Бизнес план по мотосервис у
* В расчетах используются средние данные по России
Мотоциклистов в нашей стране сегодня можно условно разделить на две категории: первая – это сельские «дедушки» и сельская же молодежь на продуктах отечественного мотопрома; вторая – люди, для которых мотоцикл является образом жизни, смыслом жизни, самой жизнью.
Первая категория отличается отсутствием коллективности и активной коммуникации, обслуживает свою технику самостоятельно, либо с помощью знакомых универсальных механиков. Вторая категория – это в определенной степени социальное явление. Неважно, какого типа мотоцикл приобретает представитель этой категории – спортбайк, турер, кросс или эндуро, — с покупкой первого мотоцикла он становится членом закрытого клуба мотофанатов. Это предполагает и активное общение в рамках своей тусовки, и совместные выезды по городу и стране. А еще – пристальное внимание к состоянию своего мотоцикла.
Несмотря на растущую популярность и объем рынка мотосредств (к которым можно отнести как мотоциклы, так и квадроциклы), станций по их обслуживанию и ремонту не так много и в Москве, а уж в регионах и того меньше. Как правило, на город-миллионник приходится в среднем с десяток более или менее серьезных сервисов.
Разные источники приводят различные цифры относительно общего количества мототранспорта в нашей стране. Компилируя имеющиеся данные, а также отсеяв из статистики «ИЖи» и прочие «Уралы» советского производства, которыми еще пользуются в глубинке, можно сделать усредненный вывод – количество мото- и квадроциклов составляет около 6% от общего количества транспортных средств. Таким образом, при сегодняшней обеспеченности населения транспортом на уровне 40%, на 1 млн. населения приходится 400 тыс. единиц транспорта, из которых примерно 24 тыс. единиц – мототранспорт. Эти цифры позволяют сделать вывод о том, что рынок обслуживания мототранспорта все еще достаточно свободен и отличается низким уровнем конкуренции.
К этому следует прибавить и еще несколько немаловажных факторов. Количество мотолюбителей в стране растет; растет и интерес к квадроциклам. Для средних и крупных городов мотоцикл – это в первую очередь хобби или же отражение статуса, стиля жизни. Стоимость таких мотоциклов, как правило, выше стоимости средней иномарки. Соответственно, на обслуживание и ремонт своих стальных любимцев владельцы готовы тратить немалые деньги.
Итак, с востребованностью данного вида услуг мы разобрались. Осталось понять, насколько интересен такой бизнес с точки зрения инвестора. Для начала расходная часть. Нам потребуются: помещение, оборудование и ручной инструмент, расходные материалы, несколько пар умелых рук и реклама. Ну и расходы на регистрацию бизнеса, куда же без них.
В этой статье мы не будем рассматривать салон премиум-уровня с рецепцией и администратором, залом ожидания и прочими прелестями. Ограничимся сервисом начального уровня и средней ценовой категории – простым и понятным для каждого мотоциклиста. Для сервиса на два бокса со всеми дополнительными помещениями вполне достаточно будет площади в 50-70 кв.м. При средней стоимости аренды за квадратный метр в 500 руб. для Москвы и 300-400 руб. для регионов, ежемесячная стоимость аренды составит около 30 – 35 тыс. рублей.
К этой сумме стоит добавить расходы на обстановку комнаты отдыха персонала и комнаты ожидания для клиентов: минимум простой, но комфортной мебели, небольшой телевизор, кофе-машина или вендинговый аппарат обойдутся в 70-90 тыс. руб.
Требования СЭС к помещению достаточно просты. Запрещается размещение сервиса в жилых и общественных зданиях. Необходимы водопровод и канализация. Наличие приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, а также системы отопления. Отделка стен и полов с использованием влаго- и маслобензостойких материалов. Наличие душа, санузла. И, кроме того, обязательное согласование проектной документации на размещение и технологические процессы с Госсанэпидемнадзором. К счастью, на рынке недвижимости сейчас присутствует большое количество объектов уже оснащенных под автосервисы (которые по требованиям идентичны мотосервисам), с уже имеющейся разрешительной документацией.
Масштабнее вопрос с инструментом и оборудованием. Здесь будем исходить, собственно, из номенклатуры планируемых услуг. Примерный набор выглядит так:
- замена масел и фильтров;
- замена свечей;
- замена колодок и прокачка тормозной системы;
- замена звезд и цепей;
- замена охлаждающей жидкости и промывка системы;
- регулировка клапанов;
- замена цепи ГРМ;
- чистка и настройка карбюраторов;
- замена сальников вилки и масла;
- регулировка подвески;
- шиномонтаж;
- прочий мелкий ремонт.
В таблице ниже приведен список оборудования и инструмента.
№ | Наименование | Цена, руб. | Требуемое | Стоимость, руб. |
ОСНОВНОЕ | ||||
1 | Подъемник гидравлический | 11 000 | 2 | 22 000 |
2 | Подкат | 3 000 | 1 | 3 000 |
3 | Подвижный стенд | 7 000 | 1 | 7 000 |
4 | Стенд с валами под колесо | 2 500 | 2 | 5 000 |
5 | Мойка высокого давления | 10 000 | 1 | 10 000 |
6 | Установка для замены антифириза | 37 000 | 1 | 37 000 |
7 | Бак маслосборный, 30 л | 4 000 | 1 | 4 000 |
8 | Ручной насос для раздачи масла | 2 500 | 1 | 2 500 |
9 | Установка для замены тормозной жидкости | 24 000 | 1 | 24 000 |
10 | Съемник механический | 5 500 | 1 | 5 500 |
11 | Стенд шиномонтажный | 4 000 | 1 | 4 000 |
12 | Гайковерт пневматический | 6 000 | 1 | 6 000 |
13 | Набор пневмоинструмента (шланг, пистолеты для продувки, накачивания воздухом, распыления) | 3 000 | 1 | 3 000 |
14 | Компрессор воздушный | 15 000 | 1 | 15 000 |
15 | Набор ручного инструмента | 5 000 | 2 | 10 000 |
16 | Прочий инструмент | 15 000 | 1 | 15 000 |
Итого: | 173 000 | |||
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ | ||||
Аппарат сварочный, полуавтомат | 16 000 | 1 | 16 000 | |
Стеллаж | 2 200 | 2 | 4 400 | |
Вулканизатор настольный | 15 000 | 1 | 15 000 | |
Верстак профессиональный с наполнением | 60 000 | 1 | 60 000 | |
Итого: | 95 400 |
Таким образом, мы видим, что набор обязательного оборудования обойдется во вполне приемлемую сумму – до 200 000 рублей. Если мы хотим заниматься мелким ремонтом после аварий – стоит задуматься о покупке сварочного полуавтомата. Отдельного внимания заслуживает верстак. Сегодня существует огромное количество производителей и поставщиков модульных систем, которые позволяют собрать рабочее пространство практически любой конфигурации. К тому же, значительную часть его стоимости составляет наполнение ящиков: здесь можно заказать абсолютно любой набор профессионального ручного инструмента. В таблице приведена стоимость верстака с двумя различными комплектами.
Обучение работе с оборудованием, как правило, производит дилер или непосредственный представитель компании-производителя.
Также необходим запас расходных материалов примерно на 70 – 100 тыс. руб. Зарабатывать на расходниках или использовать их по закупочной стоимости – вопрос сугубо индивидуальный. Но с учетом реалий сегодняшнего дня вполне приемлемым является вариант небольшой наценки – порядка 10%, что позволит даже при отсутствии торгового отдела обеспечить дополнительную прибыль. Как говорится, мелочь, а приятно. Но ни в коем случае не следует и жадничать. Чрезмерное завышение стоимости приведет прямиком в черные списки всех местных мотоклубов.
Следующий вопрос – персонал. И вопрос этот стоит достаточно остро. В нашей стране не так много учебных заведений, специализирующихся на мототранспорте. Поэтому владельцы мотосервисов выбирают как правило из двух вариантов: механики широкого профиля, которых воспитывают уже непосредственно на своей станции под себя, либо мотоциклисты-самоучки, проявляющие в работе на сервисе свой мотоэнтузиазм. И первый, и второй случаи имеют свои значительные минусы, к которым необходимо быть готовым. Механики широкого профиля не всегда владеют спецификой моторемонта, на их обучение требуются силы и время, а главное – наличие уже сформировавшихся специалистов. Мотоциклисты же активно работают в несезонное время; с началом сезона следует быть готовым к простоям из-за клубных выездов, пробегов и прочих уважительных причин. Ну и не забудем учесть фактор травмоопасности – по статистике мотоциклист падает за сезон как минимум один раз. Неудачно упавший механик застопорит работу сервиса на неделю-две в лучшем случае.
Еще один важный нюанс при подборе персонала, который к тому же влияет и на рекламу нашего сервиса. Как мы говорили ранее, настоящий мотоциклист не отдаст свою машину в чьи попало руки; владелец мотоцикла предпочитает побеседовать с тем, кому он доверяет свой транспорт. Клиентура мотосервиса наживается годами безупречной работы. Или, как вариант, хороший механик приводит с собой своих клиентов. Вот еще одна причина уделить особенное внимание работникам.
Для станции на два бокса достаточно трех механиков и одного мастера, распределяющего нагрузку и присматривающего за качеством. Для регионов средняя заработная плата механика составляет 25 000 руб. в месяц; в Москве – около 50 000 руб. Оклад мастера обычно процентов на 20 больше. Проведя несложные математические вычисления, получаем ежемесячный фонд оплаты труда в 105 000 и 210 000 рублей для регионов и Москвы соответственно. Сюда же добавим заработную плату бухгалтера, уборщицы, затраты на специалистов по обслуживанию оборудования – еще 50 000 рублей в месяц.
Переходим к рекламе. Конечно же, мы хотим, чтобы о нас знали все. Как говорилось выше, владельцы мотоциклов – особая каста, активно коммуницирующая в своих пределах. Поэтому основным направлением рекламы, на которое следует обратить внимание – это беззатратное «сарафанное радио», то есть то, что будут говорить о вас и вашем сервисе в узких кругах мотовладельцев. На это напрямую влияет квалификация вашего персонала, широта предлагаемых услуг и их стоимость. Все же на этапе рождения вашего бизнеса необходимо обозначить свое присутствие на рынке данного вида услуг. И здесь все ограничивается имеющимся бюджетом и креативностью владельца: реклама на радио, в специализированных изданиях, собственный сайт с хорошей программой продвижения – расходы могут составлять от 10 000 рублей единоразово и стремиться к бесконечности.
О выборе организационно-правовой формы сказано в других статьях уже немало, поэтому не будем на этом останавливаться. Скажем лишь, что даже если собственник решит делегировать открытие ИП или ООО специализированной компании, это обойдется не более чем в 10 000 рублей.
Подведем предварительный итог. В таблице ниже приведены все расходы, как единоразовые, так и ежемесячные.
№ | Наименование расхода | Единоразово, руб. | Ежемесячно, руб. |
1 | Аренда помещения | — | 30 000 |
2 | Коммунальные услуги | — | 15 000 |
3 | Оборудование помещения | 70 000 | — |
4 | Регистрация бизнеса | 10 000 | — |
5 | Оборудование и инструмент | 200 000 | — |
6 | Запас расходных материалов | 70 000 | — |
7 | Фонд оплаты труда | — | 155 000 (260 000) |
8 | Реклама | 30 000 | 20 000 |
Итого: | 380 000 | 220 000 |
Переходим к приятной части расчетов – к прибыли. Мотоцикл – не автомобиль. Комфортно ездить на нем можно далеко не круглый год, поэтому важно учитывать фактор сезонности. Несмотря на всю мудрость нашего народа, телегу зимой мало кто готовит, так что о начале сезона в среднем по стране можно говорить в марте-апреле, а об окончании – в октябре-ноябре. Итого получаем сезон длительностью 8 месяцев.
Стоимость услуг мотосервиса относительно невысока. Так, например, замена масла в двигателе и масляного фильтра обойдется в 600 рублей, замена звезд – от 700 рублей, чистка и синхронизация карбюраторов – от 3000 рублей. Стоимость нормочаса составляет в среднем 1700 рублей.
Целесообразно установить шестидневный график работы сервиса с 12-часовым рабочим днем. В первый сезон, пока сервис нарабатывает репутацию и клиентов, не стоит ждать загрузки более 50% рабочего времени. Исходя из этого, получаем ежемесячную выручку в 250 000 рублей, что составит 2 млн. рублей в год. В дальнейшем, при увеличении загрузки будет увеличиваться и выручка. Так, например, при загрузке в 70% годовая выручка будет равна уже 2,8 млн. рублей.
С учетом снижения потребления электроэнергии и воды в низкий сезон, отсутствия необходимости обслуживания оборудования и т.д., затраты зимой могут снизиться на 20-30%. В год за содержание сервиса придется выложить 2,3 млн. руб.
Итак, первоначальные вложения составляют порядка 400 000 руб., и нужно быть готовым выложить примерно такую же сумму в течение первого года работы на поддержание бизнеса на плаву; оборотные средства – еще 200 000 рублей. Если первый сезон прошел без серьезных «косяков» в отношении клиентов, через год следует ждать работы в плюс. 500 000 рублей прибыли до вычета налогов во второй-третий сезоны позволяют говорить о трехлетнем сроке окупаемости бизнеса и стартовом капитале в 1 миллион рублей.
При этом, мотосервис – это бизнес, который позволяет максимально сблизить зарабатывание денег и хобби. Едва ли кто-то из владельцев существующих мотосервисов пришел в этот бизнес без любви к двухколесному стальному другу.
Но хобби бизнесу не помеха, и, как и в любом другом виде предпринимательства, после правильного старта возможности развития ограничены только амбициями владельца и его желанием зарабатывать. Учитывая пока что имеющийся на рынке мотоциклетного сервиса простор и относительно невысокий порог вхождения, можно считать это направление весьма и весьма перспективным.
А главное, помните – репутацию сложно заработать и очень легко потерять.
Все материалы по тегу: мотосервис
12157 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 485228 раз.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Другие статьи по вашей теме:
В наше время количество мотоциклов неумолимо растёт, поэтому мотоциклетный бум, который сейчас охватил столицу прямое подтверждение этому. По некоторым официальным данным количество мотоциклов с каждым годом увеличивается примерно в три раза. Следовательно, количество механиков, которые обслуживают эти машины должно тоже соответственно увеличиваться. Но в жизни дело состоит совершенно по-другому — специализированных сервисов, к сожаление, не так много.
На старт! Мотосервис – это яркий пример того, как хобби становится собственным бизнесом. Для этого необходимо всего две вещи: спрос на данный вид услуг и клиентская база из друзей и знакомых. Открытие мотосервиса не требует больших капиталовложений, что тоже имеет большое значение. Например, Павел Филлипов, коротому сейчас 27 лет, в студенческие годы с друзьями занимался ремонтом «Уралов». Уже пять лет он возглавляет собственную компанию «Моторемонт». Еще одним ярким примером, того как хобби стало основным источником доходов, есть Алексей Кочелаевский, управляющий сервисом «Мото Ру». По вечерам, после работы он обслуживал мотоциклы. Его невинное хобби стало занимать всё больше времени, пока не переросло в основной вид занятий.
Впрочем, можно обойтись и без гаражно-ремонтного опыта. Если есть опыт, то можно сразу открывать сервис. Александр Шиьенков, Виталий Зверев и Игорь Кофф, основатели компании «Зорге, 13», которая также известна как клуб любителей спортивно-туристических мотоциклов Honda Blackbird, или «дроздов», обошлись без гаражно-любительского периода и сразу наладили полноценный мотосервис. Правда, у них за плечами был огромный опыт – все они были профессиональными механиками.
По словам Александра Шибенкова идея о создании собственного сервиса родилась у него, когда понял, что надо начинать свое дело. «Тогда я бросил старую работу», — говорить Александр, — «и с товарищем Виталием, у которого была своя база по ремонту автомобилей, запустили «Зорге, 13». Может возникнуть вопрос: почему мотоциклы? Ответ очень прост — по образованию мы оба механики и к тому же мотоциклисты. Поэтому было принято, решение: попробовать свои силы в этой сфере. К тому же, определенные марки мы знали отлично, и у нас уже был большой круг знакомых, которые к нам приезжали. Кроме того, у Игоря уже была своя, достаточно раскрученная компания «Пластикоф». Эта компания занималась восстановлением и покраской мотоциклетного пластика. Так и началась наша совместная работа, которая длится уже больше двух лет.
Для начала работы необходимо сделать расчеты, например: для старта с привлечением наёмной рабочей силы потребуется от 150 тыс. руб., большая часть которых пойдёт на аренду помещения. Поскольку, если работать не в одиночку, то для дополнительных рабочих мест, места для приёма клиентов, склада и других подсобных помещений понадобится площадь. Также необходимо приобрести шиномонтажное оборудование (от 200 тыс.руб.), аппаратуру для аргонной сварки (от 60 тыс.руб.) и расходный материал на первое время, который постепенно нужно будет расширять (от 50 тыс.руб.) и мотохимию: масла для двигателей и вилок, тормозную жидкость, антифриз.
Знай и имей.
Московский мотосервис средней величины обслуживают от трёх до пяти механиков, кроме того в его штат входит: управляющий, человек, который ведёт приём клиентов, занимается закупками и финансами, а также старший мастер, который управляет механиками и контролирует качество их работы. Результаты опросов свидетельствуют о том, что больших денег ремонт мотоциклов не приносит, однако все сотрудники мотосервиса получают гарантированный сносный заработок.
Например, посчитаем доходы: стандартный техосмотр, который делает клиент после покупки подержанного мотоцикла включает замену всех расходников и рабочих жидкостей. На этот объём работ хороший механик тратит около четырёх часов, а владелец байка – 30-35 тыс.руб. Большая часть этих денег – стоимость комплектующих и только треть суммы – заработок механиков. Но есть и исключения. Так, сервис «Мото Ру» старается обеспечить максимальную реализацию расходников и запасных частей, поскольку является подразделением крупнейшего в России оптового продавца запчастей и экипировки. Управляющий этим сервисом Алексей Кочелаевский говорит: «Мой формат подразумевает пит-стоп. То есть поток, конвейер — это идеал». Главный девиз сервиса «Мото Ру»: «Чтобы все делалось быстро, аккуратно, правильно, с применением всех знаний и необходимых технических средств». Главным критерием работы есть то, чтобы один мотоцикл уехал, а другой сразу заехал. Поэтому моторы в работу берутся в крайнем случае только у знакомых, и то только зимой, поскольку это невыгодно. Как говорят работники сервисов, что выгоднее шесть раз поменять масло, чем сделать один мотор. Закупка комплектующих материалов по дилерским ценам кардинально меняет картину бизнеса. «Реализация расходников», — по словам Алексея Кочелаевского, — «приносит сервису в четыре раза больше денег, чем их установка».
Впрочем, все стараются держать на складе как минимум самые ходовые позиции, поскольку даже низкая маржа от продажи комплектующих не лишает смысла торговлю ими. Поскольку, нормальный клиент готов переплатить за работу, лишь бы всё оказалось в одном месте. Особенно актуально иметь запас комплектующих в сезон, когда в магазинах они могут просто отсутствовать. К товарам повышенного спроса относятся детали, которые в первую очередь страдают при падениях, мотохимия, фильтры, колодки, звёзды и цепи. Номенклатура расходников для склада формируется исходя из специфики и личного опыта мотосервиса. Например, мотосервис «Зорге,13», который специализируется на «дроздах», всегда имеет всё, необходимое для ремонта мотоциклов этого вида. Поскольку, чем больше дефицитных расходников имеется на складе, тем больше довольных клиентов, а соответственно и прибыль сервиса.
Для развития успешного бизнеса в ассортимент полезных услуг должны входить также сварка, шиномонтаж, эвакуация и зимнее хранение. Эти услуги даже при минимальной рентабельности повышают привлекательность сервиса и стимулируют рост заказов. Хотелось бы отметить, что сезонность отображается на организации бизнеса сервиса. Наибольший поток заказов наблюдается в апреле, а к лету загруженность немного падает, но остаётся на высоком уровне до конца мотосезона. В холодное время года преобладают следующие виды работ: сложный ремонт, связанный с разборкой и регулировкой двигателей, восстановление пробитых аппаратов, тюнинг, покраска. Кроме того, если в сервисе имеется эвакуатор, это большой плюс, поскольку многим клиентам нравится, если сервис может самостоятельно забрать мотоцикл в ремонт или провести ремонт прямо на месте стоянки. Среди клиентов также пользуется популярностью услуга – хранение мотоциклов. Однако следует заметить, что эта услуга требует от владельцев сервиса повышенной ответственности и предоставления гарантий. Потому что известный случай, когда после пожара одного из зимних стойбищ дорогих мотоциклов много из них сгорело. Эксперты не рекомендуют повторять этот печальный опыт и владельцам мотосервисов нужно очень ответственно подходить к этому виду услуг.
Специальные льготные тарифы и профильный культпросвет способствуют увеличению количества зимних заказов. Поскольку заботливые мотоциклисты готовят свою машину заранее, чтобы весной она была готова к путешествиям. Но несмотря на то, что к каждому новому сезону сервисы готовятся очень тщательно и наращивают свои мощности, все равно весенний бум повторяется. Мотосервисов просто не хватает, по этому о конкуренции в таких условия речь уже не идет.
Одной из главных составляющих успешного бизнеса не только моторемонта, но и в любом другом бизнесе есть человеческий фактор, то есть простое человеческое доверие. Поскольку все байкеры считают, что у мотоцикла – этого двухколёсного транспорта есть и душа и характер. Поэтому они тщательно следят за тем, кто и как обслуживает их машину. Как рассказывает Александр Шибенков, что владелец мотоцикла всегда хочет пообщаться с механиком, который будет обслуживать его транспорт. По словам Александра мотоциклом человек дорожит не так как машиной. Его в чьи-либо руки не отдадут, поэтому доверие надо заслужить. В свою очередь доверие заслуживают качественной и быстро сделанной работой. А сарафанное радио уже позаботится, чтобы добрая слава распространилась среди потенциальных клиентов.
Хорошей рекламной компанией для сервисов являются всевозможные акции, которые проводят их владельцы, это например «Дни дрозда» (сервис «Зорге,13»), выезд на природу, приуроченный к открытию сезона (сервис «Моторемонт»). Эти мероприятия, общения в неформальной обстановке, дают возможность байкерам ближе познакомиться с механиками и уже напрямую с ними работать.
Но найти хорошего механика и пригласить его работать в своём сервисе очень непросто, потому что средняя зарплата московского мотомастера около 30 тыс. руб.(сумма фиксированной ставки и сдельной части). Многие владельцы мотосервисов из сожелением констатируют, что их вакансии не могут конкурировать с другими, более оплачиваемыми и популярными вакансиями трудового рынка. Владельцы мотосервисов говорят, что за сезон реально можно зарабатывать 40-50 тыс.руб., причем работать в нормальном ритме, с обедом. Между тем, владельцы мотосервисов говорят, что не все механики готовы добросовестно заниматься делом. Большинство норовит опоздать и отлынивать, при этом лишаясь на штрафах до 15% заработка.
Проведенные опросы владельцев мотосервисов показали, что главная проблема их бизнеса – дефицит квалифицированного и добросовестного персонала. Ещё больше усугубляет ситуацию отсутствие учебных заведений, где готовят механиков по профилю «мото». Специалистов растят непосредственно на местах, набирая учеников из числа профессиональных механиков, механиков-любителей или просто энтузиастов без опыта. При принятии на работу главными требованиями работодателей к претендентам выступают ответственность и аккуратность. Принятый на работу стажер сначала трудиться под пристальным вниманием старших товарищей, и только после хорошо выполняемой работы и успешных проверок допускается к самостоятельной работе. Ошибки в работе просто не допускаются, иначе родной сервис на долго получает шлейф негативных характеристик и плохие отзывов на интернет-форумах.
Кроме указанной проблемы с кадрами в мотосервисном бизнесе есть и проблема повышенного травматизма во время проведения ремонтных работ. Это чисто мотоциклетная проблема, однако, она очень важная. Как указывает Павел Филиппов, что многие серьезные мотосервисы принципиально не берут ни очень молодых ребят, ни мотоциклистов. Потому, что когда начинается сезон некому работать, поскольку они травмируются на мотоциклах. Об этом свидетельствует печальная статистика. Один раз в сезон, как минимум, мотоциклист падает, и хорошо, если без травм. Вопрос о том, где брать зрелых механиков, которые не катаются на мотоциклах ещё долго будет без чёткого ответа. В реальности владельцы мотосервисов готовы принять к себе на работу любого аккуратного и ответственного человека, который знает как выглядит гаечный ключ и отличает плюс от минуса. Остальное, при желании, можно выучить во время практической работы.
На данный момент, столичные мотосервисы, несмотря на большой объём работ, продолжают оставаться на уровне гаражей. Причиной этой ситуации служит нехватка людей и отсутствие льгот при кредитировании для малого бизнеса. Один из основных законов бизнеса – для большего заработка нужно больше вложенных средств, а у мотосервисов их нет. Все атрибуты бизнесовых компаний: комната для приёма клиентов, секретарша, кофемашина, кожаные диваны, просторные и светлые ремзоны могут быт только в планах и мечтах, потому что большой бизнес не спешит выходить на этот рынок. Однако участники рынка прогнозируют, что в скором будущем мотосервисы будут очень востребованы и на этом поприще появятся новые люди. Между тем эксперты предупреждают, что от мотобизнеса, основой которого являются личные контакты и доверие, не стоит ожидать быстрых финансовых успехов. Всем, кто начинает с нуля, эксперты рекомендуют в первый год, даже при очень хорошей организации, не ждать больших результатов и лёгкой работы. Зато, заработав хорошие рекомендации на протяжении года, в сезон вполне можно будет открывать вторую смену.
Всем, кто планирует открывать свои мотосервисы хочеться сказать, что для повышения клиентской базы необходимы личный контакт и доверие. Для того, чтоб в условия тотальной нехватки сервисов начинающая компания обрела себе большую клиентскую базу необходимо сделать хорошую рекламу и пиар, поскольку мест скопления мотоциклистов не очень много и все они хорошо известны.
Метки: мотосервис, мотоциклетный бум, открытие мотосервиса, техосмотр мотоцикла