Бизнес план по перевозке зерновых
Сегодня Россия входит в пятёрку крупнейших экспортёров зерновых культур с мощным внутренним рынком аграрной продукции. Общий объём производства зерна в 2018 году приближается к показателю 138,130 млн., которые требуют грамотно организованной транспортировки этого стратегически важного товара по всем направлениям. Такие успехи позволяют строить самые оптимистичные прогнозы о продолжении интенсивного развития этой отрасли в ближайшем будущем. В этих условиях перевозка зерна как бизнес рассматривается многими компаниями и частными перевозчиками в качестве самого востребованного направления для обслуживания постоянных хорошо оплачиваемых маршрутов.
Задаваясь вопросом, как заработать на перевозке зерна, необходимо изучить особенности регионального рынка аграрных культур, потому что в нашей стране из-за обширной территории в различных регионах наблюдаются принципиально разные показатели урожайности. При этом погодные условия играют решающую роль, способную неожиданно вывести на первые позиции северные области, понизив урожайность в южных регионах.
Особенности зернового рынка России
- Сильная зависимость от погоды и цены энергоносителей.
- Основной акцент на выращивании пшеницы третьего, четвёртого и пятого класса.
- Ближайшие конкуренты – Казахстан и Украина (первое место в мире по экспорту ячменя и подсолнечного масла).
- Необоснованно тяжёлая налоговая нагрузка, которая тормозит развитие отрасли.
- Наличие большого количества посредников, занимающихся «серыми» схемами по возврату НДС.
- Основная ставка на перевозку железнодорожным и автомобильным транспортом.
- Дефицит современных зерновозов, способных быстро и безопасно перевозить значительные объёмы сыпучей аграрной продукции.
Стандартная схема, по которой работают крупные экспортёры зерна, включает в себя следующие этапы:
- закупка зерновых культур у производителей;
- доставка закупленной продукции зерновозами в крупные элеваторные комплексы;
- обработка, сортировка и хранение зерна;
- развоз зерновозами к речным и железнодорожным терминалам;
- доставка сырья производителю
Таким образом, зерновозы активно используются на всех этапах, что позволяет перевозчикам работать с полной загрузкой, особенно в период сбора урожая. В межсезонье также осуществляется достаточное количество рейсов, связанных с экспортными операциями.
Остаётся одна проблема – где найти заказчиков и как заключить договор на перевозку зерна, который будет учитывать интересы обоих сторон. Об этом мы расскажем в следующих параграфах этой статьи.
Как осуществляется перевозка зерна?
Особенности злаковых культур легли в основу Правил перевозки зерна автотранспортом. Транспортировка такой достаточно капризной продукции должна осуществляться специальным транспортом – зерновозами, которые представлены следующими спецификациями грузовых автомобилей (грузоподъёмностью 10-30 тонн):
- бортовые;
- автопоезда;
- самосвалы;
- цистерны;
- контейнерные
При этом должны соблюдаться следующие требования:
- Если влажность злаковых культур превышает 15%, то перевозка такой продукции в таре запрещается.
- В процессе погрузки насыпным методом необходимо обеспечить эффективную трамбовку зерна в местах стыков кузовных платформ с бортами.
- Перевозка на открытых бортовых зерновозах требует накрытие бурта брезентом.
- Естественные потери не должны превышать – при транспортировке в таре 0,05 %, и при открытой перевозке – 0,07% от общей массы груза.
- В целях повышения контроля осуществляется взвешивание загруженного автомобиля перед рейсом и в пункте назначения, а также взвешивание транспортного средства после разгрузки.
- Для минимизации потерь зерновозы проходят тщательный технический осмотр перед каждым рейсом. Особый акцент делается на тестировании тормозной и рулевой системы, а также на состоянии кузова, который должен быть чистым и сухим.
- Все автомобили этой категории в обязательном порядке оснащаются средствами для тушения огня.
- Если перевозка зерна осуществляется в закрытых кузовах, то в этом случае в кузовном пространстве должна работать эффективная система вентиляции.
- Транспортировка зерновых требует наличие санитарных разрешений и сертификата качества перевозимой продукции.
- Основная тара для перевозки зерновых – это сухие мешки из натурального волокна с плотным плетением.
Всегда стоит помнить, что зерно отличается высокой гигроскопичностью, то есть быстро впитывает влагу, что может привести к порче и даже полной гибели продукции. Наличие в зерновых вредных насекомых – ещё один негативный фактор, способный нанести значительный урон грузу в процессе транспортировки и дальнейшего хранения.
В подобных проектах остаётся ещё один важный вопрос — как рассчитать стоимость перевозки зерна, от которой напрямую зависит рентабельность перевозки. Обычно в этой отрасли существуют фиксированные тарифы, которые могут изменяться от сезона к сезону. Как правило, заказчику выставляется счёт, исходя из стоимости перевозки 1 тонны зерна.
Где искать зерновозы и заказчиков?
Сегодня передовые технологии интернета помогают аграрным хозяйствам быстро найти необходимый транспорт для перевозки зерновых культур. На портале Cargocash вы сможете получить доступ к широкой базе данных, в которую внесены ответственные перевозчики. Благодаря оперативной системе поиска, который можно уточнять с помощью различных фильтров, вы сможете оценить предложения различных компаний и частных предпринимателей, имеющих в своём распоряжении зерновозы.
С другой стороны владельцы такого спецтранспорта на нашем сайте могут самостоятельно искать выгодные заказы, публикуя собственные объявления в соответствующих категориях. При этом уведомление обо всех откликах будут приходить к вам на электронную почту. Такие эффективные инструменты однозначно помогут всем, кто думает над тем, как заняться перевозкой зерна без вложений в дорогостоящую рекламу.
Что делает обычный мужчина с правами, если ему не хватает денег? Правильно – таксует! Спрос на услуги такси есть почти всегда и везде. Примерно так же думают предприниматели, начинающие бизнес на грузоперевозках.
Однако, как показывает опыт, 10-15% небольших компаний по перевозке каждый год прекращают свою деятельность. В качестве причин своего провала разорившиеся грузоперевозчики называют жесткую конкуренцию (в том числе грязную), нестабильный спрос, высокие эксплуатационные затраты. Между тем, грамотный бизнес план собственной грузоперевозки может нивелировать любые риски.
Перевозка грузов: обзор рынка услуг по грузоперевозкам
Общероссийский рынок перевозок грузов в 2017 году достиг 773 млрд рублей, что на 14,6% больше, чем годом ранее. Реальные объемы, рассчитанные не в рублях, в тонно-километрах, более точно характеризуют состояние этой сферы экономики. А здесь бизнес имеет не такую впечатляющую динамику — прирост составил 6,4 % — или 130,9 млрд тонно-км. Если сравнить с 2014 годом, то ситуация выглядит совсем в другом свете. Тогда стоимостный объем был равен 982 млрд руб., а физический — 117,6 млрд тонно-км.
Эксперты утверждают, что в 2019 году положительный тренд, скорее всего, сохранится. Но даже в этих условиях запуск малого бизнеса и перевозка тяжёлых грузов будет напоминать ледяной душ. Конечно, придется забыть о грузовиках-иномарках и сосредоточится на конкурентной борьбе с “коллегами по цеху”.
«Не мечтайте о больших доходах и малом сроке окупаемости перевозки грузов, — считает Игорь Малюгин, эксперт по бизнес планам. – В то же время доход будет. Хозяин фирмы с 2 «Газелями» может рассчитывать на заработок в пределах 2-2.5 средних зарплат в регионе. Конечно, если будет вертеться, как белка в колесе».
Как открыть свой фирму по грузоперевозкам: пошаговая инструкция
Приведем краткий план действий, как открыть с нуля свою небольшую транспортную компанию:
- проработать бизнес план грузовых перевозок;
- регистрация фирмы;
- поиск средств для стартовых капиталовложений;
- аренда офиса и площадки для автотранспорта;
- подбор персонала;
- выбор и покупка автотранспорта или, как вариант, аренда машин;
- рекламная кампания и маркетинг;
- запускаем дело.
Что нужно, чтобы открыть бизнес на грузоперевозках?
Прежде чем начать дело, нужно решить, какие перевозки осуществлять. Если рассчитывает на небольшие объемы, то для этого выбирают форму предпринимательской деятельности – ИП. Сделать это просто — придите в местную налоговую инспекцию и выполните ряд легких письменных процедур.
До 01.01.17 статус ИП подтверждало свидетельство. Сегодня для бизнесмена главный документ — выписка из ЕГРИП по форме Р6000. Ее выдадут через 3 дня после подачи заявки. Там же, в налоговой, расскажут о льготном налогообложении и даже дадут ссылки на сайты, где найти образец любого договора для ИП «домашних» грузоперевозок.
Конечно, можно зарегистрировать Общество с Ограниченной Ответственностью, но общая величина налогов будет неподъёмной для начинающего бизнесмена. Такая форма необходима для работы с крупными заказчиками, так как учитывает НДС (этот налог индивидуальные предприниматели не плятят). Крупный бизнес просто не пойдёт на заключение договоров с «индивидуалами».
Вести бизнес на грузоперевозках “в черную” — то есть без регистрации — просто опасно. При сегодняшнем уровне контроля леваки-грузоперевозчики быстро попадают в поле зрения правоохранительных органов.
Персонал
Следующий шаг бизнес плана – подбор персонала для перевозки грузов. Искать персонал для грузоперевозок нужно параллельно с автотранспортом.
“Техника не только дорогая, но и небезопасная. Перевозка связана с имущественной ответственностью и ценой груза. Так что к найму шоферов стоит подойти ответственно”, — советует бизнесмен Илья Комолов.
Бизнес план грузоперевозки Ильи предполагает, что для начала хватит и пары водителей. С каждым из них необходимо заключить договор о материальной собственности. Наверняка потребуются грузчики. Их не обязательно брать в штат — достаточно иметь контактные телефоны людей, готовых по первому звонку прийти на работу. Функции диспетчера тоже лучше взять на себя хозяину фирму. Или отдать на аутсорсинг.
Приведем ежемесячные зарплаты на персонал по бизнес плану:
Сотрудник грузовых перевозок | Заработная плата | Количество сотрудников |
Директор (он же 1-й водитель) | 40 000 рублей | 1 |
2-й водитель | 35 000 рублей | 1 |
Грузчик (по вызову) | 20 000 рублей | 2 |
Месячный фонд оплаты труда для фирмы со штатом из 2-х водителей составит 115 тыс. рублей в месяц. Сюда приплюсуем налог 6% от оборота и взносы в ПФ РФ и ФФОМС в размере 22 261.38 рублей + 1% от оборота. При общем доходе, например, 500 тысяч рублей в первый месяц, затраты на персонал составят:
115 000 (з/п) + 22 261 (стабильная ставка) + 5 000 (1% от 500 000 ) = 142 261 рубль.
Маркетинг
Как мы уже отметили, рынок грузовых перевозок характеризуется высокой и жесткой конкуренцией. Образно говоря, о себе нужно не шептать, надеясь на «сарафанное радио», а заявить как можно громче, чтобы потенциальные заказчики услышали.
“Лучше всего давать объявления в местные СМИ, — считает Комолов. — Стоит обойти как можно больше домов и дворов, наклеив информацию о себе — типа, быстро, дешево и надежно доставим груз”.
Можно также дежурить у супермаркетов стройматериалов. Там проще всего найти клиентов, хотя можно и нарваться на агрессивных “коллег”. Примеры тех, чье дело «встало на ноги», показывают, что рекламой нужно заниматься постоянно.
Стоимость маркетинга и рекламы по бизнес плану грузоперевозки на начальном этапе составит минимум 50 тыс. рублей.
Оборудование
В связи с дорогой валютой рассчитывать придется на российские машины. Бывалые предприниматели советуют покупать для грузоперевозок автомобили с удлиненным кузовом (так называемая европлатформой) ГАЗ-3302 «Газель» на дизельном двигателе Cummins.
Сколько нужно денег, что открыть перевозки?
Итак, мы решили открыть небольшую фирму с парком из 2-х грузовых ГАЗ-3302, как это делает большинство. В этом случае расходы, согласно бизнес плану, окажутся следующими:
- 2 машины ГАЗ-3302 «Газель» на дизельном двигателе Cummins — 2 108 000 рублей;
- ноутбук, сигнализация, видеорегистраторы, противоугонные механизмы и страховка — 60 000 рублей;
- топливо и ГСМ — 100 000 рублей;
- аренда парковочных мест — 12 000 рублей
- непредвиденные расходы на ремонт и другие нужды — 160 000 рублей;
- реклама — 50 000 рублей
- фонд з/п — 142 261 рубль.
Итого по бизнес плану грузоперевозок придётся заплатить 2 632 261 рублей.
Отметим, что наш бизнес план транспортировки грузов учитывает минимальные расходы. Например, если у взятого на работу водителя есть место для парковки во дворе дома, а топливо покупается из авансовых платежей.
Сроки окупаемости
Если инвестиции произведены из личных денег, то нормальный срок окупаемости не превышает 10-12 месяцев — исходя из этого и составляют бизнес план ИП. Если был взят банковский кредит, то фирма пройдет точку безубыточности в лучшем случае через 3 года. В любом случае регистрация и налоги компании предопределяют организацию работы и скорость возврата стартовых капиталовложений.
Арендовать авто или использовать своё?
Если нет денег на старт или банки отказывают, машины берутся в аренду. Но ставки высоки плюс придётся платить дополнительные страховки.
“Я пробовал брать в аренду. Такое ощущение, что превратился в раба на галере”, — пишет форумчанин #hfaur. И с ним соглашается большинство юзеров.
Рентабельность дела на транспортировке груза
Доходность к уровню затрат зависит от типа работ. Если выбрать внутригородской формат, то вряд ли получится превысить больше, чем на 10-15%. Если грузоперевозка междугородняя, рентабельность достигает 25-35%. Правда, более выгодный сегмент рынка контролирует крупный бизнес, которые предельно жестко отстаивают свою нишу.
Плюсы и минусы дела по доставке грузов
К минусам относят высокий риск профессии водителя, аварийность на дорогах, высокую стоимость новой техники. Кроме того, разорить могут и недобросовестные клиенты, если неправильно оформлять заказы. Таких случаев, увы, немало.
Неподъемным может оказаться и старт. Реальные расчеты многих экспертов показывают, что бизнес оказывается успешным, когда новые малотоннажные грузовики имеют ценник не дороже 600-700 тыс. рублей. Увы, за такие деньги можно взять разве что 3-х и даже 5-летние “Газели”, но их восстановление потребует не только нервов, но и опять-таки денег.
К плюсам относят большие заработки — конечно, если повезет с международными заказами. В то же время опрос бизнесменов показывает, что после 3 лет работы на этом рынке большинству удается найти постоянных клиентов.
Заключение
Любой бизнес план грузоперевозки остаётся всего лишь проектом – который по ряду причин может оказаться не выполнен. Стоимость новых машин, безусловно, давит на предпринимателей, которым особенно трудно приходится в первые три года деятельности, когда еще не “наработаны” договора с крупными клиентами, работающими на международных маршрутах. Огромное значение имеет сумма начальных капиталовложений. Если дело открывается за свои деньги, то он окупится за год; если же был взят кредит, то потребуется в три раза больше времени. Не рекомендуется брать грузовики в аренду, хотя для многих предпринимателей это единственный шанс.
Часто начинающие предприниматели, желающие открыть свое дело, откладывают запуск бизнеса на более благоприятное время, поскольку не располагают стартовым капиталом. На самом же деле, мнение о том, что невозможно открыть стартап без серьезных финансовых вложений, ошибочно. Используя опыт уже состоявшихся предпринимателей и анализ потребностей потребителей, можно обнаружить, что круг идей для бизнеса с нулевым стартовым капиталом довольно широк.
Идею для своего дела могут подсказать даже самые привычные вещи – сама земля, которая нас окружает, может стать источником дохода. И при этом вовсе не обязательно самому заниматься сельскохозяйственными работами, выбиваясь из сил.
Несмотря на экономические трудности, Россия по-прежнему является одной из самых передовых стран по производству различных сельскохозяйственной продукции. Пшеница, кукуруза, подсолнечник и другие зерновые культуры, сахар, рис, рапс и т д. — все это не только активно продается внутри страны, курсируя между регионами, но и идет на экспорт. И на посредничестве при продаже сельскохозяйственных культур можно заработать свой первый миллион.
В чем состоит выгода обращения к посреднику при покупке зерна и другой сельскохозяйственной продукции? Дело в том, что для покупателя разница в цене, которую выставляют прямые производители-фермеры и крупные экспортеры-трейдеры, может оказаться весомым аргументом. Как правило, это различие составляет примерно 1 рубль за килограмм и в теории выглядит несерьезно. Однако когда счет поставляемого товара идет на сотни или тысячи тонн, разница уже становится существенной и заставляет покупателей искать более выгодные варианты для покупки, однако это не так просто, как кажется, ведь за низкой ценой может скрываться такое же низкое качество.
Именно эту проблему и помогает решить посредник – он регулярно проводит мониторинг поставщиков и анализ качества их продукции, а, значит, владеет знаниями о том, где выгоднее купить, например, хорошее зерно. При этом за посреднические услуги он берет гораздо меньший процент, чем крупные трейдеры – так, при покупке ста тонн пшеницы на сумму 530 000 рублей комиссия специалиста, который «свел» продавца и покупателя, составит 30 000 рублей.
Бизнес без вложений: что понадобится?
Примечательно, что для начала бизнеса по посредничеству при продаже зерна, действительно не нужно изыскивать стартовый капитал. Все, что понадобится предпринимателю, который решил «делать деньги» в данной области – это телефон, информация и собственная голова. Если говорить более развернуто, то в необходимый «стартовый набор» входят:
1.Справочник с информацией о поставщиках вашего региона. Вовсе не обязательно сразу начинать осваивать дальние территории – иногда удачную сделку можно заключить и на расстоянии в 50 километров.
2.Телефон с тарифным планом, предусматривающим безлимитные звонки – разговаривать посреднику придется много и подолгу.
3.Навыки ведения переговоров и убеждения – они могут быть как врожденными, так и приобретенными. Наиболее комфортно в данный бизнес впишется специалист, уже имеющий опыт работы торговым представителем, однако в то же время успеха здесь может добиться и человек, от природы общительный и убедительный.
4.Не лишним будет наличие машины – ездить к поставщикам и покупателям для очных переговоров и заключения сделок гораздо удобнее будет на личном автомобиле, а не на общественном транспорте.
С чего начать?
Перед тем, как окунуться с головой в процесс переговоров, посредник должен провести подготовительную работу – то есть досконально изучить рынок в том регионе, где он планирует работать. Используя все доступные справочные ресурсы, узнайте, какие зерновые культуры (с ними работать проще всего) выращиваются в вашем регионе, какова средняя цена на продукцию и какие предложения являются наиболее выгодными. Начинающему посреднику имеет смысл сделать ставку на мелких фермеров. Они готовы отдавать продукцию за более низкую цену, поскольку часто не имею помещений, предназначенных для длительного хранения выращиваемых культур. Кроме того, они готовы принимать оплату наличными, что также выгодно и облегчает расчет. Также можно обратить внимание и на крупные колхозы, однако практика показывает, что делать это лучше тогда, когда предприниматель уже располагает налаженными связями с покупателями. В любом случае, мониторинг рынка необходимо проводить регулярно, чтобы не упустить из виду появление новых игроков и выгодных предложений.
Кроме того, необходимо изучить ГОСТы и технические параметры (ИДК, клейковина, натура и др.), позволяющие судить о качестве и классе зерновых культур. Предварительная подготовка позволит сэкономить время на экспертизе конкретных проб продукции.
Что касается поиска потенциальных покупателей и наработки собственной клиентской базы, то здесь практикующие в данной области бизнесмены советуют задействовать Интернет-ресурсы. Среди наиболее проверенных и качественных сайтов выделяют такие сайты, как grainboard.ru и https://zol.ru/. Зерно низкого качества обычно сбывают на птицефабрики и подобные им предприятия, на заводы по производству комбикорма и элеваторы. А продукцию более высокого качества лучше всего продавать напрямую трейдерам, если удастся на них выйти – однако в данном случае объемы поставок должны быть достаточно крупными.
Алгоритм заключения сделки
Теперь рассмотрим схематический алгоритм работы посредника на конкретном примере. Допустим, мы нашли покупателя, который хочет приобрести 100 тонн пшеницы. Ваши действия:
- Заключаете с покупателем агентский договор, в котором четко прописано, что на время действия данного документа ваш клиент ведет закупки только при вашем посредничестве. Это очень важно, так как минимизирует риски возникновения различных неприятных ситуаций – например, того, что покупатель и продавец придут к сговору и будут проводить последующие поставки уже без вашего участия, или что вас, выражаясь банальным языком, просто «кинут» на деньги. Типовой вариант договора можно найти в Интернете, а нюансы доработать при помощи юридического консультанта.
- Находите фермера, который готов предоставить необходимый объем продукции. Узнаете, за какую цену он готов отдать зерно, обговариваете это предложение с покупателем.
- Если покупателя устраивает цена – вы лично едете к фермеру для того, чтобы взять пробы продукции. При заборе проб будьте внимательны, выбирая зерно понемногу из различных мест хранения –э то снизит возможность брака (многие недобросовестные фермеры кладут неликвид в самый низ, прикрывая его сверху более качественным зерном).
- Везете взятые пробы (2-3 килограмма) на ближайший элеватор, где проводят экспертизу по всем необходимым параметрам. Стоимость данной услуги составит 200-300 рублей. Если экспертиза подтверждает заявленное качество продукции, то сделка выходит на финишную прямую – вы снова связываетесь с покупателем и рассказываете ему обо всех результатах и деталях.
- Если покупателя устраивает качество предлагаемой продукции, то вы звоните поставщику и договариваетесь с ним о встрече, чтобы он и ваш клиент подписали договор купли-продажи. Подобные встречи целесообразнее всего назначать на нейтральной территории, например, в придорожном кафе недалеко от фермы. Такой ход снизит вероятность сговора поставщика и покупателя, поскольку, если покупатель будет знать контакты и адрес продавца, то у него может возникнуть соблазн снизить цену следующей закупки, приобретя товар напрямую.
Если же вы сотрудничаете с данным клиентом уже не первый раз и состоите с ним в доверительных отношениях, то возможен следующий вариант – вы приезжаете к покупателю с договором купли-продажи, и он подписывает его. После этого вы едете к поставщику, где сами заключаете договор. Вместе со вторым экземпляров договора вы увозите от продавца счет-фактуру на оплату, которую отдаете в бухгалтерию клиента. Бухгалтерия оплачивает счет, а вы получаете процентное вознаграждение за проделанную работу. После чего, если это было отдельно обозначено в агентском договоре, вы контролируете погрузку и доставку зерна и предоставление соответствующих документов (тип транспорта, на котором осуществляется доставка, зависит от объемов партии и от дальности пути).
Существует еще один вариант финишного этапа сделки, однако он возможен только при том условии, что ваш покупатель является действительно проверенным клиентом. В данном случае, получив заявку на покупку определенной продукции, вы просто находите указанный объем соответствующего качества и сообщаете своему клиенту, как связаться с продавцом. Подписание договора купли-продажи и отгрузка продукции проходят без вашего участия, а вы просто получаете означенный процент от сделки.
Юридическое лицо и налоги
Если вы планируете увеличивать масштабы вашего бизнеса и выводить его на межрегиональный уровень, то вам необходимо будет зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Лучше всего остановиться на формате общества с ограниченной ответственностью, поскольку в данном случае у вас будет возможность работать по упрощенной системе налогообложения (ставка по которой составляет 6% с объекта «доходы» и 15% с объекта «доходы минус расходы»). Оформление ООО обойдется вам в 4 000 рублей и займет пять дней.