Бизнес план по производству витража

Бизнес план по производству витража thumbnail

бизнес план витражной мастерскойХотя сегодня трудно сказать, когда появились витражи, историю свою они ведут от стеклянной мозаики.

Ею в I тыс. н. э. украшали стены или пол, а затем стали заполнять цветными стеклами оконные проемы в Древнем Риме и Древнем Египте. Однако наибольшее распространение производство витражей получило в эпоху Средневековья.

Основным применением этой технологии стало заполнение цветными стеклами оконных проемов в замках и христианских храмах. Поскольку процесс изготовления был длительным, трудоемким и требовал определенных навыков и умений, от применения витражного остекления со временем отказались.

На сегодняшний день мода вернулась. Витражи как искусство остекления получили вторую жизнь. К тому же, современные технологии позволяют создавать не только окна, но и двери — раньше из-за особенностей производственного процесса такое было невозможно.

Открытие бизнеса: что нужно знать

Прежде чем открывать производство, необходимо составить бизнес-план витражной мастерской. Расчеты и экономическое обоснование, а также мероприятия по маркетингу выполнить не сложно. Для этого необходимо четко осознавать, какой именно тип витражей будет производиться.

Исходя из этого, берутся данные для подсчета необходимых расходов, а также для того, чтобы закупить все необходимое. К тому же необходимо понимать, как самому сделать витраж, – это позволит более четко обозначить целевую аудиторию реализации продукции и определить сроки окупаемости производства. Таким образом, есть шанс выжить среди конкурентов.

как сделать витраж

Следует различать витражи по типам: имитация, классические и современные. И хотя любой из них дает возможность создавать самые различные изображения, лучше ознакомиться с каждым из них. Наиболее простой разновидностью является имитация: контурные, пленочные и расписные произведения. Используя эти технологии, можно организовать изготовление витражей в домашних условиях.

Классические и современные витражи — оптимальное решение для мастерской

Наиболее востребованы будут изделия, выполненные по классической и современной технологии. К витражам, выполненным в современном стиле, относятся пескоструйные, фацетные, литые, фьюзинг. Самым простым является пескоструйный — шлифовка прозрачного или матового стекла на определенных участках позволяет создавать уникальные изделия.

Классические витражи выполняются из небольших кусочков цветных стекол, которые вставляются в металлическую оплетку. Однако такой вид имеет свои недостатки – их нельзя использовать в дверях или открывающихся оконных створках. Поэтому для таких изделий используется паечный витраж или пленочный. Бизнес-план витражной мастерской составляется с учетом вида производимой продукции.

Начинаем составлять план: определим целевую аудиторию

Прежде чем будет открыта витражная мастерская, необходимо решить, на какой сегмент рынка будет сделан упор и какое количество клиентов можно получить. Основными заказчиками продукции, как правило, являются состоятельные люди. При этом большинство из них заказывают витражи для оформления домов или общественных мест с ограниченным доступом, например, частные клубы.

Эта часть потенциальных клиентов составляет около 60 % заказчиков. Остальные – это владельцы гостиниц, мини-отелей, частных пансионатов, ресторанов, баров или кафе. Более того, меньшая часть скоро может стать большей – количество корпоративных заказчиков увеличивается. Поэтому, составляя бизнес-план витражной мастерской, необходимо учитывать данную тенденцию для правильного продвижения своих услуг.

Продвижение бизнеса

Прежде чем начать производство, нужно продумать рекламную компанию. Не имеет большого смысла напечатать флайеры или листовки и раздавать их людям на улице или разносить по почтовым ящикам. Это не эффективно по нескольким причинам. Многие не обращают внимания на напечатанную информацию.

А те, кто заинтересуется, не всегда понимает, как сделать витраж качественно, и, соответственно, не может оценить необходимые затраты. Даже если появится потенциальный клиент, его сразу отпугнет стоимость. Состоятельные люди в своем большинстве пешком не перемещаются.

Для привлечения клиентов необходимо наладить связи с компаниями, которые занимаются проектированием жилых и общественных зданий, архитектурными бюро и компаниями по изготовлению окон и дверей. Именно там могут предложить воспользоваться вашими услугами и создать для клиента дизайн интерьера с витражами.

Предварительные затраты на открытие бизнеса: оборудование для витражей и материалы

Любое производство предполагает помещение и наличие в нем определенного оборудования. Можно найти инструкции и описания, как сделать витраж при отсутствии необходимого инструмента, но без материалов и сырья изделие не получится. Итак, прежде всего необходимо закупить оборудование для производства и разместить его в мастерской. Затем приобрести необходимый минимум материалов для создания витражей. Вот лишь небольшой список с примерными ценами.

1. Стол для резки стекла — 6500 долларов.

2. Шлифовальная машина – 2000 долларов.

3. Машина для пескоструйной обработки или лазерный фрезер – 10000 долларов.

4. Витражные пленки — 300 долларов

5. Цветное стекло — 500 долларов

6. Сверлильный аппарат – 1000 долларов.

7. Печь муфельная — 1000 долларов

8. Дополнительные материалы — 500 долларов.

В итоге получается 21 800 долларов. Поскольку стартовая сумма довольно велика, не каждый сможет начать собственный бизнес по изготовлению витражей. Однако изготовление их в домашних условиях возможно с самым минимальным начальным капиталом. Можно, например, начать работать только с пленочными изделиями. В этом случае оборудование для витражей обойдется в гораздо меньшую сумму.

Изготовление витражей в домашних условиях

Производственная мощность

На вопрос «сколько производится витражей в одну рабочую смену» ответить достаточно сложно. Зависит от размеров, сложности рисунка, количества цветов, техники исполнения.

На 1 квадратный метр пленочного витража затрачивается в среднем 1 час времени. На классические и современные изделия тех же размеров из цветного стекла уходит до 6 часов. То есть за месяц мастерская может производить в среднем 200 квадратных метров изделий, имитирующих витражи, и 35 квадратных метров классических и современных панно.

Сотрудники для витражной мастерской

Ни одно производство не обходится без соответствующих работников. Потребуется как минимум 3 человека: сборщик витражей, резчик стекла, поклейщик пленки. Необходимо также иметь менеджера по продажам, который будет заниматься поиском и обслуживанием клиентов, и начальника производства, координирующего работу всей мастерской. В идеале потребуется и дизайнер, но его иметь в постоянном штате не обязательно. В итоге получаем 5 человек.

Как самому сделать витраж

Затраты на заработную плату составят:

1) сборщик витражей — 800 долларов;

2) резчик стекла — 300 долларов;

3) поклейщик — 800 долларов;

4) начальник производства — 400 долларов;

5) менеджер по продажам — 400 долларов.

В итоге за месяц потребуется заплатить сотрудникам 2700 долларов.

Себестоимость 1 квадратного метра витража

Для того чтобы бизнес-план витражной мастерской был полным, нужно рассчитать себестоимость и срок окупаемости.

Себестоимость пленочного изделия составит: 1,7 (зарплата менеджера) + 1,7 (зарплата начальника производства) + 4 (зарплата поклейщика) + 1,27 (зарплата резчика) + 7 (затраты на витражную пленку) + 2,12 (дополнительные материалы)+ 17,79 (аренда, электроэнергия, транспортные расходы и другие) = 35,58 долларов.

Себестоимость классических и современных витражей составит: 1,7 (зарплата менеджера) + 1,7 (зарплата начальника производства) + 22,85 (зарплата сборщика)+ 1,27 (зарплата резчика) + 35 (затраты на витражные стекла) + 2,12 (дополнительные материалы) + 65,00 (аренда помещения, электроэнергия, амортизация оборудования, транспортные расходы и прочее) = 129,64 доллара.

Производство витражей должно иметь не менее 15 % рентабельности, в противном случае его открытие экономически не целесообразно. В итоге получаем цены на изделия: 41 и 150 долларов соответственно.

Сроки окупаемости

При соответствующей мощности мастерской можно рассчитать срок окупаемости производства.

современный витраж

Доход, полученный от продажи пленочных витражей за месяц, составит:

200 кв. м. * 41 доллар * 22 рабочих дня = 180 400 долларов.

Доход, полученный от продажи классических витражей за месяц, составит:

35 кв. м. * 150 долларов * 22 рабочих дня = 115 500 долларов

Планируемая прибыль от продажи витражей

(180 400 + 115 500) * 0,15 = 44 385 долларов.

Как видно из расчетов, срок окупаемости составляет 1 месяц – прибыль намного превышает затраты. В реальности, срок окупаемости может оказаться длиннее по нескольким причинам.

Прежде всего потому, что в первый месяц мастерская по изготовлению витражей не будет работать на полную мощность. Вторым фактором, который влияет на срок окупаемости, являются налоги. Они зависят от выбранной формы собственности и формы налогообложения.

Документы для открытия бизнеса

Если вы решили начать изготовление витражей в домашних условиях, для этого достаточно оформить индивидуальное предпринимательство. Из документов на открытие потребуется: копия паспорта, ИНН, заявление о намерении открыть ИП и квитанция об уплате госпошлины. Сумма платежа составит порядка 800 рублей.

Источник

Свой бизнес по изготовлению витражей: инвестиции от $5000

* В расчетах используются средние данные по России

Технологии изготовления витражей

Для справки: рынок витражей подразделяется отчётливо на два рынка: рынок настоящих высокохудожественных изделий из цветного стекла, которые изготавливаются мастерами по старым “классическим” и “модерн” технологиям (например, технологии “Тиффани”) и рынок так называемых плёночных витражей, которые, строго говоря, являются дешёвым массовым продуктом-имитацией натурального витража. И то и другое на рынке носит имя “витраж”, но всегда нужно чётко различать, о каком именно изделии идёт речь.

Витраж плёночный – дёшев и быстр в изготовлении, для его создания не требуется мастерство художника-профессионала. В процессе изготовления плёночного витража не используется то профессиональное оборудование, которое необходимо для производства витража настоящего.

Цех, в котором делают плёночные витражи, требует гораздо меньших площадей (достаточно и гаражного помещения). На приобретение оборудования для производства витража-плёнки достаточно нескольких сотен долларов.

Предприниматели, зарабатывающие на плёночных псевдо-витражах, работают по трафаретным каталогам в кооперации с мебельщиками и столярными цехами, зачастую являясь сами – мебельщиками илии столярами, решившими освоить параллельный вид бизнеса.

Рентабельность такого бизнеса оценивается экспертами в 30%. стоят плёночные псевдо-витражи более чем в половину дешевле самого бюджетного натурального витража.

Подробней о бизнесе на производстве витражей-плёнок Вы можете прочитать в статье «Как заработать на изготовлении витражей».

Данная же статья является обзором рынка натуральных, сделанных из цветного стекла витражей.

Итак, мы будем говорить о настоящих витражах.

Как открыть мастерскую по производству витражей

50 тысяч долларов, вложенных в мастерскую по производству высокохудожественных витражей, могут окупиться за срок менее пяти лет. Но стартовать можно и с суммы в 5 тысяч, утверждают игроки рынка.

Во все времена и во всём мире витражи приравнивались к настоящим произведениям искусства (прикладное искусство), цена на которое со временем обязательно растёт, как это обычно происходит с винтажными вещами или другими изделиями, имеющими антикварную ценность.

Производство витражей: целевая аудитория

Главный покупатель витража (70 % всего объёма заказов по подсчётам экспертов) – частное лицо, человек, строящий или реставрирующий загородный дом, реже, ремонтирующий, реставрирующий собственные городские апартаменты.

Классический витраж очень хорошо смотрится с (дорогими) деревянными окнами, поэтому начиная этот бизнес, нужно скооперироваться с производителями деревяннх окон класса люкс, а также архитекторами и дизайнерами интерьеров.

Однако в последенне время игроки рынка отмечают небывалый подъём уровня спроса среди корпоративного клиента – владельцев частных гостиниц, мини-отелей, ресторанов, баров, кафе.

Тенденция спроса такова, что по оценкам экспертов весь рынок витражей в самое ближайшее время собирается прирастать исключительно благодаря “корпоративному” заказчику.

Если наблюдать рост рынка от нулевых годов до сегодняшнего дня, то общее количество заказов за этот срок постепенно увеличивалось на 25-40% в год, даже невзирая на кризис.

Рынок производства витражей в цифрах

Один квадратный метр “материала” или “сырья” (цветное стекло) стоил порядка 70-200 долларов. В настоящее время цены на стекло и сопутствующие инструменты и материалы, необходимые для производства витража, увеличились в среднем на 25%.

Один квадратный метр уже готового изделия, то есть – натурального витража из цветного стекла, в среднем обходится сейчас заказчику готовой продукции в сумму от 800 до 1,2 тысяч долларов.

Один мастер-художник, работающий, к примеру, по модерн-технологии “Тиффани”, в среднем изготавливает в месяц 6 квадратных метров витража.

Если речь идёт о более бюджетном стеклянном витраже, то мастер-художник способен изготовить уже 12 квадратных метров в месяц.

Крупные мастерские, производство и сбыт в которых поставлены на постоянные рельсы, делают в среднем около 2,5 тясяч квадратных метров витража в год.

При этоих цифрах, оборот подобной мастерской составляет около 2 миллионов долларов в год.

Рентабельность такой мастерской составляет 20%.

Оборудование для производства витражей

Стартовый капитал в 50 тысяч долларов необходим для приобретения следующего набора специального оборудования и инструментов:

стол,
сверлильный станок,
шлифовальные машинки,
лобзики,
ломачи для стекла,
стеклорезы,
ножницы,
минимальный набор материалов: фольга, флюс,
машинка для пескоструйной обработки стекла (15 тысяч долларов),
муфельная печь (10 тысяч долларов)
небольшой запас основных позиций цветного стекла (5 тысяч долларов).

Отдельно: автомобиль для транспортировки цветного стекла и витражей (его стоимость не входит в упомянутые $50 тысяч!)

Фирмы-поставщики сырья для производства витражей

Для выполнения заказов класса люкс витражные мастерские закупают покупают исключительно высококачественное американское сырье следующих компаний:
Armstrong,
Spectrum Glass,
Wissmach Glass

Расходы, необходимые для выполнения заказа на витражи объёмом в условные 6 кв.м, выполненного за месяц (согласно расчетам журнала business.ua)

Если учесть, что в среднем на 1 кв.м витража уходит 2,6-4,5 кв.м цветного стекла, то, соответственно, на 6 кв.м потребуется как минимум 16 кв.м стекла, которые обойдутся производителю в 1,5 тысячи долларов.

На сопутствующие материалы, необходимо заложить ещё 700 долларов

Доставка-перевозка витражного стекла обойдётся в 100 долларов

Итого:
1 кв.м готового витража стоит 800 долларов
Вычитаем расходы на сырьё и сопутствующие материалы, остаток составляет 2,5 тысячи долларов.

Дополнительно вычитаем:
Минус 1 тысяча долларов — зарплата работникам.
Минус деньги для уплаты единого налога, коммунальных платежей, аренды, обслуживания оборудования
Итого: чистый доход составляет около
$900 в месяц,
$11 тыс вгод

Минимальный штат мастерской по производству витражей

В штате художественной мастерской по производству витражей из цветного стекла должно быть три человека:
художник, разрабатывающий эскизы коллекций,
мастер, непосредственно изготавливающий витраж,
специалист, продвигающий эту продукцию на рынок.

Подводные камни бизнеса по производству витражей

Витраж, разумеется, не является товаром первой необходимости. Поэтому клиент сами не придут к Вам и не постучат в двери, как было бы в том случае, если бы Вы торговали овощами в палатке… Зачастую менеджерам продвигающим продукцию приходится долго искать тех самых “золотых”клиентов, предлагая им свою продукцию.

Прежде чем открывать этот бизнес, необходимо наладить связи с архитекторами и дизайнерами, которые сами не сидят без работы и за некоторый процент (по взаимной договорённости) попросить их продвигать продукцию Ваших мастеров среди их клиентов. Включая сюда и клиентов потенциальных…

Назаренко Елена
(с) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

01.01.1970

Все материалы по тегу: витражная мастерская

10896 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 440952 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по вашей теме:

Источник

Витражи снова в моде, особенно в мегаполисах. Только в Петербурге сегодня работает более двадцати компаний, производящих витражи в самой разной технике. И, судя по всему, на этом рынке еще достаточно места для новых игроков. Все правильно, люди хотят жить красиво. А какая же красота без цвета!

Немного истории

Прообразы витражей появились в Древнем Египте во втором тысячелетии до н. э. и в Древнем Риме — в I веке н. э. Сюжетные витражи впервые стали использоваться в романских храмах Франции и Германии в X-XII веках. Тогда же возникла и классическая технология свинцового паяного витража, которая до сих пор остается очень популярной. Своего расцвета витражное искусство достигло в эпоху готики. Однако роспись постепенно вытесняет витраж, и в эпохи барокко и классицизма витраж почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на стекле. Новое дыхание витраж получил во второй половине XIX века благодаря американцу Луи Комфорту Тиффани. Он изобрел новую технологию, заменив свинцовые перемычки медными.

Художники XX века по-новому подошли к теме, интегрировав витражи в единую систему декора интерьера.

Как приходят в этот бизнес? Да как в любой другой — очень по-разному. Глава питерской компании «Кристалл» Александр Козлов четыре года назад даже не предполагал, что когда-нибудь займется производством витражей. Но так уж получилось. Сначала приказала долго жить госструктура, в которой работал Александр. Затем друг пригласил его в свой бизнес по выпуску технического стекла. И только затем Козлов решил соединить все имеющиеся личные активы — полученный опыт, навыки организатора, два высших образования (экономическое и юридическое), — и отправиться в свободное плавание. Несколько лет работы в «стеклянном» бизнесе показали: спрос на витражи постоянно растет, так что с выбором ниши особых вопросов не возникало.

— В любом деле необходимы организаторские способности, управленческий опыт и здоровые амбиции. Это обязательные составляющие всякого бизнеса, — говорит Александр. — Базовые знания в стекольном производстве я приобрел, а все остальное — дело профессионалов: художников по стеклу, дизайнеров, которых мы, кстати, искали по всему городу. Мои основные функции сейчас — организация, управление и контроль. С другой стороны, я умею «работать руками», я в курсе каждого заказа, слежу за всеми стадиями изготовления витража — от эскиза до монтажа. Ведь прежде чем начинать какое-то дело, нужно изучить его изнутри.

После того как компания была зарегистрирована, Козлов отправился в Москву — изучать технологию производства витражей в специализированной фирме, где можно было не только пройти обучение, но еще и оптом закупить материал. Начал с самого простого — с пленочной техники. Вернувшись, снял помещение — одну комнату, сам сделал стол с подсветкой, закупил оборудование и необходимый для старта минимум материалов. Изготовив первые образцы, составил небольшой каталог и обошел с ним все мебельные центры и производства, предлагая сотрудничество. Трудно? Долго? Утомительно? А вы как хотели! Зато вскоре Козлов получил свою базу заказчиков среди мебельщиков и дизайнеров.

Откуда взялись деньги? Пока бизнес преодолевал самую трудную стадию запуска, жена Андрея Татьяна совмещала работу директора по персоналу на другом предприятии с помощью супругу. В том числе и финансовой. «Параллельно я занималась рекламой, маркетингом, подбором кадров в «Кристалле», — вспоминает Татьяна. — Мы вместе решали стратегические задачи и вообще всегда во всем опирались друг на друга: семейная поддержка в бизнесе имеет очень большое значение!» Как только стало ясно, что витражное производство наконец-то «пошло», Татьяна окончательно обосновалась в «Кристалле» в качестве директора по развитию.

Естественно, никакой «прибыли» в вульгарной трактовке («вчера начал бизнес, а сегодня уже катаешься в представительском автомобиле за сто тысяч долларов) в первый год работы Козловы не видели — все заработанные деньги вкладывали в развитие бизнеса. «Мы быстро поняли, что делать ставку лишь на одну технологию изготовления витражей — не интересно, — говорит Татьяна. — Поэтому, наладив производство пленочных витражей, параллельно осваивали другие техники — «фьюзинг», «тиффани» и «классику». Такова уж была наша стратегическая цель — освоить изготовление витражей всех видов».

Ручное искусство

Решив использовать в работе сразу несколько технологий, владельцы «Кристалла» понимали, что это новые расходы. И немалые. Требовались печи и станки для обработки стекла, раскроечные столы и вытяжки, множество комплектующих и «расходников». Кроме того, постоянно приходилось нанимать новых специалистов.

Сейчас в компании работает 11 человек, но лишь у двоих специальное образование. «Как правило, для изготовления «пленки» рабочему не нужны специфические знания и опыт. Однако мы предъявляем к таким сотрудникам определенные требования: для работы с «пленкой» нужны твердая рука, скрупулезность, даже педантичность, и художественный вкус, — раскрывает Татьяна кадровую политику. — Человек должен знать все тонкости этой технологии, ведь наши клиенты — очень требовательные люди, и мы гарантируем им высокое качество».

Многие считают «пленку» ширпотребом, однако в «Кристалле» с этим утверждением категорически не согласны. «Свои преимущества есть у каждой технологии. Когда приходит клиент, мы вместе с ним пытаемся понять, какой витраж нужен в каждом конкретном случае. Иногда оптимальной — и по цене, и по расположению в квартире — оказывается именно «пленка». — И не нужно считать это суррогатом», — говорит Александр, а Татьяна приводит другие доводы: «Женщины ведь не всегда носят бриллианты. Иногда они предпочитают бижутерию. Но никому же не придет в голову выяснять, что так прелестно сияет у красавицы в ушке: бриллианты или хрусталики! Тем временем имя Swarovski известно во всем мире. У каждого продукта — свой покупатель».

В итоге в компании освоили все известные виды витражной техники, а сейчас работают над новой — росписью по стеклу и кафелю. А заодно решились на смену имиджа компании и ребрэндинг. Согласитесь, брэнд «Кристалл» слишком уж «заезжен». В итоге появилась новая торговая марка — Blisskey. «Такого слова в английском не существует, оно составлено из двух: bliss — блаженство, счастье и key — ключ. Искусство, витражи в том числе, — это ключ к счастью, так мы позиционируем наш бизнес», — улыбается Татьяна.

Следующим шагом стало открытие салона в центре города. Ведь прежде клиентов приходилось приглашать прямо на производство, расположенное на территории закрытого НИИ, — пропуска, потери времени, неудобства… Разумеется, салон требует больших расходов. Однако художник-дизайнер компании Евгения Озерова, принимающая покупателей и обсуждающая с ними заказы, уверена: инвестиции окупятся, в том числе и за счет расширения спектра услуг: «У нас представлены самые разные работы — стеклянные украшения, оригинальные часы, панно, картины, блюда. А ведь еще можно делать рамки для фото, корпоративные логотипы, медали, грамоты, вазы, портреты… Идей множество!»

Витражное производство в деталях

·        Форма собственности — ООО.

·        Сертификаты и лицензии — не нужны.

·        Инвестиции — от 500 тысяч до 1,5 миллиона рублей (в зависимости от масштабов производства и разновидности используемых технологий).

·        Текущие расходы — зарплата персоналу, расходные материалы, арендная плата за производственные площади и магазин-салон.

·        Рентабельность — 10–15%.

·        Налогообложение — льготы отсутствуют; упрощенная система налогообложения.

·        Клиенты — производители мебели, дизайнерские студии и архитектурные бюро, состоятельные частные клиенты.

·        Требования к помещению — магазин-салон в центре города (от 50 кв. м); недорогие производственные помещения (от 100 кв. м) — заводские площади, ближайший пригород.

·        Персонал — рабочие без спецобразования для «пленочного» производства; специалисты-художники для создания витражей в различных техниках.

·        Сопутствующий бизнес — изготовление декоративно-прикладных изделий: часов, украшений, корпоративной символики и др.

·        Средства продвижения — рекламные буклеты и образцы товара в торговых точках мебельных производств, в специализированных гипермаркетах; реклама в платных («Интерьер-салон») и бесплатных отраслевых изданиях; распространение каталога, в том числе и через Торгово-промышленную палату Петербурга.

Цены и ценности

Основатель «Кристалла» не скрывает, что сегодня прибыль предприятию приносят не единичные частные заказы на оригинальные витражи, а поставленное на поток производство «пленок». Около 70% заказов — «мебельные», и только 30% — от частных клиентов. Однако вскоре ситуация может измениться. Собственный розничный салон, ребрэндинг, новый каталог — все ради частного клиента.

В чем преимущества этой аудитории? Заказчики «Кристалла» — априори люди состоятельные, ведь цены на витражи достаточно высоки. Цена заказа определяется множеством параметров — сложностью эскиза, размером элементов, количеством цветов и оттенков и качеством стекла (считается, что лучшее — английское, французское и испанское). Но главное — техника исполнения. «Пленка» обойдется клиенту от 350 до 800 евро за квадратный метр, фьюзинг — от 800, «тиффани» потянет на 1 200 евро за «квадрат», а классический наборный витраж — от 1 000 евро. Ну и, наконец, в цену входит подготовка дополнительных конструкций для установки витража.

— Стоимость витража складывается из затрат на «расходники» (30%), зарплату (40%) и косвенных — на аренду помещения, рекламу, транспорт, монтаж и т. п. (10–15%), — поясняет Татьяна. — Максимальная прибыль может составить 15%. А ведь нужно учитывать еще и процент брака и время изготовления (от недели до нескольких месяцев) — творческий процесс невозможно нормировать! В общем, бывало и так, что мы работали «в ноль».

Среди потенциальных заказчиков витражей бытуют диаметрально противоположные мнения об адекватности цен на эти элементы декорации. «Я считаю, что использовать в домашнем интерьере большие витражи — непозволительная роскошь, — уверен гендиректор дизайн-студии «Арт-Лайн» Игорь Кравцов. — Это очень дорого, и для покупателя это скорее элемент престижа, чем истинная тяга к прекрасному. Мои клиенты — средний класс, они привыкли считать деньги, поэтому я не вижу ничего зазорного в том, чтобы воспользоваться качественной «пленкой» или включать в интерьер небольшие фрагменты настоящих витражей. Гораздо важнее правильно вписать их в обстановку, чтобы они «работали», а не существовали сами по себе. На мой взгляд, основная функция дизайнера — в том, чтобы согласовывать вкус заказчика с чувством меры и размерами кошелька, а не просто получать бонусы от производителя за использование его продукции».

Тем временем хозяйка интерьерного салона «Русский мастер» Наталья Демидова, напротив, считает витражи настоящими произведениями искусства: «Мы на протяжении 13 лет сотрудничаем с двумя изготовителями витражей — творческой мастерской Алексея Яковлева и фирмой «Братья Манелис», — потому что ручаемся за их изделия: это художники высочайшего класса. Витражи стоят не дешево, спрос невелик, но постоянен. А так называемые «пленки» — это пародия на искусство, подделка, имитация».

Братья по искусству

Братья Манелис, работы которых представлены в «Русском мастере», — Владимир и Юрий — создают витражи третий десяток лет. Когда-то работали с ними на госпредприятии, в начале девяностых — в кооперативе «Сосново», потом открыли свое дело. Юрий — художник по стеклу — занимается творческими вопросами. Владимир, генеральный директор, отвечает за техническую и организационную часть.

Они создают витражи только в классических техниках, не признавая «пленку». «Мы работаем по старинке, алмазными пилами, все делаем вручную — нарезаем, затираем, подтачиваем. У нас есть свои секреты и приемы, наработанные с опытом. В наших витражах, как и десять веков назад, доминирующие материалы — свинец и стекло. Мы, прежде всего, художники, так что «гнать пленку» ради заработка не будем», — поясняют братья.

По словам Алексея Яковлева, до 80% заказов поступает в фирму при посредничестве архитектурных и дизайнерских студий, около 15% — от бывших клиентов или по их рекомендации, и всего процентов пять — благодаря рекламе в «Желтых страницах», Интернете и специализированных изданиях.

— Чтобы образовался постоянный круг клиентов, нужно доказать, что ты — профессионал и создаешь эксклюзивные вещи, а не ширпотреб. А доверие завоевывается не одно десятилетие, — уверены братья. Но даже безупречная репутация не гарантирует постоянного потока заказов. «Это рентабельный, но нестабильный бизнес. Сегодня заказ есть, а завтра и еще энное количество времени его может не быть. Когда-то мы собирались расширяться, но передумали: не вышли еще на тот уровень, чтобы заказы регулярно поступали со всей России и из-за рубежа. Сейчас сократили штат сотрудников до пяти, превратив бизнес в исключительно семейный. Наемных рабочих приглашаем только если есть большой заказ — например, витражный ансамбль в загородном доме, — рассказывает Алексей Яковлев. — Иначе получается, что работаем себе в убыток. Теперь я совмещаю сразу несколько функций: рисую эскизы, руковожу процессом создания витражей, сам принимаю в нем участие, общаюсь с заказчиками».

Стоимость квадратного метра витража у «Братьев Манелис» без наценки посредников (продавцов, дизайнеров) составляет около тысячи евро. Впрочем, на изготовление этого самого квадратного метра уходит до десяти дней. «Вот и считайте, дорого это или нет, — говорит Алексей. — В Финляндии, например, квадратный метр стоит четыре тысячи евро, и там жесткая конкуренция. В России заказов гораздо больше, и бизнес наш будет существовать, пока есть состоятельные люди».

Советы новичкам

— Начать витражный бизнес с нуля довольно сложно, — утверждает Алексей Яковлев. — Чтобы вас узнали, должно пройти время. Но если не будет заказов, то не будет и денег, а нужно платить за аренду, закупать материалы. Поэтому один из самых дешевых вариантов — начинать с изготовления образцов где-нибудь у себя на даче. На их основе можно сделать каталог и пройтись по архитектурным студиям, предложив им процент от сделки (обычно это 5–10%). Если дизайнеры согласятся с вами работать — это уже половина успеха.

К тому же придется научиться массе тонкостей. Например, выгодно закупать расходные материалы. Помимо рук, головы и таланта, современному витражисту нужно обладать еще изрядным запасом терпения и любить свою профессию. Но разве не то же самое можно сказать о любом другом бизнесе?

Словарный запас

«Классическая техника». Старейшая техника паечного (наборного) витража. Использовалась в готических соборах. Цветные стекла вырезаются в соответствии с эскизом, затем их вставляют в направляющий профиль из мягкого металла (свинца, меди, латуни), вальцуют и спаивают. Такой витраж переживет не одно столетие, сохранив первоначальную яркость и насыщенность красок.

«Тиффани». Эту технику придумал в конце XIX века потомственный ювелир Луи Комфорт Тиффани. Вместо тяжелых свинцовых «протяжек» он использовал медные полоски (сейчас применяется медная фольга), которыми оборачивался каждый кусочек стекла. Затем кусочки спаиваются между собой с помощью олова и покрываются платиной. Это наиболее распространенная, но и самая дорогостоящая техника.

Фьюзинг. На бесцветном листе стекла в соответствии с эскизом собирается картина из кусочков цветного стекла, стеклянных шариков, шихт. Все эти фрагменты должны иметь один и тот же коэффициент температурного расширения: собранный витраж запекается в печи при температуре 850 градусов. Полученный витраж может иметь любую форму и толщину, благодаря чему можно производить картины из стекла, сувенирные изделия, украшения и т. д.

Пленочный витраж. Техника, появившаяся в США в семидесятые годы. На обыкновенное листовое стекло наклеивают готовые лавсановые пленки. Стоит такое удовольствие недорого, однако в глазах ценителей такие витражи не имеют никакой ценности.

Пескоструйная гравировка. Рисунок с помощью абразивов в несколько слоев наносится на стекло. В итоге возникает объемное изображение. Типичное решение для офисов и общественных учреждений. Но полноценным витражом такое произведение назвать нельзя.

Лаковый витраж, или роспись красками. Появилась в XIV веке. Прежде использовались натуральные краски на минеральной основе, сейчас — акриловые или многокомпонентные на эпоксидной основе. Долговечным будет только витраж, выполненный высокотемпературными красками или эмалями, которыми расписывают фарфор. После обжига в печи при температурах от 600C0 до 700C0 эти краски намертво вжигаются в стекло.

Источник

Adblock
detector