Бизнес план по утилизации автомобилей
В Москве появились фирмы, зарабатывающие на утилизации старых автомобилей. Поле деятельности у них необъятное: каждый год столичные автомобилисты хоронят около 100 тысяч машин
Есть идея!
По улице ехал огромный «КрАЗ» и вез на свалку две ржавые легковушки. Хачик Егиазарян смотрел на эту похоронную процессию и дивился расточительности ее организаторов: «Гонять такую махину ради всего двух машин?! Не проще ли прессовать эту рухлядь и грузить в кузов пачками?»
Внезапно возникшая идея зацепила, и Егиазарян решил попробовать ее реализовать. На тот момент его фирма занималась утилизацией старого бетона. Из него делали щебень и песок, а потом выпускали строительные блоки и тротуарные плиты. Шрейдер – агрегат для дробления бетона – прекрасно справился и с расплющиванием машин. После обработки легковушка превратилась в тонкий лист толщиной 5 сантиметров . За один раз на грузовике можно было отвезти на свалку более двадцати таких «листов».
Так как вопросами утилизации старых машин в нашей стране занимаются государственные органы, Егиазарян пошел предлагать свои услуги в ближайшую префектуру. Чиновникам идея экономичного бизнеса понравилась. С фирмой «Дробус» заключили договор на выполнение заказов города, выделили земельный участок, и работа началась.
Хлам – он и есть хлам
За пару лет «Дробус» стал крупнейшим утилизатором автомобилей в Северо-Восточном округе столицы. Каждый год через фирму проходит более двух тысяч единиц техники. Однако заработать чемоданы денег на этом бизнесе ей не удалось.
– За утилизацию одной машины город платит нам всего 920 рублей, – рассказывает Хачик Егиазарян. – За тонну сдаваемого металлолома – это примерно три кузова автомобиля – можно выручить еще 1200 рублей. Конечно, это копейки. Ведь нам надо содержать эвакуатор, платить зарплату рабочим. Немного спасает положение продажа запчастей, оставшихся в машинах. Но, как правило, владельцы, решившие бросить свое авто, раздевают его подчистую. Все более-менее пригодные запчасти они продают сами. Из пяти машин, которые поступают к нам, только на одной можно найти какие-то детали. В основном это голые, ржавые кузова. Поэтому, если бы мы занимались только этим бизнесом, мы бы разорились.
Это не пустые слова. Из нескольких фирм округа, пробовавших заниматься лишь утилизацией машин, в живых не осталось ни одной.
В отличие от них, «Дробус» чувствует себя очень уверенно. Рентабельность фирмы стабильно держится на уровне 35-40%. Как ей это удается?
Земля-кормилица
Один из принципов Егиазаряна-предпринимателя заключается в том, что из всех имеющихся ресурсов при желании можно извлечь максимум пользы. Главное – найти их правильную комбинацию. Первое, что используется им на всю катушку, – это земля. Так как фирма выполняет заказ города, за аренду предоставленного участка она платит в 10 раз меньше, чем заплатили бы другие коммерческие структуры.
– Утилизация – это наша «крыша», – говорит Хачик Егиазарян. – Она дает возможность дешево арендовать землю и заниматься другими делами, которые оказываются высокорентабельными. Прибыль мы зарабатываем именно на них.
Дополнительных бизнесов у «Дробуса» несколько. Автосервис, производство и установка «лежачих полицейских», продажа запчастей и спецстоянка для автомобилей, попавших в ДТП. «Битые» машины хранятся на ней в течение года. Если после этого хозяева отказываются их забирать, «Дробус» имеет право распорядиться авто по своему усмотрению. Из скоропостижно скончавшихся железных коней можно извлечь гораздо больше ценных запчастей, чем из брошенной машины, умершей своей смертью.
Все запчасти, снятые с утилизируемых и «битых» автомобилей, хранятся на складе фирмы.
– Если какая-то редкая деталь пролежала целый год, ничего страшного, – говорит Егиазарян. – Возможно, позже на нее все же найдется покупатель. Выбросить-то никогда не поздно!
Выбрасывать что-либо вообще не в характере Егиазаряна. Он нашел применение даже моторному маслу, которое остается в каждой брошенной машине. В «Дробусе» его сливают, перерабатывают и затем используют для отопления своих помещений.
С миру по нитке… Но бизнес процветает!
Забывчивые хозяева
Заниматься одной только утилизацией пока не только невыгодно, но и очень хлопотно: мешают плохие законы. Процесс похорон авто сегодня выглядит так. Поиском «трупов», брошенных во дворах, занимаются работники ДЭЗов и управ. Обнаружив заржавевшую тачку, они должны найти владельца, заручиться его согласием на то, чтобы машина была утилизирована, составить специальный акт и передать его сотрудникам уполномоченной фирмы. Только после этого они выезжают на место, забирают и утилизируют авто. Если же хозяин сразу не нашелся, машину отправляют на спецстоянку. Там ей суждено пробыть до тех пор, пока не отыщут владельца. Когда это происходит, хозяину развалюхи шлют официальные письма с просьбой ее забрать или дать разрешение на переплавку. Только по прошествии года и в случае неявки хозяина машину можно сдать в утиль. Но на этом дело иногда не заканчивается. Некоторые автовладельцы, вспомнив о своей старушке, являются на спецстоянку. А узнав, что ее уже похоронили, бегут в суд. «Кто позволил? Верните мою любимицу! Пускай плохая, но моя!» Суды они обычно проигрывают, так как не могут внятно ответить на вопрос: «А где вы были раньше? Почему не отвечали на письма?».
В практике «Дробуса» также бывали случаи, когда хозяин, увидев, что его машину грузят на эвакуатор, вызывал милицию. Прибывшие стражи порядка задерживали сотрудников фирмы и везли их в отделение. Потом они, конечно, разбирались, что к чему, и отпускали эвакуаторов. Но все эти разборки отнимают и время, и нервы.
– Если бы у нас было, как в Голландии! – мечтает Хачик Егиазарян. – Там, если машина три дня стоит без движения, представители власти наклеивают на лобовое стекло зеленую бумажку с просьбой ее убрать. Если этого не происходит – клеится красная бумага с новым предупреждением: «Убрать машину в течение недели». По прошествии этого времени приезжает эвакуатор и увозит авто на спецстоянку. Пребывание на ней стоит дорого – $100 в сутки. После этого владельцу дается еще два дня, чтобы решить – будет он забирать машину или нет. Если нет – она утилизируется.
Американская мечта
Хачик Егиазарян мечтает построить мощный завод для утилизации автомобилей и переработки полученного сырья. В прошлом году он ездил в Америку, где перенимал опыт создания такого предприятия у известных гигантов отрасли – братьев Адамсов.
– На их заводах в дело идет практически все, – рассказывает владелец «Дробуса». – Например, из шин можно делать резиновую крошку. Это отличный компонент для асфальта, покрытий теннисных кортов, детских площадок. Сейчас в нашей стране 60% отработавших шин попросту закапывают, так как их нерентабельно перерабатывать. Разве это порядок?
Американский завод «под ключ» стоит $16 млн. Егиазаряну удалось найти западный банк, готовый предоставить кредит на этот проект под 5% годовых. По расчетам предпринимателя, он бы мог окупиться всего за 2 года. Но пока дело застопорилось – нет земельного участка, который можно взять в аренду на длительный срок.
– Договор аренды нам обычно продлевают на год, максимум на пять лет, – рассказывает предприниматель. – При таких условиях вкладывать большие средства очень рискованно. В любой момент могут прийти чиновники и сказать: «Сворачивайте свое предприятие, мы будем строить здесь что-то еще!» И куда я тогда его уберу? Так что пока мечта остается мечтой.
ПЕРСПЕКТИВЫ
- По прогнозам, через десять лет в Москве ежегодно будет отправляться на свалку до 300 тыс. автомобилей.
- Сегодня в столице утилизируется только одна из четырех машин, отслуживших свой срок.
- Только один из тысячи российских автовладельцев сдает свою старую машину на переплавку. Но с 1 января 2010 года власти планируют ввести в силу федеральный закон «Об утилизации автотранспортных средств». Если он будет принят, то владельцы машин, произведенных (ввезенных в Россию) до этой даты, должны будут застраховать своего «железного коня» на случай неминуемой смерти. Деньги, уплаченные страховой компании, после вывода машины из эксплуатации пойдут на ее «похороны». Если хозяин откажется от приобретения страховки, он будет обязан сам заплатить за утилизацию предприятию-переработчику. Уклонистов ждет крупный штраф.
- Утилизацию всех машин, произведенных или ввезенных в Россию начиная с 2010 года, обязаны будут оплачивать производители или импортеры. В Европе аналогичный порядок действует с июня 2002 года. Там стоимость утилизации (примерно 180 евро) закладывается в цену продаваемого автомобиля.
- До 2007 года в Московской области запланирована постройка четырех крупных заводов по утилизации автомобилей.
Источник: www.mybiz.ru
*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные
Как же такой бизнес работает сегодня? В принципе, открыть цех по утилизации старых машин – это мечта многих людей. Но минус здесь очевиден – оборудование является далеко не самым дешевым. Качественных шредерных установок и прессов даже в Москве не так уж и много. Что уже говорить об остальных областях. Особенности шредерной установки заключаются в том, что она выдает чистый металл без каких-либо примесей. Нет на нем и краски, что также имеет большое значение. При этом стоимость очищенного металла на выходе из установки во много раз выше заложенного в него сырья.
По себестоимости утилизация одного авто обойдется в сумму до 2-2,5 тысяч рублей. При этом предприниматель получает 10% от упомянутых выше средств. При этом хороший заработок в этом бизнесе возможен, но только при постановке производства на поток.
Стоит отметить, что выгода от такого бизнеса изменчива и зависит от стоимости металла на рынке. При самых благоприятных условиях на одном автомобиле можно иметь доход в объеме 2-3 тысяч рублей. Но рынок черного лома в последние несколько лет очень нестабилен. Он переживает постоянные броски и снижение цен. Парадоксально, но если соблюдать все бюрократические формальности, выполнять требования экологов и ряда других контролирующих органов, то прибыль может оказаться минимальной, а сам бизнес потеряет свою рентабельность. Многие начинающие предприниматели, сталкиваясь с первыми проблемами, сразу же отказываются от подобной затеи.
Только лишь подготовка площадки для утилизации машин серьезно ударит по карману. Затраты составляют около 250-300 тысяч евро (такая сумма мало у кого найдется). Особые проблемы связаны с утилизацией масла, и последнее чаще всего выливается просто в землю (а ведь это «смерть» для почвы в радиусе пяти километров). Экологи сходятся во мнении, что бизнес на утилизации авто не доступен для индивидуальных предпринимателей. Данная задача имеет общегосударственный масштаб и только под надзором крупных руководителей можно рассчитывать на результат.
Конечно, некоторые предприниматели работают по «серым» схемам, всячески нарушая закон и какие-либо требования контролирующих организаций. Но подобный бизнес долго не живет, а сами горе-бизнесмены расплачиваются огромными штрафами. Но выход есть. В некоторых регионах администрация оказывает посильную помощь предпринимателям, что позволяет создавать мощные заводы. В такой ситуации бизнес вполне может стать сверхприбыльным.
Но на практике ситуация складывается по-другому. С автомобиля снимаются все ценные детали, которые можно продать или применить, а сам металлолом отвозится на свалку (чаще всего импровизированную). При этом масло, как уже упоминалось выше, сливается просто в землю. Неужели утилизация автомобилей является настолько дорогим удовольствием? – К сожалению, да. Экономисты после ряда подсчетов пришли к мнению, что для решения проблемы утилизации старого транспорта необходимо потратить годовой бюджет страны.
Есть и другой альтернативный вариант – бизнес на посредничестве. Здесь нужно учитывать, что между пунктом по переработке авто и самой машиной всегда есть пропущенное звено. Чтобы заняться данным видом бизнеса, необходимо иметь в распоряжении один манипулятор и хотя бы два эвакуатора. В этом случае затраты составят 1,5-2 миллиона рублей. Чтобы сэкономить на рекламе, свои услуги можно продвигать в интернете. С одного утилизированного автомобиля реально получить прибыль в размере 3-4 тысяч рублей. Если наладить сотрудничество хотя бы с несколькими компаниями, которые будут покупать ваше сырье, то можно рассчитывать на рентабельность до 30-40%.
Изношенные покрышки – неиссякаемый источник практически бесплатного сырья, благодаря разрастающемуся количеству машин на дорогах. Результат утилизации авторезины – резиновая крошка материал, используемый в строительстве трасс и трубопроводов, в производство шин и резиновых покрытий и прочее. Предлагаем вашему вниманию бизнес-проект небольшого завода по изготовлению резиновой крошки из изношенной авторезины.
Шаг 1. Регистрация бизнеса
Вначале нужно определить организационно-правовую форму бизнеса. Если вы используете для открытия бизнеса свои вложения, можно регистрировать ИП. Займет это дней пять и стоить будет 800 руб. Когда в планах стороннее инвестирование и совместное партнерство, целесообразнее открытие ООО – регистрация займет пару недель и обойдется дороже. Но учтите, что в случае банкротства предприниматель отвечает лишь уставным капиталом, а индивидуальный предприниматель – личным имуществом.
Никаких лицензий производство резиновой крошки из авторезины не требует.
Шаг 2. Помещение для производства
Производственные площади не должны находиться ближе, чем 300 м. от жилья. Поэтому проще всего искать их за городом, плюс – и покупка, и аренда строения в пригороде будет дешевле. Например, пустующие здания в промзоне или на территории действующего завода.
Основные требования к помещению:
- площадь – не меньше 100 кв.м;
- высота потолка − от 3 м;
- возможность зонирования (отдел подготовки, цех по производству и складские площади);
- промышленная электросеть – от 20 кВт;
- отопление − не ниже 15°С, наличие канализации и водоснабжения;
- ровный пол для бесперебойной работы оборудования.
Шаг 3. Оборудование
Линия по производству резиновой крошки включает в себя:
- агрегат удаления бортовых колец;
- шредеры первичной резки на ленту;
- гильотину для сегментарной нарезки;
- вибросита на грубую и тонкую очистки;
- сепараторы: магнитный и воздушный;
- дробилки роторные;
- систему пылеудаления;
- транспортный вентилятор;
- ленточный пневмотранспортер;
- электрощит.
Шаг 4. Персонал для работы мини-завода
Для цикла утилизации и переработки автопокрышек достаточно 3-5 неквалифицированных рабочих. Для обеспечения всего производственного процесса нужны также: бухгалтер, менеджер по реализации продукта, возможно − приемщик авторезины у населения.
К услугам технолога можно прибегать на основе аутсорсинга. Подбор персонала проще всего произвести на сайтах поиска работы.
Шаг 5. Где брать сырье
Можно организовать прием использованных автошин и покрышек у населения. Либо прямо на производстве, либо оборудовать приемный пункт в местах скопления такого утиля. Тогда придется еще озаботиться транспортировкой сырья до места переработки. Основными местами сосредоточения авторезины являются шиномонтажки, автотранспортные компании, свалки и другое. Сырье разделяют на пневматические шины и покрышки с текстильным кордом.
Как выглядит технология по переработке авторезина
После осмотра сырья, удаления частей, не пригодных к утилизации, авторезина нарезается сегментами (20 на 20 см). Затем сегментная масса отправляется в шредерную резку, где еще больше измельчается и идет отсев металлочастей, бортовой проволоки.
После этого в роторной дробилке происходит окончательное размол сырья до крошки. Из которой, путем сепарирования, удаляется текстильный корд и происходит полное избавление от металлочастиц. После заключительной чистки крошка проходит через специальное вибросито, где происходит фракционная сортировка.
Шаг 6. План финансирования и расчет доходности
Расчеты примерны, так как многое зависит от региона, актуальных цен и прочих обстоятельств. Но, даже по самым минимальным ценам реализации продукции, бизнес по переработке такого рода утиля остается доходным.
Первичные затраты:
- оформление документации – 150 тыс. руб.;
- аренда здания для мини-завода – 180 тыс. руб.;
- ремонт помещений – 150 тыс. руб.;
- топливные емкости – 80 тыс. руб.;
- производственное оборудование – 1,5 млн руб.;
- прочий инструментарий – 200 тыс. руб.
Всего начальных вложений – 2 260 000 рублей.
Ежемесячные расходы на производство:
- ЗП рабочим на производстве – 70 тыс. руб.;
- ЗП офисному персоналу – 50 тыс. руб.;
- электроэнергия и коммуналка – 30 тыс. руб.;
- транспортные расходы – 150 тыс. руб.
Итого ежемесячных затрат − 300000 рублей.
Расчет доходности
При утилизации одной тонны авторезины получается до 700 кг крошки. На типовом мини-заводе перерабатывается от трех тонн покрышек за сутки. Соответственно, на реализацию по цене17 руб./кг выходит не менее 2100 кг продукции в сутки. По итогу, ежемесячная выгода составляет около 410700 рублей. Окупаемость бизнес-проекта достигается от 11 до 21 месяцев − в зависимости от загрузки производственной линии и реализации полученного продукта.
Если также реализовывать текстильный и металлокорд, то выгода значительно возрастает. Например, доход от продажи выработки металлокорда и мазута за месяц может достигать 375 000 руб. Текстильный корд реализуется минимум за 2 тыс. руб. тонна. Используется он для изготовления фибробетона, спортинвентаря, материала для тампонирования скважин и др.
При разработке бизнес-плана учитывайте источники сырья и пути реализации продукции. В России переработка авторезины не очень развита. Поэтому можно занять свою нишу в этом бизнесе. Нехватку средств для старта по утилизации шин можно восполнить субсидированием на основе региональных или общегосударственных экологических программ. Также, как малый бизнес, такое производство при надлежащем организационно-правовом оформлении может иметь льготное налогообложение или налоговые каникулы.
В наше время чаще всего старые автомобили или ремонтируют и продают другим владельцам, или разобранные на запчасти, они продолжают служить владельцам других машин, тем самим, удлиняя жизнь таким же старым развалинам.
Но много людей просто бросают свои старые машины, как не нужный мусор, который со временем ржавеет годами во дворах, не принося при этом никакой пользы.
А ведь, если задуматься, автомобиль — это большой кусок полезных и нужных материалов. Пластмасса, картона, пластика, текстиля, различных металлов, стекла, резины. Если правильно все это использовать, то можно зарабатывать довольно приличные деньги.
С проблемой вторичной переработки машин столкнулись все регионы, но больше всех конечно столица. На данный момент власти столицы запустили в стране работающую программу авторециклинга.
Было решено убирать старую технику централизованно. Для этого подготовили специальную инвестиционную программу, которая начала действовать в 2003 году. Пятьдесят предприятий захотели в этом участвовать, и только десять из них было отобрано. Среди их числа оказалась и фирма «Дробус», до этого времени она владела лишь специальной автостоянкой.
Исполнительный директор этой фирмы Сергей Старшинов сказал, что его предприятие заинтересовалось этой программой, ведь она определяет сферу деятельности предприятия как сбор и переработку брошенного транспорта.
Согласно с условиями конкурса, чтобы победить нужно, иметь в собственности бетонную или асфальтовую площадку с необходимым оборудованием, персоналом, инфраструктурой. У фирмы уже была необходимая площадка, необходимая техника давно была в наличии, так как была нужна для потребностей спец. автостоянки, и поэтому на конкурс фирма смогла представить все необходимые документы.
Еще в условиях конкурса было вложение предприятием солидной суммы денег, около трех миллионов рублей. Однако если предприятие победит, то получает госзаказ и соответствующие льготы. И плюс ко всему будет платить арендную плату за землю, сниженную в десять раз, поскольку занимается полезной деятельностью.
За одну утилизированную легковую машину с гос. казны выделяется 980 рублей, а за грузовик- 1600. Фирма «Дробус» подписала договора с четырнадцатью ДЭЗами, в северо-восточной части Москвы, так что работы для предприятия достаточно всегда. Схема работы предприятия-переработчика и местных властей выглядит так.
В каждом управлении есть комиссия, которая состоит с ОТИ (организация, проводящая техническую инвентаризацию объектов), представителей ГИБДД, управы. При обнаружении брошенного автомобиля комиссия оформляет акт, затем отправляет его организации-подрядчику.
Организация-подрядчик прибывает на место и забирает бесхозный автомобиль. Если транспорт явно брошен, он направляется под пресс. Если же авто в нормальном состоянии, то его направляют на площадку, где находится пару месяцев. Если по окончанию этого срока владелец машины так и не явился, то она идет на разборку.
Все предприятия, которые участвуют в этом проекте, занимаются только частичной утилизацией. Все годные запчасти направляются на реализацию через комиссионный магазин. А масло и метал, принимаются предприятиями, проводящими их дальнейшую переработку.
Текстильные и пластиковые отходы забирают специальные предприятия, которые занимаются их переработкой. Есть один неприятный нюанс, поскольку фирма-получатель платит деньги за прием металла, около 1800 руб. за тонну, то нашей фирме нужно платить за переработку масла. Потому что процесс утилизации отработанных масел стоит довольно дорого.
Предприятия такого рода как «Дробус» за год перерабатывают более чем девяносто тысяч тонн металла. Металлургические заводы без проблем забирают измельченный, подготовленный металлический шрот. В Швейцарии, например, автомобильное прошлое имеет 15% переработанного металла.
Только десять предприятий вошло в официальную программу, которая занимается переработкой старых машин. В Москве существует очень много ремонтных автомастерских, готовых за копейки скупить у хозяев старые автомобили. Это больше касается бесхозного транспорта. 90% автомобилей являются лакомыми кусочками для многих организаций, которые без специальных программ зарабатывают на них деньги.
Старенький транспорт можно выкупить у его хозяина за пару сотен долларов, сейчас фирмы снимают с учета транспортное средство сами. Все пригодные детали демонтируют с машины, обновляют, затем продают на крупнейшем Московском рынке подержанных автомобилей, в Южном порту.
Мелкие предприниматели (автостоянки, автомастерские) тоже занимаются таким бизнесом. Но так как у таких предприятий средств особо нет, то они производят демонтаж пригодных деталей, а все остальное отправляют на свалки или городскую канализационную систему города, тем самим наносят вред окружающей среде.
После того как новый закон про утилизацию транспортных средств уже вступит в силу, авторециклинг станет довольно прибыльным и перспективным видом бизнеса. А поскольку в законе, на отметке 12,5 лет, будет установлено окончание срока эксплуатации автомобиля, то это увеличит количество утилизированного транспорта.
А если будет принято требование про уплату едино разового взноса с первого хозяина автомобиля на утилизацию не менее ста долларов, которые направят на счет предприятию-утилизатору, такой род деятельности станет еще лучше, привлекательнее.