Бизнес план по производству асфальта
Извечная и неустранимая дорожная проблема — вот залог успеха бизнеса на производстве асфальта и асфальтобетона в России. Эти материалы широко используются в дорожном строительстве, спрос на них постоянно растет. Инфраструктура городов и населенных пунктов развивается – требуется все больше асфальта для улиц и тротуаров.
Из статьи читатель узнает, как организовать производственный процесс, в какие сроки можно выйти на точку безубыточности и начать получать чистую прибыль.
Асфальт или асфальтобетон?
Нужно понимать разницу между асфальтом и асфальтобетоном, поскольку обыватели часто не различают эти материалы.
- Асфальт — это смесь битума, гравия и песка. Соотношение ингредиентов может быть различным. Например, асфальт с высоким содержанием битума (>30%) считается натуральным, с малым (<30%) – искусственным.
- Асфальтобетон является смесью, в которой доля самого асфальта не превышает 15%. В его состав добавляют дополнительные инертные вещества, которые улучшают показатели, эксплуатационные характеристики смеси (тонкодисперсные минеральные добавки).
Асфальтобетонные смеси чаще используют при строительстве дорог. Они дольше служат, лучше выдерживают нагрузки. Благодаря составу этот материал обладает способностью к укатке, уплотнению для повышения прочности, увеличения срока службы.
Далее в тексте под термином «асфальт» будем подразумевать асфальтобетон.
В каких областях строительства используется асфальт?
Асфальт необходим для:
- Укладки дорог для автотранспортных средств.
- Обустройства зон для передвижения пешеходов (тротуаров, дорожек, детских и других площадок).
- Благоустройства земельных участков, прилегающих к зданиям (частным, многоквартирным и общественным). Хотя здесь все чаще используется тротуарная плитка.
- Создания покрытия на аэродромах и производственных площадках.
- Производства клеев, мастик, лакокрасочных материалов.
- Изготовления изоляционных материалов (как электро-, так и гидро-).
- Создания кровельных материалов (рубероид, битумная черепица).
Рассмотрим идею производства асфальтобетона для дорог и тротуаров.
Основные виды асфальтобетона
Есть несколько видов асфальта, применяемого в дорожном строительстве.
В составе крупнозернистого асфальта щебень размером 2-4 см. Материал отличается высокой степенью прочности и используется в качестве нижнего слоя дороги, ее фундаментной основы.
Мелкозернистый асфальтобетон применяется при непосредственной укладке дорог — при создании двухслойного покрытия он кладется наверх. Щебень в его составе занимает 0,5-1,5 см.
В песчаном асфальте основой является смесь песка и щебня менее 0,5 см размером. Он не может выдержать давления от колес автомобилей. Необходим для создания пешеходных тротуаров и дорожек.
Также есть горячий и холодный асфальтобетон. Первый перед укладкой нагревается до 100-120°C, второй остается вязким даже при обычной температуре. Его можно укладывать при температуре до -10°C.
Технологии производства асфальтобетона
Есть 2 основные технологии изготовления стройматериала:
- Горячий и теплый асфальтобетон производится с помощью оборудования. Производственный процесс таков:
- Готовят инертные материалы. Пропорции разные: щебень – 44,5-55,6%, песок – 48-29,4%.
- Смесь нагревается до 200°C, потом охлаждается до 160°C.
- Добавляются вяжущий материал (битум) и минеральный структурирующий порошок (пропорция 7,5-15%).
- Все ингредиенты смешиваются до получения однородной смеси.
- После приготовления асфальт сразу кладут. Хранить его можно при температуре 150-180°C, чтобы он не застыл и не потерял качества.
- Холодный асфальтобетон не приходится греть до высокой температуры. Инертные материалы смешиваются в теплом состоянии. Этот асфальт можно хранить (в мешках), продавать и использовать при необходимости.
Рекомендуем производить дорожный материал по обеим технологиям.
Первоначальные инвестиции в дело
Расходы на открытие дела и общая сумма необходимых инвестиций указаны в таблице ниже.
Таблица 1. Сумма и разбивка по статьям расходов на открытие небольшого асфальтного завода.
Расходная статья | Сумма, руб. |
Регистрация | 10 тыс. |
Аренда офиса, помещения, кв. м. | 70 тыс. |
Покупка техники (мини АБЗ, виброкатка и др.) | 3,5 млн. |
Сырье | 500 тыс. |
Аренда среднетоннажного автомобиля, сумма в мес. | 50 тыс. |
Заработная плата | 150 тыс. |
Дополнительные расходы | 200 тыс. |
Итого | 4,48 млн. |
Общая сумма первоначальных затрат равна 4,48 млн руб. Округлим до 4,5 млн руб. Основные расходы – это закупка оборудования.
Расценки в таблице актуальны для города с населением до 500 тыс. человек.
Регистрация и документы
Предпринимателю нужно зарегистрироваться и стать субъектом предпринимательской деятельности. Лучше работать в качестве юридического лица (ООО) – это позволит заключать контракты с крупными организациями. ИП не дает таких возможностей, хотя и проще в оформлении.
При регистрации указывается код ОКВЭД 26.82.2, обозначающий производство асфальта и битума.
Преимущество бизнеса на асфальтобетоне в том, что не нужно получать обязательных сертификатов. Но все же перед производством стоит изучить следующие ГОСТы:
- ГОСТ 9128 – асфальт;
- ГОСТ 6617 – строительный битум;
- ГОСТ 9548 – кровельный битум;
- ГОСТ 22245 – дорожный битум.
Нужно согласовать свое производство с нормами государственного стандарта. На основе этого можно получить добровольные сертификаты соответствия, что поспособствует успеху и хорошей репутации компании на рынке.
Помещение
В этом бизнес плане приведены расчеты для мобильного асфальтно-бетонного завода (АБЗ). Стоимость (впрочем, как и производительность) этого оборудования ниже. Зато его можно транспортировать.
Для работы потребуются помещения:
- Небольшой офис в городе. Это будет юридический адрес фирмы, и место для заключения договоров с клиентами. Подготовка и ремонт офиса не требует больших вложений.
- Производственное помещение. В цехе будет изготавливаться и храниться холодный асфальтобетон для реализации в магазинах. Кроме того, здесь расположим технику. Помещение можно найти на окраине города. Нужно обустроить склады для сырья и готовой продукции, служебные помещения.
Оборудование для производства асфальтобетона
Основное оборудование, которое потребуется для работы – передвижной мини-АБЗ прицепного типа. Производительность установки 8-10 т/ч, что позволяет проводить ремонтные работы на дорогах, создавать новые дорожки. Технические характеристики такого оборудования приведены ниже.
Таблица 2. Технические параметры передвижного мини асфальтобетонного завода.
Наименование показателя | Значение показателя | |
Производительность | 8-10 т/ч | |
Пропускная способность | 0,3 м3 | |
Асфальтовый котел | Объем | 1,22 м3 |
Объем бака | 70 л | |
Температура | 20-200°С | |
Время нагрева | 2 ч | |
Двигатель, мощность | 14,7 кВт | |
Генератор | Мощность | 12 кВт |
Номинальное напряжение | 400 В | |
Смеситель, объем | 1,22 м3 | |
Скип | Мощность лебедки | 4 кВт |
Грузоподъемность | 800 кг | |
Скорость передвижения | 18 км/ч | |
Габариты (Д×Ш×В, м) | 6,8×2,3×3,4 | |
Вес, т | 5,5 т |
Для перевозки техники и товаров потребуется среднетоннажный грузовой автомобиль.
Персонал
Для работы нужен опытный технолог – квалифицированный работник, который подскажет, как делать качественный асфальтобетон, оптимизировать затраты на материалы, будет следить за процессом производства и качеством конечного продукта.
Также нужны и другие работники:
- грузчики;
- разнорабочие;
- бухгалтер;
- управляющий.
Должность управляющего первое время может исполнять сам бизнесмен, бухгалтера можно привлечь по аутсорсингу. Грузовик, чтобы не тратить ресурсы на его покупку, следует взять в аренду (с водителем).
Разнорабочие нужны для укладки асфальта на месте работ (компания будет предлагать весь комплекс услуг). Потребуется покупка ручного виброкатка – он уплотняет асфальтобетон, заменяет большую и дорогую технику.
Для уменьшения расходов вместо виброкатка можно использовать специальные приспособления для ручной трамбовки.
Реализация продукции
В России к ремонту дорог возвращаются каждой весной. Это связано как с климатическими условиями, так и с невысоким качеством асфальтобетона и неумелой укладкой. То есть потребность в материале есть всегда, и она высокая. Можно выделить несколько основных категорий потенциальных клиентов.
Во-первых, дорожно-строительный компании. Речь идет как о жилищно-коммунальном хозяйстве (городской администрации), так и о частных компаниях, выполняющих дорожные работы по контракту. И если договориться с ЖКХ бывает сложнее (у них часто есть свои долгосрочные контракты с асфальтобетонными заводами), то частникам сбывать асфальт намного проще. Все дело здесь в цене.
Во-вторых, предприниматели и компании, следящие за состоянием тротуаров, парковок, подъездных путей. Их как субподрядчиков нанимают частные и юридические лица.
В-третьих, это частные лица, желающие облагородить свой земельный участок.
Доход и точка безубыточности
Сумма первоначальных затрат составила 4,5 млн руб.
Ежемесячно на обеспечение деятельности завода будет уходить около 1 млн руб. (себестоимость).
При выполнении работ по ремонту автомобильных дорог, строительству тротуаров (в общей площади 500 тыс. кв. м в месяц) выручка от этого направления составит около 600 тыс. руб.
При реализации 100 т холодного асфальта в месяц через розничные сети (фасовка по 30 кг) выручка – 1,2 млн руб.
Общая месячная выручка составит 1,8 млн руб., чистая прибыль 800 тыс. руб. В этом случае полностью окупить первоначальные затраты, пройти точку безубыточности можно за 5 с половиной месяцев. Потом предприниматель будет получать чистый доход.
Этот расчет актуален только в случае загруженности предприятия работой и при наличии постоянных заказов.
Маркетинг
Производителей асфальта в России не так и много, а то предложение, что имеется, не покрывает спроса. Для успеха важно продвигать свою фирму. Есть несколько каналов коммуникации с потенциальными потребителями.
- Распределение -материалов по почтовым ящикам организаций. Можно договориться со строительными супермаркетами, раздавать / оставлять флаеры там. С представителями магазинов полезно заводить знакомства — нужно оставлять им свои визитки, через них выходить на нужных людей.
- Прямые контакты с фирмами. Сам бизнесмен станет торговым представителем, будет совершать визиты в компании, которым требуется асфальтобетон.
- Официальный сайт.
- Размещение рекламы в газетах и журналах.
Высокое качество сервиса позволит фирме зарекомендовать себя и получить долгосрочные контракты. Но искать клиентов лучше еще до начала производства, на этапе организации дела.
Изготовление асфальта требует финансовых вложений, однако, если грамотно организовать производство и сбыт, бизнес окажется рентабелен и окупит себя достаточно быстро.
В успехе дела большую роль играет качество материала. Не стоит делать ненадежный асфальт «на год», чтобы получить те же заказы спустя короткое время. При таком подходе бизнес быстро изживет себя. Сейчас информация расходится быстро, и фирма, работающая «на совесть», в короткие сроки обретет массу постоянных клиентов.
Наш бизнес план создания мини-завода по производству асфальтобетона поможет вам быстро вникнуть в детали и предположить, сможете ли вы реализовать эту перспективную идею.
Производство асфальта занимает высокую позицию среди рентабельных видов бизнеса. В России всегда есть проблемы с дорогами. Несмотря на то что срок эксплуатации высококачественного асфальта составляет около 15 лет, дороги портятся намного раньше из-за негативных воздействий окружающей среды. Ежегодно асфальт меняют на определенных участках. Поэтому спрос на него есть всегда.
Асфальт, который укладывают на дороги, это смесь, состоящая из следующих компонентов:
- песка;
- щебня (разной степени измельчения);
- минерального порошка;
- битума (связывает вышеперечисленные вещества).
Самую большую долю в смеси занимает щебень (85 %), а наименьшую – битум (5%). Последний компонент обладает связующими свойствами только когда расплавлен. Поэтому смесь, которую приготовили, но не уложили в ближайшее время, портится. Такой асфальт теряет все свои качества и легко ломается. Это относится к горячему виду. Поэтому производство асфальта – это не только приготовление смеси, но и своевременная укладка покрытия дороги.
Но есть еще и изготовление холодного материала, который впоследствии можно реализовывать через специализированные строительные магазины.
Пошаговый план открытия бизнеса по производству асфальта
У данного рода бизнеса есть свои плюсы:
- стабильный доход;
- спрос на асфальт;
- поддержка со стороны государства;
- круглогодичное производство (в случае изготовления холодного асфальта).
Знакомимся с ассортиментом и видами заводов по производству асфальта
Существует три вида асфальта:
- Песочный. Он изготавливается на основе песка и используется для укладки тротуаров и пешеходных дорожек.
- Мелкозернистый. Его укладывают на основные дорожные полотна. Он отличается по составу от первого только фракцией щебня, которая составляет 10 мм.
- Крупнозернистый. Он необходим для создания нижнего слоя дороги. Из названия понятно, что для его изготовления берут щебень большой фракции (от 35 мм.).
Существует два вида заводов, на которых изготавливают асфальт: циклические и непрерывные.
Циклические
Они расположены около крупных городов и производят небольшое количество готовой продукции, в зависимости от потребностей клиентов. Они хорош тем, что на них производят разные виды асфальта.
Недостатки тоже имеются. Как правило, на заводах циклического типа изготавливают немного товара. Также предприятия относятся к стационарным.
Непрерывные
Это вид заводов с минимальным техническим оснащением, обеспечивающим мобильность предприятию. Асфальт на них производят без остановок.
Недостатки: нет специального аппарата грохота и башни, с помощью которых просеивают минеральные элементы. Вследствие этого готовый продукт ухудшается.
Какую прибыль приносит организатору бизнеса производство асфальта?
Производство асфальта в нашей стране является высокорентабельным бизнесом, независимо от его масштабов, месторасположения и других факторов, влияющих на размер прибыли. Данный экономический показатель зависит от:
- Оборудования, которое используется для производства асфальта.
- Производственных и административных издержек фирмы.
- Спроса на асфальт.
- Цены реализации асфальта.
- Количества предприятий-конкурентов, работающих в вашем регионе.
Если взять за основу средние показатели себестоимости асфальта, который изготавливается на небольшом предприятии, а также актуальные цены на данную продукцию, тогда, при условии наличия надежных каналов сбыта, можно зарабатывать около 330 тыс. руб./месяц.
Сколько денег нужно для старта бизнеса?
Для открытия бизнеса потребуются немалые средства, которые будут направлены на покупку:
- оборудования (больше 1 млн. руб.);
- доставку и установку агрегатов (250 тыс. руб.);
- транспортные расходы (100 тыс. руб.);
- иные расходы (200 тыс. руб.).
В общей сложности вам потребуется не меньше 2 млн. руб. Но есть и приятная новость. Бизнес окупится примерно за 6 месяцев.
Бизнес на производстве асфальта – это выгодный проект, который будет приносить стабильную прибыль. Это обусловлено высоким спросом на материал для укладки дорог.
Какое оборудование выбрать для производства асфальта?
Для мобильного производства понадобится следующая аппаратура:
- мини АБЗ – производит 3-5 тонн в час (1 млн. руб.);
- передвижной асфальтобетонный завод – изготавливает 10 тонн в час (4 млн. руб.);
- фронтальный погрузчик (2 млн. руб.).
Они подходят для работы на месте укладки дорожного полотна.
На циклическом заводе устанавливают башню и грохот, который является ситом и дробилкой. С помощью грохота достигается высокое качество готового асфальта, так как щебень отделяется по фракциям, не давая крупным частицам попасть в мелкозернистый вид и наоборот.
Код ОКВЭД для производства асфальта
Согласно общероссийскому классификатору видов деятельности производство асфальта относится к группе с кодом ОКВЭД 26.82.2 (производство асфальта, битума, пека в блоках).
Какие документы нужны для открытия?
Чтобы осуществлять легальную деятельность, вы должны зарегистрировать бизнес как индивидуальное предпринимательство или общество с ограниченной ответственностью. Второй вариант более выгоден, если вы собираетесь заключать договора с юридическими лицами.
Плюс в том, что никакие лицензии не требуются. Это обусловлено отсутствием государственных стандартов. Поэтому владельцы вправе сами выбирать технологию производства.
Технология производства асфальта
Есть три способа изготовления асфальта:
- горячий;
- теплый;
- холодный.
Они отличаются друг от друга температурой технологического процесса. Ниже приведена технология приготовления горячего асфальта.
Этапы изготовления | Описание процесса производства асфальта на непрерывном заводе |
Сушка (нагрев) | Ей подвергаются инертные материалы. |
Смешивание | Все компоненты соединяют друг с другом, добавляют минеральный порошок и битум. Действия производятся при температуре 160 градусов выше нуля. |
Хранение | Готовую продукцию помещают в силосы, температура в котором достигает 180 градусов выше нуля. Там асфальт может сохранять температуру до четырех дней. |
Подбираем персонал
Чтобы предприятие эффективно функционировало, владелец должен нанять квалифицированный персонал. Если руководство планирует укладывать асфальт сразу же после его приготовления, то для этого также потребуются обученные сотрудники. Основные работники:
- операторы (обслуживают аппаратуру);
- грузчики;
- разнорабочие;
- водители;
- бухгалтер;
- управляющий.
На первых порах учредитель сможет взять на себя обязанности управляющего. А ведение бухгалтерской отчетности предприятия можно доверить аутсорсинговой компании.
Где продавать асфальт?
Вы можете предлагать свою продукцию:
- организациям, занимающимся строительством и ремонтом федеральных и муниципальных трасс;
- компаниям, отвечающим за состояние тротуаров, дорог у подъездов к домам, парковок, дорог для пешеходов.
Учитывая состояние российских дорог, недостатка с потребителями не будет. Асфальтобетонная смесь даже самого высокого качества рассчитана на 10-15 лет эксплуатации. Но интенсивность использования дорог и климатические особенности вносят свои коррективы. Большая часть дорог ремонтируется ежегодно, и основной фронт работ – это замена старого асфальта на новый.
Используемый для обустройства дорожного покрытия асфальт представляет собой смесь из песка, щебня мелкой и средней фракции, минерального порошка и битума, выполняющего роль связующего вещества между остальными компонентами.
Будучи связующим компонентом, битум составляет примерно 6% от общего объема асфальтовой массы, на 85% — это щебень или гравий. Производство асфальта подразумевает не просто соединение и перемешивание вышеупомянутых компонентов, но и моментальную укладку дорожного покрытия.
Битум свою связующую функцию выполняет только в горячем (расплавленном) состоянии. Приготовленный, но сразу не уложенный асфальт теряет свои свойства и последующему использованию не подлежит. Он становится хрупким и не утрамбовывается до нужного состояния.
Разновидности асфальта
Искусственный асфальт, используемый для обустройства дорожного покрытия, бывает трех видов. Каждый вид асфальта имеет свое конкретное предназначение.
- Песчаный. Этот тип асфальтовой смеси используется для мощения пешеходных дорожек и тротуаров, состоит преимущественно из песка, щебня мелкой фракции (5мм), битума и минерального порошка.
- Мелкозернистый. Такой асфальт предназначен для укладки дорожного покрытия проезжей части. В случае с двухслойным покрытием используется в качестве верхнего слоя. Состав отличается от песчаного асфальта чуть более крупным размером щебня – мелкая фракция (5-15мм).
- Крупнозернистый. Такая смесь используется для обустройства нижнего слоя дорожного покрытия. Для ее приготовления используется щебень мелкой (5-15мм) и крупной фракции (20-40мм).
Потенциальные потребители
Основными потребителями асфальта являются организации, ответственные за состояние муниципальных и федеральных дорог, компании, специализирующиеся на их ремонте и представители бизнеса, несущие ответственность за состояние подъездных путей, тротуаров и парковок, расположенных на их территории.
Поскольку производство асфальта тесно связано с его укладкой, приобретение комплекта техники для асфальтирования дорог позволит расширить бизнес и реализовывать не только сам асфальт подрядным организациям, осуществляющим его укладку, но и самостоятельно поводить весь комплекс дорожных работ.
Организация производства
По способу производства асфальт бывает трех типов.
- Горячий,
- Теплый,
- Холодный.
Принципиальная разница заключается в том, до какой температуры доводятся смешиваемые компоненты. Горячий и подогретый асфальт получают путем добавления подогретых компонентов в горячее или теплое связующее вещество. Холодный асфальт подразумевает использование только одного вида компонентов в подогретом виде – холодный щебень добавляется в подогретое связующее вещество или наоборот.
Типовая технология приготовления горячей асфальтовой смеси выглядит следующим образом.
- Сушка инертных материалов (щебня, песка, гравия) или нагрев до 2000С.
- Смешивание компонентов при температуре 1600С с добавлением минерального порошка и битума.
- Хранение готового асфальта (силос) при температуре 150-1800С.
Необходимое оборудование
Для начала бизнеса среди оборудования по производству асфальта отлично подойдут мобильные передвижные установки, не требующие трудоемкого монтажа.
Холдинг «Дальснаб» представляет мини АБЗ совместного производства (с Китаем) производительностью 3-5 тонн час стоимостью 1 176 600 руб. и передвижной мини асфальтобетонный завод производительностью 10 тонн в час стоимостью 3 975 000 руб. Каждая из этих установок позволяет производить асфальт любого типа прямо на месте его укладки.
Важный момент: для организации производственного процесса изготовления асфальта необходим фронтальный погрузчик (для загрузки сырья в бункер завода), его стоимость начинается от 2 млн. руб., в связи с этим оптимальным вариантом будет аренда данного вида спецтехники (но при это стоит понимать, что расходная часть увеличится).
Технико-экономическое обоснование проекта
Открытие производства асфальтобетонной смеси минимальной мощности 3-5 тонн в час потребует следующих затрат.
Капитальные вложения
- Покупка оборудования: 1 176 600 руб.
- Доставка: 250 000 руб.
- Транспортные расходы: 100 000 руб.
- Закуп сырья: 500 000 руб.
- Прочие расходы: 200 000 руб.
Итого: 2 226 000 рублей.
Расчет выручки и прибыльности
Производство т/смена | 25 |
Количество смен, в мес. | 30 |
Выработка, в мес., в т | 750 |
Оптовая цена за 1 т в руб. | 2 300 |
Выручка, руб. | 1 725 000 |
Рентабельность, в % * | 30 % |
Окупаемость, в мес. | 6 |
* Уровень рентабельности согласно экспертного мнения автора материала.