Бизнес план по строительству котельной
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Санкт-петербургский
государственный политехнический
университет»
Факультет экономики и
менеджмента
Кафедра
«Экономика и менеджмент в энергетике и природопользовании»
РАСЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ
по
дисциплине «Бизнес-планирование и оценка эффективности
инновационных проектов»
Тема:
«Бизнес – план инвестиционного проекта строительства котельной»
Методические рекомендации по выполнению расчетного
задания для групп 5022, 5027, 5025 Электромеханического факультета
Составил: ассистент А.М
Зафарова
Санкт-Петербург, 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
СТРУКТУРА
БИЗНЕС-ПЛАНА СТРОИТЕЛЬСТВА КОТЕЛЬНОЙ.. 4
СОДЕРЖАНИЕ
БИЗНЕС-ПЛАНА СТРОИТЕЛЬСТВА КОТЕЛЬНОЙ.. 4
1. Резюме
проекта. 4
2. Цели
проекта. 4
3. Компания
и ее бизнес. 5
4. Продукция
энергоснабжающего предприятия. 5
5.
Организационная структура котельной. 6
6. Анализ
рынка. 6
7.
Конкурентный анализ. 6
8. Стратегия
маркетинга. 6
9.
Прогнозирование продаж.. 6
10.
Организация производства и оценка издержек по котельной. 7
Определение
сметной стоимости строительства и расчет амортизационных отчислений. 7
Расчет
переменных и постоянных издержек. 8
11.
Планируемая прибыль. 9
12.
Финансовое планирование. 11
План
движения денежных средств. 11
Анализ
эффективности проекта. 13
14. Способы
увеличения экономической эффективности инвестиций. 14
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 16
Приложение
1
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.. 16
Приложение
2
СПОСОБЫ
НАХОЖДЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ НОРМЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ (ВНР) 21
Приложение
3
СПИСОК
ОПРЕДЕЛЕНИЙ НА ЗАЧЕТ.. 24
ВВЕДЕНИЕ
Целью данного расчетного задания является изучение методики оценки
эффективности инвестиционных проектов на примере разработки бизнес плана
инвестиционного проекта строительства котельной.
Для выполнения поставленной цели требуется выполнить следующие задачи:
1)
выполнить расчет выручки от реализации теплоэнергии котельной и годовых
объемов отпуска энергии потребителям;
2)
определить сметную стоимость строительства котельной (капитальные
вложения);
3)
провести расчеты ежегодных амортизационных отчислений;
4)
выполнить расчеты переменных и постоянных издержек производства тепла;
5)
определить себестоимость единицы тепла;
6)
провести расчеты налоговых отчислений (единый социальный налог, налог на
имущество, налог на прибыль);
7)
определить размер банковского займа на строительство котельной и
выполнить расчеты по суммам выплат (основной долг и проценты);
8)
составить план по прибыли;
9)
определить потребность в оборотном капитале;
10) составить
проект движения денежных средств от операционной, финансовой и инвестиционной
деятельности;
11) выполнить
расчет основных показателей эффективности инвестиций (статических и
динамических);
12) заполнить
рабочие таблицы, выполнить обобщение бизнес плана и сформулировать выводы по
комплексу расчетов;
13) предложить
пути повышения экономической эффективности инвестиционного проекта.
СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА СТРОИТЕЛЬСТВА КОТЕЛЬНОЙ
- Резюме проекта
- Цели проекта.
- Компания и ее бизнес
- Продукция энергоснабжающего предприятия
- Организационная структура
котельной - Анализ
рынка - Конкурентный
анализ - Стратегия
маркетинга - Прогнозирование
продаж - Организация
производства и оценка издержек по котельной - Планируемая
прибыль - Планирование
оборотных средств - Финансовое планирование
- Заключение
СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА СТРОИТЕЛЬСТВА КОТЕЛЬНОЙ
1. Резюме проекта
Резюме проекта представляет собой краткое изложение основных идей
предлагаемых мероприятий. В резюме проекта должна быть ясно и убедительно представлена
производственно-экономическая характеристика предприятия и проанализированы его наиболее
перспективные возможности.
Большинство инвесторов
предпочитает прочитать одну или две страницы, на которых кратко изложена информация, позволяющая определить возможные экономические и
внеэкономические выгоды, а также степень риска при вложении средств в
реализацию предлагаемого инвестиционного проекта.
2. Цели проекта
Главная цель – строительство котельной установленной мощностью Qуст = _______ Гкал/ч в течение одного года и пуск её в
эксплуатацию в две очереди – в первом году с нагрузкой _______ Гкал/ч, а во
втором году – введение на полную мощность ______ Гкал/ч.
Основными целями проекта являются:
· обеспечение
потребителей тепловой энергией;
· надёжное
и бесперебойное снабжение потребителей тепловой энергией;
· уменьшение
вредного воздействия котельной на окружающую среду.
Таблица 1 – Исходные данные по проекту
Мы все давно привыкли к тому, что сфера ЖКХ в Якутии — глубоко убыточна, а потому частному бизнесу там делать нечего. Однако несколько решений, принятых на уровне правительства республики, в корне поменяли ситуацию: с этого года количество частных предприятий, желающих работать в сфере теплоснабжения, в первую очередь, небольших населенных пунктов, значительно возросло.
Как удалось переломить ситуацию в пользу частников? Что даёт простым жителям Якутии приход частного бизнеса в сферу тепло- и водоснабжения? Не лучше ли оставить эти вопросы в ведении государства или муниципалитетов? Мы постарались разобраться в этом вопросе вместе с нашими экспертами — министром ЖКХ и энергетики РС(Я) Гаврилом Левиным и председателем Госкомцен РС(Я) Антониной Винокуровой.
Долгая дорога к концессии
Привлекать к решению государственных задач частный бизнес наше государство пыталось еще с 2000‑х годов. К примеру, в 2005 году был принят закон «О концессионных соглашениях». Этому документу прочили большое будущее, ведь он мог решить многие ранее неразрешимые вопросы управления государственной и муниципальной собственностью и привлечения в эту сферу частных инвестиций. Однако широкого распространения он тогда не получил — слишком много шероховатостей в нём было.
Гаврил Левин, министр ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия):
— Впервые применить положения закона «О концессионных соглашениях» на практике мы смогли лишь в 2012 году, когда встал вопрос о судьбе Алданского филиала ГУП «ЖКХ РС(Я)». На тот момент филиал был глубоко убыточен, его долг составлял порядка 600 млн. рублей. Плюс ко всему на объектах ЖКХ в Алданском районе происходили многочисленные аварии. Ситуация была очень напряжённой. В этот сложный период Павел Маринычев, бывший тогда зампредом правительства, курирующим вопросы ЖКХ, предложил завести в район частного инвестора в лице АО «Теплоэнергосервис» и передать ему на правах концессионного соглашения все местные котельные.
По федеральному законодательству организация теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения — это сфера деятельности муниципалитетов. Именно они должны разрабатывать и утверждать стратегические документы — схемы территориального планирования, программы развития ЖКХ поселения. Поэтому один из основных пунктов концессионных соглашений — это передача построенного имущества на баланс муниципалитета. Концессионер эксплуатирует оборудование и извлекает из этого прибыль.
Эффективная оптимизация
Идея оказалась успешной: за время действия концессии в Алданском районе были введены шесть новых котельных, что позволило закрыть 28 старых и неэффективных. Благодаря такой оптимизации потребление угля было сокращено с 200 тысяч тонн до 150 тысяч, при этом выработка тепловой энергии значительно возросла.
Год спустя была заключена концессия в Намском районе. Поводом для её создания послужили изменения в федеральном Законе «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», которые предусматривали меры поддержки на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры по концессионным соглашениям. Республика решила участвовать в этой программе.
В Алданском районе были введены шесть новых котельных, что позволило закрыть 28 старых и неэффективных
Выбор пал на Намский район, в котором филиал ГУП «ЖКХ РС(Я)» также находился в довольно сложном финансовом положении. В итоге концессионер «Намкоммунтеплоэнерго» построил в районе 19 новых котельных, сократив при этом их общее число с 87 до 64 единиц. Кроме того, коммунальщики заключили в районе энергосервисные контракты, значительно сократив теплопотери. В итоге комплексный подход дал очень хороший эффект — как с точки зрения экономики предприятия, так и с точки зрения рядового потребителя.
В общей сложности оба концессионера инвестировали в объекты коммунальной инфраструктуры 973 млн. рублей, наладив при этом постоянное и качественное теплоснабжение для жителей двух районов. В прошлом году АО «Теплоэнергосервис», уже работающее в Алданском районе, вышло с предложением организовать ещё одну концессию, третью по счёту, в Ленском районе. Инициативу приняли — в итоге, начиная с нынешнего года, в районе началась модернизация объектов коммунального хозяйства, при этом общий объем инвестиций должен составить 1,3 млрд рублей.
Все дело в тарифе
Гаврил Левин, министр ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия):
— Несмотря на то, что к прошлому году в Якутии были заключены три концессии, дальнейшее их развитие казалось невозможным: крупных предприятий, способных заключить концессионное соглашение по всем объектам коммунального хозяйства одного района, в нашей республике не было. А работать точечно, в одной котельной или в одном населённом пункте, не позволял котловой принцип установления тарифа на тепловую энергию для всего района в целом.
Чтобы изменить ситуацию коренным образом, надо было отказаться от вышеназванного котлового принципа разработки тарифа и начать считать его для каждой котельной индивидуально. Это понимали и в правительстве республики, и в Госкомцен РС(Я), однако поначалу революционность идеи настораживала.
Антонина ВИНОКУРОВА, председатель Госкомцен РС(Я):
— Тарифная политика в вопросах заключения концессионных соглашений имеет первостепенное значение. Когда приходит инвестор, готовый вложить свои средства и взять бизнес на обслуживание на длительный период, он точно должен знать — сможет ли он вернуть кредиты, и какова будет его прибыль. Поэтому законодатель очень чётко говорит: необходимо просчитать тарифы на много лет вперёд и утвердить их на уровне каждого поселения. Эти расчёты мы начали производить ещё в начале 2000‑х. Но, просчитав все изменения на примере одного Мегино-Кангаласского района, мы увидели, что благодаря введению поселенческих тарифов значительно возрастают затраты бюджетных учреждений (и снижаются у всех прочих потребителей). Взвесив все «за» и «против», мы поняли, что не сможем пойти на такое увеличение бюджетных расходов.
Ещё раз вернуться к теме пересчёта тарифов республике пришлось тогда, когда произошли изменения федерального законодательства. Законодатель требовал от регионов прозрачности в утверждении тарифов, а сделать это при котловом принципе было невозможно. Призыв начать работу в этом направлении прозвучал в Послании Главы республики Егора Борисова в конце 2015 года. И с 2016 года специалисты Госкомцен республики начали рассчитывать тарифы для каждого поселения в отдельности.
Антонина ВИНОКУРОВА, председатель Госкомцен РС(Я):
— Вообще законодательство позволяло нам выбирать между расчётом тарифов для района в целом или для каждого поселения отдельно. Однако на уровне республики было принято решение отойти от котлового принципа начисления тарифа, что мы и сделали.
В итоге объемы работы у нас выросли в разы. Если раньше Госкомцен РС(Я) утверждал порядка 500 тарифов по теплоснабжению, то теперь — около четырёх с половиной тысяч (!). Плюс возникало две сложные задачи: нам надо было преодолеть сопротивление предпринимателей, работающих по энергосберегающим технологиям, и пойти на дополнительный рост расходов для бюджетных учреждений.
Почему высказывали своё недовольство предприниматели? Потому что в условиях изменения тарифа теряли смысл заключенные ими ранее энергосберегающие контракты. Со всеми предпринимателями специалисты нашего ведомства встречались лично, просчитывали все их договоры и показывали, где они теряют, а где получают больше за счёт роста тарифа. Таким образом, баланс сошёлся, и напряжение в среде предпринимателей было снято.
Но возникала вторая проблема: поселенческий тариф давал дополнительные расходы для бюджетных учреждений, особенно в небольших населённых пунктах. Почему это происходило? Возьмите любой улус — есть районный центр, есть наслеги. Больше всего предприятий, крупных предпринимателей сосредоточено именно в районных центрах. В наслегах к котельным подключены только школа, детсад и контора администрации.
Отказавшись от котлового принципа установления тарифа, мы пришли к тому, что в районных центрах тарифы упали, а в наслегах — возросли. В некоторых населённых пунктах — до 10 раз. Однако это обстоятельство, во‑первых, позволило главе любого населённого пункта понять, каким образом складывался тариф на тепло в его посёлке и какие издержки можно сократить, и во‑вторых, открыло дорогу для привлечения в сферу поставок теплоснабжения предпринимателей.
Не прогадал частный капитал
Как только появилась информация о переходе на поселенческий тариф, в Госкомцен потянулись руководители частных компаний за разъяснениями. Выяснилось, что благодаря этому переходу небольшое предприятие может «зайти» в отдельное поселение для организации теплоснабжения — миллиардных вложений в коммунальную инфраструктуру, как это требовалось на уровне целого района, уже не требовалось.
«Концессионер получает стабильный гарантированный доход на много лет вперёд — есть примеры подписания концессий на 20–30 лет»
Частников не пугала даже установка Министерства жилищно-коммунального хозяйства РС(Я), по которой в первую очередь на концессионные соглашения передавались аварийные котельные. В итоге в прошлом году во многих районах республики даже ветхие котельные стали реконструироваться за счет частного капитала. Это хорошо видно на следующих примерах.
* * *
ООО «Арыылах» в Таркаинском наслеге Нюрбинского района взял в эксплуатацию четыре котельные ГУП «ЖКХ РС(Я)». На тот момент поселенческий тариф по теплоснабжению составлял 10 087 руб. за Гкал.
Просчитав все издержки, предприниматель закрыл одну котельную, а три другие полностью переоборудовал, переведя котельные с дорогого угля, добываемого на шахте в Джебарики-Хая (Томпонский район), на более дешёвый, с местного Кировского угольного разреза. Это снизило издержки предпринимателя в два (!) раза.
Чтобы котельные хорошо работали на дешёвом топливе, понадобилась поездка на завод, производящий котлы: предприниматель на месте объяснил, какие изменения ему необходимо внести в конструкцию оборудования. В итоге всех преобразований возросла выработка тепла, при том, что стоимость одной Гкал была снижена до 8 060 рублей. Ещё одно качественное изменение — повышение заработной платы работников котельных на 10 тысяч рублей.
* * *
ООО «Армон» в селе Ломтука Мегино-Кангаласского района не стал реконструировать ветхие котельные, а построил три котельные-«Терморобота», работающие на угле вместо нефти. Также частное предприятие провело ремонт сетей, снизив теплопотери почти в три раза.
Эти преобразования повысили КПД котельных до 80% (вместо прежних 60%) и увеличили полезный отпуск тепла до 3 тысяч Гкал. Стоимость одной Гкал при этом составила 5 962 рубля, что по сравнению с утверждённым поселенческим тарифом ниже почти в два раза.
* * *
Работа ООО «Юпитер» в 1‑м Жемконском наслеге Хангаласского улуса — пример того, что можно работать в сфере теплоснабжения одновременно с ГУП «ЖКХ РС(Я)». Сегодня в посёлке тепло поставляют два поставщика — котельные ГУПа и котельная «Юпитера».
Частное предприятие построило котельную и начало подключать к теплу новые объекты после того, как у «гуповских» стало не хватать мощностей. Теперь подключиться к централизованному отоплению могут и дома частного сектора. Тариф у предпринимателя при этом ниже, чем у ГУПа — 8 024 руб./Гкал вместо 10582 руб./Гкал.
Антонина ВИНОКУРОВА, председатель Госкомцен РС(Я):
— Ещё одно изменение, сыгравшее на руку предпринимателям — переход на долгосрочные тарифы. Если раньше тарифы утверждались на один год, то предприятию сложно было планировать свою деятельность на несколько лет вперёд. Однако благодаря изменению законодательства в 2016 году были утверждены долгосрочные тарифы на три года, а с 2019 года тарифы будут утверждаться на пять лет. Такая политика очень выгодна предпринимателям. Они уже могут не бояться, что вся экономия, полученная ими за год, будет «срезана» в следующем году при утверждении нового тарифа. Поэтому малый бизнес заинтересован в экономии, в получении большей прибыли.
Дирекция для концессий
Если раньше подписание концессионных соглашений носило достаточно бессистемный характер (так, три первых соглашения готовились разными ведомствами), то с этого года для внедрения концессионного механизма в сферу коммунальной инфраструктуры была привлечена подведомственная МинЖКХ организация — Дирекция по реконструкции и строительству объектов жилищно-коммунального хозяйства (ДРСО). Именно здесь полностью ведётся сопровождение концессионных проектов, начиная от разработки схем теплоснабжения, составления проекта соглашения и заканчивая поиском потенциальных инвесторов.
Сегодня ДРСО составляет реестр аварийных котельных в Мегино-Кангаласском, Усть-Алданском, Таттинском и Верхневилюйском районах. Уже подписаны соглашения о взаимодействии с администрациями муниципальных образований Дюлюкюнского наслега (Верхневилюйского района), пос.Золотинка (Нерюнгринского района), города Покровска (Хангаласского улуса), Борулахского наслега (Верхоянского улуса). На стадии подписания — восемь концессионных соглашений по 15 объектам коммунальной инфраструктуры.
Гаврил Левин, министр ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия):
— ГУП ЖКХ республики эксплуатирует 176 ветхих и аварийных котельных. Мы их рассматриваем как приоритетные объекты для передачи в концессию, так как у нас нет средств на их капитальный ремонт. Но не надо думать, что концессии на аварийных котельных для предпринимателя невыгодны. Как показал опыт, работа концессионера не может быть убыточна или не приносить желаемый уровень прибыли.
Во‑первых, ещё до момента подписания соглашения частное лицо знает все параметры своей деятельности: за сколько лет он сможет вернуть вложенные инвестиции, какой процент прибыли будет заложен в тариф и т. д.
Во‑вторых, вкладывая деньги в объекты теплоснабжения (а в скором будущем мы будем заключать соглашения и по объектам водоснабжения и водоотведения), концессионер получает стабильный гарантированный доход на много лет вперёд — у нас есть примеры подписания концессий на 20–30 лет. Думаю, мало какой частник сегодня сможет уверенно сказать, что ждёт его бизнес через ближайшие 5–10 лет. Уверен, не за горами новые предложения к сотрудничеству.
Елена ЯКОВЛЕВА
Газета «Якутия»
Есть вопрос?
Позвони 8-800-100-58-80