Бизнес план по организацию туристического маршрута
* В расчетах используются средние данные по России
Организация конных и пеших походов – относительно новое направление в сфере туризма в нашей стране, которое, тем не менее, оценивается специалистами как перспективное и выгодное для начинающих предпринимателей.
Главный недостаток этого вида бизнеса заключается в его ярко выраженной сезонности. Но, с другой стороны, такой бизнес, как правило, «вырастает» из увлечения, что позволяет совмещать приятное с полезным. И, кроме того, для его начала не требуется большой стартовый капитал. Так что в первое время его можно совмещать с работой и рассматривать исключительно как хобби.
Классификация туристских маршрутов
Итак, если вы собираетесь зарабатывать на жизнь проведением туристических походов в формате «тура выходного дня» или же многодневного путешествия с насыщенной программой, прежде всего, нужно определиться с маршрутами. Существует несколько различных классификаций туристских маршрутов по разным основаниям.
тематические маршруты, в которых предусматривается проведение экскурсий и, в целом, преобладает познавательная направленность;
физкультурно-оздоровительные с обязательным включением в программу проведения спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий (к ним же относятся модные нынче йога-туры);
комбинированные, которые сочетают элементы вышеперечисленных типов маршрутов.
Маршруты разделяются и по сезонности на круглогодичные, или внесезонные и сезонные (для определенного времени года – лыжные, горные, водные и т. д.). По строению трассы маршруты могут подразделяться на линейные с обязательным посещением одного или нескольких пунктов по пути от места отправления до места назначения; радиальные (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте; кольцевые (кроссинг-туры) с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте.
Кроме того, специалисты делят маршруты по продолжительности на многодневные (от двух недель до месяца), на маршруты выходного дня (1-3 дня) и на экскурсии (длительностью в несколько часов). На маршруте может использоваться как ваш собственный транспорт, так и арендованный у других организаций транспорт или же личный транспорт туристов (например, если речь идет о велопоходах, то обеспечивать каждого туриста велосипедом было бы довольно накладно).
В зависимости от видов передвижения различают пешеходные туристические маршруты или прогулки, протяженность которых может составлять от 2 до 50 км, в зависимости от подготовки участников; маршруты с передвижением на животных (например, лошадях, реже – оленях и собаках); железнодорожные маршруты (наименее распространенный сейчас вариант, когда путешественники проживают в поезде, ночуют в вагонах, а днем посещают места достопримечательности); воздушные перевозки (самый дорогостоящий вариант тура), водные маршруты на лодках различных типов, яхтах и других маломерных водных судах, а также плавсредствах, включая плоты и гребные или моторные лодки. Встречаются и комбинированные виды перевозок с использованием в рамках одного тура сразу нескольких различных видов транспорта.
Желательно, чтобы у вашего похода была одна цель, четко и ясно сформулированная. Это может быть, например, охота или рыбная ловля, посещение определенных памятных мест, отдых в горах и т. д. Одно из перспективных, хотя и сложных направлений для работы – экстремальный туризм, который предполагает активные способы передвижения (спортивные игры, скалолазание, плавание на плотах, подводный туризм, сафари и т. д.).
Сложность заключается в повышенных рисках – опасности для здоровья и даже жизни участников такого тура. Одной из разновидностей активных туров являются приключенческие путешествия. Такие туры редко встречаются в нашей стране, что обусловлено сложностью их организации. К таковым относится, например, посещение различных экзотических мест, зачастую с использованием нетрадиционных транспортных средств. Безусловно, и в нашей стране есть множество вариантов для проведения приключенческих туров. За основу для разработки программы такого путешествия можно взять народные сказки, сказания и предания, местные легенды и пр.
В зависимости от главной цели похода можно назвать следующие виды туров: тур для охоты, рыбной ловли, поездки на природу или в заповедники для наблюдения за животными в естественной среде их обитания, фотоохота; тур с посещением военных объектов, полигонов, тюрем и пр.; туры на месте катастроф; туры с целью поиска различных кладов (относятся к турам приключенческого и развлекательного вида).
Программа проведения экотуризма
Составьте подробную программу его проведения вплоть до почасового расписания. Конечно, вряд ли вы сможете выдержать ее максимально точно, но зато ваши участники будет иметь представление о том, что они получат в итоге. Адекватно оценивайте уровень подготовки и возможности людей. Надо стремиться к тому, что этот уровень был примерно одинаковым для всех участников.
На практике это оказывается мало достижимым, особенно, когда речь идет о походах с более общей тематикой (например, по местам достопримечательности или в случае с турами выходного дня). Среди ваших клиентов будут как молодые активные люди, так и пожилые; более выносливые и физически подготовленные и люди, не привыкшие к повышенным нагрузкам. Вам же нужно постараться сделать так, чтобы и тем, и другим было одинаково интересно участвовать в ваших турпоходах.
Туры выходного дня, как правило, проводятся либо в той же области, где вы сами проживаете и где будете набирать клиентов-единомышленников, либо в расположенных поблизости регионах (чтобы дорога до места назначения не занимала более 3-5 часов). «Полномасштабные» походы проводятся с выездом за пределы определенного региона и занимают, как правило, от десяти дней и более. Последний вариант требует более серьезной подготовки, а также хорошего знания выбранных маршрутов и/или наличия надежного проводника.
Группы для участия в туристических походах набираются двумя основными способами. В первом случае сначала определяется цель похода, а затем осуществляется поиск участников. Искать их можно через туристические фирмы, путем размещения рекламы в печатных изданиях (не самый эффективный и при этом довольно затратный способ), через местные сайты, форумы, группы в социальных сетях (оптимальный вариант). Во втором случае сначала набирается одна или несколько групп, намечаются цели для каждой из них и составляется расписание проведения походов. Этот вариант подойдет, если у вас есть несколько партнеров – проводников, которые смогут вас замещать. Вы же в этом случае выполняете, в основном, функции организатора.
Программа вашего тура должна включать подробные сведения о цели похода, маршруте, длительности, условиях проведения и, конечно, стоимости. В любительских походах есть, как правило, один организатор, а участники при этом имеют равноценные обязанности. В коммерческих походах организатор не только берет на себя все организационные вопросы, но и старается обеспечить максимально комфортные условия для участников похода.
Например, вместо разбивок лагеря в наиболее подходящем месте арендуются кэмпинги или даже гостевые дома. Пусть вас не смущает тот факт, что профессионалы, которые имеют большой опыт участия в туристических походах, рассматривают такие мероприятия скорее как пародию на настоящий поход. В большинстве случаев среди ваших клиентов будут новички и любители, бывавшие в походах в молодости и не готовые ни к сложным условиям проживания, ни к серьезным физическим нагрузкам.
После того как вы определитесь с целью похода и составом вашей группы, необходимо выбрать и разработать маршрут. Если у вас нет большого опыта в организации походов, то лучше начинать с непродолжительных экскурсий и поездок по родному краю. Для начала тщательно изучите туристические ресурсы по выбранной трассе вашего маршрута, определите тип маршрута, постройте его эскизную модель и трассу, составьте календарный план путешествия и график движения группы. Продумайте, где будет останавливаться ваша группа, где будете готовить еду и ночевать. Обязательно совершите пробный поход по выбранному маршруту, внеся по его результатам изменения в программу своего тура.
Начинайте с маршрутов, которые проходят по хорошим дорогам, не требует наличия специального инвентаря и картографического материала (чтобы для ориентирования на местности было достаточно дорожных указателей и обзорных схем), без длительных привалов. В дальнейшем можно будет для более опытных путешественников предлагать маршруты, проложенные по лесным тропам и просекам, берегам рек, через болота, горы и перевалы с длительными привалами и ночлегами.
Тщательно подойдите к вопросу составления маршрута вашего путешествия. Для этого можно и нужно использовать сразу несколько источников – справочники, путеводители и картографический материал. Даже если вы используете уже готовые схемы, постарайтесь найти какие-то свои дополнительные «фишки». Выбранные вами маршруты должны обязательно согласовываться с расписанием движения транспорта, режимом работы музеев, допуска в заповедники и т. д. Если вы решите открывать собственную туристическую фирму, то вам нужно будет согласовать и утвердить паспорт маршрута, который используется при формировании туров.
Правила организации удачного похода
Прежде всего, выбранный вами маршрут для дневного перехода должен по сложности и протяженности соответствовать силам всем участникам вашей группы. В идеале для передвижения между объектами лучше использовать ваш собственный транспорт (это поможет избежать досадных недоразумений и накладок), но можно также воспользоваться и местным транспортом.
Места для длительных привалов и ночлегов должны быть оборудованы запасом топлива и продовольствия, а также желательно должны быть оснащены связью на крайний случай. При возможности отдавайте предпочтение для длительных остановок гостевым домам и гостиницам, где можно отдохнуть. При планировании маршрута обязательно учитывайте резерв времени на случай различных непредвиденных обстоятельств и задержек в дороге.
Для организации походов потребуется специальное снаряжение, которое подразделяется на личное, групповое и специальное. К личному снаряжению относятся носильные вещи – спальные и умывальные принадлежности, другие предметы индивидуального пользования (рюкзаки, кружки, миски, ложки и пр.). К групповому снаряжению относят палатки, инструменты (например, топоры), посуда для приготовления пищи, маршрутные материалы и т. д.
К специальному снаряжению относятся предметы, определенные спецификой выбранного вами маршрута – от спасательных жилетов и веревок до ледорубов и сеток от насекомых. Групповое и специальное снаряжение вам придется приобретать самостоятельно из расчета количества участников группы плюс 1-2 человека (если вдруг во время похода что-то потеряется или выйдет из строя).
Позаботьтесь о безопасности ваших участников, особенно если вы отправляетесь в поход в регионы, где живут опасные дикие звери. Впрочем, опасность могут представлять и люди, что также нужно принимать во внимание. Если вы проводите многодневные походы, вам понадобится минимум один (а лучше два) помощника.
По мере развития вашего бизнеса стоит задуматься о расширении штата ваших работников. Так, вам могут понадобиться спасатели, медперсонал, дополнительные гиды, переводчики, опытные охотники и рыболовы. Потребуются дополнительные расходы на обеспечение средств передвижения – от внедорожников и лодок до велосипедов и лошадей. Все это, как правило, арендуется в месте начала похода.
Наиболее перспективное место для начала такого бизнеса – села рядом с закрытыми заповедными зонами. Некоторые компании организовывают кэмпинги или даже целые мини-поселения для туристов с избами из сруба, сдача в аренду которых может стать дополнительным (и весьма существенным) источником доходов.
Сысоева Лилия
24.07.2014
Все материалы по тегу: экотуризм
10619 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 433576 раз.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Другие статьи по вашей теме:
Актуальность бизнеса
На данный момент политика фирм, организующих туристические маршруты такова, что ценник на стандартную экскурсионную поездку рассчитан с условием, что основным покупателем будет потребитель со средним достатком. То есть потенциальная аудитория подобного бизнеса массовая. Тем более, в нашей стране крайне распространены школьные экскурсии, которые обеспечивают компании, сотрудничающие с образовательными учреждениями постоянным оптовым спросом. Да и сами родители никогда не против поездки ребёнка с классом даже в другой город, ведь это не затратное мероприятие и положительно сказывается на формировании детей.
Ещё одним популярным каналом получения заявок стала мода на экскурсионный отдых для пенсионеров, которая пришла к нам с Запада. Форма постепенно набирает обороты и развивается, прогнозируя хорошие показатели для туристических фирм.
Таким образом, если вы уже являетесь собственником турфирмы, то добавить к услугам популярные маршруты туристических автобусов будет обязательным пунктом в дальнейшем развитии вашей организации. Это позволит как расширить диапазон предложений, так и увеличить аудиторию, а соответственно и прибыль. Для начала это могут быть туры по территории Российской Федерации, а при дальнейшем расширении и необходимых капиталовложениях и зарубежные тур поездки. Но речь дальше пойдёт о случае, когда идея заняться туристическими автобусами реализуется с нуля.
Туристические маршруты с нуля
Обеспечение постоянного спроса на свои услуги туристическая организация сможет добиться только выполняя определённые условия рынка.
- Комфортные условия переезда. Ни одна экскурсия не станет поводом для потребителя повторно обращаться в экскурсионную фирму, если многочасовая поездка в автобусе, пусть и с периодическими пешими прогулками, будет совмещена с неудобствами для клиентов. В первую очередь, речь о транспортном средстве. Ездить на тарахтящем ПАЗике времён СССР даже мимо самых занимательных памятников не улыбнётся никому.
- Грамотный гид. От экскурсовода зависит всё. Даже видимые недостатки могут быть сглажены профессионализмом. Если ваш гид заунывно зачитывает подготовленную шпаргалку, то впору открывать фирму по автобусному сеансу сна, а не занимательных поездок. Как бизнес идеи тоже интересна, но на тур бизнес повлияет негативно.
- Дополнительные услуги во время поездки. И речь не только об остановках около мест общего пользования. Предлагайте клиентам пешие получасовые прогулки, во время которых они могут купить сувениры, выпить чашку кофе в недорогом кафе. Если это летние маршруты, вероятно, многим приглянется возможность искупаться в чистом озере. По таким схемам организуются и шоппинг-туры и даже кулинарные туры, когда клиенты в рамках автобусной поездки посещают самые известные заведения городов.
Старт с нуля – всегда очень сложное занятие для любого предпринимателя. Как минимум, потому что требуется хорошее капиталовложение, в том числе и, чтобы было на что развивать бизнес в первоначальное время, когда заказы только-только начинают набираться, а ваша известность и репутация только формируется. Поэтому от начинающего предпринимателя всегда требуется чёткий и подробный бизнес-план. Нужно быть готовым, к тому что, государственные программы поддержки малого бизнеса не смогут вам помочь. А кредиты на старт собственного бизнеса в последнее время выдаются крайне неохотно. Хотя среди подобных предложений можно найти и подходящие, как, например, специальная программа помощи от Сбербанка для начинающих бизнесменов.
Что важно, для человека, начинающего бизнес в сфере автобусных туров, многие действующие операторы, не могут похвастаться наличием собственного автопарка. Автобусы берутся в аренду у транспортной компании во время формирования экскурсионных списков. Это удобная форма сотрудничества, потому как при непостоянных заказах предприниматель, владеющий автобусами, вынужден будет тратить деньги на содержание и простой. А транспортная компания, при частых заказах от агентства, может формировать определённые индивидуальные прайсы со скидками.
Другая сторона медали – работа экскурсионной фирмы с зарубежными агентами. В случае, если ваша организация имеет планы на привоз туристов из других стран, нужно быть готовым к высоким кредитным ставкам и пошлинам на ввоз транспортных средств в Россию. Имея в запасе договор аренды на автобусы с иностранной организацией, которая сможет поставлять комфортабельные люкс-класса транспортные средства, вы сможете сразу зарекомендовать себя как хорошую организацию с качественными услугами. Но придётся с подобными фирмами договариваться и убеждать в выгодности сотрудничества.
С другой стороны, банки европейских стран активно взаимодействуют с теми, кто сотрудничает с транспортниками, особенно, если на руках имеется грамотно составленный бизнес-план. Но учитывайте и то, что подобные банковские организации не работают без страховки, так как в туристической сфере услуги оказываются людям, а в дороге могут подействовать и непредвиденные обстоятельства, которые влекут за собой выплату больших компенсаций пострадавшему лицу. Напомним, речь идёт о Европе.
Ещё одно обстоятельство, говорящее в пользу сотрудничества со сторонними автопарками – в среднем срок обновления парка составляет порядка 5 лет. И за это время, если бизнесмен использует собственный транспорт, он будет обязан накопить достаточно средств для реализации обновления без ущерба собственному финансовому положению. Иначе, теряется весь смысл бизнес идеи. С другой стороны, если всё же предприниматель решает вести бизнес без найма сторонней фирмы, он может попутно оказывать услуги другим юридическим лицам, сдавая свой транспорт в аренду, чем значительно увеличит шансы получить подходящую прибыль даже в межсезонье. Аренда автобусного парка – дело популярное не только среди туристических организаций, но и в шоу-бизнесе, когда коллективы эстрады выезжают на концерты по городам со своим оборудованием.
Закупка зарубежного транспорта
Ситуация на рынке подтверждает, что подобную схему выбирают операторы и фирмы, которые уже зарекомендовали себя на рынке экскурсионных и туристических услуг и получают стабильную прибыль, позволяющую вкладываться в расширении организации. В противном случае, вы можете увеличить срок окупаемости дела до непотребных размеров. Новое транспортное средство, подходящее по качеству и уровню организации удобств для туризма, обойдётся предпринимателю в среднем в 250 тысяч евро. Однако на европейском рынке очень распространена схема лизинга для юридических лиц, которая позволяет предпринимателям брать автобус на выгодных условиях, выплачивая его стоимость постепенно, а в конце срока, менять его на новый. Процентная ставка может быть предложена выгодная.
Как уже было сказано, автобусные экскурсии как бизнес подвержены сезонным колебаниям спроса, что и не удивительно. Заработка в зимний период, как показывает статистика опытных предпринимателей, хватает на погашение процентов и выплаты заработанной платы. Поэтому, основное время погашения долга по лизингу – сезон теплого времени и каникул. Поэтому стандартное время погашения задолженности растягивается. В среднем до 5 лет. Главное, не забывать правило – клиентская база должна постоянно пополняться, а автобусный парк – работать. Каждый день простоя автобуса будет приносить убытки.
Предложение для клиентов, чтобы можно было спрогнозировать хотя бы примерный доход фирмы и быть готовым к спросу, формируются в пакеты за несколько месяцев до их реализации. Цена самого автобуса закладывается в стоимость пребывания туристов в определённом городе и делится на количество участников. О хорошей прибыльности и рентабельности можно говорить после того, как группы станут набираться ограниченно. То есть, число желающих будет превышать число возможных мест. А для этого нужно плотно работать со спросом и продвижением известности фирмы на рынке экскурсионных услуг.
Аренда автобусов для бизнеса
Самый очевидный плюс этого варианта – отсутствие необходимости брать кредиты на выкуп собственного автобусного парка. Но это не значит, что на пути к прибыльной фирме не встретятся другие сложности:
- Если вы работаете с отечественными транспортными компаниями, есть вероятность, что найти комфортабельные автобусы, отвечающие всем современным стандартам качества перевозки туристов, будет проблематично. Особенно в сезон, когда компании работают в первую очередь с теми, кто является их постоянным клиентом, обеспечивая себя полной загруженностью.
- Аренда транспорта обходится в среднем в 1500 рублей за один час. И это палка о двух концах. С одной стороны, для Европейских перевозчиков – это низкая цена, потому что в неё должны входить и наилучшее состояние техники, которое поддерживать стоит не малых средств. И водительский профессионализм, и все сопутствующие факторы, которые могут повлиять на качество услуги. С другой стороны, наши туроператоры на сегодняшний день не готовы платить по большему тарифу. А потому вероятность наткнуться на неподобающее качество – возрастает.
- Безопасность и уверенность. Не станет удивительным фактом то, что в Европе водители экскурсионных автобусов и туристы – клиенты экскурсии чувствуют себя в полной безопасности. Более дорогие туры подразумевают и грамотно выстроенную страховочную систему, благодаря которой при несчастном случае, пострадавший всегда останется в выигрыше. В российских реалиях же даже заработанная плата водителей, которая как раз проистекает из стоимости тура, заставляет многих перерабатывать. Отчего ухудшается внимательность и то же качество перевозки. При этом мало кто может дать какие-либо страховые гарантии, да и нет пока у нас культуры всегда и везде страховать свою жизнь и здоровье. В итоге, качество страдает в любом случае. Хотя, как ни странно, в России услуги экскурсионных фирм востребованы больше чем на Западе, где уже начинают процветать «караванный» туризм и поездки на личном авто.
Одной из проблем, почему при всей востребованности качественных услуг в сфере туризма, качество остаётся на неподходящем уровне, называют отсутствие поддержки со стороны государства.
Особенности стартапа туристических автобусов
- На раскрутку бизнеса с нуля в этом сегмент рынка может уйти до трёх лет. Начинающий предприниматель должен понимать это и правильно прогнозировать свои затраты. Столь длительный срок связан с вышеперечисленными трудностями, а также тем, что основные направления и маршруты, которые обеспечивают спрос владельцам, уже заняты. А чтобы пробиться через плотный слой конкурентов, нужно приложить большие усилия и обеспечить лучшее качество.
- Для новичка в сфере автобусных экскурсий, полезно будет стартовать с коротких маршрутов. Это позволит делать меньше ошибок, понимать, чего не хватает, чего нет у вас, а что требуется для довольства пассажиров и клиентов. К тому же окупаемость такой схемы значительно вырастет, потому как на большие маршруты нужны будут большие затраты.
- Сезонность. Как уже было сказано, в автобусной сфере существенно снижает темп выхода на чистую прибыль, заставляя выжидать в межсезонье, простаивая на нулевых доходах. Однако, даже относительные новички могут справиться с этой проблемой, организовав дополнительные услуги. Например, зимний тур. Или новогодние поездки для школьников и студентов, ведь каникулы достаточно продолжительные.
Помните лишь о том, что самый «безрыбный» сезон – конец осени – начало весны, поэтому будьте готовы, а выходные нестандартные предложения по «холодным» экскурсиям готовьте заранее. И да, зарплату персоналу, в частности водителям, придётся платить круглый год, независимо от простоя.
- Персонал, неважно, европейские маршруты вы выбрали, или осваивайте отечественные пути, должен иметь все необходимые документы, в том числе и справки. Будет обидно, если вы в начале своего дела, погорите на простой вещи. Сюда входят как справки, так и документы о праве на перевозку пассажиров на дальние расстояния. Поэтому подходите к подбору водителей при найме предельно внимательно.
- Выбор транспортного средства, как было замечено в начале статьи будет напрямую влиять на удовлетворённость клиентов качеством. Особенно при поездках на большие расстояния. К тому же, это ещё и основная часть ваших расходов при запуске и действии предприятия. Поэтому проанализируйте все предложения на рынке и подберите наиболее оптимальное по соотношению цена-качество. Изначально, вам может хватить и двух — трёх штук, однако всегда будьте готовы быстро расширить автопарк, или держите наготове предложения от транспортных компаний.
- Как вариант услуг для начинающей фирмы полезны будут экскурсии и внутригородские. И для соответствия современным запросам нужно будет приобретать двухэтажные экскурсионные транспортные средства. Стоимость одного такого автобуса варьируется в пределах 450 тысяч долларов. Такие услуги позволяют предоставлять услуги как жителям города, так и иногородним, и иностранным туристам.
Вообще, бизнес на организации автобусных туров считается сверхприбыльным. Однако всегда помните, что потребуется немало времени, чтобы пробиться через конкурентов и реализовать работающую схему с нуля. Инвестиции в покупку собственных автобусов, позволят сделать это эффективнее, так как можно будет сотрудничать с конкурентами, предоставляя им же свой автопарк в аренду. Бизнес-план должен включать возможные затраты не только по этому пункту, но также давать представление о всех возможных финансовых вложениях, что позволит вам верно спрогнозировать выход к рентабельности и в случае необходимости, станет основным подспорьем при заключении договоров с банками.