут рассказать сами участники рынка грузоперевозок, воспользовавшиеся услугой грузового лизинга. Мы попросили поделиться своим мнением менеджера одной из транспортных компаний:
— Дело в том, что, несмотря на то, что грузовой транспорт по договору лизинга покупается по достаточно привлекательной цене, на практике на использование грузовиков накладываются существенные ограничения. Учитывая то, что паспорт грузовика остается в лизинговой компании, его нельзя сдать в субаренду или перепродать. В результате, в случае финансовых проблем на предприятии в связи с временным приостановлением деятельности, лизингополучатель не в состоянии вносить лизинговые платежи по графику и вынужден возвращать технику или уплатить штраф и пеню, или же и вовсе теряет и транспортное средство и уже внесенные за него деньги.
В то же время, если бы он мог передать на время грузовик в субаренду — этого бы не произошло.
Другой момент – все время действия лизингового договора перевозчик работает по доверенности, так как не является собственником грузовика. Неудобства создает и тот факт, что грузовик приходится регистрировать дважды: первый раз на лизинговую компанию, и второй – на себя, когда становишься его собственником.
Преимущества и недостатки в лизинге, как и в других операциях с финансами существуют.
Мировой и отечественный опыт показывает, что в лизинг продаётся больше техники, чем в кредит.
Лизинг – это продуманный, просчитанный бизнесменом стратегический ход по усилению компании на рынке перевозок, лизинг это нелёгкая прогулка для бизнеса. Лизинг для многих компаний и частных лиц стал палочкой выручалочкой, для увеличения капитала и развития компании. Лизинг дисциплинирует и заставляет бизнесмена думать, как сделать свой бизнес прибыльнее и конкурентно способным.