Бизнес план по художественной керамике
В питерской студии «Кукла-Арт» клиент может заказать художественную керамику для декора интерьера, коллекции или подарка. Заказчику предложат несколько эскизов будущего изделия и изготовят черновой вариант из глины. Каждый этап работы фотографируется и отправляется клиенту. А он может вносить изменения до тех пор, пока не начнётся обжиг изделия. О том, какой эффект приносит такая тесная работа с заказчиками, порталу Biz360.ru рассказал основатель студии керамики «Кукла-Арт» Вячеслав Смородин.
Досье
Вячеслав Смородин, 36 лет, по образованию фотограф. Почти сразу после окончания училища стал трудиться в сфере энергетики из-за невозможности найти работу по специальности. Имеет неоконченное высшее техническое образование. До осени 2015 года работал на одном из предприятий начальником строительно-монтажного управления. В начале 2015 года вместе с супругой Ольгой Мыльцевой открыл керамическую мастерскую
«Кукла-Арт» в Санкт-Петербурге. Вложения в проект составили около 200 тысяч рублей.
Из найма – в собственное дело
У Вячеслава Смородина и его супруги Ольги Мыльцевой нет профильного художественного образования. Так получилось, что оба они увлеклись керамикой, будучи занятыми в других сферах, — у Ольги был небольшой салон красоты, а Вячеслав работал на предприятии малой энергетики.
Вячеслав с детства увлекался дизайном, а Ольга рисовала. Несколько лет назад она зарегистрировалась на сайте «Ярмарка мастеров», где творческие люди выставляют для продажи собственные изделия. Ольга предлагала на этой площадке свои картины, которые рисовала в свободное время ради удовольствия.
Вскоре там же появились вещи, предназначенные для декора. Их Ольга делала из самозатвердевающей глины. Такое изделие лепят из глины, а потом раскрашивают красками. Никакого обжига данный материал не требует.
К вещам из самозатвердевающей глины появился интерес со стороны друзей и знакомых, потом возникли сторонние клиенты, а чуть позже — даже корпоративные заказы; например, подмосковная фабрика колбасных изделий заказала 200 забавных поросят. Выполнение этого заказа растянулось на два месяца.
Тогда-то у супругов и возникла мысль сделать своё хобби основным источником дохода. К воплощению этой идеи они подошли очень тщательно. Решили делать керамические изделия, соблюдая все нюансы технологического процесса. Чтобы проверить, будет ли спрос на них, выставили на «Ярмарке мастеров» первые изделия из керамики. Покупатели и заказчики на них нашлись довольно быстро.
В начале 2015 года Ольга прекратила работу в салоне красоты и полностью посвятила себя собственному проекту – студии керамики «Кукла-Арт». Требовалось время, чтобы научиться понимать материал, отработать технологию. Вячеслав в это время продолжал работать в качестве начальника СМУ — зарабатывал деньги на первое время жизни в качестве предпринимателей. В августе 2015 года он тоже оставил место работы, и теперь всё своё время посвящает собственному бизнесу.
Индивидуальный подход
Перед запуском собственной студии керамики Вячеслав изучал предложения конкурентов. Оказалось, что керамических мастерских, которые предлагают оригинальные изделия, очень мало. На рынке превалируют китайская керамика низкого качества.
Можно найти небольшие студии и отдельных мастеров, которые работают без официального оформления. Но из-за их неофициального статуса с ними не хотят сотрудничать корпоративные клиенты. Также на рынке представлены официальные гончарные мастерские, предлагающие посуду. Но мастерских, которые берутся за миниатюрную пластику, единицы.
С самого начала Вячеслав и Ольга сделали ставку на индивидуальный подход. Для клиента могут разработать эскиз и предложить несколько вариантов на выбор; заказчик имеет возможность вносить корректировки до тех пор, пока не появится наиболее устраивающий его вариант. Бывает, что приходится менять эскиз до пяти раз.
После утверждения эскиза его запускают в производство, взяв 100% предоплаты. Ольга и Вячеслав изготавливают из глины изделие, фотографируют его и снова отправляют заказчику. Если у него будут еще какие-то изменения на этом этапе, их вносят. Только после этого изделие отправляют в печь на обжиг.
«Каждый этап изготовления фотографируется и отправляется заказчику, таким образом мы позволяем клиенту контролировать процесс и познакомиться с технологией изготовления керамики», — замечает Вячеслав Смородин.
В студии керамики «Кукла-Арт» можно купить также и готовые изделия. Если клиент захочет внести изменения в выставленную вещь, то для него изготовят новую с учётом его пожеланий – например, изменят роспись, цвет, позу персонажа, добавят надпись и тому подобное. Такие покупки составляют около 20% от общего числа. Остальные 80% приходятся на изделия, которые выполняются на заказ с составлением эскизов.
Технологический процесс
На изготовление одного керамического изделия уходит порядка двух недель. Именно столько времени требуется для соблюдения технологического процесса.
Сначала из подготовленной глины формируется изделие. Затем оно отправляется на сушку в специальную камеру, где постепенно сохнет до определенного уровня влажности. Нарушение этого процесса приводит к трещинам, деформации и порче изделия. Процесс сушки в среднем занимает 4-7 дней.
После этого работу ставят в печь на обжиг. В печи температура увеличивается постепенно. Нарушать процесс нельзя, иначе изделие может лопнуть или покоробиться. Обжиг занимает порядка 8 часов.
Затем требуется время на плавное остывание – ещё порядка 8 часов. После этого вещи покрывается ангобами – цветными глинами или цветными глазурями, которые используется в качестве красок. Затем, в зависимости от художественной задумки, для придания блеска и водонепроницаемости изделие покрывается прозрачной глазурью. И снова ставится в печь для обжига.
Не все клиенты студии «Кукла-Арт» знают о том, как создаются керамические изделия. Поэтому они не всегда понимают, почему им приходится ждать свой заказ в течение двух недель. Ольга и Вячеслав рассказывают о технологических нюансах и объясняют, почему нельзя сократить время на производство заказа.
Заниматься изготовлением керамики Вячеславу и Ольге приходится методом проб и ошибок. «Советской школы керамики больше нет. И сейчас практически не существует площадок, где люди могут перенимать знания и опыт», — констатирует Вячеслав Смородин.
Приходится много экспериментировать с материалами. Часть времени уходит на поиск технологии и сочетаемости компонентов. Большинство производителей находится за рубежом и далеко не все предоставляют информацию о полном составе сырья. Например, испанская глина дорогая, а более дешевая из ближнего зарубежья не стабильно хорошего качества.
Помещение и оборудование
Для керамической мастерской годится не каждое помещение. Обычный офис тут не подойдёт. Для работы с глиной необходим свой подвод воды и сантехника. Печи для обжига и гончарный круг требуют больших энергетических затрат, чем электроснабжение офиса. Производственные же помещения сдаются только большими площадями (часто от 300 квадратных метров). Поэтому поиск помещения для мастерской «Кукла-Арт» растянулся на два месяца. Но за это время удалось найти подходящий вариант.
Самое необходимое оборудование в работе керамиста — печь для обжига. В студии «Кукла-Арт» есть две печи: одна небольшая, объёмом 60 литров, а другая – почти втрое больше (160 литров). Одну печь супруги купили, а другую взяли в аренду. Сэкономить на оборудовании помог и предыдущий опыт работы Вячеслава: так как он работал инженером, то смог самостоятельно изготовить камеры для просушки.
Начальные вложения в собственное дело составили около 200 тысяч рублей. Это были полностью собственные средства супругов. Часть денег получили от корпоративных заказов, что-то добавили из накоплений. «И мы решили: сейчас или никогда. Это был конец 2014 года, начало очередного кризиса. Но сколько времени ждать, пока кризис закончится?»
Первоначальные инвестиции были потрачены на аренду помещения, приобретение оборудования и материалов. Супружеская пара понимала, что от того, как будут выглядеть их изделия на фотографиях, зависит количество возможных заказов. Поэтому решили вложиться и в оборудование для съёмки – камеру, вспышки, софиты. «Без качественных фотографий нашей продукции никак», — считает Вячеслав.
Друзья и знакомые Вячеслава и Ольги поддержали их желание заняться собственным делом. Хотя некоторые, включая родственников, пытались отговаривать. Они не понимали, зачем менять стабильность в виде имеющегося рабочего места с понятным доходом на предпринимательские риски. Недопонимание, по словам Вячеслава Смородина, сохраняется и сейчас.
Кто заказывает авторскую керамику
Первых клиентов студии «Кукла-Арт» удалось привлечь посредством социальных сетей и контекстной рекламы в «Яндексе». Затем стало срабатывать «сарафанное радио». Новые клиенты появляются часто именно благодаря ему — увидят у кого-то изделие студии, спросят, кто это сделал, и возьмут контакты. Потом связываются с мастерской и просят сделать что-то для себя
Особым спросом пользуются портретные статуэтки. «Если это подарок коллеге, надо подчеркнуть не только характер человека, но и суть его работы, должности, настроение. Всё это надо учесть и придать законченный художественный вид изделию», — раскрывает профессиональные секреты Вячеслав. Для создания портретной статуэтки Вячеслав и Ольга запрашивают фотографии человека, спрашивают о его характере, увлечениях и образе жизни.
Корпоративные клиенты заказывают в студии «Кукла-Арт», как правило, эксклюзивные подарки клиентам. «Мы оказываем помощь в разработке подобной продукции. Прошлый опыт работы в маркетинге помогает лучше понять назначение сувенира, создать портрет потребителя компании и изготовить наиболее целевой продукт», — признаётся Вячеслав Смородин.
В студию довольно часто поступают просьбы выполнить копии работ известных мастеров. «Нам это не интересно. И мы считаем, что заниматься плагиатом нехорошо. В таких случаях мы предлагаем что-то из понравившейся тематики, но своё собственное», — рассказывает Вячеслав.
Часть клиентов студии «Кукла-Арт» — коллекционеры. Они собирают оригинальные изделия определённой тематики – например, колокольчики, собак, котов, кукол и т.д. Они объясняют Вячеславу и Ольге, что им надо, затем утверждают эскиз и получают нужную им вещь.
Работа с одним из коллекционеров растянулась на несколько месяцев. Он в течение 1,5 месяцев утверждал эскиз. Начиная с черного варианта, просил то что-то убрать, то что-то добавить. В готовом варианте пришлось менять цвета и покрытие. Переделывать работу пришлось пятнадцать раз на всех этапах. «В какой-то момент мы практически отказали в выполнении заказа, но вскоре нашли общий язык и работа была выполнена. Заказчик остался доволен и хорошо заплатил. Наше терпение было вознаграждено и ряды постоянных клиентов пополнились», — рассказывает Вячеслав.
Сегодня у студии «Кукла-Арт» есть и клиенты из-за рубежа. Чаще всего ими оказываются российские эмигранты, которые живут в Израиле, Италии, Германии, Канаде. Сначала они заказывали готовые изделия, которые были выставлены на «Ярмарке мастеров», а потом перешли на заказы через сайт.
Студия также работает с дизайнерами, которые оформляют квартиры, офисы и магазины. Ольга и Вячеслав помогают им подготовить комплексное решение для дома, офиса, оформления витрин (например, декоративные вазы или статуэтки, посуду на кухню, тарелки для стен, светильники). «Это не одна-две работы, а целая коллекция, гармонично вписывающаяся в интерьер. Дизайнеры часто хотят что-то новое, и мы предлагаем им свои идеи, подготавливаем эскизы и образцы, таким образом строится сотрудничество», — говорит Вячеслав Смородин.
Часть клиентов «Кукла-Арт» находит на выставках-продажах, в которых активно участвует и где продвигает свою продукцию.
Ценообразование
Стоимость изделий студии «Кукла-Арт» сильно зависит от характера работы с клиентом. Если он заказывает типовое изделие по образцам, выставленным на сайте студии, и не вносит в него корректировок, то платит установленную цену. Например, авторская сахарница или кружка с блюдцем могут стоить 1200 рублей, керамическая статуэтка — 2 500 рублей.
Если выполняется оригинальный заказ, то его цена складывается из того, как долго согласовывается эскиз и черновой вариант в глине. На конечную стоимость влияет размер изделия и количество израсходованного материала.
«Бывает, что спрашивают, почему такая высокая цена. Но это случайные люди, как правило. Не припомню случая, когда кто-то торговался с нами из-за цены», — говорит Вячеслав Смородин.
Есть корпоративные заказы, которые выполняются небольшими партиями. В этом случае устанавливается определенная предоплата и только после выполнения работы оплачивается полная стоимость заказа. «Корпоративные клиенты ценой, как правило, довольны. И говорят, что цены у нас невысокие», — признаёт Вячеслав. Тем более, что постоянным клиентам предоставляются скидки.
Российских производителей нужного студии сырья практически нет, поэтому глина закупается испанская или украинская, а ангобы и глазури – немецкие или китайские. Поэтому цена изделий зависит и от курса валют.
На данный момент проект «Кукла-Арт» вышел на самоокупаемость. «Заработок на данный момент конечно не постоянный, но в определенные периоды мы зарабатывали не меньше, чем работая наёмными сотрудниками», — признаётся Вячеслав Смородин.
Что дальше
В этом году супруги хотят активнее продвигаться за границей. Там керамические изделия ручной работы стоят гораздо дороже, чем в России. Более привлекательная цена может сделать эти планы реальными. Для продвижения за границей Вячеслав и Ольга хотят осенью этого года поучаствовать в Миланской выставке.
Сейчас Вячеслав и Ольга разрабатывают несколько проектов развития студии. Один из них — производство качественной и экологически чистой посуды, которую будут поставлять в рестораны, кафе, офисы. Супруги хотят предлагать своим клиентам керамическую посуду, разработанную с учетом характерных особенностей конкретного заведения. Это позволит делать бренд более узнаваемым и привлекательным.
Так же для студии интересен образовательный проект в формате коворкинга. «Мы хотим показывать процесс производства предметов быта, вовлекать людей в их разработку и создание, приобщать к бережному потреблению. На подобной площадке люди могли бы создавать что-то для себя, получая консультации и необходимое оборудование, — рассказывает Вячеслав. — Сейчас мы ищем партнёров, которые захотят сотрудничать с нами в этих проектах. Возможности для монетизации есть».
Читайте также:
Как заработать на производстве дверей авторского дизайна.
Как заработать на производстве бескаркасных кресел и диванов.
Как заработать на предметах интерьера авторского дизайна.
Несмотря на широкое распространение современных материалов, которые отличаются долгим сроком службы и хорошими потребительскими качествами, изделия из керамики , по-прежнему, актуальны. Керамическая посуда хрупкая и стоит довольно дорого, по сравнению, к примеру, с пластиковой. Однако хорошая теплопроводность и, главное, экологическая безопасность этого материала компенсирует все его недостатки.
Конкуренция на рынке керамической посуды высокая, в том числе и среди российских производителей. Ситуация осложняется тем, что емкость этого сегмента российского рынка можно определить лишь приблизительно, так как он входит в состав рынка товаров для дома и оценивается в совокупности с другими сегментами. Известно, что посуда составляет около трети от общего объема рынка всех товаров для дома. На него приходится около $700 млн.
Несмотря на то, что здесь представлены изделия из различных материалов – от стекла до металла, тем не менее, до последнего времени лидировала керамическая и фарфоровая посуда (около 70% в общем объеме производства посуды).
Главные тенденции, которые наблюдались на российском рынке керамической посуды на протяжении последних нескольких лет, заключаются в ежегодном снижении объемов производства (особенно значительный спад произошел в 2009-2010-х годах) и в одновременном росте цен за единицу продукции.С другой стороны в начале 2009 года произошло резкое снижение импорта посуды из-за падения курса рубля и проблем с кредитованием импорта. Сейчас объем производства керамической продукции в нашей стране составляет около 250 миллионов изделий и 2,6 млрд. рублей в стоимостном выражении в год, а ежегодные темпы роста объемов импорта керамики из других стран составляют 20-30%.
В целом, темпы роста рынка постепенно снижаются. Эксперты говорят о том, что для производств керамической и фарфорово-фаянсовой посуды наступили не лучшие времени. Новых компаний за последний год практически не появилось, не считая мелких полукустарных предприятий. Большинство заводов закрывается или перепрофилируется, так как загруженность производства составляет всего лишь 10%.
Стоит отметить, что по сравнению с западными странами, соотношение объемов продукции отечественного производства и импортируемой из других стран (преимущественно Китая) долгое время было в пользу российских компаний, в то время как за рубежом местные производители давно уступили позиции китайским предприятиям. Специалисты объясняют это тем, что еще с советских времен отечественная продукция пользуется большим спросом среди потребителей благодаря ее высокому качеству. Определенную роль играет и ностальгия, и уверенность в безопасности российской керамики. Сейчас ситуация несколько изменилась.
Основная доля продаж на российском рынке посуды приходится на продукцию импортного производства (особенно в сегменте фарфора). По данным аналитиков, объем производства фарфора в нашей стране снижается более чем на 2 тысячи тонны в год. Специалисты объясняют это устареванием оборудования и, как следствие, низким качеством и высокой себестоимостью готовых изделий. Среди стран, которые поставляют свою продукцию в Россию, лидирует Китай (около 40% от общего объема импорта). А в сегменте продукции из керамики и фарфора стоимостью выше среднего преобладают европейские производители. Основные страны-импортеры керамики: Германия, Чехия, Польша, Япония, Великобритания. Доля импортной продукции из фарфора на российском рынке составляет 80%, но с каждым годом она понемногу уменьшается, что не может не радовать отечественных производителей.
При этом потребление посуды из этих материалов в нашей стране постоянно растет (прирост составляет примерно 7% в год). Специалисты уверены, что этот показатель будет увеличиваться по мере роста доходов населения. Во многом это связано с бурным развитием сегмента профессиональной посуды HoReCa (гостиницы, рестораны, кафе), который составляет около 20% от объемов рынка.
Рост цен на керамическую посуду связан, в основном, с увеличением стоимости сырья (темпы этого роста составляют около 30% в год). Около 10% сырья, которое используется отечественными производителями керамики, импортируется из-за рубежа (в основном, с Украины). Отпускная цена за тонну глины в нашей стране составляет около $100. Стоимость глины, импортируемой с Украины, почти в два раза ниже. Кроме того, сырье с отечественных месторождений нередко уступает по качеству глинам украинских месторождений. В нашей стране керамическую и фарфоровую продукцию производят несколько десятков предприятий. Большая ее часть экспортируется в страны ближнего зарубежья, а также в США и Германию.
Эксперты отмечают следующие тенденции развития отечественного рынка керамической и фарфоровой продукции : потребители отдают предпочтение стеклянной посуде, спрос смещается в сторону низкого и среднего ценового сегмента, растет спрос на продукцию повседневного использования и профессиональную посуду для заведений общественного питания.
Существует несколько классификаций изделий из керамики. Самое широкое разделение – в зависимости от назначения. Так, выделяют промышленно-строительную керамику, техническую, художественно-декоративную и хозяйственно-бытовую. К первым категориям относится кирпич, облицовочная и напольная плитка, черепицы, изразцы. А ко вторым двум – гончарная продукция, посуда (тарелки, салатники, чашки, блюда, горшочки, сковородки, кокотницы, формы для выпечки и пр.) и декоративные изделия из фарфора, фаянса и майолики (аромалампы, керамические скульптуры, декоративные статуэтки, шкатулки, аквариумная керамика, вазы, светильники и т. д.).
Керамическая продукция , как и стеклянная, относится к разряду силикатных товаров. Эти изделия изготавливаются из пластичных глинистых материалов, которые обжигаются для придания им прочности. В зависимости от компонентов, которые входят в состав массы, и температуры обжига керамика может быть как сплошной, так и пористой. Перед обжигом часть изделий покрывается глазурью, которая представляет собой тонкий слой стеклообразной массы. Это необходимо не только для эстетического эффекта: глазурь противостоит впитыванию керамикой грязи и влаги.
Гончарные изделия производятся из простых окрашенных глин. Они тоже могут быть глазурованными и неглазурованными. Изделия из фарфора и фаянса производятся из белой глины и отличаются по структуре: у фаянса она пористая, а у фарфора спекшаяся (сплошная). Майолика – это продукция из белых или слабоокрашенных глин с рельефными узорами на корпусе, покрытая цветной глазурью. Специалисты подразделяют керамику на грубую и тонкую. К первой относятся гончарные изделия, а ко вторым – продукция из фарфора, фаянса и майолики.
Для производства керамических изделий используются пластичные и отощающие материалы, а также плавни (другое название – флюсы). К пластичным веществам относятся различные виды глин и каолина. Строго говоря, каолин – это тоже глинистое вещество обычно белого цвета, которое состоит из каолинита. В зависимости от примесей, которые входят в состав смеси, глины могут иметь различные температуры плавления и разнообразную окраску.
Если окраска связана с наличием в сырье примесей органического происхождения, то, как правило, во время обжига такое изделие приобретает белый цвет (такие виды глин называются беложгущимися). Эти материалы очень пластичны, но после обжига они отвердевают и превращаются в черепок. Отощающие материалы используются для снижения усадки керамической продукции. Глина при сушке и обжиге дает усадку, что, в свою очередь, может привести к деформации и растрескиванию изделия. Отощающие материалы, к которым относятся кварц, кварцевый песок, битые черепки и пр., препятствуют этой деформации, сохраняя форму изделия практически в первозданном виде. Плавни, или флюсы используются для более быстрого и надежного спекания компонентов керамической массы (особенно при производстве изделий из сплошной керамики). Для этого, как правило, используется мел, известняк или полевой шпат.
Открывать собственное крупное производство нерентабельно. Небольшим компаниям, которые работают на определенный узкий сегмент или региональный рынок, выжить намного проще. Для такого производства не требуется больших площадей и дорогостоящего оборудования. Главное требование: производственные помещения должны находиться на окраине города или за его пределами. Кроме того, здесь должна быть вода, отопление и электричество. Помимо производственных площадей, понадобится помещения под склад, санузел, душевые кабины.
Необходимое оборудование цеха включает в себя: муфельные печи, станок для прокатки, «карусель», шаровую мельницу для производства глазури. Для работы в цехах потребуется минимум 3-4 рабочих на одну смену. Кроме того, не обойтись без бухгалтера (можно обратиться к услугам бухгалтерской фирмы). Обязанности менеджера по закупкам и сбыту можно взять в первое время на себя.
Сырье (белую глину), как уже упоминалось выше, обычно покупают в Украине. Поэтому сразу закладывайте расходы на оформление всех документов и растаможивание груза. По времени эта процедура займет около одной недели.
Сырье должно пройти специальную обработку: сначала оно очищается от вредных минеральных включений, затем дробится, размалывается, просеивается через сито, смешивается с другими компонентами. На основе глины делается шликер – жидкая глиняная масса влажностью около 35%. Она заливается вручную или с помощью специального оборудования в формы и оставляется там до полного застывания. Изделия простых форм (например, тарелки) формуются из пластической массы влажностью около 25% в гипсовых формах при помощи стальных шаблонов.
После этого изделия извлекаются из форм, сушатся и промываются. Сушка проходит либо естественным образом (печи довольно дорогие, и мелкие производства обходятся без них), либо в конвекционных печах при температуре от 70 до 90 градусов Цельсия. Обжиг в печах проводится в два приема.
Затем керамические изделия покрываются глазурью и обжигаются. Полный цикл производства занимает от трех до пяти дней. Использование специальных печей для сушки сокращает эти сроки минимум в два раза. Одна небольшая мастерская изготавливает около 1000 наименований продукции за один цикл.
Безупречное качество вашей продукции – это главное условие ее популярности среди потребителей. При оценке качества керамических товаров основное значение имеют три основных характеристики: качество черепка, глазури и декорирования. Большинство производителей руководствуется так называемым «технологическим регламентом производства керамической продукции».
Заранее определитесь с ассортиментом продукции, которую будете производить. Пусть он будет лучше небольшим (20-30 наименований), что позволит избежать больших складских остатков. Наибольшим спросом пользуется керамическая посуда (горшки, чашки, супницы и пр.). Старайтесь регулярно обновлять свой ассортимент, убирая устаревшие модели и предлагая новые, ориентируясь на пожелания потребителей и спрос.
Бизнес, связанный с производством керамических изделий не считается сезонным, хотя этот фактор все же оказывает на него определенное влияние. Например, в южных регионах нашей страны посуда пользуется особенно высоким спросом с сентября-октября по апрель. В жаркое время года люди готовят намного реже, соответственно, объем продаж посуды резко снижается. Также работа самого производства может приостанавливаться при повышенной влажности, так как керамика хорошо впитывает влагу, что приводит к увеличению количества брака. Следовательно, объемы производства дождливой осенью или слишком теплой зимой будут ниже, чем в другие месяцы.
Для открытия собственного производства керамической продукции потребуется минимум 3,5 млн. рублей. Рентабельность такого проекта составляет около 25-30%, а срок окупаемости – от 3 лет. Можно приобрести уже существующий бизнес (благо предложений на рынке хватает). Он обойдется в 6-7 млн. рублей (с учетом аренды производственных площадей).
Лилия Сысоева
(с) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств