Бизнес план по организацию туристического маршрута

Бизнес план по организацию туристического маршрута thumbnail

Экотуризм: организация походов как бизнес

* В расчетах используются средние данные по России

Организация конных и пеших походов – относительно новое направление в сфере туризма в нашей стране, которое, тем не менее, оценивается специалистами как перспективное и выгодное для начинающих предпринимателей. 

Главный недостаток этого вида бизнеса заключается в его ярко выраженной сезонности. Но, с другой стороны, такой бизнес, как правило, «вырастает» из увлечения, что позволяет совмещать приятное с полезным. И, кроме того, для его начала не требуется большой стартовый капитал. Так что в первое время его можно совмещать с работой и рассматривать исключительно как хобби.

Классификация туристских маршрутов

Итак, если вы собираетесь зарабатывать на жизнь проведением туристических походов в формате «тура выходного дня» или же многодневного путешествия с насыщенной программой, прежде всего, нужно определиться с маршрутами. Существует несколько различных классификаций туристских маршрутов по разным основаниям. 

  • тематические маршруты, в которых предусматривается проведение экскурсий и, в целом, преобладает познавательная направленность; 

  • физкультурно-оздоровительные с обязательным включением в программу проведения спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий (к ним же относятся модные нынче йога-туры); 

  • комбинированные, которые сочетают элементы вышеперечисленных типов маршрутов. 

Маршруты разделяются и по сезонности на круглогодичные, или внесезонные и сезонные (для определенного времени года – лыжные, горные, водные и т. д.). По строению трассы маршруты могут подразделяться на линейные с обязательным посещением одного или нескольких пунктов по пути от места отправления до места назначения; радиальные (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте; кольцевые (кроссинг-туры) с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте. 

Кроме того, специалисты делят маршруты по продолжительности на многодневные (от двух недель до месяца), на маршруты выходного дня (1-3 дня) и на экскурсии (длительностью в несколько часов). На маршруте может использоваться как ваш собственный транспорт, так и арендованный у других организаций транспорт или же личный транспорт туристов (например, если речь идет о велопоходах, то обеспечивать каждого туриста велосипедом было бы довольно накладно). 

В зависимости от видов передвижения различают пешеходные туристические маршруты или прогулки, протяженность которых может составлять от 2 до 50 км, в зависимости от подготовки участников; маршруты с передвижением на животных (например, лошадях, реже – оленях и собаках); железнодорожные маршруты (наименее распространенный сейчас вариант, когда путешественники проживают в поезде, ночуют в вагонах, а днем посещают места достопримечательности); воздушные перевозки (самый дорогостоящий вариант тура), водные маршруты на лодках различных типов, яхтах и других маломерных водных судах, а также плавсредствах, включая плоты и гребные или моторные лодки. Встречаются и комбинированные виды перевозок с использованием в рамках одного тура сразу нескольких различных видов транспорта.

Желательно, чтобы у вашего похода была одна цель, четко и ясно сформулированная. Это может быть, например, охота или рыбная ловля, посещение определенных памятных мест, отдых в горах и т. д. Одно из перспективных, хотя и сложных направлений для работы – экстремальный туризм, который предполагает активные способы передвижения (спортивные игры, скалолазание, плавание на плотах, подводный туризм, сафари и т. д.). 

Сложность заключается в повышенных рисках – опасности для здоровья и даже жизни участников такого тура. Одной из разновидностей активных туров являются приключенческие путешествия. Такие туры редко встречаются в нашей стране, что обусловлено сложностью их организации. К таковым относится, например, посещение различных экзотических мест, зачастую с использованием нетрадиционных транспортных средств. Безусловно, и в нашей стране есть множество вариантов для проведения приключенческих туров. За основу для разработки программы такого путешествия можно взять народные сказки, сказания и предания, местные легенды и пр.

В зависимости от главной цели похода можно назвать следующие виды туров: тур для охоты, рыбной ловли, поездки на природу или в заповедники для наблюдения за животными в естественной среде их обитания, фотоохота; тур с посещением военных объектов, полигонов, тюрем и пр.; туры на месте катастроф; туры с целью поиска различных кладов (относятся к турам приключенческого и развлекательного вида).

Программа проведения экотуризма

Составьте подробную программу его проведения вплоть до почасового расписания. Конечно, вряд ли вы сможете выдержать ее максимально точно, но зато ваши участники будет иметь представление о том, что они получат в итоге. Адекватно оценивайте уровень подготовки и возможности людей. Надо стремиться к тому, что этот уровень был примерно одинаковым для всех участников. 

На практике это оказывается мало достижимым, особенно, когда речь идет о походах с более общей тематикой (например, по местам достопримечательности или в случае с турами выходного дня). Среди ваших клиентов будут как молодые активные люди, так и пожилые; более выносливые и физически подготовленные и люди, не привыкшие к повышенным нагрузкам. Вам же нужно постараться сделать так, чтобы и тем, и другим было одинаково интересно участвовать в ваших турпоходах.

Туры выходного дня, как правило, проводятся либо в той же области, где вы сами проживаете и где будете набирать клиентов-единомышленников, либо в расположенных поблизости регионах (чтобы дорога до места назначения не занимала более 3-5 часов). «Полномасштабные» походы проводятся с выездом за пределы определенного региона и занимают, как правило, от десяти дней и более. Последний вариант требует более серьезной подготовки, а также хорошего знания выбранных маршрутов и/или наличия надежного проводника.

Группы для участия в туристических походах набираются двумя основными способами. В первом случае сначала определяется цель похода, а затем осуществляется поиск участников. Искать их можно через туристические фирмы, путем размещения рекламы в печатных изданиях (не самый эффективный и при этом довольно затратный способ), через местные сайты, форумы, группы в социальных сетях (оптимальный вариант). Во втором случае сначала набирается одна или несколько групп, намечаются цели для каждой из них и составляется расписание проведения походов. Этот вариант подойдет, если у вас есть несколько партнеров – проводников, которые смогут вас замещать. Вы же в этом случае выполняете, в основном, функции организатора.

Программа вашего тура должна включать подробные сведения о цели похода, маршруте, длительности, условиях проведения и, конечно, стоимости. В любительских походах есть, как правило, один организатор, а участники при этом имеют равноценные обязанности. В коммерческих походах организатор не только берет на себя все организационные вопросы, но и старается обеспечить максимально комфортные условия для участников похода. 

Например, вместо разбивок лагеря в наиболее подходящем месте арендуются кэмпинги или даже гостевые дома. Пусть вас не смущает тот факт, что профессионалы, которые имеют большой опыт участия в туристических походах, рассматривают такие мероприятия скорее как пародию на настоящий поход. В большинстве случаев среди ваших клиентов будут новички и любители, бывавшие в походах в молодости и не готовые ни к сложным условиям проживания, ни к серьезным физическим нагрузкам.

После того как вы определитесь с целью похода и составом вашей группы, необходимо выбрать и разработать маршрут. Если у вас нет большого опыта в организации походов, то лучше начинать с непродолжительных экскурсий и поездок по родному краю. Для начала тщательно изучите туристические ресурсы по выбранной трассе вашего маршрута, определите тип маршрута, постройте его эскизную модель и трассу, составьте календарный план путешествия и график движения группы. Продумайте, где будет останавливаться ваша группа, где будете готовить еду и ночевать. Обязательно совершите пробный поход по выбранному маршруту, внеся по его результатам изменения в программу своего тура.

Начинайте с маршрутов, которые проходят по хорошим дорогам, не требует наличия специального инвентаря и картографического материала (чтобы для ориентирования на местности было достаточно дорожных указателей и обзорных схем), без длительных привалов. В дальнейшем можно будет для более опытных путешественников предлагать маршруты, проложенные по лесным тропам и просекам, берегам рек, через болота, горы и перевалы с длительными привалами и ночлегами.

Тщательно подойдите к вопросу составления маршрута вашего путешествия. Для этого можно и нужно использовать сразу несколько источников – справочники, путеводители и картографический материал. Даже если вы используете уже готовые схемы, постарайтесь найти какие-то свои дополнительные «фишки». Выбранные вами маршруты должны обязательно согласовываться с расписанием движения транспорта, режимом работы музеев, допуска в заповедники и т. д. Если вы решите открывать собственную туристическую фирму, то вам нужно будет согласовать и утвердить паспорт маршрута, который используется при формировании туров.

Правила организации удачного похода

Прежде всего, выбранный вами маршрут для дневного перехода должен по сложности и протяженности соответствовать силам всем участникам вашей группы. В идеале для передвижения между объектами лучше использовать ваш собственный транспорт (это поможет избежать досадных недоразумений и накладок), но можно также воспользоваться и местным транспортом. 

Места для длительных привалов и ночлегов должны быть оборудованы запасом топлива и продовольствия, а также желательно должны быть оснащены связью на крайний случай. При возможности отдавайте предпочтение для длительных остановок гостевым домам и гостиницам, где можно отдохнуть. При планировании маршрута обязательно учитывайте резерв времени на случай различных непредвиденных обстоятельств и задержек в дороге.

Для организации походов потребуется специальное снаряжение, которое подразделяется на личное, групповое и специальное. К личному снаряжению относятся носильные вещи – спальные и умывальные принадлежности, другие предметы индивидуального пользования (рюкзаки, кружки, миски, ложки и пр.). К групповому снаряжению относят палатки, инструменты (например, топоры), посуда для приготовления пищи, маршрутные материалы и т. д. 

К специальному снаряжению относятся предметы, определенные спецификой выбранного вами маршрута – от спасательных жилетов и веревок до ледорубов и сеток от насекомых. Групповое и специальное снаряжение вам придется приобретать самостоятельно из расчета количества участников группы плюс 1-2 человека (если вдруг во время похода что-то потеряется или выйдет из строя).

Позаботьтесь о безопасности ваших участников, особенно если вы отправляетесь в поход в регионы, где живут опасные дикие звери. Впрочем, опасность могут представлять и люди, что также нужно принимать во внимание. Если вы проводите многодневные походы, вам понадобится минимум один (а лучше два) помощника. 

По мере развития вашего бизнеса стоит задуматься о расширении штата ваших работников. Так, вам могут понадобиться спасатели, медперсонал, дополнительные гиды, переводчики, опытные охотники и рыболовы. Потребуются дополнительные расходы на обеспечение средств передвижения – от внедорожников и лодок до велосипедов и лошадей. Все это, как правило, арендуется в месте начала похода.

Наиболее перспективное место для начала такого бизнеса – села рядом с закрытыми заповедными зонами. Некоторые компании организовывают кэмпинги или даже целые мини-поселения для туристов с избами из сруба, сдача в аренду которых может стать дополнительным (и весьма существенным) источником доходов.  

Сысоева Лилия

24.07.2014

Все материалы по тегу: экотуризм

10619 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 433576 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по вашей теме:

Источник

Актуальность бизнеса

На данный момент политика фирм, организующих туристические маршруты такова, что ценник на стандартную экскурсионную поездку рассчитан с условием, что основным покупателем будет потребитель со средним достатком. То есть потенциальная аудитория подобного бизнеса массовая. Тем более, в нашей стране крайне распространены школьные экскурсии, которые обеспечивают компании, сотрудничающие с образовательными учреждениями постоянным оптовым спросом. Да и сами родители никогда не против поездки ребёнка с классом даже в другой город, ведь это не затратное мероприятие и положительно сказывается на формировании детей.

Ещё одним популярным каналом получения заявок стала мода на экскурсионный отдых для пенсионеров, которая пришла к нам с Запада. Форма постепенно набирает обороты и развивается, прогнозируя хорошие показатели для туристических фирм.

Таким образом, если вы уже являетесь собственником турфирмы, то добавить к услугам популярные маршруты туристических автобусов будет обязательным пунктом в дальнейшем развитии вашей организации. Это позволит как расширить диапазон предложений, так и увеличить аудиторию, а соответственно и прибыль. Для начала это могут быть туры по территории Российской Федерации, а при дальнейшем расширении и необходимых капиталовложениях и зарубежные тур поездки. Но речь дальше пойдёт о случае, когда идея заняться туристическими автобусами реализуется с нуля.

Туристические маршруты с нуля

Обеспечение постоянного спроса на свои услуги туристическая организация сможет добиться только выполняя определённые условия рынка.

  1. Комфортные условия переезда. Ни одна экскурсия не станет поводом для потребителя повторно обращаться в экскурсионную фирму, если многочасовая поездка в автобусе, пусть и с периодическими пешими прогулками, будет совмещена с неудобствами для клиентов. В первую очередь, речь о транспортном средстве. Ездить на тарахтящем ПАЗике времён СССР даже мимо самых занимательных памятников не улыбнётся никому.
  2. Грамотный гид. От экскурсовода зависит всё. Даже видимые недостатки могут быть сглажены профессионализмом. Если ваш гид заунывно зачитывает подготовленную шпаргалку, то впору открывать фирму по автобусному сеансу сна, а не занимательных поездок. Как бизнес идеи тоже интересна, но на тур бизнес повлияет негативно.
  3. Дополнительные услуги во время поездки. И речь не только об остановках около мест общего пользования. Предлагайте клиентам пешие получасовые прогулки, во время которых они могут купить сувениры, выпить чашку кофе в недорогом кафе. Если это летние маршруты, вероятно, многим приглянется возможность искупаться в чистом озере. По таким схемам организуются и шоппинг-туры и даже кулинарные туры, когда клиенты в рамках автобусной поездки посещают самые известные заведения городов.

Старт с нуля – всегда очень сложное занятие для любого предпринимателя. Как минимум, потому что требуется хорошее капиталовложение, в том числе и, чтобы было на что развивать бизнес в первоначальное время, когда заказы только-только начинают набираться, а ваша известность и репутация только формируется. Поэтому от начинающего предпринимателя всегда требуется чёткий и подробный бизнес-план. Нужно быть готовым, к тому что, государственные программы поддержки малого бизнеса не смогут вам помочь. А кредиты на старт собственного бизнеса в последнее время выдаются крайне неохотно. Хотя среди подобных предложений можно найти и подходящие, как, например, специальная программа помощи от Сбербанка для начинающих бизнесменов.

Что важно, для человека, начинающего бизнес в сфере автобусных туров, многие действующие операторы, не могут похвастаться наличием собственного автопарка. Автобусы берутся в аренду у транспортной компании во время формирования экскурсионных списков. Это удобная форма сотрудничества, потому как при непостоянных заказах предприниматель, владеющий автобусами, вынужден будет тратить деньги на содержание и простой. А транспортная компания, при частых заказах от агентства, может формировать определённые индивидуальные прайсы со скидками.

Другая сторона медали – работа экскурсионной фирмы с зарубежными агентами. В случае, если ваша организация имеет планы на привоз туристов из других стран, нужно быть готовым к высоким кредитным ставкам и пошлинам на ввоз транспортных средств в Россию. Имея в запасе договор аренды на автобусы с иностранной организацией, которая сможет поставлять комфортабельные люкс-класса транспортные средства, вы сможете сразу зарекомендовать себя как хорошую организацию с качественными услугами. Но придётся с подобными фирмами договариваться и убеждать в выгодности сотрудничества.

С другой стороны, банки европейских стран активно взаимодействуют с теми, кто сотрудничает с транспортниками, особенно, если на руках имеется грамотно составленный бизнес-план. Но учитывайте и то, что подобные банковские организации не работают без страховки, так как в туристической сфере услуги оказываются людям, а в дороге могут подействовать и непредвиденные обстоятельства, которые влекут за собой выплату больших компенсаций пострадавшему лицу. Напомним, речь идёт о Европе.

Ещё одно обстоятельство, говорящее в пользу сотрудничества со сторонними автопарками – в среднем срок обновления парка составляет порядка 5 лет. И за это время, если бизнесмен использует собственный транспорт, он будет обязан накопить достаточно средств для реализации обновления без ущерба собственному финансовому положению. Иначе, теряется весь смысл бизнес идеи. С другой стороны, если всё же предприниматель решает вести бизнес без найма сторонней фирмы, он может попутно оказывать услуги другим юридическим лицам, сдавая свой транспорт в аренду, чем значительно увеличит шансы получить подходящую прибыль даже в межсезонье. Аренда автобусного парка – дело популярное не только среди туристических организаций, но и в шоу-бизнесе, когда коллективы эстрады выезжают на концерты по городам со своим оборудованием.

Закупка зарубежного транспорта

Ситуация на рынке подтверждает, что подобную схему выбирают операторы и фирмы, которые уже зарекомендовали себя на рынке экскурсионных и туристических услуг и получают стабильную прибыль, позволяющую вкладываться в расширении организации. В противном случае, вы можете увеличить срок окупаемости дела до непотребных размеров. Новое транспортное средство, подходящее по качеству и уровню организации удобств для туризма, обойдётся предпринимателю в среднем в 250 тысяч евро. Однако на европейском рынке очень распространена схема лизинга для юридических лиц, которая позволяет предпринимателям брать автобус на выгодных условиях, выплачивая его стоимость постепенно, а в конце срока, менять его на новый. Процентная ставка может быть предложена выгодная.

Как уже было сказано, автобусные экскурсии как бизнес подвержены сезонным колебаниям спроса, что и не удивительно. Заработка в зимний период, как показывает статистика опытных предпринимателей, хватает на погашение процентов и выплаты заработанной платы. Поэтому, основное время погашения долга по лизингу – сезон теплого времени и каникул. Поэтому стандартное время погашения задолженности растягивается. В среднем до 5 лет. Главное, не забывать правило – клиентская база должна постоянно пополняться, а автобусный парк – работать. Каждый день простоя автобуса будет приносить убытки.

Предложение для клиентов, чтобы можно было спрогнозировать хотя бы примерный доход фирмы и быть готовым к спросу, формируются в пакеты за несколько месяцев до их реализации. Цена самого автобуса закладывается в стоимость пребывания туристов в определённом городе и делится на количество участников. О хорошей прибыльности и рентабельности можно говорить после того, как группы станут набираться ограниченно. То есть, число желающих будет превышать число возможных мест. А для этого нужно плотно работать со спросом и продвижением известности фирмы на рынке экскурсионных услуг.

Аренда автобусов для бизнеса

Самый очевидный плюс этого варианта – отсутствие необходимости брать кредиты на выкуп собственного автобусного парка. Но это не значит, что на пути к прибыльной фирме не встретятся другие сложности:

  1. Если вы работаете с отечественными транспортными компаниями, есть вероятность, что найти комфортабельные автобусы, отвечающие всем современным стандартам качества перевозки туристов, будет проблематично. Особенно в сезон, когда компании работают в первую очередь с теми, кто является их постоянным клиентом, обеспечивая себя полной загруженностью.
  2. Аренда транспорта обходится в среднем в 1500 рублей за один час. И это палка о двух концах. С одной стороны, для Европейских перевозчиков – это низкая цена, потому что в неё должны входить и наилучшее состояние техники, которое поддерживать стоит не малых средств. И водительский профессионализм, и все сопутствующие факторы, которые могут повлиять на качество услуги. С другой стороны, наши туроператоры на сегодняшний день не готовы платить по большему тарифу. А потому вероятность наткнуться на неподобающее качество – возрастает.
  3. Безопасность и уверенность. Не станет удивительным фактом то, что в Европе водители экскурсионных автобусов и туристы – клиенты экскурсии чувствуют себя в полной безопасности. Более дорогие туры подразумевают и грамотно выстроенную страховочную систему, благодаря которой при несчастном случае, пострадавший всегда останется в выигрыше. В российских реалиях же даже заработанная плата водителей, которая как раз проистекает из стоимости тура, заставляет многих перерабатывать. Отчего ухудшается внимательность и то же качество перевозки. При этом мало кто может дать какие-либо страховые гарантии, да и нет пока у нас культуры всегда и везде страховать свою жизнь и здоровье. В итоге, качество страдает в любом случае. Хотя, как ни странно, в России услуги экскурсионных фирм востребованы больше чем на Западе, где уже начинают процветать «караванный» туризм и поездки на личном авто.

Одной из проблем, почему при всей востребованности качественных услуг в сфере туризма, качество остаётся на неподходящем уровне, называют отсутствие поддержки со стороны государства.

Особенности стартапа туристических автобусов

  • На раскрутку бизнеса с нуля в этом сегмент рынка может уйти до трёх лет. Начинающий предприниматель должен понимать это и правильно прогнозировать свои затраты. Столь длительный срок связан с вышеперечисленными трудностями, а также тем, что основные направления и маршруты, которые обеспечивают спрос владельцам, уже заняты. А чтобы пробиться через плотный слой конкурентов, нужно приложить большие усилия и обеспечить лучшее качество.
  • Для новичка в сфере автобусных экскурсий, полезно будет стартовать с коротких маршрутов. Это позволит делать меньше ошибок, понимать, чего не хватает, чего нет у вас, а что требуется для довольства пассажиров и клиентов. К тому же окупаемость такой схемы значительно вырастет, потому как на большие маршруты нужны будут большие затраты.
  • Сезонность. Как уже было сказано, в автобусной сфере существенно снижает темп выхода на чистую прибыль, заставляя выжидать в межсезонье, простаивая на нулевых доходах. Однако, даже относительные новички могут справиться с этой проблемой, организовав дополнительные услуги. Например, зимний тур. Или новогодние поездки для школьников и студентов, ведь каникулы достаточно продолжительные.

Помните лишь о том, что самый «безрыбный» сезон – конец осени – начало весны, поэтому будьте готовы, а выходные нестандартные предложения по «холодным» экскурсиям готовьте заранее. И да, зарплату персоналу, в частности водителям, придётся платить круглый год, независимо от простоя.

  • Персонал, неважно, европейские маршруты вы выбрали, или осваивайте отечественные пути, должен иметь все необходимые документы, в том числе и справки. Будет обидно, если вы в начале своего дела, погорите на простой вещи. Сюда входят как справки, так и документы о праве на перевозку пассажиров на дальние расстояния. Поэтому подходите к подбору водителей при найме предельно внимательно.
  • Выбор транспортного средства, как было замечено в начале статьи будет напрямую влиять на удовлетворённость клиентов качеством. Особенно при поездках на большие расстояния. К тому же, это ещё и основная часть ваших расходов при запуске и действии предприятия. Поэтому проанализируйте все предложения на рынке и подберите наиболее оптимальное по соотношению цена-качество. Изначально, вам может хватить и двух — трёх штук, однако всегда будьте готовы быстро расширить автопарк, или держите наготове предложения от транспортных компаний.
  • Как вариант услуг для начинающей фирмы полезны будут экскурсии и внутригородские. И для соответствия современным запросам нужно будет приобретать двухэтажные экскурсионные транспортные средства. Стоимость одного такого автобуса варьируется в пределах 450 тысяч долларов. Такие услуги позволяют предоставлять услуги как жителям города, так и иногородним, и иностранным туристам.

Вообще, бизнес на организации автобусных туров считается сверхприбыльным. Однако всегда помните, что потребуется немало времени, чтобы пробиться через конкурентов и реализовать работающую схему с нуля. Инвестиции в покупку собственных автобусов, позволят сделать это эффективнее, так как можно будет сотрудничать с конкурентами, предоставляя им же свой автопарк в аренду. Бизнес-план должен включать возможные затраты не только по этому пункту, но также давать представление о всех возможных финансовых вложениях, что позволит вам верно спрогнозировать выход к рентабельности и в случае необходимости, станет основным подспорьем при заключении договоров с банками.

Источник

Adblock
detector